Направленность личности субъектов уголовного и гражданского процессов

<

050414 0150 1 Направленность личности субъектов уголовного и гражданского процессовЧеловек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка, становится личностью — субъектом познания и активного преобразования действительности.

Факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятии «индивид». Индивидом вправе назвать и взрослого, нормального человека и новорожденного, и дефективного человека, не способного усвоить язык и простейшие навыки. Однако только первый из них является личностью, то есть социальным существом, включенным в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития. Появляясь; на свет как индивид, человек становится личностью, еще в раннем детстве включаясь в определенную исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в социальной группе создает такое переплетение отноше ний, складывающихся преимущественно независимо от воли и сознания; индивида, которое формирует его как личность.

Однако было бы неправильно считать личность пассивным продуктом социальной среды и не видеть в ней активного деятеля. Процесс усвоения социального опыта осуществляется через посредство «внутреннего мира» личности, в котором выражается отношение человека к тому, что он делает и что делается с ним. Активность проявляется в характерных для личности мотивах поведения, установках и способов действия, шире — в многообразной деятельности, направленной на преобразование окружающей действительности. Активность личности находит выражение в жизненной позиции, которую человек занимает, познавая свое положение и место в жизни. Одни и те же жизненные обстоятельства могут порождать многообразные жизненные позиции, выявляя различные формы активности личности.

Одна из наиболее характерных сторон личности человека — ее индивидуальность, под которой понимается неповторимое сочетание психологических особенностей личности. Сюда относят характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности и мастерство. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей — личность человека неповторима в своей индивидуальности. Вот почему личность — это прежде всего живой конкретный человек со своими сильными и слабыми сторонами, порожденными его активным участием в жизни общества, коллектива, воспитанием и обучением.

Личность — это система социально значимых качеств индивида, овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Как личность человек характеризуется уровнем развит его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознание» которое определяется уровнем развития данного общества. В свойстве личности проявляются возможности данного человека, его участия в общественных отношениях.

Каждый конкретный человек — это не просто индивид со своими особенностями, а личность, интегрирующая социально-типические черты класса, этнической общности, группы. Чтобы понять конкретного индивида, надо изучать его как личность.

Направленность — это сложное свойство личности, которое включает систему побуждений, определяющую активность человека и избирательность его отношений. Совершая действия и поступки, люди исходят из разных побуждений. Сознание своего служебного долга, чувства ответственности, например, побуждают сотрудника правоохранительного органа проявлять взаимовыручку, оказывать помощь товарищу; потребность в познании, интерес к юридической специальности вызывают стремление совершенствовать свою правовую подготовку и профессиональное мастерство; идейная установка и внутренняя направленность обусловливают дисциплинированность, честность и правдивость.

В процессе юридической деятельности работники этого труда выдвигают перед собой разные цели и перспективы, избирательно относятся к окружающим их ценностям (образованию, требованиям дисциплины, служебным обязанностям и т.д.). Сознание и чувство долга, потребности и убеждения, установки и привычки, цели и перспективы — все это разные элементы направленности личности. В социальной и профессиональной практике каждого юриста практика есть нечто ведущее, что определяет основную линию его поведения, цель всей жизни, моральный облик. Для одного смысл жизни составляет только юридическая деятельность, Для другого, кроме того, научная деятельность, для третьего — общественная деятельность, работа с людьми и т.д.

В зависимости от сферы проявления у людей различают направленность морально-политическую, профессиональную и бытовую.

Как правило, морально-политическая направленность личности юриста выражается в ее идейности, соблюдении законности, преданности своему профессиональному долгу. Профессиональная направленность закрепляется в устойчивой и сильной привязанности к избранной юридической профессии, она является конкретным проявлением морально-политической ориентации российского человека. Бытовая направленность выражается в материальных, житейских, а также культурных и эстетических индивидуальных устремлениях. Она может совпадать или расходиться с профессиональной направленностью, но всегда полностью определяется морально-политическими качествами личности юриста.

При этом, действуя в соответствии со своей основной жизненной направленностью, каждый работник юридического труда руководствуется; разными мотивами.

Направленность личности, следовательно, — сложное и многоплановое свойство и структуре личности, она включает в себя разные взаимосвязанные компоненты. Знание их взаимосвязи и взаимообусловленности поможет разобраться в поступках юристов-практиков, определить правильную реакцию на них.

