Понятие, сущность и правовые основы международного розыска преступников

<

050414 0140 1 Понятие, сущность и правовые основы международного розыска преступников

1.1. Понятие и правовые основания

 

В последние десятилетия значительно возросла роль международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Интернационализация общественной жизни, «прозрачность» границ между государствами, рост кредитно-финансового и товарного обмена, развитие средств связи и транспорта, расширяя возможности контактов между людьми, в то же время создают условия для противоправной деятельности в международных масштабах. Растет число преступлений, которые квалифицируются как международные преступления, или преступления международного характера. Нередко связи преступников из России ведут за границу — в страны ближнего зарубежья. Организованная в международном плане преступность стала реальностью нашего времени.

Все это обусловливает необходимость разработки тактики международного розыска преступников, т. е. розыскных действий, проводимых за пределами территории государства, где было совершено преступление, и в которых участвуют правоохранительные органы различных государств1.

Понятие «розыск» в криминалистике употребляют в двух значениях — широком и узком. Розыск в широком смысле — это поисковая деятельность, направленная на установление местонахождения объектов, индивидуально-определенные признаки которых в данный момент неизвестны (розыск неизвестного преступника, поиск следов на месте происшествия и т. д.). Розыск в узком понимании — это поиск конкретного индивидуально-определенного объекта по известным групповым и индивидуальным признакам2.

Розыск в первом значении данного понятия — это любая поисковая деятельность органов дознания и следователя, осуществляемая в процессе расследования и направленная на поиск объектов, могущих иметь значение для дела. Но расследование, как известно, не ограничивается только поиском. Поэтому розыск в широком смысле — это один из аспектов расследования.

Для розыска в узком значении характерна конкретная направленность. Вообще разыскивать обвиняемого нельзя, можно разыскивать обвиняемого, имеющего определенное имя, отчество, фамилию, другие индивидуальные признаки. Индивидуальная определенность объекта поиска — обязательное условие розыска в узком значении данного термина.

Таким образом, индивидуальность искомого объекта служит основным критерием разграничения розыска в широком и узком смысле.

 

Розыск, осуществляемый при расследовании уголовного дела, предполагает три рода действий:

1) следственные,

2) розыскные,

3) оперативно-розыскные.

В соответствии с действующим законодательством межгосударственный розыск лиц представляет собой комплекс оперативно-розыскные, поисковых, информационно-справочных и иных мероприятий, направленных на обнаружение в целях последующего ареста и выдачи (экстрадиции) разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства — инициатора розыска, но в пределах территорий государств — участников СНГ. При межгосударственном розыске лиц используется сигнальная система всех оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро МВД государств — участников СНГ.

Международный розыск — это комплекс оперативно-розыскных, информационно-справочных и иных мероприятий компетентных органов государства — инициатора розыска и запрашиваемых зарубежных стран, направленный на обнаружение, арест и выдачу (экстрадицию) разыскиваемых лиц, проводимый на территории каждого из участвующих в розыске государств в соответствии с общими нормами и принципами международного права, а также в соответствии с международными договорами, заключенными между этими странами, и национальным законодательством.

Международный розыск является одним из главных направлений международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью. При осуществлении международного розыска сотрудничество государств осуществляется на основе общепризнанных принципов международного права, и, прежде всего, суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, добросовестного выполнения государствами взятых обязательств, уважения прав человека, а также неотвратимости наказания за совершенное противоправное деяние.

В ходе его осуществления используются все международно-правовые формы сотрудничества государств: заключение многосторонних и двусторонних договоров и соглашений, создание международных универсальных и региональных организаций. Но именно в Международной организации уголовной полиции (МОУП) — Интерполе — произошло организационное и процедурное оформление, а затем и всеобщее признание практики международного розыска скрывшихся преступников, и именно использование возможностей данной организации позволяет осуществлять розыск преступников в действительно всемирном масштабе.

Деятельность стран — участниц международного розыска по каналам Интерпола осуществляется через посредничество национальных центральных бюро (НЦБ) Интерпола и координируется Генеральным секретариатом МОУП. Постоянно действующему органу Интерпола принадлежит значительная роль в координации розыскных мероприятий в международном масштабе, в информационном обеспечении международного розыска (путем формирования и постоянной актуализации учетов разыскиваемых лиц). Именно входящим в структуру Генерального секретариата Интерпола подразделениям принадлежит право отмены международного розыска, объявленного по инициативе правоохранительных органов стран-участниц Интерпола, из-за недостатка предоставленных сведений или из-за нарушения норм Устава Интерпола. Но ведущая роль в объявлении и осуществлении международного розыска принадлежит национальным органам полиции стран — участниц Интерпола и создаваемым в их структуре НЦБ Интерпола.

Международный розыск по линии Интерпола осуществляется через посредничество НЦБ Интерпола и проводится на территории каждого из участвующих в розыске государств в соответствии с нормами международного права, а также в соответствии с национальными нормативными правовыми актами. При этом правоохранительными и иными государственными органами РФ и правоохранительными органами иностранных государств проводится комплекс оперативно-розыскных и информационно-справочных мероприятий, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц.

Преступность существует с древнейших времен. Документальными свидетельствами этому являются сохранившиеся в веках и дошедшие до наших дней такие древние памятники права как Законы Вавилона царя Хаммурапи, появление которых исследователи датируют XVIII веком до нашей эры; Законы XII таблиц — древнейший свод римского права, составленный согласно свидетельству Тита Ливия в 451-450 годах до нашей эры; «Законы Ману», представляющие собой сборник древнеиндийских нравственных и правовых предписаний, временем составления которых считается I век до нашей эры.1 Наказания, предусматриваемые указанными законами, были весьма суровы. Жестокая кара, которая ожидала всех провинившихся, а также существование такого явления как кровная месть родни жертвы преступления, толкала виновных к бегству, в том числе за пределы государства, в котором они проживали.

Еще на страницах «Одиссеи» Гомера трижды упоминаются люди, которые после совершения убийства избегают возмездия и смерти, покидая отчизну. И поэтому вопрос борьбы с преступностью и проблема организации эффективной системы мер, направленных на розыск преступников, неизменно стояли на повестке дня во всех государствах во все времена исторического развития.

