КОНСТИТУЦИОНЫЙ СОВЕТ: ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И СОСТАВ; КОМПЕТЕНЦИЯ И ПОРЯДОК РАБОТЫ; ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ИНЫМИ ОРГНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

<

091614 2341 1 КОНСТИТУЦИОНЫЙ СОВЕТ: ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И СОСТАВ; КОМПЕТЕНЦИЯ И ПОРЯДОК РАБОТЫ; ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ИНЫМИ ОРГНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИФранцузская Пятая республика использует систему квазисудебного конституционного контроля. На протяжении довольно дл тельного периода в стране шла острая полемика по вопросу легитимности введения конституционного контроля.

По мнению многих специалистов конституционного права создание органов конституционного надзора или контроля противоречит концепции национального суверенитета, признанию народа в качестве единственного источника власти, осуществляющего эту власть как непосредственно, путём референдума и выборов, так и опосредованно — через своих представителей. Концепция, которая восходит еще к трудам Жан Жака Руссо, длительное время считалась незыблемой, а следовательно, исключала возможность осуществления ревизии каким бы то ни было, органом решения, принятого представителями, избранными населением страны путем всеобщего голосования. Однако по мере развития концепции прав и свобод как главной системообразующей части конституционного права, по мере того как признавалось, что не исключается возможность нарушения основных прав и свобод путем принятия неправомерного закона, подход к проблеме конституционного контроля начал изменяться. И уже в 1958 г. появляется сравнительно эффективный орган конституционного надзора в лице Конституционного совета. Аналогичный по названию орган существовал и во Франции Четвертой республики. Но он оказался неэффективен и практически не функционировал. Совершенно иное положение занимает Конституционный совет, сованный в соответствии с основным законом Пятой республики. Он наделен реальными и достаточно, эффективными полномочиями, позволяющими ему активно влиять на законотворческий процесс в стране. Он приобрел также и некоторые другие весьма важные функции, выступая, в частности, в качестве судьи по выборам.

Конституционный совет представляет собой независимый государственный орган, который осуществляет свою деятельность на коллегиальной основе. Он состоит из девяти членов, назначаемых сроком на 9 лет. Три члена Конституционного совета назначаются Президентом Республики, три — Председателем Национального собрания, три —Председателем Сената. Помимо назначаемых членов Конституционного совета в состав Конституционного совета входят также ех officio все бывшие президенты французской Республики. (Из ныне живущих экс-президентов Франции только Валери Жискар д’Эстен мог бы войти в состав Конституционного совета. Однако согласно органическому закону о Конституционном совете всем его членам запрещено заниматься политической деятельностью. Поскольку бывший Президент Франции предпочел активную политическую, деятельность пребыванию в Конституционном совете, он официально объявил о неучастии в работе этого органа)

На сегодняшний день Конституционный совет состоит только из назначаемых членов. Обновление состава Совета производится по третям каждые три года. Мандат члена Конституционного совета по истечении срока полномочий не возобновляется. Член Конституционного совета вправе подать в отставку до истечения срока своих полномочий. Он может быть освобожден Конституционным советом от своего мандата в случае, если он не исполняет должным образом, своих обязанностей или если его физическое состояние не позволяет продолжать работу в Совете.

Председатель Конституционного совета назначается Президентом Республики, Он руководит работой Конституционного совета и представляет его на официальных церемониях, назначает докладчиков по делам, рассматриваемым в Конституционном совете, определяет дату и порядок дня заседаний. В случае разделения голосов поровну голос председателя дает перевес. Председатель Конституционного совета занимает пятое место в официальной иерархии должностных лиц Республики после Президента» Премьер-министра и председателей палат. Действующий органический закон не только запрещает политическую активность членам Конституционного совета, но и предусматривает целый ряд ограничений в отношении занятия адвокатской и иной профессиональной деятельностью.

Конституционный совет Франции осуществляет только превентивный контроль за соответствием законопроектов и зато предложений Конституции. В случае получения соответствующего обращения от официальных лиц, наделенных правом принесения протеста в Конституционный совет, последний должен вынести свое решение в течение одного месяца. Правительство может объявить о необходимости экстренного вынесения решения, и тогда срок рассмотрения сокращается до 8 дней. Если законопроект или законопредложения признаны противоречащими Конституции они не могут быть вотированы в качестве закона, обнародована введены в действие. Решение, вынесенное в этом случае Конституционным советом, является окончательным и обжалованию не подлежит. Оно обязательно для всех государственных властей, административных и судебных органов. Если запрос направлен Президентом Республики относительно закона, вотированного Парламентом; то течение срока промульгации закона приостанавливается вплоть до вынесения решения Конституционным советом. Автоматически передаются на рассмотрение Конституционного совета, независимо от того, имеет место обжалование» нет, такие акты, как регламенты палат и все органические законы, то есть такие законы, которые принимаются на основе прямого уполномочия Конституции и в развитие конституционных постановлений.

