КРИМИНАЛЬНАЯ МИЛИЦИЯ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА

<

082414 1714 1 КРИМИНАЛЬНАЯ МИЛИЦИЯ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА Прежде всего ,необходимо привести современное легальное определение милиции, которое дано законодателем в ч.1 ст.1 Закона «О милиции»1: милиция – система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права, свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.

Задачи милиции являются (ст. 2 Закона «О милиции»):

— обеспечение безопасности личности;

— предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

— выявление и раскрытие преступлений;

— охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

— защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

— оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных Законом о милиции.

Необходимо отметить, что иные задачи на милицию могут быть возложены только Законом о милиции.

На основе указанных задачи милиции, можно назвать основные направления деятельности милиции, которыми являются: административная деятельность, оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная.

Административная деятельность милиции представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность, которая состоит в организации и практическом осуществлении аппаратами, службами и работниками милиции функций по охране общественного порядка, общественной безопасности и борьбе с преступностью административно-правовыми средствами.

Оперативно-розыскная деятельность милиции – это вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями милиции в соответствии с Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» в целях выявления, пресечения и раскрытия преступлений, а также лиц их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших граждан.

Уголовно-процессуальная деятельность милиции – это деятельность различных органов и лиц по расследованию и разрешению уголовных дел.

Правовые основы деятельности милиции определены законодателем в ст. 4 Закона «О милиции». Милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом о милиции, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.

Милиция представляет собой компонент системы органов исполнительной власти. Согласно ч. 2 ст. 1 Закон «О милиции» милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации. Положение о Министерстве внутренних дел РФ, утверждено Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. №9271. МВД России возглавляет Министр внутренних дел Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр внутренних дел Российской Федерации осуществляет руководство всей милицией в Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона «О милиции», милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности — также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Разделение милиции на два вида (криминальную и милицию общественной безопасности) было предопределено следующими обстоятельствами. Во-первых, это, прежде всего, необходимость обеспечения надежной защиты прав и свобод граждан, обеспечения общегосударственных интересов на фоне разрастания преступности объективно требовали усиления централизованных начал в управлении теми милицейскими подразделениями, которые занимаются оперативно-розыскной работой, ведут борьбу с тяжкими преступлениями и преступлениями, совершенными должностными лицами органов государственной власти. Местное влияние в этих вопросах отрицательно сказывается на результатах деятельности милиции, на ее наступательности в борьбе с наиболее серьезными преступлениями1.

Во-вторых, данным разграничением было реализовано приближение милиции к населению путем включения отдельных ее подразделений в состав местной власти, подчинения их сугубо органам местного самоуправления, что позволило бы адекватно и своевременно учитывать в работе милиции местные условия, обеспечивать ее необходимыми ресурсами.2

Разделение милиции на «федеральную» и «местную», вероятно, является предпосылкой по муниципализации милиции. Как подчеркивают исследователи3, в обществе все более получает распространение идея муниципализации милиции. Укрепление механизма народовластия справедливо увязывалось с повышением роли и ответственности регионов за решение вопросов охраны общественного порядка, обеспечение безопасности жизни населения. Однако надо признать, что идея муниципализации милиции, при всей ее привлекательности, реализуема в полной мере лишь в условиях стабильной политической и социально-экономической обстановки. Это осознал и российский законодатель. Милиция была сохранена как часть государственной исполнительной власти, но отдельные ее подразделения, объединенные под условным наименованием «милиция общественной безопасности (местная милиция)», были подчинены не только по вертикали, но и по горизонтали — местным органам власти, которые назначали руководителей этой милиции. Двойное наименование милиции общественной безопасности («милиция общественной безопасности» и «местная милиция») существовало до апреля 1999 г. Федеральным законом от 31 марта 1999 г. второе наименование — «местная милиция» — было исключено, чем подтверждалось, что милиция общественной безопасности в ее нынешнем виде — это структура государственной исполнительной власти. Создание местной, муниципальной милиции, той милиции, которая будет целиком и полностью подчинена органам местного самоуправления, — это задача будущего.

В основе разделения милиции на криминальную и общественной безопасности положены следующие критерии:

1) круг решаемых задач;

2) объем реализуемых полномочий;

3) подчиненность и подконтрольность;

4) порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей;

5) источники финансирования и содержания.

Несмотря на законодательное разграничение криминальной милиции и милиции общественной безопасности, важно подчеркнуть, что они не являются автономными структурами в системе органов внутренних дел. Криминальная милиция и милиция общественной безопасности являются частью единого милицейского аппарата. Это органы призваны работать вместе, совместно решать поставленные перед милицией задачи.

Закон возлагает на криминальную милицию следующие основные задачи (ч. 1 ст. 8 Закона «О милиции»):

1) борьбу с преступностью;

2) розыск лиц в случаях, установленных законом;

3) оказание помощи (содействие) милиции общественной безопасности.

