КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

<

090714 0200 1 КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Актуальность темы исследования. В настоящее время в результате автокатастроф в мире ежегодно погибает не менее 250 тыс. человек, примерно 12 млн. получают ранения. За последние 20 лет количество дорожно-транспортных преступлений (ДТП) возросло на 26,4%, число пострадавших увеличилось на 25,7%. Дальнейшая перспектива неутешительна. Не-удовлетворительное положение отмечается и в нашей стране. Каждый день на дорогах России погибает около 100 человек и 600 получают ранения. Почти 60% пострадавших в возрасте от 17 до 40 лет. Каждый 10-й погибший и 8-й раненый — подростки. Экономические потери от ДТП ежегодно составляют более 15 миллиардов рублей. Размеры социально-экономического ущерба от ДТП в России по сравнению со странами развитой автомобилизации составляют в процентном отношении к валовому внутреннему продукту одну из самых значительных величин. По расчетам специалистов, общая величина социально-экономического ущерба от ДТП в 2003 г. составила 191,7 млрд. рублей, или примерно 4% валового внутреннего продукта страны.

Необходимость всюду успеть влечет за собой потребность в приобретении автотранспорта с большими скоростными характеристиками, зачастую подержанных автомобилей иностранного производства. От отечественных транспортных средств данные автомобили существенно отличаются техническими характеристиками (например, наличием антиблокирующей системы, обеспечивающей более эффективное торможение без оставления видимых следов на дорожном покрытии; скоростными показателями; системой освещения и т. д.). Все это осложняет определение механизма ДТП.

Высокая аварийность и особенности ДТП обусловлены рядом факторов, связанных со значительным увеличением количества эксплуатируемых автомобилей (в основном иностранного производства); с возросшими скоростными и иными техническими характеристиками; с передвижением по автотрассам с высоким скоростным режимом громоздкой сельскохозяйственной техники, гужевых повозок, самодельных транспортных средств, животных, велосипедистов, пешеходов; с неудовлетворительным транспортно-эксплуатационным состоянием улиц и до-рог (данный фактор был отмечен при оформлении почти трети ДТП); со слабым контролем за дорожным движением со стороны местных органов власти вследствие чего на дорогах появляются неисправные транспортные средства под управлением лиц, не имеющих прав и навыков управления, находящихся в состоянии алкогольного опьянения; и т. д.

Данные факторы в значительной степени определяют специфику расследования ДТП, совершенных в сельской местности. Эти и другие обстоятельства привносят существенные особенности в криминалистическую характеристику последних. При расследовании таких преступлений приходится решать своеобразные организационно-тактические задачи. Существенную специфику приобретает тактика отдельных следственных действий, а также применение специальных знаний.

Современное состояние исследований в области расследования ДТП в условиях сельской местности. Проблемам расследования ДТП были посвящены научные исследования Р.Ю. Ачмиза, Б.Е. Боровского, С.И. Гирько, В.К. Глистина, В.И. Жулева, Б.Д. Завидова, Р.Г. Зорина, Б.Л. Зотова, Л.А Ивано-ва, В.А. Илларионова, О.Д. Кима, Д. Коллинза, Н.Ф. Колосова, И.М. Лузгина, И.Г. Маландина, Д. Морриса, В.А. Мызникова, А.П. Онучина, С.И. Перлова, С.Н. Путивки, Л.Д. Родионова, Б.В. Россинского, Ю.Б. Суворова, Н.В. Федяевой, Н.В. Чиха, Н.П. Яблокова и др.

В соответствии с Правилами дорожного движения ДТП – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

В системе преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, включающей все разнообразие транспорта (железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный, трамвайный либо другой механический, автомотовело- и городской электротранспорт, трактора и иные самоходные машины), наиболее распространенными являются нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ).

В отличие от дорожно-транспортного происшествия, дорожно-транспортное преступление – это автопроисшествие, которое вызвало последствия, предусмотренные уголовным законодательством. К этой группе преступлений относятся также оставление места дорожно-транспортного происшествия (ст. 265 УК РФ); недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ). Эти составы преступлений объединены общими признаками тяжести последствий: причинение тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного материального ущерба (ч. 1 ст. 264, ст. 265, ч. 1 ст. 266-268 УК РФ); смерть человека (ч. 2 ст. 264, ст. 265, ч. 2 ст. 266-268 УК РФ); смерть двоих и более людей (ч. 3 ст. 264, ст. 265, ч. 3 ст. 266-268 УК РФ).

