Предъявление для опознания как криминалистическое действие

<

050514 0143 1 Предъявление для опознания как криминалистическое действие

1.1. Сущность, задачи и порядок опознания

 

В процессе расследования различных категорий уголовных дел следователю довольно часто приходится предъявлять для опознания людей, предметы, трупы и другие объекты. Цель этого действия заключается в том, чтобы установить, является ли объект (человек, предмет и т.д.) тем же самым, воспринимал ранее опознающий в связи с событием, имеющим отношение к расследуемому событию, или нет1.

    Следует учесть, что в начале расследования происхождение факторов и характер причинной связи между ними часто объясняются предположительно. Поэтому одной из задач предъявления для опознания может быть проверка версий.

    Результаты предъявления для опознания могут быть использованы для установления некоторых обстоятельств преступления, например дифференциация действий каждого из двух грабителей на месте преступления. Полученные данные могут использоваться для изобличения обвиняемого либо лжесвидетелю.

    Рассматривая закономерности, которым подчинен процесс идентификации, следует отметить, что идентифицируемым объектом будет тот единичный, конкретный объект, который подлежит опознанию. Он должен обладать ярко выраженной индивидуальностью и относительно устойчивыми опознавательными признаками. Причем эти признаки должны быть настолько выражены и индивидуально определены, чтобы человек без каких — либо специальных научно — технических средств мог бы воспринять и запомнить их. В отличие от других форм, рассматривая нами идентификация по мысленному образу отличается тем, что объект может быть идентифицируем лишь в том случае, если он ранее непосредственно воспринимался опознающим.

Другой существенной особенностью является тот факт, что в данном случае идентифицируемый объект – категория познания.

Предъявление для опознания — самостоятельное следственное действие (ст. 193 УПК РФ). В первой части ст. 193 УПК РФ указывается: «Следователь может предъявить для опознания лицо или предмет свидетелю, потерпевшему, подозреваемому или обвиняемому…»1. Задача — предоставить возможность лицу опознать, узнать среди предъявляемых ему людей, вещей или иных объектов тот, который он наблюдал или знал ранее. Это может быть человек (подозреваемый, обвиняемый), труп, личность которого предстоит установить, предметы, похищенные у потерпевшего, и предметы, утерянные преступником на месте происшествия. Вариантов этого следственного действия в сочетании «субъект— объект» может быть достаточно много. Однако общим для них будет то, что опознающий должен хранить в своей памяти образ опознаваемого объекта (человека, предмета, животного) и может по этому образу либо отождествить объект, либо установить только его сходство с образом, либо дать отрицательный ответ на вопрос о тождестве.

При достаточной ясности задач этого следственного действия необходимо несколько подробнее остановиться на его сущности. Понимание существа предъявления для опознания необходимо прежде всего для правильного проведения этого следственного действия и оценки достоверности и доказательственного значения получаемых результатов.

Применительно к принятым в криминалистике категориям опознание — один из способов отождествления. Отождествление, как известно, может проводиться как по материально-фиксированным отображениям (следы, модели и т. д.), так и по чувственно-конкретным представлениям (образам), сохранившимся в памяти человека. Опознание по своему существу относится к отождествлению второго типа, так как в его основе лежит запоминание признаков увиденного или известного ранее объекта2. При этом имеется в виду, что данный объект наблюдался человеком в связи с совершенным преступлением или был знаком ему ранее (например, его вещь). Тогда-то и произошло восприятие и запоминание. В процессе предъявления объекта опознающее лицо сопоставляет признаки, запечатленные в его сознании (мысленный образ), с признаками предъявляемого объекта и в случае их совпадения опознает объект (лицо, предмет). Происходит то, что называется субъективным отождествлением.

Сущность предъявления для опознания состоит в психологическом механизме мысленного сопоставления (сличения) образа ранее воспринятого объекта с образом (индивидуализирующими признаками) представляемого.

В основе психологической деятельности опознающего лежат четыре последовательно сменяющие друг друга стадии1: 1) восприятие объекта; 2) запоминание и сохранение в памяти образа воспринятого объекта; 3) вспоминание и передача индивидуализирующих сведений об объекте на допросе; 4) вспоминание и мысленное сопоставление образа ранее воспринятого объекта с образом представленного в целях решения вопроса о его тождестве или различии.

1. Ученые считают, что восприятие всегда тесно связано с прошлые опытом человека вообще и опытом восприятий в частности. Исходя из этого, восприятие носит осмысленный характер. Человек не только выделяет группу ощущений и объединяет их в целостный образ, но осмысливает этот образ, соотносит его к определенной группе объектов Доказано, что окружающие нас предметы и явления органами чувств человека отражаются адекватно, т.е. тождественно.

Восприятие всякий раз предполагает узнавание. Без последнего не может быть и восприятия. Это связано с тем, что человек как бы накладывает образ того, что он видит в настоящий момент, на образы предыдущих восприятий, сохранившихся в памяти. При совпадений образов человек и узнает объект.

Следует иметь в виду, что на деятельность органов чувств существенно влияет прошлый опыт восприятий человека, его склонности, интересы, профессия и т.п. Применительно к навыкам, умениям в конкретной области знаний каждый специалист воспринимает в предметах то, что его интересует, что он изучает, что знает.

При восприятии человека обращается внимание на анатомические функциональные, сопутствующие и социальные признаки внешнего облика. Каждая совокупность признаков несет свою нагрузку и по-разному сохраняется в памяти. На формирование мысленного образа вое принимаемого объекта, его сохранность в памяти опознающего существенное влияние оказывают пол, профессия, время наблюдения в время, прошедшее с момента события, и т.п.

2. Следующая стадия формирования психологической деятельности опознающего — запоминание и сохранение в памяти образа воспринятого объекта. Устойчивость запоминания зависит от разновидностей самого восприятия. В зависимости от целенаправленного характер деятельности личности восприятие разделяют на преднамеренно (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное).

В преднамеренном восприятии человек ставит цель деятельности, прилагая определенные волевые усилия для лучшей реализации возникшего намерения, произвольно выбирает объекты восприятия.

 

В преднамеренном восприятии человек ставит цель деятельности, прилагая определенные волевые усилия для лучшей реализации возникшего намерения, произвольно выбирает объекты восприятия.

Непреднамеренное (непроизвольное) восприятие вызывается как особенностями предметов окружения (их яркостью, рядоположностью, необычностью), так и соответствием их интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели деятельности. Отсутствует в нем и волевая активность.

События, факты, объекты пассивного взаимодействия и те, которые хотя и часто повторяются, но имеют второстепенное значение для субъекта восприятия, недолго сохраняются в памяти. На длительность сохранения в памяти существенно влияют эмоции и чувства, переживаемые опознающим в момент восприятия. Однако следует иметь в виду, что эмоции и чувства отрицательно сказываются на запоминании, если они были вызваны посторонними причинами (обстоятельствами, не связанными с содержанием воспринимаемого события), и наоборот, если эти психические состояния были непосредственно связаны (или вызваны) с самим воспринимаемым событием1.

3. Вспоминание и передача индивидуализирующих сведений об объекте на допросе — следующая стадия психологической деятельности опознающего. Воспроизведение информации рассматривается психологами как один из процессов памяти, протекающий в форме вспоминания или узнавания.

Вспоминание — это локализованное во времени и пространстве воспроизведение образов прошлого, отнесение их к определенному времени, месту, установление связи с определенными событиями. В своих показаниях во время допроса опознающий воспроизводит образ воспринятого объекта (события, обстоятельства, при которых происходило восприятие, его приметы и особенности) в пределах того, что сохранилось в памяти. Описание объекта мобилизует скрытые возможности памяти, систематизирует запомненное, делает его более четким. При этом надо иметь в виду, что страх, напряжение, утомление затрудняют вспоминание, и поэтому важное значение приобретает создание обстановки, способствующей мыслительной деятельности опознающего. Принимая решение о проведении допроса, необходимо знать о том, что опознающему сложнее передать вербальную информацию, чем решить мыслительный процесс узнавания при непосредственном восприятии объекта во время его предъявления.

В целях наибольшего получения информации от опознающего следует соблюдать требование уголовно-процессуального законодательства о свободном рассказе, показе, избегая при этом психического давления и элементов внушения, ведущих к искажению информации о ранее воспринятом объекте.

4. Вспоминание и мысленное сопоставление образа ранее воспринятого объекта с образом представленного в целях решения вопроса о его тождестве или различии.

При повторном восприятии опознающий оживляет сохранившийся в памяти образ объекта, сопоставляет его с образом предъявленного и делает вывод о их тождестве или различии.

