История МВД

<

091414 1628 1 История МВД Начало организованной деятельности специальных служб на Руси, по-видимому, приходится на 1565 г., когда царем Иваном IV (1533—1584 гг.) был создан прообраз будущей политической полиции. За короткий исторический срок из небольшого отряда телохранителей, выросла огромная, никем не контролируемая армия опричников. Благодаря последним, Иван IV, первым из великих князей Московских принявший царский титул, вошел в историю как Грозный.

Для борьбы с «изменой» внутри государства Иван IV создал опричное войско, в основном состоявшее из дворян. Иван Грозный заложил основы использования политического сыска для формирования ближайшего окружения лидера государства из политически благонадежных соотечественников, путем предоставления последним наиболее благоприятных условий для существования, достаточно широких прав и свобод, а также изгнания в отдаленные районы, с менее благодатными условиями жизни людей, в преданности которых царь испытывал сомнения, причем зачастую ничем не обоснованные. Принцип деления россиян на благонадежных и неблагонадежных подданных был характерен для всех последующих правителей царской России.

В 1572 г. опричнина упраздняется так же неожиданно, как и была введена. Под страхом казни запрещалось само употребление этого слова.

В 1649 г. Земский собор принял Уложение, в котором государственные преступления впервые отделялись от уголовных, составляя 2-ю главу документа, носящую название «О государевой чести, и как его государское здоровье оберегать». В данной главе рассматриваются следующие составы преступлений: государственная измена; покушение на жизнь и здоровье государя («умышление на государское здоровье»), заговор с целью захвата власти («Московским государством завладеть и государем быть»).

Соборное Уложение вводило принцип индивидуальной ответственности, что стало шагом вперед по сравнению с юридической практикой Ивана IV. В то же время Уложение не смогло освободиться от многих норм средневекового права. В частности, так и не была проведена грань между умыслом и деянием.

Центрального органа, занимающегося исключительно государственными преступлениями, да конца XVII в. в России не было. Наиболее важные дела рассматривались Боярской думой, специально создаваемыми комиссиями или московскими приказами, которых к середине XVII в. было около 80. Политический розыск был лишь одной из многочисленных функций приказов.

В 1654 г. создается Приказ тайных дел, руководство которым взял на себя царь Алексей Михайлович. Подьячих из этого Приказа прикомандировывали к воеводам во время военных действий, вводили в состав посольств.

Однако расследование государственных преступлений не было главной или единственной задачей и этого органа. В обязанности Приказа входило управление имениями царя, его заводами и др. После смерти царя Приказ был упразднен.

Становление правоохранительных органов на Руси, начавшееся при Иване Грозном, продолжил Петр I, заложивший основы централизованных структур полиции уголовной, функции которой далеко выходкой за пределы традиционной компетенции ведомства (вплоть до вмешательства в воспитание детей, в домашние расходы, покрой одежды, форму прически и др.) и полиции политической. Постепенно политико-полицейская функция государства вышла на первый план. Подавление недовольства народных масс и сопротивления политике реформ со стороны консервативно настроенных бояр стали одной из важнейших очередных задач правительства Петра I, от решения которой во многом зависел успех его деятельности.

Преображенский приказ был первоначально обычным судебно-административным органом. Указ о передаче Преображенскому приказу исключительного права следствия и суда по политическим преступлениям был издан Петром 1 в конце 1696 г., после Азовского похода. Впервые в истории России государственный орган получил в части политического сыска полномочия, которые простирались на подданных всего государства, без различия сословий. Законодательно закрепил подобную практику царский указ от 25 сентября 1702 г. Возглавил это учреждение и долгие годы руководил им князь Федор Юрьевич Ромодановский, которого называли князем-кесарем. В помощь Преображенскому приказу Петр I образовал судебную коллегию из бояр, в функции которой входили помощь главному судье при рассмотрении дел и вынесение решений по отдельным их категориям.

Наряду с Преображенским приказом, действовавшим в Москве, расследованием наиболее важных политических преступлений занималась Тайная канцелярия, созданная в Петербурге в 1718 г.. Петром I для ведения следствия по делу царевича Алексея, старшего сына царя от первого брака с Евдокией Лопухиной, обвинявшегося в государственной измене. Руководство канцелярией царь возложил на Петра Андреевича Толстого. После завершения следствия по делу царевича Алексея Тайная канцелярия не была упразднена, а превратилась в постоянно действующий орган.

Преображенский приказ и Тайная канцелярия были наделены равными правами. Первый принимал дела из Москвы и дальних местностей, вторая — из Петербурга и ближайших провинций.

Существенное различие между Тайной канцелярией и Преображенским приказом заключалось в том, что деятельность Тайной канцелярии несла в себе больший элемент специализации. Канцелярия занималась только следственно-судебной деятельностью, причем в основном по политическим преступлениям (примерно 70% всех дел).

В 1724 г. Петр несколькими указами предписал Тайной канцелярии все дела передать в Преображенский приказ, чтобы исключить существование двух параллельно и независимо друг от друга действующих учреждений.

Преображенский приказ или Преображенская канцелярия, как его стали именовать, в 1726 г. был подчинен Верховному тайному совету. С этого времени вся деятельность

Следующий шаг по пути дальнейшей перестройки аппарата политического сыска был сделан 24 мая 1727 г., когда к расследованию политических дел был привлечен Сенат.

4 апреля 1729 г. Преображенский приказ был ликвидирован. Расследование политических преступлений было передано двум высшим органам — Верховному тайному совету и Сенату. Тайный совет разбирал дела большей важности, а остальные — Сенат.

6 апреля 1731 г. императрица Анна Иоанновна своим Указом восстановила Канцелярию тайных розыскных дел. На этот раз ее возглавил Александр Иванович Ушаков. Канцелярия тайных розыскных дел получила право расследования политических преступлений на территории всей России, что выразилось в распоряжении отсылать в канцелярию лиц, заявивших «слово и дело». Все центральные и местные органы должны были беспрекословно выполнять распоряжения Ушакова, а за «неисправность» он мог оштрафовать любое должностное лицо.

Полицейская функция возникла одновременно с появлением государства. Уже в первых государственных образованиях восточных славян (VI—VIII вв.), позднее в Киевской Руси функции полиции выполнялись дружиной князя. По мере развития государства полицейские функции в той или иной мере реализовывали посадники, волостели, тысяцкие, сотские, старосты, вирники и др. Однако это не было их основной обязанностью и совмещалось с другим родом деятельности.

