Логические правильные и логические неправильные вопросы » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Логические правильные и логические неправильные вопросы

<

092013 1539 1 Логические правильные и логические неправильные вопросы

1. ЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛЬНЫЕ (КОРРЕКТНЫЕ) И ЛОГИЧЕСКИ НЕПРАВИЛЬНЫЕ (НЕКОРРЕКТНЫЕ) ВОПРОСЫ

Рассмотрим основные виды вопросов с учетом: 1) семантики, 2) функций, 3) структуры, 4) отношения к обсуждаемой теме.

1. Семантика вопросов.

В отличие от суждения вопрос не содержит ни утверждения, ни отрицания, поэтому выраженную в нем информацию не оценивают в терминах истинности и ложности, т.е, о вопросе не говорят как об истинном или ложном.

Вместе с тем вопрос явно или неявно включает либо опирается на определенное исходное, базисное знание, выступающее его предпосылкой. Качество базисного знания существенно влияет на логический статус вопроса, определяя правильность или неправильность его постановки.

  1. Правильно поставленным, или корректным, считается вопрос, предпосылка которого представляет собою истинное непротиворечивое знание.
  2. Неправильно поставленным, или некорректным, считается
    вопрос с ложным или противоречивым базисом. Примером неправильно поставленного может быть следующий вопрос: «Какой вид энергии используется на НЛО (неопознанных летающих объектах)?». Предпосылка этого вопроса включает отнюдь не бесспорную идею о существовании НЛО. О таком вопросе говорят как о неправильно, или некорректно, поставленном. Прежде чем выяснять вид используемой энергии, следует установить факт существования самих НЛО.

Если неправильно поставленный вопрос умышленно используется с целью запутать отвечающего, то такой вопрос квалифицируется как улавливающий, или «провокационный». Пример такой уловки — древнегреческий софистический вопрос: «Продолжаешь ли ты бить своего отца?» Любой ответ на него — и «да», и «нет» — приводит к признанию, что ты бил своего отца.

2. Функции вопросов.

По познавательной функции вопросы подразделяются на два основных вида: 1)уточняющие, тили-вопросы, и 2) восполняющие, или что вопросы.

1) Уточняющим называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения. Например: «Верно ли, что Колумб открыл Америку?»; «Является ли Швейцария членом НАТО?».

Грамматический признак уточняющих вопросов — наличие в предложении частицы ли: «Верно ли, что…»; «Является ли…»; «Действительно ли, что…» — и другие синонимичные выражения. Отсюда название уточняющего вопроса — «ли вопрос».

Схема ли вопроса в символической записи — ?(р), где ? — оператор вопроса, р — суждение, истинность которого выясняется.

Явно выраженная в ли вопросе предпосылка — это знание о предмете (Колумбе; Швейцарии и т.п.) и знание о возможном признаке этого предмета (открыть Америку; быть членом НАТО; и т.п.).

Неизвестным в ли-вопросе является принадлежность предмету указанного признака.

Область поиска ответа в ли-вопросе ограничена выбором одной из альтернатив: р vך р. Отсюда другое название этого вопроса — закрытый, или альтернативный вопрос.

2) Восполняющим называется вопрос, направленный на выяснение новых свойству исследуемых явлений. Например: «Где состоялся международный суд над преступниками Второй мировой войны?»; «Кто открыл Америку?»; «Каким законом предусмотрено данное преступление?».

Грамматический признак восполняющих вопросов — наличие в предложении вопросительных слов: кто? что? когда? как? — и других, с помощью которых стремятся получить дополнительную информацию о том, что представляет собой исследуемый объект. Отсюда и название восполняющего вопроса — «что-вопрос».

Схема что-вопроса в символической записи: ?Q(р), где ? — оператор вопроса, Q — переменная для вопросительного слова, р — исходная, нуждающаяся в дополнении информация.

В приведенных выше примерах нуждающееся в дополнении знание выражено в следующих суждениях: «Где-то состоялся международный суд над преступниками Второй мировой войны»; «Кто-то открыл Америку», «Совершено определенное (данное) преступление».

Область поиска ответов на что-вопрос представляет собою множество высказываний, определяемых вопросительным словом (кто? что? когда? какой? и т.д.). Найденный ответ дополняет неопределенное базисное знание новой информацией о свойствах: месте, времени, причинах и т.д. исследуемых явлений. Поскольку ответ на что-вопрос — это выбор истинного суждения из множества возможных, то его называют открытым вопросом.

3. Структура вопросов.

