Общение в оперативно-розыскной деятельности

<

041714 0231 1 Общение в оперативно розыскной деятельности

1. ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1. Общая характеристика, сущность, структура и функции общения

 

Общение – сложный и многогранный процесс, который выступает одновременно и как информационный процесс, и как процесс взаимодействия индивидов, и как процесс их сопереживания и взаимопонимания.1

Общение выступает также, как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Речь идет не просто о воздействии одного субъекта на другого, а именно о взаимодействии. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает как субъект и это наглядно проявляется в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.

Предметом общения может быть все, что окружает людей, все, что они знают, и чего не знают, все, что их волнует, или затрагивает, все, о чем нужно говорить, чтобы правильно понять реальную обстановку и конкретно определить свои действия, уточнить свое отношение к фактам, событиям и даже к конкретным людям. По предметной отнесенности общение может быть направлено на явления природы, мир вещей, явления общественной жизни, социальные связи и отношения, явления психической деятельности в комплексе, а точнее, в их любых сочетаниях друг с другом. Следует отметить, что предметная отнесенность всегда главное в содержании общения.

Таким образом, предметная область общения является фундаментом, который объединяет людей, составляет содержание любых актов общения и, по существу, предопределяет вопросы, которые интересуют или могут интересовать партнеров общения.

К условиям общения относятся все факторы окружающей среды: время, обстановка, освещенность, пространственное расположение партнеров общения, внешние помехи, которые прямо или косвенно влияют на содержание, направленность, процесс и результаты общения. В одних случаях эти условия могут стимулировать общение, в других случаях могут препятствовать этому разговору.

Условия общения можно разделить на три группы: 1) благоприятные; 2) неблагоприятные и 3) нейтральные.

Благоприятные условия общения содержат минимум помех внешнего плана с точки зрения взаимного удобства партнеров. Так, разговор по душам предполагает хотя бы некоторый минимум удобств, в частности, пространственная близость беседующих, отсутствие других людей, резких колебаний температуры, значительных посторонних шумов и т. д. Неблагоприятные условия сами по себе объективно препятствуют нормальному протеканию акта общения. Например, сильный шум, крики, сильный холод, давка и толкотня.

Между этими «полюсами» находятся нейтральные условия общения, которые объективно не стимулируют общение, но и не препятствуют ему. Таких условий больше всего дома, на работе, на улице, на стадионе.

Следует заметить, что в ряде случаев, целесообразно заранее создать необходимые условия для общения людей. В этом плане условия бывают подготовленными и неподготовленными.

Так, подготовленные условия заранее создают благоприятную для общения обстановку. Подготовленными для совещаний, деловых и личных бесед являются обычно кабинеты руководителей различных рангов в учреждениях, на предприятиях, в организациях. В условиях обыденного, общения, люди иногда заранее готовят обстановку (вспомним поведение хозяев, готовящихся к приему гостей) или выбирают эту обстановку в соответствии с определенными технике — санитарными нормами, а также содержанием беседы и личностью партнера по общению (не начинают разговор, пока не уменьшатся помехи, ищут удобное место для беседы).1

Планировать и вести процесс беседы можно только с учетом реальной обстановки, выбрав или даже заранее подготовив благоприятные для партнеров условия общения, которые стимулировали бы само общение.

Безусловно, общение не существует без средств общения, являющихся материальными носителями мыслей, чувств, воли, специально предназначенных или ситуативно используемых для передачи информации. Без использования этих особых средств общение состояться не может, поскольку «в чистом виде» явления психической деятельности — мысли, чувства, намерения — не существуют.

Средства общения, организованные в чистый языковый смешанный код, позволяют передавать информацию об окружающей действительности и состояниях, о намерениях участников любой деятельности и преобразовывать эти сообщения из одной формы в другую.

Средства общения подразделяются, как правило, на языковые и неязыковые. К языковым относятся: лексические, синтаксические, ритмико-мелодические средства языка, в основном используемые в речи общающихся людей. К неязыковым относятся; жесты, мимика, пантомима, сигнальные действия и т. д.

Преимущественно используются те средства общения, в основе которых лежит языковая форма, как социально закрепленная, исторически сложившаяся система звуков, а также отражающая любые явления природной области общения, являющаяся основной в данной среде.

Можно предложить более детализированную классификацию средств общения: 1) языковые; 2) жестовые (жесты, мимика, пантомима); 3) посредством действий; 4) предметные; 5) кодовые. Эта классификация позволяет нам рассматривать предметное общение как широко распространенный в современном обществе вид общения, так необходимый в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.

 

1.2 Закономерности общения и взаимодействия людей в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов

 

Вне общения просто немыслимо человеческое общество, в том числе и правоохранительные органы. Общение выступает везде как процесс и способ цементирования индивидов и, вместе с тем, как способ развития общающихся людей. В структуре общения стало уже общепринятым выделение трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная стороне общения состоит в обычном обмене информацией между общающимися субъектами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения, как правило, означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе хорошего взаимопонимания. Конечно, в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других и выделение их возможно для понимания тех психологических особенностей, которые всегда важны в общении.

В ходе оперативно-розыскной деятельности оперативный сотрудник и интересующий его человек, встретившись, обмениваются между собой различными представлениями, идеями, настроениями, чувствами, установками и прочее. Однако, как показывает практика, человеческая коммуникация не сводится только к процессу передачи информации. В условиях оперативно-розыскной деятельности информация не только передается, но и формируется, уточняется и даже очень часто развивается и совершенствуется. Общение нельзя рассматривать, как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой. Здесь имеется дело в большинстве случаев с двумя субъектами, каждый из которых по-своему является активным. Это значит, что оперативный сотрудник и субъект его общения предполагают активность друг друга, уверены в себе, однако не могут рассматривать это как постоянный объект для манипуляции и, направляя на субъект общения свою информацию оперативный сотрудник должен четко ориентироваться, то есть учитывать интересы, цели и желания интересующего лица.

Обмен информацией предполагает воздействие оперативного сотрудника на поведение партнера, то есть язык знаков изменяет состояние участников этого коммуникативного процесса. Коммуникативное влияние — это психологическое воздействие оперработника на другого интересующего человека с целью изменить его поведение в нужную для нас сторону. Эффективность коммуникации зависит от того, насколько удалось это воздействие, как изменился сам тип отношений, который сложился между участниками до коммуникации.

Коммуникативное воздействие как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда оперативный сотрудник и партнер по общению, принимающий информацию пользуется единой системой знаков. Полное взаимопонимание может достигаться только тогда, когда партнеры говорят на одном языке и одинаково понимают ситуацию общения. Например, если жена сообщает, что преподаватель уголовного права желает снова видеть родителей сына, то муж не должен истолковывать эти слова буквально, а понять, что именно ему придется идти на данную, встречу с преподавателем.

Очень часто затруднения во взаимообмене информацией то есть коммуникативные барьеры могут обуславливаться социальными или психологическими различиями между оперативным сотрудником и партнером по общению. С одной стороны, это социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые часто порождают не только разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мировоззрение. Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальными группам. С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носит и чисто психологический характер. Они могут возникать вследствие индивидуальных, психологических особенностей общающихся, (в частности, чрезмерной стеснительности, замкнутости, скрытности, боязливости), иногда в силу сложившихся между общающимися особого рода отношений -неприязни, недоверия друг к другу и т.п.

