Аналитическая записка Азербайджан, Азербайджанская Республика

<

121614 1225 1 Аналитическая записка  Азербайджан, Азербайджанская Республика В условиях всемерно расширяющихся интеграционных процессов формирование национальной экономики Азербайджанской Республики и ее будущее развитие в значительной степени обусловлены ролью внешнеэкономических факторов, развитием сотрудничества со странами мира, достижением в самой рациональной форме интеграции её в мировую экономику. После обретения независимости внешнеэкономические связи превратились в динамически развивающуюся, расширяющуюся по своим масштабам, географии и структуре сферу экономики Азербайджана. Углубление и расширение экономического сотрудничества со странами мира, развитие на качественно новой основе экономических связей с республиками, составляющими постсоветское пространство, образует одно из приоритетных направлений внешнеэкономической стратегии Азербайджана.

Азербайджан, Азербайджанская Республика, государство в юго-восточной части Закавказья. Площадь – 86,6 тыс. кв. км. Граничит на севере с Россией, на северо-западе с Грузией, на западе с Арменией, на юге с Ираном, на крайнем юго-западе с Турцией, на востоке омывается Каспийским морем.

Азербайджан с начала 19 в. до 1918 входил в состав Российской империи, с 1918 по 1920 был независимым государством, с 1922 по 1991 находился в составе СССР. 30 августа 1991 была провозглашена государственная независимость (официальная дата установления независимости – 18 октября 1991). Столица и крупнейший город Азербайджана – Баку. В состав республики де-юре входят два административных образования: Нахичеванская Республика и де-факто отделившаяся от Азербайджана Нагорно-Карабахская Республика (до 1991 – автономная область), населенная в основном армянами. Население Азербайджана, по оценке на июль 2004, составило 7 млн. 868 тыс. 385 чел1.

По результатам последней переписи населения, проведенной в СССР, в Азербайджане в 1989 из 7029 тыс. человек населения на долю этнических азербайджанцев приходилось 5813 тыс., или 82,7%.

Наиболее крупными национальными меньшинствами были русские (5,6%) и армяне (5,5%). Кроме того, здесь проживали лезгины (4,3%), аварцы, украинцы, татары, евреи, талыши, турки, грузины, курды, удины. После столкновений на этнической почве азербайджанцев и армян в Сумгаите и Нагорном Карабахе и в результате оттока русскоязычного населения и армян доля азербайджанцев выросла до 89%, а доля русских сократилась до 3% (по состоянию на 1995).

Государственный язык – азербайджанский, принадлежащий к тюркским языкам и близкий к турецкому и туркменскому. Роль русского языка в 1990-е годы существенно снизилась.

В соответствии с конституцией 19951 (с последующими дополнениями), Азербайджан является президентской республикой. Глава государства – президент, избираемый всенародным голосованием на пятилетний срок (с 15 октября 2003 – Ильхам Алиев, глава партии Новый Азербайджан). Главе государства предоставлены широкие законодательные и исполнительные полномочия. При президенте действует аппарат президентской администрации. Законодательный орган – однопалатное Национальное собрание (Милли меджлис), избираемое на 5 лет. Из 125 депутатов парламента 100 выбираются по одномандатным округам, а 25 – по пропорциональной системе (по партийным спискам). Правом голоса наделены граждане страны, начиная с 18 летнего возраста. Высший орган исполнительной власти, кабинет министров, назначается президентом и утверждается Милли меджлисом. Глава кабинета – премьер-министр (с 2003 – Артур Расизаде).

В административном отношении Азербайджан делится на 59 районов, 11 городов и автономную республику Нахичевань. Последняя имеет собственную конституцию, свой парламент и правительство.

Азербайджанская Республика  с первых же дней восстановления государственной независимости (1991 г.) столкнулась с беспрецедентными военно-политическими, экономическими и социальными проблемами, которые объективно мешали азербайджанскому народу всерьез заниматься решением многочисленных экономических и социальных проблем, проведением целенаправленной политики по интегрированию экономических структур республики  в прогрессивную мировую систему.

Первым признаком, свидетельствующим о стабилизации обстановки в стране, стало подписание в сентябре 1994 года в г. Баку многомиллиардного «Контракта века» с крупнейшими нефтяными компаниями мира, который явился историческим прорывом Азербайджана  в мировую экономическую систему.

 Азербайджан  лишь в 1995 году, то есть позже других стран СНГ, смог приступить к широкомасштабным экономическим реформам. Тем не менее благодаря энергичным усилиям, направленным на последовательное проведение рыночных преобразований, за прошедшие пять лет в республике  удалось добиться заметных успехов в этой области.

За период 1995–2000 гг. разработаны и успешно реализованы три экономические программы Правительства Азербайджана, направленные на обеспечение макроэкономической стабилизации, структурных преобразований, возобновления роста экономики и жизненного уровня населения.

В целях повышения эффективности проводимых реформ были приняты меры по установлению и развитию более тесных связей практически со всеми международными финансово-банковскими институтами. Так, в настоящее время подписаны 12 кредитных соглашений со Всемирным банком на общую сумму 364,6 млн. долларов, с Европейским банком реконструкции и развития – 6 кредитных соглашений на общую сумму 148 млн. долларов, с Исламским банком развития – 5 кредитных соглашений на общую сумму 54 млн. долларов. Международным валютным фондом предоставлено кредитов на сумму 462,5 млн. долларов. 1

Азербайджан  установил почти со 100 странами мира прямые торговые отношения. На начало текущего года основными торгово-экономическими партнерами Азербайджанской Республики являлись Италия, на долю которой приходится 16,4% от общего объема товарооборота, Россия – 15,8%, Турция – 10,8%, США – 5,7%, Франция – 4,2%, Грузия – 4,1%, Украина – 3,2%, Израиль – 3,2%, Япония – 2,9%, Иран – 2,6%, Германия – 2,7%, Казахстан – 1,5% и др.

Особые отношения поддерживаются с соседними мусульманскими государствами – Турцией и Ираном. К нерешенным международным вопросам относятся карабахская проблема и отсутствие соглашения о границах между Азербайджаном, Ираном, Казахстаном, Россией и Туркменистаном в Каспийском море.

Азербайджан имеет статус приглашенного члена в Совете Европы и является членом Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), организации «Исламский конгресс» (ОИК), ОБСЕ, программы НАТО «Партнерство во имя мира», Всемирной торговой организации (ВТО) со статусом наблюдателя и др.

