ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РФ ТЕКУЩЕГО ГОДА. РАССМОТРЕНИЕ ФБ

<

091914 0157 1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РФ ТЕКУЩЕГО ГОДА. РАССМОТРЕНИЕ ФБФедеральный бюджет на 2008-2010 годы сформирован исходя из стратегических задач и ориентиров бюджетной политики, содержащихся в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008-2010 годах».

Основными приоритетами бюджетной политики, как указывается в Послании, должны стать меры, направленные на финансовое обеспечение крупных программ и проектов, имеющих общенациональное значение, включая реализацию приоритетных национальных проектов, а также поэтапное повышение минимального размера оплаты труда до уровня не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, решение задачи доведения размеров социальных пенсий до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера.

Основными отличительными особенностями проекта федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов являются: планирование и утверждение бюджета на трехлетний период в форме закона, изменение структуры доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы с определением размера нефтегазового трансферта, направляемого на расходы федерального бюджета, выделение в составе остатков федерального бюджета Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, соблюдение принципа адекватности реальных темпов роста бюджетных расходов темпам роста экономики.

Данный подход позволяет придать бюджетному процессу более предсказуемый и стабильный характер, а социальные проблемы решать в рамках единой системы преобразований на среднесрочную перспективу.

Текстовыми статьями и приложениями к законопроекту показатели федерального бюджета сформированы раздельно на 2008 год и на 2009-2010 годы, имея в виду, что показатели планового периода (2009-2010 гг.) будут уточняться при составлении и утверждении проекта федерального бюджета на 2009 год и на период до 2011 года. Переход к среднесрочному бюджетированию, использование новой укрупненный структуры доходов (нефтегазовые и ненефтегазовые) позволит, по мнению Минфина России, обеспечить стабильный уровень государственных расходов вне зависимости от колебаний внешней конъюнктуры и поддерживать долгосрочную макроэкономическую устойчивость. В целях решения задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, по повышению уровня и качества жизни населения, предполагается сформировать законодательную базу для эффективного использования части нефтегазовых доходов федерального бюджета, аккумулируемых в Фонде национального благосостояния. Так, средства сформированного по состоянию на 1 февраля 2008 года Фонда национального благосостояния в размере 470,7 млрд. рублей, в части доходов от их размещения, будут использоваться для софинансирования добровольных пенсионных накоплений. Объем такого использования будет определен после принятия соответствующего закона. Кроме того, в дальнейшем, по мере пополнения Фонда национального благосостояния, часть его средств могут служить источником покрытия дефицита пенсионной системы, который, по актуарным оценкам Пенсионного фонда России, уже в 2012 году может составить величину равную 1% ВВП. Приоритетными целями и задачами проекта федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов определены развитие человеческого потенциала и создание эффективной социальной инфраструктуры. Будет продолжена реализация национальных проектов (включая программные меры по демографической политике), намечен переход к эффективной миграционной политике. Значимыми объявлены цели, связанные с реформированием ЖКХ, жилищным строительством, снижением доли ветхого и аварийного жилья, финансовым оздоровлением всех организаций ЖКХ. Ставится задача устойчивого роста доходов, поэтапного повышения минимального размера оплаты труда (МРОТ) до уровня не ниже прожиточного минимума (ПМ) и социальной пенсии до ПМ пенсионера. Предусмотрены меры, направленные на повышение качества и доступности услуг в таких важных сферах как образование и здравоохранение, а также рост заработной платы занятых в них кадров. Заявленные цели, вне всякого сомнения, значимы и актуальны. Решение имеющихся проблем в социальной сфере становится крайне важным вопросом не только с социальной, но и с экономической позиции. Безотлагательное повышение низкого качества жизни значительной части населения страны становится имманентным требованием не только для преодоления негативных демографических тенденций, улучшения здоровья и образования россиян, но и для снятия имеющихся проблем на пути прогрессивных экономических преобразований. В этой связи возникает ряд вопросов: о концептуальном и нормативном обеспечении бюджетного процесса, о достаточности бюджетных ресурсов для динамичного развития социальной сферы. Ведь только с помощью детально разработанных бюджетных инструментов можно определить потребность в ресурсах по социальным блокам с обоснованием соотношения между долями федерального и территориальных бюджетов, а также требуемых трансфертах. Концептуальное обоснование стратегического развития социальной сферы требует разработки прогноза соотношения расходов государства, финансовых ресурсов государственных внебюджетных фондов и бюджетов домохозяйств в реализации четко определенных социальных целей, позволяющих уже в среднесрочной перспективе преодолеть системные недостатки в жизнедеятельности населения.

