Международные коммерческие права авиакомпаний

<

121614 1322 1 Международные коммерческие права авиакомпанийПод коммерческими правами в международном воздушном транспорте понимается разрешение субъектам данной деятельности осуществлять воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты за вознаграждение. Вся история развития международного воздушного транспорта проходит на фоне борьбы двух тенденций: жесткого регулирования указанных разрешений и полной свободы от какого-либо их регулирования. Указанные тенденции столкнулись на Чикагской конференции 1944 года, которая, не найдя компромисса между этими позициями, была вынуждена ограничиться разработкой двух самостоятельных, напрямую не связанных с Чикагской конвенцией соглашений о международном воздушном транспорте и о транзите.

Общее право на осуществление коммерческой деятельности было разделено на отдельные категории, названные «свободами воздуха», которые сформулированы в Соглашении о международном воздушном транспорте:

  1. право на транзитный полет без посадки на территории государства, предоставляющего это право;
  2. право транзитного полета с посадкой, но не в коммерческих целях, то есть без выгрузки или загрузки пассажиров, грузов и почты (в основном для заправки топливом);
  3. право привозить в иностранное государство пассажиров, грузы и почту, которые были взяты на борт в государстве регистрации (национальности) воздушного судна;
  4. право увозить из иностранного государства пассажиров, грузы и почту, которые летят в государство регистрации (национальности) воздушного судна;
  5. право высаживать на территории иностранного государства
    пассажиров, выгружать грузы и почту, а равно брать их на борт на
    территории такого государства для перевозки из любых третьих стран
    или в любые третьи страны.

    Две первые «свободы воздуха» сформулированы в Соглашении о транзите 1944 года, а все пять — в Соглашении о международном воздушном транспорте 1944 года.

    Именно этот объем прав способствует увеличению загрузки самолетов и обеспечивает более высокий уровень прибылей. Однако вопрос об объеме коммерческой деятельности на территории иностранного государства вызывает основные противоречия между ее субъектами, поэтому на практике пятая «свобода воздуха» в ее полном объеме -перевозки в любые третьи государства — предоставляется редко в связи с тем, что это может уменьшить доход национальных авиапредприятий.

    Кроме этих основных свобод существуют также две, сформулированные в Соглашении о транзите:

  6. право осуществлять перевозки между третьими странами через
    свою территорию;
  7. право осуществлять перевозки между третьими странами, минуя свою территорию.

    До заключения Чикагской конвенции авиакомпании западных стран использовали также восьмую «свободу воздуха»: право осуществлять каботажные перевозки, то есть перевозки, начало и окончание которых полностью находятся в пределах одного и того же иностранного государства. В соответствии со ст. 7 Чикагской конвенции такие перевозки запрещены на исключительной основе (т.е. одному, нескольким, но не всем иностранным государствам).

    В настоящее время все перечисленные виды свобод применяются к воздушным судам не только государства регистрации, но и государства-эксплуатанта (в случае сдачи воздушного судна в аренду), поскольку последнее самостоятельно договаривается о коммерческих правах при выполнении воздушных перевозок на арендованных воздушных судах, принадлежащих другому государству.    

    Важную роль в развитии воздушных сообщений сыграла Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 года, известная как Варшавская конвенция (перевозка международной авиапочты регулируется Всемирной почтовой конвенцией 1874 г. с внесенными позднее в нее дополнениями, вместе с Гаагским протоколом 1955 года, которая, в частности, устанавливает основные условия договора воздушной перевозки, перечень и единообразную форму документов, используемых при авиаперевозке, определяет главные принципы материальной ответственности авиаперевозчика в случае причинения ущерба пассажиру и грузу и пределы такой ответственности. Так, перевозчик несет ответственность за вред, выразившийся в смерти и любом телесном повреждении пассажира, в уничтожении, утере или повреждении багажа и груза, а также в опоздании при перевозке.

    Следует подчеркнуть, что основным инструментом регулирования отношений между государствами, возникающих в связи с осуществлением гражданскими воздушными судами международных полетов с целью перевозки пассажиров, грузов или почты за вознаграждение либо по найму, являются межправительственные соглашения о воздушном сообщении.

    В 1952 году в Риме была заключена Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности. Она предусматривает ответственность за вред, причиненный корпусом воздушного судна или выпавшим из него предметом, и ограничивает размер возмещения за такой вред в зависимости от веса воздушного судна. Субъектом ответственности является эксплуатант воздушного судна.

    Можно отметить новую тенденцию в регулировании коммерческих прав. В соглашениях, заключенных Великобританией с Люксембургом, Нидерландами и ФРГ в 1984 году, получил закрепление принцип открытых регулярных маршрутов, в соответствии с которым правами по пятой «свободе воздуха» договаривающиеся стороны пользуются по согласованию между компетентными авиационными органами, а не правительствами, как это было ранее.

