ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

<

082414 1727 1 ОПЕРАТИВНО РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.1. Понятие оперативно-розыскной деятельности, ее содержание, внутренние разновидности, функции и формы осуществления.

 

Различают определение ОРД, изложенное в законе (официальное, или нормативное) и выработанное оперативно-розыскной теорией (научное, или доктринальное). Законодатель изложил определение ОРД в ст. 1 ФЗ об ОРД [11]. В соответствии с ней ОРД — это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Деятельность как таковая — это занятия, труд, а оперативно-розыскная — разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридически значимой, т.е. часть опосредованной правом государственно-властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций [26, C. 9].

Наконец, ОРД — разновидность деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять ОРД каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль над реализацией законодательных норм в ОРД.

В научной литературе единства о понятии современной ОРД не достигнуто [15, 16, 17, 18, 19, 24, 26]. Основываясь на понимании ОРД как разновидности социально полезной человеческой профессиональной деятельности (вида общественной практики) ее можно определить как комплексный вид государственной сыскной деятельности, содержанием которой является система поведенческих актов ее участников, осуществляемых в соответствии ФЗ об ОРД, как правило, негласно, для достижения целей и решения задач, в нем предусмотренных.

В определении ОРД можно выделить две группы признаков: субъективные и объективные. Субъективные признаки динамичны, подвижны. Они могут меняться в зависимости от воли законодателя. К ним относятся: установление той или иной (узкой или широкой) цели такой деятельности; условие регулирования общественных отношений в ОРД на уровне закона (всех или их части — большей или меньшей); запрет или, наоборот, разрешение на применение тех или иных специальных сил, средств и методов (совершение ОРМ); определение пределов гласности (или конспиративности) в ОРД; и др. [27].

В свою очередь, группа объективных признаков определения ОРД складывается из связанных между собой (и с субъективными признаками) условий и совокупности признаков, характеризующих объективность содержания ОРД (в частности, ее публичный характер).

Общими типичными признаками ОРД являются ее социальная обусловленность, государственно-политический, профессионально-сыскной и правоохранительный характер, а также удостоверительно-поисковая направленность.

Кроме того, рассматривая ОРД как частный случай социально полезной деятельности можно выделить такие ее основные черты, как предметность, целесообразность, упорядоченность, избирательность, системность, планомерность, самоорганизованность и др. Особо подчеркнем, что ОРД по своей природе — это политическая, исторически конкретная деятельность.

Содержание ОРД (как предметно-практической деятельности) и ее элементы. Содержание ОРД есть система взаимосвязанных и взаимообусловленных обязательных (сущностных) и факультативных элементов, связей и отношений.

«Цепочку» содержания ОРД составляют: субъекты, непосредственно осуществляющие ОРД, которые в одной из форм ОРД принимают решения, осуществляют ОРМ, применяют оперативно-розыскные меры и средства ОРД на основе оперативно-розыскного законодательства и в соответствии с принципами ОРД посредством решения задач ОРД и организации и тактики ОРД, воздействуя на объект оперативно-розыскного интереса с целью защиты от преступных посягательств объектов, указанных в ФЗ об ОРД [26].

Все содержательные элементы ОРД сгруппированы вокруг основного элемента — субъектов ОРД и подчинены единой цели ОРД — защите от преступных посягательств объектов, указанных в ФЗ об ОРД [1](жизнь и здоровье граждан, их права и свободы, собственность, общество и государство).

В зависимости от понимания ОРД в широком или узком смысле слова в ней как в достаточно сложной социально-правовой системе можно выделить те или иные аспекты. Они весьма многообразны, но все же их можно систематизировать, отнеся к собственно оперативно-розыскной, социально-политической и духовной сферам российского общества.

Различные аспекты ОРД структурно выглядят следующим образом:

  • непосредственно практическая деятельность, направленная на применение специальных сил и средств для защиты охраняемых объектов;
  • составляющая информационной работы, предназначенной утолить информационный голод государственных органов власти России;
  • организационная деятельность, реализуемая в управлении практической работой оперативников;
  • научная работа;
  • педагогическая деятельность, призванная применять полученные наукой знания в практической ОРД [26].

    Таким образом, проявления ОРД многообразны.

    С учетом регулирования ФЗ об ОРД [11] различных правовых отношений ОРД является комплексной. В ней можно выделить определенные виды, среди которых различают основные и дополнительные.

    Основным видом ОРД в соответствии с ФЗ об ОРД [11] и сложившимся на протяжении веков сыскным обычаем является уголовно-розыскная работа. Она предназначена для защиты от преступных посягательств и протекает в форме оперативно-розыскного процесса.

    Дополнительными видами современной ОРД являются:

    – удостоверительно-розыскная работа (неуголовно-правового характера). Ее функции и задачи: поиск без вести пропавших лиц (ст. 2 ФЗ об ОРД[11]); установление личности по неопознанным трупам и лиц, не могущих сообщить о себе сведения по возрасту или состоянию здоровья; работа по исполнению запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств неуголовно-правового характера в соответствии с международными договорами России (п. 6 ч. 1 ст. 7 [11]);

    – административная оперативно-проверочная работа. Она предназначена обеспечить отдельные административно-правовые режимы с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов путем сбора о лицах данных, необходимых для принятия решения (допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, выдача разрешений на частную детективную и охранную деятельность, допуск к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды, и т.п.);

    поисково-информационная работа неуголовно-правового характера (информационно-аналитическая разведка). Ее задачей является добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России вне непосредственных преступных посягательств (см. абз. 3 ст. 2[11]).

    Формы осуществления ОРД. Форма осуществления ОРД есть внешнее выражение содержания данной разновидности государственной правоохранительной деятельности. В соответствии с ФЗ об ОРД (ст. 1) [11] различают две взаимодополняющих формы осуществления ОРД:

    1)    гласную. Так, должностные лица оперативно-розыскных органов могут официально (гласно) представлять интересы конкретного органа, осуществляющего ОРД (оперативного подразделения), или выступать по его поручению от его имени;

    2) негласную, или конфиденциальную.

    Конфиденциальность означает доверительность, секретность. Это свойство чего-либо, предполагающее сохранение его в тайне от посторонних (например, конфиденциальность информации).

    Конфиденциальность в ОРД есть прежде всего специфическое правовое отношение между двумя сторонами: представителем государства — оперативником и человеком, давшим согласие оказывать конфиденциальное содействие, выраженное в негласной форме осуществления ОРД. Такое отношение характеризуется наличием определенных обязанностей и прав у обеих сторон, а также соответствующей юридической ответственности. Вместе с тем конфиденциальность есть сущностной аспект ОРД, характеризующий ее как вид государственной правоохранительной деятельности, осуществляемый в основном секретно, негласно.

    Использование в воздействии на преступность негласных оперативно-розыскных средств и методов наряду с гласными является вынужденной, защитной мерой общества и государства. Как правило, подготовку и совершение умышленных тяжких и особо тяжких преступлений достаточно хорошо конспирируют (в частности, при совершении преступлений против жизни человека и безопасности государства). Общество и государство не только одобрили применение против общественно опасных деяний лиц, совершающих преступления, систему законных ОРМ, но и обязали своих представителей (оперативников и др.) осуществлять такого рода деятельность. При ином подходе было бы трудно обеспечить неотвратимость уголовной ответственности для лиц, совершающих умышленное преступление скрытно, с различными ухищрениями.