В психологии различают два вида узнавания: симультанное и сук-цессивное. Симультанное (синтетическое) узнавание — это одномоментное воспроизведение увиденного объекта, узнавание с первого взгляда, в результате мгновенного совпадения образа воспринимаемого объекта с мысленной моделью этого объекта, сохранившейся в памяти опознающего. Сукцессивное (аналитическое) узнавание происходит дифференцированно, путем последовательной проверки, выявления и сличения признаков предъявляемого объекта с чертами мысленного образа1.

Уяснению сущности опознания как психофизиологического процесса способствует введение такого понятия, как узнавание, т. е. отождествление воспринимаемого в настоящее время с воспринятым раньше. Степень узнавания может быть различной: от неясного чувства того, что объект где-то был ранее видим, до полной уверенности в тождестве. Степень узнавания будет зависеть от условий первоначального восприятия объекта, от способностей и состояния субъекта, воспринимавшего объект, от свойств его памяти, от условий, в которых осуществляется узнавание, от времени, прошедшего с момента предыдущего восприятия, до момента узнавания. Каждое из вышеприведенных условий способно существенно повлиять на результаты и должно учитываться при проведении этого следственного действия.

Так, для решения вопроса о том, целесообразно ли предъявить объект для опознания, важно проанализировать условия восприятия этого объекта: длительность наблюдения, расстояние от наблюдателя до объекта, освещение объекта, вид самого объекта (характерность его признаков, необычность объекта и т. п.), наличие или отсутствие посторонних явлений (помех) и т. д.

Если речь идет о наблюдении объекта в связи с совершенным преступлением, то необходимо принимать в расчет способности субъекта опознания и его состояние в тот момент, когда он наблюдал (воспринимал) объект. Иными словами, в какой мере преступление затрагивало интересы данного человека, совершалось ли над ним насилие и в какой форме (физическое, психическое), угрожали ли ему, насколько реальной была угроза и т. п. Немалое значение играют психофизиологические свойства данного лица: его чувства и память. Зрение, слух, обоняние, осязание — это каналы, по которым воспринимаются признаки наблюдаемого объекта. Память — это отражение сознанием того, что было в прошлом. Продуктивность памяти характеризуется такими ее свойствами, как объем, быстрота, точность, длительность. Все эти свойства оказывают влияние на процесс запоминание—воспроизведение—узнавание. Узнавание во многом зависит от того, насколько точно данное лицо способно запомнить признаки объекта, насколько тренирована его память, насколько он восприимчив к фиксации в памяти новых, ранее неизвестных ему фактов, обстоятельств, людей, предметов.

Нельзя не учитывать при этом и такое свойство человеческого сознания, как активное стремление лучше выполнить заданное. Всегда легче запомнить именно тот предмет, который будет задано узнать. Иными словами, если человек отдавал себе отчет, что он является свидетелем преступления, его восприятие носит целенаправленный характер. В итоге он постарается как можно лучше запомнить признаки наблюдаемых объектов.

Помимо запоминания, узнавание связано, как отмечалось выше, еще и со способностью воспроизводить («оживлять») в памяти запомненный (мысленный) образ. При опознании в уголовном процессе такое воспроизведение должно происходить по крайней мере дважды. Первый раз, когда человек излагает при допросе признаки запомненного им объекта, второй раз, когда ему предлагают опознать объект среди тех, что ему предъявляют. Результаты опознания будут зависеть от полноты и достоверности воспроизведения запечатленного в памяти образа.

Далеко не последнюю роль в узнавании играют физическое и психическое состояние человека и в тот момент, когда происходит опознание (особенно живого лица или трупа). Эмоционален или хладнокровен опознающий, волнует ли его предстоящее действие — все это неизбежно должно приниматься в расчет как обстоятельства, способные существенно повлиять на проводимое опознание.

Таким образом, обстоятельства, влияющие на подготовку, проведение опознания и оценку его результатов, могут быть классифицированы как субъективные (состояние лица, его психофизиологические свойства) и объективные (условия восприятия объекта, выраженность его признаков).

Наряду с указанными факторами чрезвычайно значимы условия предъявления для опознания. Поэтому в законе (ст. 193 УПК РФ) подробным образом регламентирован порядок проведения этого следственного действия, разработанный с учетом его особенностей, приведенных выше.

1. Предъявлению для опознания должен предшествовать допрос, в ходе которого выясняют, при каких обстоятельствах допрашиваемый наблюдал человека или предмет, какие запомнил приметы и особенности, может ли опознать его.

Результаты допроса должны позволить следователю решить, целесообразно ли проводить опознание.

2. Лица (предметы) предъявляются для опознания среди сходных с ними по внешним признакам. При этом общее количество предъявляемых объектов не может быть менее трех. Такой порядок повышает достоверность получаемых результатов, так как лицу приходится узнавать объект, отличая его от сходных.

При наличии нескольких объектов опознания они предъявляются по отдельности, также в числе сходных.

Это правило не распространяется на опознание трупов.

3. С целью повышения достоверности результатов опознания живых лиц закон предусматривает, что опознаваемому должно быть предложено занять по своему выбору любое место среди предъявляемых лиц. Об этом делается отметка в протоколе. Выполнение этого условия исключает в дальнейшем сомнения в объективности проведенного опознания.

4. Если опознающим является свидетель или потерпевший, они предупреждаются об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, что отмечается в протоколе.

5. Опознающему предлагают указать на лицо (предмет), о котором он давал показания. При этом исключены и постановка наводящих вопросов, и оглашение данных предварительного допроса.

6. Опознающий должен перечислить признаки, по которым он узнал лицо (предмет).

Показания опознающего в этой части по возможности дословно вносятся в протокол (ч. 9 ст. 193 УПК РФ).

7. При предъявлении для опознания обязательно присутствие понятых; в необходимых случаях участие принимает также специалист.

8. В целях обеспечения безопасности опознающего предъявление для опознания может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. В этом случае понятые находятся в том месте, где опознающий. Факт такого опознания отмечается в протоколе (ч. 8, 9 ст. 193 УПК РФ).

 

1.2. Виды предъявления для опознания

 

По уголовно-процессуальному законодательству объектами, предъявляемыми для опознания, могут быть живые лица, трупы, предметы. В тех случаях, когда не представляется возможным предъявить для опознания самого человека или предмет, законом допускается его опознание по фотоснимку.

Опознание живых лиц чаще всего касается подозреваемого или обвиняемого. Анализ практики расследования таких категорий уголовных дел, как убийство, изнасилование, похищение людей, захват заложников, бандитизм, разбойные нападения и грабежи, свидетельствует о том, что почти неизбежно возникает необходимость предъявления обвиняемого (нескольких обвиняемых) потерпевшему (потерпевшим) или свидетелям. Опознание по делам, связанным с деятельностью преступных структур, позволяет уточнить ролевые функции каждого из участников совершенного преступления (кто избивал, истязал, убивал жертву, кто изымал ценности и т. д.).

Наряду с этим возможны случаи опознания и других лиц — потерпевших и даже свидетелей. Так, обвиняемый в получении взяток может опознать лиц, дававших ему взятки. Свидетель может опознать потерпевшего и т. д.

Трупы предъявляются для опознания с тем, чтобы установить личность. Такое опознание проводится в отношении трупов неизвестных лиц; трупов, изменивших первоначальный вид под влиянием гнилостных и иных трупных явлений; трупов, обезображенных при убийстве, и т. п.

Третий вид — опознание предметов. Столь общая законодательная характеристика объектов опознания (предметы) дает основание существенно расширить их круг. Это могут быть: вещи, похищенные у лица; вещественные доказательства, обнаруженные на месте происшествия и опознанные свидетелями; объекты, служившие орудием преступления; транспортные средства — как похищенные, так и использованные при совершении преступления.

Допустимо предъявление для опознания документов, подписей, текстов, оттисков печати и т. п. Опознание их будет свидетельствовать о сходстве с аналогичными документами, которые помнит опознающий. После опознания такого документа должна быть назначена его экспертиза. Экспертное исследование документа (подписи, оттиска печати, текста) позволит установить тождеств? или отсутствие такового.

На практике нередки случаи предъявления для опознания участков местности, строений, помещений. Например, лицо, изобличенное в совершении серии квартирных краж, изъявляет желание показать обворованные им квартиры, еще неизвестные следствию, но не помнит их точного адреса — только местонахождение и может опознать эти объекты.

Среди упомянутых в законе объектов, предъявляемых для опознания, не названы животные. Однако и в теории, и на практике такой вид опознания признается допустимым1. Чаще всего оно проводится в отношении похищенного скота, особенного племенного, породистых собак. Такое опознание возможно в тех случаях, когда животное обладает комплексом признаков, позволяющим индивидуализировать его (окрас, броские приметы, тавро, клеймо) и отличить от подобных.

