Понятие и система принципов правосудия

<

082414 1734 1 Понятие и система принципов  правосудияВ начале данного параграфа необходимо, прежде всего, отметить, что правосудие — это деятельность независимого суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в процессуальном порядке уголовных, гражданских и иных дел и правовых вопросов и применению на основе закона государственного принуждения к правонарушителям или оправдания невиновных в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений, охраны от всяких посягательств конституционного строя, прав и интересов граждан, организаций, общества и государства. Правосудие осуществляется путем рассмотрения конкретных дел в судебных заседаниях и принятия судом решений в соответствии с законом.

Как указано в статье 118 Конституции РФ правосудие в России осуществляется только судом на принципах, закрепленных в самой Федеральной Конституции (гл. 1, 2, 7); Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации»; Федеральном конституционном законе «О внесении изменений и дополнений в Закон «О статусе судей в Российской Федерации»; Федеральном конституционном законе «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».

Перечислим основополагающие принципы судопроизводства. Во-первых, судебная власть — самостоятельная часть государственной власти (ст. 10 Конституции РФ) – осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Во-вторых, судьи, которыми могут быть лишь граждане Российской Федерации, отвечающие требованиям ст. 119 Конституции РФ, независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону; в-третьих, единство статуса судей; в четвертых, судьи несменяемы; судьи неприкосновенны; судопроизводство открытое. Кроме указанных принципов, необходимо указать еще наиболее важные, а именно – судопроизводство осуществляется на основе самостоятельности и равноправия сторон; в случаях, предусмотренных законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных, народных и арбитражных заседателей; равенство всех перед законом и судом; состязательность сторон; никто не может быть лишен права на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47 Конституции); каждый человек считается невиновным, пока его вина не установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49 Конституции); никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ст. 50 Конституции); закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет; финансирование федеральных судов и мировых судей производится только из федерального бюджета.

Конституционные принципы правосудия– это закрепленные Конституцией Российской Федерации или следующие из ее норм общие основополагающие начала, определяющие содержание организации и деятельности государственных органов, реализующих судебную власть.

При осуществлении правосудия, построении судов и др. пределы действия того или иного конституционного принципа правосудия определяются с учетом:

— ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, провозглашающей, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ;

— ч.4 ст. 15, в соответствии с которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора.

 

 

 

2. Районный суд – основное звено системы общей юрисдикции

 

Районный суд в российской судебной системе является основным и основополагающим звеном, которому подсудны уголовные дела обо всех преступлениях, за исключением дел, которые в соответствии со ст. 31 УПК отнесены к подсудности мировых судей, областных и равных им судов, Верховного Суда РФ, а также военных судов. Данные суды образуются в каждом районе или городе; может быть создан один суд на район и город, а, в свою очередь, организационное обеспечение районных судов в настоящее время (как уже отмечалось) возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы в субъектах Федерации. Обязанность Судебного департамента состоит в том, чтобы обеспечить финансирование и материально-техническое снабжение районных судов и тем самым способствовать их самостоятельности и независимости.

Районный суд состоит из судей. В зависимости от объема работы районного суда- количества гражданских, уголовных, административных и других дел с жалобами и представлениями, поступающими для рассмотрения, — определяется число судей в данном суде. При небольшом объеме работы в районном суде имеется один судья, он же является председателем суда. Но в большинстве районных судов несколько судей. Один из них председатель суда.

Основной обязанностью судей является осуществление правосудия в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иным законодательством. При отправлении правосудия судьи самостоятельны, независимы, неприкосновенны, подчиняются только закону и никому не подотчетны. Это весьма существенные гарантии всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств любого дела, отнесенного к подсудности районного суда, защиты прав и свобод граждан.

Судьям предоставлены определенные права. Компетенция (полномочия) районного суда определяется прежде всего тем, что он действует в качестве суда первой и второй (по отношению к мировым судьям) инстанции.

Подсудность гражданского дела данному районному суду определяется, как общее правило, местом жительства (нахождением) ответчика или местом нахождения имущества юридического лица. В некоторых случаях подсудность зависит от выбора истца, например по делам о взыскании алиментов.