Совершенно справедливо отмечала Л.Н.Галенская2, что в каждый исторический период международная борьба с преступностью несла черты конкретного социально-экономического строя. В период рабовладения межгосударственные связи в этой области сводились к заключению договоров о выдаче или просто к практике выдачи беглецов. Данные связи имели только двусторонний характер и развивались в немногих регионах земного шара. Они были кратковременны и нестабильны. При феодализме круг государств, имеющих связи в деле борьбы с преступными деяниями расширился. С появлением же капитализма в области международной борьбы с преступностью произошли кардинальные изменения. Предмет сотрудничества стал шире. Между государствами стали заключаться соглашения о борьбе с отдельными видами преступлений. В данный вид международных связей стало вовлекаться все большее число государств. Определились основные принципы сотрудничества в этой области. Но хотя практика розыска за границей бежавшего уголовного преступника существует давно, сохранилось крайне мало исторических документов, указывающих на наличие как розыскной функции в деятельности государственных структур, так и на существование международного сотрудничества в данной сфере. Среди сохранившихся документов, подтверждающих существование с древних времен международного сотрудничества в розыске преступников, можно привести договор между царем Хеттушилем III и египетским фараоном Рамзесом II. Исследователи датируют его 1296 годом до нашей эры. Вот одно из положений этого договора: «Если кто убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, царь хеттов не будет его задерживать, но вернет в страну Рамзеса»1. К значительно более позднему времени относятся такие документальные свидетельства международного сотрудничества в розыске преступников как, договоры о выдаче преступников, заключенные: в 1202 году между голландским князем Вильгельмом II и графом Брабанта Генри II; в 1303 году между английским королем Эдуардом III и французским королем Филиппом Красивым; в 1376 году между французским королем Карлом V и графом Савуа. Первым многосторонним договором о выдаче является Амъенский договор, заключенный в 1802 году Францией, Испанией, Голландией и Великобританией1.

Однако розыск преступников как часть полицейской деятельности не упоминается в сохранившихся документах и литературных источниках. Причиной этого является то, что до начала XIX века не существовало единой Централизованной в рамках государства специализированной службы со Строго нацеленными функциями поддержания в обществе порядка и обеспечения наказания правонарушителей. Розыск как постоянная функция полиции мог появиться только после того, как появилась и оформилась как самостоятельная организационная структура сама полиция. А произошло это на рубеже XVIII и XIX веков. В 1789 году в США было основано федеральное учреждение по охране правопорядка – Служба маршалов США. В 1817 году было создано парижское Сюрте, а в 1829 – лондонская Полиция метрополии. В 1862 году в Сиднее возникает Центральная полицейская организация, в 1873 году Северо-западная конная полиция (позже – Королевская канадская конная полиция). В начале 90-х годов XIX века в Вене была разработана система регистрации преступников. Наконец было сделано крупное открытие XIX века в области криминалистики — опознание преступников по отпечаткам пальцев. А через некоторое время незаурядные полицейские и юристы всего мира начали понимать, что за последние пятнадцать лет XIX столетия возник совершенно новый и опасный феномен: преступность стала международной. С преступниками уже нельзя было справиться в рамках законодательства одной страны. Способствовали возникновению этого феномена такие факторы как: развитие межгосударственных коммуникаций, упрощение пограничных процедур, расширение туризма и других форм международного общения, в том числе торговых, деловых связей, а также рост профессиональной и организованной преступности. Во введении к своему учебнику профессор Берлинского университета Франц фон Лист писал: «Мы живем в эпоху, когда профессиональный вор или мошенник чувствует себя как дома в Париже, Вене или Лондоне, когда фальшивые рубли выпускаются во Франции или в Англии и переправляются в Германию, когда банды преступников подолгу орудуют в нескольких странах сразу»1.

Преступники колесили по всему миру, а полиция в большинстве случаев теряла их след у границ своего государства, за пределами которого они становились недосягаемыми для правосудия. Для того, чтобы наказать скрывшегося за границу преступника необходимо было начать переговоры со страной, где он находился, о его аресте и выдаче. И конечно же выдача преступников была возможна, но процесс этот был весьма длительный и связанный с использованием дипломатических каналов, а также с большим объемом бумажной работы, «Какие формальности! Какая потеря времени! – жаловался Леон Мукен, почетный Генеральный директор префектуры полиции Парижа. – Правонарушитель может беззаботно сидеть утром за кофе со сливками и читать в местной газете о том, как полиция страны, где он совершил преступление, выследила его и направила необходимые документы в полицейские органы страны его нынешнего пребывания. Он даже не поперхнется во время завтрака. У него полным-полно времени вернуться в свой номер ленивой походкой, упаковать чемоданы и сесть на поезд в другую страну – и все это при отсутствии каких-либо проблем с пересечением границы».

Впервые организационное и процедурное оформление практики международного розыска скрывшихся преступников произошло в Международной организации уголовной полиции – Интерполе, созданной в 1923 году. Ее членами в настоящее время являются 178 государств, в том числе Российская Федерация, ставшая правопреемником национального бюро Интерпола СССР, и почти все государства, созданные на основе республик, входивших 4 в бывший Советский Союз (кроме Туркмении и Таджикистана). С каждым годом растет число преступников, объявленных в международный розыск по каналам Интерпола. В конце 1999 года согласно учетам Генерального секретариата Интерпола в розыске с целью ареста и выдачи значилось 15,5 тысяч преступников, а в декабре 2000 года — уже 17,4 тысячи. Постоянно растет число запросов об организации международного розыска преступников, поступающих в российское бюро Интерпола (в 1999 г. в международный розыск по запросам российских органов было объявлено более 1000 преступников, что в 2 раза больше, чем в 1998 г. и в три раза больше, чем в 1996 г.). Но наряду с уже сформировавшейся системой международного розыска преступников в рамках Интерпола в конце XX века все большее развитие получает практика заключения межгосударственных, I межправительственных, а также международных межведомственных договоров и соглашений, предусматривающих сотрудничество в области организации международного розыска преступников. Складываются специфические формы взаимодействия правоохранительных органов государств в рамках международных региональных организаций1.

Анализ уголовно-процессуального законодательства позволяет сделать вывод о том, что в процессе розыска следователь может выполнять как следственные, так и розыскные действия. Однако он не вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия. Это следует и из Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»2.

В 1990 г. СССР вступил в Интерпол. Российская Федерация как правопреемница СССР не только продолжает членство в этой организации, но и активизирует свое участие в ее деятельности. Создано Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола в России, которое работает в круглосуточном режиме на двух (английском и французском) из четырех языков Интерпола, осуществляя регулярное сотрудничество со 115 странами — членами организации. Наиболее интенсивное взаимодействие осуществляется с правоохранительными органами Польши, Германии, Австрии, Италии, Швейцарии, Бельгии, Нидерландов, Великобритании, США.

Всего в 2005 м году задержано более 260 преступников, находившихся в международном розыске, в том числе 50 – на территории стран дальнего зарубежья.

