Защита прав человека по Европейской конвенции 1950 г. о защите прав человека и основных свобод

<

121614 1427 1 Защита прав человека по Европейской конвенции  1950 г. о защите прав человека и основных свободОсновы правового положения человека и гражданина – это конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют исходные начала статуса личности в государстве и обществе в целом.

Источники:

а) судебные прецеденты, т.е. решения Суда Европейских сообществ. Дело в том, что учредительные договоры в своей первоначальной редакции почти не содержали норм о правах человека и принципах правового статуса личности. Этот пробел вынужден был восполнять Суд Европейских сообществ, который с конца 1960-х вынес в данной сфере целый важных решений.

б) Следующая группа источников – сами учредительные договоры Европейского Союза. Важнейшим источником основ правового статуса личности в настоящее время выступает Договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г. (Договор о ЕС), точнее, его часть вторая «Гражданство Союза» (включена в текст Договора в 1992 г.). В этой части, а также в некоторых других разделах Договора о ЕС закреплены некоторые основные прав граждан и юридических лиц (свобода передвижения, избирательные права и др.). Полноценного «билля о правах», однако, учредительные документы не содержат.

в) С 1970–х годов в качестве такого «билля» Европейские сообщества, а затем и Союз в целом, начали использовать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

г) Хартия Европейского Союза об основных правах. Следует отметить, что в отличие от Конвенции Совета Европы, Хартия является полноценным биллем о правах. В ней закреплены не только личные и политические, но также широко представлены социально-экономические права, которых в Конвенции почти нет.

Право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание.

Лишение жизни не рассматривается как нарушение настоящей статьи, когда оно является результатом абсолютно необходимого применения силы:

  • для защиты любого лица от противоправного насилия;
  • для осуществления законного задержания или предотвращения побега лица, заключенного под стражу на законных основаниях;
  • для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа.

Статья 3 Конвенции запрещает пытки. Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Согласно ст. 4 Конвенции каждый человек имеет запрещается рабство и принудительный труд. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии и никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду.

Сам термин «принудительный или обязательный труд» не включает в себя:

  • всякую работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям статьи 5 Конвенции или условно освобожденное от такого заключения;
  • всякую службу военного характера, а в тех странах, в которых правомерным признается отказ от военной службы на основании убеждений, службу, назначенную вместо обязательной военной службы;
  • всякую службу, обязательную в случае чрезвычайного положения или бедствия, угрожающего жизни или благополучию населения;
  • всякую работу или службу, являющуюся частью обычных гражданских обязанностей.

Согласно ст. 5 Конвенции каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом:

  • законное содержание под стражей лица, осужденного компетентным судом;
  • законное задержание или заключение под стражу (арест) лица за неисполнение вынесенного в соответствии с законом решения суда или с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом;
  • законное задержание или заключение под стражу лица, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения;
  • заключение под стражу несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное заключение под стражу, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом;
  • законное заключение под стражу лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также законное заключение под стражу душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;
  • законное задержание или заключение под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого предпринимаются меры по его высылке или выдаче.

Каждому арестованному незамедлительно сообщаются на понятном ему языке причины его ареста и любое предъявляемое ему обвинение и каждый задержанный или заключенный под стражу в соответствии с подпунктом «c» пункта 1 статьи 5 Конвенции незамедлительно доставляется к судье или к иному должностному лицу, наделенному, согласно закону, судебной властью, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Освобождение может быть обусловлено предоставлением гарантий явки в суд.

Каждый, кто лишен свободы в результате ареста или заключения под стражу, имеет право на безотлагательное рассмотрение судом правомерности его заключения под стражу и на освобождение, если его заключение под стражу признано судом незаконным.

Каждый, кто стал жертвой ареста или заключения под стражу в нарушение положений статьи 5 Конвенции, имеет право на компенсацию.

Согласно ст. 6 Конвенции каждый человек имеет право на справедливое судебное разбирательство.

Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или — в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо — при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.

Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления считается невиновным, до тех пор пока его виновность не будет установлена законным порядком.