В соответствии с законом при невозможности предъявить лицо (предмет) опознание может быть произведено по его фотокарточке. Здесь необходимо четкое понимание, что опознается само лицо (предмет), а не фотоснимок, который является лишь средством запечатления и передачи информации. Подобное разграничение принципиально, так как опознания может не произойти из-за некачественности снимка — на нем, например, не воспроизведены (или неразличимы) те или иные признаки внешности.

Допуская возможность опознания предмета по его фотоснимку, необходимо выделить два непременных условия такого предъявления. Первое — наличие обстоятельств, исключающих или чрезвычайно затрудняющих предъявление предмета в натуре, и второе — наличие достаточно четкого изображения признаков предмета на фотоснимке. На второе обстоятельство следует обратить особое внимание при изготовлении или подборе фотоснимков сходных предметов. Только объективная, четкая, точная фотофиксация признаков объекта может обеспечить достоверность подобного опознания1.

Когда законодатель допускает возможность опознания лица или предмета по фотоснимку, он учитывает способность и возможность фотофиксации (равно как и видеосъемки, и киносъемки) объективно, точно и полно запечатлевать и демонстрировать признаки внешности человека. Именно объективность способа передачи информации играет при этом решающую роль. В этой связи не может быть опознания как следственного действия по художественным, рисованным и композиционным портретам и композиционным фотоснимкам (так называемый фоторобот). Художественные портреты и зарисовки лица не являются объективным отображением внешности человека.

Существует еще одна форма передачи признаков внешности — скульптурные портреты, получаемые путем пластической реконструкции лица по черепу (метод профессора М. М. Герасимова). Этот метод позволяет передать комплекс признаков внешности, различных по своей природе; объективных, относительно объективных и субъективных. По этой причине скульптурные портреты, воссозданные по черепу, также не могут быть объектом, предъявляемым для опознания в уголовном процессе.

Вместе с тем не следует исключать возможности узнавания лица по такого рода копиям в рамках оперативно-розыскной деятельности в соответствии с Законом об ОРД (п. 7 ст. 6)1. Такое узнавание может оказаться весьма полезным в качестве ориентирующего органы следствия и оперативные службы на розыск определенного лица, при построении следственных версий, для использования в оперативно-тактических целях.

 

1.3 Субъекты предъявления для опознания

 

Субъекты данного следственного действия — лица, вызываемые для предъявления им какого-либо объекта (в том числе человека) с целью его опознания.

В соответствии со ст. 193 УПК РФ такими лицами могут быть свидетели, потерпевшие, подозреваемый, обвиняемый.

Свидетели и потерпевшие привлекаются для опознания подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления, для опознания трупа (или его частей), для опознания похищенных предметов, орудий преступления, иных предметов, которые они могли наблюдать в связи с совершенным преступлением. Свидетелям, а особенно потерпевшему, могут предъявляться похищенные домашние животные. Подозреваемому или обвиняемому могут быть предъявлены для опознания его сообщники, потерпевшие лица, похищенные вещи, предметы, принадлежащие подозреваемому (обвиняемому) и утерянные или выброшенные им на месте происшествия, орудия преступления и иные объекты. Результаты опознания в подобных случаях закрепляют признание обвиняемого или позволяют установить его сообщников.

Как известно, в законе не содержится каких-либо указаний на минимальный возраст, начиная с которого лицо может давать показания. В соответствии с этим субъектом опознания могут быть не только взрослые, но и дети. Возможность привлечения ребенка к опознанию будет зависеть от степени его развития, способности к восприятию, а также от природы объекта опознания и условий его восприятия ребенком.

Допрос ребенка о признаках опознаваемого объекта должен проводиться в порядке, предусмотренном для допроса несовершеннолетних (ст. 191 УПК РФ), т. е. до 14 лет присутствие педагога обязательно, а с 14 до 16 — по усмотрению следователя.

Имея в виду сказанное ранее о субъективном характере отождествления, необходимо учитывать состояние опознающего, особенно перед опознанием преступника, перед опознанием трупа близкого человека. Поэтому следователю надлежит принять меры, чтобы к лицу вернулась уравновешенность. Так, если предстоит опознать обвиняемого, то в целях безопасности опознающего предъявление может быть произведено в условиях, исключающих их визуальный контакт (например, опознание из затемненного помещения, когда опознаваемый и предъявляемые с ним лица находятся в освещенной комнате, опознание через стекло из изолированного помещения). Понятые в подобных случаях должны находиться вместе с опознающим.

Если предстоит опознание трупа, можно прибегнуть к помощи врача. Так, в местах массовой гибели людей дежурят бригады врачей и психологи для оказания медицинской помощи опознающим и их психологической поддержки.

В каждом случае субъекту опознания должна быть разъяснена важность достоверного и возможные последствия ошибочного опознания.

<

В исключительных случаях субъектом может быть лицо, находящееся в тяжелом физическом состоянии (потерпевший), если, однако, не возникает сомнений в его способности правильно воспринимать и оценивать происходящее.

 

 

 

2. ОПОЗНАНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

 

В ходе опознания в специально регламентированном процессуальном законом порядке определенное лицо, ранее допрошенное по данным фактам следователем, опознает живого человека, труп, предмет или их фотографическое изображение. За редким, исключением объект, интересующий следствие, должен быть предъявлен для опознания в группе с другими однородными объектами в количестве не менее трех. О результатах опознания составляется специальный протокол.

С психологической точки зрения опознание представляет собой следственное действие, при котором лицо воспринимает предъявляемые объекты, сопоставляет, сравнивает их с мысленными образами объектов, воспринятых им ранее, и на этой основе приходит к выводу об их тождестве, сходстве или различии. Опознание, если иметь в виду его психологическое содержание, состоит из двух стадий: подготовительной (предварительный допрос об обстоятельствах, при которых опознающие ранее воспринимали определенное лицо, либо предмет, и об особенностях, приметах, по которым они могут их опознать) и основной (само опознание).

В связи с тем, что психологические закономерности опознания начинают действовать уже в подготовительной стадии, целесообразно начат рассмотрение именно с нее.

Первая стадия в основном доследственная. Усвоение отличительными признаков завершается созданием мысленного образа человека или пре; мета, который лишь позднее будет представлять интерес для следствия. Вторая целиком входит в содержание рассматриваемого следственной действия, но, как будет показано ниже, не исчерпает его.

Как в той, так и в другой стадии центральное место принадлежит отличительным признакам, которые в криминалистике именуют идентификационными, ибо именно по ним отождествляют тот или иной объекте. Все предметы обладают характерными внешними чертами, свойствам проявлениями и действиями, позволяющими отличать один предмет от другого. Явность, доступность, непосредственная наблюдаемость признака придает ему характер приметы. При распознании первостепенную роль играет именно эта сторона признака, которая может не отражать сущности предмета, быть в известном смысле случайной, но важной для его индивидуализации.

Признаки бывают различной степени специфичности. Одни характеризуют класс объектов, другие — род, вид, группу и т.д. При этом различаются признаки постоянные, присущие всем предметам данной совокупности и только им, и неспецифичные, когда они свойственны всем предметам данной группы, но не только им. В анализе и классификации признаков возможна дальнейшая более дробная спецификация. Она, как правило, имеет значение для групповой идентификации, определения групповой принадлежности объектов.

Наиболее предпочтительным для расследования является установление индивидуального тождества или его отсутствия. Такое отождествление происходит на основе опознавательных, отличительных признаков или примет, которые характеризуют своеобразие данного объекта (вещи, человека), индивидуальные черты.

В процессе допроса, предшествующего опознанию, следует учитывать психофизиологические особенности опознающего, психологическую характеристику его состояния в момент восприятия, а также физические особенности и признаки воспринятых им объектов. Человек воспринимает какие-либо объекты (других людей, животных, предметы), сохраняет в памяти их мысленные образы, а затем при предъявлении аналогичных объектов сопоставляет их с имеющимися у него образами. В конечном счете, процесс сводится к сравнению образа объекта, хранящегося в памяти опознающего, с объектами, предъявленными следствием. Вывод, который получается в результате такого сравнения, сообщается следователю.

При подготовке и проведении опознания нужно учитывать ряд объективных и субъективных факторов. К объективным относятся условия, при которых происходило восприятие, характеристика воспринимаемых объектов. Очевидно, что расстояние, условия освещения, продолжительность наблюдения, время, прошедшее с момента восприятия до предъявления на опознание, могут оказать значительное воздействие на его результаты. Так, восприятие свидетелем преступника, находившегося от него на значительном удалении, ночью, на плохо освещенной улице, в течение очень непродолжительного времени уменьшает возможность его последующего опознания. Вот почему на допросе, предшествующем опознанию, необходимо выяснить, при каких условиях происходило восприятие.