В период образования единого Русского государства (вторая половина XV — первая половина XVI в.) полицейские функции осуществляли органы дворцово-вотчинного управления (в центре), а также наместники и волостели (на местах). С конца XV в. к ним присоединились временные уполномоченные великого князя, направляемые на места с самыми различными поручениями, в том числе и для борьбы с разбоями.

В эпоху сословно-представительной монархии (середина XVI — середина XVII в.) под влиянием обострений в среде крестьян, вызванных развитием крепостного права, сеть органов, выполняющих полицейские функции, существенно расширилась.

На смену дворцово-вотчинной пришла приказная система управления. Несмотря на неопределенность компетенции этих органов, в их числе можно выделить группу приказов, выполнявших преимущественно судебно-полицейские функции. Так, Разбойный приказ занимался сыском и судом по «разбойным» делам и через органы губного и земского управления осуществлял руководство местной полицией- В Москве и Московском уезде функции борьбы с преступностью, пожарами и др. были возложены на Земский приказ.

Земская реформа, проведенная Иваном IV в 1555—1556 гг., привела к дальнейшему развитию системы «губного» самоуправления — дворянских сословно-представительных органов местного управления. Губные органы существовали и раньше, но с середины XVI в. их роль резко возросла.

Губные старосты осуществляли общий судебно-административный и полицейский надзор за уездами: вели борьбу с разбойниками, занималось делами об убийствах, поджогах и т. п., заведовали тюрьмами.

В первой четверти XVII в. в целях укрепления власти на местах в 146 городов с уездами был назначены воеводы. Круг полицейских обязанностей воевод не был четко определен законодательством и наказами. Основные полицейские функции сводились к охране общественного порядка. Там, где не было губных старост, на воевод была возложена поимка воров и разбойников.К числу обязанностей воевод относился и контроль за санитарной безопасностью, соблюдением правил торговля, контроль мер и весов, дорожное дело, почтовая связь. Они обязаны были наблюдать и за нравами, реализуя данную функцию совместно с духовными властями.

С окончательным оформлением крепостного права получает дальнейшее развитие вотчинная полиция. Феодал осуществлял полицейскую функцию в отношении своих крепостных, опираясь на руководимый им специальный аппарат.

Следственных органов полиции в России в Х—ХУП вв. не существовало. Полицейские обязанности выполнялись большинством органов государства как в центре, так и на местах. Поэтому, термин «полиция» можно употреблять по отношению к Россия Х—XVII вв. лишь условна Более правильно будет говорить об органах, которые решали вопросы, составившие впоследствии особую полицейскую функцию, вычле-нившуюся из общей охранительной функции государства.

Во второй половине XVII — начале XVIII в. в России утверждается абсолютная монархия, для которой характерна детальная регламентация службы и быта подданных. Общеполицейская функция государства приобретает в эпоху абсолютизма весьма важное значение, что вызывает соответствующие изменения механизма государства. Впервые в российской истории полиция становится самостоятельным звеном государственного аппарата.

Петр I в Регламенте Главному магистрату (1721 г.) достаточно широко очертил задачи полицейских органов: полиция способствует осуществлению прав и правосудия; рождает добрые порядки; обеспечивает всем безопасность от разбойников, воров и пр.

На протяжении XVIII в. шел поиск оптимальных форм организации полиции.

В 1702 г. органы губного самоуправления были упразднены. Их функции перешли к воеводам. После образования в 1710 г. губерний, полицейские функции (преследование беглых и беспаспортных, смотры недорослей и т.п.). были возложены в числе других на губернаторов. После учреждения в 1719 г. провинций поставленные во главе их воеводы, подчиненные губернаторам, также были наделены полицейскими функциями. По воеводскому наказу 1719 г. они должны были заботиться об охране прав и безопасности местных жителей, преследовать «гулящих людей», заботиться об исправности дорог, блюсти правильность мер и весов. Эти функции воевода разделял с земскими комиссарами, основным занятием которых был сбор «всех доходов». Воеводы же поручали комиссарам помимо всего прочего наблюдать за исправностью и безопасностью путей сообщения и постоялых дворов, преследовать беглых и разбойников, содействовать отправлению правосудия (производство дознания, исполнение приговоров и т. п.), а также заботиться о нравственности и религиозности обывателей.

В городах полицейские функции входили в компетенцию магистратов — учрежденных Петром I органов городского самоуправления. Первая специальная полицейская должность и России появилась в 1718 г. — в Петербурге был учрежден генерал-полицмейстер. К 1722 г. полицмейстеры появились во многих крупных городах (в Москве — оберполицмейстер). При них создавались канцелярии полицмейстерских дел. В своей деятельности полицмейстеры опирались на избираемых горожанами старост, в ведении которых находилась улица, и десятских, надзиравших за десятью домами. К числу функций полицейских органов были отнесены охрана порядка, спокойствия и безопасности, ловля беглых, продовольственные и противопожарные мероприятия, решение вопросов городского благоустройства и др.

После смерти Петра I Главный магистрат был упразднен, а органы городского самоуправления стали подчиняться губернаторам и воеводам, взявшим на себя отправление основных полицейских функций.

В 1733 г. в 23 губернских, провинциальных и некоторых более мелких городах были созданы полицмейстерские конторы, возглавляемые полицмейстером из офицеров местного гарнизона. Каждому полицмейстеру были приданы небольшие команды (офицер, капрал и 6—8 рядовых) и канцелярские служители. Компетенция полицмейстерских контор была достаточно узкой, так как многие полицейские функции (поимка беглых крепостных, рекрутов, борьба с разбоем и др.) остались в ведении губернаторов и воевод. Местная полиция должна была наблюдать за внешним порядком и «благочинием» в городе.

К началу 60-х гг. число полицейских учреждений сократилось, а оставшиеся попали в 1762 г. в подчинение губернаторов и воевод. Зависимость полицейских органов от Главной полицмейстерской канцелярии стала формальной.

Общая полиция в XVIII в. работала плохо.

Коренная перестройка органов общей полиции была осуществлена в период царствования Екатерины II. В своем знаменитом Наказе 1767 г. Екатерина определяла полицию как «установление, попечению которого все то принадлежит, что служит к сохранению благочиния в обществе». Реорганизация органов полиции была связана с губернской реформой 1775 г. В соответствии с «Учреждением для управления губерний» в уездах была введена должность земского исправника(капитана), который возглавлял полицейский орган — нижний земский суд. Капитан-исправник и заседатели нижнего земского суда (их было 2—3 человека) избирались дворянством уезда на 3 года и утверждались в должности губернатором.

