Оперативно-розыскные органы

<

050614 0033 1 Оперативно розыскные органы

1. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ВИДЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ ОРГАНОВ

 

1.1. Понятие, система и задачи органов ОРД

 

Оперативно-розыскной орган — это функционирующая в соответствии с оперативно-розыскным законодательством система оперативных подразделений и должностных лиц правоохранительного органа (МВД России и др.), спецслужбы (СВР России и др.) или государственной военной организации (Минобороны России), которые принимают решения в ОРД, непосредственно ее осуществляют и (или) контролируют. Термин «оперативно-розыскной орган» предложен в оперативно-розыскной теории. Официально в ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»1 использован термин «органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность».

Оперативно-розыскной орган — субъект непосредственного осуществления ОРД. Оперативно-розыскные органы решают определенные ФЗ об ОРД задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами (см. ч. 4 ст. 13 ФЗ об ОРД РФ).

С 2003 г. единую систему оперативно-розыскных органов в России образуют восемь субъектов:
оперативные подразделения государственных органов и должностные лица этих органов (ст. 13 ФЗ об ОРД). Эти органы и их оперативный состав представляют собой так называемое оперативно-розыскное сообщество.

Среди оперативно-розыскных органов выделяют два вида:

  1. полностью осуществляющие ОРД — семь оперативно-розыскных
    органов (ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД) — внутренних дел, ФСБ России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСО России, ФСКН России;
  2. частично осуществляющий ОРД — один оперативно-розыскной
    орган — внешней разведки Минобороны России (ГРУ ГШ).

    Этот оперативно-розыскной орган полномочен осуществлять ОРД при выполнении двух условий: 1) только в целях обеспечения безопасности органа внешней разведки; 2) если его ОРМ не затрагивают полномочий других оперативно-розыскных органов (ч. 2 ст. 13 ФЗ об ОРД).

    Отличие оперативно-розыскного органа от правоохранительного органа и других органов со смежными функциями. Оперативно-розыскные органы следует различать с некоторыми другими государственными и негосударственными субъектами. Различия можно систематизировать по двум критериям: 1) нормативно-юридическому (оперативно-розыскными являются только те, которые перечислены в ФЗ об ОРД) и 2) функциональному.

    Отличие оперативно-розыскных органов от:

    –     правоохранительных органов. С одной стороны, не все оперативно-розыскные органы являются сугубо правоохранительными (например, ГРУ
    ГШ Минобороны России), а с другой — не все правоохранительные органы
    являются оперативно-розыскными (в частности, органы прокуратуры);

    –    органов дознания. Во-первых, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ1 все оперативно-розыскные органы одновременно являются органами дознания; во-вторых, в число органов дознания входят и такие субъекты, которые в соответствии с ФЗ об ОРД не являются оперативно-розыскными органами (судебные приставы, командиры воинских частей, капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок, главы дипломатических представительств и консульских учреждений России), хотя они и органы дознания (см. ст. 40 УПК РФ);

    – российских контрразведывательных и разведывательных органов. Согласно ФЗ об ОРД не все оперативно-розыскные органы одновременно являются контрразведывательными и разведывательными органами. И первыми, и вторыми одновременно выступают только три — ФСБ России, СВР России и ГРУ ГШ Минобороны России.

     

    1.2. Система, компетенция и полномочия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

     

    В соответствии со ст. 13 ФЗ об ОРД1 на территории РФ право осуществлять ОРД предоставляется оперативным подразделениям:

  • органов внутренних дел РФ;
  • органов Федеральной службы безопасности;
  • федеральных органов государственной охраны;
  • таможенных органов РФ;     
  • Службы внешней разведки РФ;
  • Федеральной службы исполнения наказаний;
  • органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

    Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны РФ проводит ОРМ только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других субъектов ОРД.

    Перечень органов, осуществляющих ОРД, может быть изменен или дополнен только ФЗ. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять ОРД, их полномочия, структуру и организацию работы.

    Перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять ОРД, их компетенция, структура, организация работы определяются ведомственными нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД. Подразделения указанных органов, не внесенные в утвержденный перечень, не могут быть отнесены к числу оперативных и, соответственно, не вправе реализовывать оперативно-розыскную функцию.

    Органы внутренних дел в системе ОВД осуществляют подразделения криминальной милиции (КМ).

    Закон РФ «О милиции»1 определяет криминальную милицию как орган дознания и возлагает на нее три основные задачи:

    а)    выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно;

    б)    организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц;

    в) оказание содействия милиции общественной безопасности (МОВ) в исполнении возложенных на нее обязанностей.    

    Решение двух первых задач напрямую предусматривает осуществление ОРД подразделениями КМ. Что касается последней задачи, то здесь ОРД используется для содействия МОБ при контроле за соблюдением установленных правил осуществления частной детективной и охранной деятельности, оборота оружия, при проведении ОРМ в ходе обеспечения правопорядка при массовых мероприятиях, при пресечении групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.

    МВД России руководит всей милицией в РФ.

    В соответствии с Положением об МВД России2, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции.

    Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент РФ.

    В числе основных задач МВД России, касающихся ОРД, — организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений.

    МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему ГУВД МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством РФ порядке для реализации задач, возложенных на ОВД и внутренние войска.

    Для осуществления оперативно-розыскных функций в структуре центрального аппарата МВД России, утвержденной приказом МВД России от 10 ноября 2004 г. №730, действуют следующие департаменты, организующие, координирующие и контролирующие деятельность оперативных подразделений ОВД:

  • Департамент уголовного розыска (ДепУР);
  • Департамент экономической безопасности (ДЭБ);
  • Департамент по борьбе с организованной преступностью с терроризмом (ДБОПТ);
  • Департамент обеспечения правопорядка на транспорте (ДОПТ);
  • Департамент обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах (ДРО);
  • Департамент собственной безопасности (ДСБ).

    При каждом из указанных департаментов действуют оперативно-розыскные бюро (ОРБ), непосредственно осуществляющие ОРД.

    Кроме того, непосредственно МВД России подчинёны:

    – Оперативно-поисковое бюро (ОПБ), осуществляющее такие ОРМ, как опрос, наведение справок, наблюдение (наружное), отождествление личности,
    обследование помещении, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

    – Бюро специальных технических мероприятий (БСТМ), осуществляющее такие ОРМ, как прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, а также наблюдение (электронное);

    – Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола, осуществляющее международный обмен оперативно-розыскной информацией;

    – Главный информационно-аналитический центр (ГИАЦ), располагающий автоматизированными банками данных (АБД) и автоматизированными информационно-поисковыми системами (АИПС) оперативно-розыскного назначения.

    Согласно ст. 1 ФЗ о ФСБ1 Федеральная служба безопасности (ФСБ) —единая централизованная система органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности РФ.

    Руководство деятельностью ФСБ осуществляется Президентом РФ.

    Управление ФСБ осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.

