Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

<

050414 0035 1 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведенияМасштабность проблем борьбы с преступностью, многообразие процессов и явлений, связанных с воспроизводством преступности и ее проявлениями в социальной жизни, предопределяют необходимость опережающего анализа развития ситуации. Без этого невозможно точно и своевременно определить цели и задачи борьбы с преступностью, их соотношение и приоритеты, а также установить необходимые объемы и интенсивность мер профилактики и уголовно-правового воздействия. Внедрение прогнозирования позволяет системно увидеть развитие преступности и борьбы с ней во всей полноте (т. е. с учетом комплекса криминогенных и антикриминогенных процессов и явлений в экономике, политической, социальной и других сферах).

Криминологическое прогнозирование — это процесс выработки вероятного суждения о будущем состоянии (уровне, структуре, динамике) преступности, ее детерминанте и возможностей профилактики, иных средств воздействия на преступность в определенный период времени. Прогноз включает качественную и количественную оценку предполагаемых изменений и примерное определение их сроков. При этом фиксируются не только предполагаемая ситуация на конец периода, но и ее тенденции во время этого периода.

Криминологический прогноз — это разновидность социального предвидения. Методологические основы такого предвидения разработаны социологией и политологией. Криминологическое прогнозирование определяет условия, которые максимально стимулировали бы благоприятные для общества тенденции преступности (снижение темпов прироста, стабилизация, снижение уровня, смягчение структуры и т. д.). Поэтому криминологический прогноз многовари-антен, т. е. излагается по схеме «если будет сделано то-то, наступят такие-то результаты». Некоторые варианты могут быть даже «саморазрушающимися», т. е. исходить из того, что определенный объем и интенсивность предлагаемых мер и их ресурсного обеспечения пресекут развитие прогнозируемых тенденций преступности.

Существуют три основных вида криминологического прогнозирования.

Прогнозирование развития науки криминологии включает прогнозирование криминологических исследований и определение перспективы развития конкретных направлений науки.

Прогнозирование преступности состоит из прогнозирования конкретных видов преступности. А именно: первичной и рецидивной, преступности мужчин и женщин, отдельных видов и групп преступлений, сельской и городской преступности, преступности в отдельных регионах, на отдельных объектах и отраслях народного хозяйства.

Прогнозирование индивидуального преступного поведения определяет вероятность совершения преступления в будущем тем или иным конкретным лицом.

Кроме того, криминологические прогнозы в зависимости от охватываемых временных этапов делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Цель краткосрочного прогнозирования (1 – 3 года) —научное предсказание тенденций, закономерностей, конкретных вариантов изменения преступности в ближайшем будущем подетализированным показателям. На этой основе разрабатываются краткосрочные прогнозы, определяющие направленность предупреждения преступности. В практической деятельности находят применение сверхкраткосрочные прогнозы — оперативные, — охватывающие весьма небольшие отрезки времени (сутки, неделя, месяц и квартал).

Среднесрочное прогнозирование включает период от 4 до 10 лет. В отличие от краткосрочных прогнозов — направлено на более отдаленную перспективу и определяет стратегию борьбы с преступностью.

Долгосрочное прогнозирование рассчитано на срок выше 10 лет. Оно базируется на анализе общих закономерностей развития общества в целом, связи уровня и структуры преступности с уровнем социально-экономического и культурного развития общества.

Наибольшее распространение при криминологическом прогнозировании получили такие методы, как экстраполирование, экспертная оценка и моделирование.

Сущность метода экстраполяции состоит в изучении истории прогнозируемого объекта и переносе закономерностей его развития в прошлом и настоящем на будущее.

Для этого формируются динамические ряды по годам за определенный период (непосредственно предшествующий прогнозируемому). Ряды выражают направленность, характер и темп этих изменений. Динамические ряды формируются на основе абсолютных данных и коэффициентов.

Точность экстраполированных прогнозов тем выше, чем меньше время упреждения. Также значима степень стабильности параметров определенного вида преступлений. Обязателен учет различий статистической и реальной картины с поправкой на латентность.

Недостаток метода состоит в том, что он дает удовлетворительный результат только в отношении ближайшего будущего (один — три года). По мере увеличения прогнозируемого периода ошибки в оценках возрастают.

Моделирование — это разработка системы математических формул, описывающих динамику преступности исходя из взаимодействия комплекса факторов, существенно влияющих на нее. Моделирование как метод прогнозирования преступности включает модельно-кибернетический эксперимент, состоящий в выявлении закономерностей функционирования объекта, прослеживаемых во времени.

