Понятие как форма мышления

<

092013 1513 1 Понятие как форма мышления Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.

Любые свойства, черты, состояния предмета, которые так или иначе характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак. Например, отсутствие билета у пассажира или оружия у преступника. Признаком бесхозного имущества является то, что оно не имеет собственника или его собственник не известен.

Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.

Понятие — одна из основных форм научного познания. Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы. Например, экономическая теория сформировала такие понятия, как «товар», «капитал», «стоимость»; правовые науки — понятия «преступление», «наказание», «вина», «умысел», «правоспособность» и др.

Отражая существенное, понятия не содержат всего богатства индивидуальных признаков предметов и в этом смысле они беднее форм чувственного познания — восприятий и представлений. Вместе с тем, отвлекаясь от несущественного, случайного, они позволяют глубже проникнуть в действительность, отобразить ее с большей полнотой, на что не способно чувственное познание.

Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд логических приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Эти приемы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных признаков.

Чтобы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.

Выделение признаков связано с мысленным расчленением предмета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.

Выделение с помощью анализа признаков позволяет отличить существенные признаки от несущественных и отвлечься, абстрагироваться от последних. Мысленное выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков называется абстрагированием.

Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа, должны быть соединены в единое целое. Это достигается с помощью приема, противоположного анализу, — синтеза, представляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом.

Признаки изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения — приема, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Благодаря обобщению существенные признаки, выявленные у отдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым приложимо данное понятие.

Таким образом, устанавливая сходство (или различие) между предметами (сравнение), расчленяя сходные предметы на элементы (анализ), выделяя существенные признаки и отвлекаясь от несущественных (абстрагирование), соединяя существенные признаки (синтез) и распространяя их на все однородные предметы (обобщение), мы образуем одну из основных форм мышления — понятие.

 

 

 

 

 

 

 

2. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ; ИХ СООТНОШЕНИЕ

 

Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.

Множество предметов, которое мыслится в понятии, называется объемом понятия.

Логика оперирует также понятиями «класс» («множество»), «подкласс» («подмножество») и «элемент класса».

Классом, или множеством, называется определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Таковы, например, классы (множества) высших учебных заведений, студентов, юридических законов и т.д. На основании изучения определенного класса предметов формируется понятие об этом классе.

Класс (множество) может включать в себя подкласс, или подмножество. Например, класс, студентов включает в себя подкласс студентов юридических вузов, класс преступлений — подкласс экономических преступлений.

Отношение между классом (множеством) и подклассом (подмножеством) является отношением включения и выражается при помощи знака с: А с В. Это выражение читается: А является подклассом В. Так, если А — следователи, а В — юристы, то А будет подклассом класса В.

Классы (множества) состоят из элементов. Элемент класса — это предмет, входящий в данный класс. Так, элементами множества высших учебных заведений будут Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московская государственная юридическая академия и т.д.

Отношение элемента к классу выражается при помощи знака Î: А Î В (А является элементом класса В).

Если, например, А — учитель Иванов, а В — учителя, то А будет элементом класса В.

Различают универсальный класс, единичный класс и нулевой, или пустой, класс.

Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, называется универсальным классом (например, класс планет Солнечной системы). Если класс состоит из одного элемента, то это будет единичный класс (например, планета Юпитер); наконец, класс, который не содержит ни одного элемента, называется нулевым (пустым) классом. Пустыми классами являются, например, вечный двигатель, круглый квадрат, русалка, леший и др. Число элементов пустого класса равно нулю.

 

 

 

 

3. ВИДЫ ПОНЯТИЙ

 

Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют существенными. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называются несущественными.

Существенные признаки могут быть общими и единичными. Понятия, отражающие множество предметов, включают общие существенные признаки. Например, общие признаки человека (способность создавать орудия труда и др.) являются существенными. Понятие, отражающее один предмет (например, «Аристотель»), наряду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включает единичные признаки (основатель логики, автор «Аналитики»), без которой отличить Аристотеля от других людей и философов Древней Греции невозможно.

По объему понятия бывают единичные (одноэлементный класс «великий русский писатель А.Н.Островский») , общие (число элементов больше 1 «автомобиль, государство»), универсальные (объем которых равен универсальному классу «натуральные числа»), пустые или с 0-вым объемом (объем этих понятий — пустое множество «Бог, дед Мороз и т.п.»).

По содержанию понятия бывают конкретные (в этих понятиях подразумевается какой-либо предмет целиком «дом, свидетель»), абстрактные (в них мыслится не целый предмет, а какой-либо из его признаков, взятый отдельно от предмета «белизна, честность»), относительными (существование одного предмета невозможно без существования другого «ученик-учитель, дети-родители»), безотносительные (предметы, существующие самостоятельно «дом, человек»), положительные (характеризуют наличие в предмете какого-либо качества или отношения «грамотный человек, отстающий ученик»), отрицательные (означают то, что указанное качество отсутствует в предмете «некрасивый постубок, ненормальный человек»), собирательные (когда группа однородных предметов мыслится как единое целое «полк, стая»), несобирательные (можно отнести к каждому предмету данного класса «дом, река»).

4. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ

 

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот.

Так, увеличивая содержание понятия «государство» путем прибавления нового признака — «современный», мы переходим к понятию «современное государство», имеющему меньший объем. Увеличивая объем понятия «учебник по культурологии», переходим к понятию «учебник», имеющему меньшее содержание, так как оно не включает в себя признаки, характеризующие учебник по культурологии.

<

Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия гласит: если объем понятия увеличивается, то содержание его уменьшается и наоборот, с увеличением содержания понятия уменьшается его объем.

Если условиться изображать объем понятия в виде круга, а содержание — в виде букв, то схема будет выглядеть следующим образом (рис. ), где А — учебник, В — учебник логики, С — учебник логики для вузов.

092013 1513 2 Понятие как форма мышления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение и ограничение понятий

Используя закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия можно производить обобщение и ограничение объема понятий.

Обобщить понятие — это значит увеличить его объем.

А в соответствии с законом обратного отношения увеличения объема можно добиться уменьшением количества признаков в его содержании. Напротив,— ограничение понятий опять же в соответствии с формулировкой закона, можно достичь прибавляя признаки к содержанию некоторого понятия.

Например, ограничением понятия «произведение» будут следующие понятия — «художественное произведение», «литературное произведение», «рассказ», «рассказ А. П. Чехова» и так далее. Читая этот пример в обратном порядке, мы имеем обобщение понятия: «рассказ А. П. Чехова» — «рассказ» — «литературное произведение» — «художественное произведение».

Однако, необходимо быть внимательным. Образование сложных признаков с помощью союза «или» происходит иным путем. Союз «или» указывает, что некоторый признак присущ не всем элементам некоторого объема, а некоторой части. Поэтому прибавление простого признака с помощью союза «или» приводит не к уменьшению, а к увеличению объема и, напротив, исключение дизъюнктивного признака приводит к уменьшению объема понятия.

1. В отношении равнообъемности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают (хотя содержание различно). В отношении равнообъемности находятся, например, понятия «геометрическая фигура с тремя равными углами» и «геометрическая фигура с тремя равными сторонами». Эти понятия отражают один предмет мысли: равноугольный (равносторонний) треугольник, их объемы полностью совпадают, однако содержание различно, поскольку каждое из них содержит разные признаки треугольника.

Отношение между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая его точка — предмет, мыслимый в его объеме. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношение между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.

Так, отношение между двумя равнообъемными понятиями должно быть изображено в виде двух полностью совпадающих кругов А и В.

092013 1513 3 Понятие как форма мышления

2. В отношении пересечения (перекрещивания) находятся понятия, объем одного из которых частично входит в объем другого. Содержание этих понятий различно.

3. В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть.

Понятие, имеющее больший объем и включающее объем другого понятия, называется подчиняющим. (А), понятие, имеющее меньший объем и составляющее часть объема другого понятия, —подчиненным (В).

Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее понятие называется родом, подчиненное — видом. Понятие может быть одновременно видом (по отношению к более общему понятию) и родом (по отношению к понятию менее общему).

Если в отношении подчинения находятся общее и единичное (индивидуальное) понятия, то общее (подчиняющее) понятие является видом, а единичное (подчиненное) индивидом.

Отношения «род» — «вид» — «индивид» широко используются в логических операциях с понятиями — в обобщении, ограничении, определении и делении.

Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично, называются несовместимыми (или внеположными). Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объемов.

Существуют три вида отношений несовместимости: 1) соподчинение (координация), 2) противоположность (контрарность), 3) противоречие (контрадикторность).

Несовместимые понятия

1. В отношении соподчинения (координации) находятся два или больше неперекрещивающихся понятий, подчиненных общему для них понятию. Понятия, находящиеся в отношении подчинения к общему для них понятию, называются соподчиненными.

2. В отношении противоположности (контрарности) находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое — признаки, не совместимые с ними. Такие понятия называются противоположными (контрарными). Объемы двух противоположных понятий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для них родового понятия, видами которого они являются и которому они соподчинены. Таковы, например, отношения между понятиями «черный» и «белый», «отличник» и «неуспевающий», «дружественное государство» и «враждебное государство.

Понятие В содержит признаки, не совместимые с признаками понятия А. Объемы этих понятий не исчерпывают в своей сумме всего объема родового понятия «государство»: существуют и другие межгосударственные отношения.

3. В отношении противоречия (контрадикторности) находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает.

Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются и которому они соподчинены.

