ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

<

091814 0145 1 ГОСУДАРСТВО И ПРАВОГосударство — это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе. Государство — организация непосредственного политического властвования. Все другие организации, входящие в политическую систему общества, участвуют в осуществлении власти опосредованно, через государство, в различной мере и различных формах сотрудничая с ним.

Связь государства и права представляется такой: государство не порождает право, не производит его, а является, с одной стороны, зависимом, подчиненной ему силой, а с другой – мощным средством, поддерживающим и усиливающим мощь государства, его потенциал в общественной системе. Государство использует право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право ему это позволяет. Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики. Не только государство, но и право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение.

Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляет в сфере правотворчества и правореализации. Право формируется при непременном участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько завершает правообразовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуры, исторических традиций народы и пр. И нельзя неодооценивать это.

Творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем: 1) в осуществлении правотворческой деятельности; 2) в санкционировании государством норм, которые не имеют прямого государственного характера; 3) государство обеспечивает развитие всей системы источников права.

Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализации права. Назначение государства как раз и проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создавать фактические, организационные, юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей.

Государство обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государство нуждается в праве не менее чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется: 1) во внутренней организации государства и 2) в его деятельности. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. Принципиально важное значение права во внутренней организации государства проявляется в том, что оно создает юридические гарантии против возможной узурпации власти одной из ветвей власти.

Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью: 1) Право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства. 2) Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан. 3) Право закрепляет специфические интересы наций и народностей и тем самым воздействует на государственную власть в её взаимоотношениях с нациями и народностями. 4) Правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением. 5) Право выступает в современных условиях языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом в целом. 6) Право является основным средством легитимации государственного принуждения. Право определяет основания, пределы и формы государственного принуждения.

2. ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФОРМА

    

В современной научной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества.

Поэтому более точной будет следующая формулировка: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества всех его граждан.

Представители социологического определения понятия государства выделяют три его признака: 1) совокупность людей — народ; 2) господствующую над ними власть: 3) территорию как предел действия этой власти. Во взаимосвязи эти признаки образуют понятие о Государстве как соединении людей под одной властью в пределах определенной территории.

Форма государства всегда выступает как непосредственное выражение его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова в конечном счете и его форма.

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть.

В настоящее время под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. В то же время форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др.

Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и; политического (государственного) режима.

Следовательно, понятие формы государства охватывает:

а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;

в) методы и способы осуществления государственной власти.

При рассмотрении формы государства важно иметь в виду, что форма государства, так же как его сущность и содержание, никогда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной, неизменной.

Форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

К числу последних можно отнести признаки, характеризующие порядок формирования и организацию высших органов государственной власти или, иначе говоря, форму правления. Эту сторону формы государства определяют:

  • структура и полномочия высших органов государственной власти страны;
  • порядок их образования и взаимоотношений между собой;
  • степень участия населения в формировании этих органов и влияние на принимаемые ими решения.

    Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяют монархические и республиканские формы правления. «Монархия и республика как основные формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории»1.

    В свою очередь, монархии делятся на абсолютные и ограниченные.

    Республикой (лат. Res publica — общественное дело) называется такое государство, в котором верховная власть в стране принадлежит избранным на определенный срок органам государственной власти.

    Смешанная (полупрезидентская) республика характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления.

    Форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление государства на составные части — административно-территориальные единицы, автономные культурные, политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер соотношения государства в целом и отдельных ее частей.

    При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства — конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

    Унитарное государство — это целостное централизованное государство, административно-территориалъные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.

    Федеративное государство (федерация) — сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

    Конфедерация — это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств — Членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

    Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

    Следует привести следующие признаки функций государства:

  1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе, либо на протяжении своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере.
  2. В функциях выражается сущность государства.
  3. Выполняя свои функции, государство решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.
  4. Функции государства – понятие управленческое. Они концентрируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества. По-видимому этот пункт является спорным, в связи с проблемой разделения понятий функции государства и функции управления.
  5. Реализуются функции в определенных формах и особыми, характерными для государственной власти методами.

    Именно совокупность этих признаков позволяет утверждать, что в действительности речь идет о функциональной характеристике государства, о наличии у того или иного государства соответствующих функций.