В ходе проведения межгосударственной широкомасштабной операции «Розыск» в период с 21 по 25 марта совместно с министерствами внутренних дел Украины, Белоруссии, Казахстана и Таджикистана задержаны 7776 обвиняемых, 2426 из которых находились в федеральном розыске, а 166 — разыскивались органами внутренних дел государств — участников СНГ. В том числе 23 преступника задержаны по запросу Белоруссии, 49 – Украины, 22 – Казахстана и 7 – Таджикистана.

Из общего числа задержанных 105 обвиняются в совершении убийств, 187 – разбойных нападений, 131 – преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств. Так, в Объединенных Арабских Эмиратах был задержан C. Свитинский, который разыскивался за подготовку в 2004 году убийства вице-мэра Тольятти.

Международное сотрудничество оперативно-розыскных органов Российской Федерации с аналогичными органами зарубежных стран осуществляется на двустороннем, региональном и универсальном уровнях, в первую очередь в борьбе с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом, наркобизнесом, в организации международного розыска скрывшихся преступников, а также полученных преступным путем денежных средств и имущества.

Правовой основой такого сотрудничества являются ратифицированные Российской Федерацией конвенции ООН, Совета Европы, решения Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ, международные многосторонние и двусторонние договоры Российской Федерации, соглашения и решения таких органов координации взаимодействия с партнерами из СНГ, как Совет министров внутренних дел, Совет руководителей органов безопасности и специальных служб, Совет командующих Пограничными войсками, Совет руководителей таможенных служб государств — участников СНГ.

 

1.2. Правовые основы розыска преступников

 

В Российской Федерации правовой основой розыска являются нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» 1. Международный розыск основывается как на национальном законодательстве, так и на источниках международного права. Поэтому при организации международного розыска но каналам Интерпола следует руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права, многосторонними и двусторонними договорами Российской Федерации, Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Уставом Интерпола, обязательными решениями Генеральной ассамблеи Интерпола, нормативными правовыми актами МВД России, иными правовыми актами Российской Федерации.

По своему содержанию международный розыск представляет собой комплекс оперативно-розыскных, информационно-справочных и иных мероприятий правоохранительных органов России и зарубежных стран, направленный на обнаружение, арест и выдачу (экстрадицию) разыскиваемых преступников. Данные мероприятия проводятся на территории каждого из участвующих в розыске государств и координируются Международной организацией уголовной полиции — Интерполом.

В соответствии с указанием МВД России «Об объявлении Инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц» от 28 марта 2002г. № 1/1784 межгосударственный розыск на территории РФ аналогичен существующей системе федерального розыска и не подменяет собой международный розыск, проводимый по каналам Интерпола. Объекты межгосударственного розыска — те же, что определены нормативно-правовыми актами, регламентирующими осуществление федерального розыска.

В соответствии с Инструкцией о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц субъектами межгосударственного розыска являются МВД стран Содружества, осуществляющие взаимодействие по вопросам розыска через свои центральные аппараты. Однако при наличии конкретной информации о местонахождении разыскиваемого лица возможно направление поручения о розыске в соответствующий территориальный или линейный ОВД.

Возрастающий объем работы по линии международного розыска потребовал от органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных организационных мер. В частности, в структуре отдела ГУУР МВД России по организации розыскной работы выделено отделение по организации международного розыска. Отдел международного розыска действует в Национальном бюро Интерпола в России. В краевых, областных, ряде городских УВД (ГУВД) выделены сотрудники, отвечающие за взаимодействие с НЦБ Интерпола РФ. МВД России предусмотрено поэтапное создание филиалов НЦБ Интерпола в составе подразделений криминальной милиции всех МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. Создано и функционирует Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ, которое также оказывает содействие российским органам внутренних дел в организации розыскной работы на территории стран СНГ.

Мероприятия по организации международного розыска можно проводить не только при посредничестве Национального бюро Интерпола. МВД России заключен ряд международных соглашений с МВД иностранных государств. В большинстве из них в качестве одной из сфер сотрудничества указана деятельность, направленная на розыск лиц, скрывающихся от уголовного преследования, розыск без вести пропавших, идентификацию неопознанных трупов.

<

Взаимодействие по вопросам организации международного розыска осуществляется на уровне национальных органов юстиции, прокуратуры, суда и иных правоохранительных органов, а также в рамках работы международных организаций, например Организации Объединенных Наций, ее специализированных учреждений и региональных организаций, Комитета по предупреждению преступности и борьбы с ней, Специального комитета по международному терроризму, межправительственных и неправительственных организаций.

 

 

 

2. ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ОБЪЯВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РОЗЫСКА

 

2.1. Характеристика оснований и условий объявления международного розыска

 

В международный розыск по каналам Интерпола объявляются: 1) скрывшиеся или бежавшие обвиняемые, осужденные; 2) лица, пропавшие без вести. В указанный розыск не могут быть объявлены лица, обвиняемые в совершении преступлений, которые носят политический, военный, религиозный или расовый характер. В розыск по каналам Интерпола не объявляются также лица, совершившие преступления против военной службы.

Ответственными за объявление международного розыска являются розыскные подразделения МВД, УВД и НЦБ Интерпола в России.

Международный розыск может быть объявлен лишь при условии, что в результате оперативно-розыскных мероприятий получена информация о выезде разыскиваемого за пределы России либо об имевшемся у него намерении выехать за границу, а также о наличии у него деловых, родственных и иных связей за рубежом. По каналам Интерпола может быть объявлен розыск только на территории стран, являющихся членами этой организации.

Международный розыск следует назначать после объявления федерального розыска или одновременно с ним. Соблюдение этого правила очень важно для обеспечения эффективного розыска.

Обязательным условием для начала международного розыска лиц, уклоняющихся от уголовной ответственности и отбывания наказания, является наличие постановления об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу либо приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы. Необоснованным считается объявление международного розыска, если в отношении разыскиваемого избрана такая мера пресечения, как подписка о невыезде.

Постановление об объявлении международного розыска и запрос, оформленный в соответствии с определенными требованиями, направляются в НЦБ Интерпола в России. Однако до передачи в НЦБ Интерпола постановления и запроса об объявлении международного розыска органы внутренних дел России должны провести следующие мероприятия:

1) установить, выдавался ли разыскиваемому заграничный паспорт;

2) выяснить, подавал ли разыскиваемый ходатайство о выезде на постоянное место жительства в зарубежное государство;

3) проверить через ЗАГС по месту рождения разыскиваемого, не поступал ли запрос о выдаче копии свидетельства о рождении;

4) принять меры к сбору идентификационных материалов на разыскиваемое лицо (подробный словесный портрет, сведения об особых приметах, пригодных для идентификации, фотографии, отпечатки пальцев, дактилокарты и т. д.);

5) собрать другие сведения, которые должны содержаться в запросе об организации международного розыска.