Среди дел, которые рассматриваются районными судами в последние годы, — дела по жалобам граждан на действия и решения, нарушающие их права и свободы, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. (в ред. 1995 г.1). Закон включает в круг субъектов, чьи действия и решения могут быть обжалованы в судебном порядке, государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения и должностных лиц.

Районному суду подсудны все уголовные дела, кроме дел, подсудных мировым судьям, вышестоящим судам и военным судам. В первом случае речь идет о наиболее тяжких преступлениях, например, об убийстве или изнасиловании при отягчающих обстоятельствах, бандитизме, похищении человека при отягчающих обстоятельствах, хищениях предметов, представляющих особую ценность. Во втором случае районные суды по общему правилу не могут рассматривать уголовные дела по обвинению военнослужащих.

Районный суд принимает в ходе досудебного производства по уголовному делу решения в соответствии с чч. 2 и 3 ст. 29 УПК РФ. Речь идет о правомочиях суда принимать решения, которые по ранее действовавшему УПК по общему правилу относились к ведению прокуратуры (об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей; о производстве обыска или выемки в жилище; о наложении ареста на корреспонденцию и имущество и т. п.).

Гражданский процессуальный кодекс относит к компетенции районного суда рассмотрение дел по вновь открывшимся обстоятельствам в случаях, когда решение районного суда вступило в силу без рассмотрения дела в вышестоящем суде, а также когда решение оставлено вышестоящим судом без изменений (ст. 393 ГПК РФ). Если же решение районного суда изменено вышестоящим судом, пересмотр решения по вновь открывшимся обстоятельствам относится к ведению этого вышестоящего суда, и районный суд в случае поступления такого заявления обязан переслать его вместе с гражданским делом по принадлежности. Согласно УПК РФ заключение прокурора о возобновлении производства по уголовному деду ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств судья районного суда рассматривает единолично (ч. 4 ст. 417).

В зависимости от количества поступающих в районный суд дел, числа судей, их квалификации и накопленного опыта по рассмотрению отдельных категорий дел, обязанности могут распределяться с учетом таких принципов, как:

— территориальный, когда определенный судья рассматривает гражданские, уголовные, административные и другие дела, возникшие на определенной территории;

  • функциональный, когда один судья, рассматривает гражданские,
    другой — уголовные, третий — административные дела и т. д.;
  • территориально-функциональный, когда каждый судья рассматривает или гражданские, или уголовные, или административные
    дела, возникающие на определенной территории;
  • персональный, когда каждый судья рассматривает гражданские
    дела по заявлениям или жалобам, поступившим во время личного приема
    населения и представителей организаций, а уголовные и административные
    дела — по поручению председателя суда.

    Председатель суда организует служебную подготовку судей, профессиональную юридическую подготовку работников, связанных с рассмотрением и подготовкой к рассмотрению дел. Для этого организуются занятия, проводятся обсуждения результатов обобщения судебной практики, сообщения о принятии новых законодательных актов и т. п.

     

     

    3. Органы дознания

     

    Статья 40 УПК РФ дает перечень органов дознания, к которым относятся;

  1. органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным
    законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
  2. главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской

    В соответствии со ст. 151 УПК РФ вправе осуществлять предварительное расследование в форме дознания по ряду преступлений дознаватели органов Федеральной службы судебных приставов, находящиеся в ведении Минюста РФ. Как отмечено в п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ, к органам дознания относятся судебные приставы ряда судебных органов, что обусловлено различием места деятельности указанных лиц. В рамках Федеральной службы судебных приставов, например, создан отдел дознания, дознаватели которого расследуют уголовные дела о преступлениях против правосудия.

    В соответствии с действующим ныне УПК РФ предварительное расследование в форме дознания преступлений, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, совершенных в расположении исправительных учреждений и органов, производится дознавателями органов внутренних дел, на территории обслуживания которых они дислоцируются.

    Командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения или гарнизона в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ действуют в качестве органа дознания с момента поступления к ним заявлений и сообщений о совершенном преступлении или в случае непосредственного обнаружения признаков преступления, по которому он вправе, в соответствии с законом, возбудить уголовное дело. Но в силу различных обстоятельств эти должностные лица не всегда в состоянии осуществлять дознание. Поэтому Министерством обороны в ведомственном порядке предусмотрено назначение дознавателей из числа наиболее подготовленных офицеров. Командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения или гарнизона своим приказом назначает из числа таких лиц дознавателей, которые затем осуществляют дознание по уголовным делам, а также иную процессуальную деятельность, входящую в компетенцию органов дознания (выполняют отдельные поручения следователей и т. д.).

    Органам ФСБ, как органам дознания, присущи те же полномочия, которые имеются у других органов дознания, с той лишь разницей, что их компетенция в качестве органов дознания огранивается производством по делам, подследственным в соответствии со ст. 151 УПК РФ следователям этого ведомства.

    Каких-либо особенностей при осуществлении дознания оперативными органами системы пограничных органов федеральной службы безопасности и службы внешней разведки Российской Федерации не имеется. Их компетенция четко ограничена уголовно-процессуальным законодательством.

    С 1 июля 2003 г. на дознавателей органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, образованных в соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2003 г. №86-ФЗ, возложено производство дознания по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным изготовлением, приобретением, хранением, перевозкой либо сбытом наркотических средств или психотропных веществ, организацией либо содержанием притонов для их потребления и некоторых других.

    <

    В таможенных органах Российской Федерации в качестве органа дознания выступают Федеральная таможенная служба, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. Данные органы обладают всеми необходимыми процессуальными полномочиями, предусмотренными уголовно-процессуальным законодательством. Непосредственно функции дознания реализуются подразделениями по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил. Они действуют исключительно в пределах своей компетенции, обозначенной уголовно-процессуальным законодательством.

    Для большинства из перечисленных органов исполнительной власти, осуществляющих дознание, выполнение функции дознания не является одной из ведущих, как, к примеру, это просматривается у милиции.

    В соответствии с действующим законодательством в настоящее время государственный пожарный надзор как специальный вид государственной надзорной деятельности возложен на должностных лиц Государственной противопожарной службы МЧС России. В составе МЧС России функционирует Главное управление Государственной противопожарной службы (ГУШС), а в республиках, краях и областях — субъектах Российской Федерации — управления Государственной противопожарной службы. Руководители этих органов по должности являются государственными инспекторами по пожарному надзору, на которых теперь в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством (п. 4 ч. 1 ст. 40 УПК РФ) вновь возложено производство дознания по уголовным делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности.

    В соответствии с ч. 2 ст. 40 УПК РФ определены направления процессуальной деятельности органов дознания, а именно;

  • во-первых, проведение дознания по уголовным делам, по которым
    предварительное следствие необязательно (проведение всего расследования по делу). К юрисдикции органов дознания отнесены дела о преступлениях, подпадающих под признаки ста с лишним составов преступлений. Помимо этого, в соответствии с письменным указанием прокурора расследование в форме дознания, как предписано в законе, может быть осуществлено и по делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести (п. 2 ч. 3 ст 150 УПК РФ);
  • во-вторых, выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, т. е. при наличии поводов и оснований по таким преступлениям орган дознания в соответствии со ст. 146 УПК РФ возбуждает уголовное дело и проводит неотложные следственные действия (ст. 157 УПК РФ).

    В ч. 3 ст. 40 УПК РФ законодатель (не определяя их органом дознания) называет круг должностных лиц, на которых частично возлагается проведение дознания в виде неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, совершенных на объектах, находящихся в их ведении (капитаны морских и речных судов, руководители геологоразведочных партий и зимовок, главы дипломатических представительств и консульских учреждений). В данном случае речь идет о преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно,

    Уголовно-процессуальная деятельность органов дознания в процессе предварительного расследования подчинена решению следующих задач; раскрытие преступления; возмещение причиненного преступлением ущерба (вреда); выяснение условий, способствовавших совершению преступления, принятие мер к их устранению; подготовка материалов к судебному разбирательству.

    Органы дознания осуществляют следующие обозначенные законом уголовно-процессуальные полномочия: рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях; производство дознания; производство следственных и розыскных действий по поручениям и указаниям следователей; оказание помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий; поддержание (по поручению прокурора) от имени государства обвинения в суде по делу, по которому лицо производило дознание (п. 5 ст. 5, ч. 4 ст. 37 УПК РФ).

