Правоохранительная деятельность и ее основные понятия

<

 

051014 0140 1 Правоохранительная деятельность и ее основные понятияПравоохранительная деятельность — вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью обеспечения законности, правопорядка, охраны права и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями специально уполномоченными (правоохранительными) органами путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

В Конституции Российской Федерации понятия «правоохранительные органы» и «правоохранительная деятельность» не раскрываются. В ст. 72 отмечается, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся (п. «л») кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата. Из данной редакции можно сделать выводы, что судебные органы, нотариат и адвокатура не относятся к правоохранительным органам либо относятся, но имеют свои специфические особенности. Э.П.Григонис полагает, что «в этой конституционной норме подчеркивается отличие государственных правоохранительных органов как от суда, так и от адвокатуры и нотариата». Данная редакция и сделанный из нее вывод будут учитываться нами при рассмотрении предмета нашего исследования.

Согласно законодательству России в ходе осуществления правоохранительной деятельности правоохранительные органы, в целях пресечения правонарушений, могут ограничивать права и свободы правоохраняемых субъектов в установленных законом масштабах.

Признаки правоохранительной деятельности следующие:

– правоохранительная деятельность осуществляется только специально-уполномоченными государственными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования;

– направлена на защиту права, личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;

– правоохранительная деятельность осуществляется строго в порядке, установленном законом. При принятии решения о применении или неприменении каких-либо правоохранительных мер компетентный орган (должностное лицо) обязан соблюдать определенные правила, предусмотренные для соответствующего случая законом, правила уголовного или гражданского судопроизводства, правила ведения дознания и предварительного расследования и т. п.;

– правоохранительная деятельность осуществляется только посредством применения мер государственного принуждения или наложения взысканий, применения мер юридического воздействия;

– применение мер юридического воздействия должно строго соответствовать закону, который определяет как основания применения указанных мер, так и конкретные меры, которые могут быть применены в конкретном случае.

Задачи правоохранительной деятельности следующие:

– охрана личности, ее прав и свобод;

– охрана общества и его социальных институтов;

– охрана материальных и духовных ценностей;

– охрана государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности.

Основные направления правоохранительной деятельности:

– выявление и расследование преступлений как деятельность, направленная на раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц и привлечение их к уголовной ответственности;

– определение правосудия, то есть разбирательство в суде уголовных и гражданских дел и вынесение по ним законных и обоснованных решений;

– организационное обеспечение деятельности судов, направленное на обеспечение нормального функционирования судебных органов;

– прокурорский надзор как деятельность прокуратуры по предотвращению и пресечению нарушений закона с помощью специальных мер прокурорского реагирования;

– конституционный контроль, основной задачей которого является обеспечение соответствия Конституции РФ нормативно-правовых актов высших органов законодательной и исполнительной власти РФ;

– оказание юридической помощи лицам, привлекаемым к уголовной ответственности, а также в иных случаях.

– охрана правопорядка, обеспечение безопасности населения;

– оперативно-розыскная деятельность.

Органы, составляющие систему правоохранительных органов:

– федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды, мировые судьи;

– Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные суды субъектов Российской Федерации;

– органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов: Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ, иные службы Министерства юстиции РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и т. п.;

– прокуратура;

– органы дознания и предварительного следствия (милиция, следователи органов внутренних дел и т. п.);

– органы, оказывающие юридическую помощь (адвокатура, нотариат).

Правоохранительная деятельность имеет не только сложные и многогранные цели, задачи и функции, но и довольно сложную структуру. Она может быть классифицирована на ряд относительно укрупненных групп, образований, направлений. Это, например, борьба с преступностью в целом, с организованной преступностью, с экономической преступностью, оперативно-розыскная деятельность, следственная деятельность, борьба с нарушениями правил дорожного движения, борьба с административными правонарушениями, деятельность по профилактике правонарушений, борьба с противопожарной безопасностью, укрепление общественного порядка и ряд других направлений. Каждый из них имеет важное значение и в известной мере относительно самостоятельный характер.