Если разыскиваемым является иностранный гражданин либо лицо без гражданства, следует провести проверку через:

  1. автоматизированную систему ГИЦ МВД России «Криминал
    И», в которой содержатся сведения о преступлениях и административно-правовых нарушениях, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства и в отношении таковых;

    2)Центр паспортно-визовой информации и статистики МВД
    России, где можно получить сведения о временном (более трех месяцев) пребывании в России иностранных граждан, конечно, при условии, что последние соблюдали установленные правила пребывания иностранных граждан на се территории.

    До объявления лица в международный розыск по каналам Интерпола для принятия обоснованного решения с помощью этой организации можно провести ряд проверок:

    1) по базам данных НЦБ Интерпола в России;

    2) по базам данных Генерального секретариата Интерпола;

    3) по российским и зарубежным учетам;

    4) по криминальным учетам зарубежных стран.

    Кроме перечисленных проверок при наличии оснований, определенной информации и необходимости по каналам Интерпола можно установить и проверить по криминальным учетам абонентов зарубежных телефонов; установить и проверить по криминальным учетам владельцев автомашин; проверить адреса возможного местонахождения и известные связи разыскиваемых лиц; получить сведения о фирмах, к деятельности которых могут быть причастны разыскиваемые, либо об их связях и т. п.

    О зарубежных коммерческих структурах (фирмах, совместных предприятиях и т. д.) можно получить следующие данные: их юридический адрес, номер и дату регистрации; фамилии и имена руководителей; сведения об основных направлениях деятельности, о размере уставного капитала, факты о прекращении деятельности; факты криминального характера относительно их деятельности.

    Запросы о проведении проверок по каналам Интерпола в любой стране должны содержать следующие сведения: основание для проверки; номер уголовного и розыскного дела с указанием, в совершении какого преступления подозревается (обвиняется) проверяемый; цели проверки; перечень стран, по учетам которых требуется провести проверку; полные установочные данные проверяемого; данные заграничного паспорта проверяемого лица.

    Важным условием объявления межгосударственного розыска обвиняемых, подсудимых и осужденных является избрание в отношении разыскиваемого лица в государстве — инициаторе розыска меры пресечения в виде заключения под стражу. Еще одно условие объявления межгосударственного розыска обвиняемых и осужденных — предварительное согласование вопроса о намерении запрашивать их выдачу с уполномоченными национальными органами. Выполнение данных условий является важной гарантией соблюдения прав разыскиваемых лиц при успешной реализации мероприятий по розыску в запрашиваемом государстве.

     

    2.2. Требования к запросам об организации международного розыска

     

    Запросы об организации международного розыска лиц, уклоняющихся от уголовной ответственности и отбывания наказания, должны содержать следующие сведения: 1) полные установочные данные разыскиваемого; 2) данные об используемых им документах; 3) идентификационный материал; 4) сведения о судимостях разыскиваемого, его предшествующей преступной деятельности, контактах; 5) время, место, способ совершения преступления, роль разыскиваемого лица в совершении преступного деяния, причиненный ущерб; 6) квалификация преступления в соответствии с нормами УК РФ, постановлениями о привлечении в качестве обвиняемого и об избрании меры пресечения.

    Для обеспечения оперативного реагирования в случае установления местонахождения преступника к запросам об организации международного розыска необходимо прилагать копии постановления о его привлечении в качестве обвиняемого и постановления об избрании меры пресечения в виде ареста либо копию приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы.

    В запросе об организации международного розыска лиц, уклоняющихся от уголовной ответственности и наказания, должна быть указана цель розыска — либо выяснение местонахождения преступника и установление контроля за его передвижением, либо арест и экстрадиция (выдача) разыскиваемого лица.

    НЦБ Интерпола не наделено правом от своего имени обращаться с просьбой о взятии под стражу лица, подлежащего выдаче. Оно только пересылает в страны — члены Интерпола и Генеральный секретариат Интерпола просьбу компетентных органов своего государства. Решение же вопроса о том, будет ли запрашиваться экстрадиция разыскиваемого преступника из-за рубежа, относится исключительно к компетенции Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

    В соответствии с международно-правовыми актами, посвященными борьбе с преступностью, преступление, которое влечет выдачу лица, его совершившего, должно отвечать определенным требованиям:

    1) это должно быть общеуголовное преступление;

    2) оно должно быть достаточно тяжким (в соответствии с критериями тяжести, установленными внутригосударственным законодательством государства);

    3) совершенное деяние должно быть уголовно наказуемо по законам и запрашиваемой и запрашивающей сторон.

    В то же время указанные международно-право вые акты содержат ряд оснований, по которым в выдаче разыскиваемого лица может быть отказано:

    1) преступление, в совершении которого оно обвиняется, носит политический характер;

    2) есть основания полагать, что просьба о выдаче направлена с целью преследования или наказания лица по признаку расы, религии, национальности или его политических взглядов;

    3) выдача лица запрашивается для привлечения к ответственности в связи с военным законодательством, за совершение военного преступления;

    4) лицо, выдача которого запрашивается, не может быть подвергнуто уголовному преследованию или наказанию в связи с истечением срока давности;

    5) запрашивается выдача лица, являющегося гражданином запрашиваемого государства.

    После передачи в НЦБ Интерпола в России запроса об объявлении международного розыска его инициатор информирует НЦБ Интерпола относительно:

    1) поступления дополнительных сведений о возможном местонахождении разыскиваемого лица и его зарубежных связях, а также иных данных, имеющих значение для международного розыска;

    2) установления местонахождения или задержания разыскиваемого лица на территории Российской Федерации;

    3) установления местонахождения или задержания разыскиваемого лица на территории зарубежных государств, если эта информация поступила к инициатору розыска минуя каналы Интерпола;

    4) прекращения производства по уголовному делу, по которому проходит лицо, объявленное в международный розыск по каналам Интерпола.

