ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ

<

090514 0112 1 ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯДемократические основы (принципы) правосудия — это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны, данного вида государственной деятельности. Такие положения являются основополагающими для всех предписаний законодательства по вопросам организации правосудия, роли и места его органов в государственном механизме и политической системе общества.

В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных законодательных предписаний, регулирующих правосудие. Предписания такого рода не могут противоречить принципам, поскольку последние в большинстве своем закреплены в законах, имеющих высшую юридическую силу, — Конституции РФ, конституционных и других федеральных законах. Они также берут свои истоки и в таких высокоавторитетных актах, как Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года, Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года.

В отличие от конкретных законодательных предписаний специфика положений, именуемых принципами (основами), состоит также в том, что содержащиеся в них правила являются обязательными не только для граждан, должностных лиц и органов, призванных соблюдать и исполнять законы, но и для законодательных органов, которые, создавая новые законы или корректируя их, должны считаться с существующими демократическими требованиями или традициями в той или иной сфере, в частности в сфере организации и деятельности правосудия.

Эти требования рождены прежде всего практикой развития и совершенствования правосудия у нас в стране. Они также учитывают в разумных пределах положительный опыт других стран, а равно опыт международного сотрудничества, отраженный, к примеру, в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах, в которых можно найти немало прогрессивных положений по вопросам организации и осуществления правосудия. Эти документы признаны большим числом государств, в том числе Российской Федерацией, в силу чего являются обязательными к исполнению.

Для общей характеристики демократических основ (принципов) правосудия существенным является то, что их содержание постоянно совершенствуется. Особенно активно идет этот провес в последние годы. Заметное содействие этому процессу призвано оказать стремление реализовать пользующийся широким признанием замысел преобразовать наше государство в правовое и по-настоящему демократическое.

Полная реализация обозначенных в Конституции РФ стратегических задач в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина, демократизации правоохранительной системы, по идее, должна привести к тому, что судебная власть станет такое же влиятельной, авторитетной и полноправной, как и другие ветви государственной власти — исполнительная и законодательная. И это, естественно, сможет стать стимулом для благоприятной корректировки содержания принципов правосудия.

Правосудие осуществляется в соответствии с демократическими принципами, которые закреплены в международных актах, ратифицированных Российской Федерацией, Конституции РФ и федеральных законах.

Декларация прав и свобод человека, принятая Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г., впервые в нашем отечественном законодательстве закрепила принципы, являющиеся фундаментальными для создания условий реальной защищенности личности и становления судебной власти. «Все права и свободы, закрепленные в Декларации, подлежат судебной защите» (ст. 2); «Каждый имеет право судебного обжалования незаконных действий должностных лиц, государственных органов и общественных организаций, а также право на возмещение материального и морального ущерба» (ст. 22).

Эти, как и многие другие положения, найдут затем развитие в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., и других законодательных актах.

Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве (13 ноября 1989 г.) предприняли первую попытку расширить перечень прав граждан, защищаемых судом, отнеся к ним «социально-экономические, политические и личные права и свободы» (ст. ст. 2, 7); впервые закрепили участие защитника на предварительном следствии с момента задержания, ареста подозреваемого или предъявления обвинения; предрешили образование суда присяжных и перенесли из области теоретических споров в правовую норму принцип презумпции невиновности (ст. ст. 11, 14).

Союзным законодателем приняты также Закон «О статусе судей в СССР» (4 августа 1989 г.), Закон «Об ответственности за неуважение к суду» (2 ноября 1989 г.), Закон «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан (2 ноября 1989 года), Закон «О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик» (10 апреля 1990 года), существенно расширивший права подозреваемого и обвиняемого на защиту.

Аналогичные акты несколько позже будут приняты и Парламентом России, который, развивая и дополняя положения союзного законодательства, введет их в законодательство Российской Федерации, что окажется и важным и своевременным в связи с распадом Союза ССР.