Характер правоохранительной деятельности в силу широты и особенностей целей, задач и функций обусловливает активные действия не только специализированных органов и служб, но и многих других государственных органов (не только правоохранительного характера), осуществляющих различные государственные функции — экономические, социально-культурные, экологические, финансовые, в области здравоохранения, а также таможенные, налоговые и ряд других. Не может быть государственного органа, который бы не был заинтересован в качественной правоохранительной деятельности и не способствовал ей, даже если его компетенция на первый взгляд далека от этого. 

 

 

11. Порядок назначения судебно-экономической экспертизы в правоохранительной деятельности

 

Судебная экспертиза является комплексной научной проблемой, исследуемой в криминалистике, уголовном, гражданском и арбитражном процессах.

Экспертиза — научный, исследовательский путь к выводам о фактических обстоятельствах по делу, формулируемым в заключении экспертов.

Основаниями производства судебно-экономической экспертизы являются определение суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя или прокурора. Судебно-экономическая экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего постановления или определения.

Судебно-экономическая экспертиза в стадии предварительного следствия может назначаться как органом дознания, так и следователем. Однако после возбуждения дела органы дознания обязаны провести лишь неотложные следственные действия по выявлению и закреплению следов преступления, после чего передают дело следователю. Поэтому в подавляющем числе случаев судебно-экономическая экспертиза назначается именно следователем. На следователя в соответствии со ст. 195 УПК возлагается обязанность собирания доказательств, на основе которых устанавливаются наличие или отсутствие общественно опасного деяния, виновность лица, совершившего это деяние, и иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются показаниями свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, заключением эксперта, вещественными доказательствами, протоколами следственных и судебных действий и иными документами.

Согласно ст. 80 УПК заключение эксперта является доказательством, а судебно-экономическая экспертиза — процессуальным действием по его получению. Имеющиеся в деле акты, справки, заключения о результатах ведомственного исследования какого-либо обстоятельства, именуемые судебно-экономической экспертизы (например, о недостаче ТМЦ и т.п.), хотя бы и полученные по запросу органов следствия или суда, но не отвечающие требованиям правил проведения судебно-экономической экспертизы, не могут рассматриваться как заключение эксперта и служить основанием к отказу в проведении судебно-экономической экспертизы.

Следователь может назначить судебно-экономическую экспертизу, если при производстве предварительного расследования необходимы специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле и если возникает необходимость в более компетентном анализе и истолковании собранных фактических данных, характеристике хода определенных процессов, связанных с делами, по которым предварительно уже проведена ревизия (ст.195 УПК).

Наиболее существенными основаниями для назначения судебной бухгалтерской экспертизы являются:

– необходимость исследования вопросов, требующих применения специальных познаний эксперта-экономиста;

– недоброкачественное проведение ревизии, выразившееся в наличии противоречий между актом ревизии и другими материалами дела, противоречий в выводах ревизоров при проведении первоначальной, повторной или дополнительной ревизий;

– обоснованное ходатайство обвиняемого о назначении судебно-экономической экспертизы;

– заключение экспертов других специальностей о необходимости проведения судебно-экономической экспертизы.

Назначение судебно-экономической экспертизы в соответствии со ст. 196 УПК не является обязательным и отнесено на усмотрение следователя. Кроме того, следователь вправе приостановить или прекратить проведение судебно-экономической экспертизы по своей инициативе или на основании заявлений участников процесса (в том числе и эксперта) на любой стадии ее производства. Эти функции могут выполнить также руководители следственных подразделений и прокуроры, осуществляющие надзор за следствием.

Назначение судебно-экономической экспертизы судом — сложный процесс, который является результатом реализации как инициативы участвующих в деле лиц, так и правомочий суда.