    Если в ходе осуществления международного розыска из зарубежных бюро Интерпола в адрес российского бюро поступает информация, имеющая значение для организации и проведения международного розыска, сотрудниками НЦБ Интерпола в России принимаются меры к интенсификации международного розыска по соответствующему направлению. Сведения о поступившей информации и принятых на основании ее изучения мерах передаются инициатору розыска, который также использует полученные данные для активизации дальнейших оперативно-розыскных действий.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РОЗЫСКА

     

    3.1. Порядок осуществления межгосударственного розыска

     

    Получив запрос об организации международного розыска, НЦБ Интерпола в России проверяет его соответствие установленным требованиям, в том числе ст. 3 Устава Международной организации уголовной полиции, запрещающей Интерполу вмешательство в деятельность политического, военного, религиозного или расового характера. После изучения поступившего запроса может быть принято одно из трех решений о необходимости: 1) объявить международный розыск; 2) запросить дополнительные сведения с предварительной передачей запроса о розыске в зарубежные НЦБ или без таковой, когда полученная информация не позволяет провести первичные розыскные мероприятия на международном уровне; 3) отказать окончательно или временно в объявлении международного розыска.

    Розыскные операции Интерпола. Розыскные операции, проводимые Интерполом, можно классифицировать по четырем видам: 1) розыск преступников с целью их выдачи; 2) розыск подозреваемых с целью установления наблюдения за их поведением; 3) розыск пропавших без вести лиц; 4) розыск похищенных ценностей1.

    Первый вид розыска — составная часть сотрудничества государств по вопросам выдачи уголовных преступников. На его долю приходится основной объем розыскной работы Интерпола. В практике международной борьбы с преступностью выдача преследуемого лица едва ли не самая сложная проблема, так как она непосредственно затрагивает суверенитет заинтересованных государств. Решение о выдаче преступников относится к внутренней компетенции государства. Оно определяет ее правовые основания (международный договор, взаимность, национальное законодательство), каналы, по которым осуществляются двусторонние контакты (дипломатические, юридические), указывает органы, правомочные выносить окончательное суждение о выдаче (суд, прокуратура), условия выдачи, согласовывает с партнерами по сотрудничеству ее процедуру.

    В экстрадиционной практике полиции отводится вспомогательная роль — обеспечить присутствие субъекта, подлежащего выдаче. Генеральная ассамблея Интерпола в 1960 г. специально указала, что в «экстрадипионных вопросах полицейские органы являются неизменно и главным образом вспомогательными органами правительственного департамента, ответственного за разрешение выдачи»1. И тем не менее на долю полиции приходится наиболее сложная, трудоемкая, а часто и опасная часть работы — розыск, задержание и арест преступника.

    По окончательным делам об экстрадиции приходящиеся на долю полиции действия сопровождают либо опережают дипломатические контакты государств. Еще на первом Международном полицейском конгрессе в 1914 г. было рекомендовано по делам экстрадиции прямо обращаться к полиции страны пребывания преступника с просьбой об установлении за ним негласного наблюдения до поступления по дипломатическим каналам официальной просьбы о его выдаче.

    С первых лет существования Интерпол поддерживал идею заключения общего соглашения о выдаче преступников с участием всех государств. Такие рекомендации высказывались на многих его сессиях. Но практика пошла по пути заключения региональных многосторонних соглашений (например, Европейская конвенция об экстрадиции, подписанная странами Совета Европы в 1957 г.). Однако, как и прежде, предпочтительными для государств оставались двусторонние соглашения, позволявшие полнее воплощать их интересы. С учетом этого Генеральная ассамблея Интерпола специальной резолюцией, принятой на 20-й сессии (1960 г., Вашингтон), рекомендовала странам — участницам организации заключить двусторонние или многосторонние договоры об экстрадиции, а до этого принять государственные законы о выдаче, в которых определить условия выдачи преступников, в том числе странам, с которыми пет договора по данному вопросу. Генеральному секретариату было поручено вести учет стран, принявших закон о выдаче, запросить их тексты.

    В международной экстрадиционной практике наблюдается стремление упростить и ускорить процедуру выдачи, особенно ее подготовительную стадию — задержание и арест преступника. При участии Интерпола была претворена в жизнь идея предварительных (прелиминарных) арестов с содержанием под стражей разыскиваемых преступников, пока по дипломатическим и иным межгосударственным каналам не будет оформлена процедура эсктрадиции.

    Генеральный секретариат Интерпола разработал план действий по конкретным делам об экстрадиции, начиная с просьбы полицейского органа какой-либо страны об организации розыска и кончая записью о прекращении розыска, которая делается па соответствующей карте Интерпола. В целом такой розыск проходит как бы восемь стадий, предшествующих процедуре самой выдачи. Они были закреплены в решениях 29-й сессии Генеральной ассамблеи Интерпола.

    В практике Интерпола известны два вида розыска — обычный и срочный.

     

    3.2. Обычный и срочный розыск

     

    Обычный розыск включает следующие действия. Национальное бюро Интерпола страны, которая инициирует розыск, направляет просьбу о проведении международного розыска в Генеральный секретариат Интерпола. Там на разыскиваемого составляют так называемый красный циркуляр Интерпола (розыскной бланк с изображением в правом верхнем углу эмблемы Интерпола на красном поле), копии которого рассылают в НЦБ стран — членов международной организации.

    Получив «красный циркуляр» (Red Notice — красный угол), каждое НЦБ оценивает изложенные в нем преступления с позиции национального уголовного законодательства и решает вопрос о допустимости объявления розыска на территории страны. При утвердительном решении всем полицейским органам дается команда начать розыск. В каждой стране это делается в соответствии с принятой там практикой розыскной деятельности полиции: публикуются списки разыскиваемых лиц, печатаются и рассылаются бюллетени на каждого разыскиваемого, ведутся особые розыскные учебы и т. д. На основании полученного из центра приказа местные полицейские органы осуществляют розыскные операции. Насколько это возможно, они обязаны действовать без промедления, используя все имеющиеся у них средства. При обнаружении разыскиваемого лица полиция задерживает его, руководствуясь законами своей страны.

    После задержания преступника полиция возбуждает перед ближайшим местным судом вопрос о его аресте для последующей выдачи. Основанием для взятия под стражу иностранца служит факт совершения им преступления в другой стране, о котором сообщается в постановлении о взятии под стражу, вынесенном в стране, инициировавшей розыск. В случаях когда получение постановления об аресте из другой страны задерживается, судьи по месту задержания преступника могут обосновать свое решение о его аресте «на красном циркуляре» Интерпола, который во многих странах рассматривается как международный приказ об аресте разыскиваемого лица. Если же местный суд откажется удовлетворить просьбу о предварительном аресте задержанного лица, полиции рекомендуется следить за его перемещением и срочно сообщить в Генеральный секретариат или инициатору розыска о перемене им места пребывания.

