ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА

<

121614 1651 1 ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА Международное уголовное право складывалось и развивалось в условиях активизации международной преступности и совершенствования сотрудничества государств в предотвращении и пресечении этой деятельности.

То, что можно назвать интернационализацией преступности, проявилось в двух аспектах: функциональном и технологическом. Первый — это интернационализация общественной опасности совершаемых преступлений. Имеются в виду преступления против мира и безопасности человечества, посягательства на иные общечеловеческие ценности, деяния, представляющие опасность для нескольких государств и (или) нарушающие нормальные международные отношения. Второй — это интернационализация форм и методов преступной деятельности, т. е. развитие международной организованной преступности, трансграничное противоправное перемещение товаров и других ценностей, использование коммуникаций в преступных целях, трансграничное перемещение лиц, совершающих противоправные деяния.

Сам термин «международное уголовное право» появился на стыке XIX и XX вв. для обозначения юридических норм относительно взаимопомощи государств «при осуществлении ими своей карательной власти в области международного общения»1. И связана была такая правовая регламентация главным образом с развитием международного общения лиц, совершающих преступления, и с появлением деяний, затрагивавших интересы нескольких государств (работорговля, фальшивомонетничество, торговля наркотиками и т. д.).

 

Традиционно, международное уголовное право определялось, как система законов, регулирующих отношения между суверенными государствами. Согласно этому определению, только государства могли быть субъектами международного права. Но сейчас, в связи с современным развитием, международные организации и в меньшей мере, индивидуумы становятся субъектами международного права. Так, Организация Объединенных Наций обладает юридической правоспособностью вступать в договорные отношения с государствами и другими международными организациями. Нормы, связанные с функционированием международных организаций, их отношениями друг с другом и с государствами, определяются международным правом.

Современное движение в защиту прав человека и его фундаментальных свобод, указывает на то, что люди могут пользоваться правами гарантированными для всех. Международное право налагает специфические обязанности на всех индивидуумов – они могут нести прямую ответственность за международные преступления (военные преступления, преступления против человечества, пиратство).

Поэтому, на взгляд Аксель Никез-Перетятько, «более правильным будет определить международное право, как систему законов применяемых к международной общественности, сформированным государствам, международным организациям и, в меньшей степени, индивидуумам»1. Однако предлагаемый автором дефиниций, растяжимый по существу, лишь ограничивается констатацией общепризнанных требований к пониманию права как такового, без конкретизации объективных сторон применения международных норм и учета особенностей регулируемых ими отношений. С другой стороны, полемизируемое определение международного права не должно отвечать на интересующие вопросы, поскольку оно может быть рассмотрено как основополагающий тезис для конструкции отдельных отраслей международного права, в том числе международного уголовного права.

Сейчас общепризнанным является то, что международное уголовное право – самостоятельная отрасль международного права. Но вместе с тем его нельзя рассматривать изолированно от международного права, хотя концепция международного уголовного права закреплена в резолюции ООН. Так, в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития»(1990 г.) государствам рекомендуется «активизировать борьбу против международной преступности путем соблюдения и укрепления правопорядка и законности в международных отношениях и с этой целью дополнять и далее развивать международное уголовное право, выполнять в полном объеме обязательства, вытекающие из международных договоров в этой области, и пересматривать свое национальное законодательство с тем, чтобы обеспечивать его соответствие требованиям международного уголовного права». Подчеркивается также необходимость международного сотрудничества в области совершенствования уголовного права, разработки специальных учебных курсов по международному уголовному праву и завершению его кодификации.

Несмотря на это в отечественной юридической литературе еще не предпринята попытка сформулировать понятие предмета регулирования данной отрасли международного права. Поскольку международное уголовное право, как система норм и принципов, регулирующих отношения в сфере сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью находится в стадии формирования и развития, споры на эту тему идут с прошлого века. К примеру, Ф.Ф.Мартенс, главы своего учебника «Международное уголовное право» полностью посвятил вопросам международной подсудности, правовой помощи и выдаче преступников1. В.Гробарь выделил две группы норм: материальные, конкретизирующие группу преступлений, и уголовно-процессуальные, регулирующие порядок их рассмотрения, судебного разбирательства, выдачи и другие вопросы.1

Вопрос о международном уголовном праве составляет предмет оживленных дискуссий и сегодня. При этом, как отмечал И.И. Карпец, «дискуссионен вопрос не только о понятии международного уголовного права, но и том, необходима ли вообще такая отрасль права, имеет ли она право на существование»2.