В специальных законодательных актах, актах МВД РФ указанные задачи детализируются и дополняются.

Задачи, возлагаемые на криминальную милицию прямо обуславливают ее функции. При этом важно заметить, что не каждая функция подразделений криминальной милиции получает однозначное отражение в ее деятельности. Ряд функций могут реализовываться в таком объеме и содержании, что не требуют выделения в самостоятельную функцию, в основном это касается общих или сквозных функций, которые свойственны не только подразделениям криминальной милиции, но и органам внутренних дел в целом.

Также заметим, что ни одна функция криминальной милиции не выступает в «чистом» виде, не является изолированной от других функций.

Итак, рассмотрим базисные функции криминальной милиции.

Первое – борьба с преступностью. Борьба с преступностью предполагает, во-первых, решение задачи подрыва экономических основ деятельности организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), а также борьба с коррупцией в органах государственной власти и органах местного самоуправления; во-вторых, задачи комплексного проведения опережающих, предохранительных мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, профилактическое воздействие на лиц, склонных к их совершению.

В юридической литературе профилактической функции криминальной милиции справедливо отводится первостепенное значение. Между тем, как отмечают эксперты, выделение профилактики преступлений в качестве приоритетной функции предполагает выбор научно обоснованного критерия ее отграничения от других. Данный вопрос чрезвычайно важен в силу того, что отсутствие единого критерия классификации ведет к обилию разнообразных мнений.1

Являясь одной из основных направлений деятельности подразделений — криминальной милиции, оперативно-профилактическая функция представляет собой базирующуюся на законодательной, ведомственной нормативной и научной основе деятельность по практическому воплощению в жизнь задач, стоящих перед ними, в соответствии с их компетенцией, в целях защиты жизненно важных потребностей общества от преступных посягательств и осуществляется ее структурными подразделениями путем реализации возложенных на них полномочий.

Итак, первая организационно-тактическая форма — выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, выступает как подготовительная, обеспечивающая оперативно-значимой информацией все направления деятельности, отнесенные к компетенции подразделений криминальной милиции.

Мероприятия по выявлению лиц и фактов, представляющих оперативный интерес для органов внутренних дел в целом и подразделений криминальной милиции, в частности, являются начальными в процессе их деятельности по профилактике и раскрытию преступлений и осуществляются непрерывно не только в рамках рассматриваемой организационно-тактической формы оперативно-розыскной деятельности, но и при определенных тактических условиях в рамках других форм. Это вызвано тем, что хотя факты, влияющие на криминогенную активность лиц, и устраняются в процессе профилактики или раскрытия преступлений, но они вновь могут со временем проявляться либо взамен устраненных появляются новые. Изменяется и контингент лиц. Вместо тех, кто вследствие принятых к ним мер либо отказался от преступного поведения, либо привлечен к уголовной ответственности, появляются новые или же часть из них возобновляет свою преступную деятельность.

Именно поэтому нужны непрерывные действия оперативных аппаратов по выявлению названной категории лиц и фактов. В конечном счете это позволяет обеспечить успешную деятельность органов внутренних дел по выполнению ими своих основных функций по профилактике и раскрытию преступлений, розыску преступников и лиц, пропавших без вести, исправлению и перевоспитанию осужденных, иных задач, которые возложены на них законом.

Таким образом, основной целью первой организационно-тактической формы является информационное обеспечение всей деятельности правоохранительных органов, то есть при ее осуществлении реализуется, главным образом, познавательная сторона этой деятельности, благодаря которой оперативный работник, руководствуясь миропониманием, профессиональным и житейским опытом, проверяет правильность своих умозаключений.

Оперативно-служебную деятельность подразделений криминальной милиции необходимо рассматривать как часть усилий, предпринимаемых государством и обществом, направленных на борьбу с преступностью и ее профилактику. Однако особенность решаемых подразделениями криминальной милиции задач, благодаря делегированию им исключительного права ведения агентурно-оперативной работы, строго определяет рамки их профилактической деятельности и придает ей специфическую направленность.