    О произведенном аресте полиция сразу же извещает НЦБ своей страны, которое в свою очередь уведомляет об аресте преступника Генеральный секретариат и НЦБ страны — инициатора розыска. Национальное бюро Интерпола уведомляет об аресте преступника заинтересованный правоохранительный орган своей страны. Последний срочно направляет в страну задержания официальные документы о выдаче задержанного. Интерпол рекомендует делать это как можно быстрее, так как в экстрадициониых законах и договорах определяются сравнительно небольшие сроки ареста, предшествующего выдаче. После взятия разыскиваемого лица под стражу Генеральный секретариат делает отметку («гашение») на материалах о его розыске. О прекращении розыска извещаются страны — члены Интерпола.

    Срочный розыск отличается от обычного тем, что в экстренных случаях НЦБ минуя Генеральный секретариат само направляет просьбу о розыске бежавшего преступника в НЦБ страны его временного пребывания. При преследовании преступника по горячим следам Интерпол подключается к делу незамедлительно. Его средства связи гарантируют быструю ретрансляцию просьб о розыске и об аресте в любую из стран.

    В срочный розыск бывает вовлечено ограниченное число стран, так как он объявляется тогда, когда ориентировочно известны страны или регион нахождения преступника. При срочном розыске на его инициаторе — НЦБ — лежит обязанность тщательно взвесить обоснованность такой акции в международном масштабе, прежде чем вовлекать в нее полицию других стран.

    Инициатор розыска обязан известить Генеральный секретариат о его объявлении и одновременно проверить, нет ли и там информации о разыскиваемом. Срочный розыск, не принесший успеха в течение трех месяцев со дня объявления, заменяется обычным.

    В Интерполе практикуется еще один вид розыска (кроме срочного и обычного) — определение места пребывания преступника для установления за ним полицейского наблюдения. Цель розыскных действий в этом случае — выявить место пребывания разыскиваемого, установить контроль за его перемещением. Этот вид розыска объявляется в следующих случаях:

    1) у полиции нет достаточных данных для ареста и оформления просьбы о выдаче преследуемого лица;

    2) таких данных достаточно, но у страны — инициатора розыска нет договора о выдаче со страной, где находится разыскиваемый, и поэтому нельзя рассчитывать на удовлетворение просьбы.

    Розыск с целью установления наблюдения объявляется без каких-либо особых формальностей, кроме соответствия условиям ст. 3 Устава Интерпола. На лиц, объявленных в розыск с целью установления наблюдения, Генеральный секретариат Интерпола заполняет «зеленый циркуляр», где сообщаются тс же сведения, что и в «красном циркуляре», а также мотивы объявления розыска (например, «привычный международный преступник»), помещаются его фотографии (фас и правый профиль), отпечатки пальцев рук и обращение к полиции «в случае его появления взять под наблюдение», а также просьба «о всех новых фактах подозрительного поведения или преступной деятельности сообщать в Генеральный секретариат Интерпола».

    Иногда объявляется смешанный розыск. В этом случае к странам, с которыми инициатор розыска имеет договор о выдаче, обращаются с просьбой о розыске с целью ареста и выдачи преступника. Ко всем остальным странам обращаются с предложением следить за перемещением преступники и его деятельностью. При смешанном розыске рассылаются два циркуляра — «красный» и «-зеленый»: красный с пометкой «при обнаружении преступника в европейских странах и США подвергнуть предварительному аресту с целью выдачи», а «зеленый» с пометкой «в других странах следить за его перемещениями и деятельностью. Во всех случаях извещать инициатора розыска и Генеральный секретариат».

    В рамках Интерпола существует еще один вид розыска — установление местонахождения подозреваемых в совершении преступления. Для его объявления используется «синий циркуляр». От «красного» и «зеленого» он отличается тем, что заводится в том случае, когда названное в нем лицо подозревается в совершении преступления, но убедительных доказательств этого в распоряжении следствия нет. Необходимо установить место нахождения данного лица, чтобы «задать ему вопросы по уголовному делу».

    Наконец, существует розыск лиц, пропавших без вести, который проводится, как говорится в соответствующем формуляре, «в интересах семьи». В международном масштабе он объявляется в случае, когда есть убедительные указания на то, что разыскиваемый покинул страну постоянного проживания. На каждого разыскиваемого заполняется «желтый циркуляр» Интерпола, где помещается его фотография, приводятся описание внешности, номер досье Генерального секретариата, в котором суммируются сведения о розыске.

    Все лица, разыскиваемые «в интересах семьи», проверяются предварительно по картотеке неопознанных трупов, имеющейся в Генеральном секретариате. Он оповещает об обнаружении неопознанных трупов направлением «черного циркуляра», где изложены обстоятельства обнаружения трупа, представлены его изображение, отпечатки пальцев. Такая работа проводится в тех случаях, когда нет сомнений в том, что труп принадлежит иностранцу.

     

    3.3. Порядок действий при обнаружении за рубежом разыскиваемых лиц

     

    Порядок действий после получения сообщения из зарубежных бюро Интерпола об обнаружении разыскиваемых лиц зависит от того, с какой целью был объявлен международный розыск и был ли он вообще объявлен. Можно выделить три ситуации, каждая из которых требует соответствующих действий:

    1) установление либо задержание лица, объявленного в международный розыск, с целью ареста и экстрадиции;

    2) установление лица, объявленного в международный розыск, с целью определения местонахождения и контроля за его передвижением;

    3) установление лица, которое не было объявлено в международный розыск, но разыскивалось в России на местном или федеральном уровнях либо было объявлено в межгосударственный розыск на территории стран СНГ.

    Российское бюро Интерпола, получив сообщение об обнаружении или задержании лица, уклоняющегося от уголовной ответственности и отбывания наказания, объявленного в международный розыск с целью ареста и экстрадиции, немедленно передает поступившие сведения в Генеральную прокуратуру России и инициатору розыска. У Генеральной прокуратуры запрашивается подтверждение намерения ходатайствовать об аресте и выдаче разыскиваемого лица, которое передается зарубежному НЦБ в течение 24 часов. Полученные из Генеральной прокуратуры подтверждение и просьба о предварительном аресте передаются российским НЦБ Интерпола в НЦБ той страны, где обнаружен разыскиваемый.

    Запрашиваемое государство принимает решение по ходатайству о предварительном аресте в соответствии со своим законодательством и незамедлительно сообщает об этом запрашивающей стороне. Сведения о решении взять лицо под арест передаются по каналам связи Интерпола. Национальное центральное бюро Интерпола передает данную информацию в Генеральную прокуратуру России и инициатору розыска.