Значительное влияние на опознание оказывает длительность первичного восприятия: видел преступника один раз в течение короткого отрезка времени, общался с ним более продолжительное время, видел его неоднократно. Если потерпевшие, свидетели хорошо знают преступника, опознание не нужно вовсе.

В немалой степени психология опознания определяется особенностями личности опознающего, его отношением к событию преступления и правонарушителю, психологическим состоянием, в котором он находился. Это может быть потрясение, гнев, отвращение, стыд, растерянность, ненависть и т.п. Эмоциональные переживания нередко сочетаются с готовностью помочь следствию, в частности, изобличить преступника. Бывает, что опознающий боится мести преступника, его соучастников, родственников, друзей.

Опознающий может испытывать жалость к преступнику (особенно, если он несовершеннолетний, престарелый) в связи с возможным его арестом, осуждением, суровым наказанием в случае изобличения. Возможно и опасение ошибки при опознании.

Сам процесс восприятия и последующие результаты опознания определяются и особенностями воспринимаемых объектов. В ситуациях, связанных с совершением преступления, свидетели, потерпевшие воспринимают обычно внешность преступника, его физические, возрастные, национальные особенности. При необходимости вспомнить и описать воспринятое за основу берется далеко не все, а лишь отдельные, так называемые опорные признаки: возраст, рост, телосложение, черты лица, движения, речь. На практике наблюдатель чаще всего запоминает форму лица, носа, величину и форму лба, бровей, рта, губ, подбородка, цвет глаз.

Нередко потерпевшие, свидетели воспринимают и запоминают преступника по таким признакам его внешнего облика, как особенности одежды, прическа, украшения, которые, строго говоря, не относятся к физическим признакам человека.

При восприятии и последующем.опознании наибольшую ценность имеет восприятие индивидуальных признаков человека, его особых примет. Так, сообщение на допросе о том, что преступник имеет на лице характерный шрам, будет способствовать его розыску и опознанию.

Психологическая характеристика предъявления для опознания основана на анализе двух процессов: усвоения отличительных признаков определенного объекта и использования данных признаков для выделения этого объекта из других, ему подобных. Первый процесс психологи называют формирующим и относят его к стадии усвоения, второй — опознавательным, его относят к стадии распознавания. Первая стадия, как мы уже отметили, в основном доследственная. Усвоение отличительных признаков завершается созданием мысленного образа человека или предмета, который лишь созданием позднее будет представлять интерес для следствия. Вторая целиком входит в содержание рассматриваемого следственного действия, но, как правило, не исчерпает его.

Действие указанных выше объективных и субъективных факторов весьма желательно выявлять еще перед допросом лица, которому впоследствии предстоит участвовать в опознании, с тем, чтобы все нежелательные воздействия указанных факторов были своевременно учтены следователем.

Восприятие, на основе которого строится в последующем опознание, зависит от самых различных личностных качеств человека. Так, возраст потерпевшего свидетеля способен оказать влияние на восприятие и оценку ими признаков другого лица. Несовершеннолетние и особенно малолетние вследствие недостаточного жизненного опыта многие признаки взрослого человека оценивают неверно. Например, ребенок любого взрослого человека считает высоким; молодые люди нередко людей, которые значительно старше их (на 20-25 лет), называют старыми. Напротив, пожилые люди зачастую преуменьшают возраст людей, которые их моложе. В показаниях пожилых лица 30-40 лет именуются «молодыми людьми»1.

Говоря о возрасте, следует иметь в виду, что он по сравнению с другими признаками внешности человека труднее поддается точному установлению. Чем моложе человек, тем выше точность определения его возраста. Наибольшая точность достигается’в тех случаях, когда опознаваемый не старше 25 лет. Впечатление о возрасте зависит от различных обстоятельств. Так, ношение старомодных очков, болезнь, усталость, плохое настроение и т.д. как бы увеличивают возраст. На правильное определение возраста человека могут оказывать влияние такие психологические иллюзии, как контраст и подравнивание. Если очевидец воспринимает двух людей разного возраста, то в показаниях они, как правило, фигурирует, как «старый» и «молодой», хотя действительная разница в возрасте может быть и незначительной. При восприятии группы лиц примерно одного возраста отдельные члены как бы подравниваются под средний возраст группы. Может происходить подравнивание возраста под оформление внешности. Однако действие иллюзии подравнивания имеет свои пределы, после которых снова начинает действовать иллюзия контраста. Человек средних лет в группе пожилых людей будет восприниматься значительно моложе своего возраста1.

Описание и оценка признаков другого человека обусловлены и другими индивидуальными особенностями опознающих. Замечено, например, что люди невысокого роста обычно склонны преувеличивать рост других людей и наоборот. Следственной практике известно много случаев, когда потерпевший или свидетель называли преступника «высоким», в то
время как он был среднего роста.

По этой же причине возникают отклонения при описании роста и телосложения нескольких участников расследуемого события. Если, предположим, грабителей было двое, из которых один худой, а другой средней комплекции, то второго зачастую называют толстым. Причем это происходило не только в силу стремления более ярко обозначить каждого, но и в силу известного явления контраста.

Одежда (расцветка, фасон) меняет впечатление о фигуре. Что же касается цветов, то обилие неточностей в этой части показаний давно уже привлекло внимание психологов.

Немаловажное значение при восприятии и опознании предмета имеют возраст, жизненный и профессиональный опыт, интересы, знания опознающего. Дети обычно путано, с ошибками рассказывают о признаках одежды, не разбираются в названиях цветных тонов, не умеют определить размера, расстояния. Портной, как правило, сможет дать обстоятельную характеристику особенностей одежды наблюдаемого человека; фотограф,, художник — определить черты внешности; механик, водитель — марку, модель, другие данные автомашины и т.д.

Психологическими исследованиями установлено, что на качество и количество воспринимаемых, а затем используемых при опознании признаков существенное влияние оказывает общая социальная активность личности, ее опыт. Опознание, как и все мыслительные задачи, зависит от интереса, проявляемой при этом психической активности. Однако возможность его реализации зависит кроме того от типа памяти, времени, прошедшего с момента восприятия объекта до момента его опознания.

В восприятии облика человека на первый план выступают те особенности его внешности, которые приобретают для воспринимающего наибольшее значение в данной ситуации, либо несут наиболее значимую информацию о свойствах, намерениях и действиях этого человека, либо по объективным причинам доминируют в его облике. В психологической литературе имеются данные, подтверждающие, что наибольшую информативную нагрузку несут признаки внешности и их-то чаще всего выделяют, воссоздавая образ воспринятого человека. При словесном описании они выполняют роль ведущих признаков, с которыми связываются другие элементы внешности1.

Кроме статических признаков внешности, существуют динамические признаки, проявляющиеся в процессе жизнедеятельности людей—особенности походки и речи. Они основаны на динамическом стереотипе и весьма индивидуальны. Тем не менее, практика подтверждает возможность опознания людей по динамическим признакам. Только при этом должна быть учтена и нейтрализована возможность сознательного изменения в момент опознания особенностей походки или речи. Опознаваемым нельзя сообщать, что их в этот момент наблюдают или прослушивают.

В последние годы большее значение криминалисты и психологи придают проблеме идентификации людей по речи. К числу индивидуальных особенностей речи относятся характерная для данного человека ее скорость, длина фраз, типичные конструкции предложений, использование прилагательных, наклонений, глаголов, употребление жаргонных словечек, метафор, грамматические ошибки и оговорки, расстановка ударений и т.д.

Поскольку характеризующая человека манера речи, а также его голос играют роль опознавательного признака, криминалисты с активным привлечением психологов, когда другие способы не эффективны, используя технику, находят нужных людей «по голосу» и по «особенности речи».

Для установления личности и розыска скрывавшегося преступника важное значение имеют результаты исследования приобщенных к делу фонограмм. Специалисты, исследующие зафиксированную на магнитной пленке речь человека, могут сделать обоснованные суждения о многих физических, психологических и социальных признаках личности (о половозрастных и конституционных характеристиках, анатомических особенностях речеобразующего тракта, различной патологии, чертах характера, интеллекте, диалектных особенностях в зависимости от географических районов формирования речи и т.д.).

Примером диагностического решения проблемы возраста, пола, диалекта и других вопросов служат результаты исследования по делу о так называемом «витебском монстре». Начиная с, 1971 года и по ноябрь 1985 года на территории Витебской области Белоруссии было совершено 36 убийств женщин. Преступник на протяжении 14 лет оставался невыявленным. В области распространяли панические слухи о неуловимости, коварстве и изворотливости убийцы.

