ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО НОТАРИАТА

<

093014 1533 1 ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО НОТАРИАТААктуальность темы исследования определяется следующими положениями. Защита субъектных прав и охраняемых законом интересов граждан в Российской Федерации возложена на различные государственные органы, к которым относится нотариат.

Нотариат представляет систему органов к которым относятся нотариальные конторы (государственные и частные), органы исполнительной власти в населенных пунктах, где нет нотариусов, консульские учреждения.

Ежедневно к нотариусам и должностным лицам на которых возложено выполнение некоторых нотариальных действий обращаются тысячи граждан и представители юридических лиц за удостоверением сделок, за засвидетельствованием копий документов или за совершением других нотариальных действий.

Нотариат в Российской Федерации должен обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, Конституциями республик в составе Российской Федерации, «Основами законодательства РФ о нотариате» защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Организациями, представляющими нотариат, являются нотариальные конторы.

    Нотариальными действиями считаются: удостоверение сделок (договор, доверенность, завещание), оформление наследственных прав, засвидетельствование документов, копий документов, подписей на документах и т.д. Для ряда сделок закон предусматривает обязательную нотариальную форму (завещание).

Основы законодательства о нотариате приняты в 1993 году, на их основании в России произошло реформирование нотариата. Этот закон включил в себя все ценное и положительное из прошлого законодательства, но есть и значительное количество новых норм и институтов, изменилась его организация и структура, наряду с нотариусами, работающими в государственных конторах нотариальные действия теперь совершают нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Цель работы – рассмотреть организационно-правовые основы нотариата в Российской Федерации.

Задачи исследования:

– рассмотреть механизм формирования современной системы российского нотариата;

– охарактеризовать организацию нотариата в Российской Федерации;

– проанализировать экономические основы организации нотариата.

Методической базой исследования явилось применение системно-аналитического, диалектико-правового методов.

Нормативной базой исследования выступили Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральный закон «Основы законодательства РФ о нотариате», Постановления Верховного Совета РФ, правовые акты, регулирующие организационно-правовые аспекты нотариаты.

 

1.1. Становление современного российского нотариата

 

К началу 90-х гг. в России насчитывалось 4,5 тыс. государственных нотариусов. В 1992 г. число их увеличилось еще на 6001. Но проблема обслуживания населения нотариальными конторами без многочисленных очередей в период существования государственного нотариата в РСФСР так и не разрешилась до реформы нотариата, которая была осуществлена после введения в 1993 г. Верховным Советом Российской Федерации Основ законодательства о нотариате.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате были приняты 11 февраля 1993 г.2 и без каких-либо изменений и дополнений действуют по настоящее время. Нормы Основ подразделяются на два раздела: «Организационные основы деятельности нотариата» (ст. 1—34) и «Нотариальные действия и правила их совершения» (ст. 35—109). И если нормы раздела II (ст. 35—109) претерпели незначительные изменения по сравнению с нормами ранее действовавшего Закона о государственном нотариате РСФСР 1974 г., посвященными непосредственно нотариальным действиям и правилам их совершения, то в нормах раздела I Основ (ст. 1—34) закреплены совершенно новые принципы организации нотариата в России.

Главное изменение заключалось в появлении негосударственного, или, как его называют в России, частного (свободного) нотариата: наряду с нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, нотариальные действия в Российской Федерации стали совершать и нотариусы, занимающиеся частной практикой. С этого времени общественный интерес к профессии нотариуса чрезвычайно возрос. Сразу же после введения в действие Основ многие бывшие государственные нотариусы перешли на частную практику. Для этого государственному нотариусу достаточно было подать в орган юстиции лишь заявление. Не позднее чем через две недели после подачи такого заявления государственный нотариус в соответствии с подп. «б» п. 5. Постановления Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г. «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»1 назначался на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, в том же нотариальном округе, где находилась государственная нотариальная контора, в штате которой он состоял.

Однако нотариусам, работавшим в государственных нотариальных конторах и не имевшим высшего юридического образования, лицензии на право нотариальной деятельности не выдавались. В соответствии с п. 5 Постановления Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» органы юстиции субъектов РФ вправе были продлевать действие трудовых договоров на срок не более одного года с момента вступления в силу Основ. Но по приказу Министерства юстиции РФ от 14 марта 1994 г. «О продлении сроков трудовых договоров с нотариусами» лица, не имевшие высшего юридического образования, оставались работать в государственных нотариальных конторах фактически до конца 2000 г., а где-то и дольше, пока после отмены этого приказа2 не закончились сроки их трудовых договоров.

Реформа нотариата в Российской Федерации проходила без какого-либо давления со стороны государства.