Долгое время Российская доктрина международного права относилась к вопросу о существовании международного уголовного права весьма осторожно. Так, авторы Курса международного права представляют международное уголовное право, как «находящуюся в стадии становления специфическую отрасль международного права».3
И хотя в литературе одновременно существовало несколько концепций международного уголовного права общая тенденция сдержанного отношения к проблеме международного уголовного права сохранялась.

В настоящее время положение изменилось. В отдельных учебниках по международному праву, изданных в последнее время появилась глава о международном уголовном праве. В указанных работах при всех различиях дефиниций определения понятия международного уголовного права оно представляется как отрасль международного права. Приведем наиболее развернутое определение данное коллективом авторов монографии «Международное уголовное право»: Международное уголовное право есть отрасль, включающая «принципы и нормы, созданные с целью охраны международного правопорядка от преступных посягательств со стороны субъектов международного права путем установления уголовной ответственности виновных физических лиц и ответственности государства за совершение международных преступлений и преступлений международного характера».4

Положительно оценивая современные исследования в области международного уголовного права, некоторые ученые не склонные опережать события и разделяют точку зрения, согласно которой международное уголовное право находиться в стадии становления, о чем было сказано выше1. В пользу такого подхода на их взгляд говорят следующие факторы.

Во-первых, как предмет, так и метод международного уголовного права находятся на стадии становления, и они не сформировались в том виде, который позволяет говорить о сложившейся отрасли международного права. Так, к примеру, концепция уголовной ответственности государства существует лишь в доктринальных разработках, на что справедливо указывают И.П.Блищенко и И.В.Фисенко2. Международно-правовая ответственность государства в иных формах (политическая, материальная) предусмотрена действующим международным правом и применяется на практике, нет оснований для включения данных форм ответственности государства в предмет международного уголовного права, поскольку меры предпринимаемые в таких случаях, не носят уголовно-правового характера.

Во-вторых, на сегодняшний день отсутствует стройная, эффективно действующая система органов международной уголовной юстиции, хотя отдельные элементы такой системы есть, а другие могут быть созданы в обозримом будущем. К первым можно отнести национальные уголовные суды, которые далеко не всегда способны осуществить правосудие по делам о международных преступлениях, международные трибуналы, часть из которых (Нюрнбергский, Токийский) уже выполнила свою историческую миссию, а деятельность двух других (по бывшей Югославии и по Руанде) вызывает ряд обоснованных критических замечаний. Применительно к делам о военных преступлениях, следует назвать Международную комиссию по установлению фактов, учрежденную ст. 90 Дополнительного протокола I 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. о Защите жертв войны. Комиссия действует только в отношении государств, сделавших специальное заявление о признании ее компетенции. Обращение к ней не является обязательным, что существенно сужает сферу действия данного органа.

Эффективным органом международной юстиции мог бы в перспективе стать Международный уголовный суд. Связанный с национальными уголовными судами и иными органами международной уголовной юстиции, данный орган представлял бы центральный элемент международного уголовного права.

В-третьих, помимо незавершенности предмета и метода международного уголовного права, следует обратить внимание еще на один важный момент, подмеченный авторами Курса международного права. С учетом наличия наряду с материальными нормами норм процессуальных, следует ставить вопрос о признании (или непризнании) международного уголовного и уголовно-процессуального права, а в перспективе и международного уголовного исполнительного права.1 Однако в настоящий момент говорить о существовании названных отраслей международного права преждевременно, тезис об объединении в рамках международного уголовного права материальных и процессуальных норм вызывает возражения (специфика уголовно-процессуальных отношений, наличие процессуальной формы и процессуальных гарантий).