Борьба с преступностью, главным образом, ведется путем пресечения, выявления и раскрытия преступлений, по делам о которых предварительное следствие обязательно. Иными словами, это та категория уголовных дел, которая расследуется следователями органов внутренних дел и следователями органов прокуратуры. В числе таких преступлений тяжкие и особо тяжкие преступления:

против личности (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, истязание, похищение человека, изнасилование, торговля несовершеннолетними и т.д.); против собственности (кража, мошенничество, грабеж, разбой, вымогательство, хищение предметов, имеющих особую ценность, обман или злоупотребление доверием и др.); в сфере экономической деятельности (незаконное предпринимательство, лжепредпринимательство, незаконная банковская деятельность, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, незаконное получение кредита, заведомо ложная реклама, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, контрабанда, незаконный оборот драгоценных металлов, преднамеренное банкротство и т.д.);

против интересов службы в коммерческих и иных организациях (злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, превышение полномочий служащими частных охранных и детективных служб и т.д.);

против общественной безопасности (терроризм, захват заложников, организация незаконных вооруженных формирований, бандитизм, организация преступного сообщества, массовые беспорядки, хулиганство с применением оружия, незаконное обращение с радиоактивными материалами, незаконный оборот оружия, совершенный организованной группой, хищение оружия, пиратство и т.д.);

против здоровья населения и общественной нравственности (незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ, их хищение, склонение к потреблению наркотических средств, организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств, незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта, вовлечение в занятие проституцией, незаконное распространение порнографических материалов или предметов и т.д.);

против экологической безопасности (незаконная охота, незаконная порубка деревьев в крупном размере и т.д.);

против безопасности движения и эксплуатации транспорта;

в сфере компьютерной информации (неправомерный доступ к компьютерной информации, создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, нарушение правил эксплуатации ЭВМ);

против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (злоупотребление должностными полномочиями, получение или дача взятки, служебный подлог, халатность);

против правосудия (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное следствие, незаконное освобождение от уголовной ответственности, побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи и т.д.);

против порядка управления (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, самоуправство).

Розыскная функция криминальной милиции реализуется по двум направлениям: во-первых, организует и, во-вторых, непосредственно осуществляет проведение оперативно-технических и оперативно-поисковых мероприятий

Объектом розыска и установления личности для криминальной милиции являются:

а) обвиняемые, подсудимые и осужденные:

скрывшиеся от дознания, следствия и суда, а также когда по иным причинам не установлено их местонахождение;

совершившие побег из изоляторов временного содержания (ИВС), из-под конвоя милиции; совершившие побег из исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, следственных изоляторов (СИЗО), из-под конвоя подразделений уголовно-исполнительной системы;

уклонившиеся от исправительных работ — после принятия судом решения о замене исправительных работ другим видом наказания;

б) лица, пропавшие без вести (без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которого остаются неизвестными);

в) несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов, детских домов, а также бежавшие из центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, специальных школ и специальных училищ;

г) психически больные лица, в том числе признанные в установленном порядке социально опасными, ушедшие из дома или учреждения, где они содержались;

д) лица, утратившие связь с близкими родственниками, а также супруги, утратившие связь между собой (утратившими связь считаются родственники, супруги, отказавшиеся или не желающие поддерживать родственные или брачные отношения);

е) лица, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения;

ж) погибшие (умершие) граждане по неопознанным трупам.

Как организующий центр розыскной работы криминальная милиция изучает и оценивает состояние розыскной работы, подготавливает проекты управленческих решений по вопросам организации и осуществления розыска, осуществляет планирование розыскной работы, оказывает методическую и практическую помощь службам и подразделениям в постановке розыскной работы, распространяет положительный опыт, готовит информацию по розыску для направления в другие органы, поддерживает с ними взаимодействие.

Содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей осуществляется криминальной милицией по различным направлениям. Силы и средства криминальной милиции привлекаются к решению задач охраны правопорядка при массовых мероприятиях, для пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков, в целях спасения людей при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах. Оперативно-розыскные возможности криминальной милиции используются для контроля за соблюдением установленных правил осуществления частной детективной и охранной деятельности, оборота служебного и гражданского оружия и для решения других задач, возложенных на милицию общественной безопасности.

Рассмотренный перечень задач и функций криминальной милиции не является исчерпывающим. В ее компетенцию входит также принятие мер безопасности в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, в отношении судей, должностных лиц контролирующих и правоохранительных органов, участников уголовного судопроизводства, оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, осуществление контроля за оборотом наркотических средств, проведение экспертиз по уголовным делам и выполнение ряда других обязанностей милиции, а также обеспечение собственной безопасности.

<

В зависимости от ситуации в стране, росте конкретных преступлений, на криминальную милицию возлагаются конкретные детализирующие задачи. Так в Приказе МВД РФ от 29 октября 2001 г. №951 «О неотложных мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по борьбе с терроризмом, отнесенным к компетенции МВД России»1 в п. 1 было возложено на Службу криминальной милиции Министерства внутренних дел Российской Федерации задачи по:

— координации, организации и осуществлению антитеррористической деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в пределах компетенции МВД России, проведению комплексных оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций;

— обеспечению взаимодействия МВД России с другими субъектами антитеррористической деятельности, иными федеральными государственными органами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, зарубежными правоохранительными органами, осуществляющими антитеррористическую деятельность.