Каждый, обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет как минимум следующие права:

  • быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему обвинения;
  • иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты;
  • защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, при недостатке у него средств для оплаты услуг защитника, пользоваться услугами назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия;
  • допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, что и для свидетелей, показывающих против него;
  • пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке.

В ст. 7 Конвенции определено что наказание человека возможно только исключительно на основании закона. Никто не может быть осужден за совершение какого-либо деяния или за бездействие, которое согласно действовавшему в момент его совершения национальному или международному праву не являлось уголовным преступлением. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления.

Согласно ст. 8 Конвенции каждый человек имеет право на уважение частной и семейной жизни, право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. При этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случая, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Согласно ст. 9 Конвенции каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.

При этом, свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Согласно ст. 10 Конвенции каждый человек обладает свободу выражения мнения. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.

Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Статья 11 Конвенции говорит, что каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.

Согласно ст. 12 Конвенции каждый человек имеет право на вступление в брак. Мужчины и женщины, достигшие брачного возраста, имеют право вступать в брак и создавать семью в соответствии с национальным законодательством, регулирующим осуществление этого права.

<

Согласно ст. 13 Конвенции каждый человек имеет право на эффективное средство правовой защиты. Каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Статья 14 Конвенции запрещает дискриминацию. Пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовой режим морского торгового судна в акваториях Мирового океана (внутренне, территориальное море, исключительная экономическая зона, открытое море, международные проливы и каналы)

 

Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» 1993 года и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации» 1998 года к внутренним морским водам относят: а) морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря; б) воды портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки портовых и других гидротехнических сооружений; в) воды заливов, бухт, лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуются один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль; г) воды заливов, бухт, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих Российской Федерации. Прибрежное государство, которое в течение длительного времени обустраивало берега такого залива, может объявить его «историческим», и, если со стороны других государств не последует возражений, воды такого залива будут внутренними водами этого государства. Россия в 1907 году объявила своим «историческим» заливом на Дальнем Востоке залив Петра Великого. Есть «исторические» заливы и у Канады (Гудзонов залив), Туниса (Габесский залив) и др.

Внутренние морские воды представляют собой составную часть государственной территории прибрежного государства и находятся под его суверенитетом.

Торговые и невоенные суда вправе заходить в любой открытый морской порт иностранного государства без специального разрешения, а на заход военных кораблей во внутренние воды и в какой-либо порт должно заблаговременно дипломатическим путем запрашиваться разрешение.

С момента захода невоенного судна во внутренние морские воды оно находится под юрисдикцией прибрежного государства. Поэтому власти в необходимых случаях имеют право входить на борт невоенного судна, производить досмотр, обыск, выемки, преследовать и задерживать иностранные невоенные суда, нарушившие законодательство либо международные правила во время пребывания в территориальном море и внутренних водах.

Территориальное море – это примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам государства морской пояс шириной до 12 морских миль. Основная цель установления такой морской полосы состоит в обеспечении безопасности прибрежных государств, защите их политических, экономических и иных интересов. К настоящему времени подавляющее число государств установило территориальное море шириной от 3 до 12 морских миль.

Территориальное море отсчитывается от внешней границы внутренних вод, от линии наибольшего отлива либо, если берег сильно изрезан, от прямых (базисных) линий, соединяющих наиболее далеко выдающиеся в море точки берега. Внешняя граница территориального моря является морской границей прибрежного государства.

Суверенитет государства распространяется не только на всю толщу территориального моря, но и на воздушное пространство над ним, на дно и недра под ним. Однако, в отличие от внутренних вод, в которые прибрежное государство вправе не допускать иностранные невоенные суда и военные корабли, в территориальном море они пользуются правом мирного прохода. Это право распространяется как на невоенные суда, так и на военные корабли, но не предоставляется иностранным самолетам, которые не пользуются правом пролета над территориальным морем.