Расширению судебной юрисдикции и повышению престижа суда способствовали и многие отраслевые законодательные акты Союза, а затем и РФ, предусматривавшие судебный порядок защиты прав граждан и юридических лиц. Назовем в этой связи следующие союзные законы, дабы не допустить их несправедливого забвения: Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле (28 февраля 1990 г.), Закон о собственности в СССР (6 марта 1990 г.), Закон СССР о печати и других средствах массовой информации (12 июня 1990 г.) и др.

Теперь это уже история, ибо в России приоритетно действуют российские законы, но они, как видим, создавались не на пустом месте, а имели свои аналоги в союзном законодательстве. Подчеркиваем это не для того, чтобы умалить законодательную роль Верховного Совета РФ, насильственно упраздненного в сентябре-октябре 1993 г., а для того, чтобы напомнить, что единое правовое поле для союзных республик, а теперь — стран СНГ, как и первые шаги в направлении к судебной власти, создавалось союзным законодателем, и как бы ни развивалось государственное устройство бывших братских республик, а теперь суверенных государств, их объединяла и будет объединять общность истории, культуры, правовых принципов. Это — те ценности, которые нуждаются в сохранении даже и при утрате государственно-политического единства.

Правосудие должно осуществляться в соответствии с принципами, которые закреплены в действующем законодательстве, и в первую очередь в Конституции РФ.

Принципы правосудия — это основные начала, руководящие положения, в соответствии с которыми должна осуществляться деятельность судов, называемая правосудием.

Именно такими основными положениями должен руководствоваться законодатель, создавая юридические нормы, регулирующие порядок осуществления правосудия. Принципы — это общие положения, на основе которых создаются, действуют все другие правовые нормы.

Они закрепляются в нормативных источниках с наибольшей юридической силой (международные договоры, Конституция РФ, кодексы, федеральные законы). В частности в Конституции Российской Федерации принципы правосудия в основном закрепляются в Главе 1. Основы конституционного строя; Главе 2. Права и свободы человека и гражданина; Главе 7. Судебная власть.

Различные ученые, занимающиеся изучением правоохранительных и судебных органов, предлагают различные (количественно) перечни принципов правосудия. Рассмотрим, основные принципы, которые иногда называют «конституционные принципы правосудия».

Осуществление правосудия только судом. Этот принцип в первую очередь закреплен в ст. 118 Конституции РФ. Немного о содержании этого принципа мы говорили ранее. В настоящее время Конституция РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ» закрепляют исчерпывающий перечень органов (судов), которые наделены правом осуществлять правосудие. Так, ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ» гласит: «Правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом». В РФ действуют федеральные суды (Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды) и суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды и мировые судьи).

Демократические принципы правосудия: презумпция невиновности, состязательность и равноправие сторон в судебном разбирательстве, право на судебную защиту, право обвиняемого и подозреваемого на защиту и т.п.

Презумпция невиновности. Этот чрезвычайно важный принцип закреплен в ст. 49 Конституции РФ в своей наиболее полной форме. Данный принцип действует только при осуществлении правосудия по уголовным делам, и является основополагающим принципом современного российского уголовного судопроизводства.

Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Обязанность доказывания возлагается на лиц, осуществляющих предварительное расследование и прокурора.

Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. В том случае, когда виновность обвиняемого в совершении преступления не доказана, считается доказанной его невиновность.

Это основное начало правосудия по уголовным делам. Оно обеспечивает права и свободы человека.

Обеспечение подозреваемому и обвиняемому в совершении преступления права на защиту.

Данный принцип действует при осуществлении правосудия по уголовным делам и закреплен, в первую очередь, в ст. ст. 45 и 48 Конституции РФ.

<

Лицам привлекаемые к уголовной ответственности за совершение преступления гарантируется право на защиту от подозрения или обвинения.
ь Каждый подозреваемый, обвиняемый в совершении преступления может осуществлять свою защиту самостоятельно способами, не запрещенными законом.

Подозреваемый и обвиняемый могут пользоваться помощью специалиста — защитника.

