ИНФОРМАЦИЯ И ФОРМЫ ЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ

<

091214 0104 1 ИНФОРМАЦИЯ  И ФОРМЫ ЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЯАктуальность темы исследования. Информационное право и правовая информатика составляют правовой фундамент информационного общества, а следовательно, без скорейшего формирования такого права невозможно и нормальное развитие информационного общества XXI в. Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства. В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений. В результате таких преобразований общество приобретало в определенном смысле новое качество.

В основе деятельности членов информационного общества лежат информация, информационные ресурсы и информационные продукты, а само существование информационного общества основано на обращении информации. В этой связи основным назначением информационного права является регулирование отношений, возникающих при обращении информации. Правовые проблемы обращения информации исследуются на основе модели информационной сферы — сферы производства, преобразования и потребления информации.

Задачи исследования:

– рассмотреть понятие информации, охарактеризовать формы ее существования и определить роль информации в жизни личности, общества и государства;

– охарактеризовать информацию с ограниченным доступом и рассмотреть способы ее защиты;

– анализ юридических особенностей тайны усыновления и способы ее защиты.

Теоретической базой исследования являются работы таких авторов как Алекссев А.П., Батурин Ю.М., Брабанов В.М., Бачило И.Л., Гаврилов О.А., Копылов В.А., Копылов В.И. и др.

Основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация. «Информация — это информация, а не энергия и не материя», — сказал Ноберт Винер — отец кибернетики. В его определении информация выступает как философская категория наравне с материей и энергией.

В практическом смысле определение информации дал С.И. Ожегов1 информация — это:    

1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах;

2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.

До середины 20-х гг. XX в. под информацией (в переводе с латыни — ознакомление, разъяснение, изложение) действительно понимались «сообщения и сведения», передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. С середины XX в. информация определяется как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (генетическая информация), одно из основных понятий кибернетики2.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информацию как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» (ст. 2). Учитывая социальный аспект рассматриваемого предмета, добавим: в виде, понятном для восприятия человеком. Такое определение дает возможность «вывести» из понятия «информация» программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ), отнесенные названным Законом к средствам обеспечения ЭВМ.

Законодатель широко применяет понятие «информация» в нормативных правовых актах в разных ее видах. Массовая информация — «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-сообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы» (Закон РФ «О средствах массовой информации», Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене»1), информация о гражданах (персональные данные) — «сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность» (ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»2), «произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения» (ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»), официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера, а также их официальные переводы) (Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»), конфиденциальная информация — «документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ» (ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене»), государственная тайна — «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» (ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»), реклама — «распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний» (ст. 2 Федерального закона «О рекламе»).

Законодатель вводит также организационные формы представления информации. Документированная информация (документ) — «зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать» (федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации» и «Об участии в международном информационном обмене»), документ — «материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования» (федеральные законы «Об обязательном экземпляре документов», «О библиотечном деле»), обязательный экземпляр документов (обязательный экземпляр) — «экземпляры различных видов тиражированных документов, подлежащие передаче производителями в соответствующие учреждения и организации в порядке и количестве, установленных Федеральным законом,«Об обязательном экземпляре документов» (Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов»), архивный документ — «документ, сохраняемый или подлежащий сохранению в силу его значимости для общества, а равно имеющий ценность для собственника» (Основы законодательства Российской Федерации «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах»), архив — «совокупность архивных документов, а также архивное учреждение или структурное подразделение учреждения, организации или предприятия, осуществляющее прием и хранение архивных документов в интересах пользователей» (Основы законодательства Российской Федерации «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах»), библиотека — «информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации» (Федеральный закон «О библиотечном деле»), база данных — «объективная форма представления и организации совокупности данных (например, статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ» (Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»), информационные ресурсы — «отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)» (Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»), информационные продукты (продукция) — «документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей» (Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене»), информационные услуги — «действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами» (Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене»).

Таким образом, законодатель в рамках развития информационного законодательства осуществлял на практике конкретизацию видов и форм представления информации и информационных объектов при регулировании конкретных информационных отношений.

