Предмет логики

<

092013 1515 1 Предмет логики


Вначале
логика
возникла
и
развивалась
в
недрах
философии
как
единой
науки, объединявшей
всю
совокупность
представлений
людей
об
окружающем
мире
и
самом
человеке, его
мышлении. При
этом
первоначально
законы
и
формы
правильного
мышления
изучались
в
границах
ораторского
искусства, как
одного
из
средств
воздействия
на
умы
людей, убеждения
их
в
целесообразности
определенного
поведения. Так
было
в
Древней
Индии, Древнем
Китае, Древней
Греции, Древнем
Риме, а
также
средневековой
России. Однако
в
искусстве
красноречия
логический
аспект
представляет
пока
еще
как
подчиненный, ибо
логические
приемы
служат
не
столько
цели
достижения
истины, сколько
цели
убеждения
аудитории.

Логика
как
самостоятельная
наука
начинала
формироваться
в
Индии, Китае, Греции
задолго
до
нашей
эры. На
начальных
этапах
ее
развития
в
Древней
Индии
большое
внимание
уделялось
теории
умозаключения, которое
отождествлялось
с
доказательством. В
Древнем
же
Китае
большинство
логических
теорий
было
разбросано
по
различным
трактатам, которые
посвящались
вопросам
философии, этики, политики
и
естествознания. В
них
акцентируется
внимание
на
таких
логических
проблемах, как
теория
имен, теория
высказывания, теория
рассуждения, законы
мышления.

Наиболее
обстоятельно
теоретические
проблемы
логики
были
разработаны
и
систематизированы
в
Древней
Греции. Одним
из
ее
видных
представителей
был
известный
философматериалист
Демокрит (460 – 370 до
н.э.). Онсоздатель
системы
логики, которая
была
отражена
в
специальном
трактате «О
логике, или
Каноны», состоявшем
из
трех
книг. Название «Каноны» означает «правила», «критерии». Свою
логику
Демокрит
строит
на
эмпирической
основе, поэтому
он
выступает
как
один
из
основателей
индуктивной
логики.

Проблемами
логики
занимались
также
и
древнегреческие
философыСократ (около 469 – 399 до
н.э.), Платон (428 – 347 до
н.э.). Сократ, например, считал, что
любой
предмет
может
быть
познан
лишь
в
том
случае, если
его
можно
свести
к
общему
понятию. И
судить
о
нем
необходимо
на
основе
этого
понятия. Платон, являясь
учеником
Сократа, значительное
место
отводил
в
своих
взглядах
вопросам
теории
познания
и
логики. Он
стремился
образовать
понятия
и
затем
осуществить
деление
понятия
на
его
виды. Излюбленным
логическим
приемом
Платона
была
дихотомия, т.е. деление
понятия «А» на «В» и «неВ» (например, животные
делятся
на
позвоночных
и
беспозвоночных).

Одним
из
значительных
философов
и
ученых
Древней
Греции
был
Аристотель (384 — 322 до
н.э.). Он
дал
систематическое
изложение
логики. Его
основными
трудами
в
этой
области
явились «Первая
аналитика» и «Вторая
аналитика», в
которых
дана
теория
силлогизма, определение
и
деление
понятий, теория
доказательства. Впоследствии
все
шесть
своих
логических
трактатов
он
объединил
под
общим
наименованием «Органон» (орудие
познания
действительности). Заслуга
Аристотеля
заключается
также
в
том, что
он
сформулировал
такие
законы
правильного
мышления, как
закон
тождества, закон
противоречия, закон
исключенного
третьего. Это
он
изложил
в
своем
труде «Метафизика».

Успехи
опытного
естествознания
ХVI-ХVII вв. характеризовались
прежде
всего
развитием
математики
и
механики
земных
и
небесных
тел. Ограниченность
научного
познания
того
времени
привела
к
установлению
метафизического
взгляда
на
природу
как
на
застывшую
и
неизменную
систему. Метафизический
способ
мышления
впоследствии
сказался
на
понимании
предмета
формальной
логики. Ее
законам
придали
абсолютный
характер, т.е. распространили
их
сферу
действия
не
только
на
мышление, но
и
на
окружающий
человека
природный
мир. Весомый
вклад
в
развитие
логики
внесли
французские
исследователи, прежде
всего
Р. Декарт (1596-1650). Он
сформулировал
четыре
основных
правила
любого
научного
исследования:

  1. истинно
    лишь
    то, что
    познано, проверено
    и
    доказано;
  2. расчленять
    сложное
    на
    простое;
  3. восходить
    от
    простого
    к
    сложному, от
    более
    очевидного
    к
    менее
    очевидному;
  4. исследовать
    предмет
    во
    всех
    деталях.

    Последователи
    Р. Декарта
    Арно
    и
    Николь
    в 1662 г. написали
    книгу «Логика, или
    Искусство
    мыслить», где
    поставили
    задачу
    освобождения
    логики
    Аристотеля
    от
    внесенных
    в
    нее
    последующими
    представителями
    логической
    науки
    схоластических
    ошибок.

    Немалая
    заслуга
    в
    развитии
    логики
    принадлежит
    представителям
    немецкой
    классической
    философии, особенно
    И. Канту (1724-1804) и
    Г.В.Ф. Гегелю (1770-1831). Так, И. Кант
    выступил, в
    частности, против
    абсолютизации
    законов
    логики. По
    взглядам
    И. Канта, логика
    представляет
    собой
    науку
    о
    необходимых
    законах, правилах
    рассудка
    вообще. Вот
    почему
    логика, по
    его
    рассуждениям, должна
    изучать
    форму
    мышления
    в
    отрыве
    от
    его
    содержания, т.е. независимо
    от
    объекта
    мышления. Он
    утверждал, что
    логика
    отвлекается
    от
    всякого
    содержания, а
    следовательно, и
    от
    самих
    вещей. И. Кант
    выдвинул
    новый
    тип
    логики, которую
    назвал
    трансцендентальной (от
    лат. transcendere — переступать). В
    ней
    логические
    формы
    рассматриваются
    как
    априорные (доопытные) свойства
    рассудка, обусловливающие
    возможность
    всеобщего
    и
    необходимого
    знаний
    явлений
    опыта. Позитивным
    вкладом
    в
    логику
    является
    то, что
    немецкий
    ученый
    отличал
    логическое
    основание
    и
    логическое
    следствие
    от
    реальной
    причины
    и
    реального
    следствия. И. Кант
    признавал
    также
    существование «чисто
    формальной» логики, которая
    имеет
    дело
    с «чистыми» формами
    мышления.

