Сущность, значение и психологические основы допроса несовершеннолетнего свидетеля

<

050214 0056 1 Сущность, значение и психологические основы допроса несовершеннолетнего свидетеляНесовершеннолетний обвиняемый это лицо, которому ко времени совершения преступления исполнилось 34, но не исполнилось 18 лет, и в отношении которого вынесено постановление привлечении его в качестве обвиняемого (по делам о преступлениях, расследуемым в форме предварительного следствия) или вынесен обвинительный акт (по делам о преступлениях, расследуемым в форме дознания) (ч. 1 ст. 87 Уголовного кодекса РФ, ч.ст. 47 УПК РФ).

Ученые выделяют шесть групп несовершеннолетних в зависимости от их возраста и развития психики, однако на практике допрашиваются:1 дошкольники от 3 до 7 лет; дети младшего возраста от 7 до 11 лет; подростки среднего школьного возраста от 11 до 14 – 15 лет; школьники старшего возраста (с 14 – 15 до 17 – 18 лет). Допрос несовершеннолетних каждой из перечисленных групп, в свою очередь, также специфичен. Это связано со следующим:

дети первой возрастной группы плохо разбираются в причинных связях, воспринимают событие не в целом, а лишь отдельные факты, второстепенные его стороны;

дети второй возрастной группы могут правильно отличить главное от второстепенного, поэтому отсутствие знаний заменяют воображением и фантазией, а их результаты выдают за подлинную действительность. При восприятии пространственных отношений они склонны к преувеличению, не всегда способны описать виденные ими предметы, но хорошо их узнают;

подростки от 11 до 14—15 лет не всегда правильно воспринимают поступки людей. Поэтому иногда встречаются случаи, когда они одобряют отрицательные действия морально неустойчивых людей. Дети этого возраста подвержены внушению, которое особенно сильно сказывается в тех случаях, когда обстоятельства, подлежащие выяснению при допросе, были предметом обсуждения взрослых в присутствии детей. В этой ситуации дети повторяют высказывания взрослых;

школьники старшего возраста (с 14—15 до 17—18 лет) характеризуются стремлением к самостоятельности и независимости, преувеличенным мнением о своих способностях и возможностях, их поведению свойственны повышенная активность и подвижность, большая возбудимость и резкая смена настроения. Порой подростки этого возраста не в состоянии отличить хорошее от плохого, смелость от лихачества, свободу от своеволия, чувство собственного достоинства от себялюбия, реальную мечту от фантазии; бывают готовы ради ложного геройства и неправильно понятого товарищества совершить преступление, взять на себя чужую вину.

Возраст от 14 до 18 лет характеризуется глубокими изменениями в организме человека, важными процессами в его психике. Это переход от детского состояния к взрослому, когда происходит физическое, в частности половое, созревание подростка, когда особенно энергично, бурно развиваются его моральные и интеллектуальные силы, формируются нравственные взгляды и представления. Переходный период – период становления личности, особенно обостренного отношения ко всему окружающему, жадного влечения ко всему новому, незнакомому, непонятному. Отсутствие жизненного опыта, конкретные условия воспитания и развития приводят порой к тому, что у некоторых подростков складываются поверхностные, а то и просто ошибочные, искаженные представления о нравственных категориях и понятиях: чести, дружбе, смелости и т.п. Для несовершеннолетних характерны стремление к самостоятельности и независимости, страстное желание освободиться от контроля и опеки, большая внушаемость, излишняя доверчивость, склонность к подражательству. К психологическим особенностям переходного возраста относится большая возбудимость подростка, неуравновешенность его поведения, неустойчивость чувств, резкая смена настроений. Многие поступки несовершеннолетних обусловлены непосредственными побуждениями и эмоциями, которые обычно преобладают над разумным волевым решением1.

Учитывая перечисленные особенности лиц в возрасте 14 – 18 лет, законодатель устанавливает особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, которые в большинстве своем нормативно закреплены к гл. 50 УПК РФ (ст.ст. 420—432).

Допрос несовершеннолетнего свидетеля – одно из ключевых следственных действий, проводимых в процессе расследования дел о преступлениях несовершеннолетних. Под допросом понимается процессуальное действие, заключающееся в получении и закреплении лицом (органом), ведущим производство по делу, в установленной законом форме показаний – сообщаемых допрашиваемым сведений, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель устанавливают наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию и имеющих значение для уголовного дела.

Допрос является наиболее распространенным следственным действием, которое неоднократно проводится по каждому из уголовных дел, а на его результаты – показания – содержатся многочисленные ссылки как в обвинительных заключениях, так и в приговорах. Допрос – это «универсальное следственное действие, с помощью которого следователь может получить доказательственную информацию практически по всем обстоятельствам предмета доказывания»1.

Допрос – это многогранное и сложное следственное действие, которое в литературе изучается и рассматривается с уголовно-процессуальной, тактико-криминалистической, психологической, логической, этической (нравственной) и иных точек зрения2.