Достоинство этого метода в том, что он позволяет абстрагироваться от мелких и несущественных свойств прогнозируемого явления и сосредоточить внимание на самых важных сторонах изучаемого объекта. В исследованиях социальных процессов модель выражается чаще всего в логической либо знаковой форме. Наиболее распространены математические модели.

Экспертная оценка представляет собой обобщении мнений научных и практических работников, специально отобранных по признакам стажа, квалификации, круга интересов и знаний о будущих параметрах преступности или некоторых ее видов, а также о процессах и явлениях, интенсивно влияющих на ее тенденции.

Ценность данного метода заключается прежде всего в том, что высококвалифицированный специалист, высказывая свое суждение о прогнозируемом явлении или событии, использует не только официальные данные, но и свой опыт и интуицию.

Основные этапы организации криминологического прогнозирования:

— предпрогнозная ориентация: определение целей, задач, гипотез, времени упреждения и т. п.;

— сбор данных о процессах и явлениях, определяющих развитие преступности и борьбы с ней; исходное описание преступности и борьбы с ней по уровню и динамике в ретроспективе;

  • поисковый прогноз, т. с. отбор возможных вариантов будущего развития с учетом влияющих процессов и факторов для определения перспективных проблем, подлежащих решению;
  • нормативный прогноз, т. е, выбор оптимальных способов решения проблем, исходя из нормативов, определяющих характер, объем, структуру мер, сил, ресурсов;

    — оценка обоснованности;

    — выработка рекомендаций по оптимизации управления борьбой с преступностью и условий этой борьбы.

    Прогнозирование преступности тесно связано с планированием борьбы с преступностью, хотя они и отличаются по целям и задачам. Цель прогнозирования — выявить возможные варианты изменения преступности в будущем, и обстоятельства, которые могут способствовать сокращению (либо увеличению) преступности. План устанавливает, что в связи с этим надо сделать, в какой срок, какие нужны ресурсы, средства и т. д. Прогнозирование преступности предшествует формированию плана во времени, определяет его сущность и содержание. Прогнозирование является научной основой для составления планов борьбы с преступностью, планов предупреждения преступности. Причем имеется прямая связь между надежностью прогноза и обоснованностью плана; чем точнее прогноз, тем больше оснований для обеспечения оптимальности плана.

    Криминологическое программирование представляет собой разработку целей и задач борьбы с преступностью, направлений, средств и способов их решения, нормативного, информационного, организационного, методического, ресурсного обеспечения на определенный период. Программы разрабатываются на стратегическом уровне управления борьбой с преступностью. Они предусматривают цели (программируемые результаты) и основные задачи на относительно длительный период, их приоритеты и увязку с другими целями специального управления, систему субъектов и средств борьбы с преступностью, ресурсы, которые может выделить общество, и т. п.

    Разработка государственных программ борьбы с преступностью является важной мерой, от которой во многом зависит нравственно-политический климат в обществе. Такая программа может охватывать проблему борьбы с преступностью в целом и отдельные направления этой борьбы. В любом случае она имеет базовый, ориентирующий и межведомственный характер, предусматривает комплекс социально-экономических, политических, воспитательных и правовых мер. При разработке программ максимально учитываются программы экономического и социального развития, возможности использования общесоциальных мероприятий (например, по управлению миграцией, устройству беженцев, развитию культурного досуга и т. д.) для одновременного устранения, ослабления, ограничения криминогенных процессов и явлений.

    <

    В республиках, областях и других национально-территориальных субъектах Российской Федерации разрабатываются легализированные региональные программы борьбы с преступностью и по отдельным направлениям этой борьбы, учитывающие специфику социальной и криминологической ситуации (например, по борьбе с преступностью несовершеннолетних, рецидивной преступностью, наркоманией и т. д.). На муниципальном уровне по общему правилу необходимо и достаточно разрабатывать годовые планы борьбы с преступностью, так как их вычленение из демографических, экономических, политических, социально-психологических, управленческих структур региона и мест достаточно условный характер.

     

    2 Коррупция как признак организованной преступности

     

     

    Организованная преступность – это общественно опасное социальное явление, характеризующееся тесным смыканием уголовного мира с теневыми экономическими структурами, создающее с помощью коррупции систему защиты от социального контроля. Проявляющее себя в деятельности устойчивых преступных сообществ, обладающих иерархическим организационным построением и сплоченностью, занимающихся совершением преступлений как промыслом, контролирующих источники противоправных, а также отдельных видов правомерных доходов на территориях или сферах социальной практики.

    Под коррупцией как признак организованной преступности следует понимать использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего официального положения и связанных с ним возможностей для противоправного получения материальных благ, любых иных благ и преимуществ, а также предоставление им этих благ и преимуществ физическими и юридическими лицами.

