Лекции по праву

<

120113 1541 1 Лекции по праву
ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

  1. 1. Понятие правонарушения.

    Правонарушение — это виновное противоправное деяние, совершенное деликтоспособным лицом. В этом определении содержатся основные признаки правонарушения:

  2. Всякое правонарушение есть деяние, т.е. действие или бездействие. Действие — активное поведение (драка, кража, взятка, пьянка в рабочее время). Оно может выражаться также в произнесении определенных слов (клевета, призыв к насильственным антиобщественным действиям, пропаганда национальной вражды). Бездействие признается деянием, если по ситуации или по служебному долгу лицо обязано было что-то сделать, но не сделало (прогул, проезд без билета, оставление человека в опасности без помощи).
  3. Любое правонарушение противоправно, т.е. представляет собой нарушение запретов, ясно и недвусмысленно указанных в законе, либо невыполнение обязанности, вытекающей из правовых актов.

    В цивилизованном демократическом обществе за пределами запрета нет и правонарушения. Запрет — описание правонарушения — точно изложен в законе, который не может применяться по аналогии или толковаться расширительно.

    Законом определены все ситуации, когда деяние формально попадает под признаки противоправного.

  4. Правонарушение является виновным деянием. Вина — это психическое отношение лица к собственному поведению и к его результатам, в котором выражено отрицательное или легкомысленное отношение к праву, к интересам общества и государства, к правам и свободам других лиц. Право регулирует только волевое поведение людей. О виновном деяние можно говорить только так, где от воли человека зависело, поступить правомерно или неправомерно, и избран второй вариант в ущерб первому. Соответственно не являются правонарушением деяния, хотя и противоречащее праву, малолетних, невменяемых. Не является противоправным несчастный случай — происшествие, причинившее вред в результате стечения объективных обстоятельств, исключающих чью-либо вину.
  5. Правонарушением признается деянием деликтоспособного лица. Деликтоспособность — признанная законом способность лица сознавать значение своих противоправных действий и нести за них юридическую ответственность. Деликтоспособными признаются все вменяемые лица, достигшие определенного возраста.

    Юридической наукой разработано понятие
    состава правонарушения,
    которым называется описание признаков правонарушения по схеме: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

    Объект правонарушения — это область общественных отношений, регулируемых и охраняемых правом, в которой произошло деяние и которой этим деянием причинен вред. Любое правонарушение, даже если оно и не имеет осязаемых вредных последствий, приносит вред правопорядку, причиняя урон общественному правосознанию, внося беспорядок в урегулированные правом отношения.

    Объективная сторона — характеристика деяния, способа его совершения (группой, с применением оружия, специальных технических средств, систематически, повторно), обстоятельств (во время эпидемий, в военное время).

    Для ряда составов достаточно только совершения деяния, даже если оно не повлекло последствий (превышение скорости, нарушением правил охраны труда, хранение огнестрельного оружия без соответствующего разрешения). Если такое деяние повлекло вредные последствия, то ответственность за него либо усиливается, либо осуществляется по другому составу, предусматривающему более строгую ответственность.

    Субъект правонарушения — лицо, которое совершило правонарушение, характеристика правонарушителя.

    Субъектом преступлений по уголовному законодательству может быть вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет. С 14 лет подлежат уголовной ответственности лица, совершившие убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, кражу, грабеж, разбой, вымогательство и др. преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 20 УК РФ.

    Рядом составов предусмотрен специальный субъект — должностное лицо, военнослужащий, работник транспорта, медицинский работник.

    Субъектами некоторых правонарушений являются организации.

    Субъективная сторона — форма вины.

    Правонарушение признается совершенным умышленно, если:

  1. Юридическая ответственность — это применение к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.