Нижний земский суд исполнял распоряжения вышестоящих властей, а также решения судов, проводил предварительное следствие по уголовным делам. На него возлагалась основная полицейская функция — наблюдение за порядком.

Параллельно были созданы и получили дальнейшее свое развитие органы прокуратуры. Осуществляя радикальные государственные реформы, Петр I придавал особое значение созданию действенного контроля за деятельностью государственных учреждений от Сената до местных органов власти. 27 января 1722 г. Петр I подписал указ об учреждении постоянной должности генерал-прокурора Сената, которого император рассматривал как царский контролирующий орган за деятельностью гос. учреждений. С этого дня и ведет свое летоисчисление Российская прокуратура.

После смерти Петра I должности генерал-прокурора и прокуроров надзорных судов, а также прокуроров большей части коллегий были упразднены. Однако уже в период царствования императрицы Анны Иоанновны начинается возрождение прокуратуры. Ее указом в октябре 1730 г. упраздненные прокурорские должности были восстановлены. С принятием в 1733 г. законодательного акта «Должности губернского прокурора», прокурорам было предоставлено право приносить протесты на незаконные действия местных властей и судов с одновременным уведомлением генерал-прокурора.

Сменивший Елизавету Петровну на троне Петр III 21 февраля 1762 г. издал манифест об уничтожении Тайной канцелярии, обосновав свои действия позитивными изменениями в обстановке, произошедшими с времен Петра Великого, когда это учреждение было создано. Но орган политического сыска ликвидирован не был. Еще до-публикации манифеста об упразднении Тайной канцелярии было принято решение об учреждении Тайной экспедиции при Сенате.

Пришедшая к власти после насильственной смерти Петра III Екатерина II в октябре 1762 г., слово в слово повторив манифест об уничтожении Тайной канцелярии, внесла существенные изменения в организацию нового тайного ведомства. Согласно ее распоряжению, Тайная экспедиция оказалась в подчинении только у одного генерал-прокурора, пост которого в царствование Екатерины II был одним из самых важных в государстве. Летом 1763 г. по желанию императрицы московская Тайная экспедиция была подчинена московскому главнокомандующему П. С. Салтыкову.

Передача Тайной экспедиции в ведение генерал-прокурора обеспечивала органам политического сыска максимальную централизацию, независимость от других учреждений и сохранение наиболее полной секретности расследований. Вся деятельность Тайной экспедиции протекала под непосредственным контролем императрицы, которой генерал-прокурор систематически докладывал о ходе дел. Она утверждала и наиболее важные приговоры.

Период правления Павла I характеризуется отдельными либеральными жестами. Вместе с тем царь сохранил Тайную экспедицию, которую возглавил А.С.Макаров. Павел I попытался возродить практику письменных доносов, повесив на стене Зимнего дворца ящик, куда любой желающий мог опустить сообщение для императора. Однако от этой затеи пришлось отказаться, так как кроме оскорблений и малозначительных сплетен другой информации не поступало.

В рассматриваемый исторический период Тайная экспедиция уже не играла серьезной роли. Политическим розыском занимался сам император и его быстро меняющееся окружение. Недостаточный профессионализм царской охраны не позволил раскрыть заговор, приведший к гибели Павла I в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в Михайловском замке.

Александр I через месяц после вступления на престол повелел навсегда уничтожить Тайную экспедицию. Он самостоятельно пришел к выводу, что абсолютизм не может существовать без тайной полиции. В поисках наиболее эффективного вариантаструктуры политического сыска создавались многочисленные комитеты, канцелярии, экспедиции. I

Таким образом, несмотря на манифест, органы политического сыска сохранялись, но были децентрализованы.

Новые меры по укреплению государственного аппарата и установлению в стране сурового военно-полицейского режима были приняты в период царствования Павла I. Городское сословное самоуправление было слито с органами полиции. Вместо управ благочиния и городских дум были учреждены городские правления — ратгаузы. соединявшие в себе административно-полицейские, финансово-хозяйственные и частично судебные функции.

<

В Петербурге ратгауз был подчинен «Комиссии о снабжении резиденции припасами, распорядком квартир и прочих частей, до полиции относящихся», возглавляемой наследником престола. Департамент этой комиссии в Москве подчинялся военному губернатору.

Но и эти мероприятия по укреплению полицейского управления городов правительство сочло недостаточными и сделало шаг по пути военизации городского управления. В первую очередь в городах со значительными гарнизонами, а с 1799 г. во всех губернских и уездных городах стали открываться военно-полицейские органы — ордонанс-гаузы, каждый из которых возглавлялся полицмейстером, городничим или комендантом, имел военный суд и тюрьму.

В конце XVIII в. правительство упорядочило управление удельными и государственными крестьянами. Так, в 1797 г. для управления удельными крестьянами создается Департамент уделов, а на местах — экспедиция уделов (одна на несколько губерний). В каждой удельной волости крестьяне под руководством чиновников избирали сельский приказ. Это был полицейский и финансовый орган, осуществлявший надзор «за порядком», исполнение распоряжений правительственных учреждений, проводящий раскладку податей и повинностей, сбор налогов, разбиравший проступки и мелкие тяжбы удельных крестьян.

Преобразования Павла I мало способствовали улучшению деятельности местного аппарата управления. Большинство новых учреждений оказывались нежизнеспособными и к концу царствования Павла были открыты далеко не везде.

Александр I восстановил почти все учреждения суда и местного управления, а также сословные органы, созданные в период реформ Екатерины II.

Наряду с реформированием, политической полиции в первой четверти XIX в. в организации общей полиции также произошли значительные изменения, выразившиеся в превращении общей полиции в централизованную систему органов. В 1802 г. было создано Министерство внутренних дел, основной задачей которого было определено заботиться « …о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве империи». В МВД вошли разнообразные учреждения: местные административно-полицейские органы и сословные организации дворянства и горожан, органы благотворительности. Главное почтовое управление и др.

В 1810 г. в России по французскому образцу создается Министерство полиции, которое состояло из двух канцелярий (общей и особенной) и трех департаментов.

Административно-полицейским аппаратом, тюрьмами, рекрутскими наборами ведал департамент полиции исполнительной, продовольственными делами и приказами общественного призрения — департамент полиции хозяйственной, а личным врачебным составом, снабжением медицинских учреждений занимался департамент полиции медицинской.

Главными методами нового министерства были избраны шпионаж и провокация, которые с успехом применялись во Франции знаменитым Фуше. В составе министерства функционировала Особенная канцелярия осуществлявшая наряду с полицейскими функциями также и функции контрразведки. В силу общности задач Министерств полиции и внутренних дел, а также финансовых проблем правительства в ноябре 1819 г. Министерство полиции было упразднено и его аппарат передан в состав МВД.