Практика работы Конституционного совета показала, что проявляет определенную активность и в связи с такой специфической деятельностью, как ратификация международных договоров и соглашений. В частности, в этот орган может поступи запрос о том, соответствует ли международный договор на международное соглашение Конституции. В том случае, если Конституционный совет признает наличие расхождения или несовместимости, закон, уполномочивающий ратифицировать международный договор, может быть принят только после внесения изменения в Конституцию. В связи с рассмотрением таких вопросов Конституционный совет вправе, высказать также определенные соображения по поводу условий принятия и осуществления международных обязательств. Ни Конституция, ни законодательство прямо подобное полномочие не оговаривают. Больше того, из текста Конституции видно, что при принятий закона о ратификации Парламентом, внесение: каких-либо оговорок запрещено. Однако Конституционный совет правомочен снабжать свое решение о конституционности или неконституционности международного договора определенными разъяснениями и комментариями, приобретающими иногда характер оговорки.

Конституционный совет не имеет права принимать к своему рассмотрению вопрос конституционности того или иного закона, уже вступившего в законную силу. Однако поскольку Конституция 1958 г. ввела ограничение сферы применения закона, Правительство может просить Конституционный совет определить, является ли действующий закон, принятый до вступления в силу Конституции 1958 г. подпадающим под ограничительное постановление или нет. Если Конституционный совет признает, что действующий закон относится к регламентарной сфере, он может быть изменен и заменен актом исполнительной власти.

Конституционный совет во Франции наделен и некоторыми другими полномочиями, непосредственно не связанными с осуществлением функций конституционного надзора. Этот орган является судьей по выборам. Он осуществляет надзор за правильностью проведения президентских выборов, производит официальную регистрацию кандидатов, подтверждая тем самым законность их выдвижения, определяет результаты голосования и прокламирует избрание Президента Республики. Он же рассматривает жалобы, подаваемые относительно правильности проведения выборов Президента Республики.

Те же надзорные функции осуществляются Конституционным советом и при проведении референдума.

Конституционный совет рассматривает также жалобы, приносимые на правильность выборов депутатов и сенаторов. В Пятой республике, в отличие от Четвертой, сами палаты не решают вопрос о правильности избрания Своих членов. Эта функция передана Конституционному совету. Именно он и решает окончательно вопрос о правомерности предоставления парламентского мандата. В случае, если Конституционный совет констатирует грубое нарушение, допущенное в ходе выборов; он может отменить результаты голосования. Опыт Пятой республики показывает, что если в первые годы после принятий Конституции 1958 г. активность Конституционного совета была сравнительно невысока, то в настоящее время Он прочно утвердился в качестве высшей государственной инстанции, которой принадлежит решающее слово в сфере конституционной законности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРЕЗИДЕНТ СОЕДИНЕННЫХ ЩТАТОВ АМЕРИКИ: ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ: порядок избрания, статус и компетенция при реализации принципа разделения властей. Взаимоотношения с иными государственными органами; ответственность

 

Согласно Конституции (разд. 1 ст. II) исполнительная власть предоставляется Президенту США. Этим скупым указанием, основанным на принципе разделения властей, определяется роль Президента как главы всей исполнительной ветви власти, т. е. всего огромного федерального аппарата управления страной. Со временем эта роль возросла до признания Президента главой государства и высшим должностным лицом страны.

Исполнительная власть предоставлена Президенту в личном качестве. В Конституции» ничего не говорится о каком-либо коллегиальном правительстве или хотя бы о структуре органов исполнительной власти. Президент независим, он не подотчетен Конгрессу, неподконтролен ему и несет ответственность только пер народом, от которого он получил свой мандат. Его полномочия закреплены в достаточно широком объеме, но без строгих пределов, что и способствовало их неуклонному фактическому возрастаю. В то же время президентская власть не переросла в личную диктатуру, поскольку она всегда сдерживалась определенными полномочиями Конгресса и Верховного суда.

Нельзя сказать, чтобы образовавшийся с годами разрыв между конституционными и фактическими правами Президента был незаметен для Конгресса. Более того, принимались (главным образом в ходе межпартийной борьбы) отдельные законы, ограничившие эти права. Однако Конгрессом не было сделано ни одной пытки к ограничению власти Президента конституционным путем: все поправки к Конституции, касающиеся положения Прези-нта (XII, XX, XXII, XXIII, XXV), касались только вопросов, вязанных с порядком избрания или замещения постов Президента и Вице-президента в определенных случаях. Во многом в том е направлении шли решения Верховного суда. Отсюда можно сделать вывод, что определившееся к настоящему времени положение и роль Президента в государственном механизме у американской общественности беспокойства не вызывают.

Современные американские исследователи единодушно отвечают ведущую роль Президента в системе органов государства; по своему влиянию на государственные дела он безусловно доминирует по отношению к Конгрессу и Верховному суду; Внутренняя внешняя политика страны в основном формируется и осуществляется властью Президента. Но многое в реальном влиянии Президента зависит от расклада политических сил. В тех случаях, когда Президент и большинство Конгресса относятся к одной политической партии, Президент сравнительно легко добивается нужного ему поведения Конгресса (поскольку он является неформальным лидером своей партии до следующих выборов); Когда же партийная принадлежность Президента и большинства в Конгрессе не совпадает, то возникают острые противоречия, подчас доводящие до угрозы импичмента; иногда Президенту удается добиться лояльности судей Верховного суда (когда большинство су-(ей состоит из его сподвижников), но и здесь периодически возникают осложнения. Конституционный баланс трех властей, таим образом, при определенных политических условиях может казаться временно неустойчивым.