    Если разыскиваемый заключен под стражу, то российское НЦБ Интерпола извещает его Генеральный секретариат и все страны, на территории которых был объявлен розыск, о его задержании, сообщая одновременно, что международный розыск будет прекращен лишь после выдачи задержанного.

    Запрашиваемой стороной может быть принято решение об отказе в предварительном аресте разыскиваемого. О таком решении российское НЦБ Интерпола также извещает инициатора розыска и Генеральную прокуратуру России. Последняя в зависимости от конкретных обстоятельств принимает решение направлять или не направлять в страну, где был обнаружен разыскиваемый, ходатайство о выдаче. Следует иметь в виду, что случаи отказа в предварительном аресте связаны с отсутствием между запрашиваемой страной и Россией договора, предусматривающего возможность взятия лица под стражу до получения официального ходатайства о его выдаче.

    При положительном ответе на ходатайство об экстрадиции Генеральная прокуратура РФ дает поручение МВД России об организации выдачи.

    Получив сообщение об обнаружении за рубежом лица, объявленного в международный розыск с целью установления его местонахождения и контроля за передвижением, российское НЦБ Интерпола незамедлительно передает полученную информацию инициатору розыска, одновременно выясняя его намерения относительно запроса об аресте и выдаче установленного лица.

    Полученные из Генеральной прокуратуры подтверждение и просьба о предварительном аресте передаются российским НЦБ Интерпола в НЦБ той страны, где обнаружен разыскиваемый. Последующие действия аналогичны тем, что предпринимаются при обнаружении за рубежом лица, объявленного в международный розыск с целью ареста и экстрадиции.

    Имеют место случаи, когда российское НЦБ Интерпола получает информацию об установлении либо задержании за рубежом лица, разыскиваемого российскими правоохранительными органами на местном или федеральном уровне, но не объявляемого в международный розыск. Чаще всего это бывает связано с возникновением у зарубежных правоохранительных органов подозрений о том, что проживающие на территории их страны российские граждане занимаются противоправной деятельностью, либо задержанием за рубежом граждан России за совершение каких-либо правонарушений. В этих случаях в российское НЦБ Интерпола передается запрос об идентификации таких лиц и о проверке их по криминалистическим учетам. Получив такой запрос, сотрудники российского НЦБ Интерпола проводят проверку по учетам МВД РФ и по местным информационным учетам. В ходе проверки могут быть выявлены лица, находящиеся в местном федеральном или межгосударственном розыске, но не объявленные в международный розыск.

    После того как будут приняты меры по идентификации, предпринимаются тс же действия, что и в случае обнаружения за рубежом лица, объявленного в международный розыск с целью установления его местонахождения и контроля за передвижением.

     

    3.4. Межгосударственный розыск преступников на территории стран- членов СНГ

     

    После распада СССР возникла проблема розыска преступников, скрывающихся на территории бывших союзных республик. По данным МВД РФ, с 1992 по 1997 г. странами Содружества Независимых Государств (СНГ) были объявлены в розыск 108 574 обвиняемых, из которых 66 256 были задержаны. В го же время в межгосударственном розыске находится 1213 убийц, 368 лиц, совершивших грабежи и разбойные нападения, 56 насильников, 131 вымогатель.

    Обычно межгосударственный розыск на территории стран — членов СНГ объявляется, когда меры федерального розыска исчерпаны, но его цель не достигнута.

    При организации межгосударственного розыска следует руководствоваться Минской конвенцией 1993 г. «О правовой помощи и правовых отношениях но гражданским, семейным и уголовным делам», двусторонними договорами о правовой помощи и правовых отношениях, заключенными рядом государств, соглашениями между правоохранительными органами государств — членов СНГ, а также ведомственными нормативными актами МВД РФ.

    Межгосударственный розыск объявляется постановлением, которое выносится органом внутренних дел, осуществляющим розыск. Это постановление направляется в Межгосударственный информационный банк, держателем которого по соглашению министерств внутренних дел стран СНГ от 3 марта 1992 г. «О взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией» является Главный информационный центр (ГИЦ) МВД России. Через НЦБ Интерпола розыск па территории стран СНГ не объявляется.

    При межгосударственном розыске используется сигнальная система всех оперативно-справочных учетов информационных центров и адресных бюро министерств внутренних дел стран СНГ. Возможности этой системы используются в порядке, установленном Временной инструкцией о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц, утвержденной 12 сентября 1997 г. в Баку Советом министров внутренних дел государств СНГ.

    До принятия решения об объявлении лица в межгосударственный розыск необходимо провести следующие мероприятия:

    1) проверить наличие факта обращения разыскиваемого лица в паспортно-визовые аппараты с заявлением о выдаче документов для выезда за границу и запросить копии материалов, дающих право на получение соответствующих документов;

    2) проверить, обращался ли разыскиваемый в консульские учреждения иностранных государств с заявлением о предоставлении гражданства зарубежного государства;

    3) принять меры для получения фотографии разыскиваемого, образцов его почерка и отпечатков пальцев рук или дактилоформулы;

    4) через органы ЗАГС по месту рождения разыскиваемого лица установить, имелись ли факты его обращения с каким-либо заявлением или поступления запроса о выдаче копии свидетельства о рождении.

    Решение об объявлении межгосударственного розыска принимается только в том случае, когда в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий будут установлены вероятное местонахождение разыскиваемого лица на территории одной или нескольких стран — членов СНГ, его родственные, дружеские и иные связи, а также получена информация о намерении выехать на территорию стран СНГ.

    Межгосударственный розыск на территории стран СНГ по своей структуре и характеру действий аналогичен системе федерального розыска.

    Постановления об объявлении федерального розыска, направляемые российскими органами внутренних дел, передаются в Межгосударственный информационный банк (МИБ) только при условии, что в отношении разыскиваемого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Полученные сведения из МИБ передаются в информационные центры (ИЦ) министерств внутренних дел стран СНГ для размещения в оперативно-справочных картотеках ИЦ и адресных бюро.

    Лица, совершившие тяжкие преступления (перечень которых определяется национальным законодательством государства-инициатора розыска), побег из мест лишения свободы и предварительного заключения или из-под стражи, а также вооруженные огнестрельным оружием либо имеющие при себе вещества, применение которых может привести к гибели людей или причинить вред их здоровью, в отношении которых существует достоверная информация о намерении выехать за пределы своей страны в страны СНГ или об их местонахождении на территории этих государств, объявляются в межгосударственный розыск шифротелеграммой немедленно после принятия процессуального решения о производстве розыска с последующим (в течение 5 дней) направлением через информационные центры в МИБ (ГИЦ МВД РФ) необходимых для розыска документов.

