ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

<

091414 1559 1 ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯИсполнение уголовных наказаний как специфическое направление деятельности государства выступает в качестве одного из инструментов реализации общегосударственной задачи по борьбе с преступностью. Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, осуществят эту задачу путем достижения таких целей уголовного наказания, как исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений. Сущностью уголовного наказания является государственное принуждение, заключающееся в лишении или ограничении прав и свобод осужденного (кара). В связи с этим исполнение уголовного наказания означает установленную нормами уголовно-исполнительного права деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, направленную на реализацию целей уголовного наказания посредством применения к осужденным мер государственного принуждения.

Основаниями исполнения уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии (ст. 7 УИК РФ). Согласно ст. 392 УПК РФ вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. К мерам, обеспечивающим фактическое исполнение вступившего в законную илу приговора, относятся: а) наличие специальных органов, на которые возложена обязанность исполнения конкретных видов уголовного наказания; б) возможность замены назначенного уголовного наказания другим его видом в связи с уклонением осужденного от отбывания наказания; в) установление уголовной ответственности за уклонение от отбывания наказания, неисполнение должностным лицом приговора, определения или постановления суда. Неисполнение приговора, определения, постановления суда влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 315 УК РФ.

Применение мер государственного принуждения к осужденным носит комплексный характер и реализуется в правовых ограничениях, установленных для осужденных порядком и условиями отбывания конкретного вида уголовного наказания. Принуждение присуще всем видам уголовного наказания, но объем правовых ограничений при исполнении каждого из них различен. Наиболее широкий спектр правовых ограничений, в которых заложен карательный потенциал наказания, установлен для осужденных, отбывающих уголовные наказания, связанные с изоляцией от общества (арест, лишение свободы, содержание в дисциплинарной части). Главными здесь выступают ограничения: свободы передвижения, свободы общения, поддержания связи с родственниками и знакомыми, права свободно распоряжаться своими способностями к труду и др. В меньшем объеме правовые ограничения реализуются при исполнении уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества (ст. 39, 40 УИК РФ). Так, при исполнении наказания в виде исправительных работ кара выражается в ограничении права осужденного на выбор места трудовой деятельности и в удержании из его заработка в доход государства от 5 до 20%.

При штрафе карательное воздействие заключается во временном ограничении имущественных прав осужденного, которое продолжается со дня вступления приговора суда в законную силу и до момента полной выплаты назначенной судом суммы штрафа (ст. 31 УИК РФ).

Помимо применения к осужденным мер принуждения исполнение уголовного наказания включает в себя оказание на них психолого-педагогического воздействия, организацию их жизнедеятельности (обеспечение питанием, коммунально-бытовое и медико-санитарное обслуживание), создание условий для труда и отдыха и др. Исполнение любого вида уголовного наказания тесно связано с оказанием исправительного воздействия на осужденного и образует единый карательно-исправительный процесс.

В ч. 1 ст. 9 УИК РФ впервые на законодательном уровне дается определение понятия исправления осужденных. Исправление осужденных — это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Оно рассматривается как процесс изменения личности осужденного, который происходит под воздействием как внешних (объективных), так и внутренних (субъективных) условий ее развития. Внешнее влияние оказывают сотрудники учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, представители иных государственных и общественных структур, родственники и близкие лиц, отбывающих уголовные наказания, а также другие осужденные. Все они участвуют в процессе нравственного, правового, трудового, эстетического, интеллектуального и физического развития личности осужденного. Именно такая деятельность и охватывается термином «исправительное воздействие».

Исправление осужденных одновременно рассматривается и как результат исполнения наказания и применения средств исправительного воздействия. В настоящее время УК РФ связывает применение, например, условно-досрочного освобождения (ст. 79) с убежденностью суда в том, что для своего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Следовательно, речь идет об оценочном понятии. Его содержание будет зависеть от степени исправления осужденного, определять которую предстоит учреждениям и органам, исполняющим уголовные наказания. УИК РФ употребляет различные термины, устанавливающие данную степень. Так, ч. 2 ст. 56 определяет, что активное участие осужденных к ограничению свободы в проводимых мероприятиях воспитательного характера поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

 

При определении понятия исправления законодатель акцентирует внимание на формировании у осужденных реально достижимых при исполнении наказания качеств личности — привитие элементарных привычек и навыков поведения в обществе: уважение к человеку, труду, нормам и правилам человеческого общежития.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 УИК РФ к основным средствам исправления относятся: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим); воспитательная работа; общественно полезный труд; получение общего образования; профессиональная подготовка; общественное воздействие.