Подвергнув анализу, существующие точки зрения и сомнения относительно предмета и метода В. П. Панов утверждает, что «международное уголовное право – это система принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств в борьбе с преступлениями предусмотренные международными договорами».2

Что касается науки международного уголовного права, то в ее определении преобладает мнение, согласно которому она изучает нормы, определяющие и регулирующие ответственность за международные преступления, а также условия оказания правовой помощи государств, друг другу в борьбе с некоторыми преступлениями, предусмотренными уголовными законами соответствующих государств.

В правовой науке были известны ещё 5 – 6 различных концепций международного публичного права. Одни считали его отраслью международного частного права, третьи – самостоятельной отраслью права и т.п. Были и противники, которые доказывали, что международного уголовного права нет и криминализация международного публичного права недопустима. Кроме этого, критика сводилась к тому, что в системе международного права не было постоянного механизма обеспечения норм международного уголовного суда с юрисдикцией, распространяемой на государства, юридических и физических лиц, создание же такого суда будет противоречить причину суверенного равенства государств. Все это усложняло выработку единого понятия международного уголовного права.

<

Научно обоснованное определение отрасли права можно сформулировать только на основе анализа предмета правового регулирования этой отрасли. Какие компоненты входят в предмет международного уголовного права? На этот вопрос В.П.Панов отвечает: «Во – первых, сотрудничество государств в предупреждении, расследовании и наказании в особом порядке за преступления, предусмотренные в международных договорах. И, во–вторых, это такие частные вопросы сотрудничества, как установление государствами преступности и наказуемости отдельных деяний, опасных для международного правопорядка, определение юрисдикции и судопроизводства, оказание друг другу правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, деятельность международных организаций в борьбе с преступностью и т.п.»1 Кроме этого, на взгляд ученого, к предмету правового регулирования следует отнести установление минимальных стандартов и правил уголовного правосудия, обращения с правонарушителями и унификацию уголовного права. По мнению И.П.Блищенко и И.В.Фисенко, предметом международного уголовного права служит «предотвращение, расследование и наказание за международные преступления и преступления международного характера, осуществляемые субъектами международного права на основе международных соглашений с помощью как системы международных органов, так и национальных средств которые в совокупности образуют систему международной уголовной юстиции».2

Как усматривается из текста основные направления интересуемого предмета определены из чисто этимологических соображений. Однако особенность международного уголовного права заключается не только в том, чтобы изучать лишь оборонительный аспект сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью включительно её материальный и процессуальный стороны. Безусловно, В.П.Панов1 прав, когда проводить грань между преступлениями международного характера и деяниями, которые должны быть криминализованы законодателями стран участников международного договора. Но следует иметь в виду, что и преступления международного характера и посягательства национального уровня, порождающих опасность для международного правопорядка, прежде всего, должны быть в равной мере закреплены в нормах Уголовного Кодекса. Следовательно, трансформация международно-правовых положений во внутригосударственную правовую систему это важное условие сотрудничества, но не единственное. Поскольку соблюдение декларированных принципов международного права (в частности, Всеобщая декларация прав человека) путем коррекции внутренней и внешней политики – это не менее важный атрибут предмета регулирования международного уголовного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕТОД И ЗАДАЧИ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА

 

Международное уголовное право характеризуется тем, что сохраняет международный правопорядок в целом с помощью специфических уголовно-правовых методов и средств. Подобно тому как внутригосударственное уголовное право охраняет от преступных посягательств внутригосударственный правопорядок, международное уголовное право призвано бороться с преступностью с помощью специфических уголовно-правовых средств в области международного морского права (пиратством), международного воздушного права (угоном самолетов, другими преступлениями против безопасности гражданской авиации), дипломатического права (преступлениями против лиц, пользующихся дипломатической защитой), международного экономического и финансового права (подделкой денежных знаков) и других отраслей международного права.

Следует иметь в виду, что нормы указанных отраслей международного права, хотя и относятся к международному уголовному праву, санкций не имеют. Меры наказания определены в уголовных законах государств после инкорпорирования их во внутреннее законодательство.

