ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ УЧЕТ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

<

100614 1642 1 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ УЧЕТ  В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯПод индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета всех необходимых сведений о каждом застрахованном лице для целей государственного пенсионного страхования.

Поскольку сведения персонифицированного учета будут играть все более важную роль в жизни населения, формируемая система персонификации плательщиков предусматривает также выполнение дополнительных функций по проверке этих сведений. Так, в частности, предусматривается документальная и камеральная проверки (по образцу проверок расчетных ведомостей плательщиков взносов в ПФР) всех предприятий и организаций по вопросу правильности отражения в сведениях персонифицированного учета стажа и заработка работников. Эти проверки должны производиться сотрудниками ПФР систематически.

В результате перечисленных фискальных мер достоверность фиксации пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется не в момент обращения за пенсией, а систематически в ходе их работы. В итоге к моменту выхода на пенсию у работника не возникнет проблем с подтверждением его трудового и специального стажа, поскольку соответствующие данные будут проверены и сохранятся в его индивидуальном лицевом счете.

Рассмотренные выше теоретические и практические проблемы, которые решаются внедрением персонифицированного учета в систему пенсионного страхования, являются одним из ключевых звеньев пенсионной реформы и создают необходимые информационно-технологические предпосылки для реализации базовых принципов пенсионного страхования в пенсионной системе России.

По программе персонификации плательщиков взносов в ПФР их первичная регистрация будет продолжаться, по оценкам специалистов, три года с постепенным (по мере программно-технической отработки) накоплением данных об уплате страховых взносов. Для осуществления практического применения данных персонифицированного учета при исчислении размера пенсии необходимо сформировать информационную базу по персонифицированному учету не только плательщиков, но и заработной платы, и страховых взносов в соответствии с условиями действующего пенсионного законодательства за период не менее 2—5 лет.

Ряд региональных отделений ПФР уже сейчас приступили к назначению (перерасчету) пенсий на основе сведений системы персонифицированного учета. Однако наиболее достоверные и практически апробированные результаты по исчислению и перерасчету размера пенсии для оценки эффективности индивидуального (персонифицированного) учета граждан будут получены не ранее 2003—2005 гг.

Порядок и условия персонифицированного учета всех застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования установлены Федеральным законом РФ № 27-ФЗ от 1 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и неоднократно изменялись и дополнялись. Однако в связи с проведением радикальной пенсионной реформы в него были внесены принципиальные новшества (Федеральные законы РФ № 138-ФЗ от 25 октября 2001 г. и № 198-ФЗ от 31 декабря 2002 г.), на которых следует остановиться.

Современная система персонифицированного учета застрахованных в ПФР лиц направлена на:

• создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

• обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении;

 

• создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, а также для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;

• развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в ПФР;

• создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;

• информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату трудовых пенсий, определения тарифа страховых взносов в ПФР, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования;

• упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.

Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования строится на принципах:

• единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

• всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в ПФР и учета сведений о застрахованных лицах;

• доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем, которыми располагают органы ПФР, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет;

• использования сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы ПФР, исключительно для целей пенсионного обеспечения, в том числе для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации о профессиональных пенсионных системах;

• соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым страхователем, в том числе физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически уплаченных и поступивших суммах страховых взносов;

• осуществления персонифицированного учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения трудовой пенсии согласно пенсионному законодательству Российской Федерации, в том числе для реализации застрахованными лицами пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации о профессиональных пенсионных системах.

Орган, осуществляющий персонифицированный учет в системе обязательного пенсионного страхования, — Пенсионный фонд России.

 

На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо в ПФР открывается индивидуальный лицевой счет застрахованного с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, позволяющие однозначно его идентифицировать для решения задач обязательного пенсионного страхования, выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета основных требований современной пенсионной системы.

Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов).

В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются:

1) страховой номер;

2) фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении;

3) дата рождения;

4) место рождения;

5) пол;

6) адрес постоянного места жительства;

7) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов;

8) гражданство;

9) дата регистрации в качестве застрахованного лица;

10) периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

11) иные периоды, засчитываемые в страховой стаж;

12) заработная плата или доход, на которые начислены страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов;

14) суммы уплаченных и поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносов;

15) сведения о расчетном пенсионном капитале, включая сведения о его индексации;

16) сведения об установлении трудовой пенсии и индексации ее размера, включая страховую часть трудовой пенсии;

17) сведения о закрытии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

В специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица отражаются:

 

1) суммы страховых взносов, поступивших на накопительную часть трудовой пенсии;

2) сведения о выборе застрахованным лицом инвестиционного портфеля (управляющей компании);

3) сведения, отражающие результаты ежегодной передачи средств пенсионных накоплений на инвестирование управляющим компаниям;

4) сведения, отражающие результаты временного размещения средств пенсионных накоплений в период до отражения их в специальной части индивидуального лицевого счета;

5) сведения, отражающие учет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений;

6) сведения, отражающие учет необходимых расходов на инвестирование средств пенсионных накоплений;

7) сведения о передаче средств пенсионных накоплений от одной управляющей компании другой;

8) сведения о передаче средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд;

9) сведения о передаче средств пенсионных накоплений из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд;

10) суммы произведенных выплат за счет средств пенсионных накоплений.