Для единого понимания сути и смысла словосочетания «дорожно-транспортное происшествие» необходимо подчеркнуть, что не всякое, а только определенное событие, происшедшее в результате нарушений тех или иных правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, находящееся с ними в причинно-следственной связи и повлекшее вредные последствия, предусмотренные уголовно-правовым законом, считается дорожно-транспортным происшествием (ДТП). Несмотря на многообразие ДТП в них есть общие черты, позволяющие их классифицировать по разным основаниям.

С учетом механизма и последствий ДТП их различают следующим образом: столкновение транспортных средств друг с другом; наезды транспортного средства на пешехода, препятствие, гужевой транспорт, велосипедиста, животных; выпадение пассажира из транспорта; опрокидывание транспорта; прочие ДТП (схождение трамвая с рельс, падение транспортных средств в обрыв, в реку и т.д.). Указанная классификация важна не только с точки зрения особенностей расследования. Она принята за основу единого в Российской Федерации учета дорожно-транспортных происшествий, осуществляемого органами внутренних дел.

Наряду с Правилами дорожного движения безопасность движения и эксплуатации ТС (транспортных средств) регулируется и другими многочисленными нормативными актами, значение которых необходимо для формирования обвинений ст. 264 УК РФ и для отграничения этого преступления от смежных правонарушений.

Объектом дорожно-транспортного преступления являются в широком смысле – общественная безопасность; «а непосредственный объект – безопасность движения и эксплуатация транспортных средств и дополнительный объект – здоровье потерпевшего, либо собственность»1.

По причинам возникновения ДТП можно подразделить на происшествия2:

возникшие по вине водителей (вождение транспорта в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, сильного утомления, несоблюдение правил при маневрировании, правил перевозки пассажиров и грузов, превышение скорости движения автотранспорта в определенных условиях, несоблюдение безопасной дистанции движения, неожиданный выезд из своего ряда и ослепление светом фар, неподчинение показателям светофора, а также неправильная оценка при обострении конкретной дорожной обстановки и др.);

возникшие вследствие неправильных действий, допускаемых пешеходами (движение по проезжей части дороги или трамвайным путям перед близко идущим транспортом, переход улиц в местах, не предназначенных для этой цели; неожиданное появление пешехода из-за препятствия и т.д.);

происшедшие в результате нарушений, допускаемых лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (нарушение правил технического обслуживания и выпуска на линию транспорта, а также вследствие грубых нарушений дорожного надзора за состоянием дорожного полотна и организацией регулирования уличного движения).

Наиболее часто происходят наезды и столкновения, которые возникают при различных ситуациях.

Статья 264 УК РФ призвана обеспечить безопасность человека, вовлеченного в сферу использования транспортных средств, то есть вождению и эксплуатации транспортных средств. Статья 264 УК РФ ограничивает понятие эксплуатации двумя условиями. Первое – эксплуатация должна осуществляться в процессе управления транспортным средством. В этой связи она включает технический осмотр транспортного средства, устранение неисправностей, соблюдения правил перевозки грузов, стоянки и так далее. Второе условие относится к содержанию и эксплуатации, в этом смысле эксплуатация должна быть связана с обеспечением безопасности движения. Например, требования перевозки соответствующего груза, выхода в рейс с путевым листом, имея при себе водительское удостоверение и так далее. Это все правила эксплуатации, но они не связаны с обеспечением безопасности движения и поэтому их нарушение не является преступлением. Другие же требования эксплуатации, например, в отношении количества и габаритов перевозимого груза связаны с безопасностью движения, то есть в этой части порядок эксплуатации является объектом посягательства.

Порядок эксплуатации регламентируется как Правилами дорожного движения, так и другими нормативными документами, устанавливающими, например, требования к техническому обслуживанию и осмотру транспортных средств, транспортировке отдельных грузов, допуску водителей к управлению транспортом, хранению и сбережению транспортных средств и так далее.

Нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспорта людьми, управляющими транспортными средствами, является материальным составом преступления, объективная сторона которого включает в себя действие или бездействие лица, управляющего транспортным средством, которое и противоречит Правилам дорожного движения, наступление общественно опасных последствий, предусмотренных нормой уголовного закона, причинную связь деяния и общественно опасных последствий объективными причинами считают: «недостатки в планировании улиц автодорог, освещенности проезжей части в темное время суток, состояние дорожного покрытия, самых различных средств регулирования, в том числе дорожных знаков, тормозных, маневренных и других частей автотранспортных средств»1. Для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ, необходимо установить, допущено ли им нарушение Правил дорожного движения, в чем оно выразилось, и какие пункты Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств нарушены. Нужно установить «наличие причинной связи между допущенным нарушением правил и наступившими вредными последствиями. Следует учитывать, что, например, физический контакт между движущимся транспортом и пострадавшим лицом еще не свидетельствует о причинной связи. Такой вывод может быть сделан лишь при наличии у водителя технической возможности избежать вредного последствия».

Преступление может быть совершено как действием, так и бездействием. Нарушение правил дорожного движения может выражаться в превышении скорости, неподчинение сигналам светофора и жестам регулировщика, несоблюдением очередности проезда перекрестков, неправильном обгоне, игнорирование дорожных знаков и так далее. К видам нарушения правил эксплуатации относятся: эксплуатация технически неисправных транспортных средств, нарушение правил перевозки пассажиров и грузов и так далее. Нарушение Правил технической эксплуатации транспорта, техники безопасности при различных видах работ – ремонтных, разгрузочно-погрузочных – не посягают на общественную безопасность, поэтому не могут квалифицироваться по ст. 264 УК РФ. Лица, допустившее подобные нарушения, подлежит ответственности за преступления против жизни и здоровья граждан, уничтожение или повреждение имущества.

Состав преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, сформулирован законодателем как материальный. Ответственность за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств может наступить лишь при определенных последствиях, вызвавших ДТП. «В качестве таких последствий закон называет принесение крупного ущерба, смерть одного, двух и более лиц. Законодатель не расшифровывает понятия «крупный ущерб»1.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, может быть только лицо, управляющее средством, независимо от права на такую деятельность. Субъектом этого вида преступления может быть вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств – преступление неосторожное. Субъективная сторона этого преступления включает: неосторожность в к наступившим вредным последствиям, когда водитель предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействие), но без достаточных к тому оснований рассчитывает их предотвратить (преступное легкомыслие), либо не предвидит такие последствия, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был реально их предвидеть (преступная небрежность); а также неосторожность или умысел относительно самого нарушения ПДД. При этом, если водитель допустил нарушение в состоянии крайней необходимости или не мог по объективным причинам предотвратить их, вина водителя исключается. Но «если же водитель использовал транспортное средство как орудие убийства или причинения вреда здоровью своей жертвы, то это уже будет не ДТП и не дорожно-транспортное преступление, а умышленное убийство или умышленное причинение телесных повреждений и действия обвиняемого будут квалифицироваться по иным статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против личности»1.

Несмотря на кажущуюся простоту и однотипность механизма и обстоятельств ДТП, установить истинную их причину во многих случаях не легко. Объясняется это тем, что они часто являются результатом одновременно нескольких причин (нарушений, допущенных водителем и пешеходом, пассажиром; лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств и нарушений, совершенных водителем и др.). Поэтому необходимо выявлять и исследовать возможную связь указанных причин.

Криминалистическая характеристика ДТП включает совокупность взаимосвязанных общих и индивидуальных черт подобного события, проявляющихся в механизме и обстановке совершения преступления, личностных свойствах участников и особенностях их криминального поведения. Информация об элементах криминалистической характеристики данного вида преступлений во многом определяет первоначальные следственные ситуации и круг обстоятельств, требующих первоочередного выяснения.

В криминалистической характеристике ДТП как неосторожного преступления в отличие от аналогичной характеристики умышленных преступлений сведения о способе их совершения не занимают главенствующего места. В то же время механизм ДТП и обстановка его совершения являются ключевыми элементами рассматриваемых преступлений. Практикой установлено, что на механизм совершения данного преступления влияет большое количество параметров системы «водитель—автомобиль—дорога— окружающая среда». Выдвижение механизма совершения данного преступного деяния на первый план в криминалистической характеристике вполне закономерно, ибо механизм — система временных, динамических и иных связей отдельных этапов, обстоятельств и факторов, формирующих следы-последствия на взаимодействующих объектах на начальном, кульминационном и заключительном этапах развития ДТП. Знание механизма ДТП позволяет определить криминалистически значимые признаки, которые в дальнейшем будут способствовать установлению объективной истины по делу.