При всей исключительно важной роли Президента не следует думать, что он способен осуществлять свои полномочия, ни с кем не считаясь. В демократической стране, какой являются США, вся деятельность Президентами (и в гораздо большей степени, чем ее других органов власти) находится в фокусе внимания американской и международной общественности, средств массовой информации. Политическая оппозиция использует любые промахи главы государства, касающиеся в том числе и его личной жизни, для дискредитации Президента и его партии в целях обеспечения своей победы на следующих президентских выборах. Президент должен, постоянно прикладывать усилия для установления и сохранения ровных и спокойных отношений с Конгрессом, вести внешнюю политику так, чтобы она не порождала международные конфликты и осложнения. Успехи в деятельности Президента в немалой степени зависят от взаимоотношений со всеми группами давления, и прежде всего с могущественными финансово-экономическими объединениями.

Конституционные требования к Президенту невелики. Им может стать любой прирожденный (т. е. не натурализованный) гражданин США, достигший 35-летнего возраста и проживающий в течение четырнадцати лет в Соединенных Штатах. Конституционно установлено также, что Президент и Вице-президент не могут быть жителями одного и того же штата. Разумеется, реальных требований к кандидату намного больше, но они носят скрытый характер. На этот пост выдвигаются известные политические деятели с опытом работы на крупных государственных постах (обычно из числа губернаторов штатов, сенаторов, генералов), тесно связанные с аппаратом своих политических партий, не радикалы, не представители национальных меньшинств. На пост Президента или Вице-президента ни разу не были избраны женщина, негр или просто малоизвестные лица. Поиск и выдвижение кандидатов на пост Президента практически находятся в руках у двух ведущих политических партии.

<

Президент избирается сроком на четыре года, досрочные выборы Конституцией не предусмотрены, и их в американской истории никогда не было. Выборы неизменно происходят каждый високосный год в первый вторник после первого понедельника ноября месяца. В первоначальном тексте Конституции не было запрета на переизбрание Президента, но почти сразу (начиная с Президента Д. Вашингтона) установился обычай, согласно которому Президент не может занижать свою должность более двух сроков подряд. Однако этот обычай был нарушен Ф. Рузвельтом, который начиная с 1932 г. избирался четырежды, и тогда (в 1951 г.) в Конституцию была внесена действующая и поныне поправка, запрещающая избрание какого-либо лица на должность Президента более; двух раз подряд. При этом срок более двух лет, в течение которого какое-то лицо занимало эту должность или исполняло обязанности Президента (это касается, например, Вице-президента, который замещает Президента в случае его отставки или смерти), не учитывается при исчислении полного срока. Тем самым, допускается, чтобы при определенных обстоятельствах должность Президента была занята одним лицом десять лет подряд.

Президент избирается косвенным путем. Избиратели голосуют за коллегию выборщиков, которая затем избирает Президента. В каждом штате избирается столько выборщиков, сколько от него избрано сенаторов и членов Палаты представителей. В дополнении к этому от столицы (федеральный округ Колумбия) избирается три выборщика. Следовательно, коллегия выборщиков включает 100 + 435 +3 == 538 выборщиков. Все выборщики от штата, в качестве которых обычно выступают малозначительные общественные деятели, представляют одну партию, поскольку каждая политическая партия выдвигает в штате полный список своих кандидатов, и избиратели голосуют не за отдельных личностей, а за полный список. Для победы того или иного списка достаточно относительного большинства голосов избирателей.

Коллегия выборщиков никогда не собирается в полном составе выборщики голосуют за конкретного кандидата, оставаясь в столицах своих штатов. Это происходит в первый понедельник после второй среды декабря того же года. Списки с результатами голосования подписываются в штате и в опечатанном виде направляются в Сенат, где 3 января следующего года происходит официальное провозглашение победивших на выборах Президента и вице-президента США. Для победы кандидата на этой стадии требуется абсолютное большинство голосов выборщиков. Затем 20— 21 января в Вашингтоне происходит инаугурация, т.е. принесение присяги и вступление Президента в должность.

Сложная система косвенных выборов главы государства носит формальный характер; поскольку выборщики при всех условиях обязаны голосовать только за кандидатов той партии, по списку которой они были избраны (примеров, когда выборщики нарушили бы это правило, в американской практике не было). Сложности могут возникнуть только в случае, если голоса выборщиков окажутся разбитыми между тремя и более кандидатами в Президенты и при этом ни одна группа выборщиков не будет обладать большинством. На этот случай XII поправка устанавливает Правило, согласно которому Президент должен быть избран Палатой представителей (из трех кандидатов на этот пост, получивших наибольшее число голосов выборщиков), а Вице-президент —Сенатом (из двух таких кандидатов на этот пост). Предусмотрено, что при выборах Президента в Палате представителей каждый штат имеет один голос:

На протяжении многих лет система косвенных выборов подвергается острой критике со стороны общественности, многих конгрессменов, деятелей науки и политики, но изменить конституционный порядок и перейти к прямым выборам Президента пока не удается.