    Обстоятельную
    критику
    взглядам
    И. Канта
    на
    сущность
    формальной
    логики
    дал
    Г.В.Ф. Гегель. В
    то
    же
    время
    он
    критически
    относился
    вообще
    к
    формальной
    логике. Свое
    отношение
    к
    этой
    науке
    как «метафизической» он
    строил
    исходя
    из
    объективноидеалистического
    положения
    о
    тождестве
    законов
    мышления
    и
    бытия. Критику
    законов
    формальной
    логики
    Г.В. Ф. Гегель
    дал
    во
    второй
    книге
    своей
    работы «Наука
    логики», в
    разделе «Учение
    о
    сущности». По
    мнению
    Гегеля, законы
    логики
    носят
    всеобщий
    характер, распространяются
    на
    все
    сферы
    действительности. Однако
    такой
    универсальной
    логикой
    должна
    стать
    не
    формальная
    логика, а
    диалектика
    саморазвития, «инобытием» которого
    является
    внешний
    мир.

    Формализация
    и
    предельное
    абстрагирование
    от
    конкретного
    содержания
    высказываний
    позволили
    решить
    ряд
    трудных
    логических
    задач
    в
    области
    математики
    и
    нашли
    применение
    в
    работе
    электронновычислительных
    машин, теории
    программирования
    и
    т.п. Значительный
    вклад
    в
    разработку
    современной
    математической
    логики
    внесли
    наши
    отечественные
    ученые
    математики: А.П. Колмогоров, А.А. Марков, П.С. Новиков, М.В. Келдыш
    и
    др. Однако
    математическая
    логика
    не
    охватывает
    всех
    проблем
    естественной
    логики
    мышления. За
    формальной
    логикой
    остается
    ее
    познавательная
    функция
    и
    методическая
    роль
    как
    науки
    о
    законах
    и
    формах
    правильной
    мысли, ведущей
    к
    утверждению
    истины.

    Логиканаука
    о
    мышлении. Но
    в
    отличие
    от
    других
    наук, изучающих
    мышление
    человека, например
    физиологии
    высшей
    нервной
    деятельности
    или
    психологии, логика
    изучает
    мышление
    как
    средство
    познания; ее
    предметом
    являются
    законы
    и
    формы, приемы
    и
    операции
    мышления, с
    помощью
    которых
    человек
    познает
    окружающий
    его
    мир.

    Слово «логика» произошло
    от
    греческого
    слова logos — «мысль», «слово», «разум», «закономерность». Термин «логика» употребляется
    также
    для
    обозначения
    закономерностей
    объективного
    мира (например, «логика
    фактов», «логика
    вещей», «логика
    политической
    борьбы» и
    т.п.); для
    обозначения
    строгости, последовательности, закономерности
    процесса
    мышлениялогика
    мышления», «логика
    рассуждений»). Закономерный
    характер
    мышления
    является
    своеобразным
    отражением
    объективных
    закономерностей. Логика
    мышления
    есть
    отражение
    логики
    вещей.

    Вопросы, связанные
    с
    познанием
    действительности, относятся
    к
    важнейшим
    вопросам
    философии. Логика, изучающая
    познающее
    мышление
    и
    применяемая
    как
    средство
    познания, возникла
    и
    развивалась
    как
    философская
    наука
    и
    в
    настоящее
    время
    представляет
    собой
    сложную
    систему
    знаний, включающую
    две
    относительно
    самостоятельные
    науки: логику
    формальную
    и
    логику
    диалектическую.

    Мышление
    человека
    подчиняется
    логическим
    законам
    и
    протекает
    в
    логических
    формах
    независимо
    от
    науки
    логики. Люди
    мыслят
    логично, не
    зная
    ее
    правил, подобно
    тому, как
    они
    правильно
    говорят, не
    зная
    правил
    грамматики.

    Что
    касается
    логики, то
    ее
    задача
    состоит
    в
    том, чтобы
    научить
    человека
    сознательно
    применять
    законы
    и
    формы
    мышления
    и
    на
    основе
    этого
    логичнее
    мыслить
    и, следовательно, правильнее
    познавать
    окружающий
    мир.

    Знание
    логики
    повышает
    культуру
    мышления, вырабатывает
    навык
    мыслить
    более «грамотно», развивает
    критическое
    отношение
    к
    своим
    и
    чужим
    мыслям. Поэтому
    мнение, будто
    изучение
    логики
    не
    имеет
    практического
    значения, несостоятельно.

    Многие
    великие
    философы, выдающиеся
    деятели
    науки
    и
    культуры: Платон
    и
    Гоббс, Ломоносов
    и
    Чернышевский, Тимирязев
    и
    Ушинскийпридавали
    большое
    значение
    изучению
    логики, знанию
    ее
    законов, указывали
    на
    необходимость
    развивать
    способность
    к
    логическому
    мышлению. «Как
    бы
    ни
    относиться
    к
    вопросу, возрастают
    ли
    наши
    способности
    находить
    верные
    доводы
    в
    результате
    изучения
    логики
    или
    нет, — утверждает
    известный
    американский
    логик
    и
    математик
    С. Клини, — бесспорно, что
    в
    результате
    изучения
    логики
    увеличивается
    возможность
    проверять
    правильность
    рассуждений. Ведь
    логика
    дает
    методы
    анализа
    рассужденийДаже
    если
    мы
    считаем, что
    сами
    можем
    не
    ошибаться
    в
    своих
    рассуждениях, то
    все
    же
    не
    сомневаемся, что
    есть
    немало
    склонных
    ошибаться (особенно
    среди
    несогласных
    с
    нами)».

    «Логиканеобходимый
    инструмент, освобождающий
    от
    лишних, ненужных
    запоминаний, помогающий
    найти
    в
    массе
    информации
    то
    ценное, что
    нужно
    человеку, — писал
    известный
    физиолог
    академик
    Н.К. Анохин. — Она
    нужна
    любому
    специалисту, будь
    он
    математик, медик, биолог».