Сама по себе информация, исходящая от оперативного сотрудника может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она, как правило, рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие, либо наоборот, не допускать нежелательных действий со стороны партнера по общению.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения. Она имеет место в различных образовательных системах, и не предполагает непосредственного изменения поведения партнера по общению.

Отметим, что передача любой информации возможна лишь посредством знаков. Различают вербальную коммуникацию, где в качестве знаковой системы используется речь и невербальную коммуникацию, здесь воспользуются различные неречевые знаковые системы. Однако, этот второй вид имеет четыре формы: оптико-кинетическую систему; паралингвистику и экстралингвистику; проксемику и визуальное общение.

Вербальная коммуникация – это самый естественный звуковой язык. Речь является универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи, безусловно, менее всего теряется смысл общения. Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора, в нашем случае оперативного сотрудника лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей» (условный термин, обозначающий «говорящего» и «слушающего»), то есть когда партнер по общению превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалогическая речь представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, то есть происходит то явление, которое называется «обогащением и развитием информации».1

Для того, чтобы полностью описать процесс взаимовлияния оперативного сотрудника на партнера по общению, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать мотивы общающихся, их цели и установки. Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи. Коммуникативный процесс оказывается неполным, если мы отвлекаемся от невербальных его средств.

Оптико-кинетическая систем» знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом эта система предстает как воспринимаемое свойство об-. щей моторики различных частей тела, рук, (жестикуляция), лица (мимика), позы (пантомимика). Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции любого человека, что в ситуации коммуникации придает общению определенные часто положительные нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например, в различных национальных культурах.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система – это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон и тональность. Экстралингвистическая система – это использование в речи пауз, различных других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха, изменения темпа речи. Все эти дополнения усиливают значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

Проксемика – это специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также особой знаковой системой.

Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе – это «контакт глаз», имеющий место в визуальном общении. Знаки, представляемые движением глаз, включаются в широкий диапазон ситуаций общения. Их значение резко возрастает в ситуациях интимного общения.

Невербальные коммуникации, несомненно, играют большую вспомогательную, иногда – самостоятельную роль в общении. Обладая способностью усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой достаточно существенный параметр коммуникативного процесса, как намерение его участников.

Коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, а обмен знаниями и идеями по поводу оперативно-розыскной деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее эту деятельность и успешно организовать и провести ее. Участие одновременно двух или даже трех лиц в оперативно — розыскной деятельности означает, что каждый из них должен внести свой вклад в эту деятельность, что позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

В ходе оперативно-розыскной, деятельности правоохранительных органов для ее участников и особенно оперработника чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую конкретную деятельность. При этом возможна такая регуляция действий оперативного сотрудника планами, созревшими в голове другого, которая и делает деятельность действительно коллективной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный (оперработник), а группа.

Таким образом, взаимодействие — это сторона общения, фиксирующая не только обмен знаками, посредством которых изменяется поведение партнера, но и организацию совместных действий в оперативно-розыскной деятельности, позволяющих группе реализовать поставленные перед ней цели.

На практике выделяются два противоположных вида взаимодействий: кооперация (согласие, приспособление, ассоциация) и конкуренция (конфликт, оппозиция, диссоциация). В первом случае анализируются такие проявления, которые способствуют организации совместной оперативно-розыскной деятельности. Во втором – взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для этой деятельности.

Следует, однако, отметить, что все многообразие взаимодействий в групповой деятельности может быть сведено к четырем областям:

область позитивных эмоций (согласие, солидарность, снятие напряжения) и область негативных эмоций (создание напряженности, несогласие, демонстрация антагонизма);

область решения проблем (указание, мнение, ориентация других);

область постановки этих проблем (просьба об информации, просьба высказать мнение, просьба об указании).1

Существуют разнообразные попытки построения схем взаимодействия, которые опираются на различные другие стороны совместных действий оперработника и его партнера по общению. Часто в этих схемах опущена характеристика содержания оперативно-розыскной деятельности, то есть схвачены лишь формальные моменты взаимодействия.

Любые формы и функции общения могут быть поняты лишь в контексте оперативно — розыскной деятельности правоохранительных органов, в которой они возникают. Если эта связь общения с оперативно-розыскной деятельностью разрывается, то все эти процессы оказываются оторванными от широкого социального фона, на котором они происходят.

Конкретное содержание всех форм взаимодействия определяется соотношением индивидуальных «вкладов», которые вносятся оперработником и партнером по общению в единый процесс деятельности группы. Эти вклады, как правило, различны и во многом зависят от формы организации совместной деятельности. Например, могут быть выделены следующие три модели:

1. Каждый участник делает свою часть общей работы независимо друг от друга – совместно-индивидуальная деятельность. Это может быть оперативно-следственная группа, где у каждого свое задание.

2. Общая задача выполняется последовательно каждым участником — совместно-последовательная деятельность.

3. Одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными членами группы, коллектива — совместно-взаимодействующая деятельность, в частности, спортивная команда или операционная бригада).

Характер взаимодействия в этих моделях, безусловно, своеобразен и зависит от сложившихся отношений между членами группы, где система человеческих взаимоотношений не может сводиться лишь к простому распределению обязанностей и функций.

Безусловно, важно также выяснить, в каком отношении к оперативно-розыскной деятельности группы стоит иерархия (по степени важности) индивидуальных деятельностей каждого из участников. Здесь имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником оперативно-розыскной деятельности его вклад в общее дело; именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию во взаимодействии.

От меры понимания оперативным сотрудником партнера по взаимодействию зависит то, насколько успешно будут организованы совместные слаженные действия, чтобы был возможен «обмен действиями». В данном случае, как в любой ситуации общения, требуется «одинаковое пониманием конкретной ситуации», в частности, раскрывающееся как понимание стратегии и тактики поведения партнера по «ситуации». Стратегия и тактика взаимодействия могут быть разработаны только на основе взаимопонимания. Если стратегия взаимодействия определена характером тех общественных отношений, которые представлены выполняемой оперативно-розыскной деятельностью, то тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением оперработника с партнером по общению. В единстве этих двух моментов и создается реальная ситуация взаимодействия. Ее важнейшая характеристика – совместное принятие решения.

Следует еще раз отметить, что в процессе общения между оперативным сотрудником и интересующим нас партнером должно присутствовать взаимопонимание между ними. Оно может быть здесь истолковано по разному: или как понимание целей и желаний партнера по взаимодействию, или не только как понимание, но и как принятие этих целей, желаний и установок, что позволяет не просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого рода отношения: товарищества, близости, привязанности, выражающиеся в чувстве дружбы и симпатии. Однако и в том, и в другом случае большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого: Этот процесс выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого партнера и интерпретацию на этой основе его поступков. На основе внешней стороны поведения мы практически и «раскрываем» наше лицо, расшифровываем значение его данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Здесь отметим, что познавая другого человека, формируется и сам познающий – то есть сотрудник. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий в совместной деятельности.

В ходе познания интересующего нас человека одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка лица, попытка понять строй его поступков, основанная на этом стратегия изменения его поведения, построение стратегии своего собственного поведения. Каждый из людей, включенных в этот процесс, является активным субъектом. Более полному осознанию себя через другого способствует развитие следующих особенностей личности: идентификации, эмпатии и рефлексии.

Идентификация – это способ понимания интересующего человека путем уподобления себя ему. В реальных ситуациях взаимодействия пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия – это чувственное понимание сотрудником интересующего человека. Не рациональное осмысление другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы, то есть проявить сочувствие. Эмоциональная природа эмпатии заключается в том, что ситуация с интересующим лицом не столько «продумывается», сколько «почувствуется».