До судебного разбирательства и, как правило, в суде, защитником выступает квалифицированный юрист-адвокат, однако с разрешения суда защитниками могут быть и иные лица, например, близкие родственники. Право пользоваться помощью защитника — адвоката возникает с момента задержания по подозрению в совершении преступления, с момента заключения под стражу либо с момента предъявления обвинения.

Обязанность предоставить защитника возлагается на лиц ведущих расследование преступления, прокурора и суд, хотя выбрать и пригласить защитника обвиняемые и подозреваемые могут самостоятельно.

Обвиняемый, подозреваемый, подсудимый могут отказаться от защитника, но в некоторых случаях их отказ может не учитываться. К таким случаям относятся дела по обвинению несовершеннолетнего, лица, не владеющего языком, на котором ведется судопроизводство, а также некоторые другие случаи, установленные в УПК РФ.

В гражданском судопроизводстве у сторон в споре также есть право пользоваться квалифицированной юридической помощью. Лицо, которое обладает квалифицированными юридическими знаниями и, оказывая помощь, выступает в судебном разбирательстве называется представитель

Принцип открытого разбирательства дел в суде – Иногда данный принцип называют принципом гласности. Он закреплен в ст. 123 Конституции.

Разбирательство в судах производится открыто. На судебном заседании могут присутствовать все желающие, даже если они не являются участниками процесса. В зал судебного разбирательства допускаются представители средств массовой информации. Не допускаются только граждане, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, если они не являются участниками процесса.

Федеральное законодательство предусматривает случаи, когда дело слушается в закрытом заседании:

— во всех случаях, когда возможно разглашение государственной тайны;

— в иных случаях, закрытое заседание проводится по усмотрению суда при условии, что возможность проведения закрытого заседания в данном случае предусмотрена в законе. Такие правила, например, установлены в УПК РФ для случаев, когда подсудимые не достигли 16 лет, по половым преступлениям, по преступлениям, когда возможно разглашение интимной тайны граждан, когда необходимо обеспечение защиты свидетелей и потерпевших.

Но в любом случае, даже если дело слушалось в закрытом заседании, провозглашение итогового судебного акта (приговора, решения, постановления или определения производится открыто).

Принцип законности – это универсальный, самый общий из принципов правосудия. Основные положения этого принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы». Безусловно, что обязанность соблюдать законы и Конституцию РФ возлагается и на суд, и на лиц, участвующих в судебном разбирательстве.

В сфере осуществления правосудия (по отношению к деятельности суда) принцип законности наиболее ярко проявляется в двух аспектах:

— во-первых, все действия суда должны точно соответствовать предписанной в законе процедуре (вспомните один из отличительных признаков — жесткая регламентация и детальная процедура),

— во-вторых, решение суда всегда должно основываться на конкретной норме закона. Например, постановляя приговор по уголовному делу, судья должен сослаться на статью Уголовного кодекса, которой предусмотрено данное преступление и наказание за него.

Следует отметить, что нарушение любого другого принципа правосудия автоматически влечет за собой и нарушение принципа законности.

Принцип участия граждан в осуществлении правосудия
Одним из судоустройственных принципов правосудия является принцип, закрепляющий возможность участие представителей народа в его отправлении.

Наиболее ярко этот принцип выражается в том, что к разбирательству в суде гражданских и уголовных дел допускаются «представители народа» — «непрофессиональные судьи».

В этой роли в настоящее время выступают:

во-первых, народные заседатели;

во-вторых, присяжные заседатели;

в-третьих, арбитражные заседатели.

Они выполняют обязанности на временной основе, могут принимать участие в рассмотрении дел только в суде первой инстанции (по существу) обладают независимостью, как и профессиональные судьи.

Народные заседатели привлекаются к осуществлению правосудия в федеральных судах общей юрисдикции всех звеньев. Они могут участвовать в рассмотрении уголовных и гражданских дел, в случаях, предусмотренных УПК РФ И ГПК РФ.

Присяжные заседатели могут участвовать в рассмотрении исключительно уголовных дел, причем рассмотрение дела с участием присяжных возможно только в суде общей юрисдикции среднего (областного) звена. В настоящее время в РФ осуществляется поэтапное введение суда присяжных, с участием присяжных рассматриваются уголовные дела в девяти регионах РФ.