Важно подчеркнуть, что иные задачи на криминальную милицию (милицию – в целом) могут быть возложены только законом. Запрещается привлекать милицию для выполнения задач, не возложенных на нее законодательством.

Криминальная милиция, согласно Закону Российской Федерации «О милиции», представляет собой систему территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, финансируемую за счет средств федерального бюджета (ч. 7 ст. 8). Подобный порядок полностью исключает влияние регионов на деятельность криминальной милиции посредством финансовых рычагов, одновременно обеспечивая надежность социальной защиты сотрудников криминальной милиции. Вместе с тем Закон не запрещает субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления осуществлять дополнительное финансирование криминальной милиции сверх объемов средств, выделяемых из федерального бюджета.1

Таким образом, криминальную милицию можно определить как систему государственных органов исполнительной власти, призванных осуществлять борьбу с преступностью, розыск лиц в случаях, установленных законом, оказание помощи (содействие) милиции общественной безопасности, и наделенных правом применения мер принуждения.

 

 

 

 

 

 

2 ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ МИЛИЦИИ

 

Согласно Закону «О милиции», состав и численность криминальной милиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений определяются Правительством Российской Федерации (ч.3 ст.8 Закона). Структура криминальной милиции утверждена постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. №9251 (с изменениями). В соответствии с вышеуказанным Постановлением в криминальную милицию входят следующие подразделения:

— уголовного розыска;

— по борьбе с экономическими преступлениями;

— по налоговым преступлениям;

— по борьбе с организованной преступностью;

— оперативно-поисковые;

— специальных технических мероприятий;

— собственной безопасности;

— отряды милиции специального назначения;

— оперативно-разыскной информации.

В криминальную милицию также входят Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.

Здесь необходимо отметить, что ранее в состав криминальной милиции входил также Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при МВД РФ (подразделения по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ). Его подразделения действовали при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, горрайорганах внутренних дел. В настоящее время он преобразован в самостоятельный федеральный орган исполнительной власти – Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков. (Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (утв. Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. №9761). Ранее также выделялось подразделение по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий. Однако Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2001 г. №558 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации»2 пункт о данном подразделении был исключен. Подразделение по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий было упразднено, а его штаты, структура и материально-техническое обеспечение были переданы Управлению специальных технических мероприятий МВД России.

В основу создания перечисленных подразделений положен принцип специализации в борьбе с отдельными видами преступлений. Порядок взаимодействия между подразделениями криминальной милиции определяется Министром внутренних дел Российской Федерации. Организационно-правовой статус подразделений криминальной милиции определяется Министром внутренних дел Российской Федерации.

Согласно Положению о структуре криминальной милиции Министром внутренних дел Российской Федерации определяются составы подразделений криминальной милиции центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделений криминальной милиции, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, подразделений криминальной милиции главных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам.

В настоящее время отсутствуют официально утвержденные нормативы штатной численности криминальной милиции в целом и ее отдельных служб. Фактическая численность конкретных подразделений криминальной милиции устанавливается исходя из состояния криминальной обстановки, социально-экономических, географических, демографических и иных особенностей обслуживаемой территории, других обстоятельств. Учитывается и нагрузка на отдельного сотрудника криминальной милиции по критериям выявления и раскрытия преступлениям.

В криминальную милицию в субъектах Российской Федерации входят подразделения уголовного розыска, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, подразделения по борьбе с организованной преступностью, отряды милиции специального назначения, подразделения оперативно-розыскной информации, оперативно-поисковые подразделения, подразделения специальных технических мероприятий, подразделения собственной безопасности и подразделения по налоговым преступлениям министерств внутренних дел, управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации, подразделения уголовного розыска, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел районов, городов, районов в городах и иных муниципальных образований, а также могут входить территориальные подразделения Национального центрального бюро Интерпола.

В криминальную милицию на железнодорожном, водном и воздушном транспорте входят подразделения уголовного розыска, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями управлений внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, а также могут входить территориальные подразделения Национального центрального бюро Интерпола и иные подразделения криминальной милиции.

В криминальную милицию в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах входят подразделения уголовного розыска, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, а также могут входить иные подразделения криминальной милиции.

Перейдем к рассмотрению порядка создания, реорганизации и ликвидации подразделений криминальной милиции.

Порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений криминальной милиции регулируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. №925) (с изменениями)1. Решение о создании, реорганизации и ликвидации подразделений криминальной милиции оформляются приказами уполномоченного должностного лица с утверждением штатных расписаний соответствующих подразделений.

Создание – это принятие управленческого решения уполномоченным на то лицом (в пределах его компетенции) на формирование в установленном порядке подразделения криминальной милиции для выполнения задач и функций, предусмотренных действующим законодательством.

Реорганизация – слияние, присоединение, разделение, выделение или преобразование (переименование) подразделения криминальной милиции, влекущее изменение соответствующих функций, структуры, численности и штатного расписания.