В первой половине XIX в. полиция в городах сохраняла организационное устройство, определенное «Уставом благочиния» 1782 г. В крупных портовых городах были созданы градоначальства.

В организации уездной полиции произошли некоторые изменения. Увеличение населения в уездах и рост крестьянских волнений вызвали необходимость разделения уездов на более мелкие территориально-полицейские единицы.

В 1837 г. были учреждены станы, во главе которых стояли назначаемые губернатором из числа местных дворян становые приставы. В отправлении полицейских функций становой пристав опирался на сельскую выборную полицию государственных удельных крестьян — сотских и десятских, а также на вотчинную полицию помещиков, значение которой возросло в связи с общим усилением крепостного гнета. Свод законов 1832г. не установил точно границы полицейской и судебной власти помещиков: им предоставлялось право применять «домашние» средства наказания и исправления по своему усмотрению, лишь бы это не влекло за собой увечий и опасности для жизни наказываемого. Однако на практике это было равноценно смертной казни.

В декабре 1862 г. произошло объединение уездной в городской полиции. Было создано единое уездное полицейское управление во главе с исправником и его помощником. Исправник назначался губернатором, а не избирался дворянами, как это было раньше. Отдельная городская полиция в виде городских полицейских управлений была сохранена лишь в губернских, некоторых уездных и других важных городах. Городскую полицию возглавляли полицмейстер и его помощник. При каждом полицейском управлении состояли канцелярия под началом секретаря и рассыльные. В состав уездной и городской полиции входили «исполнительные чиновники» (в уездах к ним относились становые приставы, в городах —участковые и городское приставы и их помощники, а также полицейские надзиратели) и «другие полицейские чины» (в сельской местности — сотские и десятские, в городах — околоточные надзиратели и городовые). При полицейских управлениях в городах состояли пожарные команды во главе с брандмейстерами.

Министр внутренних дел мог по ходатайству городских обществ утверждать новые, сверхштатные полицейские должности на средства городов. Вся полиция губерний подчинялась губернаторам (или генерал-губернаторам), которым закон предписывал «действием данной им власти охранять повсюду общественное спокойствие, безопасность всех и каждого и соблюдение установленных правил, порядка и благочиния».

Структура полицейского аппарата в столицах усложнилась. Петербургская полиция возглавлялась градоначальником, назначаемым императором. В состав управления, кроме самого градоначальника и двух его помощников, входили: чиновник для особых поручений, секретарь, канцелярия, врачебное управление, техническая часть, адресный стол, общий полицейский архив и отделение по охранению общественной безопасности и порядка.

Для «полицейского наблюдения на водах города» в 1867 г. в Петербурге была создана речная полиция, руководители которой назначались из числа офицеров флота.

В Москве городскую полицию возглавлял обер-полицмейстер (позднее — градоначальник). Московская полиция строилась на тех же началах, что и петербургская.

Круг обязанностей городской и уездной полиции, будучи весьма обширным и сложным, излагался в целом ряде законодательных актов. Компетенция органов полиции в основном была зафиксирована в «Общем учреждении губернском» и в «Уставе о предупреждении и пресечении преступлений.

К концу 70-хх г.г. самодержавание испытывало значительные затруднения в управлении империей. 21 марта 1878 г. решением вновь созданного органа власти – «Особого совещания для изыскания мер к лучшей охране спокойствия и безопасности в империи» – был образован институт полицейских урядников, который был введен с 1 августа 1878 г.

Взрыв в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г. вызвал полное смятение в правительственных сферах. Император указом от 12 февраля 1880 г. создал новый чрезвычайный орган – Верховную распорядительную комиссию во главе с графом Лорис-Меликовым, функции которой ограничивались исключительно вопросами борьбы с революционным движением.

15 ноября 1880 г. на основе представления Лорис-Меликова царь издал указ о слиянии Департамента государственной полиции (бывшего Третьего отделения) и департамента полиции в Департамент государственной полиции (с 1883 г. –Департамент полиции), соединявший в себе функции как политической, так и общей полиции. Он был разделен на два крупных отдел – административно-полицейский и государственной полиции.

В новой структуре политической полиции было два основных подразделения, тесно связанных между собой – департамент полиции (центральный орган политического сыска) и Отдельный корпус жандармов (орган силового подавления революционного движения). Министр внутренних дел одновременно становился шефом жандармов. Для осуществления задач по выявлению и предупреждению государственных преступлений, а также розыскной деятельности, начинает формироваться сеть отделений по охранению порядка и общественной безопасности. Центральным розыскным органом Российской империи стало санкт-Петербургское охранное отделение. С декабря 1906 г. по инициативе известного правоведа М.И. Трусевича, поддержанной лавой правительства П.И. Столыпиным, начинают создаваться районные охранные отделения. Это была попытка привести в соответствие границы деятельности органов политического розыска с границами деятельности антиправительственных организаций.

Таким образом, к основным изменениям в системе полицейских органов России во второй половине XIX века следует отнести объединение в 1880 г. в рамках Департамента полиции МВД как общей, так и политической полиции, которое было вызвано необходимостью укрепления аппарата, призванного охранять основы самодержавия в условиях роста активности противников существующего строя.

Другим важным изменением в организации полицейских органов стало углубление специализации ведомства, освобождение от хозяйственной и судебно-следственной деятельности и сосредоточение всех сил исключительно на реализации полицейских функций.

В начале XX в. правительством были предприняты дополнительные меры по усилению аппарата общей полиции.

В 1903 г. была создана полицейская стража, представлявшая собой вооруженную опору действиям становых приставов вместо выборной сельской полиции, ставшей ненадежной.

В этот же период продолжалось развитие судебных органов. Отметим, что до середины XIX в. в России сохранялось общегосударственная система судов, созданная во времена правления Екатерины II. Развитие гражданского оборота требовало новых судебных порядков. Судебная реформа с 20 ноября 1864 г. с образованием Государственным советом судебных уставов. В результате реформы были созданы две самостоятельные судебные системы – местные суды и суды общие суды. Местными судами являлись мировые и волостные суды, общими –– окружной и судебные палаты. Во главе всей судебной системы России продолжал оставаться Сенат. Сенат являлся высшим (и единственным) кассационным органом для всех местных и общих судов России. Тогда же началось развитие института присяжных заседателей.