 

Цели и установки Побуждения

050414 0150 2 Направленность личности субъектов уголовного и гражданского процессов050414 0150 3 Направленность личности субъектов уголовного и гражданского процессов050414 0150 4 Направленность личности субъектов уголовного и гражданского процессов

050414 0150 5 Направленность личности субъектов уголовного и гражданского процессов050414 0150 6 Направленность личности субъектов уголовного и гражданского процессов

050414 0150 7 Направленность личности субъектов уголовного и гражданского процессов

050414 0150 8 Направленность личности субъектов уголовного и гражданского процессов

050414 0150 9 Направленность личности субъектов уголовного и гражданского процессов050414 0150 10 Направленность личности субъектов уголовного и гражданского процессов050414 0150 11 Направленность личности субъектов уголовного и гражданского процессов

050414 0150 12 Направленность личности субъектов уголовного и гражданского процессов

050414 0150 13 Направленность личности субъектов уголовного и гражданского процессов050414 0150 14 Направленность личности субъектов уголовного и гражданского процессов

 

 

Рисунок 1 – Структура направленности личности

 

Качествами направленности личности являются: уровень ее духовной и интеллектуальной зрелости, широта, интенсивность, нравственная устойчивость и действенность. Под уровнем зрелости направленности понимается общественная значимость основного стремления работника юридического труда, его идеологическая позиция, морально-политический облик, степень его идейности.

<

Следует отметить, что важное значение при этом имеет широта направленности личности, ее творческий диапазон. Здесь необозримое множество вариантов: у одних он узкий, у других — широкий и т.д.

Интенсивность направленности личности работника юриспруденции
может колебаться от неопределенных влечений, осознанных желаний и
активных стремлений до полной убежденности.    

Самая интенсивная и устойчивая направленность личности может не проявляться в действиях и поступках юриста-практика, если слаба ее действенность. Действенность направленности личности — это актуализация правовых побуждений юриста. Она проявляется в степени волевой активности личности по осуществлению своих целей и намерений. Действенность направленности зависит от устойчивости мотивов, которыми юрист-практик руководствуется в своей деятельности. В практической деятельности работника юридического труда наиболее существенным и основным в воспитании является формирование устойчивой и действенной профессиональной направленности. Она занимает ведущее место в общей структуре личности и определяет содержание, нравственный облик человека и его социальную ценность. Направленность личности тесно связана с другими ее свойствами и состояниями, влияет на них и в определенной степени зависит от них.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Проблема направленности — это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность. Мотивы не только побуждают и направляют деятельность человека, но и придают его поступкам и действиям субъективный личный смысл. Совершая одинаковые по форме поступки, люди нередко руководствуются разными, порой прямо противоположными мотивами, придают личностное значение своему поведению; соответственно и оценка этих поступков должна быть различной.

Под мотивацией понимается система побуждений человека, направленных на достижение конкретных целей. Мотивация поведения дает ответы на вопросы: «Чего хочет человек?», «К чему он стремится?» и т.п. Побуждения человека всегда связаны с реализацией доминирующих потребностей. В отличие от мотивации мотив имеет более узкое значение. В нем фиксируется собственно психологическое содержание, а именно тот внутренний фон, на котором развертывается процесс мотивации поведения в целом. Мотив — это те внутренние состояния личности, которые определяют — энергетизируют и направляют — ее действия на каждый данный момент времени.

Отметим, что отечественные психологи в понимании и в самом определении мотивации исходят из положения о единстве динамической и содержательной сторон мотивации. С.Л. Рубинштейн дает следующее определение: «Мотивация — это через психику реализующаяся детерминация…» и далее уточняет: «Мотивация — это опосредствованная процессом ее отражения субъективная детерминация поведения человека миром. Через свою мотивацию человек вплетен в контекст действительности»1.

Следует отметить, что в основе поведения людей лежат потребности. Потребности — это переживаемая человеком нужда, удовлетворение которой жизненно важно для его существования, сохранения целостности его, личности или развития индивидуальности. Человек для своего существования, развития и совершенствования нуждается в активности и средствах для удовлетворения своих потребностей.