Федеральный бюджет на 2008 г. был утвержден Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Основные характеристики федерального бюджета на 2008 год были определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 35 000,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 7,0 процента (декабрь 2008 года к декабрю 2007 года). Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета был установлен в сумме 6 644 447 448,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2 383 112 818,0 тыс. рублей. Общий объем расходов федерального бюджета определен в сумме 6 570 297 744,0 тыс. рублей; объем нефтегазового трансферта определен в сумме 2 135 000 000,0 тыс. рублей; нормативная величина Резервного фонда принята в сумме 3 500 000 000,0 тыс. рублей. Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2009 года планируется в сумме 1 824 700 718,8 тыс. рублей, а верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2009 года – в сумме 43,3 млрд. долларов США, или 32,1 млрд. евро, прогнозируемый профицит федерального бюджета – в сумме 74 149 704,0 тыс. рублей.

Приоритеты и параметры проекта бюджета 2008-2010 годов в основном соответствуют задачам, поставленным Президентом России в Бюджетном послании. Бюджет 2008 года сохраняет позитивные черты социальной части федерального бюджета 2007 года.

Совокупные расходы на социальные отрасли и социальную политику составят в 2008 году 940 млрд. рублей, что будет соответствовать 2,7% ВВП, или 14,4% от всех расходов федерального бюджета. Эта величина за трехлетний период возрастет на 44% (по отношению к 2007 году) при расчетах в текущих ценах, или на 18% в реальном выражении (с учетом инфляции). В то же время, представленные расходы по годам практически сохранят свою долю в ВВП – 2,7% и в расходах федерального бюджета – 14,2-14,6%.

Низкий уровень социальных расходов в федеральном бюджете определяется тем фактом, что подавляющая их часть обеспечивается с помощью территориальных бюджетов: 76% на образование и здравоохранение, более 90% на ЖКХ и более 70% на социальную политику. Учитывая эти доли расходов, можно оценить величину затрат на социальную сферу в консолидированном бюджете на уровне 11,2-11,7% ВВП. Если прибавить к ним межбюджетные трансферты на социальные цели и трансферты государственным внебюджетным фондам, то совокупная величина на социальные цели в консолидированном бюджете составит величину равную 17-18% ВВП.

В качестве макроэкономических ориентиров оценки расходов можно использовать соответствующие удельные величины затрат в развитых странах на исполнение важнейших социальных функций государства: здравоохранение, образование, отдых и культуру, социальную защиту, жилищно–коммунальное обслуживание. В связи с этим следует отметить, что социальные бюджеты в большинстве промышленно развитых стран служат для реализации целей по повышению качества жизни населения и являются эффективными механизмами перераспределения произведенного национального продукта. Так, в промышленно развитых странах через бюджет «проходит» до 50 и более процентов ВВП (в России — 18,8% ВВП в 2008 году), а доля социальных расходов составляет, как правило, 25-30% ВВП.

2. бюджетный контроль

 

Бюджетный контроль (англ. budgetary control) — составная часть государственного финансового контроля, посредством которого обеспечивается проверка правильности формирования и использования бюджетных средств на всех стадиях бюджетного процесса. Цель бюджетного контроля — обеспечение наиболее полной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, целевое и эффективное использование бюджетных средств. При бюджетном контроле проверяется соблюдение законов и подзаконных актов, правильность и своевременность поступления налогов и других платежей в бюджет, соблюдение финансовой дисциплины и режима экономии в расходовании бюджетных средств. Объектами бюджетного контроля являются не только денежные средства, но и материальные и трудовые ресурсы предприятий и организаций, финансируемых из бюджета. Бюджетный контроль осуществляется соответствующими федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления и их контрольно-счетными органами, органами Федерального казначейства РФ, региональными и муниципальными казначействами, налоговыми и таможенными органами, органами финансово-банковской системы, ведомственного контроля.1