    ОРД (в широком смысле слова) является одним из наиболее эффективных средств государства для достижения поставленной цели с помощью применения специальных сил и средств. Отсюда следует, что ОРД как определенный компонент социально-правовой системы зависит от содержания социально-политического строя общества. ОРД можно представить как системную составляющую политики государства (объект так называемой оперативно-розыскной политики), взаимосвязанную с усилиями ее участников по решению задач и достижению целей посредством применения оперативно-розыскных возможностей.

    Оперативно-розыскная политика есть компонент политики государства в области сыскной деятельности и одновременно часть уголовно-правовой политики в воздействии на преступность. Эта политика реализуется по двум основным направлениям: а) в процессе правотворческой деятельности государства, разрабатывающего и устанавливающего правила оперативно-розыскного воздействия на преступность; б) в правоприменительной деятельности уполномоченных на то федеральным законом представителей государства, которые непосредственно проводят ОРД или ее контролируют.

    Социальная роль ОРД особо проявляется в том, что она в соответствии с Конституцией (ч. 3 ст. 55) [1] в границах своего предмета предназначена обеспечивать реализацию правоохранительной (юрисдикционной) функции российского права, т.е. защищать присущими ей сыскными средствами человека, общество и государство от преступных посягательств.

     

    1.2. Цели и задачи оперативно-розыскной деятельности и защищаемые ею объекты

     

    Цель ОРД есть осознанный образ прогнозируемого результата, на достижение которого направлено действие (действия) оперативника, агента и других лиц, участников ОРД.

    Цели ОРД нормативно определены в ст. 1 ФЗ об ОРД [11]. Установленной законодателем целью ОРД является защита от преступных посягательств таких объектов, как:

  • человек (его жизнь и здоровье, права и свободы);
  • собственность;
  • общество и государство.

    Не допускается осуществление ОРД для достижения целей, не предусмотренных ФЗ об ОРД (ч. 2 ст. 5) [11].

    Цели ОРД достигаются посредством решения задач ОРД. Интересы человека — основной объект защиты в ОРД. В соответствии со ст. 2 Конституции человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Защита жизни человека от преступных посягательств с помощью оперативно-розыскных средств и методов наполняет конституционное положение о том, что каждый имеет право на жизнь ( ч. 1 ст. 20), реальным содержанием.

    Наряду с этим признанные и гарантированные в гл. 2 Конституции [1] права и свободы человека и гражданина непосредственно поставлены государством под охрану от преступных посягательств. Таким «охранным» средством, в частности, является осуществление ОРД в необходимых и допустимых федеральным законом случаях.

    Целью ОРД является также обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В свою очередь под жизненно важными интересами законодатель понимает совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства (ст. 1 Закона о безопасности [1]).

    К основным объектам безопасности законодатель относит, в частности, общество (его материальные и духовные ценности) и государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность). Государство есть основной институт политической системы классового общества, оно осуществляет управление обществом. Его безопасность — это совокупность общественных отношений, которая выражается в защищенности жизненно важных интересов (прежде всего конституционного строя) основного института политической системы современного общества от внешних и внутренних угроз и позволяет ему функционировать и развиваться. Безопасность государства составляет один из важнейших элементов всей системы безопасности России.

    Под обеспечением безопасности (общества и государства) следует понимать организацию и реализацию системы мер (различного характера, включая оперативно-розыскные) с целью нейтрализации или локализации потенциальных или реальных угроз нормальному функционированию и развитию России. Таким образом, общество и государство — очередной важнейший объект защиты в ОРД.

    Кроме того, с помощью возможностей ОРД государство осуществляет защиту от преступных посягательств собственности (собственность — экономическая категория, отражающая право владения имуществом). В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Собственность любого законного владельца — важнейший объект защиты в ОРД.

    Задачи ОРД [11] есть требующие разрешения поручения (волеизъявление, наказ) законодателя, предусмотренные ФЗ об ОРД[11], посредством выполнения которых достигается цель ОРД (защита от преступных посягательств). Вместе с тем под задачами ОРД понимают определенный этап в достижении цели ОРД и одновременно способ такого достижения.

    Задачи ОРД нормативно определены в ст. 2 ФЗ об ОРД и, кроме того, в ч. 2 ст. 7. Согласно предписаниям ФЗ об ОРД не допускается осуществление ОРД для решения задач, им не предусмотренных (ч. 2 ст. 5) [11].

    Известны различные их классификации: официальная (сделанная законодателем в ФЗ об ОРД) и неофициальные, доктринальные, проводимые учеными и специалистами.

    В ст. 2 ФЗ об ОРД [11] задачи представлены тремя группами:

  1. выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  2. осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
  3. добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.

    В оперативно-розыскной теории группируют задачи с учетом различных критериев. Так, по степени реализации угроз преступных посягательств в отношении защищаемых объектов задачи ОРД классифицируют на две группы защиты:

  4. непосредственно от преступных посягательств — выявление преступлений; раскрытие преступлений; пресечение преступлений; розыск лиц (в связи с совершением преступления);
  5. опосредованно от преступных посягательств — предупреждение совершения преступлений; добывание информации о событиях или деяниях, создающих угрозу безопасности России (государственной, военной, экономической или экологической); розыск без вести пропавшего; оперативно-проверочная работа.

    По функциональной направленности эти же задачи ОРД классифицируют иначе, выделяя группы:

  • превентивного назначения — предупреждение совершения преступлений (общая и частная превенция); добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу безопасности России; оперативно-проверочная работа (согласно ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД[11]);
  • обнаружения — выявление преступлений и их раскрытие;
  • пресечения, т.е. указанные в ФЗ об ОРД (иные не разрешены) [11], — изъятие предметов, материалов и сообщений при проведении ОРМ; прерывание предоставления услуг связи в необходимых случаях (ч. 1 ст. 15);
  • розыска лица, скрывающегося от органов дознания, следствия и суда, уклоняющегося от уголовного наказания, а также без вести пропавшего.

    По объему задачи ОРД классифицируют на три группы:

  1. общие — всей ОРД;
  2. особенные — решаемые по делу оперативного учета, в рамках оперативно-розыскной операции и т.п.;

    3) частные или единичные — конкретного оперативно-розыскного действия или ОРМ.

    В соотношении с целями ОРД среди первых главенствующее положение занимает группа задач ОРД превентивного назначения. Только предупредив совершение общественно опасного деяния, можно полностью достигнуть цели ОРД — защиты соответствующего объекта от преступного посягательства.

    Все задачи ОРД взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем каждая из них автономна, имеет свое содержание, обусловленное прежде всего способом решения, влечет определенные юридически значимые последствия.

     

    1.3. Соотношение оперативно-розыскной деятельности со смежными видами деятельности.

     

    Для выяснения сущности и содержания ОРД как относительно самостоятельного явления общественной жизни проведем сравнительный анализ ее и смежных с ней явлений (процессов). Из достаточно широкого спектра таковых требуется сравнить ОРД прежде всего с профессиональной сыскной деятельностью (включая ее различные виды), уголовно-процессуальной и административно-процессуальной деятельностью.

    Прежде всего отметим, что в современной России каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции [1]). В широком смысле слова это означает, что каждый законно может индивидуально осуществлять сыск для удовлетворения своих потребностей. В узком смысле слова под сыском понимают исключительно профессиональную деятельность. Такая профессиональная сыскная деятельность есть вид юридически значимой деятельности, которая осуществляется гласно и негласно на основе общих принципов (законность, использование конфиденциальных возможностей, конспирация и др.) уполномоченными на то федеральным законом субъектами, и функционирует для достижения определенных законодателем социально значимых целей, не противоречащих Конституции [1].