Потребности человека разнообразны. В настоящее время выделяют материальные потребности (в пище, одежде, жилище, тепле и т.д.) и духовные потребности (в общественной жизни, труде, общении, приобретении знаний, творчестве и т.п.).1

Любая классификация потребностей условна. Все человеческие потребности социально обусловлены. Потребности являются главным фундаментом, на котором строится вся психическая деятельность человека, его ум, чувства и воля. К потребностям непосредственно примыкает система таких побудительных факторов, как убеждения, взгляды, стремления, интересы, идеалы. Эта система, соотнесенная с потребностями, и; становится мотивацией поведения. Мотивации, не исходящей из потребностей, не существует. Вместе с тем потребность, не ставшая мотивацией, вполне возможна, она нередко формируется в организме и психике индивида. Так, например, потребность организма в витаминах, не осознаваемая человеком, не становится мотивацией.

Потребность, прошедшая через систему побудительных факторов и осознанная человеком, становится мотивом поведения. «Мотив — осознанное побуждение для определенного действия, собственно и формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ни встает; из отношения к ним и рождается мотив его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия»2.

В целях дифференцирования побудительных сил человека следует вы делить его осознанные и неосознанные побуждения, то есть мотивы. Это имеет большое значение для оценки изучаемого лица. Осознанные побуждения реализуются после длительного обдумывания. Неосознанные побуждения реализуются автоматически на основе усвоенного личностью прошлого опыта.

Мотивация теснейшим образом связана и с эмоциональными явлениями. Эмоционально-ценностные отношения человека к миру, оценочные отношения выражают значимые для человека моменты и составляют ту общую обширнейшую сферу, в пределах которой развертываются не только пассивно-эмоциональные процессы, переживания, но и активно-действенные, актуальные мотивационные процессы. Мотивация поведения, принципиально невозможна вне пределов этой эмоциональной мотивационно-ценностной сферы. Эмоции выполняют важную функцию в регулировании динамической стороны мотивации.

Способности человека, не включаясь столь непосредственно в мотивационные механизмы, вместе с тем теснейшим образом связаны с ними, воздействуют на мотивационную сферу и испытывают на себе ее влияние как в содержательном, так и динамическом отношении.

Качественный состав и уровень формирующихся функциональных возможностей человека (физических, интеллектуальных, эмоциональных, коммуникативных и пр.) обусловливает обычно и формирование соответствующих потребностей и интересов к данным видам деятельности. Существует тенденция к переключению всех мотивационных установок на более успешные виды деятельности, соответствующие формирующимся или сформировавшимся функциональным возможностям человека.

Взаимоотношение мотивации и способностей осуществляется через деятельность как непосредственно исполнительный момент психической активности. Процесс формирования и развития личности характеризуется взаимным влиянием мотивации на деятельность и деятельности на мотивацию. Благодаря развитию мотивации, сознательному усвоению воспитательных воздействий, перестройке потребностей, влечений, норм поведения происходит изменение, расширение сферы деятельности, отношений личности с действительностью. Важно отметить, что развитие мотивации, появление новых мотивационных образований как бы выходит за пределы наличной сферы деятельности, опережает ее. Мотивация здесь выступает как активный момент процесса развития, перестройки личности. Вместе с тем при формировании личности действует и другой процесс — изменения мотивации под влиянием постепенного или быстрого изменения сферы и условий деятельности. В этом состоит формирование, воспитание и перевоспитание человека через трудовую деятельность. Здесь активным моментом является деятельность, которая выходит далеко за пределы имеющихся потребностей и интересов и т.д., формирует новые потребности, интересы и тем самым изменяет мотивацию. Мотивация выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности. Именно благодаря мотивации, которая предусматривает) не только наличную ситуацию, но и некоторую предвидимую в будущем, приводятся в соответствие цель деятельности и средства ее достижениям достигается целесообразность и осмысленность действий в целостном поведенческом акте личности.    

Как мы уже отметили выше, потребности и эмоции приобретают значение основных мотивов человеческого поведения. Все другие психические явления, которым обычно придается мотивирующий смысл — убеждение, интерес, влечение, желание и др. — становятся мотивами лишь в; той мере и постольку, поскольку включают в себя компонент потребности или эмоции. Задача состоит в том, чтобы соотнести эти две основные формы человеческих мотивов, определить специфику мотивирующего значения каждой из них в организации целенаправленного поведения.

