ПРАВОВОЙ СТАТУС СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ООН

<

121614 1652 1 ПРАВОВОЙ СТАТУС СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ООН В настоящее время существует шестнадцать специализированных учреждений ООН. Некоторые из этих организаций преобразовались из существовавших ранее международных административных союзов, другие — из международных специализированных организаций, созданных или в период или после второй мировой войны по инициативе как ООН, так и отдельных заинтересованных государств.

Соответственно сферам деятельности специализированные учреждения ООН могут быть подразделены на следующие группы :   организации социального характера (МОТ , ВОЗ) , организации культурного и гуманитарного характера (ЮНЕСКО, ВОИС), экономические организации (ЮНИДО) , финансовые организации (МБРР, МВФ, МАР, МФК) , организации в области сельского хозяйства (ФАО, ИФАД), организации в области транспорта и связи (ИКАО, ИМО, ВПС, МСЭ), организация в области метеорологии (ВМО) .

Специализированные учреждения ООН являются новым институтом международного права. Определение этого понятия наиболее полно дано в ст. 57 Устава ООН , из содержания которой следует, что специализированным учреждениям присущи четыре основных правовых признака: 1) межправительственный характер учредительных актов , 2) широкая международная ответственность в рамках их компетенции , 3) осуществление деятельности в специальных областях, предусмотренных положениями Устава ООН , 4) связь с Организацией Объединенных Наций . Последний из названных признаков является специфическим, выделяющим специализированные учреждения ООН в особую группу международных организаций.

По вопросу об элементах, составляющих понятие специализированных учреждений ООН , существуют различные точки зрения. Одни авторы опускают в характеристике понятия специализированных учреждений такой признак, как широкая международная ответственность в рамках их компетенция. В других работах юристов-международников, выражение широкая международная ответственность в рамках их компетенции рассматривается как косвенное указание на универсальный характер специализированных учреждений и отмечается необходимость выделения этого признака при определении понятия этих организаций.

 Характер отношений специализированных учреждений с ООН определяется, с одной стороны, задачами, стоящими перед данными организациями в развитии международного экономического и культурного сотрудничества, которые являются частью общих задач ООН в деле содействия миру и социальному прогрессу. В силу этого специализированные учреждения ООН должны подчиняться процедуре координации их деятельности со стороны ООН, что достигается заключением соответствующих соглашений об установлении связи ООН со специализированными учреждениями. С другой стороны, специализированным учреждениям присущи свои особые цели и компетенции в специальных сферах международных отношений, поэтому данные международные образования, находясь в связи с ООН, являются в то же время самостоятельными международными организациями и не являются органами ООН.

Характер и порядок установления взаимоотношений специализированных учреждений с ООН определяется ст. ст. 57.58 и 63 Устава ООН. В ряде других мест Устава, конкретизирующих положения указанных выше статей, в уставах специализированных учреждений и соглашениях, которые заключают эти учреждения с ООН и которые официально предоставляют этим организациям статус специализированных учреждений ООН, определены формы и методы осуществления связи с ООН.

Из анализа этих соглашений и соответствующих статей Устава ООН и уставов специализированных учреждений следует, что главный принцип, в соответствии с которым строятся взаимоотношения ООН со специализированными учреждениями, -принцип координации. Он находит свое выражение в различных правовых формах. Сюда относятся взаимное представительство ( ст. 70 Устава ООН), обмен информацией, документами и отчетами (докладами), включение определенных вопросов в повестку дня (ст. 64 Устава ООН) и т.д. Этот перечень не являются исчерпывающим. Практика связи ООН со специализированными учреждениями знает и ряд иных аналогичных форм основанных на принципе координации.

Осуществление сложной задачи координации деятельности специализированных учреждений ООН возможно лишь при помощи определенной системы органов, составляющих механизм координации.

Главная ответственность в деле координации деятельности специализированных учреждений ООН принадлежит Генеральной Ассамблее и Экономическому и Социальному Совету (ст.60). Генеральная Ассамблея, во первых, организует исследования делает рекомендации, в том числе рекомендации специализированным учреждениям в целях содействия международному сотрудничеству в области экономической и социальной культуры, образования и здравоохранения (п.3ст.13). В резолюциях каждой сессии Генеральной Ассамблеи определенное внимание уделяется специализированным учреждениям ООН.

