Проблемы логики в задачах и решениях » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Проблемы логики в задачах и решениях

<

092013 1448 1 Проблемы логики в задачах и решениях Вариант № 1.

 

1. Установите объем и содержание понятий:

Федеративная республика;

Столица;

2. Дайте логическую характеристику понятиям (определить вид понятий по содержанию и объему).

Беспечный;

Сила.

3. Приведите по два предложения, в которых данные понятия, использовались бы в разных смыслах (собирательном и несобирательном).

Книга;

Компьютер;

4. Совместимы или
несовместимы эти понятия?

Книга, библиотека;

Деяние, преступление;

5. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

Населенный пункт, село, город, город России, столица;

Февраль, сентябрь, зимний месяц, летний месяц, календарный месяц;

6. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях (для всех вариантов – одинаковые задания):

092013 1448 2 Проблемы логики в задачах и решениях

 

7. Ограничить и обобщить понятия:

Собака;

Закон;

8. Установите, является ли определение корректным, а если — нет, укажите, какие правила нарушены:

Анемометр – прибор, измеряющий силу ветра.

Человек – это звучит гордо.

9. Соблюдены ли правила деления в примерах, а если — нет, то какое правило нарушено?

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную.

По силе зрения люди делятся на близоруких и дальнозорких.

10. Определите, имеет ли место логическое деление понятия или расчленение предмета на части:

Деления понятий бывают двух типов: таксономические и мереологические.

Различают следующие виды составов преступления: основной состав преступления и состав преступления с отягчающими обстоятельствами.

11. Найдите субъект, предикат и связку в суждении:

Восстановить экосистемы Арала уже невозможно.

Кризисное экологическое состояние Каспийского моря обусловлено загрязнением рек Волжского бассейна.

12. Установите количество и качество суждения и приведите его в стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределённость терминов в суждении.

Лень никогда не приводит к добру.

Ни один из приведенных выше фактов не позволяет объяснить механизм возникновения видов.

13. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, определите истинность, ложность или неопределённость других суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату.

Болезненные эмоции бесполезны.

Студенты иногда опаздывают на занятия.

14. Произведите отрицание данного суждения таким образом, чтобы результаты отрицания не содержали внешних знаков отрицания (по логическому квадрату).

Ни один студент нашей группы не поет.

Все книги интересны.

15. Какой из основных законов мышления нарушен?

Один торговец занимался продажей копий и щитов и нахваливая свои щиты кричал: «Вот самые крепкие щиты, ничто не сможет пробить их!» Тут же, расхваливая свои копья, он говорил: «Эти копья пробивают что угодно». Один из прохожих, услышав его слова, спросил: «А что будет, если попытаться проткнуть твой щит твоим же копьем?».

 

– Значит, это самая новая ткань?

– Только вчера получил, прямо с фабрики!

– А она не линючая?

– Да что вы! Больше месяца висела на витрине, и ничего ей не сделалось!

16. Построить непосредственные умозаключения — обращение, превращение, противопоставление субъекту и противопоставление предикату.

Все преступления – общественно опасные деяния.

Некоторые военнослужащие – связисты.

17. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.

Во всех дореволюционных книгах есть буква i. Некоторые книги в моей библиотеке содержат букву i. Значит, некоторые мои книги дореволюционного издания.

Все кошки смертны. Н. смертен. Значит, Н. – кошка.

18. В приведенных силлогизмах установите следствие, большую и меньшую посылки. Запишите умозаключение в стандартной форме. Определите распределённость терминов. Проверьте силлогизм по общим и частным правилам. Достоверен ли вывод?

Все студенты 1 курса изучают иностранные языки, значит, Петров изучает иностранные языки, так как он – студент первого курса.

Некоторые высокоразвитые экономически страны не располагают достаточным количеством сырьевых ресурсов, так как Япония не располагает достаточным количеством сырьевых ресурсов, а является высокоразвитой экономически страной.

19. Энтимема. Восстановить в полный силлогизм, и проверить умозаключение.

Как и всякое вещество, живая материя построена из молекул и атомов.

Ложь заслуживает презрения, так как она безнравственна.

20. По данному выводному суждению постройте простой категорический силлогизм.

Некоторые бюрократы честные люди.

Курумканские горы трудны для восхождения.

 

Вариант № 2.

 

1. Установите объем и содержание понятий:

Государство;

Республика;

2. Дайте логическую характеристику понятиям (определить вид понятий по содержанию и объему).

Бескорыстный;

Улан-Удэ;

3. Приведите по два предложения, в которых данные понятия, использовались бы в разных смыслах (собирательном и несобирательном).

Наука;

Солдат;

4. Совместимы или
несовместимы эти понятия?

Грамм, единица измерения;

Книга, учебное пособие;

5. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

Студент, студент СКФ РАП, студент-юрист, военнообязанный;

Дом, деревянный дом, каменный дом, одноэтажный дом, недостроенный дом;

6. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях (для всех вариантов – одинаковые задания):

092013 1448 3 Проблемы логики в задачах и решениях

 

 

7. Ограничить и обобщить понятия:

Любовь;

Диск;

8. Установите, является ли определение корректным, а если — нет, укажите, какие правила нарушены:

Квадрат – прямоугольник с равными сторонами.