Понятие режима, который определяется как установленный порядок исполнения и отбывания наказания, ранее в исправительно-трудовом законодательстве употреблялось только применительно к исполнению лишения свободы. Режим исполнения и отбывания наказания многофункционален по своей направленности. Он выступает в качестве одного из средств исправления (ч. 2 ст. 9 УИК РФ), создает условия для применения других средств исправления (ч. 2 ст. 82 УИК РФ). Применительно к определенным видам наказаний режим приобретает конкретное содержание. Наиболее полно и всесторонне правила режима реализуются в исправительных учреждениях, арестных домах, дисциплинарных воинских частях и исправительных центрах.

Основные средства исправления осужденных регламентирует весь образ жизни осужденных как во внерабочее время, так и в процессе трудовой деятельности. Он охватывает все сферы их жизнедеятельности в местах отбывания наказания.

Поскольку режимом определяется внутренний распорядок исправительных учреждений и других учреждений, исполняющих наказания, он включает в себя соответствующие требования по обеспечению правопорядка на территории указанных учреждений, соблюдению как осужденными, так и персоналом своих обязанностей и реализации их прав. Его нормы обращены также к другим лицам, посещающим эти учреждения (представителям органов власти, общественных объединений, служителям культа, родственникам осужденных).

При отбывании наказаний, не связанных с изоляцией от общества, совокупность основных элементов, образующих содержание режима, существенно сужает объем правоограничений осужденных, сокращается регламентация специфических правил их поведения. Однако при исполнении этих наказаний имеет место контроль за поведением осужденных, который выступает в качестве одного из основных элементов режима.

К числу основных средств исправления законодатель относит воспитательную работу, которая направлена на формирование у осужденных элементарных навыков социально одобряемого поведения: уважения к личности человека, обществу, господствующим в нем нормам, правилам поведения и традициям человеческого общежития, к труду и его результатам, к закону. Применительно к конкретным видам наказания УИК РФ определяет направления и основные формы воспитательной работы с осужденными (ст. 56, 109—110, 165). Воспитательная работа составляет основную часть профессиональной деятельности многих сотрудников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Она основана на принципах гуманизма и педагогики: включения осужденных в активную общественно полезную деятельность; формирование в среде осужденных отношений, основанных на общечеловеческих ценностях; сочетание требовательности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним; опора в воспитательной работе на положительные качества личности; комплексный подход к организации воспитательной работы; индивидуальный и дифференцированный подход в процессе воспитания. Воспитательная работа с осужденными включает в себя индивидуальную воспитательную работу, работу с отдельными группами и категориями осужденных, организацию нормального психолого-педагогического климата в их среде, использование воспитательного потенциала других средств исправления осужденных и др.

Общественно полезный труд традиционно является одним из основных средств исправления осужденных. Международные правовые акты о правах человека и обращении с осужденными признают обязательность труда осужденных (п. 2 ст. 71 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными). Европейские пенитенциарные правила в ст. 71.2 отмечают, что осужденных можно обязать трудиться, если по заключению врача их физическое и психическое здоровье позволяет это. Международный пакт о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 8) не относит работу, которую выполняют лица, находящиеся в заключении на основании распоряжения суда, в категории принудительного труда. В ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве и правоприменительной практике его роль гипертрофировалась: долгое время труд только формально рассматривался как основа исправления осужденных, а исправительные учреждения выступали по существу как промышленные предприятия, которые обязаны были выполнять производственный план и приносить прибыль. Сегодня сложилась противоположная ситуация. Кризис в экономике привел к тому, что многие осужденные из-за отсутствия работы не привлекаются к труду, а безделье, особенно в условиях изоляции от общества, способствует росту количества правонарушений среди осужденных. Но даже в этих условиях в УИК РФ общественно полезный труд рассматривается как обязанность осужденных (ч. 4 ст. 40, ч. 3 ст. 50, ч. 1 ст. 103, ч. 1 ст. 164). Значение общественно полезного труда для исправления осужденного состоит в том, что добросовестное отношение к трудовым обязанностям учитывается при определении степени исправленности конкретного осужденного; позволяет осужденным поддерживать свое физическое и душевное здоровье; является основой удовлетворения материальных потребностей не только осужденного, но и оказания им помощи семье, накопления необходимых средств для устройства после отбывания наказания; нередко трудовые навыки, приобретенные во время отбывания наказания, позволяют осужденному после отбытия наказания решить проблему трудоустройства.