    Юридическая ответственность налагается сходя из следующих принципов:

  2. Основным принципом юридической ответственности является законность. Это означает, что:
  • ответственность применяется только за правонарушение;
  • закону, запрещающему какие-либо деяния, не должна придаваться обратная сила (это объясняется тем, что право влияет на выбор линии поведения — если бы знал, что будет караться столь строго, то не совершил бы);
  • закон, отменяющий запрет или облегчающий наказания, обязательно должен иметь обратную силу;
  • конкретная мера ответственности строго ограничена пределами санкции нарушенной нормы и при реализации может быть смягчена, но никак не усилена;
  • исследование обстоятельств дела о правонарушении, применение и реализация санкций осуществляются в процессуальной форме.
  • Обоснованность ответственности заключается в:
  • объективном исследовании обстоятельств дела, сборе и всесторонней оценке доказательств, аргументированности выводов о том, было ли совершено нарушение, виновно ли лицо, привлеченное к ответственности, подлежит ли применению санкция;
  • определении конкретной меры наказания, взыскания, возмещения вреда в точном соответствии с критериями, установленными законом. Выбор конкретной меры наказания или взыскания в пределах относительно определенной санкции должен быть основан на тщательном изучении материалов дела и учете смягчающих и отягчающих обстоятельств.
  1. Никто не должен дважды нести уголовную или иную ответственность за одно и то же правонарушение. Это означает, что никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом.
  2. Состязательность процесса и право на защиту лица, привлеченного к ответственности. Состязательность — важное средство достижения истины по делу о правонарушении и обеспечения обоснованности решения, способ преодоления обвинительного уклона при расследовании дел, гарантия прав лица, привлеченного к ответственности.

    Лицо, которое привлекается к ответственности, т.е. официально обвиняется в совершении правонарушения, находится в фактически неравном положении с обвиняющим его государственным органом, правомочным применять меры принуждения. Это неравенство компенсируется состязательностью процесса. На государственные органы возлагается бремя доказывания. С этим связана презумпция невиновности: каждый человек, обвиняемый в совершении правонарушения, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.

    Обвиняемый в совершении правонарушения вправе:

  • оспаривать факт правонарушения, его юридическую оценку,
  • представлять свои доказательства,
  • участвовать в исследовании обстоятельств дела,
  • никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников,
  • любые доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими силы;
  • неустранимые сомнения виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

    Право на защиту — это совокупность процессуальных прав привлеченного к ответственности, обеспечивающих ему возможность знать, в чем именно состоит обвинение, оспаривать его, участвовать в исследовании обстоятельств дела, пользоваться помощью адвоката, обжаловать меры пресечения и другие акты, обжаловать решение суда и порядок его исполнения и др.

  1. Неотвратимость ответственности зависит налаженности работы правоохранительных органов, от подготовленности, компетентности и добросовестности работников, уполномоченных привлекать к ответственности и применять санкции. Правонарушение, на которое не отреагировали правоохранительные органы, причиняет правопорядку серьезный урон (безнаказанность нарушителей не только поощряет их к совершению новых преступлений, но и подает дурной пример другим лицам, особенно неустойчивым). Отсюда обязательна своевременная регистрация сведений о правонарушениях, возбуждение уголовных дел по факту каждого преступления. Немалый урон правопорядку способно причинять и бездействие должностных лиц, попустительствующих совершению административных и дисциплинарных проступков, допускающих создание и сохранение противоправных состояний (издание противоправных актов, заключение и исполнение противоправных сделок, самовольное строительство и т.п.).
  2. Своевременность ответственности означает возможность привлечения нарушителя к ответственности в течение срока давности, т.е. периода времени, не слишком отдаленного от факта правонарушения.

    Для гражданских правонарушений установлен общий срок исковой давности — 3 года, это срок, в течение которого лицо, чьи права нарушены вправе обратиться в суд для защиты своего нарушенного права или оспариваемого интереса.

    Для преступлений установлены сроки давности (лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки): 2 года после совершения преступления небольшой тяжести; 6 лет — средней тяжести; 10 лет — тяжкого преступления; 15 лет — особо тяжкого преступления.

    Для административных проступков: постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня совершения проступка.

  3. Целесообразность и гуманизм. Они означают, что лицо, совершившее правонарушение и признанное виновным, может быть полностью или частично освобождено от наказания по тем причинам, что нарушитель добровольно возместил причиненный ущерб или устранил вред, проявил чистосердечное раскаяние, делами доказал свое исправление, в силу чего назначение ему наказания либо дальнейшее отбывание назначенного срока нецелесообразно. По мотивам гуманности отношения ответственности могут быть прекращены в случае тяжелой болезни нарушителя, несчастья в его семье и по аналогичным причинам.