Негосударственный нотариат сформировался в России за короткий период. При этом государство не затратило каких-либо своих средств на организацию его деятельности.

Для того чтобы нотариусы, занимающиеся частной практикой, имели возможность создать достойные условия для своей профессиональной деятельности, Верховный Совет Российской Федерации при введении в действие Основ законодательства о нотариате обязал Правительство РФ:

совместно с Центральным и Сберегательным банками РФ рассмотреть вопрос о предоставлении Федеральной нотариальной палате, нотариальным палатам и нотариусам, занимающимся частной практикой, долгосрочных и льготных кредитов на материально-техническое обеспечение их деятельности, в том числе на аренду, покупку и строительство помещений;

обеспечить передачу Федеральной нотариальной палате надлежащего помещения, необходимого для выполнения возложенных на нее функций, поручить органам исполнительной власти на местах в трехмесячный срок передать нотариальным палатам пригодные для использования помещения.

Органам исполнительной власти было рекомендовано предоставлять нотариусам, занимающимся частной практикой, право пользования на льготных условиях помещениями, в которых размещались государственные нотариальные конторы, а также содействовать выделению помещений для нотариусов, занимающихся частной практикой, с предоставлением льгот по арендной плате.

После принятия Основ законодательства о нотариате нотариусы в своей деятельности, а также при выполнении отдельных нотариальных действий, правила совершения которых не установлены Основами, продолжали руководствоваться и нормами Инструкции о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР от 6 января 1987 г. в той части, в какой она не противоречила вновь принятому законодательству. Эта Инструкция с изменениями, внесенными в нее приказом министра юстиции № 34/11-3-23 от 23 апреля 1990 г., действовала, как уже было отмечено, до 26 апреля 1999 г.

После признания утратившей силу Инструкции от 6 января 1987 г. в связи с отсутствием законодательных актов, регулирующих процедурные вопросы нотариальной деятельности, Министерство юстиции РФ утвердило 15 марта 2000 г. Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации. Однако в этих рекомендациях освещен порядок совершения далеко не всех нотариальных действий. Одних же Основ законодательства о нотариате для осуществления нотариальной деятельности явно недостаточно. Принятие нормативного акта, регламентирующего порядок совершения всех нотариальных действий, осуществляемых в Российской Федерации, — первоочередная задача.

В соответствии с Основами законодательства о нотариате была разработана и принята Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти от 19 марта 1996 г.1

 

1.2. Нотариат России в начале XXI века

 

В настоящее время нотариат в Российской Федераций не входит в систему органов исполнительной власти, а нотариус не является должностным лицом, как это было до 1993 г. В период существования советского нотариата государственный нотариус считался должностным лицом, на что было указано в ч. 1 ст. 3 Закона РСФСР «О государственном нотариате» 1974 г. Не является нотариус и представителем государственной власти, хотя он совершает нотариальные действия от имени Российской Федерации. Сегодня нотариус — независимый представитель государства, наделенный им в установленном законом порядке правом совершать нотариальные действия. Вместе с тем свободный статус нотариуса, занимающегося частной практикой, предполагает личную ответственность за каждое совершаемое им нотариальное действие (ст. 17 Основ).

Отмеченные особенности современного российского нотариата — новеллы в нотариальном законодательстве. С появлением их статус российских нотариусов стал соответствовать требованиям латинского нотариата, основанного на романо-германской системе права. Нотариат же, построенный по системе латинского, в мировом нотариальном сообществе считается свободным. Почти сразу же после создания свободного нотариата Российская Федерация в 1995 г. была принята в Международный союз латинского нотариата (МСЛН), объединяющий свободные нотариаты 70 стран. Членами МСЛН являются Германия, Франция, Испания, Италия, Австрия, Швейцария, государства Латинской Америки, Африки, Китай и другие государства всех континентов, за исключением Австралии.

Для достижения этих целей проводятся международные конференции и конгрессы2. Союз имеет свои представительства в ООН, Совете Европы, Организации американских государств, Ватикане, Международной организации по торговле, Комиссии Европейского сообщества, Европейском суде, Европейском парламенте (юридической комиссии и комиссии по правам человека) и многих других межправительственных и неправительственных организациях1.

«Уникальность института нотариата (имея в виду нотариат латинского типа), его полезность, а также экономичность для общества заключается в том, что нотариат позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет них самих, без каких-либо затрат со стороны государства»2.