Ликвидация – полное прекращение деятельности подразделения криминальной милиции без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим органам внутренних дел (Приказ МВД РФ от 21 августа 1997 г. № 517 «Об утверждении Инструкции по организационно-штатной работе в органах внутренних дел Российской Федерации» (с изм. и доп.)).2

Согласно п.2 Положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации подразделений криминальной милиции, подразделения криминальной милиции центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделения криминальной милиции, непосредственно подчиненные Министерству внутренних дел Российской Федерации, и подразделения криминальной милиции главных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам создаются, реорганизуются и ликвидируются Министром внутренних дел Российской Федерации.

Подразделения криминальной милиции в субъектах Российской Федерации создаются, реорганизуются и ликвидируются министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации на основе типовых структур в пределах нормативов и лимитов численности, устанавливаемых Министерством внутренних дел Российской Федерации (п.3).

Подразделения криминальной милиции на железнодорожном, водном и воздушном транспорте создаются, реорганизуются и ликвидируются начальником соответствующего управления внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте на основе типовых структур в пределах нормативов и лимитов численности, устанавливаемых Министерством внутренних дел Российской Федерации (п.4 Положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации подразделений криминальной милиции).

Подразделения криминальной милиции в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах создаются, реорганизуются и ликвидируются начальником Главного управления внутренних дел на режимных объектах Службы общественной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации на основе типовых структур в пределах нормативов и лимитов численности, устанавливаемых Министерством внутренних дел Российской Федерации (п.5).

Все остальные подразделения криминальной милиции создаются, реорганизуются и ликвидируются на основе типовых структур в пределах нормативов и лимитов численности, устанавливаемых МВД.

Рассмотрим порядок назначение начальников криминальной милиции. В соответствии с ч.4 ст.8 Закона «О милиции» начальники криминальной милиции субъектов Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности министром внутренних дел Российской Федерации и являются по должности заместителями соответствующих министров внутренних дел или начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации.

Начальники криминальной милиции районов, городов и иных муниципальных образований назначаются на должность и освобождаются от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации и являются по должности заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел (ч. 5 ст. 8 Закона «О милиции»). Названные начальники одновременно являются заместителями руководителей соответствующих органов внутренних дел.

В конце 1999 года данные положения Закона «О милиции» были предметом рассмотрения на соответствие Основному закону РФ в Конституционному суде РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. №214-О «По запросу Главы администрации Псковской области о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 8 и 9 Закона Российской Федерации «О милиции»1). Глава администрации Псковской области просил признать не соответствующими Конституции Российской Федерации… части четвертую и пятую статьи того Закона «О Милиции», согласно которым начальники криминальной милиции субъектов Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел Российской Федерации, а начальники криминальной милиции районов, городов и иных муниципальных образований — руководителями органов внутренних дел субъектов Российской Федерации.

По мнению заявителя, назначение начальников криминальной милиции, а также начальников органов внутренних дел и начальников милиции общественной безопасности районов, городов и других муниципальных образований без согласования с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации противоречит статье 72 (пункты «б» и «л» части 1) Конституции Российской Федерации, согласно которой защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, а также кадры правоохранительных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Как пояснил Конституционный суд РФ «в соответствии со статьей 78 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, к числу которых относится и Министерство внутренних дел Российской Федерации, могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Из данного конституционного установления не следует, что назначение таких должностных лиц должно осуществляться с согласия органов государственной власти субъектов Российской Федерации или иных органов. Обязанность согласовывать с ними назначение и освобождение начальников криминальной милиции не вытекает и непосредственно из статьи 72 Конституции Российской Федерации, хотя пунктом «л» ее части 1 кадры правоохранительных органов отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Однако, по смыслу статьи 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации, разграничение компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами по предметам совместного ведения осуществляется федеральными законами, в соответствии с которыми принимаются законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации. Именно таким федеральным законом и является Закон Российской Федерации «О милиции».

Вопрос о полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации при назначении руководителей органов внутренних дел уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в деле о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 года1 по данному делу отмечается, что участие в процедуре согласования при назначении руководителя органа внутренних дел субъекта Российской Федерации законодательного (представительного) органа государственной власти области не противоречит Конституции Российской Федерации, если такое участие предусмотрено федеральным законом. Указанная позиция Конституционного Суда Российской Федерации носит общий характер и распространяется на процедуру назначения начальников криминальной милиции, являющихся по должности заместителями руководителей соответствующих органов внутренних дел в субъектах Российской Федерации».