<

Бюджетный контроль является одной из важнейших управленческих функций государства. Он представляет собой систему мероприятий по проверке соблюдения законоположений, касающихся вопросов формирования и исполнения бюджетов страны всех уровней. К числу основных задач бюджетного контроля относятся:

  • обеспечение правильности составления и исполнения доходных
    и расходных статей бюджета по объемам, структуре, целевому назначению;
  • финансовая экспертиза проектов законов и нормативных правовых актов, предусматривающих расходы за счет средств бюджета или влияющих на формирование и исполнение бюджета;
  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджетов и подготовка предложений, направленных на их устранение и совершенствование бюджетного процесса в целом;
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств бюджетов в банках и других финансово-кредитных учреждениях;
  • контроль за соблюдением правил ведения бухгалтерского учета и
    отчетности;
  • выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней и снижение их расходной части;
  • контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений;
  • пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых и таможенных льгот, государственных дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионов;
  • выявление финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных отношений;
  • проведение профилактической информационной работы с целью повышения бюджетной дисциплины.

    Из приведенного перечня задач видно, что бюджетный контроль распространяется на министерства и ведомства, отвечающие за формирование доходов и расходов бюджета, а также на органы управления, предприятия, учреждения и организации, которым предоставляются бюджетные средства в виде субсидий и субвенций на выполнение целевых программ и государственных (муниципальных) заказов. Контролю подлежит деятельность юридических лиц, финансируемых из бюджета на возвратной и безвозвратной основах или имеющих налоговые, таможенные либо другие льготы. Определяя фактическое соответствие расходов целевому назначению бюджетных средств, вскрывая резервы при формировании и расходовании, выявляя факты бюджетных правонарушений, полноту и своевременность расчетов с бюджетами, бюджетный контроль выступает действенным инструментом повышения эффективности государственного и муниципального управления. 1

    Бюджетно-финансовый контроль проводится в бюджетно-финансовой сфере. Предмет контроля — процессы формирования и использования финансовых ресурсов государства.

    Контроль этих процессов включает:

    – контроль законности и эффективности использования государственных (прежде всего бюджетных) средств;

    – контроль исполнения бюджетов всех уровней власти и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

    – контроль денежного обращения, использования кредитных ресурсов, состояния государственного внутреннего и внешнего долга и государственных резервов;

    – контроль предоставления финансовых и налоговых льгот и преимуществ;

    – контроль сохранности и использования государственного имущества, закрепленного за государственными органами, предприятиями и учреждениями, и иного имущества, находящегося в собственности государства.

    Муниципальный финансовый контроль не входит в систему государственного финансового контроля2

    Ключевая роль в организации государственного финансового контроля в рыночной экономике отводится законодательным органам власти. Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что парламентский контроль осуществляется соответствующими представительными органами. Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления осуществляют следующие формы финансового контроля:

    – предварительный контроль подразумевает оценку в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

    – текущий контроль осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

    –     последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

    Содержание бюджетного контроля, его организационной формы самостоятельно определяют законодательные (представительные) органы государственной власти и органы местного самоуправления (Федеральное собрание РФ, законодательные органы республик, входящих в состав РФ, краевые, областные, городские, районные думы и др.), руководствуясь соответствующими положениями о бюджетном процессе. Законодательные (представительные) органы осуществляют контроль в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов. В результате рассмотрения проектов бюджетов в комитетах и комиссиях законодательных органов выявляются возможности увеличения доходной части бюджетов, определяются пути наиболее эффективного и целесообразного распределения бюджетных средств, снижения дефицита бюджета. Законодательные органы могут создавать контрольно-счетные органы (счетные палаты), основными задачами которых являются: контроль за своевременным исполнением доходов и расходов бюджетов по объему, структуре и целевому назначению; регулярное представление представительным органам власти информации о ходе исполнения бюджетов; анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений, направленных на их устранение; финансовая экспертиза проектов законов. 1

    Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления (Правительство РФ, правительства республик, входящих в состав РФ, администрации областей, краев, округов, городов, районов и др.) контролируют правильность использования предприятиями и организациями выделенных им из бюджета ассигнований. Ведущую роль в осуществлении бюджетного контроля со стороны исполнительных органов играют Минфин России и финансовые органы в регионах и на местах. Финансовые органы систематически контролируют составление и исполнение бюджетов, проверяют обоснованность проектов смет и расчетов к проекту бюджета, целесообразность выделения средств из бюджета в запланированных суммах, законность расходования бюджетных средств, состояние сметно-штатной дисциплины, бухгалтерского учета и отчетности у распорядителей и получателей бюджетных средств. Основной задачей органов Федерального казначейства является контроль за исполнением федерального бюджета. Органы наделены правами проводить у любых предприятий и организаций проверки денежных документов и регистров учета, связанных с зачислением и использованием средств федерального бюджета, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по целевому назначению, с наложением штрафов.

    Субъектами государственного и муниципального бюджетного контроля являются государственные и муниципальные органы, а также негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения финансового законодательства.

    Законодательные органы власти подавляющего большинства стран мира государственный финансовый контроль осуществляют не прямо, а через специальные институты независимого финансового контроля, существование которых определено в конституциях государств.

    В России этот конституционный орган — Счетная палата РФ, которая и предназначена для выполнения функции государственного финансового контроля, никакой другой функции на этот орган не возложено.

    Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества. 1

    Вопросами контроля за исполнением поручений, указов и распоряжений Президента и деятельностью властных институтов занимается Главное контрольное управление Президента России.

    Бюджетный кодекс РФ (ст. 266) определяет органы исполнительной власти и местного самоуправления, осуществляющие административный финансовый контроль. На федеральном уровне это Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

    Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей и получателей бюджетных средств и другими участниками бюджетного процесса, координирует осуществление контрольных функций другими федеральными органами исполнительной власти.

    Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств.

    Главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.

    Отдельными функциями государственного финансового контроля наделены Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и другие органы.

    Объектами государственного и муниципального бюджетного контроля является движение денежных средств в процессе аккумулирования, распределения и использования публичных денежных фондов.

    Государственный таможенный комитет РФ является центральным органом, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в России. Согласно ст. 120 Таможенного кодекса РФ налоги и таможенные пошлины уплачиваются таможенному органу РФ, осуществляющему оформление товаров до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. Полученные средства затем перечисляются в федеральный бюджет или бюджет субъекта РФ. В проведении бюджетного контроля участвуют также министерства и ведомства, отделы и управления органов исполнительной власти, которые осуществляют ведомственный контроль за рациональным, эффективным и целевым использованием государственных средств и государственной собственности. Ведомственный контроль распространяется на государственные унитарные предприятия, учреждения и организации, находящиеся в подчиненности соответствующих министерств и ведомств. Последние несут ответственность за состояние экономики и финансов, организацию учета и отчетности подведомственных им предприятий и организаций. С этой целью в министерствах и ведомствах создаются контрольно-ревизионные подразделения, которые систематически должны проводить документальные ревизии и другие контрольные мероприятия.

    Работниками финансово-бухгалтерских служб предприятий, учреждений и организаций осуществляется внутрихозяйственный контроль их деятельности. Особая роль при этом отводится главному бухгалтеру. Он обязан обеспечить контроль и надлежащий учет всех финансово-хозяйственных операций своего субъекта хозяйствования, с тем чтобы исключить возможность образования недостач, незаконного и нецелевого использования денежных средств и материальных ценностей, хищений. Главный бухгалтер несет ответственность (наряду с другими должностными лицами) за полноту исчисления и своевременность внесения платежей в бюджет. Главный бухгалтер наделен широкими правами и полномочиями.

