Функции государства

<

010214 0117 1 Функции государства Функции государства — это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение. В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций государства.

В функциях проявляется деятельная целенаправленность государства, его динамичная суть:

1. Функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.

2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене.

3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.

4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.

Выполняя свои функции, государство тем самым решает задачи по управлению общественными делами, осуществляет разностороннюю практическую деятельность внутри страны и на международной арене.

Функции государства — понятия управленческие. В них конкретизируются

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни — внутренней или внешней — осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат — внутриполитических или внешнеполитических — они подразделяются на внутренние и внешние.

Среди внутренних и внешних функций государства различаются функции основные и неосновные. Основные функции — это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.

К внутренним функциям государства относятся: экономическая; социальная; обеспечение прав и свобод человека и гражданина, охрана правопорядка; экологическая; стимулирование научно-технического прогресса и ограничение его вредных последствий; информационная.

Экономическая функция современного государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласовывающей интересы производителей и потребителей. Неотъемлемой частью экономической функции государства является охрана существующих форм собственности — экономического фундамента любого государства.

Социальная функция многообразна по видам и объему государственной деятельности. Главное ее назначение — устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, не допускать большого разрыва между богатством и бедностью, развивать здравоохранение, образование, культуру.

Функция обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка. Охрана правопорядка – функция, присущая любому государству во все исторические периоды его развития. Правопорядок – необходимое условие нормальной жизнедеятельности любого организованного в государство общества, его объективная необходимость. В последние десятилетия в демократических государствах приобрела особую актуальность проблема надежного обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, без чего невозможен демократический правопорядок. Статья 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Поэтому функция охраны правопорядка модифицируется и становится функцией государства по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка.

<

Экологическая функция или функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов. В конце XX – начале XXI в. все мыслящие люди на планете отмечают факт обострения экологических проблем. В больших масштабах загрязнение воздуха, водных источников, повышение радиации, кислотные дожди, сокращение лесов — «легких Земли» — создают реальную угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. В этих условиях экологическая функция приобрела исключительное значение не только в отдельных странах, но и в глобальном, международном масштабе, превратилась в проблему спасения планеты, сохранения человечества.

К появлению новой информационной функции государства подталкивает быстро развивающаяся информатизация общества, создание баз данных, всемирных информационных систем, формирование общемирового информационного пространства.

Информационная функция имеет свой объект воздействия, содержание, способы и структуры обеспечения. Специфика данной функции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленное информирование населения (а подчас и манипулирование общественным сознанием), другие способы передачи информации создают необходимые условия для нормального функционирования всех ветвей власти и органов государства.

К внешним функциям государства относятся: оборона страны; интеграция в мировую экономику, взаимовыгодное экономическое сотрудничество; обеспечение мира; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности, поддержание мирового правопорядка.

1. Функция обороны страны. Данная функция обеспечивает суверенитет, неприкосновенность государственных границ, внешнюю безопасность страны. Оборона страны осуществляется на основе индивидуальных и коллективных действий мирового сообщества по защите от агрессии со стороны других государств или их объединений.

2. Функция интеграции в мировую экономику, взаимовыгодного экономического сотрудничества. Интернационализация мировой экономики, формирование мирового рынка, переплетение экономических интересов, появление транснациональных компаний, другие экономические факторы обусловили появление этой функции.

3. Функция обеспечения мира. Миролюбивые демократические государства заинтересованы в сохранении мира во всем мировом пространстве, исключении локальных и мировых войн, разрешении международных конфликтов и противоречий мирными, дипломатическими средствами.

4. Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности, поддержания мирового правопорядка. Названная функция является, пожалуй, самой динамичной и многообразной по направленности: количество глобальных (мировых) проблем не сокращается, а увеличивается, актуализируются задачи поддержания мирового правопорядка. Эта функция предполагает нахождение взаимоприемлемых решений таких проблем, которые затрагивают интересы каждого народа данной страны и человечества в целом и требуют участия в их решении всех государств мира.

Функции государства имеют объективный характер, но реализуются сознательной деятельностью людей. Все они тесно взаимосвязаны, действуют в системе, осуществляются соответствующими государственными органами. Динамика и изменчивость функций государства зависит от задач, стоящих перед обществом в ходе исторической эволюции, и целей, которые оно преследует.

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА

 

Федерация (от позднелат. foederatio — союз, объединение), наряду с унитарной формой, представляет собой одну из основных форм территориальной организации государства. Как форма государственного устройства, она предполагает особый характер отношений между федеральными органами власти и органами составляющих федеративное государство территориальных частей — субъектов федерации.

Федерация юридически нерасторжима, т.е. ее субъекты не обладают суверенитетом и не имеют права сецессии (выхода из состава федерации).

На примере Российской Федерации выделяются следующие конституционные принципы правового регулирования федеративных отношений:

  1. суверенитет Российской Федерации над всей ее территорией
    (ст. 4, 71);
  2. верховенство на всей территории Российской Федерации Конституции РФ и федеральных законов (ст. 67);
  3. целостность государственной территории (ст. 1, 3, 67);

    4) прямое действие Конституции РФ на всей территории Федерации (ст. 15);

  4. конституционное закрепление порядка изменения внешних внутренних границ государства (ст. 67, 71, 131);    
  5. единство правового режима территории Российской Федерации в вопросах экономики (единство экономического пространства), свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории, поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности (ст. 8). В качестве основных конституционных формул построения Российской федеративной государственности следует признать ч. 1 ст. 1 «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративно-правовое государство с республиканской формой правления», а также положение ч. 1 ст. 4 Конституции РФ: «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию».

    «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности…» (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ). Федерация в отличие от конфедерации как международно-правового по своему характеру союза государств — единое союзное государство, в составе которого имеются определенные национально-государственные и административно-территориальные образования, обладающие властью и полномочиями в отношении тех вопросов, которые не входят в компетенцию федеральной власти.

    Согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ является одним из конституционных принципов российского федерализма.

    Федеративный договор — в РФ один из источников конституционного права, наличие которого обусловлено федеративным устройством государства, договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти в РФ. Понятие «Федеративный договор» охватывает 3 договора, подписанных 31.03.1992 г. между федеральными органами государственной власти и органами всех видов субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий: а) «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации»; б) «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами
    власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации»; в) «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами
    власти автономной области, автономных округов Российской Федерации».

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.87MB | MySQL:123 | 2,196sec