Высший Арбитражный суд РФ: структура и компетенция

<

082414 1623 1 Высший Арбитражный суд РФ: структура и компетенцияВозглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. К его компетенции как суда первой инстанции отнесены лишь три категории дел: I) дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 2) дела об оспаривании (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в случаях несоответствия их закону и нарушения прав и законных интересов организаций и граждан; 3) экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, а также споры между субъектами Федерации (ст. 10 Закона об арбитражных судах).

Кроме того, Высший Арбитражный Суд России рассматривает дела в порядке надзора по заявлениям участвующих (ст. 41 АПК) и иных заинтересованных лиц (ст. 42), а в указанных в законе случаях (ст. 52 АПК РФ) по представлению прокурора на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов. Кроме того, Высший Арбитражный Суд пересматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении актов, принятых им и вступивших в законную силу (гл. 36, 37 АПК РФ).

Как и остальные звенья системы арбитражных судов, Высший Арбитражный Суд вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с просьбами о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, примененных или подлежащих применению в деле, рассматриваемом им по любой инстанции. Он изучает и обобщает судебную практику и разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, ведет статистику. Как центр системы, Высший Арбитражный Суд, кроме того: обращается в Конституционный Суд России с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции страны законов, иных нормативных актов и договоров; дает разъяснения по вопросам судебной практики; имеет право законодательной инициативы по вопросам его ведения; организует статистический учет в арбитражных судах; осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Законом об арбитражных судах и другими федеральными законами.

В состав Высшего Арбитражного Суда РФ входят Председатель, его заместители и судьи.

При осуществлении своих полномочий Высший Арбитражный Суд действует в составе своих структурных образований: Пленума, Президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ решает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью системы арбитражных судов; анализирует материалы изучения арбитражной судебной практики; дает при необходимости разъяснения по вопросам судебной практики; решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой; по представлению Председателя суда утверждает членов судебных коллегий и решает другие вопросы организационного характера. Результаты работы Пленума отражаются в его актах-постановлениях, обязательных для арбитражных судов Российской Федерации (п. 2 ст. 13 Закона об арбитражных судах).

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривает дела в порядке надзора на вступившие в законную силу судебные решения арбитражных судов, а также отдельные вопросы судебной практики, о чем информирует арбитражные суды.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации собирается по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Президиум этого суда собирается по мере необходимости. Кворумом для Пленума является наличие не менее двух третей его состава; для Президиума — присутствие большинства его членов. Голосование и в Пленуме, и в Президиуме открытое, постановления принимаются простым большинством голосов от числа присутствовавших.

Пленум Высшего Арбитражного Суда действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда, его заместителей и судей Высшего Арбитражного Суда. В его заседаниях могут принимать участие депутаты Совета Федерации и Государственной Думы, председатели Конституционного и

Верховного Судов России, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции страны, председатели арбитражных судов. По приглашению председателя в заседаниях Пленума могут принимать участие и другие должностные лица и граждане.

Статьи 18 – 19 Закона об арбитражных судах регламентируют порядок формирования судебных коллегий и судебных составов Высшего Арбитражного Суда, ст. 20 — полномочия Председателя Высшего Арбитражного Суда, предоставляя ему право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации.

Сказанное позволяет заключить, что в настоящее время система арбитражных судов четко организована и ее существование играет серьезную роль в обеспечении перехода к рыночной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Органы юстиции: структура и компетенция

 

Центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции, является Министерство юстиции Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России)- федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации. Правительство Российской Федерации координирует деятельность Минюста России.

В систему Министерства юстиции Российской Федерации, входят его территориальные органы, подчиненные ему иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность.

Министерство юстиции и его органы выполняют целый ряд функций по оказанию содействия правоохранительным органам, в первую очередь в сфере правового обеспечения их деятельности. Органы юстиции осуществляют ряд полномочий правоприменительного характера в сфере регулирования отношений государства с общественными организациями, физическими и юридическими лицами, с учреждениями, способствующими охране прав граждан и оказывающими юридическую помощь населению.