    Функции государства по сути своей объективны, так как обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора — выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций несомненно вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни.

    <

    Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые он преследует. Задача — это то, что требует разрешения, а функция — вид деятельности, направленной на такое разрешение.

    Функции государства необходимо отличать от функций его отдельных органов, которые раскрывают социально-целевое назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию.

    В функциях государства прослеживается прямая связь не только с, социально-классовой сущностью и содержанием государства, но и с его непосредственными, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития основными целями и задачами. Характер функций также определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним целей и задач.

    Наиболее распространенным является разделение функций государства на внутренние и внешние — в зависимости от целей, а также в зависимости от важности и социальной значимости тех или иных направлений.

    В зависимости от продолжительности времени своего действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции присущи государству на всех этапах его существования и развития (Например, экономическая функция), временные функции характеризуются непродолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач государства на отдельных этапах его жизни.

    По социальной значимости принято выделять основные и неосновные.

    К внутренним функциям государства относятся: 1) Функция охраны правопорядка. 2) Экономическая функция. 3) Социальная функция. 4) Экологическая функция.

    Внешние функции: 1) Функция обороны – это исторически первая внешняя функция государства. 2) С функцией обороны тесно связана функция захвата чужих территорий и сфер влияния. 3) В современных условиях у государства возникает новая функция – функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка, основанного на международном праве. 4) Поддержанию мира и международного правопорядка способствует осуществление такой функции, как функция сотрудничества государств в сфере экономики, экологии, культуры, науки, здравоохранения и.т.д. 5) Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. 6) Охрана мировой окружающей среды.

     

     

    3. ПРАВО И ЕГО СУЩНОСТЬ. ПРАВО И МОРАЛЬ

     

    Одна из общих характеристик права заключается в том, что оно – способ установления объективной меры вещей, метод социальной регуляции. В различные исторические периоды те или иные социальные и политические структуры посредством понятия «право» стремятся утвердить в своих интересах определенные социальные отношения, принципы, порядки, действия, нормы, идеалы и обосновать их соответствие социальной правде, справедливости.

    Сущность права – это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

    Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе. Понимание воли в праве в отстаиваемом подходе исключает сведение права, к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли.

    Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью; отвечает требованиям нормативности; имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.); является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере приемлема для них; соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования.

    Для понимания природы права принципиально важно иметь в виду следующее: право выступает 1) в форме идей, представлений; 2) юридических предписаний (велений или установлений), исходящих от государства; 3) действий или отношений, в которых реализуются идеи, принципы и предписания, права. В теоретической юриспруденции с давних пор ведутся споры о том, что следует признавать важнейшим элементом права — идеи, нормы или действия (отношения).

    По своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.

    С учетом существенных свойств целесообразно отметить следующие признаки права:

    1. Право есть система нормативного регулирования, основанная на учете интересов различных слоев общества, их согласии и компромиссах. Соответствие права согласованным интересам или общей воле придает ему реальность, а в конечном счете социальный вес. И, напротив, если нормативные требования не выражают общей воли, то никакими механизмами, в том числе принудительной силой государства, нельзя обеспечить их полное исполнение. Выражение в праве согласованных интересов участников регулируемых отношений придает ему обязательность, всеобщность, утверждает в качестве господствующей системы нормативного регулирования.

    2. Право есть мера, масштаб свободы и поведения человека. В указанном аспекте право отражает: 1) меру полноты (объема), доступности, реальности прав, свобод личности, возможностей для ее инициативного поведения; 2) меру допустимых ограничений свобод человека.

    3. Право обеспечивается государственной властью. Государство участвует в правообразовании, в охране права.

    4. Нормативность есть исходное и основополагающее свойство права, придающее ему качество специфического регулятора, координатора деятельности людей. Нормативность выражается через систему регулятивных средств различного уровня. Наибольшей формально-юридической определенностью характеризуются нормы-предписания — юридические установления, исходящие от государства. В то же время им присущи и издержки. Они обладают гораздо меньшим уровнем нормативности в сравнении с принципами права, всегда требуют официального удостоверения в правотворческих актах. Наиболее универсальным регулятором выступают принципы права, которые характеризуются высоким уровнем нормативности и не обязательно требуют закрепления в социальных актах.