При назначении судебно-экономической экспертизы судом складывается комплекс процессуальных отношений: между судом и каждым из участвующих в деле лиц; между судом и экспертом. Эти отношения различаются по основаниям возникновения, содержанию, процессуальному значению. Отношения между судом и каждым из участвующих в деле лиц возникают по поводу ходатайства о назначении судебно-экономической экспертизы, о назначении конкретного эксперта, об отводе эксперта, о формировании круга вопросов.

Указанные процессуальные отношения опосредуются в ходатайствах заинтересованных лиц и определениях суда об их удовлетворении или отклонении и характерны для самого процесса назначения судебно-экономической экспертизы; они как бы предваряют назначение.

Результат действий по назначению судебно-экономической экспертизы отражается в особом процессуальном акте — определении суда о назначении судебной экспертизы. Именно оно вызывает к жизни систему отношений между судом и экспертом. Поэтому на его структуре следует остановиться подробнее.

<

В определении суда о назначении судебно-экономической экспертизы (как и в постановлении следователя) по уголовным делам должны быть указаны конкретные основания назначения судебно-экономической экспертизы, вопросы, которые требуется разрешить, материалы и обстоятельства дела, подлежащие исследованию. В том случае, когда в стадии предварительного следствия по делу проводилась экспертиза, суд вправе поставить перед экспертом вопросы, аналогичные тем, которые он разрешал по заданию следователя, и определить тот же круг материалов для исследования. Но от этого судебно-экономическая экспертиза по поручению суда не становится повторной. Принцип непосредственности исследования доказательств по делу означает, что суд не связан и не ограничен материалами предварительного следствия. Он самостоятельно назначает и проводит судебно-экономическую экспертизу, предусмотренные законом, — первичные, дополнительные, повторные — и может допросить эксперта.

Особенности назначения судебно-экономической экспертизы в судебном заседании обусловлены тем, что в формулировании вопросов, определении объема исследуемых обстоятельств принимают участие обвинитель, защитник, подсудимый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители; по всем поставленным эксперту вопросам заслушивается мнение участников судебного разбирательства, заключение прокурора.

Какие вопросы следует поставить на разрешение эксперта, устанавливает в конечном счете суд, включая их в свое определение либо дополняя ими ранее вынесенное. ГПК, в отличие от УПК, не содержит четких правил на этот счет. Тем не менее, судебными практикой и доктриной выработаны некоторые общие требования и правила по составлению данного определения. Определение о назначении судебно-экономической экспертизы должно содержать все реквизиты, свойственные судебному определению и перечисленные в ст. 224 ГПК.

Если вышестоящий суд признает назначение судебно-экономической экспертизы незаконным или необоснованным и отменит определение о назначении судебно-экономической экспертизы, то, соответственно, «аннулируются» все юридические последствия такого определения. Например, если суд уже успел получить заключение эксперта (в случае, когда обжалование определения происходит без приостановления производства судебно-экономической экспертизы), то отмена вышестоящим судом определения о назначении судебно-экономической экспертизы делает невозможным использование судом первой инстанции заключения эксперта в качестве доказательства.

Так, назначая судебно-экономической экспертизы в стадии подготовки дела к судебному разбирательству, нужно обращать внимание на сроки, установленные ст. 99 ГПК (подготовка дела совершается в пределах семидневного срока). Если производство судебно-экономической экспертизы требует большего времени, то по мотивированному определению судьи общий срок подготовки дела может быть продлен до 20 дней; однако данное полномочие судьи предусмотрено законом для исключительных случаев (ч. 1 ст. 99 ГПК).

Поскольку судебно-экономическая экспертиза чаще всего проводится вне суда (т.е. не в зале судебного заседания), то при ее назначении в стадии судебного разбирательства возникает необходимость предоставить эксперту время на специальное исследование. Поэтому в ГПК предусмотрено право суда приостановить производство по делу в случае назначения судебно-экономической экспертизы (п. 5 ст. 215 ГПК). Определение о приостановлении производства выносится судом по ходатайству заинтересованных лиц либо по своей инициативе.