Позитивное значение судебной реформы заключалось в том, что провозглашались отделение суда от администрации, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, учреждался суд присяжных, провозглашались выборность мировых судей и присяжных заседателей, несменяемость судей и следователей, вводился прокурорский надзор, создавалась адвокатура.

В то же время отделение суда от администрации было непоследовательным. Сенат являлся не только судебным, но и административным органом. Местные суды контролировались правительственной администрацией. Большое число должностных преступлений и проступков было изъято у суда и рассматривалось правительственными чиновниками в административном порядке.

Реформируя суд на буржуазных началах, правительство преследовало цель формирования разветвленного судебно-следственного аппарата, обеспечивающего незыблемость государственного строя и возможность расправы с его противниками.

Таким образом, в России с конца XIX в. по 1917 г. параллельно существовали две прокурорские системы: прокуратуры судов и губернские прокуратуры. В основу юс деятельности были заложены одни и те же принципы:

— единство и централизация органов прокуратуры;

— независимость прокуроров от влияния местной администрации при принятии решений.

С периодом японской войны (1904– 1905 г.г.) связано зарождение военной контрразведки – органа, противодействующим сбору сведений со стороны противника о вооруженных сведений.

Накануне Февральской революции в России сложилась достаточно стройная система правоохранительных органов и специальных служб, включающая в себя судебные и прокурорские органы, военную разведку и контрразведку Генерального штаба, общую и политическую полицию Департамента полиции, а также жандармский корпус. Секретные ведомства накопили солидный опыт оперативно-следственной деятельности, сформировали широко разветвленную агентурную сеть, пронизывающую практически все слои общества.

Правоохранительные органы получали весьма острую информацию, свидетельствующую о нарастании социальной напряженности, «неблагонадежности отдельных министров» и даже угрозе смещения правительства. Однако руководство жандармского корпуса, Департамента полиции и МВД сглаживали острые моменты в выводах своих аналитиков, понимая, что объективное информирование неминуемо отрицательно отразится на их личной карьере.

Министр внутренних дел России А.Д. Протопопов в первые дни Февральской революции информировал руководство империи о беспорядках, связанных с перебоями в снабжении населения продовольствием, которые сами по себе прекратятся с подвозом продуктов. У Николая II не возникало сомнений в надежности воинских частей столичного гарнизона.

И правительство, и император осознали свое заблуждение слишком поздно. 27 февраля 1917 г. начались массовые выступления, остановить которые было уже невозможно, так как воинские части вышли из под контроля. Одним из основных объектов ненависти восставших традиционно оказалась полиция. Департамент которой подвергся нападению возбужденной толпы одним из первых. Nайная полиция серьезного сопротивления не оказала. Сотрудники разбежались, имущество было разграблено, часть секретных материалов была сожжена неизвестными лицами во дворе департамента.

Новая власть упразднила Департамент полиции, жандармский корпус и их подразделения на местах. Для поддержания общественного порядка была создана народная милиция. Сотрудники последней задерживали и арестовывали полицейских и жандармов, передавая их в руки Чрезвычайной следственной комиссии, созданной Временным правительством для расследования преступных деяний царских должностных лиц.

Не сумев сохранить и использовать в своих целях прежние спецслужбы или создать новые. Временное правительство утратило контроль за развитием обстановки в стране. Это позволило большевикам без особых проблем осуществить государственный переворот и прийти к власти в октябре 1917 года.

Первым органом борьбы новой власти с контрреволюцией и уголовной преступностью стал Военно-революционный комитет, образованный Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов еще накануне октябрьских событий 1917 г. . Осуществление следственных, судебных и административных функций ВРК возложил на следственную комиссию, сформированную из числа рабочих, солдат и матросов, что было узаконено с принятием Советским правительством 22 ноября 1917 г первым декретом о суде.

7 декабря (20 декабря по новому стилю) на основании предложений Ф.Дзержинского Совнарком постановил образовать всероссийскую Чрезвычайную комиссию при СНК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Позднее на ВЧК были возложены задачи по борьбе с должностными преступлениями, бандитизмом, обеспечение безопасности Красной Армии, железнодорожного транспорта, охрана государственной границы. ВЧК наделялась правами ведения дознания и предварительного следствия, конфискации, выдворения, лишения карточек, опубликование в печати списков «врагов народа» и т.д. 7 января 1918 года совнаркомом была утверждена Коллегия ВЧК с председателем Ф.Э Дзержинским.

Таким образом, первая советская спецслужба была создана как партийно-государственный орган, имевший четкую установку на подавление идейных противников. Помимо функций розыска, пресечения и предупреждения контрреволюционных преступлений, спецслужба была наделена правом вырабатывать меры борьбы, осуществлять административные функции. В судебной области ВЧК отводилась роль органа дознания.

21 ФЕВРАЛЯ 1918 Г. Совнарком принимает Декрет «Социалистическое Отечество в опасности», предписывающий необходимость реализации самых крайних мер для обеспечения безопасности государства, явившийся первым правом актом, предоставившим органам ВЧК право внесудебной расправы.

С момента применения внесудебной репрессии– расстрела ВЧК превратилась из органа розыска и дознания в орган непосредственной расправы с наиболее опасными государственными преступниками.

6 февраля 1922 г в связи с изменением ситуации в стране было принято постановление. В соответствии с которым ВЧК и ее мест-ныеорганы упразднялись. Задачи, которые ранее выполняла спецслужба: подавление открытых контрреволюционных выступлений и бандитизма, борьба со шпионажем, охрана путей сообщения и границ, борьба с контрабандой и выполнение специальных поручений Президиума ВЦИК и СНК, — возлагались на Народный комиссариат внутренних дел (НКВД), для чего в его составе создавалось Государственное политическое управление (ГПУ) под председательством народного комиссара внутренних дел. На местах вместо чрезвычайных комиссий создавались политические отделы: в автономных республиках и областях — при ЦИК, в губерниях — при губисполкомах, а также их уполномоченные — в уездах. В составе ГПУ учреждались особые отделы и транспортные отделы для борьбы с преступлениями в армии и на железной дороге.

Постановлением об усилении борьбы с бандитизмом от 16 октября 1922 г. ВЦИК предоставил органом ГПУ право внесудебной расправы вплоть до расстрела в отношение лиц, захваченных с поличным на месте преступления. Были ограничены функции прокурорского надзора по наблюдению за следствием и дознанием по делам политическим и по обвинению в шпионаже.

Название спецслужбы — «ГПУ» — продержалось недолго. 15 ноября 1923 г., в связи с образованием Союза ССР было создано единое для всего Советского Союза самостоятельное ведомство охраны государственной безопасности — Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при Совете Народных Комиссаров СССР.