    Таким образом, расследование преступлений (в отличие от органов предварительного следствия) не является единственной функцией органов дознания. И тем не менее в их процессуальной деятельности производство дознания занимает наибольший объем. При этом все органы дознания обладают равными процессуальными полномочиями, действуя в пределах своей компетенции. Процессуальные акты органов дознания имеют такую же юридическую силу и значение, как и акты следователя. В уголовно-процессуальном законе специально подчеркнута самостоятельность дознавателя в проведении следственных и иных процессуальных действий (п. 1 ч. Зет. 41 УПК РФ).

     

     

     

    4. Система военных судов, их состав и порядок образования

     

    Устройство военных судов Российской Федерации в настоящее время определяет Федеральный конституционный закон от 20 мая 1999 г. «О военных судах Российской Федерации»1. Этот же закон (ст. 9, 14, 22), а также УПК РФ (ст. 35) определяют подсудность военных судов.

    Закон «О военных судах Российской Федерации» определяет основные задачи военных судов при рассмотрении дел как обеспечение и защиту нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений, нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов органов местного самоуправления Российской Федерации, федеральных органов власти, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации (ст. 4 Закона о военных судах).

    Важнейшими началами деятельности военных судов являются самостоятельность и независимость судей военных судов. Суды осуществляют правосудие самостоятельно, подчиняясь только Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам. Судьи военных судов независимы в своей деятельности по осуществлению правосудия и никому не подотчетны. Всякое вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия недопустимо и влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

    В соответствии с Законом о военных судах систему военных судов образуют гарнизонные военные суды и окружные (флотские) военные суды (ст. 8 Закона о военных судах). Военная коллегия действует в составе Верховного Суда РФ и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам (ст. 10 Закона о военных судах).

    Подсудность дел военным судам законом определяется в зависимости от содержания дела, которое подлежит рассмотрению, и от принадлежности лица, обвиняемого в преступлении, или обстоятельств, в которых было совершено правонарушение, а иногда и от сложности дела. Так, военным судам подсудны дела гражданские и уголовные о защите нарушаемых или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Военным судам подсудны дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие учебные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов. Военным судам подсудны дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы. Им также подсудны дела по рассмотрению жалоб граждан, уволенных с военной службы, на действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы этих граждан в период прохождения ими военной службы либо военных сборов.

    Уголовные дела рассматриваются военным судом по единой процедуре, установленной вступившим с 1 июля 2002 г. в действие Уголовно-процессуальным кодексом РФ с учетом особенностей судебного разбирательства, предусмотренных для отдельных категорий уголовных дел. УПК РФ установил следующие правила подсудности системы военных судов.

    Гарнизонный военный суд рассматривает уголовные дела обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам (ч. 5 ст. 31 УПК РФ).

    Окружному (флотскому) военному суду подсудны уголовные дела, указанные в ч. 3 ст. 31 УПК, в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.

    Военным судам, дислоцирующимся за пределами Российской Федерации, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей, а также другими гражданами Российской Федерации, если:

  1. деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией
    Российской Федерации, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы Российской Федерации;
  2. иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

    Военный суд соответствующего уровня принимает в ходе досудебного производства по уголовному делу решения, указанные в ч. 2 и 3 ст. 29 УПК РФ.

    Военная коллегия Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции рассматривает ряд категорий дел. В частности, это дела об оспаривании ненормативных актов Президента Российской Федерации, нормативных актов Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных, органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы. Военная коллегия рассматривает уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется военный судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые она вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого. Военная коллегия рассматривает дела по кассационным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции и не вступившие в силу; по надзорным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и приговоров, вступивших в силу.

    Окружной (флотский) военный суд помимо рассмотрения в первой инстанции гражданских дел, связанных с государственной тайной, и уголовных дел (чч. 3 и 6 ст. 31 УПК) рассматривает дела по кассационным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими по первой инстанции и не вступившие в силу. Этот суд рассматривает дела по надзорным жалобам и представлениям на решения, приговоры и определения и постановления гарнизонных военных судов, вступивших в силу, а также на определения окружного (флотского) суда как суда второй инстанции. Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, определений и постановлений окружного (флотского) военного суда, вступивших в силу. В военных судах, как и других судах общей юрисдикции, дела рассматриваются судьями единолично или коллегиально.