Под мирным проходом понимается плавание через территориальное море с целью пересечь это море, не заходя во внутренние воды, пройти во внутренние воды или выйти из них. В первом случае иностранное судно пересекает территориальные воды «вдоль», а во втором — «поперек». Ни в том, ни в другом случае на заход в территориальное море с целью мирного прохода через него не требуется ни разрешения прибрежного государства, ни его уведомления о таком заходе. Разрешение или уведомление требуются только на заход во внутренние воды. Проход является мирным, если им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства.

Не препятствуя мирному проходу, прибрежное государство может принимать меры, необходимые для обеспечения своей безопасности и тех интересов, которые оно вправе защищать. Так, оно может принимать меры, необходимые для недопущения прохода, не являющегося мирным, может без какой-либо дискриминации временно приостанавливать в определенных районах осуществление права мирного прохода. Для этого тот или иной район может быть объявлен запретным для плавания.

Конвенция ООН по морскому праву конкретизирует уголовную юрисдикцию прибрежного государства в отношении иностранного судна. В частности, уголовная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода. Исключением являются несколько случаев: а) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство; б) если преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море; в) если капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратятся к местным властям с просьбой об оказании помощи; г) если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Все остальные морские пространства не входят в состав государственной территории и являются общим владением всех государств. Однако за прибрежным государством закрепляются отдельные суверенные права, являющиеся исключительными его правами на некоторые из этих пространств.

Экономическая зона, которую также называют морской экономической зоной, исключительной экономической зоной, представляет собой район морского пространства, находящийся за пределами территориального моря и непосредственно прилегающий к нему. Экономическая зона имеет ширину в 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отсчитывается территориальное море. Экономическая зона не входит в состав территории прибрежного государства, лежит за пределами этой территории, находится за морской границей государства. С точки зрения юридической природы экономическая зона представляет собой часть открытого моря. Однако в экономической зоне прибрежное государство имеет ряд прав и осуществляет юрисдикцию в вопросах, определенных международным правом.

Независимо от того, разрабатывает или нет прибрежное государство природные ресурсы в своей экономической зоне, без его согласия другие государства не могут заниматься их разведкой и разработкой. Прибрежное государство вправе принимать законы и правила, касающиеся ресурсной деятельности в экономической зоне, принимать меры, обеспечивающие выполнение его законов и правил относительно разведки, эксплуатации, сохранения ресурсов и управления ими. Такими мерами могут быть досмотр, инспекция, арест и судебное разбирательство. Если прибрежное государство не имеет возможности выловить весь допустимый улов живых ресурсов, оно должно на основе соглашения предоставлять другим государствам доступ к остатку допустимого улова.

Конвенция ООН по морскому праву предоставляет в экономической зоне права и другим государствам. Они пользуются свободой судоходства и полета, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря.

Открытое море представляет собой морские пространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного из государств. Конвенция ООН по морскому праву к открытому морю относит все морские пространства, которые не входят ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо из государств, ни в архипелажные воды государства-архипелага. Правовой режим открытого моря регулируется не только положениями Конвенции ООН по морскому праву, но и рядом общих и специальных принципов и норм международного права, Договором об Антарктике 1959 года, Договором о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года, Договором о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения и др.

Основу международно-правового режима открытого моря составляет принцип свободы открытого моря. Оно открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Принцип свободы открытого моря различает свободу судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, промысла, возведения искусственных островов, сооружений и других установок, научных исследований.

Свобода судоходства означает, что каждое государство имеет право на то, чтобы суда и военные корабли под его флагом осуществляли беспрепятственное плавание для выполнения своих задач в соответствии с нормами международного права.

Конвенция ООН по морскому праву содержит положения, определяющие национальность и статус судов, обязанность государства флага, иммунитет военных кораблей и судов, состоящих на некоммерческой государственной службе, право на осмотр, преследование по горячим следам и др.