Возложенные на Министерство юстиции задачи выполняются как непосредственно самим Министерством, так и посредством деятельности органов юстиции, входящих в его систему: федеральных управлений Министерства юстиции РФ по федеральным округам, управлений уголовно-исполнительной системы по федеральным округам при Главном управлении исполнения наказаний Минюста РФ, главных управлений Министерства юстиции РФ по субъектам (субъекту) Российской Федерации, министерств юстиции республик, управлений (отделов) юстиции, областей, автономной области, автономных округов.

В систему Министерства юстиции входят также некоторые учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют определенные управленческие функции: адвокатура, нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз, Российская правовая академия, Научный центр правовой информации, редакции некоторых журналов и иных изданий.

Таким образом, современное Министерство юстиции — это многопрофильный федеральный орган исполнительной власти, возглавляющий единую централизованную, систему органов и учреждений юстиции Российской Федерации.

Правовое положение Министерства юстиции Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом Российской Федерации «О Правительстве Российской Федерации» (1997 г.), иными федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999г. №954 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации».

<

Важнейшее значение для определения содержания функций и задач Министерства юстиции Российской Федерации имеет постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 1996 г. № 1177 «Об утверждении Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации», принятой в целях укрепления системы органов и учреждений юстиции Российской Федерации, повышения их роли и ответственности при реализации правовой политики государства.

В соответствии с названным Положением и иными нормативными актами на Министерство юстиции и его территориальные органы в соответствии с их компетенцией возлагается выполнение следующих основных задач по реализации государственной политики в сфере юстиции:

  • участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности
    Президента Российской Федерации и Правительства Российской Феде
    рации;
  • проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых
    органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • обеспечение исполнения уголовных наказаний;
  • осуществление исполнительной деятельности;
  • правовая информатизация;
  • развитие судебно-экспертных, научных и образовательных учреждений юстиции;
  • участие в международно-правовой охране прав и законных интересов
    граждан и некоторые другие.

    Самой значительной из них является участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности.

    В целях реализации этой функции, дальнейшего развития и совершенствования российского законодательства Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет следующие основные функции:

  • координирует нормотворческую деятельность федеральных органов
    исполнительной власти;
  • проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных
    нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполни
    тельной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
  • проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов
    субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции
    Российской Федерации и федеральным законам;
  • осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых
    актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права,
    свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой
    статус организации или имеющих межведомственный характер, а также
    актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • осуществляет проверку деятельности федеральных органов исполни
    тельной власти по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации, и при необходимости запрашивает нормативные
    правовые акты в целях их государственной регистрации;
  • представляет в Правительство Российской Федерации предложения об
    отмене или приостановлении действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае их несоответствия
    Конституции РФ, международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской
    Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации;
  • осуществляет государственный учет нормативных правовых актов
    субъектов Российской Федерации;
  • ведет государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
  • участвует в работе по ведению общеправового классификатора отраслей законодательства Российской Федерации;
  • участвует в подготовке Свода законов Российской Федерации.

    Контроль за соответствием ведомственных нормативных актов Конституции РФ, федеральным законам, Указам Президента РФ также возложен на Министерство юстиции Российской Федерации. Обязанность проведения юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 г. № 550 «О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации».

    На Министерство юстиции возложены обязанности федерального органа исполнительной власти в области регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации создана система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    Минюст России осуществляет координацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния.

    Одной из ведущих функций Министерства юстиции РФ становится обеспечение исполнения уголовных наказаний. Как известно, рядом государственных актов последних лет уголовно-исполнительная система передана в ведение Министерства юстиции РФ.

    Министерство юстиции заключает соглашения о правовом сотрудничестве с органами иностранных государств и международными организациями, оказывает содействие судьям в выполнении этих договоров, соглашений и конвенций в части, относящейся к компетенции органов юстиции.

    Возложенные на Министерство юстиции Российской Федерации функции и задачи реализуются аппаратом Министерства, органами и учреждениями, входящими в его систему. Вся полнота ответственности за выполнение этих функций и задач лежит на Министерстве юстиции Российской Федерации, в соответствии с чем и построена организация его центрального аппарата. Руководит работой Министерства назначаемый в установленном Конституцией РФ порядке министр.