    В Российской Федерации в зависимости от конкретных условий эксплуатации той или иной линии и сложившихся взаимоотношений с авиапредприятием-партнером используются все имеющиеся формы соглашений. С некоторыми авиапредприятиями сохранились соглашения о взаимном предоставлении услуг, в соответствии с которыми они предоставляют весь комплекс необходимых услуг, привлекая для этого субагентов на территории своих стран, а им предоставляется обслуживание в таком же объеме на территории Российской Федерации

    <

    Взаимоотношения с другими предприятиями по обслуживанию строятся на основе отдельных конкретных соглашений о взаимных воздушных перевозках, о наземном обслуживании, а также по другим аспектам. При этом положения и условия конкретных коммерческих соглашений не должны противоречить положениям и условиям общих международных договоров, участниками которых являются государства — участники этих коммерческих соглашений, а также их национальному законодательству.

    Так, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о воздушном сообщении 2001 года предусматривает установление договорных линий авиаперевозок, определяет, что авиапредприятие, назначенное каждой из сторон при осуществлении международного воздушного сообщения, пользуется правами совершать пролет территории государства другой стороны без посадки, а также совершать на территории государства другой стороны остановки с некоммерческими целями: посадки и/или высадки пассажиров, погрузки и/или выгрузки груза и почты международного следования. Каждая сторона определяет маршруты полетов над территорией своего государства и аэропорты, которые могут использоваться назначенными авиапредприятиями другой стороны. При этом оговаривается: ничто в настоящем Соглашении не может рассматриваться как предоставление права назначенному авиапредприятию одной стороны брать на борт на территории государства другой стороны пассажиров, груз и почту для их перевозки в другой пункт на территории государства этой стороны за вознаграждение или на условиях аренды.

     

     

     

    2. Стадии заключения международных договоров по Конвенции 1969 г. о праве международных договоров и ФЗ от 15.07.95 «О международных договорах Российской Федерации»

     

    Процесс заключения международного договора представляет собой ряд последовательных действий (стадий) — от проявления инициативы заключения договора до вступления его в силу. Сложность процесса заключения договора, его длительность определяется такими обстоятельствами, как степень стремления участников идти на уступки и компромиссы.

    Венская конвенция 1969 г. о праве международных договоров определяет три стадии заключения международного договора.

    Первая стадия — принятие текста международного договора. Текст принимается по согласованию всех участвующих в его составлении, а для многосторонних большинством в 2/3 участников конференции.

    Вторая стадия — установление аутентичности текста международного договора. Под установлением аутентичности понимается признание о том, что текст международного договора согласован и возвращение к его доработке более не возможно. Договоры, составленные на разных языках, признаются юридически равные. Установление аутентичности осуществляется путем подписания, подписания ad referendum, парафирования текста договора или путем принятия заключительного акта конференции, содержащего этот
    текст. Подписание, как способ установления аутентичности, выражается завершением переговоров и согласием с выработанным текстом договора. Подписание ad referendum (условное подписание) означает, что такое подписание нуждается в последующем подтверждении соответствующим государством или соответствующей международной организацией. При парафировании представители государства подписывают начальными буквами своего имени и фамилии (инициалами) первую либо последнюю страницу текста договора. В некоторых случаях парафируется каждая страница текста договора.

    Третья стадия — стадия выражения согласия на обязательность договора. Согласие на обязательность международного договора может осуществляться путем подписания, обмена документами, образующими договор, ратификацией договора, принятием, утверждением, присоединением к международному договору. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» предусматривает следующие способы признания обязательности международных договоров: подписание, утверждение, ратификация, присоединение и другие способы.

    Подписание, как способ признания обязательности международных договоров, применяется, если в договоре предусматривается этот способ или иным способом установлена такая договоренность (ст. 12 Конвенции 1969 г.). Признание обязательности международного договора путем обмена документами, образующими договор, применяется, если этим документом предусмотрен такой способ, (ст. 13). Ратификацией признается способ признания международного договора, осуществляемый путем принятия закона (ст. 14). Присоединение, как способ признания международных договоров,
    предполагает направление документа депозитарию договора о присоединении к уже принятому и действующему договору (ст. 15).

    Согласно статьи 3 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.

    Согласно ст. 6 ФЗ № 101-ФЗ Согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора может выражаться путем: подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора;
    утверждения договора;
    принятия договора;
    присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.

     

     

    3. Совет Европы как международная региональная организация

     

    Совет Европы как региональная международная организация существует с 1949 г. Он был учрежден десятью западноевропейскими государствами, а в настоящее время охватывает почти все европейское пространство. Членами Совета Европы являются 45 государств, включая с 28 февраля 1996 г. и Российскую Федерацию.

    Учредительными документами этой организации являются Устав Совета Европы от 5 мая 1949 г. и Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 2 сентября 1949 г.