    Общим, объективно присущим для всех видов профессиональной сыскной деятельности и объединяющих их в единый деятельностный комплекс, является совершение типичных сыскных поведенческих актов (выведывание, опрос, наведение справок, наблюдение и др.).

    В древности сыскная деятельность была единой. С развитием общества и совершенствованием государственно-властных институтов в ней с учетом ряда критериев стали выделять те или иные виды, в частности в зависимости от цели: деятельность разведывательную и контрразведывательную (внешнюю и внутреннюю, политическую и военную, и др.), уголовный розыск и предпринимательский (частный) сыск и др.

    В советский период истории России (1917—1991 гг.) в стране допускались разведка, контрразведка, уголовный розыск и политический сыск (последний негласно, в тайне от общественности).

    В современной России к государственному сыску (ОРД, разведка и контрразведка) добавился негосударственный сыск, который проводят частные детективы, службы безопасности фирм и т.п. (так называемая бизнес-разведка и бизнес-контрразведка или корпоративный, деловой сыск).

    В зависимости от определенности искомого в профессиональной сыскной деятельности различают:

  • поиск — того, что индивидуально не определено;
  • розыск — того, что известно, индивидуально определено.

    С учетом относимости к государству различают профессиональный сыск:

    государственный — ОРД, контрразведывательная и разведывательная деятельность, оперативно-боевая деятельность, розыск судебными приставами имущества должников (гражданско-правовой сыск), розыскная работа следователей в уголовном процессе, административный розыск и др.

    –негосударственный — частная детективная деятельность, корпоративная разведка и контрразведка (бизнес-разведка), сыск, проводимый церковью и политическими партиями, и др.;

    – смешанный — журналистское расследование сотрудниками государственных и негосударственных редакций и т.п., сыск, проводимый службами почтовой безопасности (по правилам Всемирного почтового союза), и др.

    В зависимости от направленности профессиональной сыскной деятельности в ней выделяют сыск:

    – уголовно-правовой, который в свою очередь делится на сыск:

    а) общеуголовных преступлений (уголовно-розыскная деятельность в ОРД, розыскная работа следователей, органов дознания и суда);

    б) преступлений против государства;

    – административно-правовой — оперативно-проверочная работа в ОРД, административный розыск (например, розыск сотрудниками ГИБДД машины, скрывшейся с места дорожно-транспортного происшествия) и др.

    – гражданско-правовой — розыск должника-организации, а также имущества должника (гражданина или организации), осуществляемый службой судебных приставов, и др.;

    – семейно-бытовой — поиск ушедших из семьи детей, алиментщиков и т.п.;

    – политический — внешняя разведывательная деятельность, или внешний сыск, сыск, проводимый политическими партиями;

    –экономический, или корпоративная (деловая) разведка и контрразведка);

    – военный, или военная разведка, и др.

    С учетом сложности функций различают виды профессионального сыска: полифункциональные, или комплексные — ОРД, контрразведывательная, разведывательная и частная сыскная деятельность и др.; монофункциональные — уголовный и административный сыск, семейно-бытовой сыск, гражданско-правовой сыск, и др.

    Таким образом, ОРД есть разновидность сыскной профессиональной деятельности, ее частный случай. Их понятия соотносятся как часть (ОРД) и целое (сыскная профессиональная деятельность). ОРД с иными видами сыскной профессиональный деятельности сближает применение специальных сил, средств и методов (объективный момент), а отличает прежде всего цель — защита от преступных посягательств (субъективный момент).

    Хотя ОРД имеет много общих черт с другими видами государственного сыска, так как сама является одним из них, тем не менее она отличается и от контрразведывательной, и от разведывательной деятельности и от других видов государственного сыска).

    <

    От контрразведывательной деятельности ОРД отличается тем, что:

    – целью ОРД является защита человека, общества и государства от преступных посягательств, а контрразведывательной деятельности — обеспечение безопасности России посредством противодействия разведывательно-подрывной и иной враждебной деятельности, проводимой иностранными спецслужбами и организациями (их представителями) в ущерб жизненно важным интересам России;

    – круг субъектов, осуществляющих ОРД (ст. 13 ФЗ об ОРД[11]), гораздо шире круга государственных органов, проводящих контрразведывательную работу (ее проводят только ФСБ России, СВР России и ГРУ ГШ МО России);

    – общие правила ОРД изложены в нормах ФЗ об ОРД, а контрразведывательной деятельности — в Федеральном законе о федеральной службе безопасности и подзаконных актах соответствующих российских спецслужб.

    Разведывательная деятельность — это системное применение специальных сил, средств и методов и совершение специфических действий, совершаемых с целью получения информации о замыслах, планах и мерах иностранных государств и иностранных организаций (их представителей), потенциально или реально угрожающих безопасности России (ст. 2 Федерального закона о внешней разведке [12]).

    Помимо внешней разведывательной деятельности (включая военную) термин «разведка» употребляется и в ОРД, под которой понимается комплекс соответствующих методов разведывательной направленности против криминала. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД Российской Федерации» особый вид разведки осуществляют специальные подразделения внутренних войск.

    Основные отличия ОРД от разведывательной деятельности (внешней разведки) заключаются в том, что:

  • разведывательная деятельность имеет собственную цель, отличную от цели ОРД (добывание информации в интересах России др.);
  • в отличие от ОРД разведывательная деятельность (СВР России и др.) осуществляется в основном за пределами территории России;
  • основными «контрагентами» разведывательной деятельности являются, с одной стороны, Россия (в лице своих представителей — СВР России и других спецслужб), а с другой — иностранное государство или международная организация;
  • разведывательная деятельность регламентирована специальным законодательным актом — Федеральным законом о внешней разведке, нормативные предписания которого не распространяются на ОРД.

    ОРД, являясь частью сыскной профессиональный деятельности, имеет много общего с другими ее частями, в том числе с негосударственными видами сыска. Тем не менее известны и те ее стороны, которые выделяют ОРД, делают ее отличной от них. Так, ОРД является видом государственного сыска, т.е. носит публичный характер. Это ее принципиально отличает от негосударственного сыска, который носит частный характер, зависит от «капризов» клиентов.

    В соответствии с Законом РФ о частной детективной и охранной деятельности под частной детективной (сыскной) деятельностью понимается оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями (частными детективами) в целях защиты законных прав и интересов клиентов.

    ОРД имеет следующие основные отличия от частной сыскной деятельности:

    целью ОРД является защита указанных в ст. 1 ФЗ об ОРД[11] объектов от преступных посягательств, а частной сыскной деятельности — получение прибыли посредством совершения действий (услуг) по защите законных прав и интересов своих клиентов;

    ОРД осуществляется исключительно государственными органами и их представителями, а частная сыскная деятельность — негосударственными организациями и частными лицами (детективами);

    в ОРД допустимо ограничивать конституционные права граждан, а в частной сыскной деятельности — запрещено.

    В настоящее время ОРД, являясь «инструментом» государства в воздействии на преступность, имеет много общих черт с уголовно-процессуальной деятельностью, которая также предназначена для борьбы с преступлениями (наличие единой цели — защита от преступных посягательств; ряд единых задач, в частности раскрытие преступлений, а также розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда).