По своему составу ли-вопросы и что-вопросы могут быть 1) простыми или 2) сложными.

1)    Простым называют вопрос, не включающий в качестве со
ставных частей других вопросов.

В простом ли-вопросе под оператором вопроса стоит одно суждение — ?(р). В простом что-вопросе содержится лишь одно вопросительное слово Q, относящееся к одному нуждающемуся в дополнении суждению — Q(р). Все приведенные выше примеры ли-во-просов и что-вопросов являются простыми.

2)    Сложным называют вопрос, включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками. В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть; а) соединительными (конъюнктивными); б) разделительными (дизъюнктивными); в) смешанными (соединительно-разделительными).

а)    Соединительный вопрос — это два и более простых вопроса,
связанные союзом и.

Схема соединительного ли-вопроса имеет следующий вид: ?(р ^ q), т.е. «верно ли р и верно ли ^?». Пример такого вопроса: «Верно ли, что к обвиняемому одновременно могут быть применены в качестве санкции ссылка и высылка?»

Схема соединительного что-вопроса может иметь различные варианты. В одном случае конъюнктивно объединяются различные вопросительные слова: ?(Q1 ^ Q2)(р), т.е. «где и когда имело место р». Пример такого вопроса — «Где и когда был подписан акт о капитуляции Японии в конце Второй мировой войны?» Второй вариант — одно и то же вопросительное слово относится к различным суждениям: ?Q(р ^ q), т.е. «где имело место р и q?». Пример такого вопроса: «Где были подписаны акты о капитуляции Японии и Германии в конце Второй мировой войны?». Третий вариант сложного конъюнктивного что—вопроса — объединение первых двух: ?(Q1 ^ Q2) (р ^ q), т.е. «где и когда имело место р и q?».

б)    Разделительный вопрос — это два и более простых вопроса,
связанных союзом или.

Схема разделительного ли-вопроса имеет следующий вид: ?(р v q), т.е. «верно р или верно ^». Например: «Верно ли, что в данном случае имело место убийство или это было самоубийство?»

Схема разделительного что-вопроса, как и в случае соединительного, также имеет три разновидности. Первый вариант: ?(Q1 v Q2(p)), т.е. «где или когда имело место р?». Пример такого вопроса: «Где или когда была Куликовская битва?» Второй вариант: ?Q(p v q), т.е. «Q относится к р или q?» Например: «Петр I разбил под Полтавой шведов или поляков?» Третий вариант вопроса: ?(Q1 v Q2)(р v q), т.е. «Q1 или Q2 относится к р или q?».

в)    Смешанный вопрос — это объединение соединительных и раз
делительных вопросов:

(1)?((p ^ q) v (m ^ n)), т.е. «верно ли р или ли m и n?». Это дизъюнктивный вопрос, включающий два конъюнктивных сочетания.

(2) Q1(р v q) и Q2 (m v n)), например: «Где могут быть обнаружены р или q и когда появятся m или n?»

Приведем пример смешанного вопроса, предусмотренного УПК РФ: «Содержит ли это деяние состав преступления и каким именно уголовным законом оно предусмотрено?»

Этот сложный вопрос состоит из двух простых. Первый из них — ли-вопрос: «Содержит ли это деяние состав преступления?»; его схема — ?(р).

Второй — что-вопрос: «Каким именно уголовным законом это деяние предусмотрено?»; его схема — ?Q (р). Вопросы эти связаны последовательной конъюнктивной связью: лишь получив утвердительный ответ на первый вопрос, можно ставить второй вопрос. Схема смешанного вопроса имеет следующий вид: ?(р) ^ Q(р), т.е. «Содержит ли деяние состав преступления и каким именно уголовным законом оно предусмотрено?»

4. Отношение к обсуждаемой теме.

В процессе обсуждения спорных проблем в науке, политике, судопроизводстве или деловых беседах практически важно различать два типа вопросов по их отношению к существу обсуждаемой темы. Один тип — это вопросы по существу темы, другой — не по существу темы.

  1. Вопрос по существу темы — это запрос мысли, прямо или косвенно связанный с обсуждаемой темой, ответ на который уточняет либо дополняет исходную информацию. Такие вопросы допустимы и правомерны в любом информационном общении. При этом оценка вопроса как релевантного, или по существу темы — это не формально-структурная, а информационно-содержательная задача, решение которой определяется знанием существенных характеристик обсуждаемой проблемы.
  2. Вопрос не по существу темы — это вопрос, который не имеет непосредственного отношения к обсуждаемой теме. Обычно такие вопросы лишь чисто внешне кажутся связанными с поставленной на обсуждение проблемой. Принятие и обсуждение таких вопросов часто уводит дискуссию в сторону от решения основной идеи. Нередко их используют с целью затянуть дискуссию.