Основные функции, которые выполняет нотариат в Российской Федерации, — правозащитная и правоприменительная. Совершая нотариальные действия, предусмотренные законодательными актами, нотариусы обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами законодательства о нотариате защиту прав и законных интересов всех обращающихся к ним лиц. Совершение нотариусами предусмотренных законом нотариальных действий от имени Российской Федерации гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов.

Современный нотариат России представлен нотариусами, занимающимися частной практикой, и нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах. При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы в соответствии с ч. 3 ст. 2 Основ законодательства о нотариате имеют одинаковую юридическую силу.

Все нотариусы, занимающиеся частной практикой, объединяются в нотариальные палаты. Нотариальные палаты образуются в каждой республике в составе Российской Федерации, автономной области, автономном округе, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге. Все нотариальные палаты РФ, в свою очередь, объединяются в Федеральную нотариальную палату.

Государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции РФ или по его поручению министерствами юстиции республик в составе Российской Федерации, органами юстиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

В соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации вся ее территория разделена на нотариальные округа. В то же время в городах, имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округом является вся территория соответствующего города, например, нотариальный округ «Санкт-Петербург». Нотариальный округ, в который нотариус назначен на должность, является территорией его деятельности. Самостоятельно изменить территорию своей деятельности нотариус не вправе. Однако на основании совместного решения органа юстиции и нотариальной палаты территория деятельности нотариуса может быть изменена.

При отсутствии в населенном пункте нотариуса некоторые нотариальные действия в соответствии с ч. 4 ст. 1 Основ законодательства о нотариате вправе совершать должностные лица органов исполнительной власти. На территории других государств определенные нотариальные действия от имени Российской Федерации совершают должностные лица консульских учреждений (ч. 5 ст. 1 Основ).

В основном нотариальные действия, конечно же, совершают нотариусы. Но вполне естественно, что в такой огромной стране как Россия есть населенные пункты, в которых нецелесообразно открывать нотариальные конторы, так как число нотариальных действий будет весьма незначительным. Нотариус в такой местности окажется просто без работы, тем более, что по закону он дополнительно почти нигде не вправе работать. В таких населенных пунктах, где нет нотариуса, орган местного самоуправления принимает решение, или руководитель органа издает распоряжение о возложении совершения нотариальных действий на кого-либо из должностных лиц органа. При этом правом совершения нотариальных действий наделяется только одно лицо.

Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления в соответствии с ч. 3 ст. 39 Основ устанавливается специальной инструкций. Методическое руководство по совершению нотариальных действий должностными лицами осуществляют органы юстиции субъектов Российской Федерации.

На территории других государств нотариальные действия от имени Российской Федерации совершают должностные лица консульских учреждений — генеральных консульств, консульств, вице-консульств, консульских агентств. В зависимости от класса этих консульских учреждений нотариальные действия в них совершают: генеральные консулы, консулы, вице-консулы, консульские агенты или по их поручению другие консульские должностные лица.

Для совершения отдельных нотариальных действий в консульское учреждение вправе обращаться не только российские физические и юридические лица, но и иностранные граждане и организации, лица без гражданства. Компетенция должностных лиц консульских учреждений относительно совершаемых ими нотариальных действий определена в Основах. Порядок совершения ими нотариальных действий устанавливается законодательными актами РФ (ч. 2 ст. 39 Основ).

Отличительной особенностью современного российского нотариата является то, что нотариальные действия от имени Российской Федерации совершают не органы государства, как это было в советский период, а конкретные люди — нотариусы, занимающиеся частной практикой или работающие в государственных нотариальных конторах, должностные лица органов местного самоуправления или консульских учреждений, уполномоченные на совершение этих действий.

В советской России считалось, что нотариальное действие совершено государственной нотариальной конторой или исполнительным комитетом районного, городского, поселкового, сельского совета, консульским учреждением, а не конкретным должностным лицом.

До 11 марта 1993 г. нотариат представлял собой «систему государственных органов», на которые законом возлагалось «выполнение определенных нотариальных действий, направленных на юридическое закрепление бесспорных гражданских прав и фактов»1.

 

 

 

 

 

 

 

<

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1. Органы юстиции и нотариат

 

Министерство юстиции РФ и органы юстиции субъектов РФ наделены определенными полномочиями в сфере организации нотариальной деятельности. Часть этих полномочий делегирована только Министерству юстиции РФ, часть — органам юстиции субъектов. Многими же полномочиями органы юстиции обладают совместно с нотариальными палатами.

Так, все нотариусы независимо от того, будут ли они работать в государственной нотариальной конторе или в частной, наделяются полномочиями заниматься нотариальной деятельностью Министерством юстиции РФ, или по его поручению органом юстиции субъекта РФ.