В частности, суда имеют национальность того государства, под флагом которого они вправе плавать. Право на флаг судно приобретает с момента его регистрации на территории данного государства. Основой правового статуса судна в открытом море является принцип исключительной юрисдикции государства флага, который означает, что только данное государство обладает всей полнотой власти по отношению к этому судну. Из данного принципа вытекает запрещение произвольного вмешательства в деятельность судов в открытом море со стороны иностранных государств. Данное положение полностью распространяется на военные корабли и суда, обладающие иммунитетом от иностранной юрисдикции (суда, состоящие только на некоммерческой государственной службе).

К международным водным путям следует отнести международные проливы, каналы, архипелажные воды. В значительной степени они являются единственными или наиболее удобными проходами из одной части открытого моря в другую или служат входом в территориальное море из открытого моря. Правовой режим некоторых из них урегулирован международными договорами; в отношении других действуют нормы международного обычного права.

Международные проливы – это относительно узкие естественные морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же моря или отдельные моря и океаны.

Правовой режим международных проливов регулируется на основе норм международного права и национального законодательства и учитывает географическое положение того или иного пролива и его значение для международного судоходства. Проливы, которые являются проходами во внутренние воды государства или не используются для международного судоходства, в силу исторической традиции отнесены к внутренним морским путям. Конвенция ООН по морскому праву учитывает разумное сочетание интересов как стран, использующих проливы, так и прибрежных стран, особенно в части, касающейся безопасности, рыболовства, борьбы с загрязнениями, соблюдением таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных правил.

Конвенция ООН по морскому праву не затрагивает правового режима проливов, проход через которые регулируется в целом или частично действующими международными соглашениями, относящимися непосредственно к таким проливам (Черноморские, Ла-Манш, Па-де-Кале, Балтийские, Малаккский, Сингапурский и др.).

Черноморские проливы (Босфор и Дарданеллы) имеют жизненно важное значение для причерноморских государств, так как являются выходом в Мировой океан. Действующая Конвенция о Черноморских проливах, подписанная в 1936 году, открывает проливы для свободного прохода торговых судов всех стран, осуществляя лишь контроль, обязательную лоцманскую проводку, уплату некоторых сборов.

Балтийские проливы (Большой и Малый Бельты, Зунд) соединяют Балтийское море с Атлантическим океаном. Режим регулируется как договорными нормами, так и нормами обычного международного права, а также национальным законодательством Дании (в отношении Большого и Малого Бельтов и датской части Зунда) и Швеции (в отношении шведской части Зунда). В мирное время Балтийские проливы открыты для прохода любых судов, включая военные корабли всех классов. Для прохода военных кораблей через шведскую часть проливов ограничений нет; для прохода датской части проливов, если проход длится более 48 часов и одновременно проходит более 3 кораблей одного государства, необходимо предварительное уведомление датского правительства, подводные лодки проходят только в надводном положении.

Магелланов пролив соединяет Атлантический и Тихий океаны. Согласно договорам между Аргентиной и Чили он открыт для свободного прохода невоенных судов и военных кораблей всех стран; предусмотрены контроль и обязательная лоцманская проводка.

Пролив Ла-Манш и Па-де-Кале соединяет Северное море и Атлантический океан. Специальной конвенции по режиму судоходства нет. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву правом свободного судоходства в проливах пользуются невоенные суда и военные корабли всех стран.

Гибралтарский пролив соединяет Средиземное море с Атлантическим океаном. Соглашением, подписанным в 1907 году Англией, Францией и Испанией, предусмотрены демилитаризация пролива и свобода судоходства невоенных судов и военных кораблей всех стран.

Международные каналы – это соединяющие моря и океаны
искусственные сооружения, расположенные на путях интенсивного
международного судоходства. Каналы находятся под суверенитетом
соответствующих государств.

Суэцкий канал соединяет Средиземное море с Красным. Сооружен на территории Египта в 1869 году. В 1956 году национализирован правительством Египта. Режим регламентируется Константинопольской конвенцией 1888 года и национальным законодательством. В мирное время канал открыт и свободен для торговых и военных судов без различия флагов, к нему не может быть применена блокада, военные действия не допускаются ни в канале, ни на расстоянии 3 миль от входных портов. В зоне канала запрещено строительство военных баз. Военные корабли воюющих сторон проходят с интеркалом в 24 часа, за исключением случаев вынужденной остановки.