    К органам ФСБ (ст. 2 ФЗ о ФСБ) относятся:

  • федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
  • управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности);
  • управления (отделы) федерального органа исполнительной власти и области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);
  • управления, (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы). В подчинении пограничных органов находятся пограничные войска;
  • другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов ФСБ и пограничных войск (другие органы безопасности);
  • авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности ФСБ.

    Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении.

    ФСБ России, его территориальные органы, органы безопасности в войсках и пограничные органы могут иметь в своем составе подразделения, непосредственно реализующие основные направления деятельности органов ФСБ, управленческие и обеспечивающие функции (в том числе и осуществление ОРД).

    Деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям (ст. 8 ФЗ о ФСБ1):

  • контрразведывательная деятельность;
  • борьба с преступностью и террористической деятельностью;    
  • разведывательная деятельность;
  • пограничная деятельность;
  • обеспечение информационной безопасности.

    Полномочия органов ФСБ, касающиеся ОРД, определены в ст. 12 ФЗ о ФСБ. В частности, органы ФСБ обязаны:

  • выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством РФ к ведению органов ФСБ, а также осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;
  • выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма;
  • разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ;
  • обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях, их органах управления и в органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, таможенных органах и органах наркоконтроля;
  • обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;
  • обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ;
  • участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну; осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну;
  • обеспечивать во взаимодействии с ОВД безопасность представительств иностранных государств на территории РФ;
  • участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории РФ общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий;
  • участвовать в соответствии с законодательством РФ в решении вопросов, касающихся приема в гражданство РФ и выхода из него» въезда на территорию РФ и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц безгражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.

    Положение о ФСБ России и ее структура, утвержденные Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 9601, развивают ряд положений ФЗ о ФСБ, касающихся ОРД,

    Согласно Положению в сфере ОРД ФСБ России осуществляет следующие функции:

  • определяет порядок осуществления органами ФСБ внедрения в ОПГ и других ОРМ;
  • определяет порядок установления отношений сотрудничества на конфиденциальной основе с лицами, давшими на то согласие;
  • координирует деятельность:
  • федеральных органов исполнительной власти по обеспечению собственной безопасности этих органов;
  • федеральных органов исполнительной власти в области разработки, производства, закупки, ввоза в РФ и вывоза из РФ специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД, а также их оперативных подразделений по выявлению нарушений установленного порядка разработки,, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в РФ и вывоза из РФ специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
  • определяет порядок осуществления контроля за обеспечением защиты сведений, составляющих государственную тайну, в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, воинских формированиях и организациях, а также порядок проведения мероприятий, связанных с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, и с приемом на военную службу (работу) в органы и войска;
  • определяет порядок допуска к участию в ОРД и (или) доступа к материалам, полученным в результате ее осуществления органами и войсками;
  • осуществляет и организует в соответствии с ФЗ сертификацию средств защиты информации, систем и комплексов телекоммуникаций, технических средств, используемых для выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, технических средств обеспечения безопасности и (или) защиты информации; определяет основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности в этих областях;
  • обеспечивает собственную безопасность органов и войск;
  • обеспечивает защиту военнослужащих и гражданского персонала органов и войск, лиц, оказывающих содействие этим органам и войскам, участников уголовного судопроизводства по делам, находящимся в производстве следователей органов ФСБ, членов их семей и близких, на жизнь, здоровье, честь и достоинство, а также на имущество которых совершаются преступные посягательства;
  • определяет перечень ДОУ, порядок их ведения и хранения;
  • устанавливает порядок организации деятельности СИЗО и ИВС органов и войск, а также порядок осуществления в них ОРД;
  • осуществляет сбор, хранение, обработку и использование документированной информации ограниченного доступа для обеспечения ОРД и иной деятельности, отнесенной ФЗ к компетенции органов и войск; разрабатывает, в установленном порядке создает и использует информационные системы, системы связи и передачи данных, а также средства защиты информации;
  • осуществляет меры по зашифровке сотрудников органов и войск, ведомственной принадлежности подразделений, предприятий, учреждений, организаций, помещений и транспортных средств, а также личности граждан, оказывающих содействие органам и войскам на конфиденциальной основе, в том числе изготавливает и использует в этих целях документы федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций (документы оперативного прикрытия);
  • направляет в федеральные органы исполнительной власти, на предприятия, в учреждения и организации обязательные для исполнения запросы о предоставлении органам ФСБ на безвозмездной основе бланков документов и служебных удостоверений, их реквизитов и образцов их заполнения;

    – изготавливает документы оперативного прикрытия в интересах федеральных органов исполнительной власти, входящих в систему сил обеспечения безопасности РФ, на основе заключаемых с этими органами соглашений.

    Компетенция и полномочия федеральных органов государственной охраны регламентируются ФЗ «О государственной охране»1 и Положением о Федеральной службе охраны (ФСО) РФ2.

    Согласно Положению ФСО России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ и другим государственным органам.

    Руководство деятельностью ФСО России осуществляет Президент РФ.

    В структуру федеральных органов государственной охраны, входят:

  • Федеральная служба охраны РФ (ФСО России);
  • управления специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах, центры специальной связи и информации ФСО России;
  • подразделения связи специального назначения ФСО России;
  • образовательные, научно-исследовательские и иные организации, подведомственные ФСО России, которые обеспечивают деятельность федеральных органов государственной охраны.

    В соответствии с ФЗ «О государственной охране» 1 и Положением основными задачами ФСО России2, связанными с ОРД, являются:

  • обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;
  • прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;
  • предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;
  • предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны и на трассах их проезда;
  • защита охраняемых объектов;
  • участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;
  • организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, совершенствования специальной связи и информации, предоставляемых государственным органам;
  • участие в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности РФ, противодействию техническим разведкам и защите сведений, составляющих государственную тайну.

    В соответствии с ФЗ «О государственной охране» 1 и Положением ФСО 2 России реализует следующие полномочия, требующие оперативно-розыскного обеспечения:

    осуществляет персональную охрану Президента РФ, членов семьи Президента РФ, проживающих совместно с ним или сопровождающих его, Председателя Правительства РФ и других объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания, в том числе на трассах проезда;

    обеспечивает в соответствии с ФЗ предоставление мер государственной охраны Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий;

    организует и осуществляет проведение охранных, режимных, технических и иных мероприятий в местах постоянного и временного пребывания, в том числе на трассах проезда, объектов государственной охраны, обеспечивает поддержание в указанных местах общественного порядка; принимает меры по устранению обстоятельств, препятствующих осуществлению государственной охраны;

    разрабатывает и осуществляет специальные мероприятия по обеспечению безопасности Президента РФ, Председателя Правительства РФ и других объектов государственной охраны, в том числе в военное время и при чрезвычайных ситуациях;

    разрабатывает и осуществляет в установленном порядке меры, связанные с допуском граждан РФ к работе по обслуживанию объектов государственной охраны;