Основные внешнеторговые партнеры Азербайджана – Турция, Россия, Иран, ОАЭ, Туркменистан, Германия, Украина, Грузия, Казахстан и США.

Вместе с тем сама жизнь заставляет нас на основе принципиально новых экономических отношений восстанавливать десятилетиями формировавшиеся интеграционные связи.

Исходя из понимания этой необходимости Азербайджанская Республика  вступила в 1993 году в Содружество Независимых Государств и впоследствии стала полноправным участником Экономического союза СНГ.

В целях углубления торгово-экономических связей с государствами–участниками Содружества Независимых Государств с большинством из них Азербайджанская Республика  заключила и ратифицировала договоры о свободной торговле. Кроме того, Азербайджан  участвует и в многостороннем Соглашении «О создании зоны свободной торговли» от 15 апреля 1994 года. В настоящее время ведется работа по более четкому определению механизмов его реализации.

За прошедшие годы заключены сотни многосторонних и двусторонних соглашений, договоров со странами СНГ по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, а также производственной кооперации, свободной торговле, поощрении и взаимной защите инвестиций, избежании двойного налогообложения, сотрудничества в областях ТЭК, машиностроения, транспорта, нефтехимии, агропромышленного комплекса и др. В результате годовой прирост доли стран СНГ во внешнеторговом обороте Азербайджана  составляет сегодня около 50%.

В целях стимулирования интеграционных процессов между странами СНГ Правительством Азербайджана  было принято постановление «О развитии производственной кооперации между странами и отраслями государств–участников СНГ», предусматривающее существенные льготные условия для производственно-экономического сотрудничества хозяйствующих субъектов. Постановление позволяет облагать ввозными, вывозными пошлинами, акцизами и налогами поставки сырья, материалов, комплектующих изделий и готовой продукции по заключенным договорам на взаимосвязанной основе.

Двусторонние соглашения о сотрудничестве на базе этого постановления подписаны с Украиной, Грузией, Узбекистаном, Молдовой, Туркменистаном, Кыргызстаном и отдельными отраслевыми структурами большинства стран СНГ. К подписанию готовится аналогичное соглашение с российским Правительством.

В Азербайджане  зарегистрированы представительства и совместные предприятия около 3600 крупных иностранных фирм и компаний, в том числе около 235 российских и более 70 – из других стран СНГ. Заметное место во внешнеэкономических связях Азербайджана  занимает Российской Федерация. Для усиления процессов расширения и углубления торгово-экономических отношений между правительствами Азербайджанской Республики  и Российской Федерации, оперативного решения возникающих проблем в ходе торгового, производственного, научного, технологического и гуманитарного сотрудничества между странами создана постоянно действующая Азербайджано-российская межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству. Серьезный вклад в российско-азербайджанское сотрудничество вносят расширяющиеся взаимовыгодные торгово-экономические связи республики  с субъектами Российской Федерации. В целях формирования соответствующей договорно-правовой базы для развития таких связей заключены соглашения с республиками  Татарстан, Дагестан, Калмыкия, а также Саратовской, Свердловской и Астраханской областями, городами Москва и Санкт-Петербург, Ассоциацией уральских регионов, подготовлены к подписанию соглашения с Московской, Ленинградской, Новосибирской, Оренбургской, Самарской областями.

Азербайджан в международных отношениях до 1991 года

В начале I тысячелетия до н.э. на территории северного Ирана сформировалось государство Мана (со столицей Зирта), которое впоследствии значительно расширило свои границы, к середине 7 в. до н.э. ему принадлежала часть территории современного Азербайджана. В первой половине 7 в. до н.э. к югу от Каспийского моря образовалось государство Мидия (со столицей Экбатана), которое покорило Ману, в союзе с Вавилонией уничтожило Ассирийское государство и завоевало Урарту. В середине 6 в. до н.э. Мидия была завоевана Персией. При персидском правителе Атропате (4 в. до н.э.) она называлась Мидийской Атропатеной, или просто Атропатеной, от которого, согласно одной из версий, происходит современное название государства Азербайджан. Согласно другой версии, персидское слово «азер» означает огонь, а Азербайджан можно перевести как «Земля огней (или огнепоклонников)». Позже территория страны входила в состав племенного объединения Кавказская Албания, существовавшего до 4 в. н.э1.

С 387 н.э. до середины 7 в. Кавказская Албания находилась под властью сасанидского Ирана, а позже — Арабского халифата. В 8-11 вв. усилилось влияние кочевых тюркских племен, смешивавшихся с местным населением и оказавших воздействие на язык, культуру и политику государства. Персидский язык коренного населения постепенно был вытеснен тюркским диалектом, из которого со временем сформировался самостоятельный азербайджанский язык, В 13 в., после завоевания монголами, Азербайджан вошел в состав государства Хулагуидов и находился под их властью до второй половины 14 в. В конце 14-15 в. на этой территории образовалось государство Ширван. В 15 в., после нашествия Тимура, Азербайджан перешел под власть туркмен, которые основали два соперничавших государства — Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу.

В начале 16 в. Азербайджан стал оплотом местной династии Сефевидов, которая путем завоеваний и энергичной политики централизации создала новое обширное персидское государство от Сырдарьи до Евфрата со столицей Тебриз. Шах Исмаил 1 (правил в 1502-1524) объявил шиизм государственной религией, что отдалило азербайджанцев от тюрок-сельджуков. При Сефевидах Азербайджан часто становился полем сражений в войнах между шиитской Персией и суннитской Турцией. Из-за угрозы османских вторжений столица Сефевидов была перенесена из Тебриза в Казвин, а позже в Исфахан. Азербайджан, будучи стратегически важной провинцией, управлялся губернатором, который обычно совмещал эту должность с высшим воинским званием сепахсалара. Азербайджан оставался под властью Персии вплоть до начала 18 в. В 1723 русские войска оккупировали Баку и прикаспийские земли к югу от него, вплоть до Решта. Однако большую часть Азербайджана захватила Турция. По договору Турции и России 1724 (Стамбульский мир), в состав России вошли прикаспийские области, включая Баку, Сальяны и Ленкорань, остальная часть Азербайджана отошла к Турции.