Законом установлено, что после принятия соответствующего закона о профессиональных пенсионных системах аналогичные показатели должны отражаться в профессиональной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Специальная и профессиональная части индивидуального лицевого счета могут содержать также другие сведения, передаваемые в органы ПФР в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Содержащиеся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сведения систематически уточняются и дополняются.

Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица хранится в ПФР в течение всей жизни застрахованного лица, а после его смерти—в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел.

В случае смерти застрахованного лица сведения о его смерти передаются в течение одного месяца со дня регистрации смерти соответствующим органом записи актов гражданского состояния в тот орган Пенсионного фонда, где зарегистрирован в качестве страхователя орган государственной власти субъекта Российской Федерации, образовавший орган записи актов гражданского состояния.

Сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, относятся к категории конфиденциальной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору или заключившее договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, получает указанное страховое свидетельство через страхователя.

Физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, получает страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования непосредственно в органах ПФР по месту своей регистрации в качестве страхователя.

Страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования хранятся у застрахованных лиц.

При изменении у застрахованного лица сведений они отражаются в его индивидуальном лицевом счете, при этом соответствующие органы ПФР выдают застрахованному лицу новое (взамен выданного ранее) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования с тем же страховым номером индивидуального лицевого счета.

Сведения о застрахованных лицах представляются страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.

Страхователь представляет в соответствующий орган ПФР сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. За этих лиц страхователь уплачивает страховые взносы.

Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы ПФР по месту своей регистрации в качестве страхователей. Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществляется органами ПФР.

На застрахованных лиц, признанных в установленном порядке безработными, сведения представляются органами службы занятости населения.

Сведения представляются в органы ПФР в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.

Срок хранения органами Пенсионного фонда документов в письменной форме, а также документов в электронной форме, юридическая сила которых подтверждена электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, содержащих сведения о страховых взносах и страховом стаже и представляемых в ПФР страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, для целей индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования составляет не менее шести лет.

Срок хранения органами ПФР документов в вышеуказанных формах, содержащих иные сведения, составляет не менее трех лет.

Органы ПФР осуществляют прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц.

Для этого страхователь представляет в соответствующие органы ПФР сведения о работающих у него застрахованных лицах в следующих случаях:

• при начальной регистрации застрахованных лиц для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;

• при приеме на работу граждан, не имевших до этого страхового стажа и страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, или при заключении с гражданами договоров гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

• при ликвидации и снятии с учета в качестве страхователя;

• при утрате работающим у него застрахованным лицом страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования;

• при изменении сведений о работающих у него застрахованных лицах.

<

Физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в соответствующие региональные органы ПФР сведения в следующих случаях:

• при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;

• при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя;

• при снятии с учета в качестве страхователя;

• при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования;

• при изменении сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.

Граждане России, работающие за пределами территории Российской Федерации и добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, а также физические лица, уплачивающие страховые взносы за других физических лиц (физическое лицо) в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в соответствующий орган Пенсионного фонда сведения.

Страхователи представляют в соответствующие органы ПФР по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже — на основании приказов и других документов по учету кадров.

Страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;

7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;

8) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;

9) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.

Дополнительно к указанным сведениям страхователь один раз в год в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Страхователь представляет сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют указанные сведения в том же порядке.

Застрахованным лицам, подавшим заявления о выходе на трудовую пенсию, указанные сведения передаются в течение 10 календарных дней со дня подачи заявлений.

Физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;

4) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа.

Граждане, имеющие право на зачет в страховой стаж иных периодов в соответствии с Законом № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», могут обращаться в органы ПФР для получения страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования и включения этих периодов в свой индивидуальный лицевой счет.

Закон предоставляет право каждому застрахованному лицу:

• получить бесплатно один раз в год в органах ПФР по месту жительства или работы сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете;

• получить бесплатно у страхователя копию сведений о себе, представленных страхователем в ПФР для индивидуального (персонифицированного) учета;

• в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы ПФР либо в суд.

Для выполнения своих функций по персонифицированному учету органы ПФР имеют право:

• требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений;

• в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу;

 

• получать ежегодно от негосударственных пенсионных фондов сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию.

Страхователи, в том числе физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ: ПОНЯТИЕ, РАЗМЕРЫ, УСЛОВИЯ И СРОКИ ВЫПЛАТЫ

 

Система государственных пособий в России за последние годы претерпела существенные изменения, по существу сформировалась заново.

Пособия — это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

В отличие от пенсий — постоянного и основного источника средств к существованию — пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии).

Впервые в России пособие по безработице установлено Законом от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации», который действует в новой редакции, с изменениями и дополнениями на 22 августа 2004 г.

В соответствии с данным нормативно-правовым актом безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих професии (специальности) — паспорта и документа об образовании.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Безработными не могут быть признаны граждане:

— не достигшие 16-летнего возраста;

— которым назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

— отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органе службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации одной и той же профессии, специальности) дважды;

— не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

— осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Законодательством закреплен следующий порядок определения размеров пособия по безработице. Гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям (кроме тех, которые указаны ниже), пособие устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).

Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным из организаций по собственному желанию без уважительных причин; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице.

Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента.

 

Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о его назначении принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Каждый период выплаты пособия по безработице по общему правилу не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших); стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенных из организаций по собственному желанию без уважительных причин; уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия; уволенных из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также для граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать в месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом общий период выплаты пособия по безработице для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение пособия по безработице.

Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

 

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц. Размеры пособия по безработице дифференцированы и зависят различных факторов. Так, пособие по безработице гражданам, пенным из организаций по любым основаниям (за исключением казанных ниже в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:

— в первом (12-месячном) периоде выплаты:

— в первые три месяца — в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

— в следующие четыре месяца — в размере 60%;

— в дальнейшем — в размере 45%, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;

— во втором (12-месячном) периоде выплаты — в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Размеры минимальной и максимальной величины пособия ежегодно определяются правительством РФ.

Пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, призванным в установленном порядке безработными, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия; уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, начисляется:

— в первом (6-месячном) периоде выплаты — в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента;

— во втором (6-месячном) периоде выплаты — в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

 

Гражданам, уволенным из организаций по собственному желанию без уважительных причин и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется:

— в первом (6-месячном) периоде выплаты — в размере полуто-рократной минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента;

— во втором (6-месячном) периоде выплаты — в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости.

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

— признания гражданина занятым;

— прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;

— длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

— переезда безработного в другую местность;

— попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;

— осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;

— назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет;

— отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);

— смерти безработного. При этом выплата суммы пособия по безработице, причитающейся безработному и недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

— отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;

— отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором п. 1 ст. 29 Закона о занятости);

— явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ. Порядок установления факта состояния опьянения безработного определяется соответствующим атом Правительства Российской Федерации;

— увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;

— нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;

— самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Выплата пособия по безработице не производится в периоды:

— отпуска по беременности и родам;

— выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;

— призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях:

— неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;

— отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА 1

 

С 1999 г. по 2002 г. Симонова Н.А. находилась с семьей в Латвии, куда был командирован на работу ее муж. В период проживания в Латвии она не работала. При оформлении пенсии управлением ПФР указанный период не засчитан в страховой стаж. Правильно ли это?

 

ОТВЕТ

Согласно ст. 20 ФЗ от 15.12.2001 г № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 08 мая 2004 г. № 34 ФЗ). В случае, если для назначения соответствующей пенсии, предусмотренной настоящим Федеральным законом, требуется трудовой стаж определенной продолжительности, в него включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с ст. 10 Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Кроме того ст. 11 указанного Закона приводит перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж:

1. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей2;

2) период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

2. Периоды, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 Федерального закона.

Таким образом, нахождение Симоновой Н.А. с семьей в Латвии, куда был командирован ее муж на работу, не учитывается как страховой стаж и решение управления ПФР следует признать правомерным.

 

ЗАДАЧА 2

 

Петрова И.В. находилась в очередном ежегодном отпуске с 1 по 24 июля 2003 г. 3 июля у нее заболела пятилетняя дочь и ей был выдан больничный лист с 3 по 17 июля. Директор предприятия отказался оплатить больничный лист и продлить отпуск Петровой. Законны ли действия директора?

 

ОТВЕТ

В соответствии со ст. 124 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен в случаях:

Временной нетрудоспособности работника;

Исполнения работников во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого законом предусмотрено освобождение от работы;

В других случаях, предусмотренных законами, локальными нормативными актами организации.

В соответствии п. 5.2.2 с Инструкцией о порядке выдаче документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан (с изм.) за ребенком до 7 лет при амбулаторном лечении на весь период острого заболевания или до наступления ремиссии при обострении хронического заболевания: за ребенком старше 7 лет — на срок до 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока. В то же время п. 5.6. Листки нетрудоспособности не выдаются по уходу:

За хроническими больными в период ремиссии

 

 

В период очередного отпуска и отпуска без сохранения содержания.

 

В период отпуска по беременности и родам.

 

В период частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком.

Таким образом, следует признать выдачу больничного листа по уходу за больным ребенком не законным, а оснований для продления очередного отпуска Петровой И.В. не имеется.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. // Российская Газета. – 25 декабря 1993г.
  2. ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 29.11.2003 N 154-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 N 11-П) // СЗ РФ. 2001. № 52(ч. 1) Ст. 4920
  3. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 17 декабря 2001 г. — №51. -Ст. 4831.

    Приказ Минздравмедпрома РФ от 19 октября 1994 г. N 206 и постановление Фонда социального страхования РФ от 19 октября 1994 г. N 21

    «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан»

    «Инструкция» о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан» // утв. Приказ Минздравмедпрома РФ от 19 октября 1994 г. N 206 и постановление Фонда социального страхования РФ от 19 октября 1994 г. N 21

  4. Кобзева С.И., Буянова М.О., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения. М., 2004
  5. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. М., 2004.
  6. Соловьев А.К. Экономика пенсионного страхования. М., 2004.
  7. Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М., 2004.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.99MB/0.00047 sec

WordPress: 23.66MB | MySQL:121 | 1,640sec