    Мыслить
    логичноэто
    значит
    мыслить
    точно
    и
    последовательно, не
    допускать
    противоречий
    в
    своих
    рассуждениях, уметь
    вскрывать
    логические
    ошибки. Эти
    качества
    мышления
    имеют
    большое
    значение
    в
    любой
    области
    научной
    и
    практической
    деятельности, в
    том
    числе
    и
    в
    работе
    юриста, требующей
    точности
    мышления, обоснованности
    выводов.

     

     

     

    2. СОДЕРЖАНИЕ
    МЫСЛИ
    И
    ЛОГИЧЕСКАЯ
    ФОРМА. ИСТИННОСТЬ
    И
    ПРАВИЛЬНОСТЬ
    МЫШЛЕНИЯ

     

    Освоение
    проблем
    формальной
    логики, в
    первую
    очередь, требует
    глубокого
    понимания
    ее
    объекта
    и
    предмета
    как
    науки, уяснения
    ее
    методологической
    роли
    для
    практической
    деятельности
    специалиста
    любого
    профиля, понимания
    специфики
    формальнологического
    подхода
    в
    познании
    объективной
    действительности. Определение
    предмета
    и
    значения
    логики
    имеет
    большое
    практическое
    значение, поскольку
    означает
    освоение
    прикладного
    характера
    логики, ее
    нормативных
    требований
    и
    превращение
    их
    в
    норму
    собственной
    мыслительной
    деятельности
    правоведов
    и
    экономистов.

    Человек, обладая
    сознанием, отражает
    действительность
    и
    получает
    знания
    о
    природе, обществе
    самом
    себе. Полученные
    знания
    не
    имеют
    самостоятельной
    ценности
    для
    человека; они
    необходимы
    ему
    для
    осуществления
    своей
    жизнедеятельности
    путем
    управления
    своими
    действиями
    на
    основе
    знания. Знание
    только
    тогда
    ценно, когда
    оно
    позволяет
    человеку
    правильно
    ориентироваться
    в
    мире, осуществляя
    свою
    жизнедеятельность
    в
    нем. Поэтому
    цель
    познания
    заключается
    в
    получении
    не
    любых
    знаний, а
    истинных, использование
    которых
    приводит
    к
    верным
    результатам. Под
    истиной
    в
    данном
    случае
    понимается
    адекватное (верное) отражение
    в
    сознании
    человека
    явлений
    и
    процессов
    природы, общества
    и
    мышления.

    Есть
    знания, истинность
    которых
    очевидна. Такие, например, суждения, как: «Я
    ощущаю, что
    на
    улице
    холодно», или «Я
    слышу
    какойто
    звук», отражают
    факты, которые
    человек
    познает
    в
    процессе
    непосредственного
    физического
    взаимодействия
    с
    объектом
    познания
    при
    помощи
    органов
    чувств. Такого
    рода
    факты
    принято
    называть
    очевидными, потому
    что
    они
    не
    нуждаются
    в
    доказательстве. К
    числу
    очевидных
    воспринимаемых
    непосредственных
    знаний
    относятся
    прежде
    всего
    те
    знания, которые
    являются
    результатом
    чувственного
    познания, а
    также
    внутреннего
    опытаЭто
    воспоминание
    для
    меня
    неприятно»). Путем
    чувственного
    отражения, которое
    основано
    на
    психических
    процессах, человек
    может
    познать
    отдельные
    предметы
    и
    их
    свойства.

    К
    психическим
    процессам
    относят: ощущение, восприятие, представление.

    Ощущениеэто
    отражение
    отдельных
    свойств
    предметов
    или
    явлений
    объективного
    мира, непосредственно
    Бездействующих
    на
    органы
    чувств. Например, отражение
    свойств
    теплого, холодного, черного, белого, горького, сладкого
    и
    т.д.

    Восприятие
    представляет
    собой
    целостное
    отражение
    внешнего
    мира, непосредственно
    воздействующего
    на
    органы
    чувств. Например, образ
    самолета, моря, леса, луга
    и
    т.д.

    Представлениеэто
    чувственный
    образ
    предмета (вещи), в
    данный
    момент
    не
    воспринимаемого
    человеком, но
    воспринятого
    ранее
    в
    той
    или
    иной
    мере. Примерами
    воспроизводящего
    представления
    являются
    образы
    своего
    дома, образы
    родных
    и
    близких
    людей, которых
    мы
    сейчас
    не
    видим, образы
    тех
    мест, где
    человек
    когдато
    отдыхал
    и
    т.д. Представление
    может
    быть
    не
    только
    воспроизводящим, но
    и
    творческим, в
    том
    числе
    фантастическим. Следует
    подчеркнуть, что
    творческое
    представление
    у
    человека
    может
    возникнуть
    и
    благодаря
    словесному
    описанию.

    Кроме
    непосредственных
    знаний, есть
    знания, истинность
    которых
    видна
    опосредствованно, т.е. через
    посредство
    других
    знаний. Все
    те
    факты, которые
    совершаются
    в
    нашем
    отсутствии (например, прошедшие
    или
    будущие
    явления) могут
    быть
    познаны
    только
    опосредствовано. К
    примеру, по
    многочисленным
    памятникам
    русским
    воинам
    и
    остаткам
    военных
    сооружений
    и
    укреплений
    на
    Бородинском
    поле
    можно
    представить, какое
    здесь
    было
    грандиозное
    сражение. Если
    бы
    мы 5-7 сентября 1812 г. были
    бы
    на
    этом
    месте, то
    мы
    непосредственно
    восприняли
    бы
    это
    сражение. Таким
    образом, опосредствованное
    знание
    доказывается, делается
    убедительным, очевидным
    при
    помощи
    знаний
    непосредственных, а
    это
    осуществляется
    на
    уровне
    абстрактного
    мышления. Чувственное
    отражение
    является
    основой
    абстрактного
    мышления, которое
    позволяет
    познавать
    законы
    мира, сущность
    предметов. Абстрактное
    мышление
    отражает
    мир
    и
    его
    процессы
    глубже
    и
    полнее, чем
    чувственное
    познание. Но, чтобы
    этого
    добиться, надо
    правильно
    мыслить. Поэтому
    логику
    иногда
    называют
    наукой
    о
    правильном
    мышлении. Таким
    образом, объектом
    логики
    как
    науки
    выступает
    абстрактное
    мышление.