092013 1539 2 Логические правильные и логические неправильные вопросы

Рисунок 1 – Типология вопросов

Вопросы «не по существу», как правило, не принимаются к обсуждению в рационально организованной дискуссии. Стороны вправе не отвечать на них, мотивированно отклонив их как не имеющих отношения к делу.

2. ВИДЫ ОТВЕТОВ

Познавательная функция вопроса реализуется в форме вновь полученного сужения — ответа на поставленный вопрос. При этом по содержанию и структуре ответ должен строиться в соответствии с поставленным вопросом. Лишь в этом случае он расценивается как релевантный, т.е. как ответ по существу поставленного вопроса, выполняющий свое основное назначение — уточнить неопределенную либо доставить новую информацию.

Если в качестве ответа приводят хотя и истинные, но содержательно не связанные с вопросом суждения, то их расценивают как ответы не по существу вопроса и обычно исключают из рассмотрения. Появление таких ответов в дискуссии или в процессе допроса — либо результат заблуждения, когда отвечающий не уловил смысла вопроса, но все же пытается как-то отвечать на него, либо сознательное стремление уйти от невыгодного ответа.

Среди ответов различают: 1) истинные и ложные; 2) прямые и косвенные; 3) краткие и развернутые; 4) полные и неполные; 5) точные (определенные) и неточные (неопределенные).

  1. Истинные и ложные ответы. По семантическому статусу, т.е.
    по отношению к действительности, ответы могут быть истинными либо ложными. Ответ расценивается как истинный, если выраженное в нем суждение правильно, или адекватно отражает действительность. Ответ расценивается как ложный, если выраженное в нем суждение неверно, или неадекватно отражает положение дел в действительности.
  2. Ответы прямые и косвенные. Это два вида ответов, различающихся областью их поиска.

Прямым называется ответ, взятый непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям. Например, прямым ответом на что-вопрос «В каком году закончилась русско-японская война?» будет суждение: «Русско-японская война закончилась в 1904 году». Прямым ответом на ли-вопрос «Является ли кит рыбой?» будет суждение: «Нет, кит не является рыбой».

<

Косвенным называется ответ, который получают из более широкой области, нежели область поиска ответа, и из которого лишь выводным путем можно получить нужную информацию. Так, для вопроса «В каком году закончилась русско-японская война?» косвенным будет следующий ответ: «Русско-японская война закончилась за один год до Первой русской революции». На вопрос «Является ли кит рыбой?» косвенным будет ответ: «Кит относится к млекопитающим животным».

При конструировании косвенного ответа на первый вопрос отвечающий располагал не только информацией о времени окончания русско-японской войны, но и о времени совершения Первой русской революции (1905 г.), а также информацией о том, что она произошла через год после окончания русско-японской войны. Во втором случае отвечающий располагал дополнительной информацией о том, что кит это млекопитающее животное и что млекопитающие и рыбы образуют два непересекающихся класса.

3.    Краткие и развернутые ответы. По грамматической форме
ответы могут быть краткими и развернутыми.

Краткие — это односложные утвердительные или отрицательные ответы: «да» или «нет».

Развернутые — это ответы, в каждом из которых повторяются все элементы вопроса. Например, на вопрос «Был ли Дж. Кеннеди католиком?» могут быть получены утвердительные ответы: краткий — «Да»; развернутый —*«Да, Дж. Кеннеди был католиком». Отрицательные ответы будут такими: краткий — «Нет»; развернутый — «Нет, Дж. Кеннеди не был католиком».

Краткие ответы, как правило, дают на простые вопросы; при сложных вопросах целесообразно пользоваться развернутыми ответами, поскольку односложные ответы в этом случае нередко оказываются двусмысленными.

4.    Полные и неполные ответы. По объему представленной в
ответе информации ответы могут быть полными или неполными.
Проблема полноты чаще всего возникает при ответах на сложные
вопросы.

Полный ответ включает информацию по всем элементам или составным частям вопроса. Например, на сложный ли-вопрос «Верно ли, что Иванов, Петров и Сидоров являются соучастниками преступления?» полным будет следующий ответ: «Иванов и Сидоров — соучастники преступления, а Петров — исполнитель». На сложный что-вопрос «Кем, когда и в связи с чем было написано стихотворение «На смерть поэта»?» полным будет следующий ответ: «Стихотворение «На смерть поэта» написано МДО. Лермонтовым в 1837 году в связи с трагической гибелью А.С. Пушкина».