    Обстоятельства, смягчающие административную ответственность: 1) раскаяние лица, 2) добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении; 3) предотвращение лицом вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; 4) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; 5) совершение административного правонарушения несовершеннолетним; 6) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

    Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ.

    Обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

    1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить

    его;

  4. повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок давности;
  5. вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  6. совершение правонарушения группой лиц;
  7. совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  8. совершение правонарушения в состоянии опьянения.

    Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

    4. Виды юридической ответственности.

    Различают 2 вида юридической ответственность, каждый из которых соответствует характеру правонарушения и содержанию санкций за его совершение.

    Штрафная, карательная ответственность применяется за преступления. Административные или дисциплинарные проступки. Она осуществляется только в процессуальной форме и определяется актами государственных органов и должностных лиц, наделенных соответствующими полномочиями.

    Это вид ответственности включает следующие стадии:

  9. обвинение определенного лица в совершении конкретного лица в совершении конкретного преступления или проступка,
  10. исследование обстоятельств дела о правонарушении;
  11. принятие решения о применении или неприменении санкции, выбор в ее пределах конкретной меры наказания или взыскания;
  12. исполнение взыскания или наказания, назначенного правонарушителю, влекущее некоторые правоограничения и более строгую ответственность при рецидиве.

    За преступления применяются наказания — наиболее строгие меры государственного принуждения, существенно ограничивающие правовой статус лица, признанного виновным. Уголовное наказание применяется не только за совершение преступления, но и за покушение, приготовление, соучастие, а по некоторым составам — за укрывательство и недонесение.

    Наказание (в соответствии со ст. 43 УК РФ) есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда, заключающаяся в лишении или ограничении прав и свобод виновного лица. Оно применяется в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

    Виды наказаний:

  13. Штраф (основное или дополнительное) — денежное взыскание, назначаемое в пределах от 2500 до 1 ООО ООО рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 недель до 5 лет. Штраф в размере от 500 ООО рублей или в размере заработной платы за период свыше 3 лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления.
  14. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (основное и дополнительное) состоит в запрещении занимать должности на гос. службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Оно устанавливается на срок от 1 года до 5 лет в качестве основного вида наказания и на срок от 6 месяцев до 3 лет в качестве дополнительного вида наказания.

    3) лишение специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (дополнительное) — применяется по усмотрению суда с учетом личности виновного и только при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления;

  15. обязательные работы (основное) заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4 часов в день.
    <
  16. исправительные работы (основное) назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного. Устанавливаются на срок от 2 месяцев до 2 лет. Из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%.
  17. ограничения по военной службе (основное) назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от 3 месяцев до 2, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ. Из денежного довольствия осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
  18. конфискация имущества (дополнительное)
  19. ограничение свободы (основное) заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора 18 возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Ограничение свободы назначается: а) лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений и не имеющим судимости, — на срок от 1 года до 3 лет; б) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, — на срок от 1 года до 5 лет. В случае замены обязательных работ или исправительных работ ограничением свободы оно может быть назначено на срок менее 1 года.
  20. арест (основное) заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от 1 до 6 месяцев. Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора 16-летнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет. Военнослужащие отбывают арест на гауптвахте.
  21. содержание в дисциплинарной воинской части (основное) назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Это наказание устанавливается на срок от 3 месяцев до 2 лет.
  22. лишение свободы на определенный срок (основное) заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Устанавливается на срок от 2 месяцев до 20 лет.

    В случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более 25 лет, а по совокупности приговоров — более 30 лет.

  23. пожизненное лишение свободы (основное) устанавливается за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности. Не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до 1г8 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65 возраста.
  24. смертная казнь (основное) как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. Не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65 возраста. В порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет.

    Назначение дополнительного наказания является правом суда, но не его обязанностью.

    Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения возраста 16 лет. С учетом конкретных обстоятельств и данных о правонарушителе в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних может освободить лицо от административной ответственности с применением более мягкой меры.

    Административное наказание — это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами.