Арбитражные заседатели могут принимать участие в рассмотрении дел в арбитражных судах субъектов РФ, в случаях предусмотренных законодательством. В настоящее время проводится эксперимент, целью которого является проверка целесообразности участия арбитражных заседателей в рассмотрении судебных дел, поэтому арбитражные заседатели существуют не в каждом арбитражном суде субъектов РФ.

Народные и арбитражные заседатели в судебном процессе имеют права равные правам профессиональных судей, участвуют в коллегиальном разрешении всех вопросов по делу. Круг их полномочий шире, чем у присяжных заседателей.

Присяжные заседатели образуют на судебном разбирательстве самостоятельную коллегию. Они называются иначе «судьями факта» и решают вопросы, перед ними поставленные. Круг их не схож с вопросами, стоящими перед профессиональным судьей, независимо от мнения судьи они разрешают главный вопрос по уголовному делу о виновности или невиновности подсудимого.

Порядок комплектования корпуса народных заседателей устанавливается Федеральным законом «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 17.11.99 г.

Порядок производства эксперимента по рассмотрению дел с участием арбитражных заседателей устанавливается Положением об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей, утвержденное постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5.09.96 (Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, 1996, № 11). Порядок формирования списков присяжных устанавливается Законом РСФСР «О судоустройстве РСФСР». Порядок комплектования «скамьи присяжных» для рассмотрения конкретного уголовного дела устанавливается УПК РФ.

Среди принципов правосудия выделяют также и многие другие принципы: принцип языка судопроизводства, принцип обязательности судебных постановлений, принцип свидетельского иммунитета и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЧАСТНАЯ ДЕТЕКТИВНАЯ И ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

К числу изменений, произошедших в последние годы в правовой сфере, следует отнести передачу части функций государственных правоохранительных органов негосударственным детективным и охранным агентствам (ДОА).

Правовой основой частной детективной и охранной деятельности является Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности» от 11 марта 1992 г., постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. №587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» в другие законы и правовые акты Российской Федерации.

Согласно ст. 1 указанного выше закона, частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Лицензия представляет собой полученное в установленном Законом порядке разрешение органов внутренних дел на осуществление частной детективной и охранной деятельности.

Следует отметить, что деятельность ДОА существенно отличается от деятельности государственных правоохранительных органов ввиду того, что в соответствии с указанной статьей граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания. Действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, не распространяется.

Законом предусмотрено два вида частной детективной и охранной деятельности: сыск и охрана.

В целях сыска законом разрешается ДОА предоставление следующих видов услуг:

1. Сбор сведений по гражданским и уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. Клиентами в данном случае могут быть не только участники процесса (истец, ответчик, потерпевший, обвиняемый), но и родственники, коллеги участников процесса и другие лица. При этом в течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

2. Изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров.

3. Установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну.

4. Выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов.

5. Поиск без вести пропавших граждан.

6. Поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества.

Из изложенного следует, что в отличие от деятельности государственных правоохранительных структур частный сыск:

— имеет негосударственный характер, хотя реализуется с санкции и под контролем государства;

— осуществляется инициативно лицами и организациями;

— имеет возмездную основу и направлен на получение прибыли.

Таким образом, частный сыск является модификацией сыскной функции, реализуемой негосударственными правоохранительными структурами, обеспечивающими обнаружение, обработку и использование информации, необходимой для достижения тех целей, которые заданы указанным органам. Принципиально важно отметить, что государство не слагает с себя, а, наоборот, несет исключительную ответственность за поддержание правопорядка, привлечение к ответственности виновных и наказание за совершение преступлений. Поэтому частнопредпринимательская деятельность в сфере правоохраны в виде частного сыска может осуществляться исключительно в рамках, установленных Законом Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», разграничивающим модификации сыскной функции, реализуемые государственными и негосударственными правоохранительными структурами. При этом предусматривается, что частный сыск, ориентируясь на получение прибыли, не должен привести к нарушению гарантируемых Конституцией России прав человека, противоречить принципу равенства всех перед законом.