На необходимость комиссионной или комплексной судебно-экономической экспертизы указывается в постановлении (определении) о назначении судебно-экономической экспертизы. Руководитель экспертного учреждения вправе дать указание о проведении комиссионной или комплексной судебно-экономической экспертизы по своей инициативе или по инициативе эксперта. Эксперт, производящий судебно-экономической экспертизу вне экспертного учреждения, придя к выводу о необходимости комиссионной или комплексной судебно-экономической экспертизы, ставит об этом вопрос перед следователем (судом) в порядке, предусмотренном процессуальным законом

 

 

 

 

 

21. Признаки распознавания подложных документов

 

 

Документы содержат в себе как экономическую, так и юридическую информацию. Носителями экономической информации они становятся в связи с тем, что посредством их осуществляются первичное наблюдение и первичная регистрация фактов хозяйственной деятельности. Юридическую информацию они содержат, поскольку в них отражаются исчерпывающие представления о совершенном факте в деятельности хозяйствующего субъекта и обеспечение этих фактов доказательственной силой.

Недоброкачественные документы в зависимости от нарушенных требований можно разделить на три группы:

1) неправильно оформленные: без необходимых реквизитов (подписи, даты), с лишними реквизитами (накладная с гербовой печатью и т. п.), с ненадлежащими реквизитами (чек на получение денег, подписанный неправомочным лицом). Подобные документы бухгалтерия не вправе принимать к учету;

2) отражающие незаконные операции: составленные на хозяйственные операции, которые по существующим правовым нормам не должны совершаться (акт на списание материалов на капитальный ремонт с завышением их стоимости и т. п.). Данные документы отражают как незаконность содержания операции (передача материальных ценностей без законного основания), так и нарушения технологии учетной работы (отпуск товаров сверх указанного в накладных количества);

3) отражающие вымышленные операции, которые в действительности не осуществлялись. С проведением подобных фиктивных хозяйственных операций неразрывно связано понятие «фиктивный документ» (от лат. fictio – вымысел) – это вымышленный первичный документ, подлинного аналога которого не имеется. Данный документ может быть изготовлен от имени как несуществующей организации, так и реально существующей. Он может быть зарегистрирован в сводном документе, но в действительности никогда не существовал. В связи с этим фиктивный документ не может рассматриваться как поддельный, поскольку нельзя подделать то, чего не существовало.

Поскольку бухгалтерские и экономические документы несут в себе информацию о движении денежных средств и товарно—материальных ценностей, они могут быть бестоварными или безденежными. Безденежным документом является расходный кассовый ордер, деньги по которому в действительности не выдавались получателю.

Бестоварными называются содержащие все реквизиты документы (накладная, счет—фактура), по которым в действительности передача товара не осуществлялась.

Оформление бестоварных документов может осуществляться с целью:

– представления подложных данных о фактическом расходовании сырья и материалов на производство с последующим их хищением;

– выдачи сторонним предприятиям и фирмам заведомо фиктивных документов для прикрытия их противозаконных действий;

– составления фиктивных или изменения подлинных документов в целях сокрытия недостачи материальных ценностей, образовавшейся вследствие хищения.

При проверке документов представителями правоохранительных и контролирующих органов на предмет их подлинности необходимо учитывать, что они могут содержать в себе случайные ошибки (дату совершения хозяйственной операции, ее объем и др.), связанные с невнимательностью, неопытностью материально ответственного лица, а также незнанием им основ

Целенаправленное исследование документов в юридической практике дает юристу представление о многообразии возможных нарушений связей между учетными документами и отраженными в них хозяйственными операциями, а также между самими документами; помогает разобраться в бухгалтерских документах, не прибегая к помощи специалиста—бухгалтера; позволяет целенаправленно осуществлять активную поисковую работу и реализовывать проверенные сведения о выявленных нарушениях либо в целях профилактики, либо для раскрытия преступления. Вместе с тем исследуемые юристом документы могут в дальнейшем являться объектом анализа при проведении документальной ревизии, аудиторской, налоговой проверки и судебно—бухгалтерской экспертизы.