<

К основным средствам исправления осужденных относятся получение ими общего образования и профессиональная подготовка. Международные акты об обращении с осужденными уделяют значительное внимание их общеобразовательному и профессиональному обучению и рассматривают их в качестве составного элемента воспитания. Этому вопросу посвящен специальный раздел Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. В п. 2 ст. 77 подчеркивается, что «обучение заключенных следует по мере возможности увязывать с существующей в стране системой образования». Статья 81 Европейских пенитенциарных правил конкретизирует данное положение. В ней говорится, что по мере возможности обучение заключенных должно: а) быть интегрировано в государственную систему образования, чтобы они могли легко продолжить свое образование после выхода на свободу; в) осуществляться в учебных заведениях вне места лишения свободы. Такое внимание к организации обучения осужденных не случайно, поскольку реализует познавательную деятельность личности. Оно способствуют формированию интеллекта личности, ее жизненных перспектив, нравственному изменению осужденного. В современных условиях учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, совместно с органами образования вынуждены решать сложные вопросы ликвидации неграмотности среди осужденных, получения ими начального и основного общего образования. Осужденным, отбывающим наказания в виде ограничения или лишения свободы, не имеющим .необходимой специальности, обеспечиваются получение начального профессионального образования или профессиональная подготовка. Формы и организация образовательного процесса регламентируются УИК РФ (ч. 4 ст. 53, ч. 4 ст. 129, ст. 108, 112, 141) и законодательством РФ об образовании. В последние годы предпринимаются попытки законодательно урегулировать право осужденных к лишению свободы на получение высшего образования. До 2001 г. этим правом были наделены только осужденные, отбывающие лишение свободы в колониях-поселениях. В соответствии с ч. 4 ст. 129 УИК РФ этим лицам разрешается заочно обучаться в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, расположенных в пределах территории соответствующего административно-территориального образования. Следующим шагом было закрепление в ч. 4 ст. 1.08 УИК РФ Федеральным законом от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» нового положения, согласно которому с учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения оказывает содействие осужденным в получении среднего (полного) общего образования и высшего профессионального образования. Эта норма позволяет расширить возможности получения осужденными высшего образования посредством организации в исправительных учреждениях системы дистанционного обучения. Большое значение для реализации рассматриваемого права имеет внесение Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»» дополнения в ст. 141 УИК РФ, в котором определяется, что несовершеннолетним осужденным, достигшим возраста 16 лет, разрешается заочно обучаться в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Повышение образовательного и профессионального уровней создает предпосылки для успешной социальной адаптации осужденного после освобождения от отбывания уголовного наказания.

Впервые в уголовно-исполнительном законодательстве в качестве одного из средств исправления осужденных закреплено общественное воздействие, хотя в ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве участие общественности в исправлении осужденных предусматривалось в самых разнообразных формах. Положения ч. 2 ст. 9 УИК РФ нашли отражение в различных его статьях (ст. 14, 23, 142). Так, в ст. 23 подчеркивается, что общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных. В развитие данного положения в проекте Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности» установлены основные направления содействия общественных объединений учреждениям и органам, исполняющим уголовные наказания: а) улучшение условий содержания и медико-санитарного обеспечения осужденных; б) участие в организации труда, досуга, обучения осужденных; в) участие в нравственном, правовом, культурном, социальном, трудовом, физическом воспитании и развитии осужденных; г) обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных; д) оказание помощи осужденным в подготовке к освобождению, решении вопросов жилищно-бытового устройства, трудоустройства, медицинского обслуживания и социального обеспечения, социально-психологической реабилитации и адаптации; е) укрепление материально-технической базы мест принудительного содержания (ст. 16). Для осуществления указанной деятельности в ст. 17 законопроекта определены следующие организационные формы: а) передача учреждениям и органам, исполняющим наказания, и в места содержания под стражей безвозмездной материальной помощи; б) финансирование программ содействия в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей; в) иные формы, не запрещенные законом.

В ч. 3 ст. 9 УИК РФ подчеркивается, что все рассмотренные средства исправления должны применяться в комплексе, при этом должны учитываться вид наказания, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность осужденного и его поведение. В данном положении отражается принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания и применения средств исправления. Дифференциация исполнения наказания и применения средств исправления прежде всего базируется на учете вида наказания, которое отбывают осужденные, типологических особенностей различных их категорий (мужчины, женщины, несовершеннолетние, взрослые, инвалиды и т.д.) С учетом особенностей каждого вида наказания и группы осужденных УИК РФ определяет специфический порядок и условия его исполнения и применения исправительных средств.