В Гражданском кодексе РФ иная картина. Здесь законодатель вводит понятие «информация» в составе объектов гражданских прав. Статья 128 «Виды объектов гражданских прав» ГК РФ гласит: «К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество» в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага».

Таким образом, здесь законодатель считает, что «информация» — это не результат интеллектуальной деятельности и тем более не вещь и не имущество. Далее информация упоминается в ГК РФ только как коммерческая (служебная) тайна.

Статья 139 «Служебная и коммерческая тайна» гласит: «1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами».

К сожалению, дальнейшего развития понятия «информация» в ГК РФ нет. Можно только надеяться, что в четвертой части ГК РФ законодатель отразит информацию как объект отношений гражданского права в полном объеме.

По роли в правовой системе информация разделяется на правовую и неправовую.

Классификация информации по ее роли в правовой системе:

Неправовая – создается не как результат правовой деятельности, но обращается в соответствии с предписаниями правовых норм – объект гражданского права, массовая информация;

Правовая – создается в результате правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности – нормативная правовая информация, ненормативная правовая информация.

Нормативная правовая информация создается в порядке право-творческой деятельности и содержится в нормативных правовых актах.

Классификация нормативной правовой информации по видам актов:

Нормативные правовые акты федерального уровня – Конституция РФ, Федеральные конституционные законы РФ, Указы и распоряжения Президента РФ, Постановления и распоряжения Правительства РФ, Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

Нормативные правовые акты субъектов РФ – законодательные акты субъектов РФ, нормативные правовые акты высших органов исполнительной власти субъектов РФ, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления.

Ненормативная правовая информация создается, как правило, в порядке правоприменительной и правоохранительной деятельности.

С помощью такой информации реализуются предписания правовых Норм. Эта информация создается в объекте управления и движется в контуре обратной связи системы правового управления.

К ненормативной правовой информации относятся:

1) общая информация о состоянии законности и правопорядка: а) заявления, поступающие в прокуратуру, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ о соблюдении законности;    б) судебная, уголовная и прокурорская статистика; в) информация о соблюдении прав и свобод человека (в том числе и по представлению Уполномоченного по правам человека); г) социологические исследования об эффективности законодательных и иных нормативных правовых актов;

2) информация о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах (договоры, соглашения и т.д. документы);

3) информация, представляющая административную деятельность
органов исполнительной власти и местного самоуправления по исполнению нормативных предписаний;    

<

4) информация судов и судебных органов (судебные дела, судебные решения и т.п.);

5) информация, связанная с раскрытием и расследованием правонарушений: а) криминологическая информация — данные о преступности и других правонарушениях, эффективности уголовных наказаний; б) криминалистическая информация, используемая при доказательстве факта преступления и идентификации лица, или группы лиц, совершивших преступление; в) судебно-экспертная информация, используемая при проведении судебных экспертиз для доказательства факта преступления и вины обвиняемого; г) оперативно-розыскная информация, содержащая сведения, отражающая ход и результаты оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску лиц, совершивших уголовно-наказуемые деяния, а также иные сведения и материалы.

По степени доступа информация подразделяется на открытую и информацию ограниченного доступа, распространение которой возможно в условиях конфиденциальности или секретности.

Открытая информация: информация как объект гражданских прав (произведения, патенты и авторские свидетельства, другая информация, создаваемая с целью извлечения прибыли); массовая информация; информация о выборах, референдуме; официальные документы; обязательно представляемая информация; другая открытая информация.

Ограниченного доступа: государственная тайна, служебная тайна; ноу-хау (секреты производства и коммерческая тайна); персональные данные (в порядке защиты личной тайны); другие виды тайн.

Информация как объект гражданских правоотношений — произведения науки и литературы другие формы, отображающие информацию (например, карты, фотографии и т.п.), а также информация, содержащаяся в документах, закрепляющих авторские права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы (патенты, свидетельства).

Массовая информация — информация, содержащая сообщения информационного характера подготавливаемая и распространяемая СМИ и (или) через Интернет с целью информирования населения, в том числе реклама деятельности физических и юридических лиц, производимых продуктов и предоставляемых услугах, предлагаемых потребителям.

Официальные документы — законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и. судебного характера, а также их официальные переводы. Эта информация создается в порядке законотворческой или иной правовой деятельности.