Межличностное восприятие зависит от характеристик как сотрудника, так и интересующего лица, потому что всякое восприятие в то же время есть и определенное взаимодействие двух участников процесса общения, причем взаимодействие, имеющее всегда две стороны, оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В первом случае взаимодействие можно констатировать потому, что и сотрудник, и интересующий его человек, оценивая друг друга, стремятся построить определенную систему интерпретации своего поведения, в частности, его конкретных причин. Как правило, в обычной жизни люди часто не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно хорошо. В условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу причины, а иногда и образцы поведения. В оперативно-розыскной деятельности сотрудник осуществляет подобное приписывание либо на основе сходства поведения воспринимаемого им лица с каким-то другим образцом (моделью), имевшимися в его прошлом опыте, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации.

<

Область приписываемых характеристик, как правило, определяется особенностями субъекта восприятия. Одни оперативные сотрудники склонны в основном фиксировать физические черты, другие –психологические характеристики.

При формировании оперработником первого впечатления об интересующем его лице большую роль должна сыграть установка в процессе восприятия человека человеком.1

В то же время, чтобы предвидеть результаты межличностного восприятия, необходимо также учитывать различные «эффекты», вызываемые партнером по общению. Например, эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке, когда общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. Эффект ореола заключается в том, что новая информация, получаемая оперативным сотрудником об интересующем человеке, накладывается на ранее созданный образ, который выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола наиболее ярко проявляется тогда, когда воспринимающий сотрудник имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств конкретного человека.

С этим эффектом тесно связаны эффекты «первичности»» и «новизны». Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации об интересующем человеке для составления представления о нем. Первые впечатления о незнакомом человеке обычно соответствуют порядку предъявления информации.

Как правило, первая информация запоминается прочнее, чем любая последующая. Такой эффект получил название «эффекта первичности» и был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимался незнакомый, но интересующий нас человек. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека, с которым не было встреч длительное время, действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, то есть более новая информация оказывается наиболее значимой.

В то же время следует заметить, что при познании людьми друг друга часто приходится сталкиваться со сложившимися стереотипами. Стереотип — это некоторый устойчивый образ какого-либо явления, возможно и человека. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности интересующего лица, например, по профессиональной принадлежности. В практической деятельности стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, это приводит к определенному упрощению и сокращению процесса познания человека, хотя и не способствует точности построения другого, во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, который, к сожалению, был негативным, всякое новое восприятие интересующего человека той же самой группой окрашивается неприязнью.

Стереотипы, установки, эффекты затрудняют адекватное межличностное восприятие. Для развития перцептивных способностей используют социально-психологический тренинг. Наряду с тем, что тренинг применяется для обучения искусству общения в целом, его специальные приемы ориентированы и на повышение точности восприятия.1

2. ТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2.1 Техника общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов

 

На практике под техникой общения понимается набор коммуникативных действий и приемов, приводящих к удовлетворению тех или иных социально ценных потребностей (в деятельности, познании, лидерстве и т. д.).

В зависимости от характера оперативно-розыскной деятельности, в процессе выполнения которой и по поводу которой осуществляется общение, а также в зависимости от сферы общественной жизни и от дистанции общения между общающимися может преобладать та или иная сторона общения – коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Поскольку каждая из этих сторон общения характеризуется своим специфическим набором средств, при изучении техники общения в различных ситуациях на первый план выступают то одни, то другие ее элементы.

Отметим, что существуют универсальные приемы общения, эффективные применительно к различным сферам жизнедеятельности человека, в том числе и в оперативно-розыскной деятельности, в частности, тактичность, приветливость, чувство юмора и т. д. Они значимы для любого вида совместной деятельности и в группе любого уровня развития. Следовательно, социально-психологическая подготовка оперативных сотрудников должна быть направлена в первую очередь на развитие именно этих составляющих черт общения. Однако указанные характеристики общения являются необходимым, но в целом недостаточным условием эффективности конфетных приемов общения между сотрудником и интересующим нас лицом.

Например, установлена взаимосвязь между уровнем развития техники общения оперативного сотрудника и его желанием адекватного понимания интересующего человека. Следует отметить, что, изменяя мотивацию общения, а также статусные притязания интересующей личности, можно опосредованно воздействовать и на технику общения. Таким образом, социально-психологическую подготовку с целью развития техники межличностного общения нельзя сводить только к формированию внешних поведенческих реакций.

Следует отметить, что приемы эффективные для нерегламентированного, свободного, общения, очень часто могут оказаться неприемлемыми для служебного или делового общения. Специфическая техника общения нужна сотруднику для установления взаимоотношений и организации взаимодействий как со своими коллегами или партнерами различного служебного положениям, так и с другими заинтересованными лицами. Приемы общения обычно развиваются стихийно, в процессе активного взаимодействия с партнерами. Большое влияние на этот процесс оказывают сложившиеся традиции, общий психологический климат социальных групп, в которые включена интересующая личность. Хорошие результаты здесь дают самовоспитание и самообучение, а также целесообразное воздействие на начинающих коллег со стороны окружающих опытных оперативных сотрудников.

Заметим, что от оперативных сотрудников требуется виртуозное владение техникой установления контакта и получения необходимой информации, как от заинтересованных лиц, так и от лиц, настроенных к ним враждебно и не желающих вступать в контакт. Взаимодействие собеседников, которые находятся в заведомо неравном положении, так как наделены различными правами и обязанностями, отличается особой сложностью взаимоотношений.

Если интересующий человек относит себя к одной социальной категории, а в сотруднике видит представителя другой, то это, безусловно, не способствует созданию необходимого психологического контакта, атмосферы доверия и, естественно, не способствует выполнению главной задачи – получения необходимой, объективной информации. В данной ситуации оперативному сотруднику нужно знать основные социальные роли, которые исполняет интересующий нас человек в жизни, и направлять это лицо к занятию такой ролевой позиции, которая бы в наибольшей степени способствовала разрешению данной ситуации.1

Для сотрудника часто далеко не безразлично, какую из всего арсенала ролей будет играть интересующий его человек. Изучая его личность, оперативный сотрудник должен установить его увлечения и интересы и, активно используя их, стремиться к достижению с ним психологического контакта.

Чтобы не зависеть от счастливого стечения обстоятельств, нужно знать и владеть техникой общения для установления необходимого психологического контакта. Если у партнера чувствуется предубеждение к теме беседы, то оперативному сотруднику целесообразно воспользоваться следующими рекомендациями по обеспечению положительного эмоционального климата общения.1

Оперативный сотрудник должен проявлять доброжелательность и тактичность. Начало беседы в большинстве случаев облегчает использование таких приемов, как улыбка, радушное обращение, хорошее отношение к человеку. Необходимо постоянно поддерживать «контакт взглядов» при обращении к собеседнику, демонстрировать сочувственное понимание к личным затруднениям интересующего лица, его интересам. Следует помнить, что при этом важно избегать нажима, чтобы не вызвать ответного: «Не лезьте мне в душу!» Доброжелательность обращения предполагает и повышенное внимание к нюансам, свидетельствующим об изменениях в психологическом состоянии собеседника, интонация и жесты не должны оставаться незамеченными. Движение рук при дружеском отношении собеседника свободны, жестикуляция дополняет его слова. При негативном отношении движения рук и выражение лица закрепощены и это видно при разговоре.