Например, Г.А. Зорин дает процессуальное определение допроса: это следственное действие, предусмотренное и регламентированное УПК, состоящее в получении управомоченным органом показаний от лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для дела и подлежащих доказыванию3. А.В. Дулов рассматривает допрос с точки зрения психологии и определяет его как заранее прогнозируемое и планируемое формализованное общение следователя с допрашиваемым, во время которого осуществляется реализуемое законом воздействие на мыслительную и волевую сферу последнего1.

Некоторые авторы с позиция комплексного подхода исследуют допрос обвиняемого сразу в нескольких аспектах (например, процессуальном и криминалистическом, процессуальном и психологическом). Так, по мнению Г.Г. Доспулова процессуальное определение допроса не раскрывает его сущности. Допрос – это психологический процесс взаимодействия допрашивающего с допрашиваемым в рамках уголовно-процессуального закона в целях собирания, исследования и проверки доказательств2.

Н.И. Порубов3 отмечает, что сущность допроса состоит в востребовании от допрашиваемого показаний при помощи приемов, разработанных на основе следственной и судебной практики криминалистической тактикой. С точки зрения уголовного процесса и криминалистики, допрос – это процесс получения доказательств, с точки прения судебной психологии – это процесс специфического общения допрашивающего с допрашиваемым, с точки зрения теории информации – это процесс получения информации, имеющей значение для дела. Допрос может быть рассмотрен и как социальное явление, имеющее этический и воспитательный аспекты. Общим для этих определений является то, что они с разных позиций верно отражают ту или иную сторону этого следственного действия.

На наш взгляд, достаточно полное определение допроса предложил Н.П. Сафин: это вербальное, коммуникативное следственное действие. основанное на методе расспроса, процессуальных правилах и тактических приемах, специально разрабатываемых в криминалистике, заключающееся в получении на основе общения следователя с несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым или свидетелем и закреплении в установленной законом форме его показаний по поводу предъявленного обвинения и других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела4.

Представляется, что сущность допроса несовершеннолетнего обвиняемого можно выразить в следующих его признаках (характерных чертах).

  1. Допрос несовершеннолетнего свидетеля – это процессуальное действие, так как его производство урегулировано уголовно-процессуальным законодательством.
  2. Допрос несовершеннолетнего свидетеля – это процессуальное следственное действие, так как оно направлено на собирание проверку доказательств. Допрос свидетеля является способом собирания такого вида доказательств, как показания свидетеля.

    3.    Допрос несовершеннолетнего свидетеля представляет собой процесс общения (взаимодействия), участниками которого являются и первую очередь следователь и допрашиваемый (несовершеннолетний свидетеля) и в ходе которого допрашивающее лицо воздействует на несовершеннолетнего, побуждая его сообщить сведения об обстоятельствах, имеющих или могущих иметь значение для правильного расследования уголовного дела.

    Основным методом уголовно-процессуального познания при допросе несовершеннолетнего свидетеля является расспрос, «Под расспросом следует понимать постановку перед лицом, обладающим информацией, задачи на се воспроизведение, т.е. побуждение к передаче сведений от одного участника общения другому»1.

    В ходе допроса, не будучи основным, используется и такой метод познания, как наблюдение. «Объектом его является речевая артикуляция допрашиваемого, исходящее от него сообщение как система звуковых раздражителей. Эта информация дополняется жестами, мимикой, звуковыми явлениями, сопровождающими речь, а также интонацией, т.е. дополнительными неязыковыми средствами, способными не только уточнять, но и изменять смысл сообщения. При собственноручном изложении показаний допрашиваемым следователь воспринимает систему письменных знаков»2.

    Допрос несовершеннолетнего свидетеля, как и любое другое следственное действие, помимо познавательных, включает в себя удостоверительные операции, связанные с закреплением (фиксацией) сообщенных несовершеннолетним сведений в установленной законом форме с целью дальнейшего их использования в уголовном деле в качестве доказательств.

    Для получения показаний несовершеннолетнего свидетеля следователь использует тактические приемы, разработанные наукой криминалистикой и апробированные следственной практикой.

    Предмет допроса в науке уголовно-процессуального права обычно отождествляется с предметом показаний соответствующего участника. Следовательно, под ним понимают круг вопросов, по которым может быть допрошен свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый и эксперт. Предмет допроса несовершеннолетнего свидетеля – это круг обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, о которых он может быть допрошен. В этой связи приведем замечание Р.С. Белкина о том, что предмет допроса в общей форме предопределен предметом доказывания1. С другой стороны, предмет допроса фактически ограничен той имеющей отношение к делу информацией, которой располагает несовершеннолетний обвиняемый к моменту допроса.

    Показания свидетеля – это его устное сообщение по вопросам, составляющим содержание уголовного дела, а также об иных обстоятельствах, имеющих значение для дела, и об имеющихся в деле доказательствах, данное при его допросе и зафиксированное в установленном законом порядке.