Лишив жизни свою очередную жертву в октябре 1985 года, преступник оставил записку с угрозами за подписью «Патриоты Витебска» и позвонил в дежурную службу милиции города Витебска. Его сообщение было зафиксировано на фонограмме. Исследование этой фонограммы голоса определило, что звонил мужчина в возрасте 30-40 лет, по национальности белорус. Он проживает в сельской местности, по-видимому, под Витебском. Имеет среднее образование, по специальности сельскохозяйственный служащий. Судя по всему, работающий в какой-то конторе, связанной с государственной службой. Эти данные позволили в течение семнадцати дней установить, задержать и передать следователям прокуратуры опасного преступника. Им оказался некий Михасевич, работавший в местном управленческом звене сельского хозяйства.

Язык любой национальности и каждый ее диалект имеют свои интонационные особенности. Кроме того, одним из признаков, позволяют определить национальную принадлежность человека, является неправильное употребление слов и выражений, заимствованных из какого-либо другого языка,

О важности использования в криминалистических целях результатов анализа голоса человека при опознании, свидетельствует и такой пример;

При описании не менее важны жесты, мимика, походка. Отражая многие психологические особенности личности и прежде всего ее эмоционально-волевую сферу, род занятий, привычки, перенесенные болезни, они воспринимаются в комплексе со всеми другими признаками. На них нужно акцентировать внимание, объяснить их значение и, разновидности. Например, походка может быть быстрой, подпрыгивающей, семенящей, с покачиванием туловища, с резким взмахом рук и пр.; поза выдает привычку держать руку за спиной, скрещивать их перед грудью, закладывать одну руку за борт пиджака и т.п.; при жестикуляции человек прижимает руку к груди при заверениях и обещаниях, разводит руки в стороны при удивлении и т.д.

В основе опознания лежит способность человека узнать в предъявленном ему объекте тот объект, который воспринимался им ранее и запомнился. Следовательно, для правильной оценки опознания важно знать психологический механизм процесса узнавания. Психологи различают два основных вида узнавания: симультантное (синтетическое) и сукцессивное (аналитическое).1

Симультантное узнавание — это узнавание сразу, в результате мгновенного совпадения образа человека (предмета), находящегося в памяти узнающего и объекта, наблюдаемого им в момент предъявления для опознания. Сукцессивное узнавание происходит постепенно, путем мысленного сравнения, отбора, сопоставления признаков объекта, запечатленных в памяти и воспринимаемых при опознании.

Имеются экспериментальные данные о том, что более надежным является первый вид. Если быстрого и автоматического узнавания не происходит, включается сознательное, осмысленное припоминание и развернутое сопоставление примет, в итоге которого наступает санкция узнававания или неузнавания.

По некоторым данным при симультантном узнавании даже хорошо знакомого предмета опознающие в своих отчетах указывают на те признаки, по которым фактически произведено опознание. Видимо, справедливо предположение Сеченова, что интересующий нас процесс подчас происходит в тайниках памяти, вне сознания, следовательно, без всякого участия ума и воли.1

Как правило, опознание производится в служебном кабинете, достаточно просторном для размещения всех его участников. В случае, если восприятие события преступления и личности преступника происходило в особых условиях, нужно для опознания создать такие условия. При этом следователь не имеет права допускать действий, унижающих честь и достоинство опознающего, опознаваемого, а также предъявляемых лиц, либо создавать ситуацию, угрожающую здоровью или жизни граждан2. Опознание надо проводить при хорошем освещении, чтобы опознающий мог рассмотреть все признаки и детали предъявляемых объектов.

Существенное значение имеет правильный подбор лиц, которые будут предъявляться вместе с опознаваемым объектом. Объекты не должны резко отличаться друг от друга внешними признаками. Вот как В. Л. Васильев говорит о деталях восприятия: «Среди них могут быть детали, бросающиеся в глаза каждому, например, наголо остриженная голова у одного из лиц, предъявленных на опознание, могут быть и менее заметные: двухдневная щетина на щеках, отсутствие шнурков на ботинках, помятая одежда, отсутствие пояса в брюках и т.п. Указанные детали, как правило, свидетельствующие о нахождении лица в камере предварительного заключения, могут привести к тенденциозному восприятию образа и повлечь ошибки в опознании»1.

Психологические особенности имеет опознавание трупа. Опознающими в таких случаях являются родственники, близкие погибшего. Поэтому следователь должен проявлять необходимый такт. Следует иметь в виду, что под воздействием обстановки морга значительно ухудшаются условия восприятия, психофизиологические возможности опознающего, совершаются ошибки, особенно при совпадении некоторых общих признаков объекта опознания. Учитывая все это, желательно до начала следственного действия психологически подготовить опознающих, разъяснить им, как будет проходить опознание, постараться успокоить, помочь преодолеть страх.

При опознании следователь должен не только наблюдать за поведением его участников, но и контролировать собственное поведение, чтобы соблюсти процессуальные и тактические правила опознания, исключить возможность оказания какого-либо психологического воздействия на участников этого следственного действия. Для этого следователь тщательно отбирает слова, контролирует интонацию, жесты, мимику.

Проверка правильности опознания осуществляется путем сопоставления словесного описания объекта опознающим при допросе и при опознании. При оценке результатов этого следственного действия важно учитывать, что словесная реакция участников может расходиться с их поведением. Сопоставление этих элементов, анализ их является обязательным в процессе оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА МЕХАНИЗМ ОПОЗНАНИЯ

 

3.1. Факторы, влияющие на полноту и правильность восприятия объектов

 

Предъявление для опознания представляет собой следственное действие, при котором определенное лицо, ранее допрошенное по данным фактам следователем, опознает живого человека, труп, предмет или их фотографическое изображение. Как правило, опознаваемый объект должен быть предъявлен для опознания в группе с другими однородными объектами в количестве не менее трех. О результатах опознания составляется специальный протокол.

Процесс опознания сводится к сравнению образа объекта, хранящегося в памяти опознающего, с объектами, предъявляемыми следствием. Вывод, который получается в результате такого сравнения, сообщается следователю.

При подготовке и проведении опознания нужно учитывать ряд объективных и субъективных факторов.

К объективным относятся условия, при которых происходило восприятие, характеристика воспринимаемых объектов.

На процесс опознания влияет ряд факторов:

1) условия формирования образа объекта, воспринятого в связи с событием преступления: социально-психологические установки воспринимающего («вор», «бандит» и пр.); эмоциональное состояние субъекта (сильное волнение, аффект); физическое состояние субъекта (т.е. состояние его органов чувств, здоровья); неблагоприятные погодные и иные обстановочные условия (ночное время, ненастье и т.п.); кратковременность восприятия; значительное число объектов и т.д.;

2) объективность восприятия и анализа информации об объектах, предъявленных следователем (это связано главным образом с условиями, в которых проводится опознание);

3) объективность вывода опознающего, который сообщается следователю.

При производстве опознания необходимо учитывать действие факторов, которые могут привести к тенденциозному восприятию опознающим предъявленных объектов (отсутствие шнурков, остриженная наголо голова, помятая одежда и пр.).

Очевидно, что расстояние, условия освещения, продолжительность наблюдения, время, прошедшее с момента восприятия до предъявления на опознание, могут оказать значительное воздействие на его результаты. Так, восприятие свидетелем преступника, находившегося от него на значительном удалении, ночью, на плохо освещенной улице, в течение очень непродолжительного времени уменьшает возможность его последующего опознания. Вот почему на допросе, предшествующем опознанию, необходимо выяснить, при каких условиях происходило восприятие.

Значительное влияние на опознание оказывает длительность первичного восприятия: видел преступника один раз в течение короткого отрезка времени, общался с ним более продолжительное время, видел его неоднократно. Если потерпевшие, свидетели хорошо знают преступника, опознание не нужно вовсе.

В немалой степени психология опознания определяется особенностями личности опознающего, его отношением к событию преступления и правонарушителю, психологическим состоянием, в котором он находился. Это может быть потрясение, гнев, отвращение, стыд, растерянность, ненависть и т.п. Эмоциональные переживания нередко сочетаются с готовностью помочь следствию, в частности, изобличить преступника. Бывает, что опознающий боится мести преступника, его соучастников, родственников, друзей.

Опознающий может испытывать жалость к преступнику (особенно, если он несовершеннолетний, престарелый) в связи с возможным его арестом, осуждением, суровым наказанием в случае изобличения. Возможно и опасение ошибки при опознании.