    Виды административных наказаний:

  • предупреждение (О) — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
  • административный штраф (О) является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной: МРОТ, стоимости предмета административного правонарушения, сумме неуплаченных и подлежащих уплате налогов либо сумме незаконной валютной операции. Размер штрафа не может быть менее одной десятой МРОТ.
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (О или Д) является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назначается судьей.
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (О или Д) является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу (О) устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Лишение специального права назначается судьей. Срок лишения от 1 месяца до 2 лет.
  • административный арест (О) заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до 30 суток. Назначается судьей.

    Не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп.

    административное выдворение (О или Д) заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а также — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ. Устанавливается и назначается судьей,

  • дисквалификация (О) заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Назначается судьей. Устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет.

    Предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие и конфискация может применяться к юридическим лицам, совершившим административные правонарушение. Юридическое лицо привлекается к административной ответственности, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения административных правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

    Давность привлечения к административной ответственности — постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2-х месяцев со дня совершения административного правонарушения; а за нарушение законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства, законодательства об охране окружающей природной среды, о налогах и сборах, об использовании атомной энергии, о защите прав потребителей, о рекламе — по истечении 1 года со дня совершения административного правонарушения.

    За совершение
    дисциплинарного проступка,
    то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

    До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

    В соответствии со ст. 192 ТК РФ работодатель может, но не обязан привлекать к ответственности работника, совершившего дисциплинарный проступок.

    К работникам, нарушившим трудовую дисциплину, работодатель вправе применить только те взыскания, которые установлены ч. 1 ст. 192 ТК РФ, другими федеральными законами, а также уставами и положениями о дисциплине.

    Применение иных мер дисциплинарного взыскания не допускается. В частности, нельзя применять к нарушителям дисциплины такие меры взыскания, как: штраф, снижение отпуска на число дней прогула, перенос времени использования отпуска на другое время, перевод на низшую или нижеоплачиваемую должность, задержка выплаты заработной платы и др.

    Увольнение в порядке дисциплинарного воздействия возможно в случаях:

  • неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он уже имеет дисциплинарное взыскание;
  • однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, а именно:

    а)    прогула (отсутствия на работе без уважительных причин более 4 часов подряд в течение рабочего

    дня);

    б)    появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

    в)    разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

    г)    совершения по месту работы хищения (в т.ч. мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий;

    д)    нарушения работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;

  • принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности, неправомерное использование или иной ущерб имуществу организации;
  • однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей.

    Для некоторых категорий работников дисциплинарные взыскания устанавливаются федеральными законами. Например, в соответствии со ст. 29 ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» за нарушение служебной дисциплины на сотрудников могут налагаться следующие виды дисциплинарных взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • строгий выговор;
  • предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации;
  • увольнение из таможенных органов.

    Статьей 14 ФЗ «Об основах государственной службы РФ» установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей на государственного служащего могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • строгий выговор;
  • предупреждение о неполном служебном соответствии;
  • увольнение,
  • направление на внеочередную переаттестацию,
  • понижение в должности (классном чине, воинском или специальном звании),
  • лишение квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания). Дисциплинарное взыскание сохраняет свою силу в течение 1 года со дня его применения. Если до истечения

    года дисциплинарное взыскание не было снято, то по истечении года оно утрачивает силу автоматически.

    До применения дисциплинарного взыскания работодатель обязан всесторонне и объективно разобраться в причинах и мотивах допущенного дисциплинарного проступка, предварительно затребовав от работника, его совершившего, письменное объяснение. Отказ от дачи письменного объяснения не освобождает виновного работника от привлечения к дисциплинарной ответственности.

    За каждое нарушение трудовой дисциплины может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

    Не является дисциплинарным взысканием и может применяться наряду с ним снижение размеров или невыплата премий, предусмотренных системой оплаты труда. Такие премии выплачиваются при выполнении работником заранее установленных конкретных показателей и соблюдении им условий премирования в соответствии с положением о премировании, действующим в организации. Одним из условий премирования может быть отсутствие у работника дисциплинарных взысканий в том периоде работы, за который премия начисляется.