Оперативный сотрудник должен находиться по возможности в зоне комфорта. У каждого человека есть своя зона комфорта в беседах со знакомыми и незнакомыми людьми. Оперативный сотрудник должен знать, что если нарушить эту зону, то в реакции партнера проявится его отношение к вам. Во многих случаях эти признаки очевидны – партнер по общению отходит на шаг, отсаживается от вас, переставляет стул дальше от вас и прочее. Если же вы вызываете симпатию, располагаете к доверию, то он принимает дистанцию, свойственную ему при контактах с кругом знакомых или симпатичных людей.

Оперативный сотрудник должен стремиться добиваться положительных ответов. В начале установления контакта следует касаться различных нейтральных тем или задавать вопросы, на которые можно получить лишь положительный ответ.

Оперативный сотрудник должен втягивать интересующее лицо в диалог. Если сотрудник будет проявлять постоянную активность в беседе, не передавая инициативу интересующему его человеку, то психологический контакт будет затрудняться. Обращение к собеседнику по взаимопонимаемому вопросу должно побуждать его к высказываниям. Важно при этом проявлять уважение и внимание к его взглядам и занимаемым позициям.

Оперативный сотрудник должен снимать психическую напряженность. Пока эмоциональная напряженность собеседника не снята и не сформировано «поле взаимного интереса», говорить желательно о вещах, составляющих область повышенных интересов интересующего человека. Беседы важно проводить на темы, подкрепляющие самоуважение партнера, вызывающие его позитивные реакции. Выражайте согласие с высказываниями собеседника не только словесно, но и жестами, мимикой, пантомимикой.

Оперативному сотруднику необходимо относиться критично к своему поведению. Как при установлении психологического контакта, так и в дальнейшем сотрудник должен контролировать свои поведенческие реакции. Не следует выражать несогласие со взглядами собеседника, делать комплименты, не относящиеся к данной ситуации, допускать неопределенные и сложные словесные высказывания, торопиться с переходом к развитию отношений, если не достигнуто взаимное согласие, проявлять неуверенность и заискивать перед партнером.

Оперативный сотрудник должен уметь распоряжаться инициативой. Проявляя инициативу и наступательность при установлении и развитии доверительных отношений в оперативно-розыскной деятельности, нужно всегда помнить, что распоряжаться инициативой в контакте намного продуктивнее, чем постоянно владеть ею. При необходимости следует уступать лидерство партнеру по общению (например, в тех вопросах, где он является специалистом). Авторитарный стиль инициативы в общении оправдан в экстремальной ситуации, когда необходимо реализовать замысел, который не должен быть известен интересующему лицу. Как правило, демократический стиль лидерства способствует сотруднику установлению длительных взаимоотношений в оперативно-розыскной деятельности.

 

2.2 Психологические основы ведения переговоров в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.

 

Переговоры – это взаимное деловое общение с целью достижения совместного решения. Отметим, что общение не может быть легким делом постоянно даже для людей, у которых очень много общего, например, у правоохранительных органов супругов, проживших вместе двадцать и более лет, могут возникнуть разногласия. Поэтому нет ничего удивительного в том, что люди, плохо знающие и, возможно, относящиеся враждебно и подозрительно друг к другу, вообще, трудно общаются. Что бы вы ни говорили, надо быть готовым к тому, что другая сторона почти всегда поймет вас по-своему.1

Наиболее опытные оперативные сотрудники активно используют, (чаще всего интуитивно), многочисленные психологические нюансы, возникающие при обсуждении проблем, что, в определенной степени, облегчает принятие ими разумных соглашений. Остановимся на рассмотрении некоторых из них. Здесь есть три достаточно крупные проблемы.

Первая – люди, ведущие переговоры, не стремятся к тому, чтобы быть понятыми. Очень часто каждая из сторон считает безнадежным делом объяснять что-либо другой стороне и не пытается наладить с ней серьезное общение. Продолжаются переговоры лишь с одной целью – произвести впечатление на третью сторону или даже на публику.

Вместо того, чтобы искать с интересующим партнером подходы к приемлемому соглашению, делаются попытки поймать его в ловушку. Естественно, что в такой ситуации эффективное общение между сторонами совершенно невозможно.

Даже если человек говорит ясно и прямо, вас все равно могут не услышать. Это составляет вторую проблему общения. Часто кажется, что люди не обращают внимания на ваши слова, как и вы порой не в состоянии повторить, что они сказали. Во время переговоров вы можете быть настолько заняты обдумыванием ответа на последующее замечание или тем, каким образом сформулировать следующий аргумент, что забываете, о чем говорит в этот момент ваш партнер по общению. Отчасти вас можно понять. Те, кого вы представляете (подразделение правоохранительного органа) ждут вашего отчета о результатах переговоров. Именно их вы хотите в первую очередь удовлетворить. Неудивительно, что вы уделяете этому обстоятельству пристальное внимание.

Таким образом, цель остается не достигнутой – общения не получается. И третья проблема общения – это недопонимание. То, что говорите вы, партнер по общению может не так понять. Там, где стороны говорят на разных языках, вероятность недопонимания всегда увеличивается. Нередко люди формулируют свои мысли таким образом, чтобы в случае чего иметь возможность легко от них отказаться и это всегда необходимо учитывать в оперативно-розыскной и следственной деятельности правоохранительных органов.

Проанализируем приемы, которые необходимо знать оперативному сотруднику, для того чтобы обеспечить ведение переговоров.

Оперативному сотруднику необходимо внимательно слушать и показывать, что вы слышали, что говорил партнер. Стандартная техника добросовестного слушания состоит в том, чтобы уделять пристальное внимание тому, что говорится, просить интересующую сторону прояснить то, что она имеет е виду, а также по необходимости обращаться с просьбой повторить какие-то идеи, если возникает неясность или неуверенность в их осмыслении. Когда вы слушаете собеседника поставьте перед собой задачу не давать поспешных ответов, а старайтесь понять партнера, его восприятие ситуаций, его нужды и взгляды.1

Когда оперативный сотрудник, проговаривает свое понимание того, что партнер по общению имел в виду и высказываетесь позитивно относительно его стороны, то вы проясняете тем самым сильную сторону его позиции. Понять – это еще не значит согласиться. Можно великолепно понимать, о чем говорит партнер по общению и не согласиться с этим полностью. Но до тех пор, пока оперативный сотрудник не убедит своего партнера, что поняли его точку зрения, вы не сможете объяснить ему свой подход к проблеме. Взаимопонимание обеспечит перевод беседы в конструктивное русло, основанное на обсуждении сути вопроса оперативно-розыскной деятельности.

Оперативному сотруднику необходимо говорить так, чтобы его поняли. Обращаясь к другой стороне оперативному сотруднику необходимо помнить, что переговоры – это не дебаты, что человека, с которым он общается, не нужно обвинять в возникновении проблем, повышать на него голос или навешивать на него ярлыки.

Оперативному сотруднику необходимо обозначить свое мнение о проблеме. Во многих случаях каждая сторона тратит на переговоры много времени, порицая мотивы и намерения другой стороны. Более убедительно, по нашему мнению, вести себя тактично, не обвиняя собеседника прямо, но наводя его на мысль, что он не прав. «Я чувствую себя обманутым» вместо «Вы нарушили свое слово». Такое поведение вызовет либо равнодушие, либо озлобление, либо спровоцирует защитную реакцию у объекта, которая помешает восприятию вашего сообщения.