    Основным содержанием показаний свидетеля являются обстоятельства, образующие содержание вызова как его как свидетеля. Однако этим предмет его показаний не исчерпывается. Предмет показаний свидетеля является достаточно широким.

    «Совершенно очевидно, – пишет О.Я. Баев. – что в содержание допроса входит не только установление обстоятельств, очерченных ст. 68 УПК (ныне –ст. 73 УПК РФ), но и так называемых промежуточных, доказательственных фактов и обстоятельств»1.

    Одной из особенностей производства но уголовным делам в отношении несовершеннолетних является расширенный предмет доказывания, который предполагает установление помимо обстоятельств, перечисленных в ст. 73 УПК РФ, также обстоятельств, указанных в ст. 421 УПК РФ.

    Следовательно, пределы допроса несовершеннолетнего свидетеля ограничены следующими обстоятельствами:

  • обстоятельства, подлежащие доказыванию по любому уголовному делу (ст. 73 УПК РФ): событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); характер и размер вреда, причиненного преступлением; обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания; обстоятельства, способствовавшие совершению преступления;
  • обстоятельства, подлежащие доказыванию по делам несовершеннолетних (ст. 421 УПК РФ): возраст несовершеннолетнего; условия его жизни и воспитания; уровень психического развития и иные особенности личности несовершеннолетнего; влияние на него старших по возрасту лиц; возможность несовершеннолетнего в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;

    —    иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения уголовного дела.

    В то же время в литературе справедливо подчеркивается необходимость разграничения предмета допроса несовершеннолетнего свидетеля и предмета уголовно-процессуального доказывания- Эти понятия не являются тождественными, так как предмет показаний обвиняемого, будучи по объему уже, не исчерпывает собой предмета доказывания по делу, а соотношение между ними можно определить как связь части и целого. В ходе допроса несовершеннолетнего свидетеля установить все обстоятельства и факты, входящие в предмет доказывания, в полном объеме фактически невозможно1.

    Целью любого следственного действия является получение информации определенного вида2. По определению С.А. Шейфера, цель следственного действия – это идеальный образ информации (ее формы и содержания), которую предстоит получить следователю путем применения предусмотренных законом познавательных приемов3. В.А. Семенцов в качестве цели производства следственных действий рассматривает установление фактических обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела4.

    Как правило, цель следственного действия определяется законодательно. Например, УПК РФ закрепляет цель осмотра (ст. 176), освидетельствования (ст. 179), следственного эксперимента (ст. 181), обыска (ст. 182), выемки (ст. 183), личного обыска (ст. 1 84), очной ставки (ст. 192). В то же время закон не называет целей предъявления дли опознания, проверки показаний на месте. Строго говоря, также нормативно не закреплена цель допроса вообще и допроса обвиняемого в частности.

    В современной юридической литературе в большинстве случаев целью допроса несовершеннолетнего свидетеля называют получение достоверных (правдивых) сведений об обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела5.

    Общая цель допроса несовершеннолетнего свидетеля отражает его познавательную сторону – это установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам о преступлениях несовершеннолетних (ст.ст. 73, 421 УПК РФ), а в конечном счете – достижение назначения уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ).

    Довольно редко в исследованиях, посвященных допросу, наряду с целями, выделяются задачи этого следственного действия, посредством решения которых достигается цель. Иногда в литературе можно встретить смешение понятий «цель» и «задача» или их полное отождествление.

     

     

     

     

    2. УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО СВИДЕТЕЛЯ

    <

     

    Допрос несовершеннолетнего свидетеля имеет некоторую уголовно-процессуальную специфику. Особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля на стадии предварительного расследования в основном урегулированы ст. 191 УПК РФ1.

    Согласно ч. 8 ст. 234, ч. 3 ст. 235 УПК РФ судья на предварительном слушании вправе произвести допрос по ходатайству сторон в качестве свидетелей (в том числе и несовершеннолетних свидетелей) лиц, которым что-либо известно об обстоятельствах производства следственных действий или изъятия и приобщения к уголовному делу документов, за исключением тех, кто обладает свидетельским иммунитетом. Особенностям допроса несовершеннолетнего свидетеля на стадии судебного разбирательства посвящена специальная статья (ст. 280 УПК РФ). Поэтому следует заключить, что помимо вышеуказанных должностных лиц и органов допрос несовершеннолетних свидетелей производить вправе также судья на стадии подготовки к судебному заседанию и суд на стадиях судебного разбирательства, апелляционного производства (ч. 1 ст. 365 УПК РФ) и кассационного производства (ч. 3 ст. 377 УПК РФ).

    Результаты такого допроса фиксируются в протоколе судебного заседания.

    В качестве свидетеля несовершеннолетний может быть допрошен только тогда, когда в распоряжении дознавателя, следователя, руководителя (члена) следственной группы, начальника следственного отдела или прокурора имеются материалы (доказательства), из которых следует, что ему могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению или проверке по данному уголовному делу.