Жизнь есть сумма жизненных функций.

9. Соблюдены ли правила деления в примерах, а если — нет, то какое правило нарушено?

Люди делятся на дающих и берущих взаймы.

Договоры делятся на устные, письменные и безвозмездные.

10. Определите, имеет ли место логическое деление понятия или расчленение предмета на части:

Равноправные субъекты Российской федерации – это республики, края и т.д.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

11. Найдите субъект, предикат и связку в суждении:

Заключенные, у которых есть какая-либо возможность контролировать окружающее (они могут передвигать стулья, включать и выключать телевизоры, зажигать свет), испытывают меньший стресс.

Проблема добра и зла всегда была камнем преткновения этики.

12. Установите количество и качество суждения и приведите его в стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределённость терминов в суждении.

Рыбы дышат жабрами.

Некоторые выдающиеся математики не приняли неевклидовой геометрии.

13. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, определите истинность, ложность или неопределённость других суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату.

Некоторые выдающиеся математики не приняли неевклидовой геометрии.

Лень никогда не приводит к добру.

14. Произведите отрицание данного суждения таким образом, чтобы результаты отрицания не содержали внешних знаков отрицания (по логическому квадрату).

Ни один студент нашей группы не знает французского языка.

Некоторые прокуроры не имеют высшего образования.

15. Какой из основных законов мышления нарушен?

Хлестаков: — Это, верно, из Петербурга? (пускает дым).

Гибнер: — Нет… из … Риги…

Хлестаков: — Из Риги? Да, я так и думал. (Н.В. Гоголь)

Наружность Сильвии была примечательной, даже можно сказать, красивой, если забыть про уродливые парализованные ноги в шинах, мощные плечи и крупные мужские руки, переразвитые от постоянного пользования костылями.

16. Построить непосредственные умозаключения — обращение, превращение, противопоставление субъекту и противопоставление предикату.

Некоторые студенты СКФ РАП – заочники.

Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности.

17. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.

Некоторые здоровые люди прожорливы. Ни один нездоровый человек не силен. Значит, некоторые прожорливые люди не сильны.

Все ослы злы. Ни один щенок не зол. Значит, щенки не ослы.

18. В приведенных силлогизмах установите следствие, большую и меньшую посылки. Запишите умозаключение в стандартной форме. Определите распределённость терминов. Проверьте силлогизм по общим и частным правилам. Достоверен ли вывод?

Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности. Значит, Н. не должен быть привлечен к уголовной ответственности, так как он невиновен.

Лица, совершившие хулиганский поступок привлекаются к уголовной ответственности по ст. 206 УК. Однако П. Не должен быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 206, так как хулиганского поступка он не совершал.

19. Энтимема. Восстановить в полный силлогизм, и проверить умозаключение.

Болезненные эмоции нерациональны. Они подталкивают нас к предположению, что видимость и реальность однозначно совпадают.

Воспитание – великое дело: им решается участь человека.

20. По данному выводному суждению постройте простой категорический силлогизм.

С. – недисциплинированный студент.

Все кошки – позвоночные.

 

 

Вариант № 3.

 

1. Установите объем и содержание понятий:

Конституция;

Президент;

2. Дайте логическую характеристику понятиям (определить вид понятий по содержанию и объему).

Монарх;

Монарх Бурятии;

3. Приведите по два предложения, в которых данные понятия, использовались бы в разных смыслах (собирательном и несобирательном).

Преступник;

Дети;

4. Совместимы или
несовместимы эти понятия?

Невиновный, осужденный;

Книга, тетрадь;

5. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

Книга; учебное пособие; учебник; учебник по логике; книга «Гарри Поттер»;

Треугольник, геометрическая фигура, тетраэдр, плоская геометрическая фигура;

6. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях (для всех вариантов – одинаковые задания):

 

092013 1448 4 Проблемы логики в задачах и решениях

7. Ограничить и обобщить понятия:

Учебник;

Столица Франции;

8. Установите, является ли определение корректным, а если — нет, укажите, какие правила нарушены:

Солдат есть храбрый человек, который готов умереть за своё отечество.

Лев есть царь зверей.

9. Соблюдены ли правила деления в примерах, а если — нет, то какое правило нарушено?

Правильные четырёхугольники делятся на ромбы, квадраты и прямоугольники.

Преступления делятся на умышленные, неосторожные и должностные.

10. Определите, имеет ли место логическое деление понятия или расчленение предмета на части:

Различают дихотомические деления понятия и деления по изменению видообразующего признака.

Животные делятся на позвоночных и беспозвоночных.

11. Найдите субъект, предикат и связку в суждении:

В Татьяну Онегин как дитя влюблён.

Уважительное отношение к другим способствует успешности в жизни.

12. Установите количество и качество суждения и приведите его в стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределённость терминов в суждении.

Многие из почтенных людей несчастны.

Кораллы образуют в океане опасные для судоходства рифы.

13. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, определите истинность, ложность или неопределённость других суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату.

Кроликов в Австралии не было.

Мёртвые организмы быстро разлагаются.