Выборы Президента— шумная общенациональная кампания. Она начинается в начале выборного года с выдвижения кандидатов от партий в каждом штате, проведения первичных выборов (праймериз). На этой стадии основные претенденты в каждой партий ведут борьбу за избрание своих сторонников в качестве делегатов на национальный съезд партии. Теоретически партийная организация каждого штата может выдвинуть своего кандидата на съезд партии (и тогда таких кандидатов оказалось бы 50), но практически, благодаря целенаправленным усилиям партаппарата, этого не происходит, и борьба ведется между 2—3 наиболее известными претендентами. Первичные выборы, особенно в крупнейших штатах (Калифорния, Нью-Йорк, Техас), позволяют заблаговременно определить будущего кандидата на пост Президента отказ каждой из ведущих партий. Это обеспечивается тем, что избранные) ходе праймериз делегаты связаны обязанностью голосовать на съезде только за своего претендента. Поэтому на национальных съездах партий последних лет неожиданностей не бывает: избранное большинство делегатов довольно быстро официально оформляет выдвижение кандидата на пост Президента от данной партия Выдвинутый съездом кандидат обладает привилегией самому назвать кандидата на пост Вице-президента, и эта кандидатура всегда утверждается съездом без особых возражений. Выдвинутые национальными съездами партий (съезды происходят летом выборного года) кандидатуры заносятся в избирательные бюллетени (или на табло в машинах для голосования) во всех штатах.

Глава государства пользуется неприкосновенностью, т. е. свободой от ареста и уголовного преследования, пока он не будет отстранен от должности в соответствии с процедурой импичмента. Это, однако, не освобождает его от гражданско-правовой ответственности, что было установлено Верховным судом в отношении исков, предъявлявшихся в 1997—1998 гг. к Президенту Б. Клинтону, Президент получает за свою службу вознаграждение, которое не может быть увеличено или уменьшено в течение того срока, на который он избран; и в течение этого срока он не должен получать какое-либо иное содержание. Президент пользуется государственной охраной, имеет резиденцию (Белый дом), право на высокую пенсию, другие блага, установленные законом.

В Конституции (XXV поправка) указаны четыре основания досрочного прекращение полномочий Президента: отстранение от должности, смерть, отставка, неспособность осуществлять полномочия и обязанности по своей должности.

Отстранение от должности возможно только через процедуру импичмента, которая осуществляется палатами Конгресса (Палата представителей выдвигает обвинение, а Сенат судит под председательством Главного судьи). Президент, как и Вице-президент, может быть отстранен по импичменту за государственную измену взяточничество, либо за другие серьезные преступления и Правонарушения. Процедура импичмента была, применена в XIX в. (отношении Президента Джонсона, но не привела к отстранению от должности. В 1974 г. под угрозой применения импичмента Президент Р.Никсон был вынужден добровольно уйти в отставку. В 1998’—1999 гг. процедуре импичмента в полном объеме подвергся Президент Б. Клинтон, но решение об отстранении не было принято.

Смерть Президента влечет прекращение его полномочий и немедленное вступление в должность замещающего лица. Так, при исполнении своих обязанностей скончался Президент Ф. Д. Рузвельт (1945 г.), был убит Президент Д. Кеннеди (1963 г.), что сразу же повлекло замещение их постов действовавшими вице-президентами (соответственно Р. Трумэном и Л. Джонсоном). Предусмотрено (XX поправка), что если к тому дню, с которого начинается срок полномочий избранного Президента, наступит его смерть, то Президентом становится избранный Вице-президент. Если же смерть настигает кого-либо из лиц, из которых Палата представителей избирает Президента, а Сенат — Вице-президента (т. е. в случае, предусмотренном XII поправкой), то Конгресс вправе предусмотреть необходимые меры путем принятия специального закона.

Добровольная отставка Президента может последовать под влиянием личных причин (состояние здоровья и др.) или под давлением обстоятельств;

Неспособность Президента осуществлять свои полномочия и обязанности (XXV поправка) ведет к временному прекращению полномочий при наличии его письменного заявления временному Председателю Сената и Спикеру Палаты представителей. Но с таким заявлением могут обратиться также Вице-президент вместе с большинством высших должностных лиц департаментов. В этих случаях Вице-президент принимает на себя исполнение обязанностей Президента. Президент, однако, может заявить, что он в состоянии осуществлять полномочия и обязанности по своей должности и возобновить их осуществление, если Вице-президент и большинство должностных лиц департаментов в течение четырех дней этому не воспротивятся. В этом случае Конгресс обязан собраться в течение сорока восьми часов после получения соответствующего заявления и в течение 21 дня большинством в две трети голосов обеих палат определить, действительно ли Президент не в состоянии осуществлять свои полномочия, вследствие чего обязанности сохраняются за Вице-президентом. Если же Конгресс таким образом не выскажется, то Президент возобновляет осуществление полномочий и обязанностей по своей должности. В 1985 г., например, па заявлению Президента Р. Рейгана на краткий период действия наркоза во время проведения хирургической операции его полномочия и обязанности были переданы Вице-президенту.