В заключение подчеркнем, что начальники криминальной милиции на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, а также начальники иных подразделений криминальной милиции назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации (ч.6 ст.8 Закона «О Милиции»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПОЛНОМОЧИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ МИЛИЦИИ

 

Прежде всего, рассмотрим компетенцию отдельных подразделений криминальной милиции.Подразделения уголовного розыска решают задачи криминальной милиции по предотвращению и раскрытию убийств, изнасилований, краж, разбоев, грабежей, вымогательств, хищений огнестрельного оружия и ряда других преступлений, связанных с посягательствами на жизнь и здоровье, общественную безопасность и собственность. В их обязанности входит также розыск лиц, осуществляемый криминальной милицией.

Подразделения уголовного розыска должны:

— при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий с использованием предусмотренных законодательными и ведомственными нормативными актами мер выявляют причины и условия совершения преступлений.

— принимать меры оперативно-розыскного характера по склонению этих лиц к отказу от совершения преступления или явке с повинной.

— вести оперативно-розыскную работу по предупреждению и пресечению преступлений несовершеннолетних.

— выявлять лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность, потребление наркотиков, лекарственных и других одурманивающих средств, совершающих развратные действия в отношении детей и подростков, принимают по данным фактам меры в соответствии с действующим законодательством и т.д.

Подразделения по борьбе с экономическими преступлениями занимаются борьбой по пресечению и раскрытию преступлений в сфере экономической деятельности, совершаемыми замаскированными способами, посягательств на интересы государственной службы, службы в коммерческих и иных организациях. Это такие преступления, как незаконное предпринимательство, легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем, злоупотребление должностными полномочиями, служебный подлог, халатность и ряд других подобных деяний.

Подразделения по экономическим преступлениям должны проводить регулярный анализ развития криминогенных процессов в ведущих хозяйственных сферах (кредитно-финансовая, внешнеэкономическая, конверсия военно-промышленного комплекса, аграрное производство и др.), на основе которого вырабатывают меры упреждающего характера по их нейтрализации.

Предназначение подразделений по борьбе с организованной преступностью заключается в пресечении деятельности преступных сообществ, предупреждении, выявлении и раскрытии фактов бандитизма, похищения людей, незаконного лишения свободы, вымогательств, захватов заложников, незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ, совершенных организованными группами, привлечении к ответственности должностных лиц органов государственной власти, использующих свое служебное положение в интересах преступных организаций и организованных групп.

Оперативно-поисковые подразделения и подразделения специальных технических мероприятий являются специализированными подразделениями по добыванию сведений об оперативной обстановке, преступных группах, участниках преступной деятельности, их намерениях, связях для других подразделений криминальной милиции по их заданиям путем осуществления специфических видов оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», таких как негласное наблюдение, прослушивание телефонных переговоров и др.

Подразделения собственной безопасности осуществляют в пределах своей компетенции предупреждение проникновения в органы внутренних дел лиц, преследующих противоправные цели, выявляют и пресекают преступления и иные правонарушения, совершаемые сотрудниками и работниками органов внутренних дел.

Отряды милиции специального назначения (ОМСН) предназначены для обеспечения безопасности следователей и оперативных работников при выявлении, предупреждении, пресечении и расследовании преступлений, совершенных преступными сообществами или организованными преступными группами, участия в контртеррористических операциях, в мероприятиях по ликвидации бандитских формирований, по освобождению заложников. Они осуществляют также оперативно-тактическое обеспечение оперативно-розыскных и иных мероприятий, проводимых подразделениями криминальной милиции.

НЦБ Интерпола и его территориальные подразделения в соответствии с Положением о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. №11901, обеспечивают международный обмен информацией о преступлениях. В установленном порядке они принимают, обрабатывают и направляют международные запросы, следственные поручения правоохранительных органов России, а также запросы и поручения международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов зарубежных государств по розыску, аресту и выдаче лиц, совершивших преступления, розыску и аресту перемещенных за границу преступных доходов, похищенных предметов и документов, проведению соответствующих оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий.

Для решения возложенных задач подразделения криминальной милиции используют широкий арсенал полномочий, предоставленных Законом о милиции.

Компетенция подразделений криминальной милиции детализируется в ряде нормативных и подзаконных актов. В частности можно выделить:

— Приказ МВД РФ от 31 мая 2002 г. № 522 «О полномочиях МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации в области миграции»;

— Приказ МВД РФ от 2 августа 2005 г. № 636 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности»;

— Приказ МВД РФ от 16 марта 2004 г. № 177 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (с изм. и доп. от 12 августа 2005 г.);

— Приказ МВД РФ от 21 июня 2003 г. № 438 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода»;

— Приказ МВД РФ от 2 июля 2003 г. № 510 «Об утверждении Временного положения об Отряде милиции специального назначения «Рысь» Службы криминальной милиции Министерства внутренних дел Российской Федерации» и др.