    Сведения о дисциплинарных взысканиях в трудовую книжку, а также личную карточку работника не заносятся. Исключение составляют случаи, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.

    Дисциплинарное взыскание оформляется приказом (распоряжением) работодателя, в котором указываются мотивы применения взыскания.

    Приказ (распоряжение) объявляется работнику под расписку. Объявленное взыскание считается действительным и в том случае, если работник отказался удостоверить этот приказ (распоряжение) своей подписью. В этом случае отказ от подписи оформляется соответствующим актом.

    При отсутствии новых дисциплинарных взысканий наложенное на работника взыскание автоматически снимается по истечении года. При этом издания специального приказа (распоряжения) работодателя не требуется.

    Работодатель вправе снять наложенное на работника взыскание досрочно, если работник не допустил новых нарушений и проявил себя положительно. Для досрочного снятия дисциплинарного взыскания необходимо издание соответствующего приказа (распоряжения) работодателя.

    Дисциплинарное взыскание применяется не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

    Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее 6 месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее 2 лет со дня его совершения.

    ***

    От штрафной ответственности отличается правовосстановительная ответственность, которая носит имущественный характер и заключается в восстановлении имущественного положения потерпевшего, т.е. носит компенсационный хаарктер. Ее особенности:

  • не имеет карательной направленности в том смысле, что не преследует цели наказания привлекаемого к ответственности лица, поскольку воздействует на имущественную серу правонарушителя;
  • использует меры имущественного, а не личного характера; они воплощаются в уплате определенных денежных сумм или предоставлении имущества в натуре;
  • это ответственность нарушителя перед потерпевшим;
  • в ряде случаев правонарушитель может сам, без вмешательства государственных органов, выполнить свои обязанности, восстановить нарушенные права, прекратить противоправное состояние;
  • основана на дополнительных санкциях, применяемых к правонарушителям в процессе реализации этих отношений (штрафы, пени);
  • возникает с момента правонарушения и завершается восстановлением нарушенного правопорядка.

    Основной универсальной формой гражданско-правовой ответственности является возмещение убытков.

    Убытки — это отрицательные имущественные последствия, возникающие вследствие нарушения субъективных гражданских прав. Гражданское законодательство (ст. 15 ГК РФ) различает 2 вида убытков:

  1. реальный ущерб — это расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (размер расходов должен быть подтвержден обоснованными расчетами, доказательствами — сметы, калькуляция)
  2. упущенная выгода — включает неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (размер должен определяться с учетом разумных затрат).

    Общее правило гражданского законодательства — принцип полного возмещения убытков, т.е. возмещению подлежат и реальный ущерб, и упущенная выгода. Бремя доказывания самого факта наступления убытков и их размера возлагается на потерпевшего.

    ПРАВООТНОШЕНИЯ

  3. Правовые отношения — это отношения между людьми и их организациями, урегулированные нормами права и состоящие во взаимной связи субъективных прав и юридических обязанностей, предусмотренных нормами права.

    Правоотношения отличаются от экономических, политических, социально-культурных, организационно-управленческих и иных отношений между людьми и организациями следующими характеристиками:

  4. — являются волевыми, т.е. возникают по воле и сознанию людей,
  5. — участники правоотношений должны сообразовывать свое поведение в соответствии с определенными юридическими правами и обязанностями. Эти права охраняются государством, а исполнение обязанностей обеспечивается принуждением государства в интересах правомочного лица.

    Таким образом, правовые отношения представляют собой обязательную форму индивидуально- волевых общественных отношений, подверженных регулированию нормами права. Правоотношение выражает особую связь между лицами, связь через права и обязанности.

    Правоотношение связывает его участников взаимными позитивными правами и обязанностями, которые составляют главное специфическое содержание правоотношения. Вместе с тем права и обязанности должны осуществляться в реальных действиях субъектов по использованию прав и выполнению обязанностей.

    Таким образом, содержание правоотношения состоит в правах, обязанностях его участников и в реальных действиях по их использованию и осуществлению.