    В качестве свидетеля несовершеннолетний может быть вызван только после возбуждения уголовного дела. До возбуждения уголовного дела нет свидетелей, а есть очевидцы. Допрос не являющегося свидетелем (потерпевшим, обвиняемым или подозреваемым) очевидца преступления УПК РФ не предусмотрен.

    Следует также иметь в виду, что, исходя из содержания конкретных решений Верховного Суда РФ, не является свидетелем лицо, в отношении деяния которого возбуждено уголовное дело (хотя в постановлении о возбуждении уголовного дела упоминание о нем и отсутствует), когда у органов предварительного расследования имелись все основания разъяснить ему требования ст. 51 Конституции РФ о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого. Такой несовершеннолетний должен допрашиваться в порядке, предусмотренном для допроса подозреваемого1 .

    Соответственно его допрос не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день. В этом следственном действии участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Если такой допрашиваемый не достиг возраста шестнадцати лет либо достиг этого возраста, но страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии, участие педагога или психолога в допросе обязательно (ч. ч. 1 – 3 ст. 425 УПК РФ).

    Кальницкий В.В., более того, рекомендует делать в допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) перерыв для отдыха через каждые 45 минут2. Когда же лицо обладает статусом свидетеля или потерпевшего3, участие педагога обязательно, лишь если он не достиг четырнадцати, а не шестнадцати лет, как это закреплено в отношении подозреваемого (обвиняемого). Причем в статье 191 УПК РФ речь идет об участии именно педагога. Его не может заменить психолог. А при допросе не достигшего шестнадцати лет подозреваемого (обвиняемого) вместо педагога в следственном действии может принять участие психолог.

    Четырнадцати лет лицо достигает на следующий день после его дня рождения. Соответственно допрос свидетеля в день, когда ему исполнилось четырнадцать лет, должен быть осуществлен с участием педагога.
    С участием педагога возможен допрос любого несовершеннолетнего старше четырнадцати лет. Но для того чтобы в таком допросе принял участие педагог, нужно, чтобы этого захотел следователь (дознаватель и др.).

    «По усмотрению» следователя (дознавателя и др.) допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводится с участием педагога, гласит ч. 1 статьи 191 УПК РФ. Усмотрение следователя (дознавателя и др.) рекомендуется отражать письменно в материалах уголовного дела. Это может быть постановление1, в котором будет закреплено решение следователя (дознавателя и др.) о необходимости привлечения к допросу несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) педагога. Усмотрение следователя (дознавателя и др.) дозволительно фиксировать в самом протоколе допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего).

    Заметим, что принимать решение о необходимости и возможности производства допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) и соответственно приглашать (допускать) на допрос педагога (законного представителя) вправе не только следователь. На это уполномочено любое должностное лицо (орган), осуществляющее предварительное расследование или же деятельность, осуществляемую по правилам ведения судебного следствия, иначе говоря, производящее следственные (судебные) действия.

    Дознаватель согласно п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ может самостоятельно производить следственные действия, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция (согласие) прокурора и (или) судебное решение. Право дознавателя на производство допроса, кроме того, следует из приложений № 38, 56, 59, 62, 94, 126 к ст. 476 УПК РФ, согласно содержанию которых, наряду со следователем, лицом, осуществляющим допрос (составляющим протокол этого следственного действия), является и дознаватель.

    Допрос может быть неотложным следственным действием, его производят и во время осуществления дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно. Реализация этих видов уголовно-процессуальной деятельности возложена на орган дознания (ч. 2 ст. 40, ст. 157, ч. 1 ст. 223 УПК РФ). Таким образом, орган дознания также уполномочен производить допрос.

    В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор вправе лично осуществлять отдельные следственные действия. Такое же право предоставлено руководителю и члену следственной группы (ч. 5 ст. 163 УПК РФ). В ч. 2 ст. 39 УПК РФ сказано, что начальник следственного отдела может принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя.

    Таким образом, на стадии предварительного расследования допрашивать несовершеннолетнего свидетеля вправе не только следователь, но и дознаватель, орган дознания, руководитель (член) следственной группы, начальник следственного отдела и прокурор .

    Допрос может быть произведен только одного допрашиваемого: либо свидетеля, либо потерпевшего. Одновременно допрашивать свидетеля и потерпевшего в ходе одного следственного действия нельзя, сколько бы лет ни исполнилось к тому времени допрашиваемым.

    Исходя из правил исчисления в уголовном процессе возраста, по усмотрению следователя (дознавателя и др.) с участием педагога свидетель (потерпевший) допрашивается, когда наступил следующий день после дня, в который ему исполнилось четырнадцать лет, и вплоть до дня, когда ему исполнится восемнадцать лет.

    Допрос «проводится», если рассматриваемое следственное действие осуществляется. Иначе говоря, с началом допроса начинается его «проведение» и соответственно, как только закончено это следственное действие, завершено и «проведение» допроса.