Неполный ответ включает информацию относительно отдельных элементов или составных частей вопроса. Так, на приведенный выше вопрос «Верно ли, что Иванов, Петров и Сидоров являются соучастниками преступления?» — неполным будет ответ: «Нет, неверно, Петров является исполнителем».

На вопрос «Кем, когда и в связи с чем было написано стихотворение «На смерть поэта»?» неполным будет ответ: «Стихотворение «На смерть поэта» написано М.Ю. Лермонтовым в связи с трагической гибелью А.С. Пушкина».

Неполный ответ на первый вопрос не содержит информации о форме участия Иванова и Сидорова в совершении преступления, а второй ответ не указывает время написания стихотворения.

5.    Точные (определенные) и неточные (неопределенные) ответы.
Логическая зависимость между вопросом и ответом означает, что
качество ответа во многом определяется качеством вопроса. Не случайно в полемике и в процессе допроса действует правило: каков вопрос, таков и ответ. Это значит, что на расплывчатый и двусмысленный вопрос трудно получить ясный ответ; если хочешь получить точный и определенный ответ, то сформулируй точный и определенный вопрос.

Под точностью и определенностью имеется в виду логическая, т.е. понятийно-структурная характеристика вопроса. Она выражается в точности употребляемых понятий и вопросительных слов, а также в разумном использовании сложных вопросов.

Неточность вопросов выражается в двусмысленном употреблении понятий и вопросительных слов.

Двусмысленные понятия нередко используются в улавливающих, или «провокационных» вопросах, в которых содержится скрытая информация. К таким вопросам прибегали древнегреческие софисты. Один из них—софизм «рогатый», когда предлагают ответить на вопрос: «Продолжаешь ли ты носить рога?» Скрытое в этом вопросе утверждение приводит к тому, что независимо от характера ответа — «да» или «нет» — отвечающий в обоих случаях неявно признает, что у него есть или были раньше рога.

Неопределенность в ответах может быть результатом неясности используемых при постановке вопроса понятий. Примером может служить известный софизм «куча». Софист задает вопрос: «Если из кучи песка удалить одну из песчинок, останется ли куча?» На вопрос отвечают: «Да». Софист продолжает: «А если удалить еще одну песчинку, останется ли куча?» Снова ответ: «Да». Отвечающий будет, по-видимому, говорить «да» до тех пор, пока от кучи ничего не останется.

Эта уловка строится на неопределенности понятия «куча». Софист предлагает удалять из кучи по одной песчинке, но понятие «куча» не определяется через их количество, а через такие качественные характеристики, как форма и относительная величина объекта.

Точность ответа на что-вопрос зависит от степени определенности вопросительных слов: кто? что? когда? как? и т.п., которые сами по себе, без учета ситуации и контекста, не отличаются достаточной определенностью.

В вопросе «Кто открыл Америку?» под словом кто имеется в виду личность, но не ясно, по какому признаку она должны быть выделена: по национальной принадлежности, по профессии, по возрасту, по имени и т.д. Требуются уточнения и для слов: когда — эпоха, век, год, месяц, число; где — континент, страна, область, город, географические координаты и т.д.

Особые трудности возникают при ответах на сложные вопросы. Например, на конъюнктивный вопрос «Был ли Аристотель греком и автором «Одиссеи»?» краткий отрицательный ответ «Нет» будет неопределенным. Он подразумевает по меньшей мере три возможных ответа:

  1. «Аристотель был греком, но не был автором «Одиссеи»;
  2. «Аристотель не был греком, но был автором «Одиссеи»;
  3. «Аристотель не был греком и не был автором «Одиссеи».

Неопределенность в ответе возникает в случае краткого утверждения на дизъюнктивный вопрос. Например, если на вопрос «Курение вредно или аморально?» отвечают «Да», не ясно, что имеют в виду:

  1. «Курение вредно и аморально»;
  2. «Курение вредно, но не аморально»;
  3. «Курение не вредно, но аморально».

    Неопределенность кратких ответов снимается в первом случае развернутым отрицательным, а во втором — развернутым утвердительным ответом.

    Типологию ответов приведена на рис. 2.