В соответствии с Основами законодательства о нотариате Министерство юстиции РФ:

— определяет порядок выдачи лицензий на право нотариальной деятельности (ч. 3 ст. 3);

— ведет реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой (ч. 3 ст, 1);

— устанавливает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах (ст. 51);

— устанавливает порядок определений места совершения нотариального действия, когда оно должно быть выполнено в определенной нотариальной конторе, но нотариус этой конторы ограничен в праве совершения данного нотариального действия в соответствии с ч. 1 ст. 47 Основ законодательства о нотариате (ч. 2 ст. 47);

— определяет порядок совершения нотариусом нотариального действия, не предусмотренного законодательством Российской Федерации, но относящегося по международному договору к компетенции российского нотариуса (ч. 2 ст. 109).

 

Совместно с Федеральной нотариальной палатой Министерство юстиции РФ:

— утверждает правила нотариального делопроизводства (ч. 1 ст. 9);

— определяет порядок проведения конкурса на занятие должности нотариуса (ч. 3 ст. 12);

— определяет порядок прохождения стажировки (ч. 2 ст. 2);

— утверждает положения о квалификационной и апелляционной комиссиях (ч. 6 ст. 4).

Органы юстиции субъектов Российской Федерации наделены полномочиями назначать работников на должности стажера и помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе (ч. 1 ст. 19 Основ), а также осуществлять контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства (ч. 2 ст. 9) и профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах (ч. 1 ст. 34).

Орган юстиции субъекта РФ, в котором есть нотариусы, занимающиеся частной практикой, совместно с нотариальной палатой:

— осуществляет контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, занимающимися частной практикой (ч. 2 ст. 9);

— определяет количество должностей нотариусов в нотариальном округе (ч. 2 ст. 12);

— учреждает и ликвидирует должность нотариуса в нотариальном округе (ч. 1 ст. 12);

— наделяет полномочиями лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса (ч. 2 ст. 20).

Кроме того, орган юстиции и нотариальная палата принимают совместные решения по вопросам:

— сокращения срока стажировки у нотариуса от одного года до шести месяцев (ч. 2 ст. 2) для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет;

— передачи документов, хранящихся у нотариуса, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу (ч. 6 ст. 12);

— изменения территории деятельности нотариуса (ч. 3 ст. 13).

В нотариальном округе, где нет государственной нотариальной конторы, орган юстиции совместно с нотариальной палатой поручает одному из нотариусов, занимающихся частной практикой, выдавать свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности пережившему супругу, свидетельства о праве собственности умершего супруга в общем имуществе, зарегистрированном за пережившим супругом, а также принимать меры к охране наследственного имущества. По данному вопросу принимается совместное решение органа юстиции и нотариальной палаты.

 

 

2.2. Порядок назначения на должность нотариуса

 

Количество должностей нотариусов в каждом нотариальном округе определяется органом юстиции совместно с нотариальной палатой ч. 2 ст. 12 Основ). В том численном составе, в каком представлен российский нотариат в настоящее время, он сформировался к 2001 г. Однако несмотря на устойчивый количественный состав нотариусов, в каждом нотариальном округе по самым разным основаниям ежегодно заменяется несколько нотариусов.

Основы законодательства о нотариате устанавливают следующие одинаковые требования к профессиональному образованию и подготовке лиц, претендующих на занятие должности нотариуса для работы и в государственной нотариальной конторе, и в частной.

Во-первых, нотариусом может быть назначен гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование.

Во-вторых, лицо, желающее получить должность нотариуса, должно обязательно пройти стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой. Однако для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, срок стажировки может быть сокращен до шести месяцев по совместному решению органа юстиции и нотариальной палаты. В соответствии с Порядком прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержденным решением правления Федеральной нотариальной палаты от 26 мая 2000 г. и приказом Министерства юстиции РФ от 21 июня 2000 г. № 1791, к стажировке допускаются российские граждане, имеющие высшее юридическое образование, полученное в РФ и подтвержденное документом государственного образца, либо полученное в другом государстве и признанное в РФ в установленном порядке, а также обладающие необходимым уровнем подготовки.

Для выявления уровня подготовки лиц, желающих пройти стажировку, проводится экзамен. Количество должностей стажеров ежегодно устанавливается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты.

По положению о порядке прохождения стажировки в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, утвержденному Федеральной нотариальной палатой 6 июня 1994. и Министерством юстиции РФ 7 июня 1994 г., общее количество стажеров в нотариальном округе не регулировалось, но каждый нотариус мог одновременно осуществлять руководство работой не более двух стажеров. Набор стажёров осуществляется централизованно.