Далее, международное уголовное право призвано осуществлять защиту международного правопорядка с помощью свойственных ему средств в таких областях как международная безопасность (борьба с агрессией), вооруженные конфликты (нарушение законов и обычаев вооруженных конфликтов), международная защита прав человека (борьба с апартеидом и геноцидом).

Однако и в этом случае наказания либо оговариваются в специальном акте (например, в Уставе Нюрнбергского трибунала), либо устанавливаются в уголовных кодексах государств на основе международных соглашений и принципов уголовного права, принятых в этих государствах.

Может возникнуть вопрос: могут ли составлять единую отрасль международного уголовного права, с одной стороны, принципы и нормы, предусматривающие ответственность за тяжкие международные преступления, такие как, к примеру, планирование, развязывание и ведение агрессивной войны, а с другой — нормы, регулирующие, например, борьбу с торговлей наркотиками?

Опасность для международного сообщества указанных действий не одинакова. Однако и во внутригосударственном уголовном праве общественная опасность разных категорий преступлений различна. Так что это не может служить препятствием для образования определенной, достаточно целостной, взаимосвязанной совокупности норм. Принципы и нормы международного права, созданные с целью борьбы с международными преступлениями и преступлениями международного характера, объединяет то, что они предусматривают уголовную ответственность виновных в нарушениях этих норм физических лиц, т. е. нормы международного уголовного права охраняют международный правопорядок в целом от преступных посягательств со стороны как отдельных индивидов, так и групп лиц, состоящих из участников преступления, с помощью уголовно-правовых методов и средств. В одних случаях эти физические лица совершают преступления в качестве официальных представителей государств, а в других — как частные лица.

Кроме того, эту совокупность норм международного права характеризует тесная связь с внутригосударственным уголовным правом. Нормы международного права, регулирующие борьбу с преступлениями международного характера, реализуются исключительно через применение соответствующих норм внутригосударственного уголовного права национальными правоохранительными органами. Реализация ответственности за международные преступления, хотя и может иметь место перед международными трибуналами, и к виновным физическим лицам могут применяться непосредственно нормы международного права (о чем свидетельствует опыт Международного военного трибунала в Нюрнберге), предполагает использование норм внутригосударственного уголовного права национальными правоохранительными органами.

Многие нормы внутригосударственного уголовного права также имеют целью охрану именно международного правопорядка. Часто такие нормы принимаются для выполнения государством его международных обязательств. Нередко желаемый результат достигается только совместным действием норм международного и внутригосударственного права. Эти нормы, созданные различным образом, действующие присущими им специфическими способами, решают одну и ту же задачу — задачу борьбы с международными преступлениями и преступлениями международного характера. Иногда совместное применение норм международного и внутригосударственного уголовного права приводит к образованию особых правоприменительных комплексов

Однако такое тесное взаимодействие норм международного и внутригосударственного права не приводит к их слиянию в единую правовую систему. Нормы внутригосударственного уголовного права даже в тех случаях, когда они созданы специально для охраны международного правопорядка, остаются нормами внутригосударственного права.

Итак, международное уголовное право можно определить как отрасль, включающую принципы и нормы, созданные с целью охраны международного правопорядка от преступных посягательств со стороны субъектов международного права путем установления уголовной ответственности виновных физических лиц и ответственности государства за совершение международных преступлений и преступлений международного характера.

Есть и иные определения. Ю.А. Решетов приходит к выводу, что «международное уголовное право является комплексной отраслью, включающей материальные и процессуальные нормы. Эти нормы относятся либо к международному публичному праву, либо к международному частному праву (уголовному) и, наконец, к национальному уголовному праву»1.

И.И. Карпец дает следующее определение международного уголовного права: «Международное уголовное право есть система норм, складывающихся в результате сотрудничества между суверенными государствами или между государственными органами или организациями, имеющая своей целью защиту мира, безопасности народов, международного правопорядка как от наиболее тяжких международных преступлений, направленных против мира и человечества, так и от других преступлений международного характера, предусмотренных в международных соглашениях, конвенциях и иных правовых актах межгосударственного характера, наказуемых согласно специальным актам (уставы, конвенции) либо соглашениям, заключенным между государствами в соответствии с нормами национального уголовного права».1

Задача международного уголовного права – установление ответственности субъектов международного права и наказание лиц, виновных в совершении международных преступлений и преступлений международного характера, а также общеуголовных преступлений, нарушающих установленный международным сообществом и отдельными государствами правопорядок, как на основе международных соглашений, так и с помощью национальных правовых систем. Это, по сути, предмет данной отрасли права.