Оперативному сотруднику необходимо стараться говорить ради достижения цели. Иногда проблема возникает не из-за недостатка общения, а из-за его избытка. Когда раздражение и неправильное восприятие ваших слов чрезмерно велики, лучше не высказывать партнеру свои мысли. В отдельных случаях наоборот – крайняя уступчивость может не облегчить, а затруднить достижение соглашения. Вывод заключается в следующем: прежде чем сделать какое-то серьезное заявление, то оперативному сотруднику необходимо выяснить для себя, что именно он желает сообщить партнеру или узнать какой цели послужит данная информация.

Оперативному сотруднику важно установить с партнером рабочие отношения. Если сотрудник знает участников переговоров лично, это действительно может помочь решению дела. Есть разница в том, с кем вы имеете дело — с коллегой, другом, знакомым или незнакомым человеком. Чем быстрее последний человек станет вам знаком, тем вероятнее облегчение переговоров: вы можете создать основу для доверия даже в сложной ситуации. У вас возникнет непринужденное и дружеское общение. Станет легче разрядить напряженность шуткой или неформальным перерывом.

Как правило, лучше всегда стремится создать подобные отношения до начала переговоров. Постарайтесь узнать и изучить ваших партнеров по общению, их интересы, пристрастия или привычки. Найдите, по возможности, способ встретить их неформально. Старайтесь приехать раньше до установленного начала переговоров и задержитесь после ее окончания.

Эффективный путь переговоров состоит также в том, что стороны – то есть сотрудник и объект заинтересованности – должны рассматривать друг друга в качестве партнеров в практических и совместных поисках справедливого соглашения, выгодного для обоих. Следует отделить дела от взаимоотношений партнеров, чтобы избежать субъективных влияний на решение проблемы.

Для того чтобы помочь другой стороне перейти от конфронтационной ориентации к совместной работе, вы можете прямо поставить перед заинтересованным лицом эту проблему, найдя необходимый предлог для этого.

Осознайте свои и эмоции интересующей стороны. В переговорах чувства могут оказаться важнее сути самой дискуссии, В этом случае оперативный сотрудник, да и интересующее лицо, больше готовы к борьбе, нежели к сотрудничеству по выработке договоренности в отношений общей проблемы. Люди часто вступают в переговоры с осознанием, что ставки высоки и их интересам угрожают. Эмоции у одной стороны вызывают гнев и страх у другой. Следует отметить, что излишние эмоции могут быстро завести переговоры в тупик или вообще прекратить их. Это всегда необходимо учитывать при их проведении.

Не надо делать выводов о намерении интересующего лица, исходя из собственных опасений. Люди склонны интерпретировать высказывания или действия другой стороны в негативном плане. Подозрительность естественным образом проистекает из существующей предубежденности. Однако интерпретация высказываний и действий интересующей стороны в самом мрачном свете может стоить сотруднику потери новых идей, ведущих к достижению соглашения, а незначительные, но положительные изменения в позиции будут проигнорированы или отвергнуты партнером.

Вовлекайте интересующее лицо в процесс принятия решения. Если это сделано в недостаточной мере партнер вряд ли одобрит его результат. Если же вы хотите, чтобы интересующая сторона согласилась с неприятным для нее заключением, крайне важно сделать ее участником подготовки этого заключения. Как правило, именно этого-то и не делается.

По возможности реализуйте двойной интерес, относительно существа дела и дальнейшего продолжения взаимоотношений. Достичь соглашения, которое удовлетворяло бы взаимные интересы, хочет каждый оперативный сотрудник. Безусловно, он заинтересован и в определенных отношениях с партнером. Ведущий переговоры оперработник должен стремиться, как минимум, поддерживать работающие отношения достаточно благоприятными для установления приемлемого соглашения, если таковое возможно с учетом интересов заинтересованной стороны. Обычно переговоры преимущественно ведутся в контексте имеющих продолжение отношений. Поэтому каждый этап переговоров важно осуществлять так, чтобы он в большей мере способствовал развитию будущих отношений и не мешал им. В

Говорите о своих интересах. Объясняя свои интересы, оперативный сотрудник должен убедить в их важности партнера. Один из руководящих принципов – точность. Конкретные детали не только вызывают доверие к вашему описанию, но и придают ему вес. Чтобы ваши доводы произвели впечатление на партнера необходимо также обосновать их законность, убедить этого человека в том, что на вашем месте он ощутил бы то же самое.

О своих интересах всегда заявляйте твердо. Неразумно жестко придерживаться своей позиции, но твердо преследовать свои интересы – разумно. Именно здесь вы можете истратить свою агрессивную энергию. Заинтересованное лицо, озабоченное своими собственными интересами, будет склоняться к чрезмерно оптимистическим ожиданиям, по поводу возможных договоренностей. Часто наиболее разумные решения, которые дают максимум выгоды при наименьших затратах другой стороны, достигаются просто путем действенной защиты ваших интересов. Два человека, каждый из которых усиленно отстаивает в переговорах свои интересы, часто стимулируют друг у друга творческий запал для обдумывания взаимовыгодных решений, а это важно в оперативно-розыскной деятельности.1

Всегда старайтесь изобретать взаимовыгодные варианты. Мастерство в изобретении вариантов – самое полезное качество в переговорах. Иметь много вариантов для оперативного сотрудника очень ценно. Однако, как он, так и партнер по общению, вовлеченный в переговоры, редко ощущают в этом необходимость. В споре люди обычно считают, что их ответ будет правильный, поэтому их подход должен превалировать. Творческое мышление проявляется разве лишь в предложении пойти на компромисс.

В изобретении вариантов нет ничего более вредного, чем критический настрой, когда вы готовы ухватиться за недостатки любой предложенной партнером идеи. Критическое отношение, как правило, препятствует воображению. Кроме того, осуществляет опасность, что изобретая варианты, вы выдадите какую-то конфиденциальную информацию, которая ослабит вашу позицию.

Обычно же, люди, ведущие переговоры, видят свою задачу в том, чтобы уменьшить разрыв между позициями, а не в том, чтобы увеличить число доступных вариантов. Они опасаются, что свободно текущая дискуссия лишь затормозит процесс принятия решения и затруднит его. Следует отметить также, что за столом переговоров бывает так мало хороших вариантов, всегда имеется тенденция каждой из сторон рассматривать интересующую стороны ситуацию как крайнюю: или-или. Либо вы получите то, о чем идет спор, либо интересующий вас партнер.

Эмоциональная увлеченность лишь одной стороной дела затрудняет возможность оторваться от проблемы, что необходимо для обдумывания разумных способов удовлетворения интересов обеих переговорных сторон. Близорукая озабоченность только собственными проблемами способствует тому, что каждый переговорщик занят исключительно своей позицией, воспринимает только свои аргументы и принимает решения, исходя исключительно из своих интересов. Если ведущий переговоры сотрудник хочет достичь договоренности, которая отвечает его собственным интересам, он должен предложить такое решение, которое отвечало бы интересу интересующего лица.

Оперативному сотруднику необходимо искать взаимную выгоду. Оперативный сотрудник должен всегда стремиться к таким решениям, которые удовлетворили бы и партнера. Решение, в результате которого другая сторона абсолютно ничего не получает, хуже для вас, нежели такое, при котором он чувствует себя спокойно. Почти в каждом случае удовлетворение ходом дел в какой-то мере зависит от вашей способности сделать так, чтобы противоположная сторона осталась довольна принятым соглашением.