После экзамена по совместному решению органа юстиции и нотариальной палаты лицам, показавшим лучшие результаты на экзамене, назначаются руководители стажировки. На основании этого решения со стажером, который будет проходить стажировку в государственной нотариальной конторе, трудовой договор заключается органом юстиции. По окончании стажировки руководитель составляет заключение об ее итогах и представляет заключение на утверждение в орган юстиции или в нотариальную палату. После утверждения заключения стажер считается прошедшим стажировку.

В-третьих, после прохождения стажировки лицо, желающее стать нотариусом, должно сдать квалификационный экзамен. Экзамен принимает квалификационная комиссия, которая образуется при территориальном органе Министерства юстиции РФ с участием представителей нотариальной палаты субъекта РФ. Представители Министерства юстиции РФ могут принимать участие в работе любой квалификационной комиссии (ст. 4 Основ). По Положению о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утвержденному приказом Министерства юстиции РФ от 14 апреля 2000 г. № 1321, комиссия создается сроком на три года в количестве не менее пяти человек. В состав комиссии включаются равное количество представителей органа юстиции и нотариальной палаты, а также, по согласованию, ученые-юристы и представители судейского сообщества. Квалификационный экзамен, как правило, проводится два раза в год. Заявление с просьбой о допуске к квалификационному экзамену подается не менее чем за месяц до его проведения. Информация о сроках, времени, месте приема и перечне документов, необходимых для сдачи квалификационного экзамена, требованиях, предъявляемых к лицам, желающим сдать квалификационный экзамен, дате, времени и месте проведения экзамена, перечне теоретических вопросов, включенных в экзаменационные билеты, порядке обжалования решений комиссии вывешивается в общедоступных местах в помещениях органа юстиции и нотариальной палаты не менее чем за два месяца до проведения экзамена. Там же вывешивается список лиц, допущенных к сдаче экзамена.

Квалификационный экзамен проводится по экзаменационным билетам, в каждом из которых содержится три вопроса: теоретический, задача и задание по составлению нотариального акта. Перечень теоретических вопросов разрабатывается Федеральной нотариальной палатой и утверждается Министерством юстиции РФ. Задачи и задания разрабатываются и утверждаются квалификационной комиссией.

Решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в месячный срок со дня вручения его копии заинтересованному лицу в апелляционную комиссию. Апелляционная комиссия образуется при Министерстве юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах. Она осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утвержденному приказом Министерства юстиции РФ от 21 июня 2000 г. № 1781. Апелляционная комиссия при рассмотрении жалоб истребует из квалификационной комиссии все необходимые материалы. Решение апелляционной комиссии может быть обжаловано в суд в месячный срок со дня его вынесения (ч. 5 ст. 4 Основ).

В-четвертых, лицо, претендующее на должность нотариуса, должна получить лицензию на право нотариальной деятельности. Для этого не позднее 5 дней со дня принятия решения квалификационной комиссией претендент должен подать в орган юстиции заявление о выдаче лицензии на право нотариальной деятельности и документ, подтверждающий уплату сбора за выдачу лицензии, В соответствии с п. 3 постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. сбор за выдачу лицензии составляет пять минимальных размеров оплату труда.

Нотариусам, назначенным на должность до вступления в силу Основ законодательства о нотариате, имеющим высшее юридическое образование и работающим в государственных нотариальных конторах, лицензии на право нотариальной деятельности в соответствии с подп. а) п. 5 Постановления Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 г. выдаются без сдачи квалификационного экзамена и бесплатно2.

В соответствии с Порядком выдачи лицензий на право нотариальной деятельности, утвержденным приказом Министерства юстиции РФ от 26 октября 1998 г. № 150, секретарь квалификационной комиссии представляет в орган юстиции не позднее пяти дней со дня принятия решения квалификационной комиссией имеющиеся у нее документы соискателя лицензии (п. 5). Орган юстиции в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена выдает лицензию или отказывает в ее выдаче. Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется заявителю в письменной форме с указанием причин отказа в трехдневный срок после принятия соответствующего решения. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суд в течение месяца со дня получения решения органа юстиции (п. 6).

Орган юстиции ведет реестр всех выданных лицензий на право нотариальной деятельности. В реестр вносятся следующие сведения:

— регистрационный номер лицензии;

— дата выдачи лицензии;

— фамилия, имя, отчество получившего лицензию, место его жительства, серия и номер паспорта, кем и когда выдан;

— дата решения квалификационной комиссии о сдаче экзамена;

 

— подпись в получении лицензии и дата ее получения;

— номер и дата приказа о назначении на должность нотариуса, помощника нотариуса с указанием нотариального округа;

— место нахождения нотариальной конторы;

— отметка о прекращении полномочий нотариуса; основания прекращения.