Особое значение для юристов имеет умение выявлять признаки подлогов в учетных и бухгалтерских документах. Подлоги могут проявляться в виде несоответствия определенных действий участников кредитно—денежных сделок по времени, месту, отклонений от порядка осуществления учетных операций, установленного нормативными актами, нелогичности и нецелесообразности операции, несоответствия между различными экземплярами одного документа, несоответствия штампов и печатей названию предприятия, подчисток, исправлений и т. п.

Подложные бухгалтерские документы с позиции криминалистической практики делятся на два вида: фальсифицированные (измененные с помощью материального подлога) и содержащие заведомо ложные сведения (составленные посредством интеллектуального подлога).

Материальный подлог (подделка, фальсификация) означает внесение непосредственных изменений в реквизиты документа. Наиболее типичными видами данного подлога являются: подчистка, дописка, дорисовка, травление и смывание, техническая подделка подписи, подделка печатей и штампов.

Подчистка – механическое уничтожение отдельных записей, знаков, штрихов или реквизитов документов. При этом на месте первоначальных записей выполняются новые или к оставшимся штрихам дописываются отдельные элементы букв, цифр. Признаками подлога, на которые обращает внимание сотрудник милиции, являются: взъерошенность волокон и утончение слоя бумаги (на просвет), остатки штрихов первоначальных записей и их различие в цветовом оттенке, нарушение разлиновки на бухгалтерском документе.

Дописка, дорисовка – изменение первоначального текста документа путем внесения в него отдельных записей и слов. Дописка (допечатка) включает добавления слов и знаков. Ее признаками являются: нарушение интервалов между словами, строками, наличие записи на полях документа, цветовой оттенок чернил, которыми осуществлена дописка, неестественное расположение текста относительно линии строки. Дописки запятых могут производиться в графе «количество товара» (401 кг изменяется на 40,1 кг). О дорисовке отдельных элементов букв и цифр свидетельствует извилистость штрихов, нестандартная конфигурация знаков (например, изменение цифры «5» на «6», «3» на «8», букв «с» на «о» и т. п.

Для выявления фактов дописки, дорисовки цифр, подделки почерка материально ответственных лиц в документах назначается почерковедческая экспертиза.

Травлением и смыванием уничтожается первоначальный текст, как правило, рукописных документов. Признаками данного способа являются: наличие расплывов красителя в штрихах текста, матовых, желтых пятен на отдельных частях документа. Документы, в которых имеются признаки травления, изымаются сотрудниками правоохранительных органов и направляются на исследование в экспертные учреждения, где с помощью люминесценции специалистами просматриваются зоны предполагаемого травления. При неполном травлении или смывании могут быть установлены фрагменты первоначальных записей.

Техническая подделка подписи производится путем ее перекопированния с другого документа. Признаками подделки являются извилистость штрихов, замедленный темп исполнения, следы остановок пишущего прибора, наличие карандашных штрихов подготовки подписи. В настоящее время очень часто встречаются факты подделки гарантийных писем (чаще всего подделки подписи главного бухгалтера, отказывающегося выдать гарантии вследствие плохого финансового состояния предприятия).

Подделка оттисков печатей и штампов производится нанесением оттисков печатями кустарного производства. Признаками могут являться нестандартность букв, различные расстояния между буквами и словами.

Другой вид подлога – интеллектуальный – характеризуется изготовлением документа, правильного по форме, но содержащего факты, полностью или частично не соответствующие действительности (отражение в расходных документах иного товара вместо фактически отпущенного, однако на такую же общую сумму, несоответствие титульного листа устава предприятия его фактическому содержанию и т. д.).