В качестве основных направление деятельности ОГПУ были выделены: а) руководство работой государственных политических управлений союзных республик и им подведомственных особых отделов военных округов, а также транспортных органов государственных политических управлений на железных дорогах и водных путях сообщения, на территории соответствующих союзных республик; б) непосредственное руководство и управление особыми отделами фронтов и армий; в) организация охраны границ Союза ССР; г) непосредственная оперативная работа в общесоюзном масштабе.

Отметим развитие судебных органов Советской России. В первом декрете о земле, согласно которому образовались новые выборные советские судебно-следственные учреждения, организуемые на широких демократических основах. Предусматривалось создание и специальных судебно-следственных учреждений для борьбы с контрреволюцией – революционные трибуналы и народные суды.

В результате судебной реформы 1922 г. был образован Верховный Суд Российской Федерации, а после образования СССр был создан верховный Суд СССР.( 3 января 1924 г.) были созданы также республиканские, краевые, областные суды., образованы Президиумы для рассмотрения дел по протестам в порядке надзора на решения и приговоры, вступившие в законные силу, вынесенные нижестоящими судебными инстанциями.

Третья сессия ВИК девятого созыва (12– 20 мая 1922 г.) приняла Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и Положение о прокурорском надзоре. 26 мая 1922 г был восстановлен государственный институт прокуратуры. ГПУ стало органом дознания, поднадзорным прокурору.

Отметим, что в этот период институт адвокатуры должного развития не получил Лишь 19 августа 1939 г. советом народных Комисаров СССР было принято Положение об адвокатуре СССР, согласно которому создавалась коллегии адвокатов, имевшие статус добровольных профессиональных объединений, на которые возлагалось обязанность оказания правовой помощи гражданам и юридическим лицам через юридические консультации.

В Советском Союзе 10 июля 1934 г. произошла очередная реорганизация специальных служб.

В целях объединения усилий и централизованного руководства в масштабах страны деятельностью органов, занимающихся охраной общественного порядка, защитой государственных границ, пожарной охраной, картографией, переселенческим делом, исправительно-трудовыми учреждениями, паспортной системой, записью актов гражданского состояния и др., постановлением ЦИК СССР был создан Народный комиссариат внутренних дел (НКВД). Этот союзно-республиканский наркомат включил в себя ОГПУ в качестве одного из структурных подразделений, которое после реорганизации стало называться Главным Управлением государственной безопасности (ГУГБ) НКВД СССР. Основу ГУГБ составили: 1-е Главное управление (внешняя разведка), 2-е Главное управление (контрразведка), 3-е управление (секретно-политическое). Главное экономическое управление, Главное транспортное управление, Управление особых отделов и др.

НКВД СССР также включал в себя Главное управление рабоче-крестьянской милиции (ГУМ), Главное управление пограничной и внутренней охраны, пожарную охрану, Главное управление лагерей (ГУЛАГ), Управление особого строительства. Главное управление государственной съемки и картографии. Главное управление мер и весов. Главное управление строительства шоссейных и железных дорог (ГУУШОСДОР и ГУЛЖДС), главное управление строительства аэродромов и др.

Именно в 30-е годы ХХ столетия НКВД СССР превратилось в один из самых жестоких инструментов сталинских репрессий, которые явились проявлением авторитарной власти И. Сталина, пришедшего к власти после смерти В.И. Ленина в 1924 году и который задал резкий, непримиримый тон критике своих политических противников.

С образованием НКВД в его составе начал действовать орган внесудебной расправы — Особое Совещание при наркоме внутренних дел, которому предоставлялось право выносить приговоры о заключении в исправительно-трудовые учреждения, ссылке или высылке на срок до 5 лет, или выдворению за пределы СССР лиц, признаваемых «общественно опасными».

27 мая 1935 г. приказом НКВД СССР в республиках, краях и областях были организованы «тройки» НКВД, в состав которых входили начальник Управления НКВД, начальник Управления милиции и областной прокурор. «Тройки» принимали решения о высылке, ссылке или заключении в лагерь сроком до 5 лет.

Дела в отношении лиц, обвиняемых в контрреволюционных преступлениях, органы внесудебной расправы рассматривали по четырем спискам. В 1-й список входили ответственные партийные и советские работники, во 2-й — военнослужащие Красной Армии и Военно-Морского Флота, в 3-й — работники НКВД и в 4-й — родственники репрессированных «врагов народа».

Репрессии продолжались вплоть до начала Второй мировой войны в 1939 году, и начала Великой Отечественной, нанеся непоправимый урон обществу, армии, ухудшили экономическую ситуацию в стране.

Накануне войны была проведена очередная реорганизация силовых ведомств. В специальном постановлении Политбюро ЦК ВКП/б от 3 февраля 1941 г. разъяснялось, что изменения осуществляются «в целях максимального улучшения агентурно-оперативной работы органов государственной безопасности и возросшим объемом работы, проводимой Народным комиссариатом внутренних дел СССР». В этот же день Указом Президиума Верховного Совета СССР НКВД был разделен на два наркомата — Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД СССР) и Народный комиссариат государственной безопасности СССР (НКГБ СССР)7′. Таким образом ведомство, обеспечивающее государственную безопасность страны, вновь обрело самостоятельность. К числу основных направлений деятельности НКГБ СССР были отнесены:

— осуществление разведывательной работы за границей;

— ведение борьбы со шпионажем, диверсионной, террористической и иной деятельностью иностранных разведок внутри СССР;

— оперативная разработка и ликвидация остатков всяких антисоветских партий и контрреволюционных формирований среди различных слоев населения СССР, в системе промышленности, транспорта, связи и др.;

— обеспечение охраны партийно-советского руководства.

В республиках, областях и краях центральное ведомство опиралось на наркоматы и управления госбезопасности.

8 февраля 1941 г. ЦК ВКП/б и СНК СССР было принято решение о передаче подразделений военной контрразведки из системы НКВД СССР в подчинение Наркомата обороны и Наркомата Военно-Морского Флота СССР (третьи управления НКО и НКВМФ). Задачи, решаемые военной контрразведкой, включали в себя борьбу с контрреволюцией, шпионажем, диверсией, вредительством и всякого рода антисоветскими проявлениями в Красной Армии и на Военно-Морском Флоте; выявление и информирование Народного комиссариата обороны и Народного комиссариата Военно-Морского Флота о всех недочетах в состоянии частей армии и флота и о всех имеющихся компрометирующих материалах и сведениях на военнослужащих армии и флота.