В отношении противоречия находятся положительные и отрицательные понятия: «четный» и «нечетный», «успевающий» и «неуспевающий», «дружественное государство» и «недружественное государство».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

 

 

 

1. Укажите, какие из следующих выражений – сознание, «сознание», «»сознание»« – можно подставить вместо Х в приведенные ниже выражения, чтобы получить истинные предложения:

а) Х – философская категория;

б) Х – слово русского языка;

в) Х – выражение, обозначающее слово;

г) Х – Петра находится под воздействием психотропного вещества.

 

Ответ

 

а)    «сознание» – философская категория;

б)    «сознание» – слово русского языка;

в)    «»сознание»« – выражение, обозначающее слово;

г)    сознание – Петра находится под воздействием психотропного вещества.

 

 

2. Какие из следующих выражений истинны, а какие ложны:

а) 6 × 5 = 30;

б) «6× 5» = 30;

в) «6 × 5» ≠ «30»;

г) «6 × 5 = 30».

 

Ответ

а)    6 х 5 = 30; истинно

б)    «6 х 5» = 30; ложное

в)    «6 х 5» ¹ «30»; ложное

г)    «6 х 5 = 30» истинно

 

3. К каким семантическим категориям относятся выражения, входящие в следующие словосочетания?

а) Если ни один член семьи Карповых не является честным человеком, и Александр – член семьи Карповых, то Александр не является честным человеком.

б) Мать Парменида.

 

Ответ

 

а) «если» – логический термин

«ни один» – логический термин»

«член семьи Карповых» – предиктор

«не» – логический термин

«является» – логический термин

«честный человек» – предикатор

«и» – логический термин

Александр – единичное имя «свойство»

б) Мать – предметная функция

Парменида – единичное имя.

 

4. Обобщите следующие понятия:

а) Исправительно-трудовые работы без заключения под стражу;

б) Следственный эксперимент;

в) Конституция.

 

Ответ

 

Обобщить понятие – это значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием.

а) Исправительно-трудовые работы без заключения под стражу – исправительно-трудовые работы – исправительные работы;

б) следственный эксперимент – эксперимент – научный метод – метод;

в) Конституция – Закон – документ.

 

5. К каким категориям относится термин «столица» в следующих контекстах:

а) Ереван – есть столица;

б) Столица Грузии – древний город.

 

Ответ

 

а)    Ереван — есть столица. * Относится к категории вещи

В данном случае термин «столица» выступает предикатом суждения, так как раскрывает признаки субъекта суждения.

б)    Столица Грузии — древний город – В данном случае термин «столица» имеет смысловое значение

В данном случае термин «столица» выступает субъектом суждения, так как в суждении раскрываются его признаки.

 

6. О каких методологических принципах говориться в следующем тексте?

В статье 344 УПК РФ указано условие, при котором приговор признается не соответствующим деянию: «при наличии противоречивых доказательств…».

 

Ответ

 

В данном тексте говорится о принципе непротиворечия.

7. Переведите на язык логики предикатов следующее суждение: «Каждый юрист знает какого-нибудь (некоторого) психолога».

 

Ответ

Каждый юрист (S) знает какого-нибудь (некоторого) психолога (P)

А( Все S суть Р) : 092013 1513 4 Понятие как форма мышления

 

8. Переведите на язык логики предикатов следующее выражение: «Население Перми больше населения Темрюка».

 

Ответ

Представим Пермь буквой «x»

Темрюк «y»

R выражает условие «население а больше населения б»,

Здесь следует говорить о суждении об отношении между предметами.

Записать данное суждение можно следующим образом:

xRy

Население Перми (x) больше (R) населения Темрюка (x)

 

 

9. В местах лишения свободы провели выборочный опрос совершивших тяжкие преступления (опросили 10 % таких лиц). Почти все они ответили, что строгие меры наказания не влияли на их решение совершить преступление. Сделали заключение, что строгие меры наказания не являются сдерживающим фактором при совершении тяжких преступлений. Обосновано ли это заключение? Если не обосновано, то какие методические требования, предъявляемые к научной индукции, не выполнены?

 

Ответ

Данное заключение необоснованно, так как не выполнены метод различия, сопутствующий метод, изменений, метод остатка.

10. Ограничить следующие понятия:

а) Конституция;

б) преступление;

в) революция.

 

Ответ

а) Конституция – Конституция Российской Федерации;

б) преступление– уголовное преступление

в) революция – мировая революция

 

11. Дать полную логическую характеристику понятиям:

а) причина;

б) невинность;

в) государство.

 

Ответ

а) причина – общее, несобирательное, конкретное, безотносительное понятие;

б) невинность – единичное, несобирательное, абстрактное понятие;

в) государство – единичное, общее, конкретное понятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00036 sec

WordPress: 22.7MB | MySQL:124 | 1,419sec