Обязательно представляемая документированная информация — обязательные контрольные экземпляры документов, информация в учетных документах, данные документов, представляемых в органы статистики, налоговая, регистрационная и другая такого типа информация. Такая информация создается юридическими и физическими лицами в порядке учета и отчетности и направляется в обязательном порядке разным органам и организациям в соответствии с действующим законодательством.

Государственная тайна — защищаемые государством сведения, создаваемые в условиях секретности в соответствии с законодательством РФ.

Коммерческая тайна (информация, составляющая коммерческую тайну) — научно-техническая, технологическая, коммерческая, организационная или иная используемая в экономической деятельности информация, включая ноу-хау. Режим защиты такой информации устанавливается законом.

Информация о гражданах (персональные данные) создается самими гражданами в их повседневной деятельности, в том числе связанной с реализацией прав и свобод (права на труд, на жилище, на отдых, медицинское обслуживание, социальное, страхование, пенсионное обеспечение, на свободу слова и многое другое) и выполнением обязанностей (например, воинской обязанности) и Представляется как сведения о себе (персональные данные) разным субъектам. Документированной информацией здесь являются анкеты, истории болезни, декларации о доходах, банковские записи и т.п.

Научно-юридическая информация — сведения, содержащиеся в юридических монографиях, статьях, справочниках, комментариях, докладах на юридические темы и т.п.

Можно говорить и о других основаниях классификации, проводимой для исследований информации как объекта информационных правоотношений.

Особенности и юридические свойства информации проявляются в информационных процессах, обеспечивающих реализацию основных информационных прав, провозглашенных Конституцией РФ, и обязанностей соответствующих субъектов в порядке обеспечения гарантий информационных прав и свобод. Для информации любого вида и назначения, создаваемой, применяемой или распространяемой в правовой системе, присущи некоторые свойства, которые влекут за собой определенные юридические последствия при обращении информации. Закрепляются же такие свойства и особенности в нормах права и реализуются в информационных правоотношениях в особенностях поведения субъектов, в их правах, обязанностях и ответственности по фактам поведения.

Совместное исследование информационных процессов в информационной сфере, правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в этих процессах с действиями над информацией, позволяет установить такие особенности и свойства. К основным из них можно отнести следующие.

1. Свойство физической неотчуждаемости информации. Оно основано на том, что знания не отчуждаемы от человека, их носителя. Исходя из этого, при передаче информации от одного лица к другому и юридического закрепления этого факта процедура отчуждения информации должна заменяться передачей прав на ее использование и передаваться вместе с этими правами.

2. Свойство обособляемости информации. Для включения в оборот информация всегда овеществляется в виде символов, знаков, волн, вследствие этого обособляется от ее производителя (создателя) и существует отдельно и независимо от него. Это подтверждает факт оборотоспособности информации как самостоятельного отдельного объекта правоотношений, в результате чего появляется возможность передачи информации в такой форме от одного субъекта к другому.

3. Свойство информационной вещи (информационного объекта). Это свойство возникает в силу того, что информация передается и распространяется только на материальном носителе или с помощью материального носителя и проявляется как «двуединство» информации (ее содержания) и носителя, на котором эта информация (содержание) закреплено. Это свойство позволяет распространить на информационную вещь (объект) совместное и взаимосвязанное действие двух институтов — института авторского права и института вещной собственности.

4. Свойство тиражируемое(распространяемости) информации. Информация может тиражироваться и распространяться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания. Одна и та же информация (содержание) может принадлежать одновременно неограниченному кругу лиц (неограниченный круг лиц может знать содержание этой информации). Отсюда следует, что юридически необходимо закреплять объем прав по использованию информации (ее содержания) лицами, обладающими такой информацией (обладающими знаниями о содержании информации).

5. Свойство организационной формы. Информация, находящаяся в обороте, как правило, представляется в документированном виде, т. е. в форме документа. Это могут быть подлинник (оригинал) документа, его копия, массив документов на бумажном или электронном носителе (банк данных или база данных) тоже в виде оригинала или копии, библиотека, фонд документов, архив и т.п. Такое свойство дает возможность юридически закреплять факт «принадлежности» документа конкретному лицу, например, закрепив его соответствующей подписью в традиционном или в электронном виде (с помощью ЭЦП). Это свойство позволяет также относить к информационным вещам (информационным объектам) как отдельные документы, так и сложные организационные информационные структуры.