Борьбу Персии с Турцией за возвращение персидских земель возглавил полководец Надир. В 1734 он отвоевал у турок Гянджу, а в 1735 подписал с Россией договор о передаче Персии прикаспийских земель. В 1736 Надир стал шахом Персии, а после его убийства в 1747 на территории Персии, к северу от р.Араке, образовались 15 самостоятельных ханств, в том числе Карабахское, Шекинское, Ширванское, Бакинское, Гянджинское, Кубинское, Нахичеванское, Дербентское и Талышское. Вторая половина 18 в. отмечена соперничеством Турции и Персии, политической раздробленностью и междоусобицами, облегчившими проникновение России в Закавказье. Вызов этому процессу был брошен Персией, усилившейся при шахской династии Каджаров. Первая русско-персидская война (1804-1813) закончилась Гюлистанским миром (1813), по которому к России отошли Карабахское, Гянджинское, Шекинское, Ширванское, Кубинское, Дербентское, Бакинское и Талышское ханства, а также Западная Грузия (Имеретия и Абхазия) и Дагестан. Вторая война (1826-1828), в которой Россия также одержала победу, завершилась Туркманчайским миром (1828), по которому к России отошли крупные ханства – Нахичеванское и Эриванское, а Азербайджан был разделен между Персией и Россией. Граница прошла по р.Аракс.

Во второй половине 19 в. началось быстрое экономическое развитие российского Азербайджана. В 1848 была пробурена первая нефтяная скважина на месторождении Биби-Эйбат, в 1859 в Сураханах был построен первый нефтеперегонный завод, в 1863 – первый керосиновый завод. В 1868 было налажено телеграфное сообщение между Баку и Тифлисом, а в 1883 – железнодорожное сообщение. В 1897 началось строительство нефтепровода Баку – Батуми. Баку превратился в культурный и промышленный центр Азербайджана: в 1870-е годы открылись азербайджанский национальный театр, реальное и нефтяное училища, в 1894 была основана первая азербайджанская библиотека, затем было открыто первое женское училище и построена текстильная фабрика.

В начале 20 в. продолжается стремительный рост Баку, на долю которого в то время приходилось 50% мировой добычи нефти и 95% нефтедобычи России.

В 1911 была основана наиболее крупная нелегальная политическая партия «Мусават». Число ее членов существенно увеличилось после 1917. Важнейшими составляющими мусаватистской идеологии были светский национализм и федерализм (азербайджанская автономия в рамках более крупного государства). Правая и левая фракции партии расходились по ряду вопросов, в частности по земельной реформе. Возглавлял «Мусават» М.Э.Расулзаде, разделявший взгляды левой фракции.

Первые государственные формирования на территории Азербайджана возникли еще начиная с конца IV, начала III тысячелетия до нашей эры. В I тысячелетии до нашей эры здесь существовали Манна, Иским, Скит, Скиф и такие сильные государства как Кавказская Албания и Атропатена.

<

В III веке н. э. Азербайджан оккупировала империя Иранских Сасанидов, а в VII веке — Арабский Халифат. Оккупанты переселили в страну многочисленное население арабского происхождения.

С принятием исламской религии в VII веке произошел коренной перелом в истории Азербайджана. Ислам дал сильный толчок формированию единого народа, языка, обычаев и пр. среди тюркских и нетюркских народов на территории Азербайджана. В Азербайджане начался новый политический подъем: на землях Азербайджана, на которых был распространен ислам, были созданы государства Саджидов, Ширваншахов, Саларидов, Раввадидов и Шеддадидов.

В XII веке образуется государство Азербайджанских Атабейев со столицей в Тебризе, созданное кыпчакской династией Эльдегизов. Атабеи объединили под своим занеменем основные части Южного и Северного Азербайджана. Это государство пало с монгольским нашествием на Азербайджан в XIII веке.

Образование монгольской империи Хулагудов (Великая могольская империя) в XIII веке, имевшей Азербайджан сзрей основной базой и столицу в Тебризе.

После падения империи Хулагудов на ее владениях, простиравшихся от Дербента до Багдада, возникли государства туркман-огузов Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, ведущие борьбу друг с другом.

В конечном итоге Ак-Коюнлу в этой борьбе побеждает. В середине XV века начинается война между Ак-Коюнлу и Османской Империей. Это начало одной из самых длительных, самых кровавых и жесточайших войн в истории человечества: азербайджанцы и турки-османы воевали с перерывами около четырехсот лет. Вначале война шла за выход в Черное море, за территории в Восточной Анотолии и на Кавказе. После шиитской революции Шах Исмаила I Сефеви эти войны шли под знаменем борьбы шиизма и суннизма. Их с этого периода также называют кызылбашско-османскими войнами. Распространено также название персидско-османские войны1.

В конце XV — начале XVI веков начинается новая веха в международных отношениях Азербайджана. Выдающийся государственный деятель Шах Исмаил I сумел объединить под своим руководством все северные и южные земли Азербайджана. Образовалось единое Сефевидское государство со столицей в Тебризе, превратившееся со временем в одну из самых могущественных империй Ближнего и Среднего Востока.

Шах Исмаил, которого можно смело назвать «Наполеоном Востока», не знал поражений. Известно изречение Карла Маркса о нем: «Шах Исмаил был завоевателем – за четырнадцать лет он захватил четырнадцать стран». Для Исмаила османы были основным врагом. Его целью было торжество справедливости: восстановить исламский халифат под шиитским началом. Однако поражение на сражении при Чалдыране в 1514 году оказалось мощнейшим ударом по его империи. Чтобы его унизить, османский правитель Султан Салим I взял семью раненого сефевидского императора после этой битвы в плен. Союзниками Исмаила в борьбе против турков были Англия и Португалия, которые однако не хотели бы и его победы над османами: никакое сильное исламское государство их не устраивало. После поражения при Чалдыране произошло непоправимое: Восточная Анатолия, к этому времени населенная туркманскими племенами, отошла полностью Турции. Это был большим ударом для азербайджанской истории, культуры, языка и литературы. Ведь часть туркманов, которые сыграли очень важную роль в образовании современного азербаджанского этноса, языка и литературы, были отрезаны от других своих соплеменников. С отвоеванием османами Багдада у Сефевидов в 1538 году еще одна часть туркманов — керкюки — оказались под их началом.