    обеспечивает безопасность и по указанию Президента РФ — прием, размещение и обслуживание в гостевой резиденции на территории Московского Кремля и в государственных особняках глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств и членов их семей в период пребывания на территорий РФ; обеспечивает в предусмотренных государственной протокольной практикой случаях сопровождение их почетным эскортом; обеспечивает в соответствии с распоряжениями Президента РФ безопасность иных иностранных государственных, политических, а также общественных деятелей в период их пребывания на территории РФ;

    координирует в пределах своих полномочий деятельность федеральных органов исполнительной власти и организаций независимо от формы собственности при выделении, подготовке и использовании транспортных средств в целях обслуживания объектов государственной охраны; определяет литер специального воздушного, железнодорожного, водного и иного транспортного средства;

    участвует в пределах своих полномочий в разработке и реализации мер по предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности;

    обеспечивает защиту официальной резиденции Президента РФ — Московского Кремля, официальной резиденции Правительства РФ, зданий Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, иных государственных резиденций, государственных дач и особняков в Москве, Московской области и других субъектах РФ, прилегающих к ним территорий и акваторий, а также по распоряжению Президента РФ осуществляет защиту зданий, строений и сооружений, в которых размещаются государственные органы; осуществляет защиту зданий, строений и сооружений, прилегающих к ним территорий и акваторий, находящихся в хозяйственном ведении и оперативном управлении ФСО России;

    обеспечивает общественный порядок, а также предупреждение, выявление и пресечение правонарушений на охраняемых объектах;

    организует по согласованию с федеральными органами государственной власти, а также с заинтересованными организациями пропускной режим на охраняемых объектах и осуществляет в установленном порядке пропуск на эти объекты лиц» транспорта и грузов, оформление и выдачу пропусков в охраняемые зоны, здания, помещения и на отдельные мероприятия с участием объектов государственной охраны;

    обеспечивает защиту категорированных помещений, организует и проводит мероприятия по предотвращению утечки информации по техническим каналам в системах специальной связи, информационно-технологических, информационно-аналитических и информационно-телекоммуникационных системах и на охраняемых объектах, по предотвращению несанкционированного доступа к указанным системам, а также специальные исследования и проверки технических средств и оборудования, находящихся в ведении ФСО России;

    осуществляет оборудование охраняемых объектов средствами охранной сигнализации, видеонаблюдения, оперативно-технического контроля, другими техническими средствами усиления охраны; обеспечивает федеральные органы государственной охраны средствами связи, специальными техническими средствами, видеотехнической аппаратурой, системами коллективного телевизионного приема, информационно-техническими средствами, бытовой техникой и предметами бытового назначения, а также организует и осуществляет эксплуатационно-техническое обслуживание указанных средств, обеспечивает при необходимости защиту информации во время их эксплуатации;

    организует в пределах своих полномочий взаимодействие государственных органов обеспечения безопасности и осуществляет координацию их деятельности в целях поддержания в готовности сил и средств, своевременного их выделения в необходимом объеме для обеспечения безопасности объектов государственной охраны на основе взаимного информирования об угрозах безопасности объектов государственной охраны и охраняемых объектов, а также создает в необходимых случаях оперативные штабы для координации совместных действий и проведения согласованных охранных и оперативно-розыскных мероприятий;

    <

    взаимодействует в установленном порядке со специальными службами, правоохранительными органами и организациями иностранных государств в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляет на основе международных договоров РФ и по взаимной договоренности обмен с ними оперативной и технической информацией, специальными техническими и иными средствами, а также согласование условий и порядка обеспечения личной безопасности объектов государственной охраны при их выезде за пределы территории РФ;

    оформляет и выдает разрешения на ввоз на территорию РФ и вывоз с территории РФ оружия и боеприпасов к нему сотрудникам организаций и специальных служб, сопровождающим глав иностранных государств и глав правительств иностранных государств, иных иностранных государственных, политических, а также общественных деятелей, подлежащих государственной охране, в период их пребывания на территории РФ;

    организует и проводит ОРМ и иные мероприятия по обеспечению собственной безопасности, проверочные мероприятия при приеме граждан на военную службу по контракту (на работу) в федеральные органы государственной охраны, а также при призыве граждан РФ на военную службу;

    осуществляет в соответствии с ФЗ работу по комплектованию, хранению учету и использованию оперативных, архивных и других документов ФСО России, ведет их статистический учет, определяет требования к организации делопроизводства и архивного дела в ФСО России;

    – организует и осуществляет контроль:

    – деятельности федеральных органов государственной охраны;

    – оперативно-технический, радиотехнический, химический, радиационный, экологический, санитарно-гигиенический и противоэпидемический на охраняемых объектах, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны, на трассах их проезда;

    – за воздушным пространством над местами постоянного и временного пребывания Президента РФ и над охраняемыми объектами;

    – за соблюдением организациями и гражданами РФ обязательных для исполнения представлений ФСО России по устранению причин и условий, порождающих угрозу безопасности объектов государственной охраны и охраняемых объектов.

    На основании п. 12 Положения ФСО 1 России в целях реализации своих полномочий имеет право:

    –    проводить ОРМ, в том числе в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны, на трассах их проезда и в окружении охраняемых объектов, в учреждениях, организациях и на предприятиях, привлекаемых на постоянной основе к обеспечению и обслуживанию объектов государственной охраны, а также в подразделениях на специальных трассах Управления ГИБДД ГУВД Москвы, Управления ГИБДД ГУВД Московской области, в подразделениях ГИБДД других субъектов РФ и в Государственной фельдъегерской службе РФ;

    – запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к сфере деятельности ФСО России;

    – использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность сотрудников федеральных органов государственной охраны, ведомственную принадлежность их подразделений, помещений и транспортных средств;    .

    – устанавливать в соответствии с ФЗ порядок комплектования, хранения, учета и использования оперативных, архивных и других документов федеральных органов государственной охраны, ведения их статистического учета; определять требования к организации делопроизводства и архивного дела в федеральных органах государственной охраны;

    – применять предусмотренные ФЗ меры ограничительного, предупредительного профилактического характера, направленные на недопущение и (или)
    ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований, существующих в установленной сфере деятельности.

    Компетенция и полномочия таможенных органов регламентированы ТК РФ1. В соответствии со ст. 401 ТК РФ таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.

    Согласно ст. 402 ТК РФ таможенными органами являются:

    1)    федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

  1. региональные таможенные управления;
  2. таможни;
  3. таможенные посты.

    ОРД таможенных органов проводится в целях реализации ряда функций, предусмотренных ст. 403 ТК РФ. В частности, таможенные органы:

  • взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
  • обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
  • обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и ограничении в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
  • обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
  • пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной    собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;
  • осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу;
  • обеспечивают выполнение международных обязательств в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.

    Перечисленные функции касаются вопросов обеспечения экономической безопасности и борьбы с преступностью, а следовательно, требуют оперативно-розыскного обеспечения.