6. Свойство экземплярности информации. Это свойство заключается в том, что информация распространяется, как правило, не сама по себе, а на материальном носителе, вследствие чего возможен учет экземпляров информации через учет носителей, содержащих информацию. Понятие экземплярности дает возможность учитывать документированную информацию и тем самым связывать содержательную сторону информации с ее «вещным» обрамлением, т.е. с отображением на носителе, вводить понятие учитываемой копии документа, а отсюда и механизма регистрации информации, в особенности учитывать обращение оригиналов (подлинников) документов. Экземплярность информации уже сегодня активно реализуется при обращении информации ограниченного доступа.

Указанные юридические особенности и свойства должны учитываться при правовом регулировании информационных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ИНФОРМАЦИЯ С ОГРАНИЧЕННЫМ ДОСТУПОМ И ЕЕ ЗАЩИТА

 

Информационная безопасность на рубеже третьего тысячелетия выходит на первое место в системе национальной безопасности.

Поскольку, всякая политика в правовом государстве должна строиться на основе права, крайне важно определить такие правовые основы. Пока можно констатировать, что развитие общественных отношений в этой сфере существенно опережает развитие права по этим вопросам.

Сегодня сложились две тенденции в органах государственной власти в определении понятия и структуры информационной безопасности. Представители гуманитарного направления связывают информационную безопасность только с институтом тайны. Представители силовых структур предлагают распространить сферу информационной безопасности практически на все вопросы и отношения в информационной сфере, по сути, отождествляя информационную безопасность с информационной сферой.

В законодательстве РФ на основе анализа более 90 законов сегодня упоминается более 30 видов тайн, которые выступают в виде прямых ограничений при реализации информационных прав и свобод. Если проанализировать подзаконные нормативные правовые акты, то перечень тайн будет пополнен и составит уже более 40 видов тайн. Так, например, в Постановлении Правительства РФ №352 от 28.05.1992г. «О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества» в ст. 23 говорится о невозможности ни в каком случае при обмене информацией обязать договаривающиеся государства предоставлять информация, которая раскрывает не только коммерческую или профессиональную тайну, но и торговую тайну, промышленную тайну, торговый процесс или информацию, раскрытие которой противоречило бы государственной политике.

В двусторонних межправительственных Соглашениях (более 30), принятых в соответствии с этим Постановлением, этот перечень продублирован, но уже с новыми вариациями: секретный торговый процесс; информация, противоречащая государственным интересам; информация, раскрытие которой противоречит национальному законодательству; информация, которую нельзя получить в ходе обычной административной практики и т.д. В последние годы предпринималось несколько попыток их упорядочивания. Так в 1995 году в ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (ст.8 и 10) вся информация с ограниченным доступом была подразделена на государственную тайну и конфиденциальную информацию. При этом из многочисленных видов конфиденциальной информации в законе упомянуты лишь личная, семейная тайны, персональные данные, тайна переписки, телефонных, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Но уже в 1996 году в ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» (ст.8) государственная тайне определена как один из видов конфиденциальной информации. Эта путаница сохраняется во многих законах, где ссылки «на иные охраняемые секреты», «иные охраняемые законом тайны» предполагают продолжение списка видов информации с ограниченным доступом и делает перечень открытым. Так в Таможенном кодексе РФ заявляются «государственная, коммерческая, банковская или иная охраняемая законом тайна, а также конфиденциальная информация», то есть по этой логике любая тайна вообще не подпадает под понятие конфиденциальной информации

Указом Президента Российской Федерации от 6.0397 г. № 188 был утвержден перечень сведений «конфиденциального характера», где указаны 6 видов такой информации:

1) персональные данные — сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

2) тайна следствия и судопроизводства.

3) служебная тайна — служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами.

4) профессиональная тайна — сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и так далее).

5) коммерческая тайна — сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами.

6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Под информацией с ограниченным доступом понимается информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законом с целью защиты прав и законных интересов ее обладателей. Она состоит из государственной тайны и конфиденциальной информации.