В целях охраны предусмотрены следующие виды услуг:

1. Защита жизни и здоровья граждан, предусматривающая реализацию комплекса мер активного противодействия возможным попыткам физического устранения клиентов или их близких родственников, похищения, нанесения телесных повреждений и др.

2. Физическая, а также с применением технических средств охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке. В понятие имущество могут входить как материальные объекты (жилые и производственные здания, транспортные средства, запасы сырья и готовая продукция и др.), так и интеллектуальная собственность (изобретения,- технологии, методики и т.д.). Характер собственности (государственная, федеральная, муниципальная, коллективная, личная, российская, зарубежная или совместная) значения не имеет. В то же время деятельность частных охранных предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых установлен Постановлением Правительства

Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587-й. В данный перечень входят:

– здания высших и местных органов государственной власти и управления республик, краев, областей, округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

– здания судов и органов прокуратуры;

– дипломатические представительства и консульства;

– учреждения Центрального банка России;

– денежные кассы государственных предприятий, учреждений, организаций;

– государственные объекты по производству и хранению оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;

–государственные объекты микробиологической и фармацевтической промышленности;

– государственные предприятия по добыче, переработке использованию и хранению драгоценных металлов, камней и изделий из них;

– музеи, библиотеки, архивы государственного и республиканского значения;

– федеральные и республиканские, краевые, областные телера-диокампании;

– крупные гидротехнические сооружения;

– объекты Минатома России, силовых структур и ряда других ведомств.

3. Проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации.

4. Консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.

5. Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Указанный перечень видов частной детективной и охранной деятельности является исчерпывающим. Указанные выше услуги, особо подчеркивается в Законе, могут оказывать лишь физические или юридические лица, имеющие статус частного детектива, частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения. Физические и юридические лица, не имеющие такого статуса, не вправе оказывать сыскные и охранные услуги.

Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, законом предоставлено право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.

Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

Для получения лицензии на оказание охранных услуг предприятие, создаваемое для этих целей, наряда с указанными выше документами представляет в органы внутренних дел записку, в которой перечисляются виды охранных услуг, указываются территория деятельности, данные о предполагаемой численности персонала, планируемом использовании технических и специальных средств, а также оружия.

Смешанная охранно-сыскная деятельность может осуществляться путем создания ассоциаций частных охранных и частных детективных предприятий с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц. Предприятия различных форм собственности, действующие на территории Российской Федерации, вправе создавать свои службы безопасности для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности. Руководитель и персонал таких служб обязаны получить лицензии и действовать на основании Закона о частной детективной и охранной деятельности и собственных уставов, согласованных с органами внутренних дел по месту своего учреждения. Службе безопасности запрещается оказывать какие-либо услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ЗАДАНИЕ 3

 

Вопрос 1. Кто является судьями общей юрисдикции субъектов РФ?

3. Мировые судьи

 

Вопрос 2. В состав аппарата районного суда не входят?

4. Адвокаты

 

Вопрос 3. Президиум Верховного суда РФ не вправе:

4. Рассматривать дела в качестве 1-й инстанции

 

Вопрос 4. Каков порядок формирования судейского корпуса Верховного суда РФ?

5. Назначаются советом Федерации по представлению президента РФ

 

Вопрос 5 в состав Верховного суда входят?

  1. судьи Верховного Суда РФ

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  2. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.
  3. Вицин С. От формирования судебной системы к ее реформированию // Российская юстиция, 2001, № 4.
  4. Воронцов С.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. М., 2004.
  5. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы РФ. Учебник. М., 2000.
  6. Козак Д. Суд в современном мире: проблемы и перспективы // Российская юстиция, 2001, № 9.
  7. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 2003.
  8. Правоохранительные органы Российской Федерации / Под ред. В.П. Божьева.–М.: Спарк, 2004.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.95MB/0.00066 sec

WordPress: 23.28MB | MySQL:116 | 2,288sec