Для того чтобы ни при каких обстоятельствах стран не оказалась без главы государства, в 1947 г. был принят Закон отственности президентской власти (он дополнялся в 1968г.г.) В нем была установлена последовательности лиц, замещен пост Президента, если этот пост окажется вакантным: Вице Президент, Спикер Палаты представителей, временный Председатель Сената, Государственный секретарь и далее все руководители департаментов по хронологии создания этих департаментам. Однако любое из этих лиц может занять пост Президента то в случае, если оно отвечает всем конституционным требован! предъявляемым к Президенту.

Основные полномочия перечислены в Конституции (разд. 2 ст. II). Однако, со временем теорией и практикой было сформировано понятие «подразумеваемых (или «скрытых») полномочиям благодаря которому конституционные права и обязанности Президента существенно расширились. Кроме того, глава государства систематически наделяется Конгрессом различными «делегированными правами».

Конституционные полномочия Президента могут быть систематизированы по следующим основным группам.

Представительские функции. В качестве главы государе Президент осуществляет высшее представительство США внутри страны ив международных отношениях. Ему принадлежит право отсрочки исполнения приговоров и помилования за преступлено против Соединенных Штатов, за исключением дел по импичменту. Он же объявляет амнистию. Как лидер администрации Президент возглавляет разного рода церемонии, участвует в торжествах и празднествах. Он награждает высшими военными и другими награда что, впрочем, вправе делать и Конгресс. Награждение действующих президентов государственными наградами в США не принято.

Участие в законодательном процессе, формально не пользуясь правом законодательной инициативы и не участвуя в заседаниях палат при принятии законов, Президент тем не менее оказывает огромное влияние на законодательный процесс. Исследователи отмечают, что это влияние носит даже решающие характер, ибо подавляющее большинство ключевых законопроектов, разработанных аппаратом Президента, Конгрессом принимаются. К тому же сам Конгресс часто передает Президенту законодательные полномочия, из которых вырастает обширное указанное право.

Президент имеет право вето, т. е. право в течение 10 дней подписывать билли, Принятые Конгрессом, и возвращать их повторное рассмотрение со своими поправками; вето может быть преодолено Конгрессом только при одобрении билля большинства в 2/31 голосов обеих палат. Нельзя сказать,, что президенты этим Вяравом злоупотребляют, но угроза его применения оказывает на ^Конгресс известное воздействие. Ежегодно Президент направляет ^ Конгресс послание о положении дел в Союзе, т.е. о внутреннем и международном положении страны; с этим посланием он лично .(обычно 6 января) выступает перед объединенным заседанием двух палат. В послании Конгрессу рекомендуется принять конкретные законы (эта своеобразная законодательная программа Президента рассматривается палатами в приоритетном порядке). Кроме того, Президент ежегодно в обязательном порядке направляет в Конгресс экономический доклад и проект федерального бюджета, а также специальные послания по конкретным вопросам.

Президент не вправе созывать или распускать Конгресс, но при чрезвычайных обстоятельствах может созвать обе палаты или одну из них и в случае разногласий между ними по поводу срока переноса заседаний вправе отложить их на срок, какой сочтет возможным, Президент не обязан являться по вызову Конгресса, и таких случаев в истории не было. Он имеет право на так называемые «привилегии исполнительной власти», под которыми поднимают право на конфиденциальность, т. е. на отказ Конгрессу в требовании информации по внутренним вопросам деятельности Президента. Взаимоотношения с Конгрессом —каждодневная работа Президента, которую он осуществляет через специальную Службу по связям с Конгрессом.

Военные полномочия. Президент является по Конституции Верховным главнокомандующим армии и флота и призванной на действительную службу милиции штатов. Он не вправе объявлять войну, но может направлять войска за границу для «защити американских интересов», в миротворческих целях и др. По закону 1973 г. такие военные действия можно осуществлять в течение 60 дней, после чего Конгрессу Должен быть представлен соответствующий доклад. Конгресс вправе совпадающей резолюцией потребовать от Президента немедленно вывести войска из государства, в которое они были введены. К своему праву направлять вооруженные силы за границу; президенты прибегали весьма часто.

Глава государства присуждает высшие воинские звания, производит назначения военачальников, формирует объединенную группу начальников штабов родов войск (генеральный штаб), назначает министра обороны (гражданское лицо).

Внешнеполитические полномочия. Президент формирует и осуществляет внешнюю политику, ведет сам или через своих представителей международные переговоры и пр. Им подписываются с совета и согласия Сената международные договоры; Президент их ратифицирует после одобрения Сенатом (двумя третями голосов сенаторов). Наряду с этим глава государства вправе заключать с другими государствами так называемые исполнительнее соглашения, которые не требуют одобрения Сенатом; таких исполнительных соглашений Президентом подписывается огромное множество.

Президент с одобрения Сената назначает послов, консулов и представителей в международные организации, именно ему принадлежит руководство внешнеполитической деятельностью государства. Нередко президентами выдвигаются различные внешнеполитические доктрины, имеющие стратегическое значение. Конгресс лишь изредка в резолюциях палат формулирует свое отношение к отдельным вопросам внешней политики и международного положения США, но позиция Конгресса Президента практически ничем не связывает. В обязанность Президента входит аккредитация и прием послов иностранных государств.