Во-вторых, рассматривает и утверждает любые финансовые и бюджетные соглашения со специализированными учреждениями, проверяет их административных бюджеты и делает по ним рекомендации (п.3 ст.17).

Практически координирует деятельность специализированных учреждений ООН Экономический и Социальный Совет. Он является тем органом, который вступает в соглашения со специализированными учреждениями, чтобы связать их с ООН. Экономический и Социальный Совет посредством консультаций и рекомендаций специализированным учреждениям, а также Генеральной Ассамблее и членам ООН ( п.2 ст. 63) осуществляет общую координацию. С целью увеличений эффективности координации Совет получает от учреждений регулярные доклады об их деятельности и доклады с сообщением о мерах, предпринятых ими в исполнение рекомендаций Совета и Генеральной Ассамблеи (п.1.ст.64). Совет приглашает для участия в его работе или созданных им комиссий (без права решающего голоса) представителей специализированных учреждений, и, наоборот, представители Совета участвуют в работе специализированных учреждений (ст.70).

Доклад Экономического и Социального Совета, предоставляемый им ежегодно Генеральной Ассамблее, содержит специальный раздел: «Вопросы координации взаимоотношений со специализированными учреждениями.
  Определенный интерес представляют отношений специализированных учреждений ООН с Международным Судом. Пункт 2 ст. 96 Устава ООН указывает, что «специализированные учреждения, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, также могут запрашивать консультативные заключения суда по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности». Это положение Устава дополняется соответствующими положениями Статута Международного Суда. Так, п.п. 2 и 3 ст.33 Статута предусматривают следующий порядок взаимоотношений Международного Суда и специализированных учреждений ООН: » П.2. На условиях своего Регламента и в соответствии с ним Суд может запрашивать у публичных международных организаций (в числе публичных международных организаций имеются в виду и специализированные учреждения ООН.) информацию, относящуюся к делам, находящимся на его рассмотрении, а также получает подробную информацию, представляемую указанными организациями по их собственной инициативе».
  «П.3. Когда по делу, разбираемому Судом, ему надлежит дать толкование учредительному документу какой-либо публичной международной организации или международной конвенции, заключенной в силу такого документа, секретарь Суда уведомляет данную публичную международную организацию и препровождает ей копии всего письменного производства 6».

<

Устав ООН не предусматривает прямого взаимодействия между Советом Безопасности и специализированными учреждениями, но п. 2 ст.48 устанавливает, что «решения Совета Безопасности по вопросам поддержания международного мира и безопасности выполняются членами организации непосредственно, а также путем их действия в соответствующих международных учреждениях, членами которых они являются»

Положение содержащееся в этой статье, не является обязательством для специализированных учреждений, это обязательство государств-членов ООН, но им устанавливается определенная связь Совета Безопасности со специализированными учреждениями ООН.

Соглашения ряда специализированных учреждений ООН предусматривают возможность и непосредственных контактов между ними и Советом Безопасности. Например, ст.VII Соглашения между ВОЗ и ООН, именуемая » Содействие Совету Безопасности», прямо указывает, что «Всемирная организация здравоохранения обязуется сотрудничать с Советом в предоставлении информации и в оказании содействия, о котором Совет Безопасности может просить в деле поддержания или восстановления международного мира и безопасности» .

  В Уставе ООН есть и другие положения, которые косвенно касаются специализированных учреждений ООН. К ним относятся: 1) ст.102 Устава о регистрации договоров (специализированные учреждений ООН регистрируют в Секретариате ООН договоры, заключенные ими между собой или с другими международными организациями); 2) ст. ст. 104-105 о привилегиях и иммунитетах ООН (в 1947 г. по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН была принята Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений).
  На практике имеется тесная связь между Секретариатом ООН и секретариатами специализированных учреждений.