    Гарнизонный военный суд рассматривает гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда.

    Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из .председателя, его заместителей и судей Верховного Суда РФ. В ней имеется соответствующий аппарат, обеспечивающий деятельность судей. Компетенция должностных лиц Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов определена ст. 11, 12, 19, 29, 24, 25 Закона о военных судах. Председатель Военной коллегии является заместителем Председателя Верховного Суда РФ. Он назначается на должность в том же порядке, как и другие заместители Председателя Верховного Суда РФ. Закон о военных судах определяет полномочия заместителя председателя Военной коллегии и председателя судебного состава, а также председателя окружного (флотского) военного суда, его заместителя и других должностных лиц этих судов.

    Статья 24 Закона о военных судах определяет компетенцию председателя гарнизонного военного суда. Он вправе участвовать в рассмотрении дел гарнизонным военным судом и председательствовать в судебных заседаниях. Председатель гарнизонного военного суда руководит судом в вопросах организации работы: распределяет обязанности между судьями, контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда и пр., представляет суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления. Статья 25 Закона о военных судах определяет полномочия заместителя председателя гарнизонного военного суда.

    Статус военных судов и Военной коллегии Верховного Суда РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом о судебной системе, Законом о статусе судей, Законом о военных судах. Судья военного суда пользуется всеми гарантиями независимости судьи и правами, которыми Закон о статусе судей наделяет любого судью. Статья 26 Закона о военных судах, учитывая особенности военной службы, предусматривает особенности правового положения судей военных судов, обусловленные тем, что они пребывают на действительной военной службе, имеют офицерские звания.

    Назначение судьи военного суда на другую должность в том же суде или его перевод в другой военный суд осуществляются с его согласия, за исключением переводов судьи в военный суд, находящийся за пределами территории Российской Федерации или действующий в местностях, где введено чрезвычайное положение.

    Судьи военных судов, годные по состоянию здоровья к военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до достижения предельного возраста пребывания на военной службе, установленного федеральными законами.

    Все гарантии независимости судьи, предусмотренные Конституцией РФ и другими законами, обеспечиваются установленной процедурой осуществления правосудия и другими средствами (ст. 9 Закона о статусе судей).

    Статья 35 Закона о военных судах Российской Федерации определяет особенности комплектования военных судов, Военной коллегии и соответствующих подразделений Судебного департамента. На должности судей военных судов, Военной коллегии и работников Судебного департамента назначаются военнослужащие, прикомандированные соответственно к военным судам, Верховному Суду РФ и Судебному департаменту в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» с учетом положений Закона о военных судах. Прикомандирование военнослужащих осуществляется по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

    Контракт о прохождении военной службы, заключенный судьей военного суда или судьей Военной коллегии до его назначения на судебную должность, приостанавливает свое действие с момента принятия решения о назначении соответствующего судьи на должность соответственно Советом Федерации или Президентом РФ. За судьями военных судов и Военной коллегии сохраняется статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

    Организационное обеспечение деятельности Военной коллегии осуществляется аппаратом Верховного Суда РФ, а военных судов — Судебным департаментом. В военное время и при введении чрезвычайного положения порядок финансирования и обеспечения деятельности военных судов определяется соответствующими федеральными законами.

     

    Задачи

     

    1. Во время несанкционированного митинга, проходящего на одной из площадей города, неустановленными лицами были разбиты витрины двух магазинов и перекрыто движение на прилегающей к площади улице. На требования сотрудников милиции прекратить митинг и разойтись, митингующие никак не отреагировали. Для разгона митингующих сотрудниками милиции были применены такие специальные средства как резиновые палки, слезоточивый газ и водометы.

    Оцените действия сотрудников милиции. Правомерны ли были применены сотрудниками милиции для разгона митингующих специальных средств?

    Перечислите случаи применения специальных средств?

     

    Решение

     

    Действия данных лиц подпадает под административную ответственность и следует охарактеризовать как административное правонарушение в соответствии со ст. 20.2 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» и ст 20.1 «Мелкое хулиганство».