Сам процесс восприятия и последующие результаты опознания определяются и особенностями воспринимаемых объектов. В ситуациях, связанных с совершением преступления, свидетели, потерпевшие воспринимают обычно внешность преступника, его физические, возрастные, национальные особенности. При необходимости вспомнить и описать воспринятое за основу берется далеко не все, а лишь отдельные, так называемые опорные признаки: возраст, рост, телосложение, черты лица, движения, речь. На практике наблюдатель чаще всего запоминает форму лица, носа, величину и форму лба, бровей, рта, губ, подбородка, цвет глаз.

Нередко потерпевшие, свидетели воспринимают и запоминают преступника по таким признакам его внешнего облика, как особенности одежды, прическа, украшения, которые, строго говоря, не относятся к физическим признакам человека.

При восприятии и последующем, опознании наибольшую ценность имеет восприятие индивидуальных признаков человека, его особых примет. Так, сообщение на допросе о том, что преступник имеет на лице характерный шрам, будет способствовать его розыску и опознанию.

Психологическая характеристика предъявления для опознания основана на анализе двух процессов: усвоения отличительных признаков определенного объекта и использования данных признаков для выделения этого объекта из других, ему подобных. Первый процесс психологи называют формирующим и относят его к стадии усвоения, второй — опознавательным, его относят к стадии распознавания. Первая стадия, в основном доследственная. Усвоение отличительных признаков завершается созданием мысленного образа человека или предмета, который лишь созданием позднее будет представлять интерес для следствия. Вторая целиком входит в содержание рассматриваемого следственного действия, но, как правило, не исчерпает его.

Действие указанных выше объективных и субъективных факторов весьма желательно выявлять еще перед допросом лица, которому впоследствии предстоит участвовать в опознании, с тем, чтобы все нежелательные воздействия указанных факторов были своевременно учтены следователем.

Восприятие, на основе которого строится в последующем опознание, зависит от самых различных личностных качеств человека. Так, возраст потерпевшего свидетеля способен оказать влияние на восприятие и оценку ими признаков другого лица. Несовершеннолетние и особенно малолетние вследствие недостаточного жизненного опыта многие признаки взрослого человека оценивают неверно. Например, ребенок любого взрослого человека считает высоким; молодые люди нередко людей, которые значительно старше их (на 20 – 25 лет), называют старыми. Напротив, пожилые люди зачастую преуменьшают возраст людей, которые их моложе. В показаниях пожилых лица 30 – 40 лет именуются «молодыми людьми».

Говоря о возрасте, следует иметь в вицу, что он по сравнению с другими признаками внешности человека труднее поддается точному установлению. Чем моложе человек, тем выше точность определения его возраста. Наибольшая точность достигается в тех случаях, когда опознаваемый не старше 25 лет. Впечатление о возрасте зависит от различных обстоятельств. Так, ношение старомодных очков, болезнь, усталость, плохое настроение и т.д. как бы увеличивают возраст. На правильное определение возраста человека могут оказывать влияние такие психологические иллюзии, как контраст и подравнивание. Если очевидец воспринимает двух людей разного возраста, то в показаниях они, как правило, фигурирует, как «старый» и «молодой», хотя действительная разница в возрасте может быть и незначительной. При восприятии группы лиц примерно одного возраста отдельные члены как бы подравниваются под средний возраст группы. Может происходить подравнивание возраста под оформление внешности. Однако действие иллюзии подравнивания имеет свои пределы, после которых снова начинает действовать иллюзия контраста. Человек средних лет в группе пожилых людей будет восприниматься значительно моложе своего возраста.

Описание и оценка признаков другого человека обусловлены и другими индивидуальными особенностями опознающих. Замечено, например, что люди невысокого роста обычно склонны преувеличивать рост других людей и наоборот. Следственной практике известно много случаев, ком да потерпевший или свидетель называли преступника «высоким», в то» время как он был среднего роста.

По этой же причине возникают отклонения при описании роста и телосложения нескольких участников расследуемого события. Если, предположим, грабителей было двое, из которых один худой, а другой средней комплекции, то второго зачастую называют толстым. Причем это происходило не только в силу стремления более ярко обозначить каждого, но и в силу известного явления контраста.

Одежда (расцветка, фасон) меняет впечатление о фигуре. Что же касается цветов, то обилие неточностей в этой части показаний давно уже привлекло внимание психологов.

Немаловажное значение при восприятии и опознании предмета имеют возраст, жизненный и профессиональный опыт, интересы, знания опознающего. Дети обычно путано, с ошибками рассказывают о признаках одежды, не разбираются в названиях цветных тонов, не умеют определить размера, расстояния. Портной, как правило, сможет дать обстоятельную характеристику особенностей одежды наблюдаемого человека; фотограф, художник — определить черты внешности; механик, водитель — марку, модель, другие данные автомашины и т.д.

Психологическими исследованиями установлено, что на качество и количество воспринимаемых, а затем используемых при опознании признаков существенное влияние оказывает общая социальная активность личности, ее опыт. Опознание, как и все мыслительные задачи, зависит от интереса, проявляемой при этом психической активности. Однако возможность его реализации зависит кроме того от типа памяти, времени, прошедшего с момента восприятия объекта до момента его опознания.

В восприятии облика человека на первый план выступают те особенности его внешности, которые приобретают для воспринимающего наибольшее значение в данной ситуации, либо несут наиболее значимую информацию о свойствах, намерениях и действиях этого человека, либо по объективным причинам доминируют в его облике. В психологической литературе имеются данные, подтверждающие, что наибольшую информативную нагрузку несут признаки внешности и их-то чаще всего выделяют, воссоздавая образ воспринятого человека. При словесном описании они выполняют роль ведущих признаков, с которыми связываются другие элементы внешности.

Кроме статических признаков внешности, существуют динамические признаки, проявляющиеся в процессе жизнедеятельности людей — особенности походки и речи. Они основаны на динамическом стереотипе и весьма индивидуальны. Тем не менее, практика подтверждает возможность опознания людей по динамическим признакам. Только при этом должна этом учтена и нейтрализована возможность сознательного изменения в момент опознания особенностей походки или речи. Опознаваемым нельзя сообщать, что их в этот момент наблюдают иди прослушивают.

В последние годы большее значение криминалисты и психологи придают проблеме идентификации людей по речи. К числу индивидуальных особенностей речи относятся характерная для данного человека ее скорость, длина фраз, типичные конструкции предложений, использование прилагательных, наклонений, глаголов, употребление жаргонных словечек, метафор, грамматические ошибки и оговорки, расстановка ударений и т.д.

Поскольку характеризующая человека манера речи, а также его голос играют роль опознавательного признака, криминалисты с активным привлечением психологов, когда другие способы не эффективны, используя технику, находят нужных людей «по голосу» и по «особенности речи».

Для установления личности и розыска скрывавшегося преступника важное значение имеют результаты исследования приобщенных к делу фонограмм. Специалисты, исследующие зафиксированную на магнитной пленке речь человека, могут сделать обоснованные суждения о многих физических, психологических и социальных признаках личности (о половозрастных и конституционных характеристиках, анатомических особенностях речеобразующего тракта, различной патологии, чертах характера, интеллекте, диалектных особенностях в зависимости от географических районов формирования речи и т.д.).

Язык любой национальности и каждый ее диалект имеют свои интонационные особенности. Кроме того, одним из признаков, позволяют определить национальную принадлежность человека, является неправильное употребление слов и выражений, заимствованных из какого-либо другого языка.

При описании не менее важны жесты, мимика, походка. Отражая многие психологические особенности личности и прежде всего ее эмоционально-волевую сферу, род занятий, привычки, перенесенные болезни, они воспринимаются в комплексе со всеми другими признаками. На них нужно акцентировать внимание, объяснить их значение и. разновидности. Например, походка может быть быстрой, подпрыгивающей, семенящей, с покачиванием туловища, с резким взмахом рук и пр.; поза выдает привычку держать руку за спиной, скрещивать их перед грудью, закладывать одну руку за борт пиджака и т.п.; при жестикуляции человек прижимает руку к груди при заверениях и обещаниях, разводит руки в стороны при удивлении и т.д.

 

3.2. Закономерности и виды узнавания

 

С психологической точки зрения опознание представляет собой следственное действие, при котором лицо воспринимает предъявляемые ему объекты, сопоставляет, сравнивает их с мысленными образами объектов, воспринятых им ранее, и на этой основе приходит к выводу об их тождестве, сходстве или различии. Опознание, если иметь в виду его психологическое содержание, состоит из двух стадий: подготовительной (предварительный допрос об обстоятельствах, при которых опознающие ранее воспринимали определенное лицо, либо предмет, и об особенностях, приметах, по которым они могут их опознать) и основной (само опознание).