Таким образом, в результате реорганизации НКВД СССР образца 1934 г. в стране стали функционировать сразу четыре самостоятельных органа охраны государственной безопасности, общественного порядка, контрразведывательного обеспечения Красной Армии и Военно-Морского Флота: НКВД СССР, НКГБ СССР, третьи управления НКО и НКВМФ.

Для координации и взаимодействия этих органов постановлением ЦК ВКП/б и СНК СССР от 8 февраля 1941 г. был образован Центральный Совет в составе наркомов государственной безопасности и внутренних дел, начальников третьих управлений НКО и НКВМФ. Аналогичные советы в составе руководителей местных органов НКГБ СССР и НКВД СССР и начальников соответствующих периферийных органов третьих управлений НКО и НКВМФ образовывались на местах в военных округах.

Выделение органов обеспечения государственной безопасности из НКВД СССР преследовало цель освободить спецслужбы от функций, которые на данном этапе развития государства и общества входили в противоречие с основными задачами органа безопасности (вскрытие недостатков на промышленных предприятиях, транспортных объектах, в сельском хозяйстве и др.). Передача органов военной контрразведки из НУВД СССР в подчинение НКО и НКВМФ создавала условия для более эффективного выполнения функций по контрразведывательному обеспечению Вооруженных Сил, подготовке органов безопасности к работе в военное время.

Оценивая реорганизацию органов НКВД СССР, осуществленную накануне войны, следует отметить, что она имела как позитивные, так и негативные стороны.

Органы государственной безопасности вошли в предвоенный ослабленными в результате массовых репрессий в 1937 – 1938 г.г.

22 июня 1941 года началась Великая отечественная война.

Основной задачей советских спецслужб на фронтах Великой Отечественной войны было ограждение войсковых структур от проникновения немецко-фашистских шпионов, диверсантов, террористов, сохранение в тайне оперативных планов и замыслов командования, пресечение предательства. Эти задачи возлагались на военных контрразведчиков. 17 июля 1941 г. в соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны органы Третьего управления НКО СССР были преобразованы в особые отделы НКВД СССР. Особым отделам, помимо указанных выше задач, предоставлялось враво ареста дезертиров, «а в необходимых случаях и расстрела их на месте». Согласно данному постановлению особые отделы (до этого органы Третьего управления НКО) выходили из подчинения Наркомата обороны и вновь, как это было до 3 февраля 1941 г., передавались в ведение НКВД СССР. Третье управление НКО СССР преобразовывалось в Управление особых отделов НКВД СССР.

Вслед за передачей органов военной контрразведки из НКО СССР в НКВД СССР было признано целесообразным объединить НКВД и НКГБ в единый Народный комиссариат внутренних дел СССР, т, е. фактически вернуться к той системе органов госбезопасности и внутренних дел, которая существовала до 3 февраля 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1941 г. это объединение было осуществлено не только в центре, но и на местах, т. е. в союзных я автономных республиках, в краях и областях.

Совнарком СССР постановлением № 415—138 сс от 19 апреля 1943 г. вывел Управление особых отделов и подчиненные им органы, занимавшиеся контрразведывательной работой в Красной Армии, из систем НКВД СССР и, реорганизовав их в Главное управление контрразведки СМЕРШ, передал в ведение Наркомата обороны СССР.

Центральная задача органов военной контрразведки вытекала из самого наименования СМЕРШ. Оно расшифровывалось как «смерть шпионам». Органы СМЕРШ предназначались для борьбы с подрывной деятельностью иностранных разведок в частях и учреждениях Красной Армии, обеспечения непроницаемости линии фронта для вражеской агентуры. Кроме того, им в обязанности вменялось пресечение измены Родине, предательства и членовредительства, выполнение специальных заданий народного комиссара обороны.

Постановление о ведомственном переподчинении военной контрразведки и ломке ее структуры в самый разгар военного противоборства было достаточно смелым шагом, но, как показало время, полностью себя оправдавшим.

Подчинение военной контрразведки Наркомату обороны максимально приблизило военных контрразведчиков всех степеней к командованию и политическим органам, укрепило связь и взаимодействие между ними, обеспечило оперативность и гибкость в решении задач обеспечения безопасности войск на фронте и в тылу, что имело важнейшее значение в решающий период войны с не-мецко-фашистскими захватчиками.

Структура Главного управления контрразведки СМЕРШ была простой и рациональной. Оно состояло из 11 оперативных, специального и следственного отделов, секретариата и служб обеспече-. ния, в свою очередь делившихся на отделения. В арсенале главка имелись все необходимые оперативные и технические средства, позволяющие автономно и быстро решать весь комплекс контрразведывательных задач. Штат главка насчитывал 646 человек. По масштабам Великой Отечественной войны СМЕРШ являлся небольшим и компактным ведомством.

Начальник Главного управления контрразведки СМЕРШ являлся и заместителем наркома обороны СССР.

Великая Отечественная война завершилась 9 мая 1945 года победой советского народа, а в сентябре 1945 года была окончена и Вторая мировая. Послевоенный период характеризуется отношениями «холодной войны» между Советским Союзом и ведущими капиталистическим странами.

Переход к мирной жизни требовал внесения определенных изменений в организацию работы правоохранительных органов. В марте 1946 г в связи с преобразованием наркоматов в министерства Народный комиссариат государственной безопасности был упразднен и на его базе 4 апреля этого же года было создано Министерство государственной безопасности СССР .. Структура центрального ведомства была построена по традиционной схеме: из управлений, ведущих основную работу, и отделов, обеспечивающих эффективную деятельность управлений.

В сентябре 1946 г. при Министерстве государственной безопасности СССР было образовано Особое совещание — орган внесудебной расправы. В состав Совещания входили три человека:

председатель (министр госбезопасности) и два члена (заместители министра госбезопасности). В работе Особого совещания в обязательном порядке принимал участие Генеральный прокурор СССР, наделенный правом вносить протест в Президиум Верховного Совета СССР на те или иные решения, выносимые Совещанием по уголовным делам. Как показала практика последующих лет, это право Генеральным прокурором СССР Горшениным реализовано не было. Участие же сторон (обвинителя и защитника) не допускалось. Постановления Особого совещания кассационному обжалованию не подлежали и приводились в исполнение немедленно.

Воссоздание органа внесудебной расправы в Сочетании с сохраняющейся широкой агентурно-осведомительной сетью создавали угрозу реанимации практики массовых репрессий, что и произошло в начале 50-х гг.