    Коррупцию следует отличать от обычных взяток, так как она означает глубокое разложение и продажность чиновничества. В результате систематических получении взяток и выполнения за них каких-либо действий чиновниками, образуется коррупция (продажность государственной власти). Коррумпированный чиновник начинает состоять на двух службах одновременно: официальной (государственной) и неофициальной (в преступной организации). Так как коррупция связана с деятельностью чиновников в ущерб общественным и государственным интересам, то мотивы ее разнообразны. Криминологи установили три формы коррупции.

    Первая форма – политическая коррупция (получила свое название в средствах массовой информации). Это вступление работников государственной власти в противоречие с нормами морали и закона в основном не в целях получения взяток, а из-за сложившихся клановых отношений, в которых главным принципом является «рука руку моет», то есть родственные связи, кумовство и т.д. осуществляли такие должностные лица исключительно нужную им политику в том или ином регионе. Например, на территориях, где определенную роль играют родоплеменные отношения и активно действуют нормы обычного права в виде традиций. Наглядный пример тому Калмыкия, Чечня и т.д.

    Вторая форма коррупции связана исключительно с уголовной деятельностью и основана на подкупе должностных лиц, которые за вознаграждение оказывают преступникам те или иные услуги. Причем обе стороны преследуют здесь корыстные цели и стремятся друг к другу.

    Третья форма коррупции – это установление незаконных отношений, которые предполагают целенаправленное втягивание в преступную деятельность соответствующих категорий должностных лиц для создания особо благоприятного режима одной из сторон. Эта форма связана с организованной преступностью и нередко помимо подкупа в этом случае используются провокации и угрозы в отношении должностных лиц. Говоря о таком признаке организованной преступности как коррупция, следует заметить, что не каждая организованная преступность располагает прямыми уголовными связями и контактами с представителями государственного аппарата власти. В уголовной среде существуют люди, которые специализируются на установлении таких связей1.

    Вероятность того, что всякая противоправная деятельность, как бы она ни была замаскирована, может быть в любой момент обнаружена и пресечена, побуждает организованную преступность изыскать пути и средства для своей защиты в государственных структурах с помощью коррумпированных должностных лиц, способных на любом уровне не только предотвратить, но и исключить прямое вмешательство правоохранительных органов2.

    По мнению Г.А.Сатарова, М.И.Левина и М.Л.Цирика коррупция как социальное явление, имеет свое историческое развитие. Они отмечают, что мздоимство упоминается еще в русских летописях XIII века. Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. А его внук Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках1.

    Сегодня коррупция по утверждению специалистов вылилась в нелегальное перераспределение национальных богатств в пользу коррумпированных кланов2.

    Что же касается участников этой системы, то А.И.Гуров утверждает следующее: «каждый участник государственно-коррумпированной системы, стремясь обезопасить себя, пытается вовлечь в нее вышестоящего. В результате чего коррупция достигает высших эшелонов власти»3.

    С таким высказыванием согласимся, пожалуй, не полностью, так как считаем, что коррупция может возникнуть как в низших, так и в высших эшелонах власти, с привлечением к противоправной деятельности как нижестоящим вышестоящего, так и вышестоящим нижестоящего. Все зависит от личных качеств и степени нравственной градации того или иного должностного лица. Что касается коррупции в нашей стране, то моральное разложение чиновников идет сверху вниз.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3 Практическое задание

     

     

    Составить схему общественной профилактики преступлений.

     

    050414 0035 2 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

     

    050414 0035 3 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения050414 0035 4 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

     

    050414 0035 5 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения050414 0035 6 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

     

     

     

    050414 0035 7 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

    050414 0035 8 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

    050414 0035 9 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения050414 0035 10 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения050414 0035 11 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

    050414 0035 12 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

    050414 0035 13 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения050414 0035 14 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

    050414 0035 15 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

    050414 0035 16 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения050414 0035 17 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения050414 0035 18 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

    050414 0035 19 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения050414 0035 20 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

    050414 0035 21 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения050414 0035 22 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

    050414 0035 23 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения050414 0035 24 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

    050414 0035 25 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

     

    050414 0035 26 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения050414 0035 27 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

    050414 0035 28 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

    050414 0035 29 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

    050414 0035 30 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

    050414 0035 31 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения050414 0035 32 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

     

    050414 0035 33 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения050414 0035 34 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

     

     

    050414 0035 35 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

    050414 0035 36 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения050414 0035 37 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

    050414 0035 38 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения050414 0035 39 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

     

    050414 0035 40 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

     

    050414 0035 41 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения050414 0035 42 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

     

    050414 0035 43 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения050414 0035 44 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

    050414 0035 45 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

    050414 0035 46 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

    050414 0035 47 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

     

    050414 0035 48 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

    050414 0035 49 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

    050414 0035 50 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

    050414 0035 51 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

    050414 0035 52 Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения

     

     

     

    Рисунок – Схема общественной профилактики преступлений

     

     

    На примере вашего региона и РФ в целом вычислите коэффициент криминальной активности женщин за последние 2 года. Оцените полученный результат.