    Министр юстиции назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

    Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации и несущих ответственность за конкретные участки работы в соответствии с проведенным распределением обязанностей.

    Значительную роль в организации работы Министерства юстиции и принятии принципиальных решений по организации деятельности органов юстиции играет коллегия Министерства. Коллегия Министерства юстиции образуется в составе министра (председатель), заместителей министра (по должности) и других руководящих работников Министерства. Коллегия рассматривает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью Министерства юстиции РФ. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами и распоряжениями министра.

    Особое место в системе Минюста России занимает центральный орган уголовно-исполнительной системы — Федеральная служба исполнения наказаний. Правовой статус этого подразделения определяется законом Российской Федерации. Центральный орган уголовно-исполнительной системы является структурным подразделением, обеспечивающим организацию исполнения законодательства РФ по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы. Он является юридическим лицом, создает, ликвидирует, реорганизует предприятия учреждений, исполняющих уголовные наказания и предназначенных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы

    Федеральное управление Минюста РФ по федеральному округу является окружным территориальным органом Министерства юстиции РФ. В своей деятельности федеральное управление руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, правовыми актами Министерства юстиции РФ. Оно является юридическим лицом.

    В круг его основных задач входит: 1) обеспечение реализации Министерством юстиции РФ в федеральном округе государственной политики в сфере юстиции; 2) организация и осуществление контроля за соответствием федеральному законодательству актов органов государственной власти Российской Федерации в федеральном округе; 3) организация и осуществление контроля в федеральном округе за состоянием работы по выполнению задач, возложенных на территориальные органы Минюста России и учреждения юстиции, не входящих, в уголовно-исполнительную систему, а также за соблюдением законности и прав человека в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России во взаимодействии с Управлением уголовно-исполнительной системы при Главном управлении исполнения наказаний Минюста России; 4) координация деятельности территориальных органов и учреждений Министерства юстиции РФ, осуществляющих деятельность в субъектах Российской Федерации, входящих в федеральный округ.

    Федеральное управление осуществляет контроль за деятельностью руководителей территориальных органов Минюста России, действующих в пределах федерального округа, по организационному и методическому руководству службами судебных приставов; координирует деятельность территориальных органов Минюста России в осуществлении функций дознания по уголовным делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством к подследственности дознавателей органов службы (п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ) судебных приставов, производство по делам об административных правонарушениях; оказывает содействие в обеспечении деятельности судебно-экспертных учреждений, действующих в пределах федерального округа, в соответствии с их уставами; осуществляет контроль за исполнением территориальными органами Минюста России нормативных правовых актов по вопросам помилования осужденных, оказывает им необходимую методическую помощь.

    Главные управления Минюста России созданы в 21 субъекте Российской Федерации. Главное управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности министром юстиции Российской Федерации. Его полномочия определяются Положением о Главном управлении Минюста России по субъекту Российской Федерации (ст. 9-10).

    Структура органов юстиции иных субъектов Российской Федерации (не названных в Положении) отражает объем и общее содержание выполняемых ими функций. Министерства юстиции республик возглавляются министрами, назначаемыми в установленном конституциями республик порядке. Начальники управлений (отделов) юстиции назначаются министром юстиции Российской Федерации.

    Органы юстиции иных субъектов Федерации являются территориальными органами Министерства юстиции РФ. По вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации, органы юстиции подчиняются Министерству юстиции РФ; по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации — Министерству юстиции РФ и органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

    При Министерстве юстиции РФ состоят научные учреждения: Российский федеральный центр судебной экспертизы; Научный центр правовой информации, Российская правовая академия — как центральное научное и учебное учреждение Министерства юстиции РФ.

    Деятельность по исполнению судебных решений, вынесенных по гражданским делам, и приговоров по уголовным делам в части имущественных взысканий представляет собой самостоятельную область правоохраны. Особая сфера правоприменения и правоохраны образуется в связи с необходимостью организации судопроизводства в судах, обеспечения условий для его беспрепятственного осуществления с соблюдением установленного процессуальным законодательством порядка, обеспечения выполнения распоряжений судьи и решений суда.