С помощью интеллектуального подлога в документах отражаются ложные сведения об отдельных сторонах действительно совершенной хозяйственной операции. Искажение сведений чаще всего касается суммы денежных средств, количества, качества товара и др. Например, изменение суммы выданных по платежной ведомости денег путем ее завышения и занижение депонированной заработной платы. Лицо, совершающее данный подлог, заранее осведомлено о незаконности совершенной им хозяйственной операции.

Интеллектуальные подлоги устанавливаются проверяющими лицами при осмотре черновых записей, которые часто ведут материально ответственные лица. Наиболее эффективным приемом выявления данных подлогов является изучение документов и отраженных в них операций, содержания документов, копий или вторых экземпляров. Признаками подложных документов являются:

– отсутствие у получателя материальных ценностей или наличие их в меньшем количестве, чем отпущено поставщиком;

– отсутствие платежного требования—поручения предприятия—поставщика об оплате стоимости каких—либо материалов;

– несоответствие данных в документах о движении материальных ценностей и товарно—транспортных накладных;

– несоответствие показателей в различных экземплярах одного и того же документа, находящихся у поставщика и покупателя;

– отсутствие транспортных документов (путевых листов), свидетельствующих о перевозке материалов;

– наличие у поставщика документов о расходе материалов, которые не были в приходе, и др.

Для выявления подложных документов в юридической и контрольно—ревизионной практике широко используются приемы проверки отдельного документа, включающие в себя формальную, нормативную и арифметическую проверки.

Формальная проверка – это внешний осмотр бухгалтерского документа, изучение и сопоставление его реквизитов.

Начальная стадия осмотра может привлечь внимание проверяющего к отдельным отклонениям от формальных требований:

– отклонению от правил составления и оформления документов. Первичные документы составляются по форме, содержащейся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации. Все самостоятельно разрабатываемые формы документов подлежат обязательному утверждению в составе иных документов, утверждаемых при формировании учетной политики;

– отсутствию каких—либо реквизитов (печати, подписи, части текста и т п.). Обязательные реквизиты документа находят закрепление в п. 2 ст. 9 ФЗ № 129;

– наличию сомнительных реквизитов, свидетельствующих о признаках материального подлога (подчисток, травления, подклеек, приписок иных изменений цифровых и текстовых записей);

– наличию излишних реквизитов, что свидетельствует, как правило, о стремлении преступника придать документу наибольшую достоверность и силу. К их числу относятся различные пометки, посторонние записи на тексте документа, которые могут быть как напоминанием сущности совершенного подлога, так и сигналом для сообщников;

– несоответствию документов реальной обстановке их составления, использования и хранения (чистые, немятые и др.);

– противоречию между реквизитами документа. Противоречия бывают формальные, т. е. между самими реквизитами (например, несоответствие между штампом и печатью по названию предприятия), и логические, проявляющиеся в необычном их сочетании или находящиеся в противоречии с нормальной хозяйственной деятельностью предприятия вообще либо отдельно взятой хозяйственной операцией.

Нормативная проверка заключается в изучении документа с точки зрения соответствия действующим законам, нормативным актам, инструкциям, правилам, ГОСТам, ОСТам, ТУ, нормам расхода сырья, правильности применения расценок, размеру налогов и т. п., а также целесообразности отраженной в нем хозяйственной операции. Подобная проверка позволяет выяснить правомерность различных хозяйственных операций и установить факты нарушения различных правил, инструкций. Например, незаконный зачет пересортицы товаров, правильность применения норм естественной убыли к отдельным видам товаров, превышение лимита остатков наличных денег в кассе и др.

Арифметическая (счетная) проверка заключается в установлении правильности сделанных в документе подсчетов итоговых сумм. С ее помощью можно выявить арифметические несоответствия между частными и итоговыми суммами. Названные несоответствия могут быть выявлены как по горизонтальным (например, при умножении или сложении), так и по вертикальным строчкам (правильность подсчета по отдельным колонкам и итоговой сумме – и в количественном, натуральном, и в стоимостном выражении). Такая проверка также позволяет установить правильность вычисления процентов, умножения количественных показателей на целостные и т. п.