     

    Решение

     

    В январе — декабре 2009 года зарегистрировано 2994,8 тыс. преступлений, или на 6,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, в том числе выявлено лиц совершивших преступления 1219789, в том числе женщин
    194202. В Краснодарском крае за аналогичный период было зарегистрировано 16907 преступлений, в том числе женщинами 1587.

    В январе – декабре 2008 г в Российской Федерации зарегистрировано 3209,9 тыс. преступлений, или на 10,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
    Выявлено лиц, совершивших преступления
    1256199, в том числе женщин200834. В Краснодарском крае за аналогичный период было зарегистрировано 18164 преступлений, в том числе женщинами 1681.

    Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2009 г. составляла 141,9 млн. человек, в том числе женщин  — 76,3  млн. человек.

    Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2010 г. составляла 141,9 млн. человек, в том числе женщин  — 76,3  млн. человек.

    Население Краснодарского края в 2008 г. составило 5121,8, тыс. человек, в том числе женщин – 2748,2 тыс. чел. Население Краснодарского края в 2009 г. было 5141,9 тыс. человек, в том числе женщин – 2758,8 тыс. человек.

     

    Решение

     

    Коэффициент криминальной активности женщин по Российской Федерации определяется отношением количества выявленных лиц женского пола, совершивших преступление, к общей численности выявленных преступников по стране:

    КРФ2008 = 200834: 1256199 = 0,160.

    КРФ2009 = 194202 : 1219789 = 0,156.

     

    Коэффициент криминальной активности женщин по Краснодарскому краю определяется отношением количества выявленных лиц женского пола, совершивших преступление, к общей численности выявленных преступников по стране:

    ККК2008 = 1681: 18164 = 0,093.

    ККК2009 = 1587 : 16907 = 0,094.

    Рассчитаем коэффициент женской преступности по численности женщин соответственно Российской Федерации и Краснодарского края, отношением численности выявленных лиц женского пола, совершивших преступление, к общей численности женщин.

    По Российской Федерации:

    К2008 = 200834 : 76300000 = 0,0026.

    К2009 = 194202 : 76300000 = 0,0025.

    По Краснодарскому краю:

    К2008 = 1681 : 2748,2 = 0,00061.

    К2009 = 1587 : 2758,8 = 0,00057.

    Выводы. Как видим, коэффициент криминальной активности женщин по Российской Федерации за исследуемый период снизился на 0,004 пункта. Рассчитанный коэффициент криминальной активности женщин по Краснодарскому период, наоборот, незначительно увеличился (на 0,001). Коэффициент женской преступности по численности женщин по Российской Федерации снизился на 0,0001, а коэффициент женской преступности по Краснодарскому краю снизился более значительно на 0,00004.

     

     

     

     

     

     

    Список использованных нормативных актов и литературы

     

  1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Международное право в документах. М., 2006.
  2. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 2008. С. 150 – 207.
  3. Европейская Конвенция по предупреждению пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 2008. С. 150 – 207.
  4. Европейские пенитенциарные правила, объявленные рекомендацией № К (87) 3 Комитета министров Совета Европы от 12 февраля 1987 г. // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 2008. С. 150 – 207.
  5. Резолюция Комитета министров Совета Европы относительно избирательных, гражданских и социальных прав заключенных от 1 февраля 1962 г. // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 2008. С. 150 – 207.
  6. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 25 декабря 1993 г.
  7. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ в ред. ФЗ от 29.03.2010 № 36-ФЗ // СЗ РФ.1997. № 2. Ст. 198
  8. Федеральный закон от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // СЗ РФ. 2008. № 24. Ст. 2789.
  9. Указ Президента Российской Федерации от 04.08.2006 т № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам» // СЗ РФ. 2006. № 32. Ст. 353.
  10. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (в ред. Приказов Минюста РФ от 03.03.2008 N 48, от 12.02.2009 N 39, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 02.03.2006 № ГКПИ06-54) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». 2005. № 47.

  11. Положение о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий: утверждено Приказом ФСИН России от 28.11.2008 г. № 652 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 4.
  12. Варчук Т.В. Криминология. – М.: ИНФРА-М, 2009.
  13. Криминология / Под ред.В.Н. Кудрявцева. В.Е. Эминова. М., 2010.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.96MB/0.00034 sec

WordPress: 22.5MB | MySQL:122 | 1,639sec