    5. Право есть реально действующая система нормативной регуляции. Право существует, «напоминает» о себе постольку, поскольку оно действует, т.е. отображается в сознании, психике людей, осуществляется в их практических действиях.

    6. Право не тождественно закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Закон (иной нормативный акт государства), не отвечающий идеям права, его природе, ценностям и приоритетам личности, может в установленном порядке признаваться недействительным и, следовательно, в этом случае правом не является.

    Функции права – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. Соответственно этому можно отметить следующие особенности функции права:

  6. Функции права производны от его сущности и определяются назначением права в обществе.
  7. Функции права – это такие направления его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которых порождает необходимость существования права как социального явления.

    3. Функции выражают наиболее существенные, главные черты права и направлены на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества.

    4. Функции права представляют направления его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений.

    5. Постоянство как необходимый признак функции характеризует непрерывность, длительность действия этой функции.

    Нормы морали (нравственности) – правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.

    Как вид социальных норм моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.

    Наиболее распространенным и аргументированным является представление об абсолютно социальном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора. Любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой группе индивидов. Моральные нормы регулируют не «внутренний» мир человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований. В конечном счете их реализация зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его индивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такие индивидуализированные моральные категории, как совесть, долг, которые направляют поведение человека в русло социальной нравственности. Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка в значительной мере определяет и его социальную значимость.

    Единство правовых норм и норм морали, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

    Вместе с тем нормы права и нормы морали отличаются друг от друга следующими признаками:

    1. По происхождению. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в законную силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действий.

    2. По форме выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей. Правовые же нормы получают выражение в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях).

    3. По способу охраны от нарушений. Нормы морали и нормы права в правовом гражданском обществе в подавляющем большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается внутренним убеждениям, а также средствами общественного мнения. Такие способы охраны вполне достаточны для моральных норм. Для обеспечения же правовых норм применяются еще и меры государственного принуждения.

    4. По степени детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения (будь добрым, справедливым, честным). Правовые же нормы представляют собой детализированные, по сравнению с моральными нормами, правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений.

    Нормы права и нормы морали органически взаимодействуют между собой. Они взаимообуславливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.

    Точная реализация правовых норм означает одновременно воплощение в общественную жизнь требований морали. В свою очередь, нормы морали оказывают активное влияние на создание и реализацию правовых норм. Требования общественной нравственности всемерно учитываются нормотворческими государственными органами при создании правовых норм. Особо важную роль моральные нормы играют в процессе применения норм права компетентными органами при решении конкретных юридических дел. Так, правильное юридическое решение судом вопросов об оскорблении личности, хулиганстве и других во многом зависит от учета моральных норм, действующих в обществе.

    Таким образом, право активно содействует утверждению прогрессивных моральных представлений в обществе. Нормы морали, в свою очередь, наполняют право глубоким нравственным содержанием, содействуя эффективности правового регулирования, одухотворяя действия и поступки участников правоотношений нравственными идеалами

    4. НОРМА ПРАВА: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ

     

     

    Норма права является образцом (моделью) типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Она определяет границы возможного или должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных взаимоотношениях.

    Норма права – это исходящее от государства и им охраняемое общеобязательное формально-определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений.

    Поскольку нормы права — одна из разновидностей социальных норм, на них распространяются общие черты, присущие этим нормам.

    В современной юридической литературе норма права тоже определяется как правило или мера должного поведения. Но вместе с тем выделяются и раскрываются и другие ее формально-юридические признаки. Среди них: а) непосредственная связь норм права с государством (издаются или санкционируются государством); б) выражение ими государственной воли; в) всеобщий и предоставительно-обязывающий характер правовых норм; г) строгая формальная определенность предписаний, содержащихся в нормах права; д) многократность применения и длительность действия правовых норм; е) их строгая соподчиненность и иеархаичность; ж) охрана норм права государством; з) применение государственного принуждения в случае нарушения содержащихся в нормах права велений.