    Однако эти два вида современной правоохранительной государственной деятельности имеют и принципиальные различия. Существенные отличия ОРД от уголовно-процессуальной деятельности состоят в следующем:

    – в ОРД широко применяются негласные силы, методы и средства, а в уголовно-процессуальной деятельности их применение недопустимо;

    – ОРД осуществляется субъектами, указанными в ФЗ об ОРД[11], а уголовно-процессуальная деятельность — исключительно субъектами, указанными в УПК (органами предварительного расследования, судом и др.);

    – в результате следственных и судебных действий могут быть получены уголовно-процессуальные доказательства, а в результате ОРМ — только фактические данные, не имеющие уголовно-процессуального доказательственного значения;

    – ОРД проводится на основании ФЗ об ОРД[11] в порядке, изложенном, как правило, в секретных ведомственных нормативных правовых актах, а уголовно-процессуальная деятельность — на основании УПК;

    – одним из последствий уголовно-процессуальной деятельности может стать привлечение виновного в совершении общественно опасного деяния к уголовному наказанию. Наступление такого правового последствия в ОРД исключается в силу положения, содержащегося в ч. 1 ст. 5 ФЗ об ОРД[11].

    Таким образом, ОРД от уголовно-процессуальной деятельности отличает прежде всего применение специальных сил, средств и методов (объективный момент), а сближают их цели и задачи — защита от преступных посягательств (субъективный момент).

    Глубокая связь ОРД, административной и административно-процессуальной деятельности вполне реальна, но между тем имеются кардинальные различия, не позволяющие считать ОРД исключительно частью административной или административно-процессуальной деятельности.

    Анализ нормативных и научных источников свидетельствует о том, что сравнение этих видов юридической деятельности весьма затрудняет неразрешенность проблемы не только собственно ОРД, но и административного процесса как в теоретическом, так и в законодательном или ином юридическом варианте. Все многообразие позиций по этому вопросу можно свести к двум основным: пониманию административно-процессуальной деятельности: 1) как административно-процедурной и 2) как административно-юрисдикционной.

    В первом случае определенная часть ОРД вполне может быть представлена в виде совокупности административных процедур (например, процедур разрешительной системы, порядка делопроизводства). Так, некоторые из возникающих в ОРД правоотношений регулируются, конечно же, административным и административно-процессуальным правом (например, изучение лиц в связи с оформлением допуска к работе с секретными сведениями или удостоверение личности неизвестного ребенка). Однако все многообразие ОРД нельзя свести только к административным процедурам. Такое достаточно узкое понимание ОРД обедняет ее природу, затушевывает ее цель — защиту от преступных посягательств (характерная черта основного вида ОРД — оперативно-розыскного процесса).

    ОРД также доступна для сравнения и во втором случае — с административно-юрисдикционной деятельностью. В последней разрешаются исключительно административно-правовые споры, возникающие в связи с нарушением административно-правовых отношений. Именно в этом заключается ее коренное отличие от ОРД. Если предназначение ОРД (понимаемой в узком смысле слова) состоит в защите человека и общества от преступных посягательств, то административной — в борьбе с менее общественно опасными деяниями — правонарушениями административного свойства.

     

     

     

    2. ПРИНЦИПЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ ОБЩИЕ НАЧАЛА И ГАРАНТИИ

     

    2.1. Понятие принципов оперативно-розыскной деятельности, их система и значение

     

    Принцип — это основа, начало общественного явления, в частности отрасли права или вида человеческой деятельности. Принципы ОРД — это внутренне присущие ОРД и определяющие ее содержание исходные (важнейшие, руководящие) идеи.

    Принципы ОРД вырабатываются оперативно-розыскной практикой и формулируются в оперативно-розыскной теории, выражаются, как правило, в нормах оперативно-розыскного законодательства. Принципы ОРД отражают политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления ОРД.

    Принципы ОРД при реализации на практике приобретают значение императивных требований, вполне определенных правил и обязывают оперативников и других участников ОРД к соответствующему правомерному поведению или устанавливают определенные запреты. Принципы ОРД реальны, как и сама эта деятельность, существуют вне зависимости от того, нашли ли они отражение в нормах оперативно-розыскного законодательства или нет, хотя, конечно же, нормативное правовое закрепление повышает их роль для оперативно-розыскной практики.

    Необходимо отличать принципы ОРД от принципов оперативно-розыскной политики, оперативно-розыскной науки, оперативно-розыскного права, нормотворчества в области ОРД, смежных видов юридически значимой деятельности (принципов уголовного процесса и т.д.) и др.

    С учетом объективного характера принципов ОРД их система может быть построена в зависимости от нескольких критериев. Так, выделяют группы принципов в зависимости от степени их конкретизации в тех или иных источниках (нормативных правовых, научно-теоретических и т.д.) или широты распространения.

    По степени конкретизации различают следующие принципы ОРД:

    – определенные законодателем — законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств (ст. 3 ФЗ об ОРД);

    – выработанные оперативно-розыскной практикой и обоснованные наукой (их также выводят из норм законодательства в области ОРД путем толкования) — вневедомственный (внешний) контроль, гуманизм, оперативность (наступательность), применение конфидентов, соразмерность оперативно-розыскного воздействия (реагирования).

    Кроме того, в оперативно-розыскной теории называют такие принципы, как внепартийность; всесторонность, полнота и объективность ОРД; связь с уголовным процессом; разделение полномочий и компетенции субъектов ОРД; научность; деполитизация; планирование и прогнозирование; повседневная связь с населением; равенство прав человека и гражданина перед оперативно-розыскным законом и др.

    По широте распространения различают принципы ОРД, характерные для:

  • всей правоохранительной деятельности — законность, гуманизм, соблюдение прав человека и гражданина, равенство перед законом, вневедомственный контроль;
  • деятельности по борьбе с преступностью — всесторонность, полнота и объективность производства дела; осуществление только уполномоченными на то субъектами;
  • сочетание гласности и негласности; соразмерность реагирования;
  • сыскной деятельности — конспирация, наступательность, сочетание гласных и негласных сил, средств и методов.

    Все принципы ОРД самостоятельны, причем среди них нет главных и второстепенных. Внутри системы принципов не может и не должно быть противопоставления одного принципа другому.

    Основное значение принципов ОРД можно свести к тому, что в них кратко сформулированы руководящие идеи ОРД, которые дают оперативникам, лицам, оказывающих содействие оперативно-розыскным органам, другим гражданам и соответствующим должностным лицам представление о том, для чего и каким образом осуществляется ОРД, в каких случаях могут быть ограничены отдельные права граждан в ОРД и как эта деятельность контролируется обществом.

    Наряду с этим принципы ОРД предназначены выполнять и регулятивную функцию. При уяснении в оперативно-розыскной практике тех или иных нормативных предписаний — ФЗ об ОРД, других законодательных и иных нормативных правовых актов, включая секретные ведомственные (особенно в случае коллизии или неопределенности отдельных правовых норм), — следует руководствоваться принципами ОРД.

     

    2.2. Содержание принципов оперативно-розыскной деятельности

     

    Конституционный принцип законности ОРД непосредственно определен в ст. 3 ФЗ об ОРД. Он означает, что все участники ОРД (оперативники, агенты, уполномоченные прокуроры, судьи, санкционирующие ОРМ, и др.) обязаны неукоснительно соблюдать требования Конституции, исполнять предписания ФЗ об ОРД и других нормативных правовых актов в правоприменительной работе.

    Обеспечение законности в ОРД предполагает соблюдение порядка осуществления этой деятельности. Такой порядок включает:

  • осуществление ОРД исключительно субъектами, уполномоченными на то ФЗ об ОРД;
  • соответствие ОРМ целям и задачам ОРД (см. ч. 2 ст. 5 ФЗ об ОРД);
  • наличие предусмотренных ФЗ об ОРД оснований для проведения ОРМ;
  • соблюдение предусмотренных ФЗ об ОРД условий осуществления ОРМ, и др.