Этот метод наиболее часто применяется в сочетании с другими приемами контроля, что позволяет не только осуществить счетную проверку бухгалтерской отчетности и балансов, но и изучить состояние расчетных взаимоотношений с налоговыми органами по налоговым платежам, с банками по кредитованию, а также другими организациями по различным счетам.

Выявленные документы, имеющие признаки подлога, приобретают особый статус в гражданском и уголовном процессе, где они используются в качестве источников доказательств. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

– бухгалтерские документы имеют очень большое значение при проведении документальных ревизий и проверок по уголовным и гражданским делам;

– изучение оперативными работниками бухгалтерских документов в процессе наведения справок может способствовать эффективному решению конкретных задач оперативно—розыскной деятельности и в конечном итоге послужить основанием для возбуждения уголовного дела (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ);

– все виды документов (первичные, сводные, учетные регистры, документы оперативного и неофициального учетов) являются объектами исследования не только судебно—бухгалтерской экспертизы, но и других видов экспертиз. Например, при проведении финансово—экономических экспертиз широко используются первичные документы, планы счетов, а также бухгалтерская отчетность с формами—приложениями;

– бухгалтерские документы могут способствовать установлению истины по уголовному либо гражданскому делу, хозяйственному спору и иметь существенное значение в качестве доказательств (ч. 3 ст. 81, ст. 84 УПК РФ, гл. 6 ГПК РФ, гл. 6 АПК РФ), а также в процессе судебного следствия при их оглашении судом.

 

 

 

31. Требования к заключению эксперта

 

Заключение эксперта как доказательство — это совокупность фактических данных, содержащихся в его сообщении следователю и суду, и установленных в результате исследования материальных объектов, а также сведений, собранных в уголовном деле, проведенного лицом, сведущим в определенной области науки, техники или иных специальных знаний и с применением этих знаний. Исследование проводится, его ход и результаты фиксируются с соблюдением указанного в законе процессуального порядка. Оно осуществляется на основе специального задания органа расследования, прокурора или суда. Таким образом, для заключения эксперта как вида доказательств существенно то, что оно: а) появляется в деле в результате исследования, б) исходит от лица, обладающего определенными специальными познаниями, без использования которых было бы невозможно само исследование, в) дается с соблюдением специально установленного процессуального порядка, г) опирается на собранные по делу доказательства. Эксперт дает заключение либо только на основе непосредственного исследования материальных объектов экспертизы, либо на основе такого исследования с привлечением сведений, известных из материалов дела, либо только на основе материалов дела. Правильность вывода эксперта, использовавшего содержащиеся в протоколах допроса и других письменных материалах данные, естественно, зависит от достоверности последних Экспертное исследование осуществляется в процессе доказывания, будучи его составной частью: оно подчинено тем же целям. Получив заключение эксперта, суд или следователь используют его в продолжающемся процессе доказывания.

Основные требования, которым должен удовлетворять вывод эксперта, можно сформулировать в виде следующих принципов:

принцип квалифицированности. Эксперт может формулировать только такие выводы, для построения которых необходимы соответствующие специальные знания, определенная квалификация. Вопросы, не требующие специальных познаний, не должны ставиться перед экспертом и решаться им, а если все же они были поставлены и эксперт решил их, то выводы по ним не имеют доказательственного значения;

принцип определенности. Недопустимы неопределенные выводы, позволяющие различное их толкование (например, выводы об «однородности» объектов, в которых не указан конкретный класс, к которому они отнесены);

принцип доступности. Выводы эксперта должны быть доступны по своему содержанию и изложению для следователей, судей и других участников судебного разбирательства. Они не должны требовать для их понимания каких-либо специальных познаний. Не соответствуют данному принципу, например, выводы о совпадении химических элементов, входящих в состав исследуемых объектов, поскольку для оценки доказательственного значения такого вывода необходимы специальные познания.