Панамский канал открыт для плавания в 1914 году. Правовой режим установлен Договором Республики Панама с США 1903 года, по которому США получили право (на вечные времена) на полосу шириной 10 миль. В 1977 году после длительной борьбы Панама заключила с США Договор о Панамском канале и Договор о постоянном нейтралитете и функционировании Панамского канала. С 31 декабря 1999 г. управление каналом перешло к Панаме. Канал открыт для мирного прохода судов всех стран без дискриминации. Порядок прохода регулируется Правилами плавания по Панамскому каналу.

Кильский канал сдан в эксплуатацию в 1895 году. Режим прохода регулируется законодательством ФРГ, и в первую очередь Правилами плавания в Кильском канале. Невоенные суда всех стран проходят, получив пропуск на проход; лоцманская проводка обязательна. Для иностранных военных кораблей установлен разрешительный режим. В интересах военной безопасности плавание военных кораблей может быть ограничено. Военные корабли, получившие разрешение властей ФРГ на проход, обладают абсолютным преимуществом прохода, однако орудия кораблей должны быть разряжены.

Архипелажные воды — воды, расположенные внутри архипелагов. В настоящее время в мире более 30 государств-архипелагов в
(Индонезия, Филиппины, Фиджи, Тонга и др.). Архипелажные воды
по своему расположению занимают как бы место внутри островов.
Однако их нельзя квалифицировать как внутренние, так как в архипелажных водах установлен режим мирного прохода иностранных судов. Иностранным морским и воздушным судам предоставлено право архипелажного прохода по установленным государством-архипелагом морским коридорам шириной до 50 морских миль. Обычно такие коридоры не включают пути, используемые в качестве международно-судоходных. Если коридоры не установлены, право прохода может осуществляться по путям, обычно используемым для международного судоходства. Архипелажный проход означает право судоходства с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую часть открытого моря или исключительной экономической зоны. На архипелажный проход распространяются все правила транзитного прохода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Правовой режим космического пространства и небесных тел

 

Нормы, относящиеся к международно-правовому режиму космического пространства и небесных тел, содержатся главным образом в Договоре по космосу. Ряд важных дополнительных предписаний применительно к статусу Луны и других небесных тел предусмотрен Соглашением о Луне.

Большинство элементов режима космического пространства и небесных тел идентичны. В Договоре по космосу почти во всех статьях используется термин «космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела», то есть не проводится принципиального различия с точки зрения их правового режима. Общее правовое положение космического пространства и небесных тел определяется прежде всего тем, что на него не распространяется суверенитет какого-либо государства. Они не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами. В Соглашении о Луне также определено, что поверхность или недра Луны не мо!уг быть собственностью какого-либо государства, международной организации, неправительственного учреждения или любого физического лица.

Природные ресурсы Луны объявлены общим наследием человечества, и установлена обязанность разработать специальный международный режим эксплуатации природных ресурсов Луны, когда возможность такой эксплуатации станет реальностью. Вместе с тем, в этом же Соглашении закреплено право государств собирать на Луне и других небесных телах образцы минеральных и других веществ и вывозить их оттуда, а также использовать их для поддержания жизнедеятельности экспедиций при проведении научных экспедиций в необходимых для этих целей количествах.

Космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом.

Одновременно, как бы подчеркивая неабсолютность такой свободы, государства — участники Договора по космосу приняли на себя обязательство осуществлять эту деятельность в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания мира и безопасности и развития международного сотрудничества, а также должным образом учитывать при ее осуществлении соответствующие интересы всех других государств и не создавать потенциально вредных помех их деятельности. Установлено обязательство государств-участников принимать необходимые меры для избежания вредного загрязнения космического пространства и небесных тел и неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки неземного вещества. Соглашение о Луне ужесточает это требование, налагая обязательство принимать меры по предотвращению внесения неблагоприятных изменений в окружающую среду Земли не только вследствие доставки внеземного вещества, но и «каким-либо иным путем».