    В настоящее время доминирует, и не без оснований, идея трехзвенной структуры правовой нормы. То есть норма права состоит не из двух, а из трех составных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции.

    Научная и практическая ценность классификации правовых норм зависит от обоснованного выбора ее критериев, оснований. Юридические нормы можно подразделить на виды по различным основаниям.

    По функциональной роли в механизме правового регулирования нормы права классифицируются на исходные нормы и нормы-правила поведения, общие и специальные.

    С учетом функциональной роли юридических норм в правовом регулировании их подразделяют также на общие и специальные. Такое деление отражает тот факт, что и те и другие, будучи предписаниями общего характера, различаются между собой по степени общности и сфере действия.

    По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) юридические нормы подразделяются на нормы государственного, административного, финансового, земельного, гражданского, гражданско-процессуального, трудового, уголовного и иных отраслей права.

    В зависимости от их прямой связи и принадлежности к различным институтам нормы права определяются соответственно в рамках каждой в отдельности отрасли права.

    В гражданском праве в зависимости от принадлежности к различным институтам выделяются группы норм права, регулирующие отношения, касающиеся ценных бумаг, различных гражданско-правовых сделок, исков, права собственности и других вещных прав.

    Отраслевые нормы делятся на материальные и процессуальные. Различие между ними в том, что первые отвечают на вопрос «что регулируют нормы права?», а вторые – «как?».

    По методу правового регулирования нормы права классифицируются на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные.

    Содержание методов правового регулирования составляют в основном следующие способы воздействия на поведение субъектов.

    По субъекту правотворчества, то есть в зависимости от органа, издавшего те или иные юридические нормы, они подразделяются на законодательные нормы, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные нормы, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнение закона.

    По этому основанию различают нормы права, которые содержатся в законах и подзаконных актах (постановлениях правительства, приказах министров и т. д.). В свою очередь, нормы, содержащиеся в законах, подразделяются на нормы конституционных и нормы текущих (обычных) законов.

    По сфере действия нормы права разграничиваются на нормы общего действия (значения), ограниченного действия, локальные.

    В зависимости от времени действия нормы права подразделяются на нормы постоянного действия, или обычные нормы (действуют до их отмены в установленном порядке), и нормы временного действия (указывается срок, по истечении которого они теряют юридическую силу).

    По месту действия нормы делятся на те, которые распространяются на всю территорию страны, и действующие на части территории. В России это нормы, действующие на всей территории Федерации, нормы, действующие на территории ее субъектов, нормы местного значения (в пределах определенной административно-территориальной единицы или региона, скажем, Крайнего Севера).

    В зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм права, они подразделяются на общие и специальные нормы.

    По характеру и степени определенности диспозиции правовые нормы классифицируют на абсолютно определенные, относительно определенные и бланкетные нормы.

    Получило распространение деление правовых норм на основании особенностей их структурных элементов. Так, по форме выражения диспозиции нормы права подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

    Своеобразный вид правовых норм, выделяемых в зависимости от особенностей диспозиции, составляют бланкетные нормы, в которых содержатся лишь общее направление, своего рода каркас правила поведения, тогда как его конкретизация, наполнение определенным содержанием поручается соответствующему государственному органу.

    Бланкетные нормы отличаются от других правовых норм тем, что они устанавливают правила поведения лишь в самой общей форме, никак не конкретизируя их.

    В зависимости от характера и степени определенности предусмотренных в норме санкций нормы права подразделяют на нормы с абсолютно определенными, относительно определенными, альтернативными и кумулятивными санкциями.

    Наряду с рассмотренными основаниями классификации в юридической литературе предлагаются и некоторые иные критерии деления правовых норм.

    Классификация юридических норм способствует выявлению и практическому использованию их богатейших, разносторонних возможностей в осуществлении и совершенствовании правового регулирования, а следовательно, и постоянно возрастающей роли в развитии общества.

     

    5. РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА

     

    По разным основаниям выделяются разные формы реализации правовых норм. По характеру правореализующих действий, обусловленных содержанием правовой нормы, следует выделит четыре формы: соблюдение, исполнение, использование и применение права.

    1. Соблюдением реализуются запрещающие нормы. Суть этой формы состоит в пассивном воздержании от совершения действий, находящихся под запретом.