    Кроме того, принцип законности ОРД предполагает применение норм ФЗ об ОРД и других нормативных правовых актов в их буквальном значении и исключает возможность их расширительного или узкого толкования как оперативниками, так и другими правоприменителями.

    Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина непосредственно определен в ст. 3 ФЗ об ОРД. Этот принцип пронизывает содержание всей ОРД, начиная от ее важнейшей цели — защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств — и заканчивая условиями осуществления ОРД (согласно последним запрещается, в частности, использовать информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие технические и иные средства, наносящие ущерб жизни и здоровью людей или причиняющие вред окружающей среде).

    Законодатель уделил большое внимание отражению этого принципа в ФЗ об ОРД. Кроме специальной ст. 5 «Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», предписывающие указания о необходимости уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРМ изложены во многих нормах ФЗ об ОРД (ст. 6—12 и др.).

    Принцип конспирации непосредственно определен в ст. 3 ФЗ об ОРД. Конспирация (от лат. conspiratio — заговор) есть предъявляемая законодателем система требований и условий их реализации, направленных на сохранение в тайне информации об ОРД, выход из владения оперативно-розыскным органом, которой может нанести ущерб этой деятельности и ее участникам. Как принцип конспирация заключается в организации и осуществлении ОРД таким образом, чтобы сохранить в тайне от посторонних субъектов (прежде всего от лиц, совершающих преступление) тактику, содержание, формы и методы, силы и средства подготовки и проведения конкретных ОРМ и т.п.

    Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств непосредственно определен в ст. 3 ФЗ об ОРД. Этот принцип как базовая идея допустимости и необходимости определенного сочетания гласных и негласных форм и элементов содержания ОРД на практике проявляется двояко:

  1. информация о целях, задачах и принципах ОРД, основаниях и условиях для совершения конкретных ОРМ, для заведения и прекращения дел оперативного учета на граждан России, о субъектах осуществления ОРД, их обязанностях и правах, а также о видах и способах контроля над ОРД (и некоторые другие данные) в соответствии с нормами ФЗ об ОРД открыта для каждого (ст. 1, 2, 7, 8, 13—15, 17, 20—22);
  2. не подлежит разглашению информация, которая в соответствии с законодательством составляет государственную, профессиональную или иную тайну, а равно касающаяся личной жизни, чести и достоинства граждан, полученная в ОРД, кроме как в случаях и порядке, установленных законодательством в области ОРД.

    Гласные начала ОРД проявляются, в частности, в следующих конкретных ситуациях:

    – открытое обращение оперативников (от имени представителя соответствующего оперативно-розыскного органа) к гражданам и должностным лицам государственных органов за содействием в осуществлении ОРД;

    – объявления в средствах массовой информации, даваемые оперативно-розыскными органами, о розыске лиц, совершивших преступление;

    открытое направление отдельных результатов ОРД для использования в уголовном процессе;

    – исследование оперативниками различных открытых источников информации (материалы судебных заседаний и различных комиссий по борьбе с преступностью, документы государственных органов и учреждений, публикации в средствах массовой информации и т.д.);

    – изучение оперативниками открыто поступивших к ним писем, жалоб и заявлений граждан;

    – получение информации оперативниками в ходе личного сыска;

    – проведение отдельных ОРМ.

    Гласность ОРД проявляется не только в действиях со стороны оперативников, но и порой со стороны изучаемых лиц. Так, все проверяемые с помощью оперативно-розыскных возможностей лица, которые оформляют допуск к работе, связанной с секретами, и некоторым другим работам (ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД), осознают то, что в отношении них будут проводить соответствующие ОРМ (иначе они не дали бы письменного согласия на проведение в отношении себя проверочных мероприятий).

    Негласные начала ОРД проявляются при конфиденциальном оказании помощи оперативникам со стороны граждан, организации ОРМ и т.п.

    Рассмотрим механизм реализации общеправового принципа гуманизма в ОРД. Гуманизм (совокупность взглядов, признающих высокое общественное призвание человека; забота о благе человека, уважение его достоинства) является одним из присущих ОРД общеправовых принципов. Он непосредственно не указан в ст. 3 ФЗ об ОРД, однако вытекает из сути оперативно-розыскной практики и содержания норм оперативно-розыскного законодательства.

    Принцип гуманизма в ОРД является конкретизацией закрепленного в ст. 2 Конституции положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Обязанность государства сводится к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Именно поэтому целью ОРД является защита лиц от преступных посягательств.

    В ОРД принцип гуманизма отражает следующие стороны гуманизма в праве:

  • уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина (ст. 3, 5, ч. 2 и 4 ст. 8, ч. 3 ст. 10, п. 1 ч. 1 ст. 14 ФЗ об ОРД);
  • предупредительный характер ОРД (ст. 2, ч. 1 ст. 10);
  • осуществление ОРМ в исключительных случаях, т.е. когда иными мерами защита охраняемых интересов от преступных посягательств невозможна или объективно затруднена (ч. 3 и 6 ст. 8).

    Гуманизм в ОРД проявляется в приоритетности мер, принимаемых оперативно-розыскными органами, направленных на предупреждение совершения преступлений. Никакие меры оперативно-розыскного воздействия не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

    Кроме того, в ОРД запрещено проводить ОРМ или выносить решения, унижающие достоинство лица, приводящие к незаконному распространению сведений об обстоятельствах его личной жизни, ставящие под угрозу его жизнь или здоровье, необоснованно причиняющие ему физические или нравственные страдания.

    Принцип гуманизма распространяется как на защищаемых в ОРД лиц, так и на всех изучаемых лиц.

    Принцип оперативности непосредственно не указан в ст. 3 ФЗ об ОРД. Он вытекает из сути оперативно-розыскной практики и содержания норм оперативно-розыскного законодательства (см., например, ст. 1, абз. 2 ст. 2, п. 1 ст. 14 ФЗ об ОРД). Под оперативностью понимается система характеризующих ОРД качеств, в которые входят быстрота и непрерывность ОРД, активность ее участников, согласованность и массированность привлекаемых сил и средств и т.п.

    Оперативность состоит в том, что оперативники и иные должностные лица в ОРД обязаны (в пределах своей компетенции): проводить действенную работу по предупреждению совершения преступлений; проявлять инициативу в их обнаружении; своевременно и обоснованно заводить дела оперативного учета; предпринимать все предусмотренные законодательством в области ОРД действия для установления лиц, намеревающихся совершить или совершивших преступление, с целью создания условий для последующего неотвратимого применения к ним мер, предусмотренных УК, а также выяснять причины совершения преступлений и условия, способствовавшие и способствующие их совершению, и др.

    Этот принцип проявляется в направленности ОРД на опережение:

  • умышленного совершения лицами общественно опасного противоправного деяния (т.е. на предупреждение совершения преступления, обнаружение его на этапе, называемом в теории уголовно права «голым умыслом»);
  • умышленных действий лиц, совершивших неоконченное преступление (т.е. на пресечение преступления на стадиях приготовления и покушения);
  • действий лиц, совершающих длящееся преступление (т.е. на недопущение дальнейшего развития протекающей преступной деятельности).

    В оперативности как принципе ОРД отражена защитная функция ОРД, раскрывается ее поисковый, предупреждающий характер.