    В соответствии с Положением о Федеральной таможенной службе1 (ФТС), ФТС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. ФТС находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ. ФТС осуществляет свою деятельность непосредственно, через таможенные органы и представительства ФТС за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, ЦБ, общественными объединениями и иными организациями.

    Осуществление ОРД предусматривает п. 5.14 Положения.

    Компетенция и полномочия ФСИН регулируются УИК и Положением о ФСИН, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314.

    В соответствии с Положением ФСИН является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, наводящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена, отсрочка отбывания наказания.

    ФСИН России подведомственна Минюсту России. Основными задачами ФСИН России, требующими оперативно-розыскного обеспечения, являются:

  • исполнение в соответствии с законодательством РФ уголовных наказаний, содержание под стражей лицу подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых;
  • контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;
  • обеспечение правопорядка и законности в УИН и в СИЗО, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников УИС, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и СИЗО.

    ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, УИН, СИЗО, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности УИС.

    УИК РФ1 говорит об ОРД только в исправительных учреждениях (ИУ) системы УИС. В соответствии со ст. 784 УИК РФ осуществляется ОРД, задачами которой обеспечение личной безопасности осужденных, персонала и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из ИУ, ее осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в ИУ.

    Следует отметить, что УИК РФ определяет следующие виды ИУ:

  • исправительные колонии;
  • воспитательные колонии;
  • тюрьмы;
  • лечебные исправительные учреждения.

    СИЗО выполняют функции ИУ в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ до хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в СИЗО с их согласия (ч. 1 ст. 74 УИК РФ).

    К ИУ ч. 3 ст. 74 УИК РФ относит и колонии-поселения.

    Вне ИУ исходя из содержания ст. 74 УИК РФ оказались исправительные центры и арестные дома.

    Согласно Положению о ФСИН1 она организует ОРД всех учреждений УИС. В соответствии с Положением ФСИН России осуществляет полномочия, связанные с ОРД, обеспечивая в соответствии с законодательством РФ:

  • правопорядок и законность в УИН и СИЗО, а также безопасность лиц, находящихся на их территории;
  • безопасность объектов УИС;
  • личную безопасность работников УИС и членов их семей;
  • защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в УИС.

    Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ подчинены Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). В соответствии с Положением о ФСКН, она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия их незаконному обороту.

    ФСКН России специально уполномочена на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в Области противодействия их незаконному обороту. Руководство деятельностью ФСКН России осуществляет Президент РФ.

    Основными задачами ФСКН России, связанными с ОРД, являются:

    – обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту;

    – выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, которые отнесены законодательством РФ к подследственности органов по контролю за оборотом наркотических средств, и психотропных веществ (органов наркоконтроля);     

    – координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;

    – создание и ведение единого банка данных по во-касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;

    – осуществление в соответствии с международными договорами РФ взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов РФ по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в международных организациях.

    ФСКН России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в ее систему региональные управления ФСКН России, управления (отделы) ФСКН России по субъектам РФ, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством РФ порядке для реализации задач, возложенных на ФСКН России.

    Согласно Положению ФСКН1 России осуществляет следующие полномочия, требующие оперативно-розыскного обеспечения:

    – производит дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, отнесенных законодательством РФ к подследственности органов наркоконтроля;

  • организует и осуществляет розыск лиц, которые обвиняются или подозреваются в совершении преступлений, отнесенных в соответствии с законодательством РФ к подследственности органов наркоконтроля, и скрылись от органов предварительного расследования или суда либо местонахождение которых неизвестно;
  • осуществляет контроль деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в пределах своей компетенции — в области оборота сильнодействующих веществ;
  • осуществляет в соответствии с законодательством РФ лицензирование деятельности в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и выдачу необходимых разрешений;
  • осуществляет в Соответствии с законодательством РФ хранение, перевозку и уничтожение конфискованных или изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования,
  • находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ;
  • осуществляет контроль за соблюдением порядка уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ;
  • осуществляет в пределах своей компетенции противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных в результате совершения преступлений, отнесенных законодательством РФ к подследственности органов наркоконтроля;
  • создает и использует информационные системы и банки данных в установленной сфере деятельности, ведет криминалистические учеты, осуществляет справочно-информационное обеспечение органов наркоконтроля;
  • устанавливает в соответствии с существующими стандартами единые требования к организации делопроизводства в системе органов наркоконтроля, организует хранение и использование оперативных, следственных, архивных и других материалов, а также определяет перечень ДОУ, порядок их ведения;
  • обеспечивает собственную безопасность органов наркоконтроля;
  • обеспечивает в соответствии с законодательством РФ защиту сотрудников, федеральных государственных служащих и работников органов наркоконтроля, лиц, оказывающих содействие этим органам, участников уголовного судопроизводства по делам о преступлениях, отнесенных к подследственности органов наркоконтроля, и их близких, на жизнь, здоровье, честь и достоинство, а также на имущество которых совершаются преступные посягательства.

    ФСКН России в целях реализации своих полномочий в сфере ОРД имеет право:

  • запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления» а также от организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности документы, справочные и иные материалы, необходимые для решения задач, возложенных на ФСКН России;
  • проводить проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих веществ;
  • использовать в целях зашифровки личности сотрудников, ведомственной принадлежности подразделений и организаций, помещений и транспортных средств органов наркоконтроля, а также личности граждан, оказывающих содействие указанным органам на конфиденциальной основе, документы других федеральных органов исполнительной власти и организаций;    
  • использовать наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры в экспертной и иной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

    Организует ОРД в ФСКН Оперативно-розыскной департамент. В его состав входят следующие оперативные подразделения:

  • Управление по противодействию наркопреступности;
  • Управление по подрыву экономических основ наркопреступности;
  • Управление по контролю за легальным оборотом наркотиков;

    Непосредственно ОРМ осуществляет также Департамент оперативного обеспечения, в состав которого входят:

  • Управление собственной безопасности;
  • Оперативно-техническое управление (функции аналогичны БСТМ при МВД России);
  • Оперативно-поисковое управление (функции аналогичны ОПБ при МВД России).

    Служба внешней разведки РФ и орган внешней разведки Минобороны России (ГРУ ГШ ВС) осуществляют ОРД, как уже было отмечено, только в целях их собственной безопасности.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ, ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ ОРГАНОВ

     

    2.1. Понятие и виды оперативно-розыскной подведомственности

     

    Оперативно-розыскная подведомственность есть разграничение между оперативно-розыскными органами целенаправленной сыскной работы по поиску и обнаружению определенных видов преступлений и лиц, их совершивших.

    Каждый оперативно-розыскной орган, участвуя в реализации целей и решении задач ОРД, должен направлять усилия (осуществлять ОРМ) на поиск и обнаружение не всех преступлений, а вполне определенных, например сыщики таможенных органов — преступлений в сфере таможенного дела (ст. 188 и др. УК РФ), контрразведчики ФСБ России — признаков шпионажа (ст. 276), оперативники ФСО России — террористических актов (ст. 277).