Первая османская оккупация. В конце XVI века Империя Сефевидов ослабла от перманентных войн с османами и в результате вся территория Азербайджана была завоевана ими. Владычество османов в Азербайджане и Иране продолжалось 20 лет. Наследник Сефевидов, правнук Шах Исмаила I Шах Аббас I решил освободить вновь страну от завоевателей и самому сесть на законный престол. Только на этот раз во главе борьбы против османов встали не туркманы-кызылбаши, а персидские аристократы. Шах Аббас в течение короткого времени собрал войска и разбил турок, восстановив в начале XVII века почти полностью бывшую империю Сефевидов. Только на этот раз государство Сефевидов приняло персидский облик: азербайджанский (туркманский) язык перестал быть языком государства, несмотря на то, что во дворце многие ведущие позиции все еще занимали азербайджанцы.

Вторая османская оккупация. Вначале XVIII века Империя Сефевидов вновь ослабла и весь Азербайджан с Ираном были вновь завоеваны турками. В этот раз османская оккупация длилась всего 6 лет. Против османов выступил на этот раз полководец Надир-Кули хан, положивший конец династии Сефевидов.

Пришедший к власти после падения Сефевидского государства Надир-шах, происходивший из тюркоязычного афшарского племени, которое наряду со многими другими тюркоязычными племенами составляет азербайджанский этнос Ирана, выгнал турок-османов и еще больше расширил границы бывшей Сефевидской империи: он в 1739 году завоевал Северную Индию, включая Дели. Однако, после смерти Надир-шаха, управляемая им империя пала. Еще при Надире были образованы многочисленные азербайджанские ханства, которые стремились к независмости от деспота.

В конце XVIII века в Иране к власти пришли Гаджары, являющиеся азербайджанской династией.Они стали внедрять политику подчинения всех территорий, бывших под правлением Надир-шаха, в том числе и азербайджанских ханств, централизованному правлению.

Так началась эпоха многолетних войн между Гаджарами и стремящейся захватить Южный Кавказ Россией. В итоге, на основании Гюлюстанского (1813) и Туркменчайского (1828) договоров, Азербайджан был разделен между двумя империями: Северный Азербайджан был присоединен к России, а Южный — к Ирану. С этого периода также начинается эпоха идеологической, политической и военной агрессии армян против азербайджанцев. Борьба за свободу в Северном Азербайджане была очень напряженной. Не без помощи Турции, имевшей здесь собственные империалистические интересы, победило движение за независимость, и в 1918 году была создана Азербайджанская Демократическая Республика (АДР).

28 мая 1918 года— на территории восточной части Южного Кавказа была провозглашена первая на мусульманском Востоке парламентская демократическая республика— Азербайджанская Демократическая Республика со столицей в городе Гянджа. Главой парламента АДР был избран Мардан-бек Топчубашев. Премьер-министром был назначен Фаталихан Хойский. Президентом АДР был избран Мамед Эмин Расулзаде. В середине апреля 1920 года, части XI Красной Армии, разбив остатки войск Деникина, подошли к северным границам А.зербайджана. Еще до этого турки, а за ними и англичане, бежали из Азербайджана. 27 апреля части XI Красной Армии перешли азербайджанскую границу и 28 апреля вошли в Баку. Трагична была судьба всех и каждого члена этого правительства3.

28 апреля 1920 года было объявлено о создании на территории АДР — Азербайджанской Советской Социалистической Республики (Азербайджанской ССР). В декабре 1922 г. Азербайджан, Грузия и Армения образовали Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику. В 1922 она вошла в состав СССР, а в 1936 года ЗСФСР была распущена, а Азербайджанская ССР была включена в состав СССР как самостоятельная республика, просуществовавшая до 1991 года.

В 1988 на волне демократических преобразований в СССР, сопровождавшихся ослаблением государственной власти и партийного руководства, в Нагорном Карабахе усилились сепаратистские настроения среди армянского большинства, что привело к острому межэтническому конфликту, вылившемуся в Карабахскую войну (1992—1994), которая закончилась переходом кроме Нагорного Карабаха еще семи близлежаших азербайджанских районов под контроль Армии Армении. Печальными страницами этого конфликта стали погромы армян во многих городах и сёлах Азербайджана : в Баку, в селе Чайкенд (Геташен) Ханларского района вблизи города Гянджа , Минге-чауре, Нахичевани и т.д., резня армян в Сумгаите; а также погромы против азербайджанцев в Капане (Кафане) и во многих других провинциях Армении и Нагорного Карабаха и в таких городах, как Гугарк , резня азербайджанцев в Ходжалы, вынужденное бегство около одного миллиона азербайджанцев и сотни тысяч армян. В 1994 при посредничестве группы государств СНГ между Азербайджаном и Арменией подписан договор о прекращении огня. Попытки урегулирования конфликта, предпринимавшиеся с этого времени, успеха не имели. 1

На фоне армяно-азербайджанского противостояния Верховный Совет Азербайджанской ССР в 1991 провозгласил независимость республики. Первым президентом Азербайджана стал Первый Секретарь ЦК Компартии Азербайджана Аяз Муталибов, которого вскоре сменил руководитель националистического Народного фронта Азербайджана (НФА) Абульфаз Эльчи-бей.1

18 октября был принят конституционный акт о государственной независимости Азербайджана, затем одобренный 95% граждан, принявших участие в референдуме 29 декабря 1991.

Первые годы независимости Азербайджан переживал период политической нестабильности. Ее усугублял вооруженный конфликт с Арменией из-за Нагорного Карабаха (армянское большинство населения области стремилось присоединиться к Армении) и нараставшее давление со стороны оппозиционного Народного фронта. В противовес Верховному совету, в котором преобладали бывшие коммунисты, оппозиция сформировала параллельный орган – Национальный совет.