Устав ООН предусматривает также определенные функции отдельных органов ООН в отношении специализированных учреждений. Так, Экономический и Социальный Совет может (с одобрения Генеральной Ассамблеи) выполнять по просьбе специализированных учреждений определенные работы (п.2 ст.66 Устава ООН).

Положения Устава ООН, определяющие взаимоотношения ООН со специализированными учреждениями, свидетельствуют о том, что отношения эти строятся исключительно на началах рекомендаций, что находит свое отражение в резолюциях главных органов ООН, в которых указывается, что Генеральная Ассамблея и ЭКОСОС «призывают», «настоятельно рекомендуют», «настоятельно просят» и т.д.

Рассматривая юридические основы взаимоотношений ООН и специализированных учреждений, необходимо обратиться также к учредительным актам, конвенциям и уставам специализированных учреждений, которые в зависимости от решения этих вопросов можно разделить на две группы. К первой группе относятся акты таких организаций, которые были созданы после образования ООН и по инициативе или под покровительством ООН. Другая группа-это акты тех организаций, которые существовали еще до образования ООН в виде международных административных союзов. Учредительные акты первой группы непосредственно в тексте содержат целый ряд постановлений, предусматривающих довольно тесное сотрудничество с ООН: 1)Упрощенный порядок вступления в состав организаций для членов ООН. 2) сотрудничество в вопросах выбора персонала и условий их службы . 3) сотрудничество по финансовым вопросам ; 4) положения об установлении связей с ООН и др.
  Конвенции и уставы второй группы, как правило, содержат лишь положения по вопросу членства в обеих организациях и традиционные статьи о связи учреждений с ООН.

Таким образом, все учредительные акты специализированных учреждений отражают присущий этим организациям специфический признак — связь с Организацией Объединенных Наций — в той или иной степени предусматривают различные виды сотрудничества, основанные на принципе координации.

Для определения характера взаимоотношений ООН со специализированными учреждениями особого внимания заслуживают специальные соглашения о связи между ООН и этими организациями, являющиеся правовой основой этих связей. Инициатива в заключении этих соглашений принадлежит специализированному учреждению. Как правило, от имени ООН соглашение заключает Экономический и Социальный Совет, от имени учреждения — Конференция (или Конгресс). После подписания соглашение одобряется Генеральной Ассамблеей ООН и высшим органом специализированного учреждения.
  По своей юридической природе соглашения между специализированными учреждениями и Организацией Объединенных Наций являются международным договором. Единого типового соглашения нет. Несмотря на большое сходство соглашений, многие из них имеют свои особенности, что объясняется различием целей и задач, стоящих перед специализированными учреждениями ООН. Наибольшие отличия имеются в соглашениях, заключенных с Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития и Международной финансовой корпорацией. Но и остальные также имеют свои особенности. Правда, большинство статей соглашений все же являются общими для всех организаций. Это объясняется тем, что Подготовительная комиссия ООН в «Замечаниях на отношения со специализированными учреждениями» перечислила круг вопросов, которые должны были быть включены в соглашения.

Главными вопросами, составляющими содержание соглашений, являются следующие:

Взаимное представительство (в соответствии со ст. 70 Устава ООН), причем соглашений расширительно толкуют ст.70. Эта статья предусматривает представительство специализированных учреждений только в ЭКОСОС, а соглашения содержат упоминание и о Генеральной Ассамблее.

1. Взаимное представительство международных организаций -институт, который был известен еще системе, установленной Лигой Наций. Но в практике ООН он играет большую роль содействия осуществлению более полной координации деятельности значительно количества международных организаций, в той или иной степени связанных с ООН.

2. Рекомендации ООН (в соответствии со ст.ст.58,62,63 Устава ООН). Так, например, ст. IV соглашения ООН с МОТ » Рекомендации Генеральной Ассамблеи и совета устанавливает, что МОТ «соглашается способствовать представлению Административному совету, Конференции или другим надлежащим органам международной организации труда, в возможно краткий срок всех формальных рекомендаций, которые Генеральная Ассамблея или Совет могут ей сделать».