    К сожалению, системного изложения в федеральном законодательстве правил оперативно-розыскной подведомственности нет. Только отдельные ее элементы закреплены в норме ФЗ об ОРД (ч. 2 ст. 13), в соответствии с которой оперативные подразделения органа внешней разведки Минобороны России проводят ОРМ только в целях обеспечения своей безопасности и в случае, если проведение этих ОРМ не затрагивает полномочий оперативно-розыскных органов, указанных в п. 1—8 ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД.

    Различают следующие три вида оперативно-розыскной подведомственности: 1) предметную; 2) территориальную; 3) персональную.

    Предметная определяется уголовно-правовым характером общественно опасного посягательства, предупреждение, выявление, пресечение и расследование которого осуществляется в ОРД, и выражается в сыскной квалификации (уголовно-правовой оценкой информации в ОРД, или так называемой окраске дела оперативного учета).

    Подвидами предметной подведомственности в ОРД являются:

    исключительная (к исключительной, например оперативников органов ФСБ России, относятся дела оперативного учета о шпионаже и государственной измене);


    альтернативная. Она предусматривает, в частности, возможность производства дела оперативного учета с определенной «окраской» несколькими оперативно-розыскными органами (например, по подозрению в дачи взятки, контрабанде).

    Порой разграничить компетенцию между оперативно-розыскными органами сложно. Так, организованная преступность и коррупция — сложные негативные социальные явления. Практика показывает, что почти каждое преступное формирование, попавшее в поле зрения того или иного оперативно-розыскного органа, совершает палитру преступлений (от содержания притонов до незаконного оборота наркотиков, от заказных убийств до диверсий и актов терроризма).

    Территориальная подведомственность в ОРД устанавливается исходя из места совершения преступления (поиска латентных преступлений, розыска лица). Дело оперативного учета ведется оперативником того района (города, области и т.д.), на территории которого совершено преступление.

    Персональная подведомственность определяется юридическим статусом изучаемого в ОРД лица. Так, дела оперативного учета о преступлениях военнослужащих Вооруженных Сил РФ ведут, как правило, оперативники органов безопасности в войсках (военная контрразведка).

    Подведомственность в ОРД не тождественна подследственности в уголовном судопроизводстве (в частности, к подследственности следователей органов прокуратуры отнесено значительное число уголовных дел, однако органы прокуратуры не являются оперативно-розыскным органом, а потому к ним не относится подведомственность в ОРД), Вместе с тем с учетом того что оперативно-розыскная подведомственность пока не нашла четкого отражения в ФЗ об ОРД, подследственность выступает в качестве определенного ориентира для оперативников различных оперативно-розыскных органов при заведении ими дел оперативного учета.

     

    2.2. Обязанности оперативно-розыскных органов

     

    Обязанность оперативно-розыскного органа — это установленная оперативно-розыскным законодательством и обеспеченная государством мера его должного поведения как субъекта ОРД.
    Такая обязанность выражается в круге возложенных законодателем и Президентом РФ на оперативно-розыскной орган безусловных для выполнения действий, необходимых для достижения целей ОРД и решения ее задач. Вместе с тем эти обязанности есть обязательный элемент компетенции оперативно-розыскного органа как субъекта ОРД (наряду с правами и ответственностью).

    Различают две группы обязанностей оперативно-розыскного органа: 1) основные (изложены в ФЗ об ОРД1) и 2) специальные.

    Основные обязанности
    оперативно-розыскного органа — предусмотренная ФЗ об ОРД та общая часть их обязанностей, которая распространяется одновременно как на конкретный орган, так и на все остальные оперативно-розыскные органы.

    Специальные, или ведомственные, обязанности оперативно-розыскного органа — часть их обязанностей, распространяющихся только на отдельный оперативно-розыскной орган. Для него они безусловны для выполнения, а для других оперативно-розыскных органов — нет.

    Эти обязанности оперативно-розыскного органа зафиксированы в «ведомственных» федеральных законах (для органов милиции — Закон о милиции, для органов ФСБ России — Федеральный закон о федеральной службе безопасности и т.п.), положениях об оперативно-розыскных органах (например, Положение о ФСБ) и некоторых других открытых нормативных актах.

    Среди специальных обязанностей оперативно-розыскного органа выделяют две подгруппы:

  1. детализирующие, т.е. по направлениям работы. Например, проведение мероприятий, связанных с осуществлением на территории субъекта Федерации контроля за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств, возлагается на органы внутренних дел, таможенные органы, ФСКН России и ФСБ России — п. 2 ст. 48 ФЗ о наркотиках;
  2. конкретизирующие, т.е. исходящие из оперативно-розыскной под
    ведомственности.

    Непосредственно в ФЗ об ОРД1 основные обязанности оперативно-розыскных органов зафиксированы в предписаниях ст. 14.

    Статья 14 ФЗ об ОРД содержит перечень обязанностей ОРО:

    принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства;

    исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении ОРМ по уголовным делам, принятым ими к производству;

    выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами РФ, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств;

    информировать другие ОРО на территории РФ о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь;

    соблюдать правила конспирации при осуществлении ОРД;

    содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством РФ, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

    Если в ст. 1 ФЗ об ОРД указываются права и свободы человека и гражданина, которые уже могут быть нарушены и отдельные из них уже нельзя восстановить, то в ст. 14 ФЗ об ОРД акцент делается именно на деятельности субъектов, при помощи которой обеспечивается защита прав от противоправных посягательств, посредством мер, предусмотренных законом, которые сами должны соответствовать требованию соблюдения конституционных прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции РФ.

    Это непосредственно согласуется с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены ФЗ только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    ОРО обязаны исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении ОРМ по уголовным делам, принятым ими к производству.

    Данная обязанность прямо связана с положениями норм УПК РФ, определяющими права органов дознания, следователя, прокурора и суда давать ОРО отдельные поручения о проведении ОРД (ст. 157, 163, 164 и др.). Требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами (ст. 21 УПК). Отдельные следственные действия практически не могут быть проведены без участия оперативных подразделений, например прослушивание и запись переговоров (ст. 186 УПК1).

    Поручения, указания и решения адресуются компетентному ОРО, а не его должностным лицам. Исключение может составлять работа в составе одной следственно-оперативной группы (СОГ). В этом случае поручения следователя, который руководит расследованием, обязательны для оперативного работника. В поручении не может определяться вид и тактика проведения ОРМ. Выбор средств, методов и тактических приемов решения поставленных задач является прерогативой ОРО, а определение исполнителей поручения — руководителей этих органов.

    Россия является участником многих международных договоров о сотрудничестве в сфере предупреждения и раскрытия преступлений, которые содержат нормы о применении специальных методов расследования и другие меры, имеющие прямое или косвенное отношение к ОРД. Предусмотренные рядом конвенций уголовно-правовые и уголовно-процессуальные меры борьбы с преступностью реализуются при помощи именно оперативно-розыскных средств и методов. В международных договорах и российских нормативных правовых актах предусмотрено проведение ОРД на основании международных запросов правоохранительных органов.