    Но
    мышлениеэто
    сложный, многосторонний
    процесс, высшая
    форма
    познания
    мира, свойственная
    только
    человеку. Основными
    формами
    абстрактного
    мышления
    являются
    понятия, суждения
    и
    умозаключения.

    Понятиеформа
    мышления, в
    которой
    отражаются
    существенные
    признаки
    одноэлементного
    класса
    или
    класса
    однородных
    предметов. Понятия
    в
    языке
    выражаются
    словами (например, «дерево», «самолет») или
    группой
    слов, т.е. словосочетаниями, например, «студент
    гуманитарного
    института», «создатель
    художественных
    картин», «река
    Дон», «космический
    корабль» и
    др.

    Суждение
    представляет
    собой
    форму
    мышления, в
    которой
    чтолибо
    утверждается
    или
    отрицается
    о
    предметах, их
    свойствах
    или
    отношениях. Суждение
    выражается
    в
    форме
    повествовательного
    предложения. Суждения
    бывают
    простыми
    и
    сложными. Пример
    простого
    суждения: «Колорадский
    жук
    опустошает
    картофельное
    поле». Пример
    сложного
    суждения: «Наступила
    осень, и
    лебеди
    улетают». Оно
    состоит
    из
    двух
    простых
    суждений.

    Умозаключениеэто
    такая
    форма
    мышления, посредством
    которой
    из
    одного
    или
    нескольких
    суждений, называемых
    посылками, по
    определенным
    правилам
    получается
    заключение. Виды
    умозаключений
    и
    изучает
    логика. Приведем
    пример.

    Все
    металлывещества

    Железометалл

    Железовещество

    Первые
    два
    суждения, которые
    находятся
    над
    чертой, называются
    посылками, а
    третье
    суждение
    называется
    заключением.

    Необходимо
    отметить, что
    в
    процессе
    познания
    человек
    стремится
    к
    достижению
    истинного
    знания. Развиваясь
    на
    основе
    общественнотрудовой
    деятельности, внутренняя
    структура
    мыслительного
    процесса
    формировалась
    в
    соответствии
    с
    закономерностями
    природы
    и
    свойствами
    человеческого
    мозга. Логическая
    форма
    обусловлена
    наиболее
    общими, чаще
    всего
    встречающимися
    свойствами, непосредственными
    связями
    и
    отношениями
    реального
    мира. Поэтому
    она
    вполне
    закономерно
    выражает
    устойчивые
    черты
    любого
    правильного
    мышления.

    Логическая
    форма
    представляет
    собой
    исторически
    установившийся
    способ
    связи
    между
    составными
    элементами
    человеческой
    мысли. При
    этом
    в
    каждом
    мыслительном
    акте
    можно
    выделить
    как
    предмет
    мысли, так
    и
    то, что
    мыслится
    о
    предмете: его
    свойствах, состоянии, действиях, а
    также
    отношениях
    с
    другими
    предметами. Мысль
    о
    предмете
    вступает
    в
    логические
    связи
    с
    другими
    мыслями
    в
    доказательном
    рассуждении, умозаключении
    и
    т.д. Связь
    элементов
    правильной
    мысли
    носит
    устойчивый
    характер, который
    обусловлен
    исторически
    сложившейся
    внутренней
    структурой
    мыслительного
    процесса. Свои
    формальные
    операции
    и
    законы
    логика
    не
    излагает
    произвольно, а
    лишь
    отражает
    и
    формулирует
    в
    них
    объективно
    закономерные
    отношения
    между
    структурными
    элементами
    мысли. Такие
    отношения
    в
    конечном
    счете
    определяются
    наиболее
    общими
    свойствами
    объективного
    мира.

    Необходимо
    подчеркнуть, что
    логику
    в
    мышлении
    интересует
    отнюдь
    не
    все. Ряд
    важных
    проблем, в
    том
    числе
    сущность
    мышления, его
    генезис
    и
    отношение
    к
    материальному
    миру, а
    также
    его
    познавательные
    возможности
    изучает
    философия. Физиология, в
    свою
    очередь, интересуется
    тем, как
    зависит
    мышление
    от
    состояния
    мозга, материального
    субстрата
    мысли. Психология
    изучает
    условия
    нормального
    функционирования
    и
    развития
    мышления, влияние
    на
    него
    социальнопсихологической
    среды, чувств. Генетика
    старается
    раскрыть
    тайны
    наследования
    детьми
    от
    родителей
    способностей
    к
    какойлибо
    деятельности. Ученыекибернетики
    изучают
    технические
    возможности
    моделирования
    человеческого
    мышления. Свою
    специфическую
    сторону
    мышления
    изучает
    логика.

    <

    Выяснение
    специфической
    особенности
    логической
    формы
    служит
    предпосылкой
    для
    определения
    предмета
    формальной
    логики. Он, как
    и
    предмет
    любой
    науки, представляет
    объективный
    характер. Формальная
    логика
    изучает
    объективно
    сложившуюся
    структуру
    мыслительного
    процесса, установившиеся
    связи
    понятий
    и
    суждений
    при
    выведении
    нового
    знания
    в
    умозаключениях. Вполне
    естественно, что
    устойчивые
    связи
    элементов
    правильной
    мысли
    приобретают
    характер
    законов. Анализ
    таких
    связей
    наряду
    с
    описанием
    структурных
    форм
    мышления
    составляет
    предмет
    изучения
    формальной
    логики. Логика
    есть
    наука
    о
    законах
    и
    формах
    правильного
    мышления.

    Задача
    формальной
    логикиустановить
    правила
    обеспечения
    стройности
    и
    последовательности
    истинного
    мышления. Не
    охватывая
    всех
    сторон
    познавательного
    процесса, формальная
    логика
    не
    представляет
    собой
    всеобщего
    метода
    познания. Законы
    этой
    науки
    остаются
    специфическими
    законами
    мышления, они
    не
    распространяются
    на
    всю
    окружающую
    действительность.

    Особенностью
    предмета
    формальной
    логики
    служит
    также
    анализ
    форм
    и
    законов
    мышления
    вне
    их
    возникновения
    и
    развития.