В 1946 г. была ликвидирована военная контрразведка СМЕРШ и на ее базе в МГБ СССР сформировано Третье Главное управление и его органы на местах, развернувшие контрразведывательную работу в армии и на флоте.

Позже были сформированы управления» занимавшиеся розыском государственных преступников, защитой государственных секретов, охраной объектов железнодорожного и водного транспорта.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР в 1949 г. в Министерстве государственной безопасности были образованы 7-е Управление (организация и установка наружного наблюдения за лицами, разрабатывавшимися органами госбезопасности); а также Главное управление пограничных войск и Главное управление милиции со всеми органами на местах. Соответствующие функции у Министерства внутренних дел были изъяты.

После смерти Сталина 7 марта 1953 г. Постановлением совместного заседания Пленума ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Президиума Верховного Совета СССР Министерство государственной безопасности СССР и Министерство внутренних дел СССР были реорганизованы в единый орган — Министерство внутренних дел СССР.

Изучая историю спецслужб, несложно прийти к выводу, что принципиальным для правового положения органов государственной безопасности во все исторические периоды являлся объем их правомочий, которые, собственно, и являются своеобразной «лакмусовой бумажкой» политического предназначения этих органов. Если чрезмерно гипертрофируются административно-политические прерогативы органов государственной безопасности, то это есть верный признак приближения государства к тоталитарному режиму. И, наоборот, сужение этой функция, сведение ее преимущественно к информационной деятельности являет собою демократизацию и самого государства, и органов, обеспечивающих его безопасность.

Президиум Верховного Совета СССР Указом от 13 марта 1954г. образовал Комитет государственной безопасности ори Совете Министров СССР (КГБ при СМ СССР). КГБ при СМ СССР являлся союзно-республиканским государственным комитетом в действовал на правах министерства (председатель КГБ входил в состав Совета Министров СССР). В республиках образовывались комитеты госбезопасности при Советах Министров союзных и автономных республик. В краях и областях — управления иди отделы Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР или при Совете Министров союзной республики. В городах м районах вместо бывших городских отделов или отделений МВД СССР создавались аппараты уполномоченных КГБ при Совете Министров СССР или КГБ при Совете Министров союзной республики.

Система органов государственной безопасности СССР включала в себя органы военной контрразведки в лице особых отделов КГБ округов, флотов и групп войск, особые отделы армий и флотилий, особые отделы-отделения дивизий и бригад; особые отделы КГБ на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, аппараты уполномоченных КГБ на железнодорожных станциях и в морских портах.

КГБ СССР просуществовал с 1954 по 1991 гг. По своей структуре, функциям и кадровому составу, по занимаемому месту в системе государственных институтов КГБ СССР вполне соответствовал механизмам государственно-политической власти в Советском Союзе и был неразрывно связан с этой властью. В основе этой связи лежал принцип партийного руководства спецслужбой, благодаря которому «передовой вооруженный отряд партии» располагал поистине неограниченными возможностями, обладал реальной силой и влиянием. Однако именно в этом состояла стратегическая уязвимость одной из самых мощных в мире спецслужб. Жесткая связь с КПСС по мере ослабления влияния партии на состояние дел в стране, падения авторитета руководства КПСС неминуемо вела к гибели организации. Распад СССР и участие руководства КГБ в антиконституционных действиях 19-21 августа 1991 г. поставили последнюю точку в истории данной спецслужбы.

Территориальные органы безопасности Российской федерации после августовских событий 1991 г. вошли в Комитет государственной безопасности РСФСР, образованный в 1990 г, который в ноябре 1991г. в соответствии с Указом Президента РСФСр был преобразован в Агентство федеральной безопасности РСФСР.

В связи с ликвидацией в октябре 1991 г. КГБ СССР из подразделений, оставшихся в составе некогда мощнейшей спецслужбы, была образована Межреспубликанская служба безопасности.

На базе Агентства федеральной безопасности РСФСР, Межреспубликанской службы безопасности и Министерства внутренних дел было образовано Министерство безопасности и внутренних дел Российской Федерации. 24 января 1992 г. АФБ РФ и МСБ образовали Министерство безопасности Российской Федерации.

систему федеральных органов государственной безопасности составляли:

— Министерство безопасности Российской Федерации;

— органы государственной безопасности в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономной области и автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге;

— органы государственной безопасности в Вооруженных Силах РФ и иных воинских формированиях (военная контрразведка);

— органы пограничной охраны.

После событий 21 декабря 1993 года МБ РФ было упразднено и создана Федеральная служба контрразведки РФ., которая уже в начале 1995 г. была реорганизована в Федеральную службу безопасности России.

Таким образом, к 1995 г. в результате непрерывных реорганизаций отечественных органов безопасности после ликвидации КГБ СССР в российской Федерации стало функционировать несколько разрозненных специальных служб, между которыми так и не было налажено эффективного взаимодействия и координации, прежде всего в сфере разведывательной и контрразведывательной деятельности, а также борьбы с преступностью.

Значительно возросли финансовые и материально-технические затраты государства и общества на их содержание. В каждой из самостоятельных спецслужб были созданы свои финансово-хозяйственные, медицинские, кадровые и другие административные подразделения. Значительно увеличился управленческий аппарат.

Частые реорганизации спецслужб (в 1991—1995 гг., как впрочем, в ряд реорганизаций в советский период) не вызывались объективными условиями внутриполитической обстановки в стране. В их основе лежали чисто субъективные факторы. Смена вывесок по существу не меняла характера их деятельности. Главная задача органов безопасности — противодействие подрывной деятельности иностранных разведок и организаций — оставалась прежней.

С приходом в 2000 г. нового Президента Российской Федерации –Путина В.В. происходит укрепление правоохранительных органов страны, поднимается их престиж, улучшается материально-техническое обеспечение.

Рассмотрим вкратце современное состояние дел в сфере органов безопасности Российской Федерации на настоящий момент.

Систему безопасности Российской Федерации образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие на законном основании. участие в обеспечении безопасности, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом РФ, не допускается.

Органы внутренних дел занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов Российской Федерации. В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039м МВД РФ представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующий основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.

МВД РФ подчиняется Президенту РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией Российской Федерации и законодательными актами Российской Федерации, а также Правительству РФ.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) является федеральным органом исполнительной власти, непосредственно реализующим основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации и координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление».

Органы Федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронцов С.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. История и современность.–Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.01MB/0.00070 sec

WordPress: 21.58MB | MySQL:122 | 1,719sec