14. Произведите отрицание данного суждения таким образом, чтобы результаты отрицания не содержали внешних знаков отрицания (по логическому квадрату).

Все слоны живут в Африке.

Некоторые студенты нашей группы не изучают английского языка.

15. Какой из основных законов мышления нарушен?

Однажды перед битвой древние римляне слышали каркающую ворону с левой стороны и выиграли битву; в другой раз они слышали, что ворона каркала с правой стороны, и проиграли битву. Дело ясное, решили римляне: карканье вороны с правой стороны приносит гибель войску, а карканье вороны с левой стороны даёт ему победу.

 

Ноздрев был в некоторой степени исторический человек. Ни на одном собрании, где он был не обходилось без истории. (Н.В. Гоголь).

16. Построить непосредственные умозаключения — обращение, превращение, противопоставление субъекту и противопоставление предикату.

Частноотрицательные суждения не обращаются.

Некоторые европейские страны – противники войны в Ираке.

17. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.

Некоторые нелюбезные замечания вызывают раздражение. Ни одно критическое замечание не любезно. Значит, все критические замечания вызывают раздражение.

Я – человек. Ты – не я. Значит, ты – не человек.

18. В приведенных силлогизмах установите следствие, большую и меньшую посылки. Запишите умозаключение в стандартной форме. Определите распределённость терминов. Проверьте силлогизм по общим и частным правилам. Достоверен ли вывод?

Иванов не является сильным шахматистом, поэтому он не знает теорию шахматной игры, а все сильные шахматисты знают теорию шахматной игры.

Некоторые рыбы не мечут икру, так как голомянка не мечет икру, а голомянка – рыба.

19. Энтимема. Восстановить в полный силлогизм, и проверить умозаключение.

Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав.

Религиозный обряд брака не имеет правового значения, значит, брак между П. и К. не имеет правового значения.

20. По данному выводному суждению постройте простой категорический силлогизм.

Этот поступок заслуживает уважения.

Современная молодежь мало читает.

 

Вариант № 4.

 

1. Установите объем и содержание понятий:

Государственная Дума;

Кража;

2. Дайте логическую характеристику понятиям (определить вид понятий по содержанию и объему).

Текст;

Бес;

3. Приведите по два предложения, в которых данные понятия, использовались бы в разных смыслах (собирательном и несобирательном).

Лекция по логике;

Праздник;

4. Совместимы или
несовместимы эти понятия?

Компьютер, диск;

Преступление, преступник;

5. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

Медведь; панда; бурый медведь; животное; млекопитающее; крокодил;

Прибор, электрический прибор, чайник, утюг, утюг «Brawn», вилка;

6. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях (для всех вариантов – одинаковые задания):

092013 1448 5 Проблемы логики в задачах и решениях

 

 

7. Ограничить и обобщить понятия:

Животное;

Телевизор;

8. Установите, является ли определение корректным, а если — нет, укажите, какие правила нарушены:

Виктор Гюго – французский писатель, написавший роман «Собор Парижской Богоматери».

Мошенничество – это преступление.

9. Соблюдены ли правила деления в примерах, а если — нет, то какое правило нарушено?

Науки делятся на гуманитарные и естественные.

Животные делятся на хищников, травоядных, всеядных и млекопитающих.

10. Определите, имеет ли место логическое деление понятия или расчленение предмета на части:

Формы обучения в вузе делятся на дневную, вечернюю и заочную.

Политические институты делятся на государственные и негосударственные.

11. Найдите субъект, предикат и связку в суждении:

В нас горят ещё желанья!

Абсолютное большинство из нас учится хорошо.

12. Установите количество и качество суждения и приведите его в стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределённость терминов в суждении.

Греки изобрели «греческий огонь».

Кроликов в Австралии не было.

13. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, определите истинность, ложность или неопределённость других суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату.

Авторы этой книги не ставили себе целью дать полную информацию о физиологии бабочек.

Песни бывают застольными.

14. Произведите отрицание данного суждения таким образом, чтобы результаты отрицания не содержали внешних знаков отрицания (по логическому квадрату).

Никто не пошел за ним.

Все студенты нашей подгруппы хорошо разбираются в логике.

15. Какой из основных законов мышления нарушен?

В 1907 году кадетская фракция в Думе по вопросу об отношении к правительству постановила: не выражать ему ни недоверия, ни доверия. Причем, если будет резолюция доверия правительству, то голосовать против нее. А если будет резолюция недоверия правительству, то голосовать против нее.

Вода не имеет собственной формы. Она принимает форму того сосуда, в который помещена. Вода бывает в твердом, жидком и газообразном состоянии. Имеет ли вода форму в твердом состоянии? (Вопрос учителя на уроке).

16. Построить непосредственные умозаключения — обращение, превращение, противопоставление субъекту и противопоставление предикату.

Ни один студент юридического факультета не изучает теоретическую механику.

Многие страны Африки завоевали политическую независимость.

17. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.

Экспрессы здесь никогда не останавливаются. Ни один поезд сегодня здесь не остановился. Значит, все поезда, проходившие сегодня, — экспрессы.

Все королевы красоты имеют длинные волосы. Петров имеет длинные волосы. Значит, он — королева красоты.