    092013 1539 3 Логические правильные и логические неправильные вопросы

    Рисунок 2 – Типология ответов

    Знание логического механизма постановки вопросов и конструирования ответов на них служит рациональной основой успешного проведения допросов, освидетельствований, опознания и других судебно-следственных действий, продуктивных в социологии и эффективных полемических выступлений в политике.

    3. ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОПРОСОВ

    Развитие научных и практических знаний протекает как переход от ранее установленных суждений к новым, более точным и богатым по содержанию. Этот переход представляет собой последовательность следующих этапов: 1) постановка вопроса, 2) поиски новой информации в определенной области, 3) конструирование ответа на поставленный вопрос.

    Грамматической формой вопроса является вопросительное предложение.

    Вопрос — это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение исходного, или базисного знания. В процессе познания любой вопрос опирается на какое-либо исходное знание, которое выступает его базисом, выполняя роль предпосылки вопроса. Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос.

    Ответ — новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом исходное знание. Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответов. Полученное в ответе знание, расширяя либо уточняя исходную информацию, может служить базисом для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете исследования.

    Постановка вопроса и поиск информации для ответа составляют явно или неявно присущую любому познавательному процессу вопросно-ответную форму развития знаний. Она всегда выступает направляющим началом в развитии естествознания и техники. Родоначальник индуктивной логики Френсис Бэкон говорил, что мы должны уметь задавать вопросы природе. Таким же путем приобретается исходная информация в социологии, экономике, правоведении, медицине и других областях.

    Особая роль принадлежит вопросно-ответной форме в процессе судопроизводства. Поиск ответов на интересующие следствие и суд вопросы составляет основное содержание допросов, следственных экспериментов, освидетельствований, очных ставок и многих других следственных действий. В судопроизводстве вопросно-ответная форма служит процессуально-правовым алгоритмом, определяющим основные направления, важнейшие позиции и пределы судебного исследования по уголовным и гражданским делам.

    В качестве примера приведем предусмотренную Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации последовательность вопросов, разрешаемых судом при постановлении приговора.

    При постановлении приговора суд в совещательной комнате разрешает следующие вопросы: имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; содержит ли это деяние состав преступления и каким именно уголовным законом оно предусмотрено; совершил ли это деяние подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого преступления; подлежит ли подсудимый наказанию за совершенное им преступление; какое именно наказание должно быть назначено подсудимому
    и подлежит ли оно отбытию подсудимым.

    Далее в УПК РФ перечисляются еще пять подлежащих разрешению вопросов, касающихся: признания подсудимого особо опасным рецидивистом; удовлетворения гражданского иска; судьбы вещественных доказательств; судебных издержек; меры пресечения в отношении подсудимого.

    УПК РФ предусматривает также вопросы, подлежащие разрешению прокурором по делу, поступившему с обвинительным заключением; вопросы, подлежащие выяснению при предании обвиняемого суду; вопросы, разрешаемые судом при вынесении определения о применении принудительных мер медицинского характера.

    ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

    1.    Укажите, какие из следующих выражений — мышление, «мышление», «»мышление»» — можно подставить вместо X в приведенные ниже выражения, чтобы получить истинные предложения:

    а)    X – философская категория;

    б)    X – слово русского языка;

    в)    X – выражение, обозначающее слово;

    г)    X – пропитана отходами нефтепродуктов.

    ОТВЕТ

    а)    мышление – философская категория;

    б)    «мышление» – слово русского языка;

    в)    «»мышление»» – обезьяны отличается от человеческого;

    г)    мышление – выражение, обозначающее слово.

    2.    Какие из следующих выражений истинны, а какие ложны:

    а)    6 х 3 = 18;

    б)    «6 х 3» = 18;

    в)    «6 х 3» ¹ «18»;

    г)    «6 х 3 = 18».

    ОТВЕТ

    а)    6 х 3 = 18; неистинно

    б)    «6 х 3» = 18; истинно

    в)    «6 х 3» ¹ «18»; неистинно

    г)    «6 х 3 = 18». истинно

    3.    К каким семантическим категориям относятся выражения, входящие в следующие словосочетания?

    а)    Если ни один член семьи Бабочкиных не является честным человеком, и Федор — член семьи Бабочкиных, то Федор не является честным человеком.

    б)    Мать Конфуция.

    РЕШЕНИЕ

    а) Если ни один член семьи Бабочкиных не является честным человеком, и Федор – член семьи Бабочкиных, то Федор не является честным человеком.

    Данное выражение относится к условным (импликативным) суждениям, так как содержит два простых суждения, связанных логической связкой «если …, то…».