Способ совершения ДТП (или особенности криминального поведения правонарушителя) в силу специфики этого вида преступления понимается как система, обусловленная объективными и субъективными факторами его действий или бездействия, либо совокупность тех и других факторов, оставляющих различного рода характерные следы, позволяющие ретроспективно воспроизвести картину происшедшего, особенности поведения его участников на различных этапах развития ДТП (например, маскировку ДТП под другое преступление).

Своеобразие криминального поведения, механизма и обстановки ДТП в определенной мере зависит от личностных качеств правонарушителей. Без соответствующей информации о них (социально-психологической, эмоциональной, волевой, интеллектуальной, профессиональной и т.д.) немыслимо разобраться в сущности ДТП. Выявление этих свойств личности во многом позволяет правильнее оценить другие элементы криминалистической характеристики ДТП. Вместе с тем их должная оценка невозможна без учета особенностей средств преступления (транспортных средств), представляющих собой следообразующие объекты. Они, как и личность, обладают индивидуальными признаками и являются носителями информации, имеющей доказательственный характер.

При решении вопроса о возбуждении уголовного дела о ДТП действуют определенные правила и институты уголовно-процессуального права. Уголовное дело о ДТП может возбуждаться только при наличии тому повода и основания предусмотренного уголовно-процессуальным законом. Для возбуждения уголовного дела достаточно, если имеются данные свидетельствующие о самом факте преступления. По делам о ДТП такие данные содержатся в материале осмотра места автопроисшествия, объяснениях водителей, очевидцев, потерпевших.

Далее следователь должен планировать расследование – это творческая работа следователя: специального, всестороннего, полного и объективного установления всех обстоятельств и причин совершения ДТП от начальных следственных действий и до окончания расследования и направления уголовного дела в суд. Также нужно построение следственных версий. Следственная версия – это предположение, исходящее от следователя, основанная на фактических данных, на событиях преступления и его отдельных обстоятельствах, подлежащих проверке. Версия является рабочим инструментом следователя и должна обладать гибкостью и способностью развиваться и изменяться в ходе расследования.

Практика расследования ДТП показывает, что наиболее типичными их причинами являются1:

  • нарушение водителем либо водителем дорожного движения Правил дорожного движения (ПДД);
  • нарушение им (ими), а равно другими ответственными лицами Правил эксплуатации транспортных средств;
  • грубая неосторожность самого потерпевшего;
  • самоубийство пострадавшего;
  • случайное стечение обстоятельств, не охватываемое предвидением водителя и другими участниками дорожного движения;
  • умышленное убийство с использованием механического транспортного средства в качестве орудия убийства;
  • инсценировка ДТП с целью сокрытия другого, как правило, более тяжкого преступления.
    <

    Из каждой вышеизложенной версии вытекают другие, так называемые частные версии. Так при проверки того обстоятельства, что преступление стало возможным вследствие нарушения водителем Правил дорожного движения, выдвигаются такие версии:

  1. сознательно и грубо нарушены правила дорожного движения;
  2. хотя водитель своевременно воспринял опасность продолжение движения, но легкомысленно рассчитывал ее предотвратить;
  3. водитель неправильно расценивал дорожную ситуацию, либо не предвидел возникающую (возникшую) опасность, хотя, исходя из конкретных обстоятельств дела, не должен был, мог, но и обязан был ее предвидеть;
  4. неправомерные (не правильные) действия водителя стали ответной реакцией на нарушение правил дорожного движения другими лицами и так далее.

    Все элементы криминалистической характеристики данных преступлений определенным образом взаимосвязаны между собой. Если обстановка ДТП во многом формируется под воздействием окружающей среды, особенностей дороги, технического состояния транспортных средств, личностных свойств участников и при этом между ними имеются обратные связи, то механизм происшествия формируется под воздействием всех элементов криминалистической характеристики.