 

Индивидуализация применения средств исправления основывается на учете следующих перечисленных в законе признаков: характера совершенного преступления, т.е. является ли оно насильственным, корыстным, направлено ли оно против конкретного гражданина или общества в целом, носит ли оно антигосударственный характер; степени общественной опасности совершенного преступления, т.е. является ли оно преступлением небольшой или средней тяжести, тяжким или особо тяжким (ст. 15 УК РФ); личности осужденного, т.е. его социально-демографических, нравственно-психологических и других признаков, в частности степени социально-нравственной испорченности, которая определяется продолжительностью и интенсивностью Прошлой криминальной деятельности, рецидивом преступлений; поведения осужденных, т.е. степени исправления с точки зрения отношения к соблюдению установленного порядка отбывания наказания, участия в общественно полезном труде, самодеятельных организациях осужденных и др.

Таким образом, исполнение уголовных наказаний базируется на действующем уголовно-исполнительном законодательстве и заключается в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, по реализации мер государственного принуждения, определенных для конкретного вида уголовного наказания. Исполнение уголовного наказания неразрывно связано с исправительным воздействием на осужденного, которое осуществляется путем применения к нему средств исправления. Исправление осужденных — это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Основными средствами исправления в настоящее время являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим); воспитательная работа; общественно полезный труд; получение общего образования; профессиональная подготовка; общественное воздействие. Эти средства применяются к осужденным на основе принципа дифференциации и индивидуализации.

 

 

 

 

 

 

2. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АРЕСТА

 

Арест как вид наказания достаточно широко применялся в дореволюционной России. Согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.) арест относился к исправительным наказаниям и назначался на срок от 1 дня до 3 месяцев. Место и условия отбывания этого наказания зависели от сословного положения осужденного. Например, дворяне и чиновники отбывали арест по решению суда либо в специальных помещениях при тюрьме, либо на военной гауптвахте, либо в собственном доме, либо в специальных домах при ведомстве, где они проходили службу. Остальные отбывали арест в специальных помещениях при полиции или тюрьме. Несколько изменил порядок исполнения ареста Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1864 г.), в соответствии с которым отбывание этого вида наказания должно было осуществляться в специально создаваемых учреждениях — арестных домах. Уголовное уложение (1903 г.) расширило временные рамки наказания в виде ареста до 6 месяцев. Для содержания осужденных земствами создавались арестные дома (по 1— 2 на участок).

Правовые и организационные основы деятельности арестных домов регулировались Законом от 4 июля 1866 г. и принятыми в его развитие уставами о содержащихся под стражей. В арестных домах раздельно отбывали наказание: мужчины от женщин, несовершеннолетние от взрослых, лица высших сословий от остальных осужденных. Офицеры, в том числе и находящиеся в отставке, отбывали арест на гауптвахтах, священнослужители и монахи — при епархиях. По решению суда лица, осужденные к аресту на срок до 7 дней, могли отбывать наказание по месту жительства (домашний арест). В арестных домах осужденные содержались в собственной одежде, обязательно привлекались к оплачиваемому труду в помещениях, где отбывали наказание. При этом род работы выбирался осужденным по желанию, но при отсутствии возможности ее предоставить, осужденный трудоустраивался администрацией. Осужденные обеспечивались бесплатным питанием, им разрешались прогулки и свидания. В советское время арест как вид уголовного наказания не применялся.

Согласно действующему УК РФ (ст. 54) арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от 1 до 6 месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее 1 месяца. Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора 16-летнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет.

Определение сущности ареста в ст. 54 УК РФ, а также правовое регулирование порядка его исполнения в разд. III УИК РФ свидетельствуют о том, что современный арест представляет собой вариант лишения свободы с более жесткими условиями содержания и в силу этого абсолютно не соответствует наказанию с аналогичным названием, существующему в ряде зарубежных стран.

Введение ареста в систему уголовных наказаний обусловлено необходимостью дифференциации и индивидуализации наказания в отношении различных категорий осужденных. Арест назначается за преступления небольшой тяжести, как правило совершенные впервые, и, по мысли законодателя, должен обеспечить максимальное карательно-профилактическое воздействие на осужденного за короткий срок в условиях строгой изоляции от общества. Такие условия должны быть созданы в специальных учреждениях — арестных домах. На сегодняшний день они не Образованы, в связи с отсутствием у государства финансовых возможностей для строительства и содержания этих учреждений.

Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 4-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» и «О введении в действие Уголовно-исполни-тельного кодекса Российской Федерации» исполнение ареста отложено на срок до 2006 г.

Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста урегулированы нормами гл. 10 УИК РФ. Осужденный к аресту отбывает весь срок наказания по месту осуждения, как правило, в одном арестном доме. Перевод осужденного из одного арестного дома в другой допускается в случае его болезни либо для обеспечения его личной безопасности, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном арестном доме (стихийное бедствие, эпидемия и т.п.).

Изолированно от иных категорий лиц, содержащихся под стражей, и раздельно размещаются: осужденные мужчины, осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные, а также осужденные, ранее отбывавшие наказание в исправительных учреждениях и имеющие судимость.

Осужденные к аресту содержатся в условиях строгой изоляции. В связи с этим на осужденных распространяются условия содержания, установленные УИК РФ для осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в условиях общего режима в тюрьме.

Все указанные ограничения определяют сущность строгой изоляции при отбывании ареста, и поэтому основным средством исправления осужденных здесь является режим. Общее образование, профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных не осуществляются. Осужденные к аресту к оплачиваемому общественно полезному труду не привлекаются. Администрация арестного дома вправе привлекать осужденных к работам по хозяйственному обслуживанию арестного дома без оплаты продолжительностью не более 4 часов в неделю.

Материально-бытовое обеспечение осужденных к аресту осуществляется по нормам, установленным для осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в условиях общего режима в тюрьме, а несовершеннолетних осужденных — по нормам, установленным для воспитательных колоний. Так, норма жилой площади в расчете на одного осужденного мужчину не может быть менее 2,5 м2, осужденную женщину — 3 м2, несовершеннолетнего осужденного — 3,5 м2.

 

Осужденные обеспечиваются 3-разовым горячим питанием. Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством РФ. Осужденные к аресту обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.

Порядок оказания осужденным медицинской помощи устанавливается законодательством РФ, нормативными правовыми актами Минюста России и Минздрава России.

За хорошее поведение к осужденным к аресту могут применяться меры поощрения в виде благодарности, досрочного снятия ранее наложенного взыскания или разрешения на телефонный разговор. Благодарность объявляется в устной или письменной форме, остальные поощрения только в письменной форме. К осужденному, имеющему неснятое или непогашенное взыскание, может быть применено поощрение только в виде досрочного снятия ранее наложенного взыскания.

За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным, отбывающим арест, могут применяться меры взыскания в виде выговора или водворения в штрафной изолятор на срок до 10 суток. При применении мер взыскания к осужденному учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка — со дня ее окончания, но не позднее 3 месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях— не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий. Выговор объявляется в устной или письменной форме, водворение в штрафной изолятор только в письменной форме. Взыскание налагается постановлением начальника арестного дома или лица, его замещающего.

Рассмотрим особенности исполнения ареста в отношении военнослужащих.

Порядок и условия исполнения (отбывания) уголовного наказания в виде ареста военнослужащими определены в ст. 149—154 УИК РФ. Военнослужащие, осужденные к аресту, отбывают наказание на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт. При исполнении ареста строго обеспечивается раздельное содержание осужденных военнослужащих: осужденные военнослужащие из числа лиц офицерского состава содержатся отдельно от других категорий осужденных военнослужащих; осужденные военнослужащие, имеющие звания прапорщиков, мичманов, сержантов и старшин, содержатся отдельно от осужденных военнослужащих рядового состава; осужденные военнослужащие, проходящие службу по призыву, содержатся отдельно от осужденных военнослужащих, проходящих службу по контракту; осужденные военнослужащие содержатся отдельно от военнослужащих, арестованных по иным основаниям (подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и др.).

Военнослужащие, осужденные к аресту, должны быть направлены на гауптвахту для отбывания ареста в 10-дневный срок после получения распоряжения суда об исполнении приговора. Осужденные, в отношении которых до суда была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, направляются на гауптвахту из зала суда под конвоем сразу после вынесения военным судом приговора. Направление, конвоирование и прием на гауптвахту военнослужащих, осужденных к аресту, осуществляются в соответствии с требованиями Устава гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ. Началом срока отбывания наказания считается момент принятия осужденного военнослужащего начальником гауптвахты (начальником караула) или дежурным по воинской части.