18. В приведенных силлогизмах установите следствие, большую и меньшую посылки. Запишите умозаключение в стандартной форме. Определите распределённость терминов. Проверьте силлогизм по общим и частным правилам. Достоверен ли вывод?

К. не может быть привлечен к уголовной ответственности по ст.78 УК РФ, так как по этой статье привлекаются лица, занимающиеся контрабандой. Однако, К. контрабандой не занимался.

Некоторые деятели искусства – талантливые люди. Значит, некоторые писатели талантливы, ибо все писатели – деятели искусства.

19. Энтимема. Восстановить в полный силлогизм, и проверить умозаключение.

Все преступники должны быть наказаны за совершенное зло, а Н. – преступник.

Все вечнозеленые деревья не сбрасывают на зиму листву. Значит, и ель не сбрасывает на зиму листву.

<

20. По данному выводному суждению постройте простой категорический силлогизм.

Воробьи зимой не улетают на юг.

У Нила есть исток.

 

Вариант № 5.

 

1. Установите объем и содержание понятий:

Юрист;

Факультет нашей академии;

2. Дайте логическую характеристику понятиям (определить вид понятий по содержанию и объему).

Обязанность;

Кощей Бессмертный;

3. Приведите по два предложения, в которых данные понятия, использовались бы в разных смыслах (собирательном и несобирательном).

Столица;

Воин;

4. Совместимы или
несовместимы эти понятия?

Слон, африканское животное

Кража, грабеж;

5. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

Память; способность; зрительная память; хорошая память; плохая память;

Число, 75, целое число, положительное число, четное число;

6. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях (для всех вариантов – одинаковые задания):

092013 1448 6 Проблемы логики в задачах и решениях

 

7. Ограничить и обобщить понятия:

Впадина в мировом океане;

«Жигули»;

8. Установите, является ли определение корректным, а если — нет, укажите, какие правила нарушены:

Медицина – наука, изучающая человеческие болезни.

Железные дороги есть средства сообщения людей между собой.

9. Соблюдены ли правила деления в примерах, а если — нет, то какое правило нарушено?

Леса делятся на лиственные и хвойные.

«Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые и сами не живут и другим не дают» (И. С. Тургенев).

10. Определите, имеет ли место логическое деление понятия или расчленение предмета на части:

Негосударственные политические институты делятся на партийные и непартийные.

По степени юридической завершенности договора делятся на окончательные и предварительные.

11. Найдите субъект, предикат и связку в суждении:

Оказанная любезность порождает любовь. (Бенджамин Франклин).

Ответственное отношение к делу очень тесно связано с уверенностью в себе.

12. Установите количество и качество суждения и приведите его в стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределённость терминов в суждении.

Органический мир представляет собой единое целое.

Болезненные эмоции бесполезны.

13. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, определите истинность, ложность или неопределённость других суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату.

Многие из почтенных людей несчастны.

Кораллы образуют в океане опасные для судоходства рифы.

14. Произведите отрицание данного суждения таким образом, чтобы результаты отрицания не содержали внешних знаков отрицания (по логическому квадрату).

Ни один член семьи Ивановых не является честным человеком.

Некоторые студенты нашей группы знают какой-нибудь древний язык.

15. Какой из основных законов мышления нарушен?

Саша с радостью сообщает вернувшейся с работы маме, что сделал все заданные на сегодня уроки. Но вдруг его сестренка Иринка говорит: «Саша все наврал, он мне сам говорил, что на сегодня им ничего не задавали». Мог ли Саша сказать правду и сестре и маме?

Я не хочу сказать, что за истекший год наша секция ничего не делала. Вместе с тем я не возьму на себя смелость говорить, что секция что-нибудь делала (Из отчета).

16. Построить непосредственные умозаключения — обращение, превращение, противопоставление субъекту и противопоставление предикату.

Киты – не рыбы.

Все металлы электропроводны.

17. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.

Это помещение не нуждается в проветривании.

Все кинозалы оснащены большим экраном. Это помещение является кинозалом. Это помещение оснащено большим экраном.

18. В приведенных силлогизмах установите следствие, большую и меньшую посылки. Запишите умозаключение в стандартной форме. Определите распределённость терминов. Проверьте силлогизм по общим и частным правилам. Достоверен ли вывод?

Каждый совершивший преступление должен быть подвергнут справедливому наказанию. Обвиняемый совершил преступление, следовательно, он должен быть подвергнут справедливому наказанию.

Некоторые металлы не тонут в воде, так как натрий металл, а натрий не тонет в воде.

19. Энтимема. Восстановить в полный силлогизм, и проверить умозаключение.

Все граждане России имеют право на труд, а Петров — россиянин.

Джон Стюарт Милль был логиком, и в то же время он был выдающимся социальным мыслителем.

20. По данному выводному суждению постройте простой категорический силлогизм.

Агрессия вредна для здоровья.

Конфуций – великий философ.

Вариант № 6.

 

1. Установите объем и содержание понятий:

Война;

Народ;

2. Дайте логическую характеристику понятиям (определить вид понятий по содержанию и объему).