Конфиденциальная информация в свою очередь включает в себя следующие объекты: коммерческая тайна; банковская тайна; профессиональная тайна; персональные данные ; служебная тайна.

В соответствии с гражданским законодательством РФ коммерческая и служебная тайна должна защищаться одинаково (в силу их упоминания в одной статье ГК РФ — ст.139), а банковская тайна имеет свои отличия и свой специфический порядок охраны и защиты (ст.857 ГК РФ).

Законодательство РФ устанавливает, что обязательным признаком информации с ограниченным доступом должна быть ее защита.

Целями защиты информации с ограниченным доступом при этом заявляются:

— предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки такой информации;

— предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;

— реализация прав и законных интересов на государственную тайну и конфиденциальную информацию их обладателей.

При этом ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (ст.21) указывает, что режим защиты информации устанавливается:

— в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, — уполномоченными органами на основании Закона РФ «О государственной тайне»;

— в отношении конфиденциальной информации — собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании Федерального закона;

— в отношении персональных данных — федеральным законом.

Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государства, создают специальные службы, обеспечивающие защиту информации.

Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах возложен на органы государственной власти.

Собственник информации или уполномоченные им лица имеют право осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований.

В связи с возрастающим хранением и использованием информации, в т.ч. ограниченного доступа, в электронном виде, все чаще используется понятие «Электронного документа». В то же время проблема сохранения электронных документов от уничтожения, копирования, модификации, подделки требует для своего разрешения специфических средств и методов защиты (формирование корпоративных сетей, техническая защита сетей, криптографическая защита и идентификация и т.д.). Одним из распространенных в мире средств подтверждения подлинности «электронного документа» является электронно-цифровая подпись.

В российском законодательстве впервые в ГК РФ (п.2 ст.160) допускается использование при совершении сделок электронно-цифровой подписи, но лишь «в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами, или соглашением сторон». В ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (ст.5) предусматривает, что юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронно-цифровой подписью.

Юридическая сила электронно-цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования.

Право удостоверять идентичность электронно-цифровой подписи осуществляется на основании лицензии. Порядок выдачи лицензий определяется законодательством РФ.

Условия признания равнозначности электронной цифровой подписи и собственноручной подписи (ст. 4 ФЗ «О электронно-цифровой подписи»:

1. Электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий: сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания; подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе; электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.

2. Участник информационной системы может быть одновременно владельцем любого количества сертификатов ключей подписей. При этом электронный документ с электронной цифровой подписью имеет юридическое значение при осуществлении отношений, указанных в сертификате ключа подписи.

3. ТАЙНА УСЫНОВЛЕНИЯ И ЕЕ ЗАЩИТЫ

 

Согласно Конституции РФ и действующему законодательству, семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Предпринимаемые в рассматриваемой области меры социального и правового характера весьма разнообразны, однако суть их одна — создание предпосылок для здоровой, прочной семейной общности.
Одно из важных средств защиты интересов семьи и ребенка — установление уголовной ответственности за наиболее опасные посягательства на ее интересы, развитие и воспитание детей. Учитывая высокую степень общественной опасности нарушения тайны усыновления (удочерения) как деяния, способного нанести сильнейшую моральную травму ребенку и его усыновителям, подорвать устои семьи и привести к иным неблагоприятным, а порой и трагическим последствиям, законодатель установил уголовную ответственность за разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений (ст. 155 УК).

Тайна усыновления ребенка охраняется законом, так как ее раскрытие противоречит интересам как усыновителей, так и усыновленного ребенка. Разглашение сведений об усыновлении может причинить моральные (нравственные) страдания ребенку, воспрепятствовать созданию нормальной семейной обстановки и затруднить процесс воспитания ребенка.

Тайна усыновления ребенка должна соблюдаться лишь по желанию усыновителей, что, главным образом, касается случаев усыновления малолетних детей, новорожденных детей и иных случаев, когда целесообразность обеспечения тайны усыновления не вызывает сомнений.