    «Проведение» допроса начинается с удостоверения личности допрашиваемого, разъяснения ему прав, обязанностей, ответственности и порядка производства этого следственного действия. До того как будут осуществлены указанные действия, исходя из требований ч. 5 ст. 164 и ч. 1 ст. 189 УПК РФ, задавать вопросы несовершеннолетнему свидетелю или выслушивать его показания запрещается. Завершается проведение допроса вместе с выполнением закрепленного в ч. 8 ст. 164 УПК РФ требования о его протоколировании. Пока не составлен протокол допроса, нельзя утверждать, что допрос проведен. А это, в свою очередь, указывает на то, что формально проведение допроса полностью завершенным может быть признано лишь одновременно с полным оформлением (составлением) протокола рассматриваемого следственного действия.

    Соответственно под проведением допроса, о котором идет речь в ч. 1 ст 191 УПК РФ, понимается осуществление на стадии предварительного расследования урегулированной ст. ст. 76 – 80, 173, 174, 187 – 191, 205 УПК РФ деятельности, начиная с удостоверения личности допрашиваемого и заканчивая окончательным оформлением протокола этого следственного действия.

    К допросу свидетелей (потерпевших), не достигших четырнадцатилетнего возраста, нельзя приступать, пока не обеспечено присутствие при производстве исследуемого следственного действия педагога. Соответственно педагог вызывается не «при допросе свидетелей и потерпевших в возрасте до 14 лет», а для допроса, до того как само следственное действие будет начато1.

    В ходе всего проведения допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) возможно, а в случае недостижения лицом четырнадцати лет — обязательно участие педагога. Участие педагога при производстве допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) заключается в возможности полной реализации его процессуального статуса. А значит, как минимум ему должна быть предоставлена возможность присутствовать при допросе от его начала и до конца оформления протокола этого следственного действия, наблюдать (слышать показания допрашиваемого и вопросы следователя (дознавателя и др.)) за ходом допроса, делать по поводу произведенных следователем (дознавателем и др.) действий, заданных вопросов и (или) правильности и полноты записей в протоколе допроса подлежащие занесению в протокол заявления и замечания, требовать дополнения протокола следственного действия и внесения в него уточнений, удостоверять правильность содержания протокола допроса.

    Рекомендуется также предоставлять педагогу возможность с разрешения следователя (дознавателя и др.) задавать несовершеннолетнему свидетелю (потерпевшему) вопросы1. Следователь (дознаватель и др.) вправе отвести вопрос педагога, но так как он имел место в ходе производства следственного действия, а согласно ч. 4 ст. 166 УПК РФ в протоколе следственного действия описываются все процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, следователь (дознаватель и др.) обязан отразить в протоколе допроса заданный педагогом вопрос.

    В качестве педагога для участия в допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) может быть приглашен гражданин с педагогическим образованием (все равно – высшим или средним), работающий по специальности в образовательном учреждении2. Соответственно педагогом с позиции ст. 191 УПК РФ будет лицо, состоящее на определенной должности, обладающее правовым статусом учителя, преподавателя или даже воспитателя дошкольного учебного заведения1. Хотя некоторые ученые считают достаточным наличие одного лишь «педагогического образования» для того, чтобы лицо в позиции уголовно-процессуального закона стало «педагогом»2. А Кальницкий В.В. рекомендует приглашать в качестве педагога лицо, не только обладающее специальным образованием, но и имеющее «длительный стаж трудовой деятельности в области детской педагогики»3.

    Если на допрос приглашен педагог, в протоколе допроса должны быть отражены: его фамилия, имя, отчество, образование, должность, место работы и адрес места жительства. Причем рекомендуется выяснять, какие отношения сложились, если таковые имеются, между педагогом и допрашиваемым, «не существует ли условий, препятствующих участию данного педагога в проведении следственного действия»4.

    Педагогу разъясняются его права и обязанности, ответственность и порядок производства допроса. В частности, педагогу разъясняются следующие его права:

    1) знать свои права и обязанности (ч. 1 ст. 11 УПК РФ);

    делать заявления (замечания), задавать вопросы и давать пояснения на родном языке или языке, которым он владеет;

    3) пользоваться помощью переводчика;

    4) заявлять ходатайства;

    5) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения следователя (дознавателя и др.) и суда, ограничивающие его права;

    6) быть уведомленным о применении технических средств;

    7) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием;

    8) требовать дополнения протоколов следственных действий и внесения в них уточнений;

    9) удостоверять правильность содержания протокола следственного действия;

    10) отказаться от участия в производстве по уголовному делу, если он не обладает соответствующими специальными знаниями;

    11) при наличии к тому оснований заявлять самоотвод (ч. 1 ст. 62 УПК РФ);

    12) делать заявления и замечания, которые подлежат занесению в протокол;

    13) задавать вопросы допрашиваемому с разрешения следователя (дознавателя и др.) и суда;

    14) получать вознаграждение за выполнение своих обязанностей, кроме случаев исполнения их в порядке служебного задания (п. 4 ч. 2 ст. 131 УПК РФ);

    15) на возмещение понесенных расходов по явке;

    16) реализовать иные предусмотренные уголовно-процессуальным законом возможности.