Назначения высших должностных лиц. Это одно из важнейших управленческих полномочий Президента. Все высшие должностные лица (их примерно 300) назначаются главой исполнительной власти «по совету и с согласия» Сената, Среди них министры, судьи Верховного суда и других федеральных судов, руководители ведомств, послы и другие лица. Практика знает немало случаев, когда Сенат отказывал Президенту в назначении предложенных им кандидатов, в том числе и на должности министров. Отстранение всех этих лиц от их должностей осуществляется Президентом по собственному усмотрению. Назначение и смещение должностных лиц более низкого уровня регламентируется законами и ведомственными инструкциями.

Чрезвычайное положение. Президент имеет право объявлять чрезвычайное положение — как в национальном масштабе, так и в отдельных штатах. Постановление Президента об объявлении чрезвычайного положения незамедлительно передается в Конгресс и публикуется в официальном издании «Федерал реджистер». Национальное чрезвычайное положение может быть прекращено совпадающей резолюцией Конгресса, изданием акта Президента или по истечении указанного срока. При объявлении национального чрезвычайного положения за Президентом сохраняются только те права и полномочия, которые основываются на законах.

Осуществляя свои полномочия, Президент издает различные правовые акты. Основные из этих актов обладают нормативным характером, во многом напоминающим законодательные акты Конгресса. Принудительная Сила таких актов вытекает из Конституционной обязанности Президента заботиться о том, чтобы законы добросовестно исполнялись. В число основных актов, издаваемых Президентом, входят:

исполнительные приказы, которые основываются на законах или делегированных полномочиях и регулируют многие важные вопросы государственного управления;

реорганизационные плены, с помощью которых вносятся изменения в систему органов исполнительной власти (нос последующим утверждением Конгрессом)., Кроме того. Президентом издаются разного рода инструкции, директивы прокламации правила и положения, Они также действуют на всей территории страны и периодически подвергаются судебному контролю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПАРЛАМЕНТ ЯПОНИИ: ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ; СОСТАВ, КОМПЕТЕНЦИЯ И ПОРЯДОК РАБОТЫ; ЗАКОНОАДТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС; СТАТУС ПАРЛАМЕНТАРИЕВ

 

Современная Япония — парламентарная салическая монархия, поскольку в Японии имеется наследственный монарх с титулом Императора создание и функционирование правительства обусловлено доверием Палаты представителей Парламента. За порядком наследования престола следит совет императорского двора, возглавляемый премьер-министром и состоящий из двух представителей императорской семьи, председателей и вице-председателей палат Парламента, главного судьи и одного члена Верховного суда.

Можно также говорить о том, что в Японии существует республика с монархическими атрибутами, имеющими лишь внешнее, формальное значение.

В 1874 году первая политическая партия Японии представила (правительству декларацию о Создании представительного законодательного органа. Первые всеобщие выборы состоялись 1 июля 1890 г., а первая сессия Парламента была созвана 29 ноября 1890 г. Согласно ст. 41 Конституций Парламент является высшим органом государственной власти и единственным, законодательным органом страны. Однако японские ученые, исходя из предоставленного Конституцией муниципиям права принимать обязательные постановления, считают, что муниципальные собрания также в виде исключения имеют законодательные полномочия, и называют эти собрания вторичной законодательной властью, а их постановления — автономным правом.

Порядок работы Парламента регулируется Конституцией Японии, Законом о Парламенте 1947 г., а также Регламентом Палаты представителей 1947 г. и Регламентом Палаты советников 1949 г.

Японский Парламент состоит из двух палат — Палаты советников и Палаты представителей. Палата советников включает 252 советника, избираемых на 6 лет, с переизбранием половины состава советников каждые три года. Палата представителей избирается на 4 года в количестве 500 депутатов. До 1994 года, когда были внесены поправки в Закон об избрании на публичные должности, число депутатов в Палате представителей было равно 511. Палата представителей может быть досрочно распущена актом Императора по требованию правительства, верхняя палата роспуску не подлежит.

Парламент формируется путем всеобщих и прямых выборов Конституция устанавливает всеобщее избирательное право для совершеннолетних, тайное голосование, недопущение дно нации в избирательных правах по признаку расы, пола, религии, социального положения и происхождения, образования, имущественного положения или доходов (ст. 44). Вопросы, касающиеся выборов, регулируются Законом об избрании на публичные должности 1950 г. с последующими изменениями (последнее — в 1994г. устанавливает новую систему выборов в нижнюю палату). В соответствии с Законом активное избирательное право на выбери обе палаты предоставлено гражданам в возрасте от 20 лет, проживающим в избирательном округе не менее трех месяцев и внесенным в списки избирателей, пассивное — от 25 лет для Палаты представителей и 30 лет для Палаты советников. Кандидат вносит денежный залог, не возвращаемый в случае неполучения им определенного минимума голосов. Основу парламентской избирательной системы составляет смешанная система, сочетающая в элементы мажоритарной и пропорциональной систем.