В январе 1992 Муталибов приступил к либерализации цен, но уже в марте, после массовой расправы над азербайджанцами в Ходжали (Нагорный Карабах) под напором оппозиции вынужден был уйти в отставку. Временный президент Ягуб Мамедов назначил новое правительство и потребовал от Верховного совета чрезвычайных полномочий для создания национальной армии в составе 20 тысяч военнослужащих. Был создан Национальный совет, в котором на равных участвовали представители правительства и оппозиции, представитель последней получил пост министра внутренних дел. Однако уже в мае 1992 Верховный совет вновь избрал Муталибова президентом.Он немедленно ввел чрезвычайное положение в Баку, распустил Национальный совет и уволил министра внутренних дел. Народный фронт ответил на этот акт вооруженным выступлением, Муталибов был свергнут. Национальный совет распустил Верховный совет, сформировал коалиционное правительство, назначил временным главой государства Ису Гамбара и объявил о проведении новых президентских выборов. 1

На выборах 7 июня 1992 победил кандидат Народного фронта Абульфаз Эльчибей. Он заявил о намерении Азербайджана выйти из СНГ. В области внешней политики новый президент стремился сблизиться с Турцией и развивать связи с азербайджанцами в Иране. В декабре 1992 Национальный совет отменил вступление страны в СНГ и объявил турецкий язык государственным. Однако, несмотря на поставки турецкого оружия, Азербайджан терпел все новые поражения в конфликтах с Арменией.

Неудачи на карабахском фронте и некомпетентность правительства, сформированного НФА, вызвали кризис власти, в результате которого 4 июня 1993 в Гяндже вспыхнул мятеж полковника Сурета Гусейнова.

В апреле 1993 после потери города Кельбаджар Эльчибей ввел чрезвычайное положение. Многих деятелей правящего Народного фронта обвиняли в коррупции и некомпетентности. В экономике царил хаос, жизненный уровень жителей страны катастрофически падал,что вызывало растущее недовольство населения. Бывший чрезвычайный уполномоченный президента полковник Сурет Гусейнов обвинил Эльчибея в военных поражениях и потребовал отставки президента и правительства. 4 июня 1993 сторонники мятежного полковника захватили второй по величине город страны Гянджу, и развернули наступление на Баку, практически не встречая сопротивления. 18 июня Эльчибей бежал из столицы в Нахичевань, где в 2000 умер. 24 июня Национальный совет проголосовал за его смещение с поста президента; функции главы государства были возложены на бывшего главу компартии и руководителя Нахичеванской автономной республики Гейдара Алиева, который за несколько дней до этого был выбран председателем совета. Гусейнов получил посты премьер-министра и руководителя силовых министерств. Алиев объявил о проведении всеобщей мобилизации.

В 2003 скончавшегося Гейдара Алиева на посту президента Азербайджана сменил его сын, Ильхам Алиев.

В 1930-е годы в СССР начались массовые чистки, в которых участвовал первый секретарь ЦК и Бакинского комитета КП(б) Азербайджана М.Дж.Багиров. В 1936 ЗСФСР была распущена, а Азербайджанская Советская Социалистическая Республика была включена в состав СССР как самостоятельная республика. Азербайджанские турки стали официально называться азербайджанцами, их национальный язык получил название азербайджанского1.

Германские войска, вторгшиеся в СССР во время Второй мировой войны, в июле 1942 вышли к Большому Кавказскому хребту, но так и не вступили на территорию Азербайджана. Многие азербайджанцы сражались в Красной Армии. Ввод частей советской армии на территорию Ирана способствовал возрождению паназербайджанских настроений и идеи объединения Иранского и Советского Азербайджана. Под давлением западных держав Советский Союз вынужден был вывести свои войска за р.Аракс.

В послевоенные годы сталинская политика репрессий была продолжена. Хрущевская «оттепель» (1955 – 1964) была периодом ослабления контроля в области литературы и в общественной жизни. В то же время эта эпоха ознаменовалась новой антиисламской кампанией и политикой «сближения наций», которое должно было привести к слиянию всех народов СССР в «новую историческую общность» — советский народ.

Кризис нефтяной отрасли в 1960-е годы привел к сокращению инвестиций в экономику Азербайджана. В 1969 Союзные власти назначили первым секретарем ЦК Коммунистической партии Азербайджана Гейдара Алиева. В 1982 Алиев стал членом Политбюро ЦК КПСС, а в 1987 вернулся в Азербайджан.

Революция в соседнем Иране (1978) способствовала возрождению исламизма в Азербайджане. В ответ на рост иранского влияния был вновь выдвинут лозунг «Единого Азербайджана». В 1988 начали появляться независимые издания и политические организации. Из этих организаций самой мощной оказался Народный фронт Азербайджана (НФА).

В январе 1990 в НФА произошел раскол между консервативно-исламистским и умеренным течениями. Большинство лидеров НФА были арестованы. На альтернативных выборах, проведенных в сентябре 1990, коммунисты получили около 90% голосов и были обвинены в фальсификации результатов выборов. 1

Так, в 1828 г., после присоединения Закавказья к России , на территории бывшего Ираванского ханства , которой , заигрывая с вековой мечтой армянского народа о государственности , царское правительство России дало наименование армянской области , большинство населения составляли азербайджанцы — 18,5 тыс. человек , а 25,5 тыс. – армяне. После расселения 57,5 тыс. армян они составляли уже около 50% населения . В результате начавшегося переселения в 1823 г. среди населения Карабаха азербайджанцы составляли уже 78% , а армяне — 22%. В дальнейшем на протяжении только двух лет — с 1828 по 1830 г. — в Закавказье было переселено 40 тыс. иранских и 84 тыс. турецких армян . После массового переселения конца 20-х годов XIX в. 65% населения региона составляли азербайджанцы , 35% — армяне . В ещё более широких масштабах переселение было проведено в 1893 — 1894 гг. К 1897 г. численность армянского населения в Закавказье достигла 900 тыс. В итоге изменилась этническая ситуация в Нагорной части Карабаха. К концу 90-х годов XIX в. Удельный вес армянского населения в Нагорном Карабахе , входившего в то время в состав Шушинского уезда, увеличился до 53% . Поток переселенцев в Закавказье ещё более усилился в период Первой Мировой Войны, в 1914-1916 гг.