От предмета международного уголовного права следует отличать предмет науки международного уголовного права. Предмет науки это совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами в их общей деятельности по предотвращению и пресечению международных преступлений и преступлений международного характера.

Карпец полагает, что науку международного уголовного права следует признать самостоятельной отраслью, которая должна развиваться и совершенствоваться в целях защиты интересов всех народов от международных преступлений и преступлений международного характера2.

С этой точки зрения в предмет науки международного уголовного права следует включить учение о международных преступлениях и преступлениях международного характера, определенных преступлениях общеуголовного характера, учение о субъектах этих преступлений; проблемы ответственности; вопросы международной уголовной юстиции; проблемы имплементации международного уголовного права, имплементации международных договоров и соглашений на территориях государств. Международное уголовное право – отрасль международного права, и его осуществление проходит как на международном, так и на национальном уровнях в силу выполнения государствами своих международных обязательств.

Система международного уголовного права как отдельной отрасли международного права охватывает материальные и процессуальные принципы и нормы сотрудничества государств по предотвращению, расследованию и наказанию международных преступлений и преступлений международного характера. Эта система охватывает как принципы и нормы, зафиксированные в международных соглашениях, применяемых в условиях мира, так и принципы и нормы, зафиксированные в международных соглашениях, применяемых в условиях вооруженного конфликта.

Система международного уголовного права включает:

1. Понятие международного уголовного права.

2. Принципы международного уголовного права.

3. Источники международного уголовного права.

4. Понятие международного преступления и его признаки.

5. Соучастие в международном преступлении.

6. Ответственность за международные преступления.

7. Преступления, составляющие особенную часть международного уголовного права (международные преступления и правонарушения международного характера).

8. Сотрудничество государств в области борьбы с преступностью.

Место международного уголовного права в системе международного права определяется по-разному: и как институт, и как подотрасль, и как отрасль международного права.

Характеристика международного уголовного права как совокупности международно-правовых норм, регулирующих отношения между государствами в их борьбе с международными уголовными преступлениями и преступлениями международного характера, свидетельствует о своеобразии предмета международного уголовного права1. Особенность таких международных отношений прежде всего в том, что их возникновение, существование, изменение, прекращение связано с предусмотренными международно-правовыми актами действиями физических лиц. Имеется в виду определенная категория действий физических лиц — преступные действия. Именно это определяет и другие специфические моменты данных отношений, оказывает влияние на их структуру. Элементами такой структуры являются отношения, возникающие в связи с международными уголовными преступлениями, и отношения, складывающиеся в борьбе с преступлениями международного характера. В основе взаимосвязи таких элементов лежит опасность преступлений, в связи с которыми возникают данные отношения, для международных интересов.

В качестве элементов в структуру предмета международного уголовного права входят также отношения, возникающие в связи с каждым из видов преступлений соответствующего рода, например, по поводу действий, характеризуемых как геноцид, апартеид, либо отношения, связанные с посягательством на лиц, пользующихся международной защитой, незаконным захватом воздушных судов и т. д. Эти отношения проявляются и в связи с объявлением национальным уголовным законом преступными действий, предусмотренных международным уголовным правом, либо при установлении юрисдикции государств над лицами, совершившими такие преступления, в связи с их выдачей, при оказании правовой помощи в производстве уголовно-процессуальных действий, предпринимаемых по поводу данных преступлений. Взаимосвязь таких элементов структуры предмета международного уголовного права не вызывает сомнений, поскольку, например, нельзя установить уголовной юрисдикции над лицами в связи с их действиями, которые не объявлены преступными, или, не установив юрисдикции над преступниками, невозможно их наказать или выдать другому государству и т. д.

Этим не исчерпывается характеристика структуры отношений, являющихся предметом международного уголовного права. Такие отношения являются многоэлементными, взаимосвязанными, составляют систему специфических, относительно обособленных отношений, т. е. обладают признаками, необходимыми для предмета отрасли права.