Порядок и условия отбывания ареста осужденными военнослужащими определяются УИК РФ, Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ (приложение 14 «О гауптвахте»), приказом Минобороны России от 29 июля 1997 г. № 302 «О правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими».

Время отбывания ареста в общий срок военной службы и выслугу лет для присвоения очередного воинского звания не засчитывается. Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть представлен к присвоению очередного воинского звания, назначен на вышестоящую должность, переведен на новое место службы и уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья. Осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за время отбывания ареста денежное содержание выплачивается только в размере оклада по воинскому званию.

Осужденные военнослужащие отбывают весь срок наказания на одной гауптвахте по месту дислокации воинской части. Военнослужащим, осужденным к аресту, разрешается иметь в камерах свои книги, туалетные и письменные принадлежности. На время, отведенное для сна, им выдаются постельные принадлежности. Передвижение без конвоя осужденных к аресту не разрешается. Осужденные пользуются правом ежедневной прогулки продолжительностью не менее 1 часа. Начальник гауптвахты вправе привлекать осужденных к труду и к занятиям по военной подготовке не более 4 часов в день.

Предоставление свиданий, телефонных разговоров, получение посылок, передач и бандеролей осужденных к аресту военнослужащих осуществляется в Соответствии с УИК РФ.

Материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание осужденных, содержащихся на гауптвахте, осуществляется по нормам, установленным для соответствующих категорий военнослужащих, в общем порядке, установленном законодательством об обороне РФ.

За примерное поведение и добросовестное отношение к военной службе к осужденным военнослужащим могут применяться меры поощрения в виде благодарности, досрочного снятия ранее наложенного взыскания либо зачета времени отбывания ареста в общий срок военной службы полностью или частично.

За нарушение порядка отбывания наказания к осужденным военнослужащим могут применяться меры взыскания в виде выговора или перевода в одиночную камеру на срок до 10 суток. В одиночной камере осужденным запрещаются все свидания, получение посылок, передач и бандеролей.

 

Правом применения мер поощрения и взыскания пользуются военный комендант и начальник гарнизона. Правом применения меры поощрения в виде зачета времени отбывания ареста в общий срок военной службы пользуется начальник гарнизона. Меры поощрения и взыскания применяются с учетом положений Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, а также конкретных обстоятельств, личности осужденного и его предыдущего поведения.

Таким образом, арест является новым для современной России видом уголовного наказания, хотя опыт его использования имел место в дореволюционный период. В сегодняшних условиях этот вид наказания заключается в строгой изоляций осужденного от общества, и поэтому главной целью его применения должно стать предупреждение совершения нового преступления со стороны осужденного после отбытия наказания. В настоящее время арест как уголовное наказание, в том числе и в отношении военнослужащих, не используется. Перспективы его введения до 2006 г. в связи с большими материальными затратами на строительство и содержание арестных домов минимальные.

 

 

3. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ

 

 

В исправительных колониях особого режима отбывают наказание осужденные к лишению свободы мужчины:

– особо опасные рецидивисты;

– осужденные к пожизненному лишению свободы;

– которым смертная казнь заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы.

В исправительных колониях строгого режима существует 3 вида условий отбывания наказания.

– обычные;

– облегченные;

– строгие.

В обычных условиях исправительных колоний строгого режима, в соответствии с положениями ст. 120 УИК РФ, отбывают наказание осужденные, поступившие в данное исправительное учреждение, кроме осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы, а также осужденные, переведенные из облегченных и строгих условий отбывания наказания.

Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, признанные злостными нарушителями, переводятся в обычные или строгие условия отбывания наказания.

Первоначально все осужденные, поступившие в колонию строгого режима (кроме лиц, осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, и за особо тяжкие преступления на срок более 10 лет), помещаются на обычные условия, где они должны прожить минимум 1 год.

Осужденные, находящиеся на обычных условиях:

– проживают в незапираемых общежитиях, но не имеют права покидать территорию колонии;

– имеют право:

– на 2 краткосрочных свидания в течение года;

– 2 длительных свидания в течение года;

 

– получение 3 посылок в течение года;

– получение 3 бандеролей в течение года;

– приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости на средства, находящиеся на лицевом счете, в размере 1 МРОТ в месяц (на 600 руб.).