При решении вопроса о принадлежности Нагорного Карабаха после оккупации Россией Закавказья армяне составляли уже 95% населения региона , несмотря на это Нагорный Карабах продолжал оставаться в составе Азербайджана . В 1897 году была проведена первая всероссийская перепись населения. Эти статистические данные ярче всего иллюстрируют тогдашнюю демографическую картину на Южном Кавказе, доказывая полную несостоятельность утверждений армян относительно каких-то «исторических фактов», которые якобы подтверждают их права не только на Нагорный Карабах. Из этой статистики становится ясно, что в конце XIX века не только в Карабахе, но и в Ираванском уезде (нынешний ереван), Зангезуре (нынешний мегринс-кий и горисский район армении) азербайджанское население значительно превосходило армян по численности. И это при том, что в 20-30-е годы XIX века царская Россия, победив в войне с Ираном и Турцией, пересилила десятки тысяч армян из этих стран в исторические азербайджанские земли. Можно сказать, что нынешняя армения фактически образована на территории исторического Ираванского ханства, на древней азербайджанской земле. В 1828 по Туркменчайскому договору (положившему конец войне между Россией и Ираном) Ираванское ханство было присоединено к царской России, абсолютно большинство его населения составляли азербайджанцы, что в том же 1828 году был издан Высочайший манифест императора Николая I, согласно которому на месте Ираванского и Нахичеванского (тоже присоединенного к России в 1828 году) ханств была образована так называемая «армянская область», после чего на эти земли начали поселять армян из Персии. Все это исторические факты, которые нашли отражение во многих российских источниках и к которым часто обращаются наши историки. Например, наши историки приводят факты из переписки А.С. Грибоедова, работавшего тогда послом России в Иране, с наместником империи в Закавказье И.Ф. Паскивечем, в которой русский писатель сообщает , что массовое выдворение азербайджанцев из своих земель вызывает всплеск недовольства среди них. А руководили переселением азербайджанцев вглубь Персии, а армян на их азербайджанские земли не кто иной, как этнические армяне, служившие в царской армии, такие как полковник Л.Я. Лазарер и другие. Только в первые месяцы этой операции в Карабах (который был присоединен к России еще в 1805 году и в то время находился в составе Елизаветпольской губернии), Зангезур, Нахичевань были переселены около 8 тысяч армянских семей.

Заметим, что продолжающийся всплеск недовольства среди азербайджанского населения не устраивал и царя Николая I, однако единственное, что он сделал, так это издал указ от 9 июня 1849 года о переименовании «армянской области» в Ираванскую губернию, демографический состав которой за два десятилетия существенно изменился.

Однако даже после всего этого, согласно данным переписи 1897 года, в Джебраильском уезде Елизаветпольской губернии, который охватывал часть нынешнего Нагорного Карабаха (Гадрут, Мартуни и т.д.), из 66 тысяч населения 75% составляли азербайджанцы и только 20% — армяне. В Зангезурс-ком уезде, также входившие в Елизаветпольскую губернию, из 38 тысяч человек 52% были азербайджанцы. И только в Шушинском уезде (куда входили также Ханкенди, Аскеран и т.д.) армян было чуть больше азербайджанцев (соответственно 54% и 46% из 139 тысяч населения)1.

В Ираванском уезде (город ереван и его окрестности) одноименной губернии из 150 тысяч населения свыше 77 тысяч, то есть 52% составляли азербайджанцы и тоько 38% – армяне. Примечательно, что в ходе той переписки велся также учет потомственных дворян из числа азербайджанцев. Картина данной статистики более чем интересна. Согласно данным переписи, в конце XIX века из 2500 потомственных дворян Ираванского уезда 90% составляли азербайджанцы. А в Эчмиадзинеком уезде 92% дворян были азербайджанцами, армян же всего — 4%

Так вот, к началу нагорно-карабахского конфликта в 1988 году в бывшей автономии армян было уже в три раза больше (75%), чем азербайджанцев, а в армении, на территории бывшего Ираванского ханства не осталось ни одного азербайджанца. Ведь сто лет для истории — это не такой уж и большой срок, но за это время исторические земли азербайджанцев, в которых они проживали испокон веков, путем проведения многолетних этнических чисток «стали» территорией армении. Так вот, за этими цифрами из материалов переписи населения 1897 года стоит наша история, которая подтверждает безосновательность утверждений армянских историков, которые в течении многих лет сочиняют всевозможные сказки и легенды о демографической ситуации в Закавказье в начале XX века.

Опровергать абсурдные утверждения армян довольно просто, стоит только заглянуть в исторические источники, которые наглядным образом подтверждают, что Карабах — это азербайджанская земля, и принадлежала она во все времена азербайджанцам. Взять хотя бы текст Куракчайского договора от 14 мая 1805 года, согласно которому Карабахское ханство вступило в состав Российской империи. Первый пункт подписанного между правительством Карабахского ханства Ибрагим — ханом и наместником царским на Кавказе генералом Павлом Цициановым «от имени его императорского величества» Александра I договора гласил «о вступлении Ибрагим — хана Шушинского и Карабагского со всем его семейством, потомством и владениями в вечное подданство Всероссийской империи» Согласно данному договору, российским престолом были признаны права карабахского хана на последующее правление этой землей. В договоре есть и такие строки: «Его императорское величество обещает именем своим и преемников своих высокостепенного Ибрагим-хана и его дому наследников и потомков сохранять беспеременно на ханстве, и в знак вящего благоволения и милости своей к его высокосепенс-тву Ибрагим — хану Шушинскому и Карабагскому всемилостивейше дарует ему и приеемникам его знамя с гербом Всероссийской империи, которое долженствует оставаться при нем и по нем при владеющем хане знаком ханства и власти».

Кроме того, в ноябре 1805 года внук Ибрагим — хана Джафар Кулиага
Джеваншир был признан русским правительством «в качестве законного на
следника Карабахского ханства», и российский монарх даровал ему золотую
медаль с надписью «Наследник Карабаха». Вот и все наша история, и
выступающие сейчас с абсурдными, не имеющими оснований заявлениями,
армяне могут легко ознакомиться с этими источниками в российских архив.1

Мы же в свою очередь, должны неустанно и, главное, своевременно представлять эти исторические факты на суд мировой общественности. Наверное, тут нелишне будет повторить известную истину о том, что изучать свою историю мало, надо еще и уметь преподнести миру. Исторические факты — самые веские доказательства того, что не только Карабах, но и большая часть нынешней армении — это исконно азербайджанские земли.

Этот вопрос был поднят армянскими националистами во время правления в армении партии «дашнакцутюн» . Против АДР со стороны армении в 1919 г. была развязана война , однако все военные операции закончились крахом . В январе 1919 г. в целях организации отпора агрессорам территория Нагорного Карабаха и Зангезура решением Правительства АДР были выделены в особое генерал — губернаторство , что сыграло позитивную роль в защите этого региона . После оккупации Азербайджана российскими войсками Нагорному Карабаху было предоставлено право на самоопределение в составе Азербайджана . Текст Декларации на русском и азербайджанском языках был опубликован в республиканской прессе . Однако в газете «Коммунист» , издававшейся на армянском языке в г . ереване , 7 декабря 1920 г. был приведён фальсифицированный текст Декларации , где Нагорный Карабах провозглашался «составной частью армянской социалистической республики» . На этот текст продолжают ссылаться «армянские историки».