Наличие своеобразных отношений в сфере международно-правового регулирования обусловливает в свою очередь существование только им присущего метода правового регулирования.

Международное уголовное право имеет свой метод правового регулирования, обусловленный спецификой отношений, являющихся предметом международного уголовного права. Тесная связь международного уголовного и внутригосударственного права предопределяет специфику метода международного уголовного права, своеобразие которого — в использовании международным уголовным правом правовых средств воздействия внутригосударственного уголовного права в области предупреждения и пресечения международных уголовных преступлений и преступлений международного характера.

Подтверждением тому, что нормы, принятые в целях борьбы с международными уголовными преступлениями и преступлениями международного характера, обладают качественным своеобразием, характерным для отрасли права, служат и другие признаки. Подразделение системы права на составные элементы может происходить на различных уровнях, в том числе и внутри отрасли права на ее институты. Существование институтов свидетельствует прежде всего о том, что совокупность норм, объединяемых этими институтами, является подразделением права на самом высоком уровне. Наличие институтов — характерный признак отрасли права.

Институты международного уголовного права можно представить в виде следующих групп международно-правовых норм: а) нормы, обязывающие государства своими национальными уголовными законами квалифицировать определенные деяния как преступления и установить соответствующее наказание; б) нормы, определяющие юрисдикцию государств в отношении международных уголовных преступлений и преступлений международного характера; в) нормы, регламентирующие выдачу преступников, а также иные формы правовой помощи в связи с соответствующими преступлениями; г) нормы, регулирующие отношения по передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются.

Единство, целостность, стабильность как признаки, характеризующие структурную обособленность отрасли права, выражаются также в существовании отраслевых принципов. Взаимосвязь отрасли с системой права обусловлена соответствием норм этой отрасли и ее принципов общим принципам системы права. В этом аспекте интересные соображения относительно действия как основных принципов общего международного права в сфере борьбы с преступностью, так и специальных принципов, высказаны Л. Н. Галенской.1 Существование комплекса специальных принципов подтверждает тезис о международном уголовном праве как одной из отраслей международного права

Будучи самостоятельной отраслью международного права и обладая всеми его признаками, международное уголовное право базируется на принципах, которые имеет свою специфику, обусловленную характером уголовно наказуемых деяний. В 1950 г. Комиссия Международного Права приняла и представила Генеральной Ассамблее ООН «Принципы международного права, признанные статутом Ньюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении этого трибунала».

Особые принципы присущие этой отрасли международного права, сформулированные в Уставе и приговоре Нюрнбергского трибунала носят с тех пор императивный характер. Они заключаются в следующем:

неотвратимость уголовного наказания за совершение любого деяния, которое по международному праву считается преступным;

если государство не устанавливает наказание за действия, которые международным правом отнесены к категории преступлений против мира и человечества, то это не является обстоятельством, освобождающим виновное лицо от международной уголовной ответственности;

должностное положение лица, совершившего международное преступление, не освобождает его от личной ответственности;

исполнение лицом преступного приказа своего правительства или начальника не освобождает это лицо от ответственности, если сознательный выбор был фактически возможен;

каждое лицо, обвиненное в международном преступлении или преступлении международного характера, имеет право на справедливое рассмотрение своего дела в суде;

неприменение сроков давности к военным преступникам и преступлениям против человечества в соответствии с Конвенцией 1968 г.;

В 1973 г. специальной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН были приняты принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества, которые в основном регламентируют стадию предварительного расследования указанных преступлений.

Следует отметить, что признанные и одобренные принципы поддержания международного мира и безопасности, развития сотрудничества государств служат как общие нормативно-ориентирующие регуляторы. Таковы принципы, положенные в основу ООН согласно ее Уставу, –суверенное равенство всех членов, добросовестное выполнение принятых по Уставу обязательств, разрешение споров мирными средствами, взаимопомощь (ст.2). Они являются теми основными началами, которые пронизывают все иные разновидности международно-правовых норм и объединяют все «уровни» международной уголовно правовой системы.