    Запросы международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и спецслужб иностранных государств согласно ст. 7 ФЗ об ОРД1 являются основанием для проведения ОРМ. Поэтому выполнение на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами РФ, запросов соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств является одной из обязанностей ОРО.

    Запросы направляются в письменной форме или с помощью любых средств, предоставляющих возможность составить письменную запись. При чрезвычайных обстоятельствах и в случае согласования государствами-участниками запросы могут быть переданы и в устной форме, но с последующим их письменным подтверждением.

    Требования к запросам о правовой помощи по борьбе с различными видами преступлений изложены в различных конвенциях и соглашениях, в которых участвует РФ.

    В соответствии, со ст. 1, 6, 7, 8, 13 ФЗ об ОРД оперативные подразделения ОРО осуществляют эту деятельность в пределах своих полномочий. Исходя из этого в случаях, когда им стало известно о фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции других ОРО, они обязаны проинформировать их об этом и оказать необходимую помощь.

    Реализация ст. 14 ФЗ об ОРД не только осуществляет предписания о компетенции субъектов ОРД, но и стимулирует межведомственное взаимодействие ОРО. Обмен информацией происходит с соблюдением мер конспирации, сохранения в тайне источников этой информации. Обмен информацией и межведомственное взаимодействие обусловлены и характером проводимых ОРМ. Например, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, ПТП с подключением к стапционйой аппаратуре могут быть проведены лишь с использованием оперативно-технических сил и средств ФСБ, ОВД или органов наркоконтроля. Поэтому взаимодействие является обязательным условием их проведения в порядке, определенном межведомственными соглашениями и нормативными актами.

    Механизмы такого взаимодействия раскрыты, например, в Межведомственной инструкции по взаимодействию правоохранительных органов РФ при расследовании и раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности России1.

    Эти механизмы можно рассматривать как универсальные, пригодные не только для борьбы с преступными посягательствами на культурные ценности, но и с другими преступлениями.

    ОРД основывается на соблюдении принципов конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств, практической необходимости сохранять в тайне сам факт проведения ОРМ от их объектов либо цель и существо проводимых мероприятий, а также сведений о лицах» внедренных в ОПГ, оказывающих либо оказывавших конфиденциальное содействие ОРО. Эти обстоятельства обусловливают конспирацию в ОРД и предопределяют законодательное закрепление обязанности по ее соблюдению.

    При помощи мер конспирации обеспечиваются эффективность ОРД, безопасность участников ОРМ, лиц, сотрудничающих с ОРО.

    Правила конспирации в ФЗ об ОРД и ведомственных нормативных правовых актах прямо не обозначены. Вместе с тем правила конспирации выработаны многолетней оперативно-розыскной практикой и включают комплекс приемов, средств и методов, при помощи которых обеспечиваются сохранение в тайне фактов проведения ОРМ, зашифровка их целей и участников.

     

    Содействие обеспечению безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие ОРО, участников уголовного судопроизводства» а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств как обязанность органов ОРО заключается в применении всего арсенала оперативно-розыскных средств, направленных на решение этих задач.

    Положения ст. 14 ФЗ об ОРД корреспондируются с положениями ФЗ «О государственной защите свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства»1, который устанавливает порядок защиты указанных категорий лиц. К тому же ст. 14 ФЗ об ОРД содержит отсылочную норму, адресующую содействовать обеспечению мер защиты в порядке, установленном законодательством РФ.

    Под мерами безопасности понимаются предусмотренные законом меры, направленные на обеспечение защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность. К таким мерам, в частности, относятся личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещение об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение внешности, изменение места работы (службы) или учебы; переселение на другое место жительства; замена документов, применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

    При наличии данных о реальной угрозе убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве в отношении защищаемого лица могут применяться также другие меры безопасности, предусмотренные законодательством РФ.

    Меры безопасности применяются на основании -письменного заявления защищаемого лица или с. его согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних — на основании письменного заявления их родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей Органов опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или с их согласия, выраженного в письменной форме.

    ОРД по отношению к указанным выше мерам носит обеспечивающий характер. Именно посредством проведения ОРМ можно установить данные об угрозе убийства или насилия в отношении защищаемого лица, уничтожении или повреждении его имущества. При помощи оперативно-розыскных средств и методов становится возможным обеспечить реальную безопасность, поскольку если посягательство на личность защищаемого лица или на его имущество уже состоялось, то и средства обеспечения безопасности уже теряют практическое значение при наличии соответствующих последствий такого посягательства и необходимо применять меры социальной поддержки, которые являются компенсацией за причиненный вред или ущерб.

    В процессе обеспечения мер безопасности возможно и выявление преступлений, связанных с разглашением сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении указанных в законе лиц (ст. 311 УК РФ1).

     

    2.3. Права оперативно-розыскных органов

     

    Права оперативно-розыскного органа — это предоставленные ему оперативно-розыскным законодательством возможности для надлежащего исполнения обязанностей по достижению целей ОРД и решению ее задач.

    Вместе с тем такие права есть обязательный элемент компетенции оперативно-розыскного органа как субъекта ОРД (наряду с обязанностями и ответственностью).

    Различают две группы прав оперативно-розыскного органа: 1) основные (они изложены в ФЗ об ОРД) и 2) специальные.

    Основные права оперативно-розыскного органа — предусмотренная ФЗ об ОРД та общая часть их прав, которая распространяется одновременно на конкретный орган и на все остальные оперативно-розыскные органы.

    Непосредственно в ФЗ об ОРД1 основные права оперативно-розыскных органов зафиксированы в предписаниях ст. 15.

    Согласно ст. 15 ФЗ об ОРД при решении задач ОРО имеют право:

  • проводить гласно и негласно ОРМ, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;
  • устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с конфидентами;
  • использовать в ходе проведения ОРМ по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц;
  • использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств ОРО, а также личность конфидентов;
  • создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач ОРД.

    Статья 15 ФЗ об ОРД определяет лишь наиболее общие группы прав ОРО; соответственно, права этих органов не ограничиваются предписаниями указанной статьи, а изложены и в иных нормах ФЗ об ОРД и других ФЗ. В частности, в ст. 13 ФЗ об ОРД закреплено право ОРО на проведение совместно с работниками УИС ОРМ в СИЗО.

    Как уже отмечалось, ОРО имеют право на проведение ОРМ как гласно, так и негласно. Гласное проведение ОРМ предполагает выполнение действий, образующих содержание мероприятия, при которых не скрываются ни факт ОРМ, ни субъекты, его осуществляющие, ни истинные цели этого мероприятия. При проведении ОРМ негласно от их объектов и иных лиц скрывается сам факт осуществления действий, образующих ОРМ, а также личность субъектов, их проводящих.