    Принцип соразмерности (адекватности) оперативно-розыскного воздействия – этот принцип ОРД вытекает из конституционного предписания, согласно которому права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Этот принцип означает, что:

    ОРД — вынужденное средство, применяемое для защиты от преступных посягательств исключительно согласно воле законодателя. ОРМ целесообразны только в том случае, когда иные законные меры (уголовно-процессуальные и др.) исчерпаны или они не действенны для обеспечения безопасности защищаемых объектов;

    характер ОРМ должен соответствовать характеру и степени общественной опасности деяния, по которому оно проводится. С учетом этого принципа все ОРМ классифицируют на три категории (простые, острые и специальные).

     

    2.3. Общие начала оперативно-розыскной деятельности и ее гарантии

     

    Общие начала ОРД есть ее основополагающие правила, которые предопределяют сущность ОРД и пронизывают все ее содержание. Общие начала ОРД во многом схожи с принципами этой деятельности, но не тождественны. Если принципы — идеи, из которых не может быть исключений, то общие начала, хотя и являются базовыми правилами для ОРД, тем не менее в отдельных случаях допускают изъятия.

    Среди общих начал ОРД выделяют прежде всего нравственно-этические и уголовно-правовые.

    Этика ОРД заключается в особом действии норм как общеэтических, так и специальных норм профессиональной морали, возникающих и бытующих среди участников ОРД (оперативников, агентов и др.).

    В ОРД выработана профессиональная этика оперативника. Она может быть определена как система категорий и норм нравственного поведения, которыми руководствуется оперативник в профессиональной деятельности, в том числе во взаимоотношениях с лицами, с которыми он контактирует в связи с реализацией своих полномочий (другие оперативники и агенты, защищаемые и изучаемые лица, судьи, прокуроры и т.п.).

    Основополагающим этическим началом в ОРД выступает то, что в ней признается не только законным, но и этичным допущение ограничений отдельных личных прав человека (например, чтение чужих писем с санкции судьи) для предотвращения (выявления и т.п.) совершения преступления (например, убийства).

    В ФЗ об ОРД непосредственно предусмотрены правовые нормы, совокупность которых позволяет понять нравственно значимый характер ОРД. Среди этих правил, в частности:

  • неуклонное требование уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в ОРД (ст. 3);
  • установление нравственно положительных целей ОРД — защита интересов человека, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1);
  • установление закрытого перечня допустимых ОРМ, законных оснований и условий для их осуществления, и др.

    Применение сыскных средств и методов вызвано объективными потребностями воздействия на преступность. Вне ОРД очень трудно добывать упреждающие сведения о скрытых намерениях лиц, подозреваемых в проведении преступной деятельности. С этой стороны ОРД не только отвечает требованиям моральных норм, но и способствует их реализации, являясь средством позитивного воздействия на преступность, так как последняя есть крайняя форма аморального поведения.

    Тем не менее, достижение в ОРД морально оправданных целей связано порой с применением возможностей негативного свойства (негласное проникновение в жилище, чтение чужих писем и т.п.). Поэтому ОРД относится к тем видам деятельности, в которых соответствующий поведенческий акт может не быть нравственно безупречным, но является необходимым для достижения общесоциальной цели.

    В целом тот или иной поведенческий акт в ОРД будет признан нравственно допустимым только тогда, когда его осуществление повлечет за собой меньшие нравственные, физические или психологические страдания, материальный и (или) иной ущерб, чем его несовершение. Нравствен в ОРД тот результат, который служит целям ОРД и достигается законно, с учетом принципов ОРД и ее основных начал.

    Хорошо известно, что уголовное право является материально-правовой базой для отдельных процессуальных отраслей права, регулирующих соответствующие виды государственной правоохранительной деятельности, которые характеризуются наличием комплексов процессуальных процедур (уголовно-процессуальная и уголовно-исполнительная деятельность). Вместе с тем аналогичную роль уголовное право выполняет и применительно к ОРД. Каждый элемент уголовно-правовой системы (их совокупность) в той или иной мере является определяющим для оперативно-розыскной работы.

    Целеуказующее значение для ОРД выполняют нормы уголовного закона, определяющие преступление (ст. 14 УК). Так, в ФЗ об ОРД провозглашено, что целью ОРД является защита указанных в Законе объектов от преступных посягательств (ст. 1). Однако понятия такого посягательства в ФЗ об ОРД не найти. Оно раскрыто в ст. 14 УК.

    Предписание уголовного закона об основании уголовной ответственности также предопределяет содержание ОРД. Так как основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК (ст. 8), то обнаружение в ОРД признаков, свидетельствующих только о вероятном совершении преступления, не может служить основанием уголовной ответственности. Вместе с тем такое обнаружение свидетельствует: а) о возможном установлении (впоследствии) латентного преступления; б) о том, что преступление не совершалось и не будет совершено и следует принимать меры превентивного характера.

    Вместе с тем значение состава преступления для ОРД этим не ограничивается. Так, описание в УК признаков конкретных составов преступлений:

  • гарантирует правильное применение уголовного закона в ОРД, исключает произвол правоприменителей;
  • позволяет дать правильную, а не ложную уголовно-правовую квалификацию содеянного виновным;
  • выступает эталоном полноты и относимости получаемой в ОРД информации о совершенном или готовящемся преступлении (есть ли состав преступления, если есть, то какой конкретно, какой оперативно-розыскной орган должен заниматься его выявлением и т.п.);
  • может выступать законодательной моделью при решении вопроса о наличии материальных оснований для индивидуальной профилактики преступлений.

    Не меньшее значение для ОРД имеет деление преступлений на четыре категории (ст. 15 УК). Именно в зависимости от характера и степени общественной опасности в ОРД разрешено, например, осуществлять те или иные ОРМ. Так, оперативный эксперимент допустим только для обнаружения тяжких и особо тяжких преступлений (ч. 8 ст. 8 ФЗ об ОРД [11]).

    Все принципы уголовного закона (см. ст. 3—7 УК [3]) в силу их общеправовой направленности реализуются в ОРД. Вместе с тем для нее особое значение имеет соблюдение законности. Этот общеправовой принцип, характерный как для уголовного права, так и для ОРД (см., например, ст. 3 УК [3], ст. 3 ФЗ об ОРД [11]), существенно гарантирован уголовным законом.

    Все, что связано с институтом квалификации преступлений, т.е. установлением и юридическим закреплением точного соответствия признаков совершенного общественно опасного деяния и состава преступления, предусмотренного уголовно-правовой нормой, описанной в уголовном законе, в ОРД реализуется в обнаружение признаков конкретных составов преступлений. Оперативник, сталкиваясь с противоправными действиями конкретных граждан (получая о них информацию), пытается квалифицировать их как, например, следователь. Однако в силу специфики ОРД квалификация преступлений здесь проводится прежде всего в рамках ее разновидности — уголовно-правовой оценки оперативно-розыскной информации.

    Институт стадий совершения преступления определяет характер реагирования оперативно-розыскных органов на преступное поведение, которое развивается, как правило, тайно. В УК предусмотрены три стадии, через которые проходит в своем развитии умышленное преступление (причем совершаемое только с прямым умыслом): 1) приготовление к преступлению, 2) покушение на преступление и 3) оконченное преступление. Кроме того, в уголовно-правовой теории известна еще одна стадия — возникновение (формирование) преступного умысла. Хотя последняя и не включена законодателем в уголовный закон и не несет уголовно-правовых последствий, она точно так же, как и остальные стадии совершения преступления, в ОРД обязательно учитывается (играет важную роль в превентивной работе оперативников). Так, реализация института стадий совершения преступления ориентирует оперативников на ведение тактически грамотной, эффективной сыскной работы, состоящей в создании всех возможных препятствий на пути к достижению лицами, совершающими преступление, конечного результата их преступного действия.