Реестр лицензий на право нотариальной деятельности должен быть прошнурован, листы его пронумерованы. Количество листов должно быть заверено подписью руководителя органа юстиции с приложением печати этого органа юстиции. Реестр лицензий хранится 75 лет (п. 7).

Гражданин, получивший, лицензию на право нотариальной деятельности, но не приступивший к работе в должности нотариуса в течение трех лет, допускается к должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена. Помощник нотариуса повторного экзамена не сдает (ч. 4 ст. 3 Основ). Требование об обязательном получении лицензии на право нотариальной деятельности не распространяется на должностных лиц органов местного самоуправления и консульских учреждений, которым предоставлено право совершать определенные нотариальные действия в местности, где нет нотариусов, или за пределами России.

После получения лицензии лицо, желающее стать нотариусом, вправе участвовать в конкурсе. Конкурс проводится после открытия в нотариальном округе вакантной должности нотариуса в порядке, установленном Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.

По Положению о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденному после согласования с Федеральной нотариальной палатой 15 января 1997 г. приказом министра юстиции РФ от 17 февраля 1997 г.1, конкурс объявляется распоряжением органа юстиции не позднее 10 дней со дня открытия вакантной должности. Нотариальная палата об издании распоряжения извещается органом юстиции в трехдневный срок. В распоряжении органа юстиции должны быть указаны:

1) срок проведения конкурса,

2) место и время заседания конкурсной комиссии,

3) срок приема документов на конкурс.

Для проведения конкурса при органе юстиции по его приказу образуется конкурсная комиссия из восьми человек. Комиссия создается из равного количества работников органа юстиции и членов нотариальной палаты, являющихся нотариусами. Персональный состав конкурсной комиссии утверждается приказом органа юстиции. Председателем конкурсной комиссии является руководитель органа юстиции или его заместитель.

Объявление о проведении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, сроках, месте приема и перечне документов, необходимых для участия в конкурсе, требованиях, предъявляемых для замещения вакантной должности нотариуса, месте и времени заседания конкурсной комиссии публикуется в средствах массовой информации или вывешивается в общедоступных местах в зданиях органа юстиции и нотариальной палаты.

Заявления и документы лиц, желающих участвовать в конкурсе, подаются секретарю конкурсной комиссии, назначаемому руководителем органа юстиции из числа членов конкурсной комиссии, являющихся сотрудниками органа юстиции. Список лиц, допущенных к участию в конкурсе, вывешивается в зданиях органа юстиции и нотариальной палаты не позднее семи дней до начала конкурса.

Конкурсная комиссия оценивает конкурсантов на основании представленных ими документов. Лицо, победившее в конкурсе, наделяется полномочиями нотариуса Министерством юстиции РФ или по его поручению органом юстиции (ст. 12 Основ).

В Основах законодательства о нотариате предусмотрена должность и помощника нотариуса: согласно ст. 19 помощником нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, может быть принято лицо, имеющее высшее юридическое образование, прошедшее стажировку, сдавшее квалификационный экзамен и имеющее лицензию на право нотариальной деятельности. Назначение на должность помощника нотариуса в государственную нотариальную контору осуществляется органом юстиции на основании трудового договора, в котором определяются также права и обязанности помощника нотариуса.

Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе самостоятельно нанимать и увольнять работников в свою контору. Современная организация нотариальной деятельности предопределяет необходимость каждому нотариусу, занимающемуся частной практикой, нанимать на работу секретарей, бухгалтера, специалиста по обслуживанию технического оборудования конторы и т.д. Кроме того, нотариус, занимающийся частной практикой, на случай своего временного отсутствия вправе заключить соглашение с лицом, желающим исполнять обязанности этого нотариуса. Такое лицо должно отвечать следующим требованиям: быть гражданином Российской Федерации, иметь высшее юридическое образование, пройти стажировку, сдать квалификационный экзамен, иметь лицензию на право нотариальной деятельности. На основании соглашения, заключенного между нотариусом и лицом, желающим исполнять обязанности отсутствующего нотариуса, орган юстиции совместно с нотариальной палатой наделяет это лицо полномочиями нотариуса. Наделение полномочиями нотариуса может быть осуществлено и заранее с указанием конкретных оснований для замещения, например таких, как отпуск, болезнь, отсутствие по другим уважительным причинам, которые могут возникнуть в течение календарного года.