    Следует
    подчеркнуть, что
    логика
    берет
    уже
    сложившуюся
    форму, рассматривая
    ее
    как
    нечто
    устоявшееся, без
    всякой
    собственной
    истории. Сложный
    процесс
    формирования
    и
    совершенствования
    внутренней
    структуры
    мысли
    лежит
    за
    пределами
    предмета
    логики; она
    раскрывает
    форму
    мышления
    вне
    связи
    с
    историческим
    развитием
    познания.

    Логическая
    форма
    и
    законы
    мышления
    являются
    общими
    для
    всех
    людей. Внутренняя
    структура
    мысли, как
    и
    синтаксические
    правила
    языка, непосредственно
    вплетены
    в
    конкретную
    деятельность
    человека, определяются
    свойствами
    и
    отношениями
    объективного
    мира.

    Так, вполне
    очевидно, что
    в
    содержательном
    плане
    мысли
    юриста
    отличаются
    от
    мыслей
    биолога, музыкант
    думает
    иначе, нежели
    экономист; ученый
    использует
    в
    своих
    исследованиях
    такие
    понятия
    и
    термины, которые
    не
    употребляются
    в
    повседневном
    мышлении.

    Однако
    во
    многих
    различных
    по
    содержанию
    мыслях
    можно
    обнаружить
    нечто
    существенно
    общее. Общее
    характеризуется
    не
    конкретным
    содержанием
    этих
    мыслей, а
    схемой, способом
    построения. Дело
    в
    том, что
    логический
    строй
    мышления
    человека
    обладает
    важнейшей
    особенностьюкакую
    бы
    словесную
    оболочку
    не
    принимали
    наши
    мысли, на
    каком
    бы
    языке
    они
    не
    излагались, они
    обязательно
    должны
    принять
    общечеловеческие
    формы. Без
    этого
    невозможны
    осуществление «обмена» мыслями
    людей
    разных
    поколений
    и
    профессий, а
    также
    взаимное
    понимание
    представителей
    различных
    стран
    и
    народов. Единство
    человеческого
    мышления
    обусловлено
    единством
    материального
    мира
    и
    его
    законов, отражающихся
    в
    законах
    человеческого
    мышления.

    Великий
    русский
    писательмыслитель
    Л.Н. Толстой
    не
    без
    основания
    считал, что «мысльначало
    всего. И
    мыслями
    можно
    управлять. И
    потому
    главное
    дело
    совершенствования: работать
    над
    мыслями». Управлять
    мыслью
    можно
    по
    следующим
    направлениям:

  • со
    стороны
    содержания, т.е. предельно
    просто
    и
    всесторонне
    отражать
    основные
    признаки
    исследуемого
    объекта;
  • со
    стороны
    логической
    формы (структуры) нашей
    мысли, добиваясь
    ее
    определенности, непротиворечивости, последовательности
    и
    обоснованности.

    Первое
    направление
    исследуется
    диалектической
    логикой, а
    второелогикой
    формальной, которая
    и
    является
    объектом
    нашего
    внимания. Но
    формальная
    логика, хотя
    и
    отвлекается
    от
    конкретного
    содержания
    мыслей, вовсе
    не
    пренебрегает
    вопросом
    о
    том, являются
    истинными
    или
    ложными
    те
    утверждения, которыми
    мы
    оперируем
    в
    мышлении. В
    зависимости
    от
    того, истинны
    или
    ложны
    исходные
    утверждения, можно
    получить
    истину
    или
    ложь
    в
    выводе. Поэтому
    формальная
    логика, чтобы
    быть
    средством
    обнаружения
    истины, должна
    на
    основе
    изучения
    формальных
    структур
    мышления
    обнаруживать
    законы
    зависимости
    между
    истинными
    и
    ложными
    суждениями.

    Вот
    почему
    формальная
    логика
    позволяет
    отвлекаться
    от
    содержания
    объекта
    и
    концентрировать
    внимание
    только
    на
    формах, в
    которых
    протекает
    тот
    или
    иной
    мыслительный
    процесс. Эти
    аспекты
    взаимозависимости
    логики
    и
    мышления
    определяют
    особенности
    логики
    как
    науки.

    Таким
    образом, логикаэто
    наука
    об
    общезначимых
    формах
    и
    средствах
    мысли, необходимых
    для
    рационального
    познания
    в
    любой
    области. Следовательно, предмет
    логики
    составляют:

    1. Законы, которым
    подчиняется
    мышление
    в
    процессе
    познания
    объективного
    мира.

    2. Формы
    мыслительного
    процессапонятия, суждения
    и
    умозаключения.

    3. Методы
    получения
    нового
    выводного
    знаниясходства, различия
    сопутствующих
    изменений, остатков
    и
    другие.

    4. Способы
    доказательства
    истинности
    полученных
    знаний: прямое
    и
    косвенное
    доказательство, опровержение
    и
    т.д.

    Итак, логика (в
    наиболее
    широком
    понимании
    ее
    предмета) исследует
    структуру
    мышления, раскрывает
    лежащие
    в
    его
    основе
    закономерности. При
    этом
    абстрактное
    мышление, обобщенно, опосредствованно
    и
    активно
    отражая
    действительность, неразрывно
    связано
    с
    языком. Языковые
    выражения
    являются
    той
    реальностью, строение
    и
    способ
    употребления
    которой
    дает
    нам
    знание
    не
    только
    о
    содержании
    мыслей, но
    и
    об
    их
    формах, о
    законах
    мышления. Поэтому
    в
    исследовании
    языковых
    выражений
    и
    отношений
    между
    ними
    логика
    видит
    одну
    из
    своих
    основных
    задач. А
    язык
    в
    целом
    является
    при
    этом
    косвенным
    объектом
    ее
    внимания
    и
    интереса.

    Мысль
    человека
    всегда
    выражена
    языком, которым
    в
    широком
    смысле
    называют
    любую
    знаковую
    систему, выполняющую
    функции
    формирования, хранения
    и
    передачи
    информации
    и
    выступающую
    средством
    общения
    между
    людьми. Вне
    языка
    могут
    быть
    переданы
    только
    посредством
    мимики
    или
    жестов
    неясные
    побуждения, волевые
    импульсы, которые
    хотя
    и
    важны, однако
    несравнимы
    с
    речью, раскрывающей
    замыслы, чувства
    и
    переживания
    человека. Однако
    связь
    языка
    и
    мышления
    достаточно
    сложна.