В соответствии с Семейным кодексом РФ по просьбе усыновителя ребенку присваиваются фамилия усыновителя, а также указанное им имя. Отчество ребенка определяется по имени усыновителя, если усыновитель мужчина, а если женщина — по имени лица, указанного ею. Если фамилии супругов — усыновителей различные, по их соглашению ребенку присваивается фамилия одного из них. При усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке, по его просьбе фамилия, имя и отчество матери (отца) усыновленного ребенка записываются в книге записей рождений по указанию этого лица (усыновителя).
Для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя могут быть изменены дата рождения ребенка, но не более чем на три месяца, а также место его рождения (изменение даты рождения допускается только в отношении ребенка в возрасте до года).

По просьбе усыновителей суд может принять решение о записи их в книге записей рождений в качестве родителей усыновленного ими ребенка.
Об изменении фамилии, имени, отчества, места и даты рождения, о записи усыновителей в качестве родителей указывается в решении суда об усыновлении. Если усыновляемый достиг 10-летнего возраста, то для совершения таких записей в органах ЗАГСа необходимо его согласие. Если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, то для сохранения тайны усыновление, в порядке исключения, может быть произведено без получения согласия усыновляемого ребенка.

Иногда усыновители по каким-либо причинам (педагогического, морального или иного свойства) не считают нужным сохранять тайну усыновления и не скрывают от ребенка факта его усыновления. Этот непростой вопрос решается усыновителями ребенка индивидуально в каждом конкретном случае. Таким образом, тайна усыновления охраняется законом, но не всегда является обязательным элементом любого усыновления. Главным здесь является волеизъявление усыновителей.

В законодательстве закреплены специальные меры, обеспечивающие тайну усыновления. Так, для обеспечения тайны усыновления допускается по просьбе усыновителей изменение места рождения, а также даты рождения ребенка (в возрасте до 1 года), но не более чем на 3 месяца. По причинам, признанным судом уважительными, изменение даты рождения усыновляемого ребенка может быть разрешено при усыновлении ребенка, достигшего возраста одного года и старше. В этих же целях изменяется не только дата рождения в записи акта о рождении, но и дата регистрации акта о рождении.

За разглашение тайны усыновления законодательством предусмотрена уголовная ответственность. Статья 155 УК РФ предусматривает наказание за разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновите ля, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо лицом из корыстных или иных низменных побуждений.

На обеспечение тайны усыновления направлены также нормы иных отраслей законодательства (гражданско — процессуального, трудового, права социального обеспечения и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация. Информация — это: сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.

Информация определяется как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (генетическая информация), одно из основных понятий кибернетики.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информацию как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления», в виде, понятном для восприятия человеком.

По роли в правовой системе информация разделяется на правовую и неправовую.

По степени доступа информация подразделяется на открытую и информацию ограниченного доступа, распространение которой возможно в условиях конфиденциальности или секретности

Особенности и юридические свойства информации проявляются в информационных процессах, обеспечивающих реализацию основных информационных прав, провозглашенных Конституцией РФ, и обязанностей соответствующих субъектов в порядке обеспечения гарантий информационных прав и свобод. Основные свойства информации: свойство физической неотчуждаемости информации; свойство обособляемости информации; свойство информационной вещи (информационного объекта); свойство тиражируемое (распространяемости) информации; свойство организационной формы; свойство экземплярности информации;

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 1993.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  4. Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» Принят 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 28. Ст. 3347.
  5. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» // Принят 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.
  6. Алексеев А.П. Информатика. -М.: СОЛОН-Р, 2001.
  7. Батурин Ю.М. Проблемы компьютерного права. М., 1991.
  8. Брабанов В.М., Поленина С.В. Система права, система законодательства и правовая система. Н.Новгород, 1999.
  9. Бачило И.Л. Информация как объект отношений, регулируемых Гражданским кодексом РФ // Сб. НТИ. Сер. 1. 1999. № 5.
  10. Гаврилов О.А. Информатизация правовой системы России. М., 1998.
  11. Доктрина информационное безопасности Российской Федерации // Утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр- 1895.
  12. Копылов В.И. Информационное право. М., 2007.
  13. Копылов В.А. Информация как объект информационно собственности // Сб. НТИ. Сер. 1. 1998. № 9.


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00167 sec

WordPress: 23.28MB | MySQL:121 | 1,579sec