    Большое значение для эффективной ОРД имеет институт соучастия в преступлении (особенно для борьбы с организованной преступностью). Согласно УК выделяют четыре вида соучастников: 1) исполнитель, 2) организатор, 3) подстрекатель и 4) пособник (ст. 33). Роль каждого из них в совершении преступления обязательно учитывается в ходе ОРД. Еще в ее начале составляют модели преступной деятельности каждого из соучастников, а затем в ходе оперативной разработки организованной преступной группы (преступной организации) модели поведения ее участников постоянно корректируют. Учет ролевого поведения этих лиц помогает оперативно-розыскным органам получать достаточно четкое представление о структуре соответствующей организованной преступной группы, иерархии среди ее участников, общественной опасности каждого из них. В конечном счете именно использование института соучастия в преступлении помогает четко установить все преступные связи внутри изучаемой организованной преступной группы (преступной организации).

    Для достижения целей и задач уголовного и оперативно-розыскного законодательства посредством сыскных возможностей важен институт обстоятельств, исключающих преступность деяния (ст. 37—42 УК [3]). Все они так или иначе реализуются в ОРД. Наряду с обоснованным риском и т.п. для ОРД важную роль играет учет такого обстоятельства, исключающего преступность деяния, каким является разрабатываемый теорией правовой институт выполнения должностных (профессиональных) обязанностей и общественного долга. Условие правомерности сводится к тому, что в таких случаях осуществляется причинение вреда значительно менее важным интересам, чем те, которые пострадали бы при невыполнении должностной (профессиональной) функции или другой юридической обязанности.

    Значительные возможности для достижения целей ОРД и решения ее задач предоставляет институт добровольного отказа от преступления, т.е. прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца (ст. 31 УК [3]).

    Для ОРД, особенно в борьбе с организованной преступностью, чрезвычайно важно положение ч. 4 ст. 31 УК [3], согласно которой не подлежат уголовной ответственности даже организатор преступления и подстрекатель к преступлению, если они своевременным сообщением органам власти или иными предпринятыми мерами предотвратили доведение преступления исполнителем до конца. Более того, в соответствии с ч. 5 ст. 31, если действия организатора или подстрекателя по предотвращению преступления не привели к положительному результату, предпринятые ими меры могут быть признаны судом смягчающими обстоятельствами при назначении наказания. Не подлежит также уголовной ответственности и пособник преступления, если он предпринял все зависящие от него меры, чтобы предотвратить совершение преступления.

    Такие гарантии есть ручательство России обеспечить защиту и охрану определенных ценностей в ОРД (прав и свобод человека и гражданина, интересов отдельных юридических лиц, всего общества). Выделяют следующие гарантии в ОРД: соблюдения прав и свобод человека и гражданина; защиты лица от преступных посягательств; защиты собственности от преступных посягательств; неразглашения данных о личности штатного негласного сотрудника оперативно-розыскного органа и агента (ч. 3 ст. 21 ФЗ об ОРД [11] и др.); законности ОРМ и в целом ОРД (ст. 6—8 ФЗ об ОРД [11] и др.); недопущения использования возможностей ОРД в интересах политических партий и т.п.

    Средствами реализации гарантий государства в ОРД выступают: наличие оперативно-розыскного законодательства; внешний (включая судебный) и внутренний контроль над ней; прокурорский надзор за ОРД; право каждого на обжалование незаконных действий и решений оперативников и оперативно-розыскных органов, и др.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     

    Назначение правового регулирования вообще — функциональное, управленческое. Правовое регулирование в ОРД также носит функциональный характер. Причем в этой работе посредством правовых норм регулируются отношения между государством (его представителями) и гражданином (прежде всего лицом, посягающим на охраняемые уголовным законом объекты) в связи с необходимостью защиты жизненно важных интересов человека, общества и государства. Правовое регулирование в ОРД есть нормативно-властное воздействие российского государства на общественные отношения в ОРД с целью их упорядочения. Такое воздействие происходит путем установления правовых норм по юридически значимым вопросам, возникающим в рамках оперативно-розыскных и иных правоотношений в ОРД.

    Правовое регулирование ОРД можно представить как правовое пространство (поле), в границах которого действуют его участники.

    Правовому регулированию в ОРД подлежат общественные отношения (возникающие, длящиеся и прекращающиеся) в самой ОРД и (или) в связи с ее осуществлением. Государством проводится правовое регулирование не собственно этой деятельности, а тех общественных отношений (оперативно-розыскных и др.), которые функционируют в ОРД.

    Общественные отношения, характерные для ОРД. В силу комплексного характера ОРД для нее характерны не какие-то одни общественные отношения, а группы различных общественных отношений, подлежащих регулированию различными отраслями права. В ОРД функционируют в основном следующие общественные отношения:

  • оперативно-розыскные — ведущие, типичные общественные отношения;
  • конституционно-правовые;
  • административно-правовые (ч. 2 ст. 7, п. 2 ч. 1 ст. 15 и др.);
  • уголовно-правовые (ч. 4 ст. 18 ФЗ об ОРД [11] и др.);
  • характерные для уголовного судопроизводства (ст. 9,11 ФЗ об ОРД [11]и др.);
  • уголовно-исполнительные (ст. 2 и др.);
  • гражданско-правовые (п. 3 ч. 1 ст. 15 и др.);
  • трудовые (ст. 17 и др.);
  • финансово-правовые (ст. 19).

    Под оперативно-розыскными правоотношениями понимают возникающую на основе норм формирующегося оперативно-розыскного права связь между субъектами в ОРД по поводу совершения преступления или достаточной вероятности его совершения и необходимости его обнаружения (в основном негласно). Эта правовая связь характеризуется наличием единства юридических прав и обязанностей и гарантируется принудительной силой государства.

    Оперативно-розыскные правоотношения — крупная группа (род) общественных отношений, не урегулированных в должной мере никакой общепризнанной отраслью российского права. Эти общественные отношения складываются, протекают, развиваются и прекращаются именно в ОРД.

    Оперативно-розыскные правоотношения имеют самостоятельный характер и содержание. Они не могут быть признаны уголовно-процессуальными, так как протекают в основном негласно, тайно, не по правилам УПК. Вместе с тем они не являются административно-правовыми, так как их предметом является не административное правонарушение, а преступление.

    Пределы правового регулирования общественных отношений в ОРД — границы государственно-властного вмешательства в общественные отношения, возникающие в ней. Эти границы устанавливаются по правилам оперативно-розыскного и некоторых иных отраслей российского права.

    Границы правового регулирования устанавливают прежде всего для общественных отношений, возникающих в связи с наличием достаточной степени вероятности совершения преступления или с его совершением и его предупреждением, выявлением и пресечением посредством применения специальных сил, средств и методов. Однако это не означает, что не существует границ правового регулирования в других «внутренних» видах ОРД. Правовое регулирование и административной оперативно-проверочной работы, и розыска без вести пропавших, и получения информации об угрозах безопасности государства имеет свои пределы. Все они обусловлены рядом объективных и субъективных факторов.

    Пределы правового регулирования в ОРД играют важную роль в правильном понимании предназначения и содержания этой деятельности. От этого во многом зависят действенность сыскной работы и, следовательно, реальность мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, а также гарантированность защиты прав и свобод гражданина, попавшего в поле зрения российских правоохранительных органов и спецслужб.