    Язык
    и
    мышление
    образуют
    единство: без
    мышления
    не
    может
    быть
    языка, и
    мышление
    без
    языка
    невозможно. Выделяют
    два
    основных
    аспекта
    этого
    единства:

  • генетический, который
    выражается
    в
    том, что
    возникновение
    языка
    было
    тесно
    связано
    с
    возникновением
    мышления, и
    наоборот;
  • функциональныйязыки
    мышление
    в
    сегодняшнем, развитом
    состоянии, представляют
    собой
    такое
    единство, стороны
    которого
    взаимно
    предполагают
    друг
    друга.

    Однако
    это
    вовсе
    не
    означает, что
    язык
    и
    мышление
    тождественны
    друг
    другу. Между
    ними
    существуют
    и
    определенные
    различия.

    Вопервых, отношение
    между
    мышлением
    и
    языком
    в
    процессе
    отражения
    человеком
    мира
    не
    может
    быть
    представлено
    в
    виде
    простого
    соответствия
    мыслительных
    и
    языковых
    структур. Обладая
    относительной
    самостоятельностью, язык
    специфическим
    образом
    закрепляет
    в
    своих
    формах
    содержание
    мыслительных
    образов. Специфика
    языкового
    отражения
    заключается
    в
    том, что
    абстрагирующая
    работа
    мышления
    не
    прямо
    и
    непосредственно
    воспроизводится
    в
    формах
    языка, а
    закрепляется
    в
    них
    особым
    образом. Поэтому
    язык
    часто
    называют
    вторичной, косвенной
    формой
    отражения, так
    как
    мышление
    отражает, познает
    предметы
    и
    явления
    объективной
    действительности, а
    язык
    обозначает
    их
    и
    выражает
    в
    мысли, т.е. они
    различаются
    по
    своим
    функциям.

    Вовторых, различие
    существует
    и
    в
    строении
    языка
    и
    мышления. Основными
    единицами
    мышления
    являются
    понятия, суждения
    и
    умозаключения. Составными
    частями
    языка
    являются: фонема, морфема, лексема, предложение (в
    речи), аллофон (звук) и
    другие.

    Втретьих, в
    формах
    мышления
    и
    языка
    действительные
    процессы
    получают
    упрощенное
    в
    известном
    смысле
    отражение, но
    в
    каждом
    случае
    это
    происходит
    поразному. Мышление
    фиксирует
    противоречивые
    моменты
    любого
    движения. Развиваясь
    само, оно
    воспроизводит
    в
    идеальных
    образах
    с
    разной
    степенью
    глубины
    и
    детализации, постепенно
    приближаясь
    к
    полному
    охвату
    предметов
    и
    их
    определенности, к
    постижению
    сущности. А
    там, где
    начинается
    закрепление, вступает
    в
    свои
    права
    язык. Язык
    как
    форма
    отражения
    мира, подобно
    мыслительным
    образам, может
    представлять
    действительность
    более
    или
    менее
    полно, приблизительно
    верно. Закрепляя
    в
    своих
    формах
    содержание
    мыслительных
    образов, язык
    выделяет
    и
    подчеркивает
    в
    них
    то, что
    ранее
    было
    сделано
    мышлением. Однако
    делает
    он
    это
    с
    помощью
    своих, специально
    выработанных
    для
    этого
    средств, в
    результате
    чего
    в
    формах
    языка
    достигается
    адекватное
    воспроизведение
    характеристик
    объективной
    реальности.

    Вчетвертых, язык
    развивается
    под
    влиянием
    предметной
    деятельности
    и
    традиций
    культуры
    общества, а
    мышление
    связано
    с
    овладением
    законами
    логики
    субъектом, с
    его
    познавательными
    способностями.

    Поэтому
    овладение
    языком, грамматическими
    формами, лексикой
    является
    предпосылкой
    для
    формирования
    мышления. Не
    случайно
    известный
    отечественный
    психолог
    Л.С. Выготский
    подчеркивал, что
    мысль
    никогда
    не
    равна
    прямому
    значению
    слова, однако
    она
    и
    невозможна
    без
    слов. Язык
    и
    мышление, находясь
    в
    таком
    противоречивом
    единстве, оказывают
    друг
    на
    друга
    взаимное
    влияние. С
    одной
    стороны: мышление
    представляет
    содержательную
    основу
    для
    языка, для
    речевых
    выражений; мышление
    контролирует
    использование
    языковых
    средств
    в
    речевой
    деятельности, саму
    речевую
    деятельность, управляет
    использованием
    языка
    в
    коммуникации; в
    своих
    формах
    мышление
    обеспечивает
    освоение
    и
    наращивание
    знания
    языка
    и
    опыта
    его
    употребления; мышление
    определяет
    уровень
    языковой
    культуры; обогащение
    мышления
    ведет
    к
    обогащению
    языка.

    С
    другой
    стороны: язык
    является
    средством
    формирования
    и
    формулирования
    мысли
    во
    внутренней
    речи; язык
    выступает
    по
    отношению
    к
    мышлению
    в
    качестве
    основного
    средства
    вызова
    мысли
    у
    партнера, ее
    выражения
    во
    внешней
    речи, тем
    самым
    делая
    мысль
    доступной
    для
    других
    людей; язык
    представляет
    собой
    средство
    мышления
    для
    моделирования
    мысли; язык
    представляет
    мышлению
    возможность
    управлять
    мыслью, так
    как
    оформляет
    мысль, придает
    ей
    форму, в
    которой
    мысль
    легче
    обрабатывать , перестраивать, развивать; язык
    по
    отношению
    к
    мышлению
    выступает
    как
    средство
    воздействия
    на
    действительность, средство
    прямого, а
    чаще
    всего
    косвенного
    преобразования
    действительности
    через
    практическую
    деятельность
    людей, управляемую
    мышлением
    с
    помощью
    языка; язык
    выступает
    в
    качестве
    средства
    тренировки, оттачивания, совершенствования
    мышления.