    При допросе несовершеннолетнего свидетеля педагог оказывает содействие следователю (дознавателю и др.) «в установлении психологического контакта с допрашиваемым, правильной оценке его поведения и показаний», «оберегает психическое здоровье подростка от возможного травмирования необычной для него ситуацией»1.

    Привлеченный к участию в допросе несовершеннолетнего свидетеля педагог также обязан:

    1) по инициативе следователя (дознавателя и др.) давать пояснения по поводу задаваемых им вопросов и получаемых от несовершеннолетнего ответов;

    2) явиться по вызову следователя (дознавателя и др.) или в суд (ч. 4 ст. 58 УПК РФ);

    3) участвовать в производстве допроса, используя свои специальные знания и навыки для содействия следователю (дознавателю и др.) в получении достоверных показаний свидетеля (потерпевшего); постановке допрашиваемому вопросов, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию;

    4) не разглашать без разрешения данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу в качестве педагога, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ;

    5) представлять заключение и давать показания в порядке ст. 80 УПК РФ.
    В случае разглашения данных предварительного расследования педагог может быть привлечен к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 310 УК РФ.

    На то, что педагог обладает правами, аналогичными правам специалиста, указывается и в других публикациях.1

    В допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) может принимать участие и его законный представитель. Хотя в самой комментируемой статье это правило сформулировано несколько иначе. Причем так, что может быть воспринято правоприменителем неоднозначно. Согласно ч. 1 ст. 191 УПК РФ законный представитель несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) «вправе присутствовать» при его «допросе». «Присутствовать» законный представитель несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) вправе в ходе всего производства следственного действия — в период от его начала и до момента завершения допроса.

    Так как УПК РФ представляет право законному представителю несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) принимать участие в допросе представляемого, это его право будет действовать и в случае прекращения попечительства над несовершеннолетним. В ситуации, о которой идет речь в ч. 3 ст. 40 ГК РФ, лицо продолжает быть несовершеннолетним. А то, что несовершеннолетний будет обладать полной гражданско-правовой дееспособностью, никак не влияет на положения уголовно-процессуального законодательства, согласно которым у несовершеннолетнего имеется определенный объем прав и обязанностей, а также круг гарантий их соблюдения. Одной из таких гарантий признается и участие в допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) его законного представителя.

    В ч. 1 комментируемой статьи закреплено право законного представителя несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) при соблюдении уголовно-процессуальной формы реализации этого права участвовать в допросе представляемого. Это означает, во-первых, прежде чем у лица появится право участвовать в допросе, оно должно стать законным представителем в уголовно-процессуальном смысле этого понятия. Во-вторых, к участию в допросе законный представитель допускается в случае заявления им соответствующего ходатайства, которое должно найти письменное отражение в документе, приобщаемом к материалам уголовного дела. И, наконец, в-третьих, законный представитель вправе принять участие лишь в том допросе, где представляемый им несовершеннолетний свидетель (потерпевший) является допрашиваемым. С одной стороны, это правило позволяет законному представителю заявить ходатайство об участии не только в допросе, но и в очной ставке. С другой стороны, если несовершеннолетний свидетель (потерпевший) приглашен на допрос в ином качестве — не как допрашиваемый, требование законного представителя об участии в таком допросе может быть не удовлетворено.

    Согласно же ч. 4 ст. 21 УПК РФ требования следователя (дознавателя и др.), предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. Исходя из этих положений, законного представителя несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) следователь (дознаватель и др.) может привлечь к участию в допросе и по собственной инициативе. Причем привлечь такое лицо он может не только к участию в допросе представляемого, но и любого иного допрашиваемого. Следователь указанного законного представителя вправе привлечь к участию в любом следственном действии.

    Чтобы законный представитель несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) стал участником допроса представляемого, он должен заявить соответствующее ходатайство или же сам следователь (дознаватель и др.) должен принять решение о необходимости привлечения указанного субъекта уголовного процесса к допросу1. Соответственно могут иметь место случаи, когда законный представитель несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) на допросе представляемого будет отсутствовать.

    Так же как и в отношении педагога, законному представителю рекомендуется предоставлять возможность с разрешения следователя (дознавателя и др.) задавать несовершеннолетнему свидетелю (потерпевшему) вопросы. Следователь (дознаватель и др.) вправе отвести вопрос законного представителя, но вместе с тем обязан отразить в протоколе допроса заданный педагогом вопрос.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СВИДЕТЕЛЕЙ

     

    Тактика допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемым (ст. 425 УПК РФ), свидетелей и потерпевших (ст. 191 УПК, имеет специфику, обусловленную их возрастом и социальными демографическими характеристиками.