Полномочия лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, возникают после наделения его правом совершать нотариальные действия и непосредственного исполнения служебных обязанностей нотариуса. Заканчиваются эти полномочия в момент их сдачи нотариусу. Сам же нотариус не вправе совершать нотариальные действия в тот период, когда его временно замещает лицо, наделенное полномочиями нотариуса на время его отсутствия. За исполнение обязанностей нотариуса лицо, временно его замещающее, получает денежное вознаграждение от нотариуса, обусловленное соглашением между ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НОТАРИАТА

 

3.1 Финансирование нотариальной деятельности

 

Государственные нотариальные конторы содержатся за счет отчислений из федерального бюджета Российской Федерации. Взыскиваемая нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, государственная пошлина за совершаемые ими нотариальные действия, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы перечисляется в доход государства. Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, получают заработную плату от государства. Заработную плату от государства получают также стажеры и помощники нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, а также все другие работники конторы.

Источниками финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им от физических и юридических лиц за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера в виде оплаты по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе, а также другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Из этих средств нотариус выплачивает налоги, другие обязательные платежи. Часть полученных денежных средств он расходует на организацию нотариальной деятельности. Оставшиеся денежные средства поступают в собственность нотариуса. Денежные средства, находящиеся на депозитном счете, открытом нотариусом, занимающимся частной практикой, в его собственность никогда не поступают.

В настоящее время нотариусы, занимающиеся частной практикой, должны из полученных ими от клиентов денежных средств производить обязательные отчисления:

  • страховых сумм по договору страхования своей деятельности (ст. 18 Основ);
  • членских взносов в нотариальную палату (ст. 27 Основ);
  • платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования;
  • подоходного налога.

    Размер членских взносов в нотариальную палату ежегодно определяет собрание членов нотариальной палаты, т.е. сами же нотариусы. В одних регионах России нотариусы выплачивают взносы в свою нотариальную палату в процентном отношении к получаемому ими доходу, в других — фиксированные суммы.1

    Кроме членских взносов нотариусы обязаны вносить в нотариальные палаты и другие платежи, необходимые для выполнения ее функций, если общее собрание членов нотариальной палаты приняло об этом соответствующее решение. Эти платежи, как правило, имеют целевое назначение, например, приобретение помещения для нотариальной палаты или его капитальный ремонт, аренда помещения и т.д. Значительная часть полученных нотариусом денежных средств расходуется также на:

  • оплату труда персонала нотариальной конторы;
  • оплату аренды помещения или приобретение помещения в собственность;
  • содержание нотариальной конторы (в том числе оплату коммунальных услуг, ремонт помещения);
  • содержание архива;
  • приобретение оргтехники (ксероксов, факсов, компьютеров и т.д.) и ее ремонт;
  • приобретение необходимой литературы и информационных правовых программ;
  • приобретение бумаги и других канцелярских принадлежностей;
  • оплату за изготовление бланков;
  • оплату услуг связи; и т.п.

    В соответствии с подп. «а» п. 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4463-1 «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»1 при исчислении подоходного налога с нотариуса, занимающегося частной практикой, состав его расходов увеличивается на общую сумму тарифов за совершенные им нотариальные действия, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов, выполнение технической работы в отношении физических и юридических лиц, которым предоставлены льготы по государственной пошлине. Кроме того в состав расходов и расходной части декларации о доходах включаются также суммы затрат на уплату членских взносов в нотариальную палату и обязательных страховых взносов по договору страхования нотариальной деятельности. Все вышеперечисленные затраты исключаются из налогооблагаемой базы.

     

    3.2. Страхование деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой

     

    Нотариус, занимающийся частной практикой, обязан в соответствии со ст. 18 Основ заключить договор страхования своей деятельности. Для заключения договора страхования необходимо подать в страховую компанию, имеющую лицензию на право страхования нотариальной деятельности:

  • письменное заявление;
  • копию приказа о назначении на должность нотариуса, занимающегося частной практикой;
  • копию лицензии на право нотариальной деятельности.

    Нотариус вправе совершать нотариальные действия только после

    заключения договора страхования своей деятельности. Договор страхования считается заключенным с момента уплаты нотариусом страховой премии или первого ее взноса, если в договоре страхования не предусмотрено иное. Договор страхования должен действовать весь период профессиональной деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой.