    Субъективное юридическое право — это признанная или предоставленная законом возможность того или иного поведения, защищенная законом. Право субъекта правоотношения может выражаться в форме:

  1. По целям регулирования:

    а)    регулятивные — первичные, связаны с установлением позитивных прав и обязанностей сторон и их реализацией. Примеры, гражданско-правовые, трудовые, семейные.

    б)    охранительные — возникают тогда, когда нарушены права и не исполнены обязанности участников правоотношений, либо интересы всего общества нуждаются в правовых мерах защиты со стороны государства. Примеры, процессуальные отношения в области судопроизводства, исполнения уголовного наказания.

    3. Субъекты правоотношений.

    В правоотношениях участвуют люди и образуемы ими для удовлетворения своих частных и общественных целей организации: государство и его органы, предприятия, учреждения, общественные объединения, религиозные организации. Для участия в правоотношениях люди и организации должны обладать определенными качествами, признанными или установленными законом для всех и каждого из будущих участников правоотношения. Совокупность этих качеств образуют понятие правосубъектности лица или организации.

    Таким образом, субъектами права являются лица и организации, за которыми законом признано особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных правоотношениях с другими лицами и организациями.

    Правосубъектность включает в себя правоспособность и дееспособность, а также правовой статус субъекта права.

    Правоспособность — способность иметь права и обязанности, предусмотренные законом, т.е. конкретные позитивные права и обязанности участника различных правоотношений. Это возможность субъекта быть носителем прав и обязанностей, предпосылка существования субъективного права, но не само право.

    Дееспособность — способность своими действиями приобретать права и налагать на себя юридические обязанности. У юридических лиц, органов государства, общественных организаций право- и дееспособность не разрываются, всегда присутствуют у правомочного юридического лица.

    Правовой статус — это признанная конституцией или законами совокупность исходных, неотчуждаемых прав и обязанностей человека, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, непосредственно закрепляемых за теми или иными субъектами права.

    Виды субъектов правоотношений:

    -1- Физические лица — все люди, за которыми признается качество правоспособности и дееспособности. Это граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством.

    Все физические лица имеют равную правоспособность. Она возникает с момента рождения и прекращаются со смертью. Все граждане РФ имеют равную и полную правоспособность. Для иностранцев могут быть установлены ограничения, защищающие права граждан государства (необходимость получения лицензий, квоты на въезд в страну, ограничение права занятия некоторых должностей — капитанов судов, авиалайнеров и др.)

    Дееспособность физических лиц возникает с достижением возраста, когда подросток приобретает способность осознавать значение своих поступков и руководить своими поступками. Полная дееспособность в РФ наступает с 18 лет. Однако установлены случаи более раннего и более позднего возраста.

    -2-
    Юридические лица
    — все организации, их объединения независимо от формы собственности или иной формы имущественной правоспособности (арендные коллективы, фермерские хозяйства). Для признания организации или учреждения юридическим лицом требуется его регистрация в государственных органах.

    Правоспособность и дееспособность юридических лиц возникает одновременно и составляет единое качество праводееспособности.

    Юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, выступать истцами и ответчиками в суде.

    Правосубъектность юридических лиц в отличие от правосубъектности физических лиц является специальной. По своему содержанию она должна соответствовать целям и задачам деятельности данной организации, определенным в уставе. Поскольку цели и задачи организаций чрезвычайно разнообразны, то для них не может и не должно быть равной правосубъектности. Специальная правосубъектность означает, что ее объем и содержание у разных организаций существенно различаются.

    Правовой статус государственного органа очерчивается его компетенцией. Только прямо указанные в законе полномочия — властные права и обязанности — составляют его правовой статус. Выход государственного органа за пределы своих полномочий, так же как и неосуществление их в надлежащих случаях, является неправомерным, незаконным действием.

    Должностные лица органов управления, судьи, судебные исполнители также наделяются законом определенным правовым статусом в рамках своей компетенции и обязаны действовать в его пределах. В этих пределах решения и действия органов государства и должностных лиц обязательны для всех других субъектов права, которые должны выполнять предписания органа и должностных лиц.

    4. Юридические факты.

    Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются, их содержание реализуется для достижения поставленных сторонами целей. Эта динамика правоотношений неразрывно связана с возникновением различных фактов, имеющих юридическое значение. Такие факты получили название юридических фактов.