В свою очередь, узнавание  — опознание воспринимаемого объекта как такого, который уже известен по прошлому опыту. Основой его является сличение наличного восприятия со следами, сохраняющимися в памяти. Узнавание различается по степени определенности, четкости, полноты и произвольности. В качестве произвольного узнавание выступает, когда оно используется для установления эффективности запоминания или заучивания. Уровень узнавания всегда выше уровня воспроизведения, какие бы приемы воспроизведения ни применялись. В качестве непроизвольного узнавание выступает, когда не стоит специальная задача на опознание. Оно может быть при этом неполным, неопределенным, фантомным, когда переживается, например, чувство знакоместа в отношении человека, которого на самом деле никогда не встречал. Иногда неполное непроизвольное узнавание порождает задачу припоминания и переходит в произвольное.

В основе предъявления для опознания лежит ряд психологических закономерностей. Психологически здесь очень важно выделить уровни перцептивных действий: обнаружение объекта; различение (отличие одного от другого); идентификацию (отождествление); опознание или узнавание знакомых объектов.

В результате этих перцептивных действий у субъекта формируется психический образ человека или предмета, в совокупности всех его отличительных признаков.

Важную роль в формировании перцептивного образа играют движения глаз человека, ибо неподвижный глаз столь же слеп, сколь неподвижная рука перестает быть орудием познания. Специальными психологическими экспериментами установлено, что глаз человека при восприятии предмета или картины совершает большое количество различных движений. Различаются два вида движений: плавные, дрейфовые и скачкообразные, саккадические. А также фиксация глаз на информационных точках объекта.

Психологические стадии формирования показаний опознающего: восприятие объекта; запоминание и сохранение в памяти воспринятого; воспроизведение и передача информации; отождествление объекта.

I. Восприятие объекта – есть психический процесс отражения предмета в совокупности его свойств и признаков. Каждый объект обладает самыми разнообразными признаками и люди их воспринимают избирательно, субъективно, вследствие чего одна и также вещь или человек могут быть восприняты или опознаны по различным признакам. Это не всегда учитывается на практике.

В процессе восприятия признаков объекта происходит формирование образа, создание мысленной модели, используемой затем в качестве эталона для будущего опознания.

Правильность и полнота восприятия зависит от субъективных и объективных факторов.

Объективные факторы влияющие на восприятие: время восприятия; расстояние до наблюдаемого объекта; метеорологические условия; освещенность воспринимаемых объектов; количество объектов; одновременное действие побочных раздражителей.

Во всех этих случаях наблюдается зависимость типа: «хуже освещенность или видимость объекта – хуже восприятие». К примеру, люди с нормальным зрением в условиях хорошей видимости выделяют человека из окружения (фона) на расстоянии 2 км.; 1 км. – видят общий контур человека; 700 м. – воспринимают движение рук и ног; 400 м. – воспринимают головной убор; 300 м. –голова, плечи, овал лица, цвет одежды; 200 м. – лицо, кисти рук; 60 м. – глаза, нос, пальцы; 20 м. – всего человека.

Субъективные факторы влияющие на восприятие: индивидуальные качества личности; физическое и психическое состояние; направленность внимания; возраст воспринимающего; наличие профессиональных и иных социальных знаний; социально-психологическая установка; эмоциональное возбуждение; тип темперамента воспринимающего лица.

1. Восприятие осуществляется по внутренней субъективной системе. Влияют черты характера, ценностные ориентации, убеждения и т.д.

2. Психическое состояние во многом определяется характером события, степенью эмоционального впечатления. Событие связанное с разбойным нападением, хулиганскими действиями по разному в эмоциональном плане оказывают воздействие на потерпевшего и свидетеля, т.к. первый является непосредственным участником события. В результате испытываемого страха и волнения возникают аффективные реакции, происходит гиперболизация восприятия события. В результате этого преступник кажется более высоким, более крепким по телосложению, более «страшным» и т.п.

3. Направленность восприятия. Наибольшее эмоциональное влияние на потерпевшего оказывает момент действия преступника связанный с насилием. Внимание здесь в основном сосредотачивается на деятельности, а не на внешности участников воспринимаемого события. Этим объясняются полные показания относительно динамики события и скудные, относительно внешности.

От направленности зависит степень адекватности восприятия. Направленность внимания свидетеля определяется интересом к воспринимаемому объекту, а также соотношением интереса и его собственного состояния, мыслей и т.д.

4. Возраст. Возраст существенно сказывается на восприятии. Особенности восприятия взрослых по А.А.Бодалеву: элементы физического облика – 82,5%; экспрессии – 13,6%; оформления внешности – 3,9%.

Взрослые испытуемые выделяют прежде всего рост, цвет глаз, цвет волос, мимику (выражение глаз и лица), нос, особенности телосложения. Почти не отмечаются – руки, плечи, шея и т.д.

Рост, цвет глаз и волос являются в глазах взрослых наиболее значимыми отличительными признаками облика человека. Вместе с тем, установление возраста лица представляет значительную трудность (существенно влияют — субъективные состояния, одежда, очки прическа и т.д.) Оценка возраста тем точнее, чем моложе воспринимаемый субъект.

Определенной спецификой обладает восприятие несовершеннолетних. Наблюдается стремление к детализации.

Пример. Зимой в лесу была обнаружена в бессознательном состоянии девочка 7 лет. Преступник под предлогом покатать ее на санях отвез в лес, снял с нее шубу, валенки и с помощью веревки пытался удушить. Он был уверен, что девочка мертва и уехал домой. При допросе девочки выяснился ряд деталей, которые дали возможность установить преступника. В частности, девочка рассказала, что на преступнике была старая шинель с большим масляным пятном, валенки подшиты резиной с рисунком характерным для автопокрышек, указала правильно и масть лошади.

5. Влияние профессии. Определяет избирательность восприятия черт внешности человека. По данным А.А.Бодалева, лучше воспринимают: учителя – экспрессию, речь; хореографы – движения тела, рук, фигуру; художники – глаза, рот, подбородок.

6. Социально-психологическая установка. Оказывает существенное влияние на восприятие человека человеком. Показательны в этом отношении эксперименты А.А. Бодалева. Если одну и ту же фотографию лица показать различным группам испытуемых с различной инструкцией, то характер восприятия от этого существенно меняется.

Установка «преступник»: «Этот зверюга понять что-то хочет. Умно смотрит и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, фигура массивная, стареющая, брошена вперед».

Та же фотография, установка – «Герой». «Молодой человек лет 25 –30. Лицо волевое, мужественное с правильными чертами. Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, не брит, ворот рубашки расстегнут. Видимо это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма».

Следователю очень важно учитывать этот эффект при проведении опознания. Следует быть очень внимательным при подготовке к опознанию опознающего, следователю следует избегать таких формулировок, как: «Сейчас Вы должны опознать преступника, который Вас ограбил» и подобных этому. Такие формулировки приводят к возникновению установки на восприятие преступника, а если образ опознаваемого не вяжется со стереотипом «преступника», то это может исказить результаты опознания. В этих случаях следует использовать нейтральные формулировки типа – «Сейчас Вы должны опознать среди предъявленных лиц человека, который отнял у Вас бумажник с деньгами». Это снижает возможность негативного влияния установки.

7. В зависимости от эмоционального состояния человек воспринимает также по разному. Существенное влияние могут оказать такие состояния как: настроение, любопытство, страх, стресс, фрустрация и т.д.

8. Тип темперамента оказывает влияние на силу реакции, решение, как поведет себя человек и т.д.

II. Запоминание и сохранение в памяти воспринятого. Воспринятый облик сохраняется в памяти свидетеля (потерпевшего) разный период времени в зависимости от таких причин, как состояние памяти, уровень ее зрительной функции, сила эмоционального воздействия в момент восприятия. В зависимости от роли в уголовном процессе запоминание протекает по разному у свидетеля и потерпевшего. Оказывает влияние также произвольное и непроизвольное запоминание.

С течением времени воспринятый облик стирается из памяти или подвергается искажению, связанному с осмысливанием воспринятого. В этом случае пробелы, имеющие место при восприятии, могут быть заполнены фантастическими представлениями субъекта и не соответствовать действительности.

III. Воспроизведение и передача информации. Особенности воспроизведения сказываются при описании хода события, словесном портрете, описании внешности и особенностей человека. Отмечается, что в этих случаях человек начинает рассказывать не о том, что произошло на самом деле, а высказывает свое мнение о том, что произошло.