    При расследовании уголовных дел о преступных нарушениях правил безопасности дорожного движения необходимо установить следующие обстоятельства1:

    1) в нарушении каких правил дорожного движения выразились действия виновного, повлекшие общественно опасные последствия. Надо иметь в виду, что для эксплуатации отдельных категорий машин (в особых условиях) издаются специальные наставления по автомобильной службе;

    2) где, когда, каким образом и при каких обстоятельствах произошло ДТП;

    3) какие последствия наступили в результате ДТП (смерть, вред здоровью, характер и размер причиненного ущерба);

    4) наличие причинно-следственной связи между нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими последствиями;

    5) какова форма вины каждого участника (преступная небрежность, преступное легкомыслие или умысел);

    6) кто виноват в совершении преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Субъектом преступления может быть только вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее транспортным средством, независимо от наличия права на такую деятельность;

    7) какие обстоятельства способствовали совершению ДТП. При установлении причин и способствующих условий следователь должен принять меры к их устранению в процессе расследования или после него.

    Перечисленные обстоятельства не являются исчерпывающими. При расследовании встречаются и другие вопросы, решение которых в каждом случае зависит от конкретных особенностей ДТП.

    В соответствии с существующей классификацией ДТП подразделяются на 9 видов.

    Столкновение – происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся: столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или технической неисправности) и столкновение подвижного состава железных дорог с остановившемся (оставленным на путях) транспортным средством.

    Опрокидывание – происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. К этому виду не относятся опрокидывания, обусловленные другим происшествием.

    Наезд на стоящее транспортное средство – происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп и полуприцеп (наезд на внезапно остановившееся транспортное средство относится к столкновению).

    Наезд на препятствие – происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, масла, строительные материалы, ограждения и так далее).

    Наезд на пешехода – происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, бревна, кирпичи и так далее).

    Наезд на велосипедиста – происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам наткнулся на движущееся транспортное средство.

    Наезд на гужевой транспорт – происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо сами упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущиеся транспортные средства.

    Наезд на животных – происшествие, при котором транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных (включая вьючных и верховых) либо сами эти животные ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.

    Прочие происшествия – происшествия, не относящиеся к вышеперечисленным видам. К этой разновидности происшествий относятся: сход трамвая с рельсов (не вызвавший столкновения или опрокидывания); падение перевозимого и отброшенного колесами транспортного средства предмета на человека, животного или другое транспортное средство; наезд на лиц, не являющихся участниками движения; наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо); падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др.

    Порядок учета и регистрации дорожно-транспортных происшествий определяется также Правилами учета. В них предусматривается, что к числу погибших относятся люди не только умершие на месте происшествия, но и скончавшиеся от полученных травм в течение 7 суток с момента дорожно-транспортного происшествия. К раненым относят каждого пострадавшего в происшествии, который был госпитализирован или которому назначено амбулаторное лечение.

    В государственную статистическую отчетность, осуществляемую МВД РФ, включаются все дорожно-транспортные происшествия, при которых были зарегистрированы погибшие или раненные. Остальные регистрируются и анализируются на региональном уровне, а также отдельными министерствами и ведомствами.

    Причины ДТП подразделяются на субъективные и объективные.

    Объективными причинами считают: недостатки в планировании улиц и автодорог, освещенности проезжей части в темное время суток, состояние дорожного покрытия, самых различных средств регулирования, в том числе: дорожных знаков, тормозных, маневренных и других частей автотранспортных средств.

    Исследователи подтверждают тот факт, «…что ошибки в управлении автомобилем и нарушении правил дорожного движения являются главной причиной большинства ДТП. Но они часто связаны с недостатком дорог и неблагоприятными погодными условиями, которые в 50-80% случаев являются одной из активных и косвенных причин, а в 15-20% случаев – главной причиной ДТП. Во всех этих случаях дорожные и метеорологические факторы оказывают механическое воздействие на систему «автомобиль-водитель» или на психофизиологическое воздействие на водителя и на его восприятие условий движения»1.

    Юридическая литература и практика к наиболее распространенным субъективным причинам ДТП относит2:

  1. Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 1993.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 1996.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М., 2002.
  4. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон № 196 от 10 декабря 1995 года
  5. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Российской Федерации N 144-ФЗ от 12 августа 1995 г (с изменениями от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г., 20 марта 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г.) // Российская газета 18 августа 1995 г.
  6. Инструкция о порядке использования полиграфа при опросе граждан: Инструкции МВД РФ от 28 декабря 1994 г. № 437
  7. Правила Дорожного движения Российской Федерации Утверждены Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации  от 23 октября 1993 г.  № 1090 (в ред. Постановлений правительства РФ от 08.01.1996 № 3, от 31.10.1998 № 1272, от 21.04.2000 № 370,  от 24.01.2001 № 67, от 28.06.2002 № 472, от 07.05.2003 № 265, № 595 от 25.09.2003 )
  8. Алферов В.Ю., Ильиных В.Л., Федюнин А.Е. Оперативно-розыскная деятельность. М., 2003.
  9. Анализ дорожно-транспортных происшествий / Волошин Г.Я., Мартынов В.П., Романов А.Г. – М.: Транспорт, 1987
  10. Артемьев В.А. и др. Правила и безопасность дорожного движения/Артемьев В.А., Салил В.И., Шатохин В.Е. – Минск: Беларусь, 1989.
  11. Амбарцумян В. Причины Дорожно-транспортных происшествий//Автомобильный транспорт, 2000. — №1.
  12. Байэтт Р., Уоттс Р. Расследование дорожно-транспортных происшествий. Пер. с англ. – М.: Транспорт, 1983
  13. Васильев А.П. Состояние дорог и безопасность дорог и автомобилей в сложных погодных условиях. – М.: Транспорт, 1976
  14. Волошин Г.А. и др. Анализ дорожно-транспортных происшествий / Волошин Г.А., Мартынов В.П., Романов А.Г. – М.: Транспорт, 1987.
  15. Ищенко Е.П. Криминалистика.–М.: ИНФРА-М, 2003.
  16. Коноплянко В.И. Организация и безопасность дорожного движения: Учебник для вузов. – М.: Транспорт, 2001.
  17. Концепция дальнейшего развития и совершенствования деятельности Госавтоинспекции на период 1997-2005 гг. (проект)//Российская газета. – 1997. – 11 ноября.
  18. Криминалистика / Под ред. Р.С. Белкина, Т.В. Аверьянова, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская. – М.: Норма, 2002.
  19. Криминалистика / Под ред. И.Ф. Герасимова и Л.Я. Драпкина. — М.: Высшая школа, 2000.
  20. Криминалистика / Под ред. И.Ф. Крылова, А.И. Бастрыкина.–М.: Дело, 2001.
  21. Криминалистика / Под ред. В.А. Образцова. — М.: Юристъ, 2001.
  22. Криминалистика / Под ред. А.Г. Филиппова и А.Ф. Волынского. – М.: Спарк, 1998.
  23. Криминалистика / Под ред. Н.П. Яблокова. М., 2004.
  24. Куперман А.И., Миронов Ю.В. Безопасность дорожного движения: Справочное пособие. – М.: Высшая школа, 2000. .
  25. Лукьянов В.В. Безопасность дорожного движения. – М.: Транспорт, 1978.
  26. Оперативно-розыскная деятельность / Под ред. Горяинова К.К., Овчинского В.С., Шумилова А.Ю. – М.: Юрайтъ, 2004.
  27. Пантелеев И.Ф. Методика расследования преступлений. М., 1975.
  28. Расследование дорожно-транспортных происшествий. Справочно-методическое пособие/ Н.Д. Селиванов, А.И. Дворкин, Б.Д. Завидов и др. – М.: Лига Разум, 2004
  29. Расследование преступлений: Руководство для следователей / Коллектив авторов. – М.: СПАРК, 2003
  30. Руководство для следователей / Под ред. Н.А. Селиванова, В.А. Снеткова. – М.: ИНФРА-М, 2001.
  31. Сборник действующих постановлений Пленумов Верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации (по уголовным делам с комментариями и пояснениями) / Отв. ред. В.И. Радченко. – М.: БЕК, 2004
  32. Справочник следователя. Выпуск второй. (Практическая криминалистика: расследование отдельных видов преступлений). – М.: Юридическая литература, 2000
  33. Уголовное право в России Особенная часть: Учебник / Отв. ред. Б.В. Здравомыслов. – М.: Юристъ, 2004.
  34. Шумилов А.Ю. Основы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности. –М., 2004.
  35. Юридическая энциклопедия. – М.: Олимп; ООО Издательство АСТ-ЛТД 1998
  36. Яблоков К.П. Криминалистическая методика расследования. М., 1985.
  37. Яблоков Н.П. Криминалистика. М., 2000.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1MB/0.00135 sec

WordPress: 22.41MB | MySQL:118 | 1,617sec