Изобретайте способы, устраивающие другую сторону. Поскольку большинство людей подвержены сильному воздействию своих собственных понятий о законности, один из эффективных путей добиться легких для другой стороны решений состоит в том, чтобы придать им законный вид. Интересующая сторона скорее примет решение, которое выглядит безукоризненным с точки зрения справедливости и законности. Немногие методы так эффективно помогают облегчить процесс принятия решения, как использование прецедента.

Оперативному сотруднику необходимо использовать объективные критерии. При достижении решения сотруднику целесообразно руководствоваться объективными критериями, а не силовым давлением. Сконцентрируйтесь на сути интересующей вас проблемы, а не испытывайте выдержку свою и интересующей стороны. Будьте открыты для разумных доводов, но закрыты для угроз. Люди, применяющие объективные критерии, склонны всегда использовать время более эффективно и целенаправленно.

Установка на то, что соглашение должно быть основано на объективных нормах, вовсе не означает, что надо настаивать исключительно на тех критериях, которые выдвинули вы. Один законный критерий не должен исключать существование других. То, что считаете справедливым вы, другая сторона может расценить как несправедливое, и наоборот. Когда каждая из сторон выдвигает свой критерий, ищите объективную основу для выбора, например, узнайте, какой из них применялся интересующей стороной в прошлом или вообще более широко распространен.1

Подводя итог рекомендациям по ведению делового общения сотрудникам следует еще раз подчеркнуть необходимость изучения и учета психологических аспектов, чтобы можно было решать проблему общения рационально, опираясь на объективные критерии. Знание психологических особенностей человека позволит построить взаимоотношения так, чтобы не допустить появления излишней эмоциональной напряженности, исключить принятие поспешных, решений, приводящих часто к окончательному разрыву отношений.

Создание или использование положительного фона переговоров, дружеской атмосферы позволит организовать совместную разработку многочисленных альтернативных вариантов решений и остановиться на том, который максимально учитывает разнообразные интересы договаривающихся сторон, в том числе и в процессе оперативно-розыскной деятельности.

В реальной жизненной ситуации приходится сталкиваться с угрозами, необоснованно возрастающими требованиями, силовым давлением, преднамеренным обманом и другими уловками.2 Поэтому владения искусством делового общения часто бывает недостаточно, чтобы не уступить давлению и отстоять собственные интересы, Только постоянная практика в сочетании с навыками профессионального поведения в конфликтных, крайне напряженных ситуациях позволит сотруднику перевести их в деловое и нужное русло и решить поставленную проблему в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.

3. ТАКТИКА И МЕХАНИЗМ УСТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНТАКТОВ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

3.1. Сущность и назначение психологического контакта

 

Оперативно-розыскная деятельность предполагает вступление сотрудников в различные контакты с объектами их заинтересованности. Такой контакт, как правило, выступает в виде конспиративного общения субъектов и объектов нашего интереса. На практике процесс этого общения протекает по специфическим психологическим законам. Оперативный контакт имеет в своей основе психологическое содержание как «совокупность отношений и зависимостей, возникающих в процессе общения между людьми»1.

Успешность установления и развития оперативного контакта во многом обусловлена психологией человеческих отношений и развитием психологических связей между общающимися.

Психологический контакт — это процесс установления и поддержания взаимного тяготения общающихся лиц. Если люди проникаются интересом или доверием друг к другу, можно говорить, что между ними установился психологический контакт.

В психологическом плане развитие контакта между людьми проходит три стадии:

1. Взаимное оценивание;

  1. Взаимная заинтересованность;
  2. Обособление в диаду.

    Это хорошо прослеживается на каком-нибудь вечере, коллективном выходе в театр и т. д.2

    В процессе оценивания имеет место внешнее восприятие друг друга и формирование первого впечатления. Результатом взаимного оценивания является вступление в общение либо отказ от него. Далее участники общения делают осторожные шаги к сближению и как бы раскрывают себя, руководствуясь примерно такой формулой: «Я могу вам быть полезен!» Возникает заинтересованность друг другом, сокращается обмен информацией с другими лицами. Это в конечном счете ведет к выбору общей тематики для бесед и к обособлению. Важными показателями этой стадии являются частый обмен взглядами, улыбками, сокращение дистанции между партнерами. Взаимодействие здесь как правило, носит двусторонний характер, который следует поддерживать.1

    Показанная нами картина характерна для установления и развития любых контактов. Сотруднику, который всегда в таких случаях выступает активным звеном, необходимо научиться активно управлять данным процессом. Его деятельность в этом плане должна быть направлена на: 1) заведение знакомства; 2) формирование у объекта интереса к контакту; 3) установление с ним доверительных отношений.

    Для успешного заведения знакомства сотруднику целесообразно составить тщательный план, в котором отражались бы личностные особенности объекта. Необходимо детально продумать предлог для завязывания знакомства. Это очень важный для установления контакта момент, накладывающий отпечаток на все последующее общение с объектом и в первую очередь на процесс формирования у объекта первого впечатления о сотруднике. Здесь очень важны и действия этого сотрудника по привлечению к себе внимания интересующего объекта. Для этого используются различные приемы: комплименты, лесть, обращение к чувству собственного достоинства собеседника.

    Форсирование у собеседника интереса к контакту осуществляется путем обеспечения заинтересованности объекта в личности сотрудника и общении конкретно с ним. В данном случае вступают в действие психологические механизмы влечения и тяготения людей друг к другу. Причем эти механизмы действуют по-разному, в зависимости от того, принадлежат общающиеся к одному полу или к противоположным полам. В любом случае возникают явления симпатии или антипатии между людьми, которые, как правило, являются результатом осознанного подхода партнеров к общению. При положительном отношении друг к другу общающиеся обособляются в диаду, при отрицательном — прекращают общение навсегда.

    Дальнейшее развитие контакта с объектом заинтересованности правоохранительных органов завершается установлением доверительных отношений, понимаемых как специфический способ социально-психологического обособления людей в некоторую общность «Мы». Особенность такой общности заключается прежде всего в том, что здесь осуществляется обмен значимыми для общающихся мыслями, раскрывающими глубинные стороны личности на основе уверенности в партнере, как в добропорядочном человеке. Доверительные отношения в конечном счете полностью подавляют все негативные факторы, которые могут сформироваться в психике объекта интереса правоохранительных органов.

    Следует, однако, отметить, что при установлении и развитии психологических контактов между людьми в ряде случаев возникают психологические барьеры. В зависимости от особенностей личности (психологических, рациональных, возрастных и т. д.) эти барьеры могут выступать в виде равнодушия, недоверия, вражды, несовместимости и пресыщения.

    Отметим, что равнодушие свойственно интровертам и флегматикам. Равнодушного человека обычно мало волнуют жизненные перипетии. «Раскачать» такого человека, привлечь его внимание — довольно трудное дело. Следует учитывать, что равнодушные люди при установлении с ними контакта, сами по себе еще не являются камнем преткновения для сотрудника. Трудности возникают лишь тогда, когда они начинают создавать барьер равнодушия. Прорваться через такой барьер можно только изобретательно выбрав предлог для знакомства, а также с помощью определенных приемов привлечения к себе внимания и поддержания его на определенном уровне.

    Барьер недоверия чаще всего возводят эмоциональные типы личности. Как правило, наиболее жесткий барьер ставят люди, переживающие сами внутреннюю конфликтность. У них налицо дисгармония между переживаниями и своим реальным поведением. Такие люди чрезвычайно подозрительны и психологически напряжены. Барьер недоверия, воздвигаемый такими людьми перед сотрудником, разрушается путем акцентирования его внимания на их значимости, неповторимости и т. д.