Рассмотрим обязанности милиции. Детальным образом обязанности милиции (в том числе криминальной милиции) сформулированы законодателем в ст.10 Закона «О милиции». Перечислим лишь часть основных обязанностей:

— предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств;

— оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;

— принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством;

— выявлять и раскрывать преступления;

— возбуждать уголовные дела, производить дознание и осуществлять неотложные следственные действия;

— разыскивать лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных в случаях, предусмотренных законодательством, а также разыскивать похищенное имущество;

— осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях;

— обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;

— проводить экспертизы по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях, а также научно-технические исследования по материалам оперативно-розыскной деятельности;

— исполнять определения (постановления) суда (судьи) об административном аресте;

— охранять, конвоировать и содержать задержанных и лиц, заключенных под стражу и др.

Во исполнение возложенных на милицию обязанностей ей предоставляется право (ст.11 Закона «О милиции»):

— требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений; удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия;

— проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении;

— вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции; подвергать приводу в случаях и в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

— получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;

— составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

— производить в предусмотренных законом случаях и порядке уголовно-процессуальные действия;

— задерживать и содержать под стражей в соответствии с уголовно-процессуальным законом лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу;

— вносить в соответствии с законом в государственные органы, организации и общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений;

— осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законом;

— пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими организациям, общественным объединениям и гражданам;

— получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации;

— привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству; объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам и организациям; поощрять граждан, оказавших помощь милиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей;

— в соответствии с законодательством Российской Федерации получать сведения, составляющие налоговую тайну (Перечень должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, утвержденный приказом МВД РФ от 26 декабря 2003 г. № 1033) и др.

При этом использование милицией предоставленных ей прав, возможно, только в целях исполнения обязанностей, возложенных на милицию Законом.

Отдельно остановимся на правовом статусе криминальной милиции как органа дознания. Как мы уже неоднократно подчеркивали, криминальная милиция как орган дознания принимает необходимые оперативно-розыскные и иные предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры в целях предупреждения, пресечения и обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

В соответствии со ст. 157 УПК РФ компетентное должностное лицо криминальной милиции при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, выносит постановление о возбуждении уголовного дела и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, освидетельствование, назначение судебной экспертизы, задержание и допрос подозреваемых и др. Постановление о возбуждении уголовного дела, протоколы следственных действий и соответствующие постановления незамедлительно направляются прокурору.

После передачи дела прокурору криминальная милиция может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, принимаются дальнейшие оперативно-розыскные меры для его установления с уведомлением следователя о результатах.

Процессуальным статусом лица, производящего дознание (дознавателя), в криминальной милиции обладают специально выделенные сотрудники или сотрудники, уполномоченные на это в каждом конкретном случае. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что вся полнота процессуальных полномочий и ответственности возлагается на начальника криминальной милиции. В частности, подлежат утверждению начальником криминальной милиции (его заместителем) все постановления (решения), выносимые дознавателем, в тех случаях, когда УПК РФ говорит об органе дознания. Иначе они теряют юридическую силу.

Отдельно рассмотрим такой элемент правового статуса криминальной милиции как ответственность.

Статья 40 Закона «О милиции» гласит, что «За противоправные действия или бездействия сотрудники милиции несут ответственность, установленную законом. Вред, причиненный гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям сотрудниками милиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренным гражданским законодательством».

Нарушением законности признаются такие деяния (действие или бездействие), которые нарушают права и законные интересы граждан и должностных лиц, а также нормальную деятельность государственных органов, организаций, учреждений и предприятий.

Юридическая ответственность за нарушение законности сотрудниками милиции выражается в следующих видах:

— уголовная ответственность;

— административная ответственность;

— дисциплинарная ответственность;

— материальная ответственность.

Рассмотрим конкретно эти виды ответственности.

Уголовная ответственность наступает за совершение сотрудником милиции уголовного преступления по приговору суда. В ст. 19 Закона РФ «О милиции» говориться, что увольнение сотрудника милиции в связи с совершением преступления допустимо только после вступления в законную силу обвинительного приговора.

Сотрудник милиции, как представитель исполнительной власти, осуществляя свои функции, является должностным лицом. Из этого следует, что он может нести ответственность за должностные преступления, к которым относятся:

— злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

— превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);

— халатность (ст. 293 УК РФ);

— получение взятки (ст. 290 УК РФ);

— -дача взятки (ст. 291 УК РФ);

— служебный подлог (ст. 292 УК РФ).

Административная ответственность сотрудников милиции.

В соответствии со ст. 2.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях сотрудники органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.

За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через границу России, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, сотрудники милиции несут ответственность на общих основаниях. К ним не может быть применено административное наказание в виде административного ареста.

Рассмотрим вопросы дисциплинарной ответственности сотрудников ОВД. Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности работником милиции является дисциплинарный проступок.