3. Обмен информацией и документами, отчетами (докладами), Устава ООН). Так, например. ст. V. Соглашения ООН с МСЭ- «Обмен информацией и документами» — устанавливает, что «Организация Объединенных Наций и Союз будут производить возможно полный и наиболее быстрый обмен информацией и документами с целью удовлетворения обоюдных нужд».Этот вид координации является наиболее полезным и эффективным, так как предоставляет ООН возможность систематически наблюдать за деятельностью международных организаций, сотрудничающих с ней.

  4. Соглашение о персонале. Так, например, ст. VII «Соглашения относительно персонала», заключенного ООН с ВПС, устанавливает, что «Организация Объединенных Наций и Союз будут сотрудничать в необходимой мере для обеспечения возможного единообразия в условиях использования персонала и избежание конкуренции при его найме».

5. Взаимоотношения по бюджетным и финансовым вопросам (на основании п. 3 ст. 17 Устава ООН). Соглашения с ВПС и МСЭ содержат по этим вопросам краткие постановления. Так, ст. X Соглашений ООН с ВПС — «Бюджетные постановления» фиксирует, что «годовой бюджет Союза будет сообщаться Организации Объединенных Наций и Генеральная Ассамблея будет иметь право делать по поводу бюджета рекомендации Конгрессу Союза».

Бюджеты учреждения просматриваются Консультативным комитетом по административным и финансовым вопросам, который представляет соответствующие сведения Генеральной Ассамблее. Все специализированные учреждения ООН имеют самостоятельные бюджеты, не входящие в объединенный бюджет ООН.

6. Сроки действия. Соглашения ООН со специализированными учреждениями носят бессрочный характер. Возможность их пересмотра предусмотрена в соответствии с положениями, зафиксированными в соглашении.

Таковы основные положения соглашений ООН со специализированными учреждениями. Эти соглашения, предусматривая разнообразные формы сотрудничества, свидетельствуют о том что наличие тесных связей между ООН и специализированными учреждениями не должно истолковываться как особая форма подчинения этих организаций Организации Объединенных Наций.
  Помимо соглашений с ООН специализированные учреждения заключают соглашения между собой. Несмотря на ряд отличий, эти соглашения имеют много общего друг с другом. Так же как соглашения с ООН, они подчеркивают принципы координации, лежащий в основе всей системы специализированных учреждений ООН; они предусматривают консультации, взаимное, представительство, обмен информацией. документами и т.д.

Кроме Генеральной Ассамблеи и ЭКОСОС, которым принадлежит главная ответственность за формулирование политики в деле координации деятельности специализированных учреждений, существует еще целый ряд комиссий и комитетов, занятых координационной деятельностью. К ним относятся: 1) Консультативный комитет по административным и бюджетным вопросам, 2) Административный комитет по координации, 3) Бюро технической помощи. Консультативный комитет по административным и бюджетным вопросам, как уже отмечалось, просматривает бюджеты специализированных учреждений ООН и финансовые соглашения и подготавливает проекты рекомендации Генеральной Ассамблеи. Административный комитет по координации функционирует для обеспечения наиболее полного и эффективного применения соглашений, действующих между специализированными учреждениями и ООН. Комитет состоит из Генерального секретаря ООН и генеральных секретарей (директоров) специализированных учреждений ООН. Ему принадлежит главная роль в осуществлении постоянных контактов между ООН и специализированными учреждениями. Бюро технической помощи, учрежденное по инициативе Административного комитета по координации, занимается наблюдением за участием специализированных учреждений ООН в расширенной программе технической помощи.

Таков механизм, созданный в ООН для координации деятельности специализированных учреждений ООН.

Характер связи специализированных учреждений ООН отличается от связи ООН с другими международными организациями. Только специализированные учреждения имеют такие тесные контакты с ООН. Правда, в Уставе ООН значительное место отводится также региональным организациям (гл. VII. но в данном случае Устав ООН имеет в виду лишь организации по поддержанию международного мира и безопасности и ничего не говорит о региональных организациях в экономической и социальной областях. Что же касается ст. 71 Устава ООН, то она предусматривает взаимоотношения только с неправительственными организациями, ограничивая их консультациями, осуществляемым при помощи комитета по неправительственным организациям.