Представители Армении вынесли вопрос о Нагорном Карабахе на заседание Пленума Кавбюро ЦК РКП (б) 4 июня 1921 г. , где он вызвал серьёзные разногласия . Ввиду того, что некоторые представители Азербайджана на Пленуме прибывшие в республику из России в последний месяц не руководствовались интересами Азербайджана и не вполне представляли себе путь вопроса, они проголосовали за передачу Нагорного Карабаха в состав армении . Ввиду разногласий КавБюро сочло необходимым перенести решение этого вопроса, в ЦК РКП (б), и на следующий день, 5 июля, с учётом мнения ЦК РКП (б) КавБюро приняло постановление об остановлении Нагорного Карабаха го Карабаха в составе Азербайджана с предоставлением ему областной автономии. За оставление региона в составе Азербайджана население Нагорного Карабаха высказалось дважды — во время референдумов , проведённых в 1923 и 1927 г.

Факты неоспоримо свидетельствует о том, что в обозримом прошлом Нагорный Карабах никогда не являлся частью Армении и сама постановка вопроса о «воссоединении» этого региона с Арменией была неправомерна. Опираясь на уже упомянутое постановление Верховного Совета армянской ССР, сессия областного Совета народных депутатов ИКАО 12 июля 1988 г. при отсутствии значительного количества депутатов приняла решение о выходе ИКАО из состава Азербайджана и о переименовании её в арцахскую АО. В принятом в тот же день Постановлении Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР по этому вопросу говорилось , что в принятых ранее Верховным Советом Азербайджана и его Президиумом постановлениях от 13 и 17 июня 1988 г. с исчерпывающей полнотой была выражена позиция Азербайджанской ССР в отношении невозможности и неприемлемости передачи ИКАО в состав другой республики.

Президиум Верховного Совета Азербайджанской ССР постановил признать незаконным решение областного Совета народных депутатов ИКАО и отменить его на основании ст. 87 Конституции ССР, ст. 114 Конституции Азербайджанской ССР и ст. 47 Закона Азербайджанской ССР о Нагорно -Карабахской автономной области .

Позднее, после начала открытых вооружённых выступлений со стороны сепаратистов, насильственного изгнания азербайджанского населения из большей части Нагорного Карабаха, 26 декабря 1991 г. Верховный Совет Азербайджанской ССР, внеся соответствующие изменения в Конституцию , упразднил статус автономии Нагорного Карабаха .

По мнению Т.Фрэнка, uti possidetis применим в равной степени как к Хорватии, так и к Азербайджану. При этом данный принцип адаптирован для защиты границ этих государств от требований их пересмотра, исходящих не только извне (например, Сербия в отношении Хорватии), но и изнутри (например, хорватский регион Краина). Uti possidetis отвергает требования отделения Краины или Нагорного Карабаха.1

 Именно эта международно-правовая доктрина легла в основу признания новыми независимыми государствами, образовавшимися в результате распада СССР, территориальной целостности друг друга и неприкосновенности их границ. Так, согласно статье 5 Соглашения «О создании Содружества Независимых Государств» от 8 декабря 1991 года «Высокие Договаривающиеся Стороны признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества».1 Этот подход был закреплен также в Алма-Атинской Декларации, подписанной 21 декабря 1991 года одиннадцатью бывшими союзными республиками, включая Азербайджан и Армению.2  

Как отмечает М.Шэу, хотя Минский и Алма-Атинский инструменты ссылаются по существу на принцип территориальной целостности, защищающий международные границы, ясно, что намерение заключалось в утверждении и закреплении доктрины uti possidetis для того, чтобы обеспечить международную, региональную и национальную легитимацию новых границ, которыми считаются границы бывших союзных республик.3

Кроме того принятые Европейским Сообществом 16 декабря 1991 года Европейские правила признания новых государств Восточной Европы и Советского Союза подтверждают среди прочего «уважение неприкосновенности всех границ, которые могут быть изменены только мирными средствами и по взаимному согласию».4

Таким образом, как подчеркивает М.Шэу, ссылаясь при этом на ряд примеров, включая нагорно-карабахский регион Азербайджана и принятые в связи с конфликтом резолюции Совета Безопасности ООН, «попытки изнутри вновь образованных государств нарушить территориальные рамки, в пределах которых была достигнута независимость, будут, как минимум, рассматриваться как противоречащие внутреннему законодательству нового образования и, возможно, при определенных обстоятельствах, как угроза международному миру и безопасности».1

Сразу же после официального объявления Азербайджаном своей независимости и признания этого факта со стороны ЕС (31 декабря 1991 г.), то есть вслед за распадом СССР начались взаимные контакты между Республикой Азербайджан и Европейским Союзом2. До того времени они поддерживали связи главным образом на основе Соглашения о торговле и сотрудничестве, подписанного между этой европейской структурой и Советским Союзом в 1989 году.

С 1991 по 1999 год был заключен ряд договоров, в том числе двустороннее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное 22 апреля 1996 года в Люксембурге (с предварительным сроком на 10 лет). В октябре 1997-го обе стороны заключили промежуточное соглашение, предусматривавшее досрочное введение в действие ряда статей этого документа, не дожидаясь его ратификации всеми членами Евросоюза. А с 1 января 1999 года данное соглашение окончательно вступило в силу.

Вообще же до 1999 года политика ЕС в отношении Азербайджана носила чисто познавательный характер, так как в «большой игре» европейцы поначалу пытались следовать за американцами. В Парижской хартии Евросоюза (1990 г.) Азербайджан как часть Каспийского региона был назван сферой «общеевропейских интересов», но все-таки в отношении нашего государства ЕС не осмелился действовать самостоятельно. Тем не менее наша страна получила от него значительную поддержку, составившую в 1992—2002/3 годах 370 194 тыс. евро (самый большой объем помощи среди всех постсоветских стран Кавказа и Центральной Азии). Особо следует отметить роль ЕС в оказании технической помощи в рамках программы ТАСИС, нацеленной на развитие рыночных реформ посредством предоставления консультативных услуг, ноу-хау и передачи практического опыта. Всего за 1991—2001 годы в республике реализовано более 150 проектов, а с 1992-го по 2001 год затраты Евросоюза на техническую помощь нашей стране составили 370 млн евро.