Галактика;

Группа 301 СКФ РАП;

3. Приведите по два предложения, в которых данные понятия, использовались бы в разных смыслах (собирательном и несобирательном).

Группа;

Гражданин РФ;

4. Совместимы или
несовместимы эти понятия?

Книга, пособие;

Волейбол, баскетбол;

5. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

Кошка, домашнее животное, животное семейства кошачьих, тигр, дикое животное;

Юрист, прокурор, судья, благородный человек, нечестный человек;

6. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях (для всех вариантов – одинаковые задания):

 

092013 1448 7 Проблемы логики в задачах и решениях

 

7. Ограничить и обобщить понятия:

Следователь;

Вуз;

8. Установите, является ли определение корректным, а если — нет, укажите, какие правила нарушены:

Барометр – метеорологический измерительный прибор.

Историк – человек, изучающий историю.

9. Соблюдены ли правила деления в примерах, а если — нет, то какое правило нарушено?

Деревья бывают хвойные, низкие, строевые, плодовые.

Учебные предметы делятся на обязательные и необязательные.

10. Определите, имеет ли место логическое деление понятия или расчленение предмета на части:

Земной шар делится на Восточное и Западное полушария.

В книге можно выделить введение, заключение, основную часть и список литературы.

11. Найдите субъект, предикат и связку в суждении:

Одно из главных возражений против использования ископаемых остатков для доказательства эволюции – отсутствие непрерывности в палеонтологической летописи.

Никто не станет разыскивать скрытые добродетели.

12. Установите количество и качество суждения и приведите его в стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределённость терминов в суждении.

Мертвые организмы быстро разлагаются.

Только часть ископаемых остатков была обнаружена.

13. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, определите истинность, ложность или неопределённость других суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату.

Только часть ископаемых остатков была обнаружена.

Ни один из приведенных выше фактов не позволяет объяснить механизм возникновения видов.

14. Произведите отрицание данного суждения таким образом, чтобы результаты отрицания не содержали внешних знаков отрицания (по логическому квадрату).

Все студенты нашей группы учатся хорошо.

На любой простой вопрос достаточно простого ответа.

15. Какой из основных законов мышления нарушен?

Речь адвоката в суде: «Чем отчетливее выявляется стремление Бердникова к тому, чтобы Туркина ушла с завода, тем меньше остается оснований обвинять его в понуждении к сожительству, используя ее служебную зависимость. Ведь с уходом Туркиной с завода исчезает ее служебная зависимость. Бердников теряет единственный способ воздействия на нее. Признав, что Бердников выживал Туркину с завода – а не признать это невозможно, – прокурор понимает, что это означает признать установленным, что Бердников сознательно лишал себя средств понуждения».

Чертог вдовы Грицацуевой сиял. Во главе свадебного стола сидел марьяжный король – сын турецкоподанного. Он был элегантен и пьян. Гости шумели. Молодая была уже не молода. Ей было не меньше тридцати лет». (И.Ильф, Е.Петров)

16. Построить непосредственные умозаключения — обращение, превращение, противопоставление субъекту и противопоставление предикату.

Некоторые летчики – космонавты.

Всякая кража карается законом.

17. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.

Жизнь – борьба. Дзюдо – борьба. Значит, жизнь – дзюдо.

Все педагоги воспитаны. Он не педагог. Значит, он не воспитан.

18. В приведенных силлогизмах установите следствие, большую и меньшую посылки. Запишите умозаключение в стандартной форме. Определите распределённость терминов. Проверьте силлогизм по общим и частным правилам. Достоверен ли вывод?

Доверенность в которой не указана дата ее совершения не действительна. Данная доверенность недействительна, потому что в ней не указана дата ее совершения.

Каждый участник общей долевой собственности имеет право на отчуждение своей доли другому лицу. Р. не является участником общей долевой собственности, так как он не имеет права на отчуждение своей доли другому лицу.

19. Энтимема. Восстановить в полный силлогизм, и проверить умозаключение.

Китовая акула питается планктоном, значит, некоторые акулы питаются планктоном.

Эвкалипт поворачивает свои листья ребром к солнечным лучам, и поэтому он почти не теряет влагу.

20. По данному выводному суждению постройте простой категорический силлогизм.

Эту книгу редко спрашивают в библиотеке.

Кенгуру обитают в Австралии.

 

Вариант № 7.

 

1. Установите объем и содержание понятий:

Автор романа «Преступление и наказание»;

Прокурор;

2. Дайте логическую характеристику понятиям (определить вид понятий по содержанию и объему).

Военнообязанный;

Староста группы 301 СКФ РАП;

3. Приведите по два предложения, в которых данные понятия, использовались бы в разных смыслах (собирательном и несобирательном).

Врач;

Яблоко;

4. Совместимы или
несовместимы эти понятия?

Дзюдо, каратэ;

Осужденный, неосужденный;

5. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

Велосипед, двухколесный велосипед, трехколесный велосипед, детский велосипед, спортивный велосипед;

Флаг, символ, государственный флаг, спортивный флаг, государственный флаг РБ;

6. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях (для всех вариантов – одинаковые задания):

092013 1448 8 Проблемы логики в задачах и решениях

7. Ограничить и обобщить понятия:

Факультет;

Таблица;

8. Установите, является ли определение корректным, а если — нет, укажите, какие правила нарушены:

Терпеливая сдержанность есть качество, которое помогает нам не допустить того, чтобы отрицательные мысли и эмоции завладели нами. Она охраняет покой нашего ума перед лицом напастей. Благодаря такой тренировке терпения наше поведение становится полностью нравственным.