    Вступлению России в Совет Европы предшествовали определенные меры, которые включали как присоединение РФ к ряду европейских конвенций, не обусловливающих участие в них с членством в Совете Европы, так и комплекс мероприятий, утвержденных распоряжением Президента РФ от 13 февраля 1996 г. Несколькими днями ранее, 25 января 1996 г., Парламентская Ассамблея Совета Европы рассмотрела заявку России, поданную еще 7 мая 1992 г., рекомендовала Комитету Министров пригласить Российскую Федерацию стать членом Совета Европы, сопроводив приглашение, сформулированное в виде Заключения № 193 (1996), пожеланиями в виде 25 пунктов, которые были обозначены как принимаемые на себя Россией обязательства. Процедура присоединения Российской Федерации к Уставу Совета Европы и к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы заняла всего 4 дня: соответствующие федеральные законы о присоединении были приняты Государственной Думой 21 февраля, одобрены Советом Федерации 22 февраля, подписаны Президентом РФ 23 февраля, вступили в силу 24 февраля 1996 г.

    Официальный прием на церемонии в Страсбурге 28 февраля 1996 г. сопровождался подписанием от имени Российской Федерации ряда европейских конвенций.

    Согласно Уставу «целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу» (ст. 1). В соответствии со ст. 3 каждый член Совета должен признавать принцип верховенства права и обеспечивать всем лицам, находящимся под его юрисдикцией, пользование правами и основными свободами.

    Сотрудничество ради достижения этой цели включает заключение и реализацию конвенций, протоколов и соглашений, число которых достигло 170. Традиционно они именуются европейскими конвенциями, которые посвящены правам человека, вопросам образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, спорта, развития гражданского, экологического, административного права, уголовного права и процесса. В их числе Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) вместе с протоколами, дополняющими или изменяющими ее отдельные положения, Европейская социальная хартия (1961 г., пересмотрена в 1996 г.), Европейская конвенция о гражданстве (1998 г.), Европейская конвенция о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.), Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995 г.), Европейская хартия местного самоуправления (1985 г.), ряд актов уголовно-правового и процессуального характера —о выдаче (1957 г.), о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959 г.), о передаче производства по уголовным делам (1972 г.), о передаче осужденных лиц (1983 г.), о компенсации жертв насильственных преступлений (1983 г.), об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990 г.).

    Органы Совета Европы:

    Комитет Министров, состоящий из министров иностранных дел государств-членов или других членов правительств. Комитет принимает заключения по рассматриваемым вопросам в форме рекомендаций правительствам. По определенным вопросам его решения имеют обязательный характер;

    Парламентская Ассамблея, включающая в себя представителей каждого государства-члена, избираемых (назначаемых) из состава его парламента. Предусмотрено различное представительство: от Германии, Великобритании, Франции, Италии, России — по 18, от Испании, Турции, Украины — по 12, от Греции, Бельгии и др. — по 7, от Австрии, Болгарии и др. — по 6, от остальных — по 5, 4, 3, 2 представителя. Ассамблея является совещательным органом, дающим рекомендации Комитету Министров;

    Конгресс местных и региональных властей Европы, представляющий соответствующие органы государств-членов и включающий делегации от территориальных образований (по квотам, установленным для Парламентской Ассамблеи). Его работа проходит в палате местных органов власти и палате регионов;

    Секретариат, являющийся административным органом Совета Европы и возглавляемый Генеральным секретарем (избирается Парламентской Ассамблеей на 5 лет).

    Конвенция о защите прав человека и основных свобод предусмотрела создание двух специальных органов — Европейской комиссии по правам человека и Европейского Суда по правам человека. Как в Комиссии, так и в Суде были представлены все государства — члены Совета Европы. Протокол № 11 к Конвенции произвел реорганизацию — замену Комиссии и Суда единым постоянным органом — Европейским Судом по правам человека (см. § 6 гл. 10 настоящего учебника).

    Штаб-квартира Совета Европы расположена в г. Страсбурге (Франция). При штаб-квартире аккредитовано Постоянное представительство РФ. Официальные языки — — английский и французский. Перевод конвенции или иного документа на язык, не признанный официальным, именуется версией (например, перевод на русский язык — русской версией). Однако применительно к тексту, прошедшему процедуру ратификации в высшем органе государства и публикуемому в официальном издании, употребляется термин «официальный перевод». Такое пояснение дается при опубликовании в «Собрании законодательства Российской Федерации» Устава Совета Европы, Генерального соглашения о привилегиях и иммунитетах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод и других актов.

    Учреждена Межведомственная комиссия РФ по делам Совета Европы как координационный орган.


    Список литературы

     

  8. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
  9. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 29, ст. 2757
  10. Бордунов В.Д., Котов А.И., Малеев Ю.Н. Правовое регулирование международных гражданских воздушных судов. М., 1988.
  11. Комментарий к Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации» / Отв. ред. В. П. Звеков, Б. И. Осминин, М., 2006.
  12. Малеев Ю.Н. Международное воздушное право. М., 1986.
  13. Международное право: учебник / Под ред. А.И. Микульшина. М., 2006.
  14. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М., 2007.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.93MB/0.00140 sec

WordPress: 22.69MB | MySQL:118 | 2,601sec