    В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона о милиции, ей для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений; удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия.

    Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия устанавливаются в ст. 12 Закона о милиции.

    Милиция имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом, а сотрудники изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел — Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

    При применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник милиции обязан:

    предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований сотрудника милиции, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников милиции, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;

    Порядок применения специальных средств определен статьей 14 Закона о милиции.

    Сотрудники милиции имеют право применять специальные средства, имеющиеся на вооружении милиции, в следующих случаях:

    1) для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции;

    2) для пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления;

    3) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться;

    4) для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;

    5) для доставления задерживаемых лиц в милицию, конвоирования и охраны задержанных, а также лиц, подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе или оказывают противодействие сотруднику милиции;

    6) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

    7) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи и организаций;

    8) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника милиции остановиться;

    9) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления.

    В качестве специальных средств могут применяться:

    резиновые палки — в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 7 части I статьи 14 Закона о милиции;

    слезоточивый газ — в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 4, 6, 7 части I статьи 14 Закона о милиции;

    наручники — в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части I настоящей статьи. При отсутствии наручников сотрудник милиции вправе использовать подручные средства связывания;

    светозвуковые средства отвлекающего воздействия — в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 6, 7 части I статьи 14 Закона о милиции;

    средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 6 части I статьи 14 Закона о милиции;

    средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктом 8 части I статьи 14 Закона о милиции;

    водометы и бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 4, 6, 7 части I статьи 14 Закона о милиции, и только по указанию начальника органа внутренних дел, начальника криминальной милиции, начальника милиции общественной безопасности с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента применения;

    специальные окрашивающие средства — в случаях, предусмотренных пунктом 9 части I настоящей статьи. На объектах собственности специальные окрашивающиеся средства устанавливаются с согласия собственника или уполномоченного им лица;

    служебные собаки — в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9 части I статьи 14 Закона о милиции;

    электрошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 3 и 4 части первой статьи 14 Закона о милиции.

    Все виды специальных средств, кроме того, могут применяться в случаях, предусмотренных частью I статьи 15 статьи 14 Закона о милиции.

    Таким образом, следует признать проворными и законными действия милиционеров, который были направления на предотвращение преступлений, на сохранения общественной безопасности.

     

    2. Областным судом Катков осужден по ст. 131 УК РФ за изнасилование. Им была подана кассационная жалоба в судебную коллегию. По уголовным делам Верховного Суда РФ с просьбой об отмене приговора.

    Какие полномочия в данном случае реализовал областной суд? Какие категории уголовных и гражданских дел подсудны областным судам по первой инстанции?

     

    Решение

     

    Согласно ч 3 ст. 31 УПК РФ Верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа подсудны:

    1) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй и третьей, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;

    2) уголовные дела, переданные в данные суды в соответствии со статьями 34 и 35 УПК РФ;

    3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

    Согласно ст. 26 УПК РФ верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела:

    1) связанные с государственной тайной;

    2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

    3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Российской Федерации;

    4) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

    5) о расформировании избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа могут быть отнесены и другие дела.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список используемой литературы

     

  3. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
  4. УК РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954
  5. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96 № 1-ФКЗ // СЗ РФ РФ, 1997, № 1, Ст.1.
  6. Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.99 // СЗ РФ, 1999, №26, ст. 3170.
  7. Закон РСФСР «О милиции» от 18.04.91 № 1026-1 // ВВС РСФСР, 1991, №16, ст. 503.
  8. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.95 № 144-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ)// СЗ РФ, 1995, №33, ст.3349.
  9. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. –М.: Норма-Инфра-М, 2009.
  10. Вандышев В.В., Лиманский В.А. Основы судоустройства и правоохранительной деятельности. СПб., 2009.
  11. Еникеев З.Д. Конституционные основы правоохранительной деятельности в России // Российский юридический журнал. 2007. № 3.
  12. Правоохранительные органы Российской Федерации / Под ред. В.П. Божьева. М., 2009.
  13. Савицкий В.М. Организация судебной власти в Российской Федерации. М., 2008.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.94MB | MySQL:120 | 1,569sec