    Юридические факты — это жизненные обстоятельства, с которыми закон, правовые нормы связывают наступление юридических последствий, прежде всего различных правовых отношений в любой отрасли права.

    Юридические факты делятся на виды по их отношению к воле людей:

    -1- События — это явления, не зависящие от воли людей: стихийные бедствия, рождение, достижение определенного возраста, смерть, истечение срока. Они имеют юридическое значение только в той мере, в какой оказывают влияние на общественные отношения. События становятся основанием только для правомерных последствий. Например, смерть человека влечет за собой открытые наследства, прекращение правоспособности. Истечение срока давности связано с прекращением обязательств; пожар, наводнение, вызвавшие гибель имущества, — с выплатой страхового возмещения, если имущество было застраховано.

    -2- Действия — как волеизъявления человека. Они классифицируются на правомерные и неправомерные.

    Правомерные действия различаются по признаку направленности воли людей, совершающих эти действия:

    -а- юридические акты — действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия (гражданско-правовые сделки, заявления, жалобы, регистрация актов гражданского состояния, судебные решения);

    -б- юридические поступки — приводят к юридическим последствиям независимо от намерений лица (находка, создание художественного произведения, потребление имущества). Поступки могут совершаться и недееспособными лицами и имеют значение независимо от «пороков воли».

    Юридические акты могут классифицироваться на:

  1. Правоведение: предмет и метод.
  2. Общая характеристика происхождения государства.
  3. Теории о происхождении государства.
  4. Понятие и признаки государства.
  5. Форма государства: понятие и элементы.
  6. Форма государственного устройства: понятие, классификация государств.
  7. Форма правления: понятие и классификация государств.
  8. Политический режим: понятие, виды.
  9. Функции государства: понятие и классификация.
  10. Понятие и признака правового государства.
  11. Понятие и признаки гражданского общества.
  12. Понятие и признаки права.
  13. Принципы права: понятие и классификация.
  14. Функции права: понятие и виды.
  15. Общая характеристика источников права.
  16. Правовой акт как источник права: понятие и виды.
  17. Судебный прецедент как источник права.
  18. Нормативно-правовой акт: понятие и виды.
  19. Законы и подзаконные акты: понятие и классификация.
  20. Норма права: понятие и элементы.
  21. Понятие правоотношения.
  22. Виды правоотношений.
  23. Физические лица как субъекты правоотношений.
  24. Юридические лица как субъекты правоотношений.
  25. Юридические факты как основания возникновения правоотношений.
  26. Система права: понятие и элементы.
  27. Состав правонарушения: понятие и элементы.
  28. Виды правонарушений.
  29. Преступления как разновидность правонарушений.
  30. Проступки: понятие и виды.
  31. Дисциплинарные проступки: понятие, виды. Дисциплинарная ответственность.
  32. Общая характеристика административных правонарушений.
  33. Понятие и принципы юридической ответственности.
  34. Виды юридической ответственности.
  35. Гражданско-правовая ответственность.
  36. Общая характеристика конституционного права России.
  37. Конституция — Основной закон Российской Федерации.
  38. Конституционный строй Российской Федерации.
  39. Политические основы конституционного строя Российской Федерации.
  40. Экономические основы конституционного строя Российской Федерации.
  41. Социальные основы конституционного строя Российской Федерации.
  42. Конституционно-правовой статус личности в Российской Федерации.
  43. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина. Основания ограничения прав и свобод.
  44. Гражданство Российской Федерации: понятие и принципы.
  45. Органы власти в Российской Федерации: виды и структура.
  46. Конституционно-правовой статус Президента РФ.
  47. Конституционно-правовой статус Правительства РФ.
  48. Конституционно правовой статус Федерального Собрания — парламента Российской Федерации.
  49. Гражданские правоотношения: понятие и виды.
  50. Общая характеристика права собственности. Основания приобретения и прекращения права собственности.
  51. Понятие и сущность сделок.
  52. Представительство и доверенность.
  53. Доверенность: понятие, виды, основания прекращения.
  54. Договор: понятие, порядок заключения, изменения и расторжения.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.33MB | MySQL:124 | 1,701sec