    Вместе с тем элементы гласности присутствуют в различных ОРМ. Например, невозможно представить себе негласный опрос потенциальных свидетелей на месте совершения преступления или негласное наведение справок при направлении официальных запросов на предприятия, в учреждения, организации. Элементы гласности в той или иной мере присутствуют и в других ОРМ, даже таких, казалось бы, сугубо негласных, как ПТП, проверочная закупка, контролируемая поставка, оперативное внедрение или оперативный эксперимент. Нередко они, начинаясь негласно, в процессе их проведения переходят в гласную форму.

    В ОРД выделяется и такая разновидность ОРМ, как зашифрованные, т. е. мероприятия, при проведении которых скрывается их истинная цель и (или) ведомственная принадлежность субъектов.

    Ряд ОРМ непосредственно связаны с выявлением предметов и документов, которые могут быть использованы в качестве вещественных доказательств (ПТП, снятие информации с технических каналов связи, сбор образцов и др.), а также с их использованием в процессе проведения ОРМ (оперативный эксперимент, контролируемая поставка), при осуществлении ОРМ могут быть обнаружены и предметы, изъятые либо ограниченные в свободном обороте. В этой связи при проведении ОРМ их субъекты вправе производить изъятие предметов, материале и сообщений.

    Изъятие предметов и материалов осуществляется обеспечения их сохранности, исследования, предупреждения преступлений, документирования преступных действий. В зависимости от целей изъятия оно может быть как гласным, так и негласным. Изъятие предметов и материалов может осуществляется в результате проведения ОРМ либо являться равной частью мероприятия (например, сбора образцов для сравнительного исследования). Следует отметить, что такие действия, будучи направленными на обеспечение раскрытия, преступлений, не являются мерой ответственности за преступление и не связаны с лишением лица права собственности. Изъятие имущества ОРО носит временный характер, не приводит к его отчуждению и не порождает перехода права собственности к государству. Такое решение может быть принято только судом по основаниям, предусмотренным УПК РФ.

    Например, деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки или коммерческого подкупа и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства как нажитые преступным путем1.

    Положение ст. 15 ФЗ об ОРД относительно порядка изъятия в ходе проведения ОРМ наркотических средств определяет Инструкция о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения.2

    Инструкция разработана в соответствии со ст. 8, , 36, 47 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»1, п. 1, 3, 4, 6, 8, 9 и 10 Постановления Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 647 «О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным». Инструкцией устанавливается единый порядок изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681, инструментов и оборудования, находящихся од специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи для дальнейшего использования в непредусмотренных законодательством РФ, и уничтожения. Требования Инструкции распространяются также на сильнодействующие и ядовитые вещества.

    Положения ст. 15 ФЗ об ОРД, относящиеся к сфере, необходимо рассматривать в одном блоке с нормами ФЗ «О связи»2 и «О почтовой связи»3, а также Правил оказания услуг почтовой связи4, Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи5, Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере связи6.

    В соответствии со ст. 64 ФЗ «О связи» операторы связи обязаны оказывать в установленных законодательством случаях и порядке содействие правоохранительным органам при проведении ОРМ. Это положение продублировано в ст. 47 Правил оказания услуг почтовой связи. Кроме того, Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи в ст. 4 включает в данный вид надзора выполнение операторами связи требований по внедрению системы ОРМ.

    Указанные нормы распространяются и на процедуру изъятия предметов, материалов и сообщений, а также прерывания предоставления услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической иди экологической безопасности РФ.

    Правила почтовой связи (п. 491) предусматривают, что операторы почтовой связи имеют право задерживать внутренние почтовые отправления, содержимое которых запрещено к пересылке, в месте их обнаружения.

    О факте обнаружения в почтовых отправлениях запрещенного к пересылке вложения и задержания этих почтовых отправлений операторы почтовой связи обязаны немедленно ставить в известность соответствующие органы, уполномоченные производить изъятие запрещенных к пересылке предметов и веществ. Об указанном факте в отношении международных почтовых отправлений операторы почтовой связи обязаны немедленно ставить в известность таможенные органы РФ.

    Предметы, которые по своему характеру или из-за упаковки могут представлять опасность для жизни и здоровья людей, загрязнять или портить (повреждать) другие почтовые отправления и имущество. Изымаются операторами почтовой связи и уничтожаются, если эту опасность нельзя устранить путем, с составлением соответствующего акта об изъятии или уничтожении предметов и веществ, запрещенных к пересылке, операторы почтовой связи обязаны информировать в 10-дневный срок отправителя или адресата, за исключением случаев, когда по факту обнаружения указанных предметов и веществ правоохранительными органами принимается решение о проведении ОРМ.

    ОРО производят при проведении ОРМ изъятие предметов, материалов и сообщений, содержащихся в почтовых отправлениях, прерывают предоставление услуг связи во взаимодействии с операторами связи и территориальными органами по надзору в сфере связи.

    ОРО вправе прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

    Прерывание услуг связи осуществляется для достижения целей и решения задач ОРД, например прекращения преступлений, воспрепятствования их совершению. Так, прерывание связи может осуществляется при проведении контртеррористических операций, для воспрепятствования координации и согласованности действий террористов. Право устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с правами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе ОРО, корреспондируется с положениями ст. 16 ФЗ об ОРД, определяющей содействие граждан органам, осуществляющим ОРД.

    В ходе проведения ОРМ по договору или устному соглашению ОРО могут использовать служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц. Это право связано с решением вопросов конспирации ОРД, зашифровки проведения ОРМ, сохранения в тайне конфиденциального содействия граждан ОРО и др. При реализации рассматриваемого права ОРО может осуществляться, например, наблюдение за объектом из помещения, здания, сооружения или транспортного средства, обеспечиваться конспиративная встреча с лицом, внедренным в преступную группу или оказывающим негласное содействие ОРО, проводиться засада и последующее задержание преступника с поличным, оперативный эксперимент и др.

    Служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц. Согласно ФЗ об ОРД могут использоваться на основании заключенного договора или устного соглашения. Это зависит от вида используемого объекта, длительности его использования, согласия собственника или владельца. Данное положение соответствует и нормам ГК РФ, в соответствии с которыми форма соглашения может быть как устной, так и письменной. Договор может быть как возмездным, так и безвозмездным, это связано с тем, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 421 ГК РФ).

    Смысл ОРД в целом и конкретные цели отдельных ОРМ, основанных на разведывательных методах, требуют сокрытия принадлежности их участников к субъектам ОРД. Отчасти это и достигается путем использования в целях конспирации документов, зашифровывающих личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организации, подразделений, помещений и транспортных средств, принадлежащих ОРО, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

    Под зашифровкой понимается комплекс мероприятий (организационных, тактических, психологических, поведенческих и др.), обеспечивающих сохранение в тайне проводимых ОРМ, принадлежность к ОРО их участников, а также предприятий, учреждений, организаций и их функционального назначения. Зашифровка таких объектов обеспечивается совокупностью специальных средств и методов. Наличие документов оперативного прикрытия является составной (как основной, так и вспомогательной) частью зашифровки, обеспечивающей дополнительные гарантии безопасности участников ОРМ, условием эффективности проводимых ОРМ. Зашифровка сил и средств ОРД обеспечивается при помощи реализации выбранной легенды прибытия, соответствующего ей поведения, внешних атрибутов участника мероприятия, необходимых документов, проведения обеспечивающих мероприятий по закреплению легенды, приданию ей убедительности, правдоподобности. Документы, зашифровывающие личность должностного лица и конфидентов, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств, по смыслу ФЗ об ОРД могут быть использованы лишь непосредственно в ОРД для реализации целей и задач этой деятельности. Использование документов в иных целях не образует осматриваемого права ОРО.