    2. Исполнение требует активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний.

    3. Использование права направлено на осуществление правомочий лица, и, следовательно, по его усмотрению здесь может иметь место как активное, так и пассивное поведение.

    4. Особое место занимает применение права как комплексная властная деятельность по реализации правовых норм, сочетающая в себе одновременно разные поведенческие акты.

    Классификация форм реализации законодательной воли в практическом отношении тесно связана с избранием методов обеспечения нормального процесса реализации правовых норм и достижения требуемых законодателем результатов.

    Реализация права, т.е. претворение правовых предписаний в жизнь, в поведение людей, невозможно без уяснения содержания юридических норм, выяснения воли законодателя, заключенной в них. Этот процесс выявления воли в юридической науке и практике определяется понятием «толкование права».

    В юридической науке и практике употребляется термин «толкование права (или закона)». С одной стороны, он обозначает определенную интеллектуально-волевую деятельность по установлению подлинного содержания норм права в целях их реализации. С другой стороны, под толкованием понимается результат мыслительного процесса, который фиксируется в совокупности языковых высказываний, отражающих содержание норм права.

    Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования. Оно включает в себя два самостоятельных компонента: уяснение и разъяснение.

    Задача толкования норм права может быть определена следующим образом: «толкование должно воспроизвести те представления и понятия, которые связывал с данной нормой её создатель» 1.

    В юридической науке и практике различают следующие виды толкования: грамматический, систематический, логический, историко-политический, специально-юридический, телеологический и функциональный.

    Грамматическое толкование. После уяснения смысла слов и терминов устанавливается смысл предложений, посредством которых сформулирована норма права. Для этого сопоставляются грамматические формы слов (род, число, 1 падеж…), выявляются связи между словами и предложением, устанавливаются синтаксическая и морфологическая структура предложений (знаки препинания, соединительные и разъединительные союзы и др.).

    Логическое толкование – это толкование правового акта по его смыслу с использованием логических приемов, интерпретатор оперирует материалом только самой нормы, не обращаясь к другим средствам.

    Систематическое толкование заключается в уяснении смысла толкуемой нормы путем сопоставления ее с иными нормами.

    Цель историко-политического толкования – установить смысл норм права, исходя из условий их возникновения.

    Специально-юридическое толкование. Выражение воли законодателя, содержащейся в нормах права, осуществляется не только с помощью общепотребительных слов, но и специфических терминов.

    Телеологическое (целевое) толкование – это уяснение смысла закона в связи с его целевым назначением.

    При функциональном толковании рассматриваются условия и факторы, в которых функционирует, действует, реализуется толкуемая норма и которые оказывают влияние на ее содержание.

    Буквальное толкование. Буквальное (адекватное) толкование означает полное соответствие словесного выражения норм права с ее действительным смыслом.

    Ограничительное и распространительное толкование. При ограничительном толковании содержание нормы права оказывается уже ее текстуального выражения.

    При распространительном толковании содержание (смысл) толкуемой нормы оказывается шире ее текстуального выражения.

    В зависимости от субъектов, дающих толкование, и обязательности толкования различают официальное и неофициальное толкование.

    Официальное толкование дается уполномоченными на то государственными органами, его результаты обязательны для всех субъектов права, формулируется оно в специальном акте (разъяснении).

    Официальное толкование подразделяется на аутентическое и легальное.

    Неофициальное толкование – это толкование норм индивидуальными применителями (гражданами, юридическими лицами), оно носит частный характер и не является юридически обязательным. Сила его только в глубине анализа, в убедительности и обоснованности. Неофициальное толкование подразделяют на обыденное, профессиональное и доктриальное.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

    1. Конституция РФ 12 дек. 1993 г. М., 1993.
    2. Алешин Ю.А. Политика. Право. Мораль. М., 1982.
    3. Алексеев С.С. Государство и право. М., 2003.
    4. Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. – М.: Юрайт, 2004.
    5. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2004.
    6. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. М., 2003.
    7. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2003
    8. Теория государства и права. Екатеринбург, 1998.
    9. Черданцев А.Ф. Толкование советского права. –М.: Юридическая литература, 1979.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.57MB | MySQL:123 | 1,946sec