Образованный хам – детище «торжества разума».

9. Соблюдены ли правила деления в примерах, а если — нет, то какое правило нарушено?

По способности проводить электрический ток тела делятся на проводники, полупроводники и не проводники.

Источники бывают холодные, солёные, серные.

10. Определите, имеет ли место логическое деление понятия или расчленение предмета на части:

Университет делится на факультеты.

Допросы делятся на допросы свидетеля, потерпевшего и обвиняемого.

11. Найдите субъект, предикат и связку в суждении:

Существование рудиментарных органов было бы трудно объяснить вне связи с процессом эволюции.

По характеру занятий жизнь Л.Толстого была разнообразной и насыщенной.

12. Установите количество и качество суждения и приведите его в стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределённость терминов в суждении.

Благородный человек, по учению Конфуция, обладает человеколюбием.

Студенты юридического факультета изучают правовые науки.

13. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, определите истинность, ложность или неопределённость других суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату.

Студенты СКФ РАП желают «грызть гранит науки».

Моря в наше время превратились в сточную яму.

14. Произведите отрицание данного суждения таким образом, чтобы результаты отрицания не содержали внешних знаков отрицания (по логическому квадрату).

Ни один свидетель не дает правдивых показаний.

Все пошли за ним.

15. Какой из основных законов мышления нарушен?

Гомер Симпсон едет в машине и говорит М-ру Бернсу:

— А меня впечатлить нелегко… Через секунду:

— О-о-о, синяя машина!

 

Один из ученых пожаловался известному врачу, что он болеет артритом.

– А ваша мать болела артритом? – спросил врач.

– Нет.

– А отец.

– Тоже не болел.

– Нет у вас артрита, — заявил врач и, распростившись с пациентом, ушел без дальнейших объяснений.

16. Построить непосредственные умозаключения — обращение, превращение, противопоставление субъекту и противопоставление предикату.

Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности.

Ни один красный мухомор не является съедобным.

17. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.

Ни один ведущий редактор не подпишет непрочитанную рукопись. Иванов является ведущим редактором. Значит, он не подпишет непрочитанную рукопись.

Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи. Санкт-Петербург .не находится за полярным кругом. Значит, в Санкт-Петербурге нет белых ночей.

18. В приведенных силлогизмах установите следствие, большую и меньшую посылки. Запишите умозаключение в стандартной форме. Определите распределённость терминов. Проверьте силлогизм по общим и частным правилам. Достоверен ли вывод?

Все рыбы дышат жабрами. Значит, кит – не рыба, так как он не дышит жабрами.

Статья 181 УК распространяется на лиц, давших заведомо ложные показания. Значит, на свидетеля К. эта статья не распространяется, так как он заведомо ложных показаний не давал.

19. Энтимема. Восстановить в полный силлогизм, и проверить умозаключение.

Все деревья имеют стволы, поэтому банан — не дерево.

Увидеть летучую мышь непросто. Она – ночной зверек.

20. По данному выводному суждению постройте простой категорический силлогизм.

Дети нуждаются в добром отношении.

Это рассуждение не является простым категорическим силлогизмом.

 

_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_-_

 

Вариант № 8.

 

1. Установите объем и содержание понятий:

Демократия;

Коллективный договор.

2. Дайте логическую характеристику понятиям (определить вид понятий по содержанию и объему).

Преступность;

Успеваемость группы 301 СКФ РАП;

3. Приведите по два предложения, в которых данные понятия, использовались бы в разных смыслах (собирательном и несобирательном).

Зерно;

Прибыль;

4. Совместимы или
несовместимы эти понятия?

Книга, учебник;

Командная игра, спортивная игра;

5. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

Дерево, тополь, вечнозеленое дерево, сосна, растение, фиалка;

Орудие преступления, нож, холодное оружие, пистолет.

6. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях (для всех вариантов – одинаковые задания):

092013 1448 9 Проблемы логики в задачах и решениях

7. Ограничить и обобщить понятия:

Юридическое лицо;

Окружность;

8. Установите, является ли определение корректным, а если — нет, укажите, какие правила нарушены:

Мухомор есть ядовитый гриб.

Ртуть – единственный жидкий при обыкновенной температуре металл.

9. Соблюдены ли правила деления в примерах, а если — нет, то какое правило нарушено?

Материальные тела делятся на твёрдые, жидкие и газообразные.

Церкви делятся православные и католические, высокие и низкие.

10. Определите, имеет ли место логическое деление понятия или расчленение предмета на части:

Год делится на зиму, весну, лето и осень.

Простые суждения делятся по качеству на утвердительные и отрицательные.

11. Найдите субъект, предикат и связку в суждении:

Моря в наше время превратились в сточную яму.

Ресурсная основа жизни северных народов резко подорвана.

12. Установите количество и качество суждения и приведите его в стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределённость терминов в суждении.