Лица, злостно нарушающие обычные условия строгого режима, могут быть переведены на отбывание наказания в строгих условиях строгого режима.

В строгие условия отбывания наказания помещаются также по прибытии в исправительную колонию строго режима осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы

Осужденные, находящиеся на строгих условиях:

проживают в запираемых помещениях камерного типа,

имеют право:

– на ежедневную прогулку продолжительностью 1,5 часа;

– 2 краткосрочных свидания в течение года;

– получение 1 посылки в течение года;

– получение 1 бандероли в течение года;

– приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости на средства, заработанные в период тюремного заключения.

Наоборот, лица, отбывающие наказание на обычных условиях не менее 1 года, за примерное поведение могут быть переведены на облегченные условия.

Осужденные, находящиеся на облегченных условиях:

проживают в незапираемых общежитиях, но, не имеют права покидать территорию колонии;

имеют право:

– на 3 краткосрочных свидания в течение года;

– 3 длительных свидания в течение года;

– получение 4 посылок в течение года;

– получение 4 бандеролей в течение года;

– приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости на средства, находящиеся на лицевом счете, в размере, не превышающем 2 МРОТ в месяц.

В соответствии со ст. 78 УИК РФ по отбытии осужденным в исправительной колонии особого режима не менее половины срока, назначенного по приговору суда, они могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания в исправительную колонию строгого режима.

В исправительных колониях особого режима отдельно от других осужденных отбывают наказание и осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы. Осужденные указанной категории размещаются в камерах, как правило, не более чем по два человека, и поэтому их труд организуется с учетом данных требований.

В соответствии с положениями, закрепленными в ст. 127 УИК РФ, этим осужденным предоставляется право на ежедневную прогулку продолжительностью полтора часа, а при хорошем поведении и наличии возможности время прогулки может быть увеличено до двух часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 № 63-ФЗ (в ред. от 08.12.03) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954; 1998. № 22. Ст. 2332; № 26. Ст. 3012; 1999 № 7. Ст. 871; Ст. 873; № 11. Ст. 1255; № 12. Ст. 1407; № 28. Ст. 3489; Ст. 3490; Ст. 3491; 2001. № 11. Ст. 1002; № 13. Ст. 1140; № 26. Ст. 2587; Ст. 2588; № 33 (ч. 1). Ст. 3424; № 47. Ст. 4404; Ст. 4405; № 53 (ч. 1). Ст. 5028; 2002. № 10. Ст. 966; № 11. Ст. 1021; № 19. Ст. 1793; Ст. 1795; № 26. Ст. 2518; № 30. Ст. 3020; Ст. 3029; №44. Ст. 4298; 2003 № 11. Ст. 954; № 15. Ст. 1304; № 27 (ч. 2). Ст. 2708; Ст. 2712; № 28. Ст. 2880; № 50. Ст. 4848; Ст. 4855.

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.97 № 1-ФЗ (в ред. от 08.12.03) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 2. Ст. 198; 1998. № 2. Ст. 227; № 30. Ст. 3613; № 31. Ст. 3803; 1999. № 12. Ст. 1406; 2001. № 11. Ст. 1002; № 13. Ст. 1140; № 26. Ст. 2589; 2003. № 24. Ст. 2250; № 50. Ст. 4847.

4. О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 08.01.97 № 2-ФЗ (в ред. от 10.01.02) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2997. № 2. Ст. 199; 2002. № 2. Ст. 130.

5. Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21.07.93 № 5473-1 (в ред. от 05.03.04) // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. №33. Ст. 1316; Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2964; 1998. № 16. Ст. 1796; № 30. Ст. 3613; 2000. № 26. Ст. 2730; 2001. № 11. Ст. 1002; 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. № 50. Ст. 4847; № 52 (ч. 1). Ст. 5038; Российская газета. 2004. № 48.

6. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: Приказ Минюста России от 30.07.01 № 224 (в ред. от 08.07.02) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. № 35; 2002. № 32.

7. О правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими: Приказ Минобороны России от 29.07.97 № 302 (в ред. от 16.01.01) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. №1; 2001. № 10.

8. Защита прав человека в местах лишения свободы: Сборник нормативных актов и официальных документов. М.: Юриспруденция, 2003.

9. Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. А.И. Зубкова. М.: Инфра-М-Норма, 2004.

10. Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. М.: Юристь, 2004.

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00037 sec

WordPress: 22.81MB | MySQL:114 | 1,616sec