    Согласно ч. 2 ст. 18 Основ страховая сумма не может быть менее 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Однако для страхования нотариальной деятельности, когда нотариусы повседневно удостоверяют сделки с недвижимостью, автомототранспортными средствами, другим дорогостоящим имуществом, эта сумма настолько незначительна, что ее целесообразно увеличить, как минимум, до 10 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

    Объектом страхования является имущественная ответственность за вред, причиненный третьим лицам в результате ошибки или упущения, допущенных при исполнении профессиональных обязанностей. Ответственность за вред, причиненный нотариусом, занимающимся частной практикой, умышленными действиями, по договору страхования не наступает. Например, в договоре страхования может быть предусмотрена возможность отказа в выплате страховой суммы, если имущественный ущерб причинен в результате;

  • разглашения сведений о совершаемом нотариальном действии;
  • неквалифицированных, ложных сведений при удостоверении
    сделки;
  • сговора нотариуса с третьими лицами;
  • грубой небрежности нотариуса; и т.д.

    Страховым случаем, как правило, признается вступившее в законную силу решение суда, устанавливающее имущественную ответственность нотариуса за причинение материального ущерба клиенту. Но может признаваться страховым случаем и обоснованная претензия клиента при наличии бесспорных доказательств причинения вреда нотариусом.

    В договорах страхования деятельности нотариуса могут быть предусмотрены следующие обязанности нотариуса, как страхователя, перед страховой компанией:

  • поставить в известность страховую компанию о предъявлении
    претензии клиентом;
  • представить в страховую компанию подробную информацию о
    происшедшем (включая копии исков, судебные повестки, имеющиеся документы и материалы);    
  • без письменного согласия страховой компании не принимать каких-либо обязательств об урегулировании требований клиента; и т.д.

    В заключении хотелось бы резюмировать все, что можно сказать о нотариате в Российской Федерации с юридической точки зрения на этот правоохранительный орган. Я считаю, что можно выделить следующие основные черты и особенности нотариата:

    Нотариат в Российской Федерации должен обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, Конституциями республик в составе Российской Федерации, «Основами законодательства РФ о нотариате» защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

    Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с «Основами законодательства РФ о нотариате» нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

    Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет Министерство юстиции Российской Федерации.

    В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.

    Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.

    Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

    При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и исполняют одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

    Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты. Лицензия на право нотариальной деятельности выдается уполномоченными на то органами юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии. Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации. В республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению министерствами юстиции республик в составе Российской Федерации, органами юстиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт- Петербурга.

    Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская Газета. – 25 декабря 1993г.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  4. ФЗ «Основы законодательства РФ о нотариате» от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 в ред. ФЗ от 02.11.2004 г. № 127-ФЗ частью 3 ГК РФ// Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357.
  5. XXIII Международный конгресс латинского нотариата состоялся в Афинах (Греция) с 29 сентября по 5 октября 2001 г.
  6. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4463-1 «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // БВС РФ. 1999. № 2. С 7– 8.
  7. Постановление Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 г. // ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 358.
  8. Положение о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности: утвержд. приказом Министерства юстиции РФ от 14 апреля 2000 г. № 132 // БНА. 2000. № 18-19. С. 41-46.
  9. Положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности: утвержд. приказом Министерства юстиции РФ от 21 июня 2000 г. № 178 // БНА. 2000. № 28. С. 118-121.
  10. Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденному после согласования с Федеральной нотариальной палатой 15 января 1997 г. приказом министра юстиции РФ от 17 февраля 1997 г. // БНА. 1997. № 7. С. 18-20.
  11. Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса: утвержд. решением правления Федеральной нотариальной палаты от 26 мая 2000 г. и приказом Министерства юстиции РФ от 21 июня 2000 г. № 179 // БНА. 2000. №28. С. 115-117.
  12. Приказ от 30 ноября 1999 г. № 346 «Об отмене приказов, распоряжений и писем Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению деятельности нотариата» // БМЮ. 1999. № 12.
  13. Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти от 19 марта 1996 г. // БНА РФ. 1996. № 6.
  14. Авдеенко Н.И., Кабакова М. Л. Нотариат в СССР. Л., 1984.
  15. Вергасова Р.И. Нотариат в России.–М.: Юристъ, 2008.
  16. Гомола А.И. Нотариат. М., 2006.
  17. Денисова Е.Э. Нотариат. М., 2006.
  18. Миронов А.Н. Нотариат. М., 2005.
  19. Репин В.С. Настольная книга нотариуса (теория и практика). М., 2007.

    Репин В.С.
    Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате. М, 2007.

  20. Селянин А.В. Нотариат. М., 2004.
  21. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. Нотариат в Российской Федерации. М., 2005.
  22. Яркое В. В. Нотариат в правовой системе России // Нотариус. 2007. № 2.

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1MB/0.00045 sec

WordPress: 21.46MB | MySQL:118 | 2,579sec