Стилистика заключения эксперта должна отвечать требованиям делового языка, т.е. язык заключения как документа должен реализовать официально-деловой стиль. Этот стиль относится к книжно-письменному и по своим признакам близок к научному.

Для официально-делового стиля характерно:

– наличие слов, употребляемых преимущественно в официальных документах;

–широкое исследование профессиональных терминов (обусловленное тематикой, содержанием документа), относительно заключения эксперта-бухгалтера – это бухгалтерские и юридические термины;

– логическая основа и недопустимость использования образного изложения содержания;

–  последовательность и точность изложения фактов, объективность, четкость и определенность формулирования результатов исследования при отсутствии эмоциональной лексики и объективных оценок;

– нейтральность и целенаправленность изложения содержания документа с элементами стандартизации делового языка.

Применяя официально-деловой стиль в судебно-экономической экспертизе, необходимо обратить внимание на то, что заключение эксперта изучают специалисты разных профессий, которые не всегда владеют бухгалтерскими и юридическими терминами. Изобильное употребление юридической терминологии в заключении эксперта придаст этому документу юридическую квалификацию, что выходит за пределы правовой компетенции экспертизы. Поэтому не нужно в заключении эксперта употреблять такие термины, как, например, «злоупотребление служебным положением», «похищено», «растрачено», «халатность», «преступное отношение к сохранности ценностей» и т.п. Давая оценку хозяйственных операции или деятельности должностных лиц, необходимо применять экономическую терминологию: «недостача», «излишки», «материальный ущерб», «причиненный вред». Необходимо конкретно указать, какие законы, нормативные акты и методики не соблюдаются на предприятии, в чем состоит их нарушение, кто и в какой мере несет ответственность за допущенный ущерб.

Излагать факты в заключении и оценивать их необходимо литературным языком, отвечающим требованиями официально-делового стиля, не злоупотреблять профессиональной лексикой («сторно», «санирование баланса» и т.п.). Не нужно ограничиваться только фиксированием нарушений нормативных актов и перечислением ущерба от хозяйственной деятельности. Следует всесторонне проанализировать причины отрицательных явлений, обусловивших недостачу ценностей, приписки невыполненных работ, искажение отчетности и т.п. Не рекомендуется приводить коды счетов бухгалтерского учета без их расшифровки.

Заключение эксперта не должно носить описательный характер. В таком случае глубокое исследование финансово-хозяйственной деятельности будет подменено обследованием, т.е. общим ознакомлением с фактами правонарушений, которые произошли на предприятии, без их анализа и разработки предложений по профилактике правонарушений.

Список литературы

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. –М.: Юрайт, 2006. – 141 с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации [Часть первая] от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. [с изменениями в ред. ФЗ на 01.12.2007].
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации [Часть вторая] от 5 августа 2000 г. // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340. [с изменениями ФЗ от на 01.12.2007]
  4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ [в редакции на 1 ноября 2007 г.]. –М.: Бухгалтерский учет. – 18 с.
  5. Арсеньев В.Д. Назначение и производство судебных экспертиз. – М.: Научная литература, 2008.
  6. Белов А.А., Белов А.Н. Судебно-бухгалтерская экспертиза. – М.: Книжный мир, 2009.
  7. Бутин М.Е., Тимохов А.А. Бухгалтерский учет и судебно-бухгалтерская экспертиза. – Алма-Ата: Наука, 2005.
  8. Георгиев А. Организация судебно-бухгалтерских экспертиз // Законность. –2004. – №12. – С. 40-41.
  9. Остроумов С.С., Фортинский С.П. Основы бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской экспертизы. – М.: Юридическая литература, 2005.
  10. Соколов Я.В., Бычкова С.М. Бухгалтерский учет, аудит и судебная бухгалтерия // Аудиторские ведомости. – 2007. –№4.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00040 sec

WordPress: 22.57MB | MySQL:124 | 1,617sec