    Таким
    образом, соотношение
    языка
    и
    мышления
    разнообразно
    и
    существенно. Главное
    в
    этом
    соотношении: как
    для
    мышления
    необходим
    язык, так
    и
    для
    языка
    необходимо
    мышление.

     

     

    3. ПОНЯТИЕ
    ЛОГИЧЕСКОГО
    ЗАКОНА

     

    Закон
    в
    научном
    знании
    представляет
    собой
    не
    что
    иное, как
    необходимую
    связь
    между
    теми
    или
    иными
    явлениями. С
    его
    помощью, зная
    одни
    из
    них, можно
    предвидеть, каковы
    будут
    другие, связанные
    с
    первыми. Так, законы
    теплового
    расширения
    позволяют
    заранее
    определить
    изменение
    линейных
    размеров
    тел
    при
    заданном
    изменении
    температуры, поскольку
    первые
    жестко
    обусловлены
    последней. С
    помощью
    законов
    экономики
    можно
    точно
    так
    же
    прогнозировать, какое
    влияние
    на
    рентабельность
    предприятий
    окажет
    ожидаемое
    удорожание
    сырья
    и
    материалов; основанием
    для
    прогнозов
    и
    здесь
    является
    жесткая
    связь
    между
    тем
    и
    другим. Аналогично
    этому
    и
    логические
    законы
    также
    представляют
    собой
    необходимые, нерасторжимые
    связи
    между
    мыслями
    и
    с
    их
    помощью, установив
    истинность (или
    ложность) исходных
    высказываний, можно
    определить
    истинность
    или
    ложность
    других, обусловленных
    необходимыми
    связями
    с
    первыми. Или
    иначе: признавая
    какоето
    высказывание
    за
    истинное, мы
    вынуждены
    признавать
    и
    многие
    другие, вытекающие
    из
    него
    высказывания, а
    также
    отвергать
    те, которые
    несовместимы
    с
    ним. Впрочем, в
    практике
    умственной
    деятельности
    чаще
    приходится
    решать
    обратную
    задачу: имея
    уже
    выполненное
    рассуждение, проверить, в
    самом
    ли
    деле
    оно
    соответствует
    законам
    логики, то
    есть, вытекают
    ли
    сделанные
    в
    нем
    выводы
    из
    тех
    мыслей, которые
    взяты
    в
    нем
    за
    исходные. Но
    в
    принципе
    это
    ничего
    не
    меняет
    в
    существе
    самих
    законов; они
    получают
    в
    этом
    случае
    лишь
    немного
    другое
    применение, не
    переставая
    играть
    свою
    методологическую
    роль
    в
    мыслительной
    деятельности. Знание
    законов
    логики
    и
    умение
    пользоваться
    ими
    избавляет
    от
    ошибок
    в
    рассуждениях, исключает
    необоснованные
    выводы, предохраняет
    от
    путаницы.

    Как
    и
    во
    всякой
    иной
    науке, законов
    и
    правил
    логики
    очень
    много, даже
    неохватно
    много. Речь
    в
    данном
    случае
    пойдет
    только
    о
    самых
    первых, тех, по
    отношению
    к
    которым
    остальные
    являются
    производными. Три
    из
    них
    сформулированы
    Аристотелем: закон (запрета) противоречия, закон
    тождества, закон
    исключенного
    третьего, четвертый
    закондостаточного
    основаниявыдвинут
    немецким
    математиком
    и
    философом
    семнадцатоговосемнадцатого
    веков
    Лейбницем.

    Существует
    три
    фундаментальных
    свойства
    логической
    мыслиопределенность, последовательность
    и
    обоснованность. Они
    являются
    обязательными
    для
    мышления, когда
    оно
    занимается
    рассуждением. Основные
    законы
    логики
    отражают
    эти
    специфические
    черты
    мыслительной
    деятельности
    и
    в
    этом
    смысле
    производны
    от
    них. Определенность
    означает, что
    любая
    вещь, ставшая
    предметом
    логического
    анализа, обязательно
    должна
    мыслиться
    в
    совокупности
    одних
    и
    тех
    же
    однажды
    выделенных
    признаков; они
    задаются
    при
    определении
    понятий, и
    не
    могут
    бесконтрольно
    изменяться
    в
    рамках
    одного
    и
    того
    же
    рассуждения. Под
    последовательностью
    имеют
    в
    виду, что, приняв
    какоелибо
    положение
    за
    истинное, необходимо
    принимать
    и
    все
    вытекающие
    из
    него
    следствия, придерживаться
    их
    неукоснительно. Обоснованность
    отражает
    факт
    взаимозависимости
    любых
    мыслей
    от
    многих
    других; в
    логике
    можно
    рассматривать
    только
    такие
    высказывания, которые
    могут
    быть
    обоснованы, выведены
    из
    других
    положений. Содержание
    обоснованности
    раскрывается
    законом
    достаточного
    основания, в
    то
    время
    как
    другие
    фундаментальные
    свойства
    логической
    мысли
    выражаются
    через
    комбинацию
    остальных
    законов
    логики.

    Закон
    обратного
    отношения
    между
    объемом
    и
    содержанием
    понятия
    гласит: если
    объем
    понятия
    увеличивается, то
    содержание
    его
    уменьшается
    и
    наоборот, с
    увеличением
    содержания
    понятия
    уменьшается
    его
    объем
    .

    Среди
    множества
    логических
    законов
    логика
    выделяет
    четыре
    основных, выражающих
    коренные
    свойства
    логического
    мышленияего
    определенность, непротиворечивость, последовательность
    и
    обоснованность. Это
    законы
    тождества, непротиворечия, исключенного
    третьего
    и
    достаточного
    основания. Они
    действуют
    в
    любом
    рассуждений, в
    какой
    бы
    логической
    форме
    оно
    ни
    протекало
    и
    какую
    бы
    логическую
    операцию
    ни
    выполняло. Наряду
    с
    основными
    логика
    изучает
    законы
    двойного
    отрицания, контрапозиции, де
    Моргана
    и
    многие
    другие, которые
    также
    действуют
    в
    мышлении, обусловливая
    правильную
    связь
    мыслей
    в
    процессе
    рассуждения.