Иногда при описании внешности человека, которое предшествует предъявлению для опознания, встречаются термины, носящие собирательный характер. Необходимо уточнить их содержание. Например, встречаются фразы: «умное лицо», «волевой подбородок», «хитрые глазки», «открытое лицо», «добродушное лицо» и т.д. В таких суждениях, как правило, сказываются житейские представления и эталоны. Так по данным А.А.Бодалева из 72 опрошенных в этом отношении людей 9 – отнесло людей с квадратным подбородком к волевым; 17 – людей с большим лбом к умным; 14 – полных к добродушным; 2 – толстогубых к сексуальным; 5 – маленьких людей к властолюбивым.

IV. Отождествление объекта. Следует помнить, что лицом производящим идентификацию во всех случаях является тот субъект, который сравнивает запечатленный ранее облик и внешность предъявляемых для опознания предметов и лиц. Образ памяти, который сформировался при прежнем восприятии лица или предмета и выполняет роль идентифицирующего объекта. При его отсутствии опознание теряет смысл. Следовательно, психологическое содержание опознания включает в себя момент совпадения следового образа и образа предъявленного объекта. Если все признаки совпадают, происходит опознание.

При рассмотрении системы примет внешности или признаков предмета, являющейся основанием для достоверного вывода о тождестве объекта, предъявляемого для опознания, важное значение имеет их классификация.

Как правило предметы классифицируются по форме, размеру, окраске, наличию дефектов и т.д.

Личность человека – по признакам анатомическим, функциональным и социальным.

Анатомические признаки – статика внешности, рост, пол, возраст.

Функциональные – система движений личности (походка, жесты, привычки).

Социальные – признаки внешнего оформления: одежда, украшения, косметика.

На их основе формируются опорные признаки опознания человека.

Опорные признаки опознания человека; особенности внешности; походка; голос и речь; мимика и жестикуляция; изображения.

Следует также обращать внимание на такие моменты как: потирание рук, поглаживание головы, почесывание носа, пожимание плечами, которые могут служить отличительными признаками при опознании.

Последнее на чем следует остановиться, это типы опознания. В психологии их выделяют два вида.

Типы опознания.

симультанное (синтетическое) – мгновенное узнавание путем общего восприятия объекта, минуя анализ его признаков.

сукцессивное (аналитическое ) – узнавание путем нахождения и выделения в объекте отдельных признаков, элементов, деталей, которые затем синтезируются в общий образ и делается вывод о тождестве, сходстве или различии объектов.

Практика показала, что более надежным является первый вид. Если быстрого и автоматического узнавания не происходит, включается сознательное, осмысленное припоминание и развернутое сопоставление примет, в итоге которого наступает санкция узнавания или неузнавания.

По некоторым данным при симультантном узнавании даже хорошо знакомого предмета опознающие в своих отчетах указывают на те признаки, по которым фактически произведено опознание. Справедливо предположение Сеченова, что интересующий нас процесс подчас происходит в тайниках памяти, вне сознания, следовательно, без всякого участия ума и воли.

 

3.3. Психологическая природа ошибок при опознании

 

Проверка правильности опознания осуществляется путем сопоставления словесного описания объекта опознающим при допросе и при опознании. При оценке результатов этого следственного действия важно учитывать, что словесная реакция участников может расходиться с их поведением. Сопоставление этих элементов, анализ их является обязательным в процессе оценки. В немалой степени психология опознания определяется особенностями личности опознающего, его отношением к событию преступления и правонарушителю, психологическим состоянием, в котором он находился. Это может быть потрясение, гнев, отвращение, стыд, растерянность, ненависть и т. п. Эмоциональные переживания нередко сочетаются с готовностью помочь следствию, в частности, изобличить преступника. Бывает, что опознающий боится мести преступника, его соучастников, родственников, друзей.

Опознающий может испытывать жалость к преступнику (особенно, если он несовершеннолетний, престарелый) в связи с возможным его арестом, осуждением, суровым наказанием в случае изобличения и, возможно, опасение ошибки при опознании.

Кроме того, ошибки опознания могут возникать при резком отличии объектов опознания друг от друга внешними признаками. Среди них могут быть детали, бросающиеся в глаза каждому, например, наголо остриженная голова у одного из лиц, предъявленных на опознание, могут быть и менее заметные: двухдневная щетина на щеках, отсутствие шнурков на ботинках, помятая одежда, отсутствие пояса в брюках и т.п. Указанные детали, как правило, свидетельствующие о нахождении лица в камере предварительного заключения, могут привести к тенденциозному восприятию образа и повлечь ошибки в опознании».

При опознании следователь должен не только наблюдать за поведением его участников, но и контролировать собственное поведение, чтобы соблюсти процессуальные и тактические правила опознания, исключить возможность оказания какого-либо психологического воздействия на участников этого следственного действия. Для этого следователь тщательно отбирает слова, контролирует интонацию, жесты, мимику.

Проверка правильности опознания осуществляется путем сопоставления словесного описания объекта опознающим при допросе и при опознании. При оценке результатов этого следственного действия важно учитывать, что словесная реакция участников может расходиться с их поведением. Сопоставление этих элементов, анализ их является обязательным в процессе оценки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 1993.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 1996.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М., 2002.
  4. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Российской Федерации N 144-ФЗ от 12 августа 1995 г (с изменениями от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г., 20 марта 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г.) // Российская газета 18 августа 1995 г.
  5. Багаутдинов Ф. Опознание// Законность.- 1999.- № 10.- С. 19-24.
  6. Баев О.Я. Тактика следственных действий: Учебное пособие. — 2-е изд.; доп. и испр.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
  7. Белкин Р.С. Лившиц Е.М. Тактика следственных действий. — М.: Новый Юрист, 1997.
  8. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. М., 1965.
  9. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  10. Бурданова В.С., Быховский И.Е. Предъявление для опознания на предварительном следствии. М., 1975.
  11. Васильев В.Л. Юридическая психология. Ленинград. 1974.
  12. Воробьев Г. А. Тактика и психологические особенности судебных действий: Учеб. Пособие / Воробьев Г. А.; Кубанский гос. ун-т. — Краснодар: Изд-во Кубан. ун-та, 1986.
  13. Гапанович Н.Н. Опознание в судопроизводстве.- Минск, 1975.
  14. Гапанович Н.Н. Опознание в следственной и судебной практике.- Минск, 1978.
  15. Гинзбург А. Я. Опознание в следственной, оперативно-розыскной и экспертной практике: Учебно-практ. пособие/ Под ред. Р.С. Белкина.- М.: АО «Форма-Пресс», 1996.
  16. Гинзбург А.Я. Тактика предъявления для опознания. М., 1971.
  17. Ищенко Е.П. Криминалистика.–М.: ИНФРА-М, 2003.
  18. Казинян Г. С., Соловьев А. Б. Проблемы эффективности следственных действий/ Ереванский гос. ун-т. Ереван, 1987.
  19. Кавалирис А. Опознание по голосу // Сов. милиция. 1976. № 5. С. 15 – 17.
  20. Коршунова О.Н. Отождествление личности по голосу и речи на предварительном следствии.- СПрб., 1995.
  21. Криминалистика / Под ред. Р.С. Белкина, Т.В. Аверьянова, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская. – М.: Норма, 2002.
  22. Криминалистика / Под ред. И.Ф. Герасимова и Л.Я. Драпкина. — М.: Высшая школа, 2000.
  23. Криминалистика / Под ред. И.Ф. Крылова, А.И. Бастрыкина.–М.: Дело, 2001.
  24. Криминалистика / Под ред. В.А. Образцова. — М.: Юристъ, 2001.
  25. Криминалистика / Под ред. А.Г. Филиппова и А.Ф. Волынского. – М.: Спарк, 1998.
  26. Криминалистика / Под ред. Н.П. Яблокова. М., 2004.
  27. Крылов В.В. История развития приемов предъявления личности для опознания // Вестн. МГУ. Сер.11, Право.- 2000.- № 4.- С.40-51.
  28. Ларин А., Власов В. Предъявление предметов для опознания.// Соц. законность. 1974. №6. С. 15-17.
  29. Опознание по «фейсменеджеру» и видеозаписи // Законность.- 2000.- № 3. С.29.
  30. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1978.
  31. Ревтов Ю.И. Тактика проведения предъявления для опознания человека по признакам голоса и речи // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы: Сб. науч. тр. Минск, 1992. Вып. 9.
  32. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1961.
  33. Шехтер М.С. Психологические проблемы узнавания, М., 1967.
  34. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология.–М.: ТК Велби, 2003.
  35. Юридическая энциклопедия. – М.: Олимп; ООО Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
  36. Яблоков К.П. Криминалистическая методика расследования. М., 1985.
  37. Яблоков Н.П. Криминалистика. М., 2000.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.05MB/0.00048 sec

WordPress: 23.05MB | MySQL:120 | 2,103sec