До 1996 г. выборы в Палату представителей проводились системе средних избирательных округов. 21 ноября 1994 г. был принят Закон о малых избирательных округах, позволивший определить границы округов в соответствии с предложениями Комиссии Палаты представителей по демаркации границ избирательных округов. Последние выборы проходили по новой избирательной а теме, согласно, которой 300 депутатов избираются по одномандатным округам, а 200 — по 11 региональным блокам по списку политических партий пропорционально полученным голосам. При такой избирательной системе каждый избиратель имеет два голоса.

Палата советников также избирается по смешанной системе 152 советника избираются от 48 многомандатных округов (2—8 советников от округа). Кроме того, создается общенациональный округ, в котором избиратели голосуют за одну из политических партий. Избранные от этого округа, в палату 100 советников отбираются из кандидатов, заранее включенных каждой партией в свой список, пропорционально числу набранных каждой парта голосов. Таким образом, избиратель один голос отдает за конкретного кандидата, а второй —за политическую партию.

В Японии действуют жесткие правила предвыборной агитации. Она длится только 12 дней (до изменений 1994 года — 2 недели), предусмотрено одно радио- и телеобращение кандидата течение не более пяти с половиной минут за счет бюджета. Обход и агитация избирателей на дому, а также агитация против других кандидатов запрещены.

Японии свойственна долгосрочная связь депутата со своим избирательным округом. Зачастую округ передается по наследству (так, Р. Хасимото, находившийся в должности премьер-министра с января 1996 г. по апрель 1998 г., наследовал депутатский мандат своего отца в 26 лет). Поэтому для Японии характерно многократное избрание депутата, а лицам со стороны довольно трудно опасть в ряды депутатов.

Депутаты и советники имеют свободный депутатский мандат, опрос о лишении или признании недействительным которого решает соответствующая палата 2/3 голосов. Члены палат не несут ответственности в связи со своими речами, высказываниями и голосованием в палатах, пользуются ограниченным депутатским иммунитетом.

Закон о Парламенте устанавливает следующие виды парламентских сессий: очередные (ст. 10), чрезвычайные и специальные (ст. 11). Очередные сессии Парламента созываются раз в году, в декабре, и длятся 150 дней (еще их называют бюджетными сессии). Решение о созыве чрезвычайной сессии Парламента принимает Кабинет министров по требованию 1/4 общего числа членов одной из палат (ст. 53). Необходимость в созыве специальной сессии возникает в случае роспуска Палаты представителей и длится она в течение 30 дней со дня очередных выборов в палату. Поскольку с роспуском Палаты представителей Палата советников же прекращает свою работу, то Кабинет министров может совать чрезвычайную сессию Палаты советников, но если ее решения не будут одобрены Палатой представителей в течение 10 дней со дня первого заседания, то они теряют силу.

Заседания палат являются открытыми, однако могут проводиться и закрытые заседания в случае, если резолюция об этом Принята 2/3 голосов присутствующих членов (ст. 62 Закона о Парламенте). Протоколы заседаний должны публиковаться (ст. 57 Конституции).

Каждая палата избирает на весь срок полномочий председателя, вице-председателя, временного председателя, председателей постоянных комиссий и генерального секретаря палаты (ст. 58 Конституции). На председателей палат и их заместителей возложена обязанность поддерживать порядок в палатах и наблюдать за выполнением повестки дня. Чтобы обеспечить беспристрастность в ходе заседания Парламента, они обычно прекращают отношения со своими партиями. В палатах создаются партийные фракции (необходимое для создания фракции число депутатов — 2 человека), которые играют важную роль при распределении министерских постов.

В деятельности Парламента важную роль играют постоянные парламентские комиссии. Согласно Закону о Парламенте Палата представителей имеет 20 таких комиссий (ст. 41, п. 2 Закона о Парламенте); по делам Кабинета министров, местной администрации, по вопросам юстиции, внешней политики, государственных финансов, просвещения, по социальным вопросам, по трудовым вопросам, вопросам сельского, лесного и водного хозяйства, по торговле и промышленности, вопросам связи, транспорта, строительства, общественной безопасности, науки и техники, окружающей среды, а также бюджетную, ревизионную, дисциплинарную комиссии и комиссию по организации внепарламентской работы. Палата советников имеет 17 комиссий (п. 3 Закона о Парламенте) — тех же, кроме комиссий по воросам науки и техники, общественной безопасности и окружающей среды. Эти комиссии составляют основу механизма разработки и принятия решений в Парламенте Японии. В состав комиссий входят представители различных партий Пропорционально представительству этих партий в соответствующей палате. Депутаты, как правило, не являются экспертами по обсуждаемым в комиссиям вопросам, поэтому Закон о Парламенте в ст. 43 предусматривает, что в случае, если для деятельности комиссии необходимо участие специально подготовленных членов, в её состав могут входить специалисты по рассматриваемым ею проблемам. Таким разом, к работе комиссий могут привлекаться непарламентарии. Каждый парламентарий обязан быть членом хотя бы одной комиссии (ст. 42 п. 2 Закона о Парламенте). Заседания комиссий быв двух видов: рабочие и общие. На рабочих заседаниях обсуждают наиболее важные вопросы, как правило, в присутствии членов Кабинета. На общих рассматриваются менее важные вопросы с участием парламентских секретарей.