    Наряду с государственным, внутриведомственным и внутрихозяйственным контролем в практике широко используется аудиторский контроль, который представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и др. Аудиторский контроль информирует заказчиков аудита о состоянии финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта и помогает ему выйти на качественно новый уровень развития, избежать многих проблем во взаимоотношениях с государственными органами, в первую очередь с налоговыми, и в конечном итоге успешно выполнить свои задачи и функции. 1

    Иными словами, объект бюджетного контроля — денежные отношения, возникающие между государством и юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации и перераспределения национального дохода (частично — и национального богатства) в территориальном, социальном и отраслевом разрезах с целью выполнения государством своих функций.

    Предметом
    государственного и муниципального бюджетного контроля выступают финансово-бюджетные операции, сметы предприятий, операции с бюджетными средствами, бухгалтерская документация и т. д.

    Непосредственным предметом бюджетного контроля, как видно из перечня задач, выступают все этапы бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение, исполнение бюджета, составление и утверждение отчета об его исполнении), поступления налоговых и других платежей в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды, декларации, расчеты по налогам, постановка бухгалтерского (финансового) учета и отчетности, целевые бюджетные фонды, дотации, субсидии, субвенции, трансферты, бюджетные кредиты, обмен и безвозмездная передача товарно-материальных ценностей (так как эти операции облагаются итогом), таможенная стоимость (для определения таможенных пошлин, акцизов и НДС) и т.д.

    Все виды бюджетного контроля основаны на определенных формах и методах их проведения.

    Основными методами бюджетного контроля являются:

    1. Документальная проверка. Проводится непосредственно на предприятии, в организации и учреждении в присутствии должностных лиц. Источниками информации служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно – техническая отчетность, схемы расходов и расчеты к ним и друга документация. Изъятие документов для проверки вне предприятия запрещена законом. В тоже время контрольным органам предоставлено право изымать у юридических лиц документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов налогообложения, если имеются достаточные основания полагать, что они могут быть уничтожены, заменены и т. д. 1

    2. Камеральная проверка. Проводится по месту нахождения:

    – контрольного органа на основе перечисленных выше документов. Основными задачами такой проверки являются:

    – получение, проверка и обеспечение сохранности отчетов, смет расходов бюджетных учреждений, а также расчетов по налогам налогоплательщиков;

    – прием налогоплательщиков и распределителей бюджетных средств по вопросам, связанным с правильностью исчисления и уплаты в бюджет и во внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, оставление индивидуальных и общих смет расходов бюджетных учреждений;

    – осуществление контроля за правильностью начисления финансовых санкций к нарушителям бюджетно-налоговой дисциплины.

    3. Обследование. Заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово – хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. При этом не обязательно проверять первичные бухгалтерские документы, могут проводится контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте, наблюдения и т. д.

    4. Анализ исполнения доходной и расходной частей бюджета всех уровней. Его роль в управлении государственными финансами и финансами субъектов хозяйствования, а также в регулировании социально – экономических процессов в обществе значительно возрастает. Научно обоснованный комплексный анализ служит основой для выработки долгосрочной бюджетной политики в Российской Федерации, позволяет использовать бюджет как активный инструмент государственного регулирования производственных процессов.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

     

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всеобщим народным голосованием 12 дек. 1993 г.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98.
  3. Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О счетной палате Российской Федерации // Российская газета. 18 января 1995 г.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» // Российская газета. 3 августа 2007 г.
  5. Бурцев В.В. Об этике и принципах финансового контроля // Финансы. 2003. №6. С. 59 – 62.
  6. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О.В. Врублевского. –М.: Юрайт-Издат, 2008.
  7. Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.В. Бюджетное право России. — М.: Велби, 2008.
  8. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина; Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран. — М.: Манускрипт, 2007.
  9. Резников С.С. Государственные финансы. -М.: Финансы и статистика, 2005.
  10. Парыгина В.В., Тедеев А.А. Финансовое право. –М.: Изд-во Эксмо, 2008.
  11. Шевлоков В.З. Финансовый контроль как функция финансового управления // Финансы. М., 2005. №1. С. 55 – 56.
  12. Финансовое право: Учебник /Под ред. Н.И. Химичевой. — М.: Юристъ, 2007.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.94MB | MySQL:120 | 1,453sec