    ОРД предполагает в отдельных случаях полную шифровку должностных лиц и конфидентов, их местонахождения, характера деятельности и др. Это означает, что может скрываться не только ведомственная принадлежность к ОРО, но и их анкетные данные, место рождения и жительства, место работы, профессия, должностное положение и т. п. Помимо использования документов прикрытия это достигается путем использования легендированных объектов, под оперативным прикрытием которых действуют участники ОРД.

    ОРО вправе создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия учреждения, организации и подразделения.

    Законодатель определяет, что указанные структуры могут создаваться в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Соответственно, при создании и функционировании отдельных легендированных объектов применяются на общих основаниях нормы ГК РФ. Созданию легендированного, как и любого, предприятия должны предшествовать разработка пакета учредительных документов, регистрация в едином государственном регистре юридических лиц, постановка на учет в налоговом органе, открытие расчетного счета в банке и регистрация в юридическом отделе районной (городской) администрации и др. Для обеспечения функционирования предприятия в соответствии с законодательством должны осуществляться подбор персонала, хозяйственная деятельность, финансовые расчеты и т. д. независимо от цели и реального назначения этого объекта.

    Функционирование легендированных юридических лиц предполагает’ осуществление ими какой-либо хозяйственной (коммерческой) или иной деятельности, сотрудничество, с организациями, гражданами, финансовыми органами и др., что влечет необходимость выполнения принятых на себя обязательств, а в отдельных случаях и гражданско-правовой ответственности по ним.

    Исходя из анализа задач ОРД в их преломлении к деятельности ОРО следует, что такие легендированнные объекты должны создаваться прежде всего в интересах предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявления и установления подготавливающих, совершающих или совершивших. Однако цели создания объектов в качестве легендированных довольно разнообразны и не только решением задач, прямо предусмотренных ФЗ об ОРД, а могут использоваться для решения вспомогательных задач ОРД.

    В качестве целей использования легендированных объектов могут быть легендирование деятельности оперативных подразделений; обеспечение конспирации и собственной безопасности оперативных подразделений; сбор, обработка негласной информации, документирование преступной деятельности, задержание преступников с поличным; зашифровка негласных мероприятий; обеспечение безопасности сотрудников оперативных подразделений; введение объектов ОРД в заблуждение относительно характера и целей действий оперативного аппарата либо побуждение их к определенным поступкам и др.

    Неисполнение законных требований должностей ОРО либо воспрепятствование ее законному селению влечет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 25 дек. 1993. № 237.
  2. Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2066.
  3. УК РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2594.
  4. УИК РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
  5. УПК РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.
  6. Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. № 16. Ст. 503.
  7. ФЗ «О прокуратуре в Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 // СЗ РФ. 1995. №47. Ст. 4472.
  8. ФЗ «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.
  9. ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
  10. ФЗ «О внешней разведке» от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 143.
  11. ФЗ «О государственной охране» от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2594.
  12. ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586.
  13. ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 219.
  14. ФЗ «О почтовой связи» от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3697.
  15. ФЗ «О связи» от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2895.
  16. ФЗ «О государственной защите свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства» от 20 августа 2004 г. № 111-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3534.
  17. Постановление Правительства РФ от 27 августа 2005 г. «Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность» // СЗ РФ. 2005. № 36. Ст. 3704.
  18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» // БВС РФ. 2000. № 4..
  19. Постановление Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 647 «О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным».
  20. Инструкция по взаимодействию правоохранительных органов Российской Федерации при расследовании и раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности России. Утверждена приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, ФСБ России и ГТК России от 25 ноября 1997 г. № 69/777/425/700 // Таможенные ведомости. 1998. № 2.
  21. Инструкция о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения: утверждена совместным Приказом МВД России, Минюста России, Минздрава России, Минэкономики России, ГТК России, ФСБ России, ФПС России от 9 ноября 1999 г. №.840/320/388/472/726/530/585.
  22. Межведомственная инструкции по взаимодействию правоохранительных органов РФ при расследовании и раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности России:
    утверждена совместным приказом Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ, ГТК РФ от 25 ноября 1997 г. № 69/777/425/700.
  23. Правила оказания услуг почтовой связи: утверждены Постановлением Правительства РФ 15 апреля 2005 г. № 221 // Российская газета. 2005. № 17.
  24. Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи: утвержден Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 110 // Российская газета. 2005. № 9.
  25. Приказ Минфина России от 25 октября 2005 г. № 132н «О создании Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Российская газета. 2005. № 258.
  26. Положение об Министерстве внутренних дел Российской Федерации: утверждено Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927
  27. Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации России: утверждено Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960.
  28. Положение о Федеральной службе исполнения наказаний: утверждено Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976.
  29. Положение о Федеральной службе охраны: утверждено Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 1013.
  30. Положение о Федеральной таможенной службе Российской Федерации:
    утверждено Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429.
  31. Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере связи: утвержден Приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 9 июля 2004 г. № 1 // Российская газета. 2004. № 31.
  32. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации /Под общ. ред.Ю.Ф. Азарова и Т.В. Баландиной. — М.: Норма, 2005.
  33. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» /Авт.-сост. А.Ю. Шумилов. — М.: ИД Шумиловой И.И., 2006.
  34. Кондратов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В.
    Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». — М.: Проспект, Велби, 2005.
  35. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник /Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. М., 2004.
  36. Органы охраны правопорядка: Сб. док. /Сост. В.В. Черников. — М.: Проспект, 2004.
  37. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник /Под ред. В.Б. Рушайло.— СПб.: Лань, 2000.
  38. ФСБ России: Правовое регулирование деятельности ФСБ по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: Науч.-практ. коммент. /Под ред. В.Н. Ушакова, И.Л. Трунова. — М.: Эксмо, 2006.
  39. Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: учебник.–М.: ИД Шумиловой И.И., 2006.
  40. Шумилов А.Ю. Основы уголовно-розыскного права. Общая часть: Учеб. пособие. —М.: Изд-ль Шумилова И.И., 2000.
  41. Шумилов А.Ю.
    Оперативно-розыскная деятельность в схемах и определениях: Учеб. пособие.— М.: ИД Шумиловой И.И., 2003.
  42. Шумилов А.Ю.
    Оперативно-розыскная деятельность: вопросы и ответы. В 2 кн. Кн. I: Общие положения. Науч.-практ. пособие. — М.: ИД Шумиловой И.И., 2005.

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.08MB/0.00045 sec

WordPress: 22.68MB | MySQL:122 | 2,312sec