Главной задачей Парламента является принятие законов и государственного бюджета. В законодательном процессе низ палата имеет больший вес, поскольку Палата представителей может преодолеть вето Палаты советников путем вторичного принятия закона 2/3 голосов, причем не от общего количества депутатов, а от кворума (1/3 состава палаты— ст. 59 Конституции). Так же, если Палата советников не приняла решение по законопроекту в течение 60 дней после получения его из Палаты представ» лей (для бюджетного закона этот срок сокращается в два раза решение Палаты представителей считается решением Парламента.

При каждой палате действует законодательное бюро, которое помогает депутатам при подготовке законопроектов.

Согласно «Закону о Парламенте право на законодательную инициативу имеют депутаты Парламента и Кабинет министров. Законопроект может быть представлен на рассмотрение Парламента, если за это высказалось не менее 20 депутатов или советников. Если речь идет о бюджете страны, то его доля поддержать не менее 50 депутатов или не менее 20 советников. Народная законодательная инициатива Японии неизвестна.

На первом этапе разработка законов идет преимуществе» департаментах соответствующих министерств. Затем через руководство министерства документы поступают в канцелярию премьер-министра, затем к премьер-министру и только потом представляются в Парламент, где над ними начинается работа в соответствующих комиссиях (часто создаются специальные подкомиссии) и в законодательных бюро палат. Только после принятия комиссий положительного решения, проект выносится на пленарное заседание и обсуждается обычно в двух чтениях. Законопроект, за исключением особых случаев, предусмотренных Конституцией и связанных с наделением Палаты представителей большими возможностями, становится законом после принятия его обеими палатами (ст. 59 Конституции). Если мнения палат расходятся, то помимо вышеперечисленных возможностей Палата представителей может требовать созыва совместного заседания палат или создания паритетной согласительной комиссии (10 депутатов и 10 советников). На совместном заседании решение принимается большинством голосов, а в согласительной комиссии — не менее 2/3 состава; если комиссии не удается преодолеть разногласия палат, то принятым считается решение Палаты представителей.

Парламент наделен исключительными полномочиями по распоряжению государственными финансами: ‘»Никакие государственные средства не могут быть израсходованы, и никакие государственные денежные обязательства не могут быть приняты иначе как по решению Парламента» (ст. 85 Конституции). Порядок составления и утверждения государственного бюджета определен в Законе о финансах 1947 года. Кабинет составляет и представляет Парламенту на обсуждение и утверждение бюджет на каждый финансовый год. Проект бюджета представляется сначала в Палату представителей (ст. 60 Конституции), председатель которой, направляет его на рассмотрение в постоянную бюджетную комиссию. Бюджетные комиссии считаются наиважнейшими, поэтому они являются самыми большими (в бюджетной комиссии Палаты представителей 50 членов, в Палате советников — 45). Обсуждение законопроекта о бюджете проходит при участии премьер-министра и всех членов Кабинета, дабы они могли давать соответствующие разъяснения и отвечать на запросы представителей политических партий. В обсуждении бюджета принимают участие и представители общественности. Любой может подать заявку на участие в обсуждении; Директор бюджетной комиссии отбирает несколько человек для участия в прениях. Если законопроект о бюджете отклоняется бюджетной комиссией Палаты представителей, то Кабинет министров должен подготовить новый проект бюджета, который вновь проходит всю процедуру обсуждения. После одобрения Палатой представителей бюджет направляется в Палату советников, где процедура обсуждения полностью повторяется.

Решения палат обычно принимаются простым большинством голосов. В. Японии применяются три формы голосования: вставанием, тайным голосованием и невозражением.

Принятый закон подписывается министром, ответственным за его исполнение, контрасигнуетея премьер-министром и направляется Императору для промульгации. Закон должен быть опубликован в течение 30 дней и вступает в силу через 20 дней после публикации.

Парламент также осуществляет контрольные функции за деятельностью правительства. Как уже упоминалось, Кабинет министров Японии по вопросам проводимой политики должен поддержку Парламента. Гарантией этого служит институт парламентской ответственности Кабинета, состоящий из следующих элементов: во-первых, кандидатура на пост премьер-министра формально избирается палатами Парламента фактический лидер партии парламентского большинства), во-вторых, нижняя палата может принять большинством голосов резолюцию о доверии Кабинету. Основной формой контроля является интерпелляция, подать которую может любой депутат Палаты представителей через Председателя палаты, отказ председатели депутат может обжаловать на пленарном заседании палаты. Ответ на интерпелляцию должен быть дан в течение 6 дней в устной или письменной форме. В Конституции Японии закреплено право каждой палаты проводить расследования по вопросам государственного управления (ст. 62 Конституции). К формам контроля относится общая дискуссия по политике правительства в начале каждой сессии, когда в Парламенте выступает премьер-министр, а же министры финансов и иностранных дел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Боботов С.В., Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США.–М.: НОРМА, 1997.
  2. Конституционное право зарубежных стран./Под ред. М.В. Бглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Этина.–М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002
  3. Крутоголов М.А. Конституционный совет Франции.–М.,: Наука, 1993.
  4. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран.–М.: Юристъ, 1997.

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.84MB | MySQL:121 | 1,680sec