    Первое суждение – «Если ни один член семьи Бабочкиных не является честным человеком, и Федор – член семьи Бабочкиных»

    Второе суждение – «Федор не является честным человеком».

    б) Мать Конфуция

    Данное выражение семантически относится к единичному понятию.

    4.    Обобщите следующие понятия:

    а)    Исправительно-трудовые работы без заключения под стражу;

    б) Следственный эксперимент;

    в) Конституция.

    РЕШЕНИЕ

    Обобщить понятие – это значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием

    а) Исправительно-трудовые работы без заключения под стражу – Исправительно-трудовые работы без заключения – исправительно-трудовые работы – исправительные работы – уголовное наказание;

    б) следственный эксперимент – эксперимент – испытание – проверка на практике;

    в) Конституция – Основной Закон – важнейший нормативно-правовой акт.

    5.    К каким категориям относится термин «столица» в
    следующих контекстах:

    а)    Варшава — есть столица;

    б)    Столица Ирана — древний город.

    РЕШЕНИЕ

    а)    Варшава — есть столица – В данном случае термин «столица» выступает предикатом суждения, так как раскрывает признаки субъекта суждения.

    б)    Столица Ирана — древний город – В это случае термин «столица» выступает субъектом суждения, так как в рассматриваемом суждении раскрываются его признаки.

    6.    О каких методологических принципах говориться в
    следующем тексте?

    В статье 344 УПК РФ указано условие, при котором приговор признается не соответствующим деянию: «при наличии противоречивых доказательств…».

    РЕШЕНИЕ

    В данной ст. 344 УПК РФ, в котором указано условие, при котором приговор признается не соответствующим деянию: «при наличии противоречивых доказательств…», речь идет об импликативном суждении, так в наличие грамматические показатели импликации «при условии…, не признается…»

  4. Переведите на язык логики предикатов следующее суждение: «Каждый юрист знает какого-нибудь (некоторого) математика».

    РЕШЕНИЕ

    Каждый юрист (S) знает какого-нибудь (некоторого) математика (P)

    А( Все S есть некоторое Р) : 092013 1539 4 Логические правильные и логические неправильные вопросы

  5. Переведите на язык логики предикатов следующее
    выражение: «Население Владивостока больше населения
    Кропоткина».

    РЕШЕНИЕ

    Население Владивостока больше населения Кропоткина

    Здесь следует говорить о суждении об отношении между предметами.

    Записать данное суждение можно следующим образом:

    xRy

    Данная формула означает, что население Владивостока (x) больше (R) населения Кропоткина (x)

  6. В местах лишения свободы провели выборочный опрос совершивших тяжкие преступления (опросили 10 % таких лиц). Почти все они ответили, что строгие меры наказания не влияли на их решение совершить преступление. Сделали заключение, что строгие меры наказания не являются сдерживающим фактором при совершении тяжких
    преступлений. Обосновано ли это заключение? Если необоснованно, то какие методические требования, предъявляемые к научной индукции, не выполнены?

    РЕШЕНИЕ

    В данном случае следует говорить о статистическом обобщении – это умозаключение неполной индукции, в котором установленная в посылках количественная информация о частоте определенного признака в исследуемой группе (образце) переносится в заключении на все множество явлений.

    Здесь зафиксирована следующая информация:

  7. образец случаев – 10%
  8. число случаев, в которых присутствует интересующий признак – почти все;
  9. частота появления интересующего признака – почти 1.

    Как видим частота появления признака равна почти 1, что можно говорить об утвердительным заключении.

    И отсюда, верно полученное обобщение, что строгие меры наказания не являются сдерживающим фактором при совершении тяжких преступлений.

    10.    Ограничить следующие понятия:

    а)    государство;

    б)    преступление;

    в)    клевета.

    РЕШЕНИЕ

    а)    государство – суверенное государство – российское государство;

    б)    преступление – экономическое преступление ;

    в)    клевета – клевета в адрес лица.

    11. Дать полную логическую характеристику понятиям:

    а)    причина ;

    б)     бескорыстие;

    в)    Министерство юстиции.

    РЕШЕНИЕ

    а)    причина (лат. causa), явление, непосредственно обусловливающее, порождающее другое явление — следствие ;

    б)     бескорыстие – отсутствие заботы о личной выгоде ;

    в)    Министерство юстиции федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации гос. политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений, религиозных организаций и политических партий..

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.22MB | MySQL:120 | 1,336sec