    Организация судебного процесса, обеспечение условий для соблюдения всех процессуальных норм его проведения требуют известной подготовительной работы, а иногда и противодействия лицам, в силу тех или иных причин препятствующих нормальному отправлению правосудия.

    Одним из важнейших участков обеспечения эффективной деятельности судебных органов является организация исполнения судебных решений и судебных актов. Обязательность вступивших в законную силу судебных постановлений федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации представляет собой один из основных принципов организации и деятельности судебной системы РФ (ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Однако реализация этого принципа требует не только установления ответственности за его неисполнение, но и осуществления ряда организационных мер, определенной процедуры, а в необходимых случаях и применения мер принуждения.

    Организация деятельности службы судебных приставов предусматривает формирование федеральных органов службы и органов службы в субъектах Федерации.

    В систему службы судебных приставов включаются:

    — Федеральная служба судебных приставов, возглавляемая руководителем федеральной службы;


    —    служба судебных приставов Управления военных судов Министерства
    юстиции Российской Федерации, возглавляемая заместителем начальника
    Управления военных судов — главным военным судебным приставом;

    —    службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской

    Федерации;

    —    районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации
    подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов
    по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судеб
    ных приставов-исполнителей, возглавляемые старшими судебными при
    ставами.

    Организация деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ определяется Федеральным законом «О судебных приставах» и федеральными конституционными законами об этих судах.

    Таким образом, служба судебных приставов как одна из разновидностей государственной правоохранительной службы (см. ст. 7 Федерального закона от 25 апреля 2003 г. (27 мая 2003 г.) № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации») приобрела статус органа исполнительной власти федерального значения, централизованную структуру с вертикальной системой подчинения со значительной организационной и процессуальной самостоятельностью. По мере реализации концептуальных положений судебной реформы служба судебных приставов трансформируется в правоохранительный орган, обладающий организационной структурой, надлежащим объемом прав и обязанностей, содержание которых позволяет обеспечить беспрепятственное осуществление правосудия и эффективное исполнение судебных решений и иных правоохранительных функций, отнесенных к ее компетенции.

    Судебные приставы наделены полномочиями для выполнения задач правосудия в части усиления защиты прав и интересов граждан и организаций: они получили право самостоятельно определять порядок проведения исполнительного производства, использования объема мер принудительного исполнения актов судебных органов.

    Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации наделяется следующими полномочиями осуществляя руководство соответствующей службой судебных приставов, образует подразделения судебных приставов, координирует и контролирует их деятельность; назначает на должность и освобождает от должности судебных приставов, организует их профессиональную и специальную подготовку и проводит их аттестацию; устанавливает штаты и структуру подразделений судебных приставов; перемещает судебных приставов из одних подразделений в другие; организует выполнение приказов, методических указаний и инструкций Министерства юстиции РФ.

    Старший судебный пристав возглавляет подразделение судебных приставов. Он организует и контролирует работу возглавляемого им подразделения; обеспечивает правильное и своевременное выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании; координирует действия судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и специализированных подразделений органов внутренних дел по обеспечению безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса, судебных приставов-исполнителей.

    Контроль за деятельностью руководителей территориальных органов юстиции в субъектах Российской Федерации, входящих в состав федерального округа, по организационному и методическому руководству службами судебных приставов, исполнению ими актов судебных и других органов, обеспечению установленного порядка в их деятельности возлагается на федеральные управления Минюста РФ.

    .

    Список используемой литературы

     

     

  1. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
  2. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской
    Федерации» от 31.12.96 № 1-ФКЗ (в ред. ФЗ от 05.04.2005 г. № 3-ФКЗ //
    СЗРФРФ, 1997, № 1, ст.1.
  3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. -М.: Норма-
    Инфра-М, 2006.
  4. Вандышев В.В., Лиманский В.А. Основы судоустройства и правоохранительной деятельности. СПб., 2006.
  5. Еникеев З.Д. Конституционные основы правоохранительной деятельно
    сти в России // Российский юридический журнал. 2050. № 3.
  6. Правоохранительные органы Российской Федерации / Под ред. В.П.
    Божьева. М. , 2007.
  7. Савицкий В.М. Организация судебной власти в Российской Федерации.
    М., 2004.

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.9MB | MySQL:120 | 1,424sec