    Специфика допроса несовершеннолетних обусловливается:

    а)    меньшим, чем у взрослых, объемом знаний и жизненного опыта;

    б)    слабой способностью к сосредоточенному вниманию;

    в)    повышенной внушаемостью;

    г)    меньшим развитием аналитических навыков при восприятии и оценке воспринятого;    

    д)    тенденцией к смешению реально воспринятого и воображаемого;    

    е)    эмоциональностью суждений и действий.

    Несовершеннолетние уступают взрослым в способности осознать событие в целом, не всегда могут выделить главное. Они чаще взрослых ошибаются при определении расстояний, интервалов времени, последовательности действий и событий. Несовершеннолетние быстрее забывают воспринятые события, однако весьма точно передают те факты, которые их заинтересовали. Они обладают повышенной возбудимостью, неуравновешенностью характера, им присущи быстрые смены настроения и поведенческих реакций, что заметно отражается на их показаниях.

    Поскольку названные и некоторые другие особенности психофизического развития несовершеннолетних проявляются в процессе формирования показаний и в поведении на допросе одинаково, их допрос имеет общие черты независимо от процессуального положения допрашиваемого.

    В соответствии со ст. 424 УПК РФ вызов несовершеннолетних на допрос производится, как правило, через их родителей или иных законных представителей. Несовершеннолетний, находящийся под стражей, вызывается через администрацию места пребывания. При необходимости участия в допросе законного представителя или близкого родственника несовершеннолетнего в повестку включается предложение о его явке вместе с вызываемым.

    При подготовке к допросу несовершеннолетнего следователь должен выполнить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных условий производства допроса:

    1)    Решить вопрос о месте допроса. По общему правилу несовершеннолетние допрашиваются в месте производства следствия, а по усмотрению следователя — в месте нахождения несовершеннолетнего (чаще всего малолетнего). Иногда допрос целесообразно производить на месте, где, подросток наблюдал преступное событие, по поводу которого ему предстоит давать показания. Несовершеннолетний обвиняемый (подозреваемый) допрашивается в рабочем кабинете следователя либо в изоляторе временного содержания, если он задержан или заключен под стражу.

  1. Определить день и время допроса. Допрос несовершенно летнего свидетеля (потерпевшего) должен быть произведен как можно быстрее после события преступления, чтобы исключить запамятование обстоятельств произошедшего. Кроме того, актуальность безотлагательного допроса состоит в том, что несовершеннолетние (особенно малолетние) довольно легко поддаются внушению, в результате чего могут незаметно для себя подменить собственное восприятие высказываниями других лиц, с которыми они разговаривали до начала допроса.
  2. Получить информацию о личности несовершеннолетнего. Для установления психологического контакта и определения тактики допроса необходимо выяснить:


    а)    отношение несовершеннолетнего к сверстникам (чувство
    товарищества, чуткость, безразличие, неприязненные отношения и т.п.);

    б)    черты характера (упрямство, лживость, конформизм и др.);

    в)    круг интересов и увлечений, а также иные данные, относящиеся к его социально-демографической и нравственно-психологической характеристикам. Для этого необходимо тщательно изучить материалы уголовного дела, допросить родителей или законных представителей, педагогов и других лиц.

    4)    Определить круг участников допроса (педагог, родители, законные представители несовершеннолетнего, защитник). Приглашать для участия в допросе несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) его родителей следует лишь тогда, когда следователь, несмотря на предпринимаемые усилия не может установить с допрашиваемым психологический контакт.

    Подход к приглашению педагога для участия в допросе несовершеннолетнего должен быть дифференцированным. Допрос малолетних целесообразно производить с участием педагога, работающего в дошкольном воспитательном учреждении, или преподавателя начальных классов, а допрос учащихся младших и старших классов — с участием соответствующих педагогов. В каждом случае решается вопрос о том, какого педагога — знакомого или не знакомого допрашиваемому — следует пригласить.

    По делам о половых преступлениях рекомендуется принять меры к тому, чтобы в допросе участвовал педагог того же пола, что и допрашиваемый. Стеснение, которое испытывают несовершеннолетние в ходе такого допроса в присутствии лиц другого пола, может отрицательно отразиться на полноте даваемых показаний.

    Педагогу, законному представителю и защитнику, которые участвуют в допросе, следует разъяснить их права (задавать вопросы с разрешения следователя; знакомиться с протоколом допроса и ходатайствовать о внесении в него дополнений и поправок) и обязанность подтвердить по окончании допроса своей подписью правильность записи показаний.

    5)    Побеседовать с участниками предстоящего допроса для разъяснения их роли в следственном действии, определения особенностей психологии допрашиваемого, характера взаимоотношений несовершеннолетнего с другими лицами, проходящими по делу.

    6) Составить план допроса несовершеннолетнего. При этом необходимо тщательно продумать формулировки вопросов, которые предстоит задать. Вопросы должны быть понятными и точными.