    Любая
    мысль
    в
    процессе
    рассуждения
    должна
    иметь
    определенное, устойчивое
    содержание. Это
    коренное
    свойство
    мышленияего
    определенностьвыражает
    закон
    тождества:

    всякая
    мысль
    в
    процессе
    рассуждения
    должна
    быть
    тождественна
    самой
    себе (а
    есть
    а,
    или
    а=а, где
    под
    а
    понимается
    любая
    мысль).

    Закон
    тождества
    может
    быть
    выражен
    формулой
    р–>р (если
    р, то
    р), где
    рлюбое
    высказывание, —> — знак
    импликации.

    Из
    закона
    тождества
    следует: нельзя
    отождествлять
    различные
    мысли, нельзя
    тождественные
    мысли
    принимать
    за
    нетождественные. Нарушение
    этого
    требования
    в
    процессе
    рассуждения
    нередко
    бывает
    связано
    с
    различным
    выражением
    одной
    и
    той
    же
    мысли
    в
    языке.

    Логическое
    мышление
    характеризуется
    непротиворечивостью. Противоречия
    разрушают
    мысль, затрудняют
    процесс
    познания. Требование
    непротиворечивости
    мышления
    выражает
    формальнологический
    закон
    непротиворечия: два
    несовместимых
    друг
    с
    другом
    суждения
    не
    могут
    быть
    одновременно
    истинными; по
    крайней
    мере
    одно
    из
    них
    необходимо
    ложно.

    Этот
    закон
    формулируется
    следующим
    образом: неверно, что
    а
    и
    неа
    (не
    могут
    быть
    истинными
    две
    мысли, одна
    из
    которых
    отрицает
    другую). Он
    выражается
    формулой
    ù (р
    Ù
    ù
    р
    ) (неверно, что
    р
    и
    нер
    одновременно
    истинны
    ). Под
    р
    понимается
    любое
    высказывание, под
    ù
    р
    отрицание
    высказывания
    р, знак
    ù
    перед
    всей
    формулойотрицание
    двух
    высказываний, соединенных
    знаком
    конъюнкции.

    Закон
    непротиворечия
    действует
    в
    отношении
    всех
    несовместимых
    суждений.

    Закон
    непротиворечия
    действует
    по
    отношению
    ко
    всем
    несовместимым
    друг
    с
    другом
    суждениям. Он
    устанавливает, что
    одно
    из
    них
    необходимо
    ложно. Вопрос
    о
    втором
    суждении
    остается
    открытым: оно
    может
    быть
    истинным, но
    может
    быть
    и
    ложным.

    Закон
    исключенного
    третьего
    действует
    только
    в
    отношении
    противоречащих (контрадикторных) суждений. Он
    формулируется
    следующим
    образом: два
    противоречащих
    суждения
    не
    могут
    быть
    одновременно
    ложными, одно
    из
    них
    необходимо
    истинно: а
    есть
    либо b, либо
    не-b.
    Истинно
    либо
    утверждение
    некоторого
    факта, либо
    его
    отрицание.

    Этот
    закон
    можно
    записать
    с
    помощью
    дизъюнкции: р
    Úù
    р
    , где
    рлюбое, высказывание, ù
    р
    отрицание
    высказывания
    р.

    Наши
    мысли
    о
    какомлибо
    факте, явлении, событии
    могут
    быть
    истинными
    или
    ложными. Высказывая
    истинную
    мысль, мы
    должны
    обосновать
    ее
    истинность, т.е. доказать
    ее
    соответствие
    действительности. Так, выдвигая
    обвинение
    против
    подсудимого, обвинитель
    должен
    привести
    необходимые
    доказательства, обосновать
    истинность
    своего
    утверждения. В
    противном
    случае
    обвинение
    будет
    необоснованным.

    Требование
    доказанности, обоснованности
    мысли
    выражает
    закон
    достаточного
    основания: всякая
    мысль
    признается
    истинной, если
    она
    имеет
    достаточное
    основание. Если
    есть
    b,
    то
    есть
    и
    его
    основание
    а.

    Таким
    образом, достаточным
    основанием
    какойлибо
    мысли
    может
    быть
    любая
    другая, уже
    проверенная
    и
    установленная
    мысль, из
    которой
    с
    необходимостью
    вытекает
    истинность
    данной
    мысли
    .

    Если
    из
    истинности
    суждения
    а
    следует
    истинность
    суждения
    b,
    то
    а
    будет
    основанием
    для
    b,
    а bследствием
    этого
    основания.

    Связь
    основания
    и
    следствия
    является
    отражением
    в
    мышлении
    объективных, в
    том
    числе
    причинноследственных
    связей, которые
    выражаются
    в
    том, что
    одно
    явление (причина) порождает
    другое
    явление (следствие).

    Закон
    достаточного
    основания
    имеет
    важное
    теоретическое
    и
    практическое
    значение. Фиксируя
    внимание
    на
    суждениях, обосновывающих
    истинность
    выдвинутых
    положений, этот
    закон
    помогает
    отделить
    истинное
    от
    ложного
    и
    прийти
    к
    верному
    выводу.

     

     

     


    ПРАКТИЧЕСКАЯ
    ЧАСТЬ

     

    1. К
    каким
    видам
    относятся
    следующие
    понятия: «Презумпция
    невиновности», «невиновный», «Обвиняемый», «Неправда», «Ложь»

    ОТВЕТ:

    «Презумпция
    невиновности» – безотносительное;

    «Невиновный» – конкретное, отрицательное
    понятие;

    «Обвиняемый» – конкретное
    понятие;

    «Неправда» – абстрактное
    понятие, отрицательное
    понятие;

    «Ложь» – абстрактное
    понятие

     

    2. Обобщите
    следующие
    понятие «трудовое
    право», «республика», «рабочий», «правовая
    защита», «правовое
    государство»

    ОТВЕТ

    Трудовое
    правосистема
    юридических
    норм

    Республикаформа
    правления;

    Рабочийработник

    Правовая
    защитаадвокатура;

    Правовое
    государствогражданское
    общество;

     

    3. Ограничьте
    следующие
    понятия:

    монархическая
    форма
    правлениямонархкоролькороль
    Великобритании;

    дарениеделать
    подарокподарить
    Иванову

    массовая
    ценностьценность
    для
    человека


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.41MB/0.00228 sec

WordPress: 23.43MB | MySQL:118 | 2,955sec