    В оперативно-розыскной теории уровни правового регулирования общественных отношений в ОРД различают в зависимости от плоскости рассматриваемой проблемы. Выделяют, в частности, пространственные пределы распространения действия нормативного правового акта (см. § 4 гл. 5 настоящего издания) и его юридическую силу.

    Правовое регулирование осуществляется на уровне Конституции и федеральных конституционных законов. Общественные отношения, характерные для ОРД, на этом уровне регулируются не только непосредственно Конституцией (ст. 23, 25, ч. 3 ст. 55 и др.), но и рядом федеральных конституционных законов. Среди этих законодательных актов: от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»; от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»; от 30 мая 2001 г. № 2-ФКЗ «О чрезвычайном положении»; от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».

    В настоящее время общественные отношения в области ОРД регулируют более 30 законодательных актов и прежде всего ФЗ об ОРД, однако специального кодекса (например, оперативно-розыскного) пока не принято.

    Два названных уровня правового регулирования общественных отношений в ОРД образуют единую систему ее законодательного регулирования. Законодательное регулирование ОРД в России — это государственно-властное нормативно-организующее воздействие на оперативно-розыскные и иные общественные отношения в ОРД, осуществляемое на базовом и среднем уровнях правового регулирования.

    В качестве подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих сферу деятельности ОРД, различают акты:

  • законодательной власти (акты палат Федерального Собрания РФ);
  • федеральных органов исполнительной власти (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ);
  • межведомственного характера;
  • отдельных оперативно-розыскных органов и некоторых других ведомств (акты ведомственного характера).

    Законодательно правовая основа ОРД определена в ст. 4 ФЗ об ОРД.

    Согласно ст. 4 ФЗ об ОРД [11] содержание правовой основы ОРД составляют:

    – Конституция (ст. 2, 17, 19, 23, 25, 46, 49, 55 и др. [1]) и федеральные конституционные законы. Так, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции (см. ч. 1 ст. 15 [1]). Конституционное положение о прямом действии ее норм имеет непосредственное отношение к осуществлению ОРД. В гл. 2 определяются основные права и свободы человека и гражданина (см. ст. 17—64 [1]), составляющие основу правового статуса личности в России.

    – собственно ФЗ об ОРД[1], который играет роль ядра правовой основы;

    – другие федеральные законы. Их перечень носит открытый характер и может пополняться новыми законодательными актами. Выделяют законы, действие которых распространяется на все оперативно-розыскных органы (в частности, в их число включены УК[3], УПК[2], Закон о гостайне, законы о прокуратуре и наркотиках) или только на отдельные (например, Закон РФ
    «О милиции», Федеральный закон «О федеральной службе безопасности»);

    – нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Ими являются акты Президента РФ (например, Указ от 12 июля 1995 г. № 673 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств»), представительного и законодательного органа России (палат парламента), Правительства РФ (например, Положение об изъятии или о замене перемещаемых через таможенную границу РФ товаров при осуществлении контролируемой поставки, утвержденное постановлением от 5 ноября 2003 г. № 671);

    – нормативные правовые акты органов, осуществляющих ОРД. Эти акты должны: издаваться в пределах полномочий оперативно-розыскных органов; приниматься в соответствии с законодательством России; регламентировать организацию и тактику проведения ОРМ. Кроме того, те нормативные акты данной группы правовой основы ОРД, которые затрагивают права и законные интересы граждан или носят межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Минюсте России.

    Среди подзаконных актов межведомственного характера известны Инструкция о результатах ОРД, Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп (приложение к приказу Генеральной прокуратуры от 17 мая 1995 г. Кз 32, МВД России от 12 мая 1995 г. № 199, ФСБ России от 18 мая 1995 г, № 73) и др.

    Следовательно, правовая основа ОРД двухуровневая: одна часть составляющих ее актов является законодательными, а другая — подзаконными.

    Указание в ФЗ об ОРД на наличие в ОРД правовой основы предполагает тем самым наличие в ОРД и «неосновных» правовых источников. В правовую основу ОРД не входят другие, кроме нормативных актов, правовые источники ОРД.

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

     

  1. Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 1993.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФФ г // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I)
  3. Уголовный кодекс РФ 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 25.
  4. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: ФКЗ ФР от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.
  5. О прокуратуре Российской Федерации: ФЗ РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. ФЗ от 04.11.2005 г. № 138-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
  6. О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: Закон РФ № 2487-1 от 11 марта 1992 г. ( в ред. ФЗ от 06.06.2005 г. № 59-ФЗ) // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 888.
  7. О статусе судей в Российской Федерации: ФЗ РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 ( в ред. ФЗ от 05.04.2005 г. № 33-ФЗ) // ВСНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1792.
  8. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: ФЗ РФ от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ (в ред. ФЗ от 21.07.2005 г. № 93-ФЗ) // СЗ РФ. 1994. №2. Ст. 74.
  9. О федеральной службе безопасности: ФЗ ФР от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (в ред. ФЗ от 07.03.2005 № 15-ФЗ)// СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.
  10. О внешней разведке: ФЗ РФ от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 143.
  11. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Российской Федерации N 144-ФЗ от 12 августа 1995 г . ( в ред. ФЗ № 150-ФЗ от 02.12.2005 г.) // Российская газета 18 августа 1995 г.
  12. Положение об изъятии или о замене перемещаемых через таможенную границу РФ товаров при осуществлении контролируемой поставки, утвержденное постановлением от 5 ноября 2003 г. № 671.
  13. Указ от 12 июля 1995 г. № 673 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств»
  14. Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп (приложение к приказу Генеральной прокуратуры от 17 мая 1995 г. Кз 32, МВД России от 12 мая 1995 г. № 199, ФСБ России от 18 мая 1995 г, № 73
  15. Алферов В.Ю., Ильиных В.Л., Федюнин А.Е. Оперативно-розыскная деятельность. М., 2003.
  16. Бобров В.Г Понятие оперативно-розыскного мероприятия. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий: Лекция. — М.: Академия управления МВД России, 2003.
  17. Давыдов Я.В. Оперативно-розыскные мероприятия. М., 2006.
  18. Доля Е. Закон об оперативно-розыскной деятельности // Российская юстиция. 2006. №2. С. 35 – 37.
  19. Зайцева С.А., Зейналова Л.М., Громова Н.А. и др. Оперативно-розыскная деятельность: Совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс. М., 2004.
  20. Зиникин В.К. Классификация оперативно-розыскной деятельности и ее особенности. // Правовые проблемы укрепления российской государственности. — Изд. Томского университета. 2002.
  21. Конституционный Суд Российской Федерации: Постановления. Определения. 1992 – 2004. Сост. и отв. ред. Т.Г. Морщакова. М., 2005.
  22. Криминалистика / Под ред. Н.П. Яблокова. М., 2004.
  23. Куперман А.И., Миронов Ю.В. Безопасность дорожного движения: Справочное пособие. – М.: Высшая школа, 2000. .
  24. Оперативно-розыскная деятельность / Под ред. Горяинова К.К., Овчинского В.С., Шумилова А.Ю. – М.: Юрайтъ, 2004.
  25. Уголовное право в России Особенная часть: Учебник / Отв. ред. Б.В. Здравомыслов. – М.: Юристъ, 2004.
  26. Шумилов А.Ю. Основы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности. М., 2006.
  27. Шумилов А. Ю. Оперативно-розыскная энциклопедия. М., 2007.
  28. Юридическая энциклопедия. – М.: Олимп; ООО Издательство АСТ-ЛТД 1998.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.05MB/0.00044 sec

WordPress: 22.71MB | MySQL:120 | 1,802sec