    В отношении лиц, разыскиваемых правоохранительными органами стран — членов СНГ, проводятся оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Основанием для их проведения являются:

    1) поручение Генеральной прокуратуры РФ, направляемое через МВД РФ;

    2) розыскное задание, шифротелеграмма, телетайпограмма компетентного органа страны — члена СНГ;

    3) циркуляр международного розыска.

    При обнаружении лица, уклоняющегося от уголовной ответственности и отбывания наказания, разыскиваемого правоохранительными органами стран СНГ, российским органом внутренних дел принимаются меры по его задержанию.

    При задержании разыскиваемого незамедлительно принимаются меры по установлению его гражданства. Наличие или отсутствие у задержанного российского гражданства оформляется заключением паспортно-визовой службы территориального органа внутренних дел.

    О факте задержания российский орган внутренних дел уведомляет: Генеральную прокуратуру РФ; надзирающего прокурора; компетентные органы страны — инициатора межгосударственного розыска (для получения документов, санкционирующих содержание задержанного под стражей до решения Генеральной прокуратурой России вопроса о выдаче); МВД РФ.

    В случае отказа Генеральной прокуратуры РФ в выдаче обвиняемого либо осужденного инициатор задержания сообщает об этом в МВД России, которое направляет сообщение о прекращении розыска в ГИЦ МВД РФ. Если по запросу об экстрадиции Генеральной прокуратурой России принято положительное решение, осуществляются меры по этапированию и выдаче задержанного государству — инициатору розыска. Порядок действий при этом урегулирован Соглашением министров внутренних дел стран — членов СНГ от 17 февраля 1994 г.

     

    3.5. Прекращение международного розыска

     

    Международный розыск лиц, уклоняющихся от уголовной ответственности и наказания, прекращается в связи с достижением цели розыска или истечением его срока.

    Такой розыск объявляется либо на один год и ежегодно подтверждается, либо на пять лет — в случае издания Генеральным секретариатом Интерпола международного уведомления о розыске.

    Международный розыск лица, пропавшего без вести, прекращается:

  • в случае установления местонахождения разыскиваемого на территории иностранного государства или на территории РФ;
  • в случае обнаружения на территории иностранного государства
    или в РФ трупа, идентифицированного как разыскиваемый, либо получения документально подтвержденных сведений о смерти разыскиваемого;
  • по истечении одного года после объявления международного розыска.

    Международный розыск обвиняемых, подсудимых, осужденных, разыскиваемых с целью установления местонахождения прекращается:

  • в случае установления местонахождения разыскиваемого на территорий иностранного государства или в РФ;
  • в случае обнаружения на территории иностранного государства или в РФ трупа, идентифицированного как разыскиваемый, либо получения документально подтвержденных сведений о смерти разыскиваемого; в случае прекращения уголовного дела;
  • вследствие акта амнистии;
  • по истечении одного года после объявления международного розыска.    
  • Международный розыск обвиняемых, подсудимых, осужденных, разыскиваемых с целью ареста и выдачи прекращается:
  • после выдачи разыскиваемого из иностранного государства либо, при невозможности выдачи, после привлечения его к уголовной ответственности в иностранном государстве за преступление, в связи с которым он разыскивался;
  • в случае задержания разыскиваемого на территории РФ;
  • в случае обнаружения на территорий иностранного государства или в РФ трупа, идентифицированного как разыскиваемый, либо получения документально подтвержденных сведений о смерти разыскиваемого;
  • в случае прекращения уголовного дела;
  • в случае изменения меры пресечения-с заключения под стражу на иную;
  • вследствие акта амнистии;
  • по истечении одного года после объявления международного розыска.

    По указанным выше основаниям выносится постановление о прекращении международного розыска.

    Производство международного розыска прекращается после выдачи преступника стране — инициатору розыска либо привлечения его к уголовной ответственности в стране, откуда в силу различных причин его выдача была невозможна, а также после обнаружения за рубежом трупа, идентифицированного как разыскиваемый. Не может быть основанием для прекращения международного розыска лица, уклоняющегося от уголовной ответственности и наказания, только установление его местонахождения за рубежом без последующей экстрадиции или привлечения к уголовной ответственности.

    О прекращении международного розыска органом, его объявившим, выносится соответствующее постановление. Сообщение о прекращении международного розыска и копия постановления передаются в НЦБ Интерпола в России. На основании поступивших документов НЦБ Интерпола в России рассылает странам — членам Интерпола, на территории которых велся розыск, сообщение о его прекращении.

    Сведения о лице, объявленном в международный розыск через Генеральный секретариат Интерпола, хранятся в базе данных секретариата в течение пяти лет с момента прекращения розыска, если за это время не поступит каких-либо дополнительных сообщений о данном лице.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г.
  2. Устав Международной организации уголовной полиции – Интерпола., 1956.
  3. ФЗ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
  4. Временная инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц, утвержденной 12 сентября 1997 г. в Баку Советом министров внутренних дел государств СНГ
  5. Указание МВД России «Об объявлении Инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц» от 28 марта 2002г. № 1/1784.
  6. Инструкция об организации информационного обеспечения сотрудничество по линии Интерпола. Утверждена Приказом МВД России от 1 ноября 2001 г. № 965.
  7. Алферов В.Ю., Ильиных В.Л., Федюнин А.Е. Оперативно-розыскная деятельность. М., 2003.
  8. Бреслер Ф. Интерпол. М., 1996.
  9. Галенская Л.Н. Международная борьба с преступностью. М., 1972.
  10. Галенская Л.Н. Правовые проблемы сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Л., 1978.
  11. Давыдов Я.В. Оперативно-розыскная деятельность. СПб., 2007.
  12. Илларионов В.П., Путова И.В. Правовые и организационно-методические аспекты международного розыска преступников. М., 1999.
  13. Коровин Е.А. История международного права. М., 1946.
  14. Криминалистика / Под ред. И.Ф. Крылова, А.И. Бастрыкина. М., 2007.
  15. Лист Ф. Международное право. Юрьев, 2007.
  16. Оперативно-розыскная деятельность / Под ред. Горяинова К.К., Овчинского В.С., Шумилова А.Ю. – М.: Юрайтъ, 2004.
  17. Самарин В.И. Интерпол. Международная организация полиции. СПб., 2004.
  18. Уголовная юстиция: проблемы международного сотрудничества. М., 1995.
  19. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З.М.Черниловского, М.: Юрид.лит., 1984.
  20. Greisamer L. Interpol. Praha, 1998.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.02MB/0.00042 sec

WordPress: 22.42MB | MySQL:119 | 3,672sec