    Возникающий барьер вражды в общении создается, как правило, авторитарными типами, среди которых выделяются «неисправимые» и «либерально-мягкие». Первые не брезгают никакими средствами давления на людей, вторые прикрываются фразой, играют, как правило, роль демократов. Психологические барьеры, поставленные такими людьми, носят оттенок враждебности. Преодолеть эти барьеры можно в процессе целенаправленного общения путем применения соответствующих приемов, возвышающих личную значимость этих людей.

    На стадии взаимной заинтересованности нередко возникают барьеры несовместимости, являющиеся результатом биологических, психологических, национальных, религиозных идеологических факторов. Действие этих факторов иногда бывает настолько сильным, что приводит к прекращению контакта. Вместе с тем длительное и разумное общение во многих случаях способствует преодолению даже, казалось бы, непреодолимой несовместимости. Личная активность сотрудника, его подготовка и эрудиция, знание проблематики предпочтительных бесед, а самое главное умение управлять развитием контакта во многих случаях решают успех дела положительно.

    На стадии обособления в диаду между общающимися могут возникать барьеры пресыщения. Эти барьеры часто связаны с чрезмерной активностью сотрудника по вовлечению интересующего лица в процесс общения без учета особенностей его характера и темперамента, о чем следует всегда помнить.

     

    3.2. Установление и развитие психологического контакта.

     

    Процесс общения, как правило, начинается со знакомства. Для некоторых людей вступление в контакт с незнакомым человеком сопряжено с серьезными трудностями. Значительно облегчает знакомство знание общих положений этого процесса, специальная тренировка и соответствующая подготовка.

    Успешное знакомство обеспечивается тщательным планированием данного процесса. При планировании учитываются индивидуально-психологические особенности объекта, заинтересованность его, психологический и социальный тип, а также мотивация поведения. Безусловно, большое значение имеет выбор предлога для знакомства. Часто прямое «заговаривание» вызывает у людей состояние психологического дискомфорта и накладывает определенный отрицательный оттенок на первое впечатление.

    Обычно, когда с людьми начинает говорить незнакомый человек, они чаще всего неосознанно анализируют логичность, объяснимость и естественность предлога для знакомства.

    Если предлог знакомства оказывается естественным и объяснимым, то общение налаживается и разговор идет довольно непринужденно и легко. Если же предлог не понятен или неестественен, не соответствует ситуации, развитие контакта затрудняется, а его перспектива остается далеко не ясной. Ни у кого не вызывают удивления вопросы: «Который час?» или «Как проехать туда-то?» Но если после получения ответа спросивший заговорит о погоде, то это уже насторожит объекта, а иногда и шокирует его.

    Предлог должен не только оправдать обращение к человеку, но и дать возможность в дальнейшем продолжить разговор. В представлении собеседника продолжение разговора должно выглядеть как само собой разумеющееся. Здесь особенно важными являются находчивость, остроумие, оригинальность сотрудника, благодаря которым интересующее лицо естественно и незаметно для него втягивается в беседу.

    Здесь можно использовать и прием «косвенного побуждения» лица, интересующего нас. Сотрудник в этом случае делает какое-либо уместное остроумное замечание, высказывает конкретное суждение, с которым сразу очень трудно согласиться. Это, естественно, вызывает у объекта заинтересованности возражение, с которого и начинается общение. Удачен также и прием «всеобщей заинтересованности», который хорошо применять на турнирах, матчах, экскурсиях и т. д. Здесь возникают спонтанные очаги обсуждения различных событий, где одинаковые или различные точки зрения служат отправными пунктами установления контактов и их развития.

    В практической деятельности существует много самых различных приемов выбора предлога для знакомства. Условно их можно разделить на две группы: первая — активной стороной при знакомстве является сотрудник, вторая — активной стороной является объект. В зависимости от ситуации и личности интересующего лица пригодной оказывается либо первая, либо вторая группа приемов. Однако, во всех случаях требуется творческий подход, находчивость, оригинальность и сообразительность.

    Первое впечатление о вступающем в контакт сотруднике играет очень большую роль в установлении и развитии контакта с объектом. Оно выступает в виде внутренних переживаний интересующего лица и обычно протекает у него на подсознательном уровне. Сотруднику нужно научиться создавать о себе благоприятное впечатление. Первое впечатление, как показывают исследования, складывается на основе восприятия: а) внешнего вида человека; б) его экспрессивных реакций (мимики, жестов, походки); в) голоса, речи1. Психологические особенности интересующего лица безусловно накладывает свой отпечаток на этот процесс.

    Внешний вид. Рост, телосложение, пол, цвет кожи — вот те признаки, которые лежат в основе первого впечатления о человеке. Высокий рост говорит о превосходстве человека над окружающими, о чувстве самоуверенности. Полнота свидетельствует о чувственности, потакании своим слабостям и т. д. Некоторые лица выглядят моложе или наоборот, старше своего возраста. Эта разница может влиять на поведение человека при исполнении им своих профессиональных обязанностей. Во всяком случае несоответствие внешнего облика возрасту человека отражается на его общественном положении, а следовательно, и на его психическом состоянии. Для сотрудника важно очень внимательно следить за психическим состоянием лица, которыми он вступает в контакт. Следует обращать внимание на наличие у этих людей признаков усталости, раздражительности или депрессии. Поэтому, если такие признаки им подмечаются, то следует выяснить причины их появления. Следует обращать внимание на одежду вступающего в контакт лица, в частности, на стиль ее, качество, стоимость, опрятность, изысканность, элегантность и т. п.

    Экспрессивные реакции. При восприятии человека люди обычно заранее приписывают ему определенные характерологические черты. Это явление можно объяснить некоторыми наблюдениями. Так, люди с квадратными подбородками, часто воспринимаются как волевые, с большими лбами — интеллектуально развитые, с жесткими волосами — непокорные и т. п. Ученые, основываясь на проведенных экспериментах, утверждают, что женщины с узким разрезом глаз и гладкой кожей воспринимаются как образец женственности; смуглые мужчины с грубой сальной кожей, тяжелыми бровями и выраженным ртом, как правило, принимаются за скандальных, хитроумных и тщеславных людей.

    Американский психолог Г. Олпорт считает, например, что большинство американцев при восприятии другого человека, находятся под влиянием следующих стереотипов: 1) чернокожие – недружелюбны и лишены чувства юмора; 2) блондины – добродушны; 3) люди с морщинами у глаз – дружелюбны, обладают чувством юмора и с ними легко ладить; 4) пожилые мужчины надежны и верны слову; 5) пожилая женщина – это мать; 6) люди, носящие очки, или с высоким лбом – это умники, трудяги и на них можно положиться; 7) улыбающиеся личности – обладают высоким интеллектом; 8) женщины с полными губами – сексуальны, а с тонкими – холодны; 9) люди с опущенными кончиками губ – тщеславны, чрезмерно требовательны и даже аморальны; 10) люди с нерезко выраженными чертами лица благожелательнее воспринимаются американцем, чем люди с резко выраженными чертами лиц. Такие житейские обобщения, кстати, наблюдаемые в различных нациях, часто далеки от действительности. Но поскольку они регулируют у американцев процесс формирования первого впечатления о собеседнике, сотрудник обязан это знать и учитывать в своей служебной деятельности.