Договор по космосу предусматривает процедуру проведения международных консультаций относительно деятельности или экспериментов, которые могут создать потенциально вредные помехи деятельности других государств по мирному исследованию и использованию космического пространства.

Принцип предотвращения потенциально вредных последствий космической деятельности получил дальнейшее развитие в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года, которая запретила применение любых научно-технических средств, в том числе и космических, для воздействия на погоду и климат, если такие средства могут вызвать долгосрочные разрушительные или губительные для природы последствия.

Договор по космосу разрешает использовать любое оборудование или средства и военный персонал для научных исследований. Вместе с тем, участники Договора обязались не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным или другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом, а также не создавать на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, не осуществлять испытаний любых типов оружия и не проводить военные маневры.

В соответствии с Соглашением о Луне на небесных телах могут создаваться обитаемые и необитаемые станции, которые должны располагаться таким образом, чтобы не препятствовать доступу персонала, аппаратов и оборудования других государств во все районы. На небесных телах запрещаются угроза силой или применение силы, а также использование небесных тел для совершения любых подобных действий в отношении Земли, небесных тел, космических кораблей, персонала космических кораблей или искусственных космических объектов.

За деятельность в космическом пространстве, включая небесные тела, государства-участники Договора по космосу несут международную ответственность независимо от того, осуществляется ли она правительственными организациями или неправительственными юридическими лицами, в том числе и за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с положениями Договора по космосу. При этом деятельность неправительственных юридических лиц должна проводиться в космическом пространстве с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства-участника Договора, которое несет ответственность наряду с таким юридическим лицом за выполнение положений Договора.

В отличие от небесных тел естественного происхождения под космическими объектами в МКП подразумеваются созданные человеком искусственные спутники, автоматические и пилотируемые корабли и станции, ракеты-носители и т.п., а также их составные части. МКП регулирует деятельность, связанную с космическими объектами, с момента их запуска или сооружения в космическом пространстве и до возвращения их на Землю, а также отношения между государствами в случае приземления космического объекта на территории иностранного государства. До запуска и после приземления космического объекта на национальную территорию такая деятельность регулируется национальным правом каждого из государств, если об этом нет специальной договоренности между соответствующими государствами.

Порядок международной регистрации космических объектов был установлен Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 года.

Государство-участник Договора по космосу, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Таким образом, на космический объект и его экипаж (независимо от гражданской принадлежности его членов) при их нахождении в космическом пространстве распространяется юрисдикция государства регистрации. В случае когда в запуске космического объекта участвуют два или более государств, эти государства совместно определяют, которое из них зарегистрирует этот объект. Соглашение о Луне предусматривает, что юрисдикция и контроль государства распространяются не только на персонал и космические аппараты, но и на оборудование, установки, станции и сооружения, находящиеся на небесных телах.

Все станции, установки и космические корабли на небесных телах открыты для представителей государств-участников Договора по космосу на основе взаимности.

Права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве или по возвращении на Землю. При этом по просьбе запустившего государства его космические объекты, обнаруженные где-либо, должны быть возвращены владельцу.

 

Список литературы

 

  1. Европейское право: Учебник / Отв. ред. Энтин Л.М.– М.: Норма, 2005.
  2. Основы права Европейского Союза: Учебное пособие / Под ред. С.Ю. Кашкина. – М.: Белые альвы, 2004.
  3. Право Европейского Союза: Документы и комментарии / Под. ред. С.Ю. Кашкина. – М.: ТЕРРА, 2005.
  4. Международное право: учебник / Под ред. А.И. Микульшина. М., 2006.
  5. Международное право: Учебник / Под ред Г. И. Тункина. М., 1994.
  6. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М., 2000.
  7. Международное право. Учебник для ВУЗов // Под ред. проф. Ю. М. Колосова, проф. Э. С. Кривчиковой. М., 2007.
  8. Права человека: Учебник для ВУЗов / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2000.

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.44MB | MySQL:115 | 2,039sec