Большинство учредительных актов специализированных учреждений содержат статьи, предусматривающие определенный объем привилегий и иммунитетов как для самих учреждений, так и для должностных лиц и представителей государств-членов организаций. Так, в ст.67 Устава ВОЗ указывается, что «а) на территории каждого из своих членов организации пользуется такими привилегиями и иммунитетами, какие могут оказаться необходимыми для достижения ее целей и выполнения ее функций: б) представители членов, лица, являющиеся членами Комитета, технический и административный персонал организации пользуются равным образом такими привилегиями и иммунитетами, какие необходимы для независимого выполнения ими своих функций в связи с деятельностью организации «.

Помимо учредительных актов существует Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений, принятая 21 ноября 1947 г. Генеральной Ассамблеей ООН в целях координации привилегий и иммунитетов этих организаций с привилегиями и иммунитетами ООН.

К числу документов, в соответствии с которыми решается вопрос о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН, относятся также и соглашения, заключаемые этими организациями с государствами, на территории которых расположены их штаб-квартиры.

Указанные документы предусматривают предоставление привилегий и иммунитетов: 1) самим специализированным учреждениям, 2) должностным лицам этих организаций, 3) представителям государств-членов специализированных учреждений, 4) постоянным представителям при специализированных учреждениях, там, где это имеет место (например, при ЮНЕСКО).

По вопросу об основе иммунитета международных организаций имеются различные мнения в международно — правовой литературе. Полагаю, что, основой иммунитета является сама международная организация как коллективный орган государства, построенный на принципе суверенного равенства его членов. Поэтому ни одно государство не должно иметь в отношении организации прав больше, чем другое государство. А сама организация не может находиться в зависимости ни от одного из своих членов. В связи с тем что штаб-квартира специализированного учреждения, как правило, расположена на территории государства-члена, то необходимо, чтобы в служебном отношении специализированное учреждение было вне зависимости от этого государства. А это может быть достигнуто при наличии у специализированного учреждения соответствующих привилегий и иммунитетов.

Объем привилегий и иммунитетов как самого специализированного учреждения, так и всех категорий лиц, которым они предоставляются определяются Конвенцией от 21 ноября 1947 г. и соглашениями о штаб-квартире, заключенными в соответствии с этой Конвенцией.

Когда вопрос о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений, рассматривался в Генеральной Ассамблее, было решено, что ни одно специализированное учреждений, не должно обладать более широким кругом иммунитетов, чем сама ООН. Это положение нашло непосредственное закрепление в резолюции Генеральной Ассамблеи от 13 февраля 1946г .

Объем привилегий и иммунитетов различных категорий сотрудников специализированных учреждений различен. Высшие должностные лица, такие как генеральный секретарь (директор) и его заместители, пользуются дипломатическими иммунитетами. Остальной персонал обладает более ограниченными привилегиями и иммунитетами, и только при выполнении ими своих функций. Главной составной частью иммунитета сотрудников аппарата специализированных учреждений, является освобождение всей служебной деятельности от действий юрисдикции того государства, на территории которого находится организация. К числу иммунитетов относится также освобождение от налогообложения окладов, выплачиваемых персоналу из бюджета учреждения. Льготы в основном состоят в освобождении от таможенных пошлин, в отношении обмена валюты и т.д.

Что касается представителей государств и членов специализированных учреждений, присутствующих на сессиях органов этих организаций, членов исполкомов, их заместителей, а также постоянных представителей государств-членов при специализированных учреждениях (ЮНЕСКО), то во время их пребывания для исполнения своих служебных обязанностей на территории государства, где расположена штаб-квартира учреждения, они пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бобров Р.Л., Малинин С.А. Организация Объединенных наций (международно-правовой очерк). Л., 1960.
  2. Колосов Ю. М. Международное право. М., 2004.
  3. Международное право / Отв. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. М., 2005.
  4. Морозов Г. И. Специализированные учреждения ООН. М., 1955.
  5. Титаренко А.А. Международные организации системы ООН : Справочник. М. , 2005.


 

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.08MB | MySQL:120 | 1,358sec