В этом смысле указанные принципы сближаются и даже сливаются с общими принципами внутреннего уголовного права. Другими словами, мы имеем дело со стратегической программой правового развития международного сообщества, которая служит целеполагающей для всех актов и действий государств и их объединений «внутри» и «вовне». Она не связывает жесткими рамками, а дает выбор правовых средств. Отступления же от них пагубно отражаются не только на состояние международных отношений, но и на развитие отдельных государств. С тем, чтобы не допустить негативные последствия международно-правовых отношений, государства стремятся неуклонно соблюдать принятые в рамках ООН правовые стандарты и модельные акты (например, нормы Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, минимальных стандартов правил обращения с заключенными и т.д.). К тому же, действие государства обуславливается его волей изучать и разрешать совместно с другими государствами международно-правовые проблемы, влияющие на внутригосударственные правовые отношения и затрагивающие национальные интересы. При этом во главе угла каждого акта государства стоят обеспечение правильного и эффективного применения норм международного и национального уголовного права, получение полной правовой информации и обмена ею, использование средств правовой защиты жертв преступлений, представляющих угрозу миру и безопасности человечества.

Но имеется и ряд других критериев взаимодействия международного и национального уголовного права, при помощи которых анализируются концептуальные вопросы о нарушениях законов и обычаев войны. Наиболее актуальными признаны:

-взаимосвязь общеуголовных принципов, установленных в национальном законодательстве, с обычными международными уголовными нормами;

-неизбежность уголовной ответственности на международном и национальном уровнях за преступления в виде нарушений законов и обычаев войны;

-неотвратимость уголовной наказуемости тяжких военных преступлений, не вызванных военной необходимостью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Международное уголовное право есть система норм, складывающихся в результате сотрудничества между суверенными государствами или между государственными органами или организациями, имеющая своей целью защиту мира, безопасности народов, международного правопорядка как от наиболее тяжких международных преступлений, направленных против мира и человечества, так и от других преступлений международного характера, предусмотренных в международных соглашениях, конвенциях и иных правовых актах межгосударственного характера, наказуемых согласно специальным актам (уставы, конвенции) либо соглашениям, заключенным между государствами в соответствии с нормами национального уголовного права.

Задача международного уголовного права – установление ответственности субъектов международного права и наказание лиц, виновных в совершении международных преступлений и преступлений международного характера, а также общеуголовных преступлений, нарушающих установленный международным сообществом и отдельными государствами правопорядок, как на основе международных соглашений, так и с помощью национальных правовых систем.

Задача международного уголовного права – установление ответственности субъектов международного права и наказание лиц, виновных в совершении международных преступлений и преступлений международного характера, а также общеуголовных преступлений, нарушающих установленный международным сообществом и отдельными государствами правопорядок, как на основе международных соглашений, так и с помощью национальных правовых систем.

 

 

 

 

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Арцибасов И.Н., Лобанов С.А. – Рец. На кн. И.П.Блищенко, И.В.Фисенко. Международный уголовный суд // Государство и право, 1995, №1, С. 147-149.
  2. Блищенко И.П., Фисенко И.В. Международный уголовный суд. М., 2004.
  3. Галенская Л. Н. Правовые проблемы сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Л., 1978.
  4. Гробарь В.Э. Материалы к истории международного права в России. (1647-1917). М.,. 1958.
  5. Карпец И.И. Преступления международного характера. Москва, 1979.
  6. Курс международного права. Т.6, под ред. Н. А. Ушакова. М., 1992.
  7. Левин Д. Б. Основные проблемы современного международного права. М., 1958.
  8. Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т.2. СПб. 1905. Репринт. Переизд. СПб., 2002.
  9. Международное уголовное право / Авт. Коллек. М. ,1985.
  10. Никэз – Перетятько А. Элементы международного публичного права. Бишкек. 1997.
  11. Панов В.П. Международное уголовное право. М., 2007.
  12. Решетов Ю.А. Борьба с международными преступлениями против мира и безопасности. М, 1983.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.96MB/0.00163 sec

WordPress: 22.29MB | MySQL:116 | 1,782sec