Студенты иногда опаздывают на занятия.

Некоторые знаки не имеют значения.

13. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, определите истинность, ложность или неопределённость других суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату.

Древние греки изобрели Олимпийские игры.

Органический мир представляет собой единое целое.

14. Произведите отрицание данного суждения таким образом, чтобы результаты отрицания не содержали внешних знаков отрицания (по логическому квадрату).

Некоторые океаны имеют пресную воду.

Все свидетели дают правдивые показания.

15. Какой из основных законов мышления нарушен?

Прошу вашего разрешения развести меня с Царевым Н.М. без моего присутствия, но я согласия не развод не даю. (Заявление в суд).

 

– Шпионите ли вы за иностранными фирмами, их технологиями с точки зрения новизны и возможности использования на своем предприятии?

– Да, наблюдаем.

16. Построить непосредственные умозаключения — обращение, превращение, противопоставление субъекту и противопоставление предикату.

Некоторые преступления не являются умышленными.

Оптимист не боится трудностей.

17. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.

Большинство учителей имеет высшее образование. Иванов – учитель. Значит, Иванов имеет высшее образование.

Все кинозалы нуждаются в проветривании. Это помещение не является кинозалом.

18. В приведенных силлогизмах установите следствие, большую и меньшую посылки. Запишите умозаключение в стандартной форме. Определите распределённость терминов. Проверьте силлогизм по общим и частным правилам. Достоверен ли вывод?

У всех мух по два крыла, значит, стрекоза – не муха, так как у нее больше двух крыльев.

Все студенты 1 курса изучают иностранные языки, значит, Петров – студент первого курса, так как он изучает иностранные языки.

19. Энтимема. Восстановить в полный силлогизм, и проверить умозаключение.

Китайцы изобрели бумагу, так как именно Цай-Лунь изобрел бумагу.

Как и все африканские слоны, Бамбо был диковатым.

20. По данному выводному суждению постройте простой категорический силлогизм.

Клен осенью сбрасывает листья.

Этому автомобилю необходим ремонт.

 

Вариант № 9.

 

1. Установите объем и содержание понятий:

Кодекс РФ;

Грабеж;

2. Дайте логическую характеристику понятиям (определить вид понятий по содержанию и объему).

Российская демократия;

Отвага капитана Иванова;

3. Приведите по два предложения, в которых данные понятия, использовались бы в разных смыслах (собирательном и несобирательном).

Депутат;

Сыр;

4. Совместимы или
несовместимы эти понятия?

Авторучка, карандаш;

Столетие, год;

5. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

Растение, комнатное растение, цветок, морковь, тополь.

Офицер, моряк, спортсмен, капитан, рядовой, военный.

6. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях (для всех вариантов – одинаковые задания):

 

092013 1448 10 Проблемы логики в задачах и решениях

 

7. Ограничить и обобщить понятия:

Понятие;

Кодекс;

8. Установите, является ли определение корректным, а если — нет, укажите, какие правила нарушены:

Собака – это друг человека.

Круг есть замкнутая кривая.

9. Соблюдены ли правила деления в примерах, а если — нет, то какое правило нарушено?

Греки делили людей на греков и варваров.

На письменном столе лежали учебники по русскому языку: для начальных классов, для 5-11 классов, для педучилищ, для подготовительных курсов вузов, монография В.В. Виноградова «Русский язык».

10. Определите, имеет ли место логическое деление понятия или расчленение предмета на части:

Год делится на зиму, весну, лето и осень.

Простые суждения делятся по качеству на утвердительные и отрицательные.

11. Найдите субъект, предикат и связку в суждении:

Биоэкология делится на экологию растений, экологию животных, экологию микроорганизмов, экологию водных организмов.

Производство может быть рентабельным или нерентабельным.

12. Установите количество и качество суждения и приведите его в стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределённость терминов в суждении.

Рубины используют для создания лазера.

Ученые способны получать пластические материалы с любыми нужными свойствами.

13. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, определите истинность, ложность или неопределённость других суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату.

Студенты юридического факультета изучают правовые науки.

Некоторые производства в нашей стране нуждаются в модернизации в соответствии с требованиями охраны окружающей среды.

14. Произведите отрицание данного суждения таким образом, чтобы результаты отрицания не содержали внешних знаков отрицания (по логическому квадрату).

Все рыбы мечут икру.

Некоторые районы поддержали на выборах эту партию.

15. Какой из основных законов мышления нарушен?

Как-то поздно вечером в один двор постучались и спросили:

— Вам дрова не нужны?

—    Нет.

Наутро хозяева не нашли во дворе своих дров.

 

Студент учится хорошо, значит, он достоин именной стипендии.

16. Построить непосредственные умозаключения — обращение, превращение, противопоставление субъекту и противопоставление предикату.

Ни одна медуза не является одноклеточной.

Некоторые юристы – преподаватели правовых дисциплин в вузе.

17. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.

Ни один скряга не пьет много пепси. Никто, кроме скряг, не станет собирать скорлупу от яиц. Значит, ни один человек, пьющий много пепси, не станет собирать скорлупу от яиц.