Дисциплинарный проступок — это нарушение лицом рядового и начальствующего состава ОВД служебной дисциплины, правил установленных Дисциплинарным Уставом, приказов начальников (командиров), недобросовестное выполнение служебных обязанностей, а также совершение- ими неслужебных действий компрометирующих ОВД или порочащих честь достоинство сотрудника милиции ОВД, как представителя власти.

Дисциплинарное взыскание на провинившегося сотрудника милиции налагает его непосредственный или иной вышестоящий начальник. Дисциплинарную ответственность сотрудники милиции несут в соответствии с «Положением о службе в ОВД», где предусмотрены следующие виды взысканий, которые налагаются на сотрудников милиции:

— замечание;

— выговор;

— строгий выговор;

— предупреждение о неполном служебном соответствии;

— понижение в должности;

— снижение в специальном звании на одну ступень;

— лишение нагрудного знака;

— — увольнение из органов внутренних дел.1

Материальная (гражданско-правовая) ответственность сотрудников ОВД. Материальная ответственность — это обязанность лица, причинившего имущественный ущерб предприятию, организации или гражданину возместить этот ущерб в размерах и порядке, предусмотренных законом.

Вред, причиненный незаконными действиями криминальной милиции, подлежит возмещению не за счет комитета финансов городской администрации, а из федерального бюджета, и по делу в качестве ответчика должно быть привлечено Министерство внутренних дел РФ (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 сентября 1998 г. № 1487/97)1.

Сотрудники милиции несут эту ответственность в общегражданском порядке, но это не исключает одновременного привлечения к дисциплинарной ответственности2.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. // Российская газета. – 25 января 1993.
  2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации — 17 июня 1996. — № 25 — Ст. 2954.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ // Российская газета. — 22 декабря 2001. — №249.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации — 7 января 2002. — № 1 (часть I) — Ст. 1.
  5. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности» // Собрание Законодательства Российской Федерации. -14 августа 1995г. — №33. — Ст.3349.
  6. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 22 апреля 1991г. — №16. — Ст. 503.
  7. Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 26 июля 2004. — №30. — Ст.3149.
  8. Указ Президента РФ от 28 июля 2004г. №976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2 августа 2004г. — №31. — Ст.3234.
  9. Постановление Правительства РФ от 14 октября 1996 г. № 1190 «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 21 октября 1996г. — №43. — Ст. 4916.
  10. Постановление Правительства РФ от 26 июля 2001 г. № 558 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 6 августа 2001. — №32. — Ст.3325.
  11. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 925 «О подразделениях криминальной милиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 11 декабря 2000. — №50. — Ст.4904.
  12. Приказ МВД от 5 августа 2005 года №650 «О введении в действие систем оценки деятельности органов внутренних дел, отдельных подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности, органов предварительного расследования»
  13. Приказ МВД РФ от 12 января 2002 г. № 23 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  14. Приказ МВД РФ от 21 августа 1997 г. №517 «Об утверждении Инструкции по организационно-штатной работе в органах внутренних дел Российской Федерации»
  15. Приказ МВД РФ от 23 ноября 2002 г. № 1150 «О введении в действие систем оценки деятельности органов внутренних дел, отдельных подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности, органов предварительного расследования»
  16. Приказ МВД РФ от 29 октября 2001 г. № 951 «О неотложных мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по борьбе с терроризмом, отнесенным к компетенции МВД России» // Библиотечка Российской газеты. — 2003г. — выпуск № 13.
  17. Приказ МВД РФ от 31 мая 2002 г. № 522 «О полномочиях МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации в области миграции» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 1 июля 2002г. — №26.
  18. Определение Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. № 214-О «По запросу Главы администрации Псковской области о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 8 и 9 Закона Российской Федерации «О милиции»
  19. Постановление Конституционного Cуда РФ от 10 декабря 1997 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 22 декабря 1997. — №51. — Ст.5877.
  20. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 сентября 1998 г. № 1487/97 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. — 1998г. — №12.
  21. Гирько С.И. Роль и функции милиции в уголовном процессе России: Монография. – М.: Издательство «Щит-М», 2005.
  22. Зубач А.В., Кокорев А.Н., Русакова Р.А. Основные направления деятельности милиции: Учебное пособие. – М.: МосУ МВД России, изд-во «Щит-М», 2005.
  23. Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Российский закон о милиции. М., 1992.
  24. Невирко Д.Д. Организация взаимодействия подразделений дознания и криминальной милиции органов внутренних дел. – Красноярск. – 2004.
  25. Правоохранительные органы: Учебник для вузов / Под ред. О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2007.
  26. Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск, 2007.
  27. Соловей Ю.П., Черников В.В.. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». — М.: «Проспект», 2007.


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.13MB | MySQL:120 | 1,648sec