  Подводя итог вышеизложенного, можно сделать вполне определенный вывод о неправомерности действий, направленных на одностороннюю аннексию либо отделение нагорно-карабахского региона Азербайджана. Данный регион являлся частью Азербайджанской ССР, о чем свидетельствуют как Конституция СССР и Азербайджанской ССР, так и другие законодательные акты, в частности, Закон Азербайджанской ССР «О Нагорно-Карабахской автономной области». Как вытекает из вышеизложенного анализа, автономная область просуществовала до 26 ноября 1991 года, когда Верховным Советом Азербайджанской Республики был принят Закон об ее упразднении. 

 До восстановления в полном объеме государственной независимости Азербайджанской Республики и ее признания международным сообществом территория, на которой до 26 ноября 1991 года существовала НКАО Азербайджанской ССР, продолжала оставаться составной частью Азербайджана.
 Согласно принципу uti possidetis juris,
в момент обретения Азербайджанской Республикой независимости бывшие административные границы Азербайджанской ССР, в пределах которых находилась также НКАО, считаются международными и защищаются международным правом. Данный тезис однозначно и безоговорочно подтверждается также в известных резолюциях Совета Безопасности ООН по нагорно-карабахскому конфликту. Как отмечается докладчиком ПАСЕ Д.Аткинсоном, «границы Азербайджана были признаны международным сообществом в тот момент, когда страна в 1991 году была признана независимым государством», «территория [которого] включала нагорно-карабахский регион».1

Очевидно также, что, став участницей Соглашения «О создании Содружества Независимых Государств» и подписав Алма-Атинскую Декларацию, Армения тем самым признала территориальную целостность и неприкосновенность границ Азербайджанской Республики, охватывающих, в том числе, территорию, на которой ранее существовала НКАО Азербайджанской ССР. Что касается выдвигаемого армянской стороной тезиса о том, что, провозгласив восстановление государственной независимости 1918-1920 годов и, тем самым, став правопреемником существовавшей в те годы Азербайджанской Демократической Республики, Азербайджан якобы лишился оснований претендовать на границы советского периода, то внимание должно быть привлечено к статье 11 Венской Конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров, согласно которой «правопреемство государств как таковое не затрагивает: а) границ, установленных договором…».1 Другими словами, хотя данное положение касается непосредственно внешних границ бывшего СССР, установленных заключенными им международными договорами, оно фактически представляет собой концептуальный международно-правовой подход в отношении продолжения существования границ, несмотря на правопреемство, а именно то, что изменение суверенитета не в силах поколебать эти границы2, имеющие постоянный характер.

История повторяется, и также как и в начале XX века, в конце века, после обретения независимости, Армения вновь развязала войну против Азербайджана, и благодаря иностранной военной помощи до 1994 г. Оккупировали не только Нагорный Карабах, но и прилегающие к нему районы, захватив тем самым более 20%; территории Азербайджанской Республики.

Мы же в свою очередь, должны неустанно и, главное, своевременно представлять эти исторические факты на суд мировой общественности. Наверное, тут нелишне будет повторить известную истину о том, что изучать свою историю мало, надо еще и уметь преподнести миру. Исторические факты — самые веские доказательства того, что не только Карабах, но и большая часть нынешней армении — это исконно азербайджанские земли.

Список использованных источников и литературы

 

 


Источники

 

  • Алма-Атинская Декларация, 21 декабря 1991 года. Сборник документов СНГ, 1991, № 1.
  • Конституция Республики Азербайджан: Принята на всенародном референдуме 12 ноября 1995 г. Баку, 2000.
  • Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, 8 декабря 1991 года. Сборник документов СНГ, 1991, № 1.

 

Литература

  1. Алиев Н. Состояние и перспективы сотрудничества Азербайджана с Европейским Союзом // Центральная Азия и Кавказ: журнал социально-политических исследования. 2002. № 5.
  2. Векилов Р. История возникновения Азербайджанской Республики. Баку, 1998.
  3. В Баку помнят Эльчибея // Эксперт. 2001. № 31.
  4. Гаджи Ф. История Карабаха в источниках XVIII – XIX в.в. Баку. 2002. С. 204.
  5. Исмаил М. Истории я Азербайджана: Краткий обзор с древнейших времен до 1920 г. Баку, 1995.
  6. Мехтиев Р. Реалии геноцида азербайджанцев. Баку, 2000. С. 63
  7. Conference on Yugoslavia. Arbitration Commission. 92 International Law Reports. 1993.
  8. Declaration on the «Guidelines on the Recognition of New States in Eastern Europe and in the Soviet Union», 16 December 1991. 31 International Legal Materials 1992, pp. 1486-1487
  9. Council of Europe. Parliamentary Assembly. Explanatory memorandum by the Rapporteur David Atkinson «The conflict over the Nagorno-Karabakh region dealt with by the OSCE Minsk Conference», PACE Document 10364 of 29 November 2004, <http://assembly.coe.int/Main.asp?link=http://assembly.coe.int/ Documents/WorkingDocs/doc04/ EDOC10364.htm>, para. 5
  10. Shaw «Re: Order in Council P.C. 1996-1497 of 30 September 1996», in Anne Bayefsky, Self-determination in International Law: Quebec and Lessons Learned. The Hague, London, Boston: Kluwer Law International, 2000
  11. Shaw The Heritage of States: The Principle of Uti Possidetis Juris Today // 77 The British Yearbook of International Law 1997
  12. Thomas Frank, «Postmodern Tribalism and the Right to Secession», in Catherine Brolmann, René Lefeber, Marjoleine Zieck (eds.),
    Peoples and Minorities in International Law (Dordrecht, Boston, London: Martinus Nijhoff Publishers, 1993.
  13. Vienna Convention on Succession of States in Respect of Treaties, 22 August 1978. For text see in Malcolm D.Evans (ed.), Blackstone’s International Law Documents (Oxford: Oxford University Press, 6th ed., 2003), pp. 185-199, at p. 188.


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.98MB/0.00188 sec

WordPress: 22.26MB | MySQL:113 | 1,488sec