Во всех дореволюционных книгах есть буква i. Некоторые книги в моей библиотеке дореволюционного издания. Значит, некоторые мои книги содержат букву i.

18. В приведенных силлогизмах установите следствие, большую и меньшую посылки. Запишите умозаключение в стандартной форме. Определите распределённость терминов. Проверьте силлогизм по общим и частным правилам. Достоверен ли вывод?

Все современные девушки стремятся одеваться модно. Профессор Иванов не стремится одеваться модно, так как профессор Иванов – не современная девушка.

Иванов имеет право на труд, потому что он гражданин РФ, а все граждане РФ имеют право на труд.

19. Энтимема. Восстановить в полный силлогизм, и проверить умозаключение.

Римляне были народом великолепно образованным и в то же время удивительно жестоким.

Ни один юрист не может быть вполне беспристрастным, так как ни один человек не может быть вполне беспристрастным.

20. По данному выводному суждению постройте простой категорический силлогизм.

П. не может быть присяжным в этом деле.

К. будет сложно получить зачет.

Вариант № 0.

 

1. Установите объем и содержание понятий:

Закон РФ;

Экономический факультет;

2. Дайте логическую характеристику понятиям (определить вид понятий по содержанию и объему).

Столетие;

Бестолковый;

3. Приведите по два предложения, в которых данные понятия, использовались бы в разных смыслах (собирательном и несобирательном).

Горожанин;

Певец;

4. Совместимы или
несовместимы эти понятия?

Адвокат, прокурор;

Способность, память;

5. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

Морское судно, крейсер, танкер, транспортное средство, грузовое транспортное средство;

Пудель, такса, собака, домашнее животное, лошадь;

6. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях (для всех вариантов – одинаковые задания):

092013 1448 11 Проблемы логики в задачах и решениях

 

 

7. Ограничить и обобщить понятия:

Хоккеист;

Планета;

8. Установите, является ли определение корректным, а если — нет, укажите, какие правила нарушены:

Гипотенуза есть сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла.

Стол есть изделие, предназначенное для питания или работы.

9. Соблюдены ли правила деления в примерах, а если — нет, то какое правило нарушено?

Войны бывают справедливые, несправедливые и освободительные.

Видами искусства являются художественная литература, музыка, скульптура, архитектура и портретная живопись.

10. Определите, имеет ли место логическое деление понятия или расчленение предмета на части:

Люди делятся на доброжелательных и недоброжелательных.

Современная экология делится на общую экологию, геоэкологию, биоэкологию, экологию человека и прикладную экологию.

11. Найдите субъект, предикат и связку в суждении:

Биоэкология делится на экологию растений, экологию животных, экологию микроорганизмов, экологию водных организмов.

Производство может быть рентабельным или нерентабельным.

12. Установите количество и качество суждения и приведите его в стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределённость терминов.

Прекрасное и полезное отчасти совпадают.

Авторы книги не ставили себе целью дать полную информацию о физиологии бабочек.

13. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, определите истинность, ложность или неопределённость других суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату.

Некоторые знаки не имеют значения.

Прекрасное и полезное отчасти совпадают.

14. Произведите отрицание данного суждения таким образом, чтобы результаты отрицания не содержали внешних знаков отрицания (по логическому квадрату).

Все бактерии вредны.

Ни одно растение – не хищник.

15. Какой из основных законов мышления нарушен?

Штирлиц ел картошку в мундире, – война закончилась, – Штирлиц не боялся его замарать.

 

– Прекрасно! – промолвил Рудин. – Стало быть, по-вашему, убеждений нет?

– Нет и не существует.

– Это ваше убеждение?

– Да.

– Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно, на первый случай.

Все в комнате улыбнулись и переглянулись.

16. Построить непосредственные умозаключения — обращение, превращение, противопоставление субъекту и противопоставление предикату.

Всякий закон является нормативно-правовым актом.

Граждане РФ имеют право на образование.

17. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.

Ни один скряга не пьет много пепси. Никто, кроме скряг, не станет собирать скорлупу от яиц. Значит, ни один человек, пьющий много пепси, не станет собирать скорлупу от яиц.

Во всех дореволюционных книгах есть буква i. Некоторые книги в моей библиотеке дореволюционного издания. Значит, некоторые мои книги содержат букву i.

18. В приведенных силлогизмах установите следствие, большую и меньшую посылки. Запишите умозаключение в стандартной форме. Определите распределённость терминов. Проверьте силлогизм по общим и частным правилам. Достоверен ли вывод?

Некоторые элементарные частицы имеют отрицательный заряд, так как имеет отрицательный заряд. Электрон – элементарная частица.

Ни одна лягушка не жаба, так как у лягушек бывают зубы, а у жаб – не бывает.

19. Энтимема. Восстановить в полный силлогизм, и проверить умозаключение.

Все преступники – люди, а некоторые люди заслуживают уважения.

Простой категорический силлогизм строится из двух простых посылок, а это рассуждение не строится из двух простых посылок.

20. По данному выводному суждению постройте простой категорический силлогизм.

Этот человек не может работать юристом.

Честность помогает в жизни.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.06MB/0.00152 sec

WordPress: 22.17MB | MySQL:121 | 2,207sec