    Порядок допроса несовершеннолетних в основном не отличается от порядка допроса взрослых, за исключением того, что свидетели (потерпевшие), не достигшие 16-летнего возраста, не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Перед началом допроса следователь разъясняет допрашиваемому необходимость правдиво рассказать все известное ему по делу.

    На подготовительной стадии следователь должен установить с допрашиваемым психологический контакт. Некоторые особенности имеют последующие стадии допроса: свободный рассказ и ответы на вопросы.

    Обычно свободный рассказ несовершеннолетнего бывает отрывочен, сбивчив и непоследователен. Поэтому рекомендуется применять тактические приемы, помогающие допрашиваемому выдерживать нить изложения. Для этого следователь с максимальной осторожностью должен направлять его рассказ в нужное русло.

    Задавая вопросы, важно убедиться в том, что допрашиваемый правильно понял их содержание, а при необходимости разделить вопрос на несколько более конкретных и простых.

    Важную роль в получении от несовершеннолетнего полных и правдивых показаний имеет стадия ответов на вопросы. Содержание и направленность вопросов здесь зависят от характера полученных показаний и процессуального положения допрашиваемого.

    Несовершеннолетнему, который дал правдивые, хотя и неполные показания, следователь задает уточняющие вопросы. При этом они должны быть четкими и доступными для понимания подростка. При постановке детализирующих вопросов нужно учитывать, что несовершеннолетние запоминают информацию выборочно, поэтому полностью устранить пробелы в их показаниях удается не всегда. Слишком настойчивые попытки добиться желаемого результата могут привести к тому, что недостающие детали окажутся вымышленными.

    В ходе допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) нужно обращать внимание на соответствие сообщаемых сведений уровню его психического развития. Гладкость, заученность показаний, употребление формулировок и оборотов, не свойственных возрасту подростка, противоречия между показаниями, данными в ходе свободного рассказа и при ответах вопросы, а также некоторые другие признаки могут свидетельствовать о том, что он находится под чьим-то влиянием. Так необходимо выяснить, кто расспрашивал подростка или с он обсуждал обстоятельства, о которых был допрошен, не подсказывал ли ему кто-либо ответы на вопросы следователя.

    Если несовершеннолетний уклоняется от дачи показаний или дает заведомо ложные показания, важно выяснить причины (чувство товарищества, страх, стыд, угрозы со стороны участников и т.п.) и с этим учетом применить тактические приемы, направленные на изменение его позиции. Применяемые при этом тактические приемы должны быть основаны только на методах убеждения.

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I) .
  4. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика / Под ред. Р.С. Белкина. М., 2003.
  5. Баев О.Я. Тактика следственных действий. Воронеж, 1992.
  6. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2002.
  7. Гришина Е.П., Саушкин С.А. Проблемы обеспечения прав и законных интересов отдельных групп свидетелей // Адвокатская практика. 2002. № 6.
  8. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М., 2003.
  9. Дулов А.В. Судебная психология. Мн., 1975.
  10. Дyлoв A.B., Гpaмoвич И.Г. Kpиминaлиcткa. M., 2006.
  11. Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии. М., 1976.
  12. Левитов Н.Д. Психологические особенности подростков М., 1954.
  13. Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика / Под ред. Е.П. Ищенко. М., 2005.
  14. Зорин Г.А. Руководство по тактике допроса. М., 2001. С. 9.
  15. Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология допроса. М., 1994.
  16. Кобликов А.С. Юридическая этика. М., 2003.
  17. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.В. Мозякова. М., 2002.
  18. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (научно-практическое издание) / Под общ. ред. В.В. Мозякова, Г.В. Мальцева, И.Н. Барцица. М, 2003.
  19. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.И. Радченко. М., 2003.
  20. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29 мая 2002 года / Под общ. и науч. ред. А.Я. Сухарева. М., 2002.
  21. Криминалистика / Под ред. В.А. Образцова. М., 2007.
  22. Криминалистика / Под ред. А.Г. Филиппова. М., 2007.
  23. Криминалистика / Под ред. Н.П. Яблокова. М., 2007.
  24. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева; Науч. ред. В.П. Божьев. М.: Спарк, 2002.
  25. Порубов Н.И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве. Мн., 1973.
  26. Сафин Н.Ш. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого в советском уголовном судопроизводстве (процессуальный и криминалистический аспекты проблемы). Казань, 1990.
  27. Семенцев В.А. Следственные действия. Екатеринбург, 2003.
  28. Соловьев А.Б. Использование доказательств при допросе на предварительном следствии. М., 2001.
  29. Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В.П. Божьева. 3-е изд., испр. и доп. М., 2002.
  30. Уголовно-процессуальное право: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. В.И. Рохлина. СПб, 2004.
  31. Шейфер С.А. Следственные действия. Система и процессуальная форма. М., 2001.
  32. Шурухнов Н.Г. Криминалистика. М., 2007.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.99MB/0.00123 sec

WordPress: 25.56MB | MySQL:127 | 1,489sec