    Голос и речь. Безусловно важно обращать внимание на голос и речь. Голос человека может быть тихим, громким, глухим, резким, гнусавым, хриплым; он может быть спокойным, мелодичным, монотонным, меняющимся по силе и интонации, иногда с неестественными ударениями. По голосу можно определить чувство восхищения, любви, удовольствия, гнева, скуки, одобрения, разочарования, отвращения, страха, нетерпения, радости, внезапно нахлынувших чувств. Человек может заикаться, шепелявить, часто употреблять междометия, говорить ясно, свободно и логично или бессвязно, терять нить беседы и т. д. Все эти особенности речевого поведения влияют на формирование первого впечатления о человеке.

    Если голос собеседника чрезмерно высок, пронзителен или дрожит, то это можно расценить как состояние тревоги или беспокойства. Неожиданные остановки, перемены в скорости и ритме речи, разрыв слов, форсирование звука, торопливость и постоянное перебивание собеседника формируют мысль о том, что их собеседник находится в состоянии напряжения.

    Подобные оценочные суждения, хотя часто и не имеющие под собой реальной основы, должны стать объектом внимания сотрудника, поскольку они, с одной стороны, создают у людей определенную установку к собеседнику, а с другой – дают сотруднику возможность влиять на процесс восприятия наблюдаемого лица. Однако здесь всегда нужно учитывать, соблюдает ли собеседник нормы речевой коммуникации. Эти нормы определяют не только то, как должны произноситься слова, но и когда, при каких обстоятельствах те или иные выражения могут употребляться.

    Тщательное изучение феномена «проекции» показало, что зависимость восприятия наблюдаемого объекта от личностных качеств наблюдателя — сотрудника связана с имеющейся у людей «теорией личности». Описывая этот факт, психолог А.А. Бодалев подчеркивает, что впечатление, которое складывается у наблюдателя об объекте а большей мере обусловлено его представлениями о структуре и чертах личности. Основываясь на выводах американских ученых, А.А. Бодалев утверждает, что есть определенная категория людей, всегда мягко и снисходительно оценивающих окружающих, и есть другая категория, для которой, наоборот, характерна жесткость в оценках.1

    Сотрудник обязан уяснить, что, во-первых, каждый человек в силу присущей ему «теории личности» воспринимает другого человека в соответствии с особенностями этой «теории», и во-вторых, он сталкивается с обобщенной теорией личности, проявляющейся в виде национальных стереотипов. Например, поскольку всем американцам присущи черты американского национального характера, можно считать, что любой американец будет воспринимать незнакомца по механизмам национальных стереотипов, то есть в оценочных суждениях будут мнения американцев о самих американцах.

    Естественно между этими крайними показателями часто лежат и промежуточные. Для сотрудника знание национальных стереотипов нужно в двух отношениях. Во-первых, они дают ему некоторую информацию об установочных суждениях о нем самом со стороны интересующих лиц — иностранцев, и, во-вторых, позволяют в какой-то степени «разделять» точку зрения объекта о представителе другой этнической общности.

    Формирование первого впечатления и процесса заведения знакомства в целом во многом зависит от привлечения внимания объекта к личности сотрудника. Внимание – это направленная сосредоточенность личности сотрудника на каком-то объекте. Оно бывает двух видов: непроизвольное, в возникновении которого воля человека не принимает участия, и произвольное, возникающее благодаря волевому усилию человека. Произвольное внимание протекает на уровне сознания, а непроизвольное на уровне подсознания. При заведении знакомства особое значение всегда имеет непроизвольное внимание.

    Интенсивность непроизвольного внимания, то есть степень восприятия любого интересующего лица зависит прежде всего от его конкретности и новизны. При восприятии людей легче воспринимается человек, внешность которого бросается в глаза. Это может быть рослый, хорошо сложенный, привлекательный или, наоборот, уродливый индивид. Он может быть вызывающе, (опрятно или чересчур неряшливо одет), может, носить какие-нибудь необычные очки, галстук. Важно, чтобы этот индивид контрастировал с окружающими людьми и не спивался другими. Определенная «необычность» сотрудника в этом плане с чувством меры, конечно, и при учете психологических особенностей объекта поможет привлечь его внимание.

    Непроизвольное внимание объекта может быть привлечено к лицу, которое в данный момент как бы входит в сферу действия его доминирующих потребностей. Известно, что люди в каждый момент времени переживают разнообразные потребности. Соответствующий этим потребностям раздражитель (в данном случае сотрудник) приобретает для объекта известную значимость, и он обращает на него свое внимание. Отсюда видно, что в целях привлечения внимания интересующего лица сотрудник должен точно определить, чего хочет объект, и действовать в соответствии с его желаниями и стремлениями.

    Проявление интереса к конкретному человеку связано с явлениями симпатии и антипатии, которые складываются между общающимися обычно на подсознательном уровне1. Развитие контакта продолжается, естественно, только при наличии положительного отношения друг к другу, т. е. когда имеет место взаимная симпатия, вполне понятно, что для развития контакта сотруднику необходимо вызвать к себе чувство симпатии со стороны объекта. Для этого следует знать, почему люди симпатизируют друг другу, как это выражается и т. д.

    В основе общения вообще, а также симпатии одного индивида к другому лежит психологический механизм удовлетворения потребностей людей, которые в конечном счете обусловлены социальными отношениями.

    Согласно психологическим исследованиям проблемы «симпатии-антипатии» простое ожидание «выигрыша», то есть предвосхищение «положительного», еще не ведет к тяготению к партнеру, а следовательно, к порождению у него чувства симпатии. Здесь все зависит от степени превышения «положительного» над «отрицательным», а также от того, какими усилиями достигается это превышение. Известно, что один и тот же результат может быть достигнут различными усилиями. Объект старается поддерживать только такие отношения, которые позволяют ему достичь желаемых результатов, то есть удовлетворить имеющиеся потребности при минимальном уровне усилий. При этом объект заинтересованности правоохранительного органа постоянно сравнивает результат своей деятельности с прилагаемыми к этому усилиями. Ему надо обеспечить какой-то минимум «выигрыша». Абсолютный, максимальный «выигрыш» здесь не предусматривается.

    Таким образом, тяготение (симпатия) объекта к сотруднику будет иметь место в том случае, если объект предвосхищает «выигрыш» при сносных условиях. Другими словами, симпатия возникает тогда, когда «выигрыш» превышает определенную «цену».

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  3. Бодалев А.А. Формирование понятие о другом человеке как личности. Л., 1970
  4. Васильев В.Л. Психологический анализ отношений, возникающих на допросе и очной ставке. Психология личности и малых групп. Л., 1977.
  5. Дронов М. Талант общения. М. , 1998.
  6. Дубрович А.Б. Воспитателю о психологи и психогигиене общения. М., 1987.
  7. Губин А.В., Чуфаровский Ю.В. Общение в нашей жизни. М., 1992.
  8. Мелибруда Е. Я-ты-мы. М., 1986.
  9. Мельник И. Уловки споров. М., 1991.
  10. Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия. М., 1989
  11. Носков В.А. Психотехника общения в работе операуполномоченного службы БХСС. Горький, 1989.
  12. Панфилова А. Психология переговоров, или как общаться, чтобы достичь успеха.– Улан-Удэ, 1995.
  13. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.
  14. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.
  15. Раинкин С.Е. Психология общения. М., 1993.
  16. Чуфаровский Ю. В. Общение: наука и культура. Ташкент, 1986.
  17. Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности. М., 2006.
  18. Чуфаровский Ю.В. Психология общения в ОРД таможенных органов. М., 1998.
  19. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 2007.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.33MB | MySQL:121 | 1,807sec