Потребности и чувства как относительно самостоятельные проявления человеческой психики обладают и относительно самостоятельным мотивирующим значением. Выступая в качестве основных и важнейших мотивов человеческих действий, потребности и чувства различаются тем не менее спецификой своей мотивирующей «нагрузки». Потребности определяют в главном, в основном направление действия и поведения личности, выступая преимущественно в качестве исходного импульса, первоначальной побудительной силы. Мотивирующее значение эмоциональных явлений связано главным образом с различными механизмами контроля, регулирования, переключения. Энергетический потенциал эмоций и чувств направлен главным образом на коррелирование процесса действия по удовлетворению потребности в соответствии с изменяющимися условиями, в одних случаях облегчая, в других — затрудняя достижение искомого результата. Между потребностями и чувствами как Мотивами поведения устанавливаются сложные диалектические взаимосвязи. Конкретные формы этой связи определяются целым рядом факторов. С этой точки зрения важно иметь в виду, идет ли речь о чувствах и потребностях высшего духовного уровня или же о потребностях органического, биологического происхождения. Высшие духовные чувства людей — эстетические чувства прекрасного, возвышенного, комического, как и нравственного чувства долга, совести, патриотизма, чести и т.д. — обладают природой потребности, проявляясь через различные более простые по своей структуре чувства, такие как радость, восторг, восхищение, сомнение, огорчение и другие,

Особое место в направленности личности занимают такие мотивы, как интересы, склонности, идеалы, мировоззрение.

Под интересом понимают мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. Интерес носит избирательный характер и проявляется в активном сосредоточении внимания и мыслей на определенных предметах и явлениях.

По содержанию, объектам и сферам деятельности, на которые направлено преимущественное внимание и активность личности выделяют общественно-политические, профессиональные и бытовые интересы. Содержанием определяется общественная ценность интересов личности.

По широте интересы могут быть широкими и узкими. Для успешного решения задач овладения юридической специальностью важно сформировать у будущего юриста основной центральный интерес к юридической специальности и сочетать его с другими интересами (общественными, эстетическими и др.).

По степени устойчивости различают устойчивые и неустойчивые интересы. Из людей с устойчивыми профессиональными интересами легче подготовить хороших работников юридического труда. Действенность интересов у юристов также весьма различна. У одних образовавшиеся интересы проявляются слабо и быстро исчезают, у других же они обладают большой побудительной силой.

Постоянный устойчивый и действенный интерес, как правило, перерастает в склонность, которая проявляется преимущественно к направленности работника юридического труда не просто на предмет, но н на процесс деятельности. Например, интерес к самовоспитанию у юриста-практика может перерасти в склонность постоянно анализировать свои действия и поступки, уяснять их значение в жизни коллектива.

Склонность — сильный и устойчивый мотив.

Склонности характеризуются содержанием, определяющимся той деятельностью, к которой они побуждают человека; значимостью для общества, коллектива; устойчивостью и выраженностью.

Идеал — это представление человека о том, что для него является более возвышенным и совершенным, к чему он стремится.

Мировоззрение человека – это основная социально-психологическая характеристика личности, главный мотив ее деятельности. Оно определяет морально-политическую направленность и идейность человека. С развитием мировоззрения в первую очередь происходят коренные качественные изменения в идейном облике человека и мировоззрение личности, как правило, формируется под влиянием мировоззрения определенного класса.    

В психологическую структуру мировоззрения личности включены философские, политические, социально-экономические, нравственные, исторические, правовые, эстетические и другие взгляды, идеи.

Взгляды — это переходная ступень от знаний к убеждениям.

В реальной жизни развитие мировоззрения как мотива поведения — противоречивый диалектический процесс. Практика показывает, что в зависимости от соотношения целого ряда обстоятельств мировоззрение личности работника юридического труда может развиваться не только равномерно, постоянно, бесконфликтно, но и неравномерно, с задержками, кратковременными или длительными отступлениями.

Огромную роль в формировании мировоззрения играет сочетание познания и чувств с волей. Именно наличие этого единства определяет действенность мировоззрения работника юридического труда. От силы воли зависит соответствие между словом и делом. Без тесной связи с ней мировоззрение будет носить созерцательный характер.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М., 1968.
  2. Ковалев А.Г. Психология личности М., 1971.
  3. Москвичев С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях, Киев, 1975.
  4. Психология / Под ред. П.А. Рудика, М., 1974.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1950.
  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 2007.
  7. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. — Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00132 sec

WordPress: 22.39MB | MySQL:121 | 1,339sec