МИНИМАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

<

091914 2242 1 МИНИМАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕЖДУНАРОДНО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕМеждународный уголовный суд — необходимый институт международного уголовного права, а также современного международного права в целом. Он призван служить гарантией реализации важнейших принципов. Не случайно идея такого суда издавна выдвигалась философами и юристами. Однако мысль о подчинении руководителей государств юрисдикции международного суда, пусть даже с малой вероятностью ее осуществления, не вызывала энтузиазма у потенциальных обвиняемых.

В 1937 г. Лига Наций приняла Конвенцию о предупреждении терроризма и наказании за него, которая содержала устав международного уголовного трибунала. Лишь одна страна, Индия, ратифицировала Конвенцию. В последующие годы был принят ряд конвенций с целью борьбы против международных преступлений. Но единственной конвенцией, указавшей на возможность рассмотрения определенного ею преступления международным судом, стала Конвенция о геноциде 1948 г., принятая по горячим следам войны и приговоров военных трибуналов.

В 1998 г. состоявшаяся в Риме Дипломатическая конференция полномочных представителей под эгидой ООН приняла «Римский Статут Международного уголовного суда». В работе Конференции участвовали делегации 160 государств. За Принятие Статута проголосовали 120 государств, включая Россию. 21 государство воздержалось и 7 проголосовали против. Наиболее активно за ограничение полномочий Суда выступали США.

Суд был учрежден как постоянный орган, обладающий юрисдикцией в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества. При этом речь идет только о тех преступлениях, которые перечислены в Статуте. Международный суд не подменяет уголовные суды государств. Его юрисдикция является восполняющей.

Свои функции Суд может осуществлять на территории любого государства — участника Статута, а на основе специального соглашения и на территории любого иного государства. Суд является самостоятельным международным органом. Он обладает международной правосубъектностыо. Отношения Суда с ООН будут регулироваться его соглашением с этой организацией. Местом пребывания является Гаага.

Статут представляет весьма объемный (126 статей) и довольно сложный документ. Объясняется это рядом причин. Он содержит положения, относящиеся к материальному и процессуальному уголовному праву, к судоустройству, к сотрудничеству государств, обеспечивающих деятельность Суда.

Юрисдикция Суда ограничена наиболее серьезными преступлениями, затрагивающими интересы международного сообщества в целом. К таким преступлениям отнесены: геноцид, преступления против человечности, военные преступления и агрессия. Государства пошли по пути предельного ограничения круга преступлений, относящихся к юрисдикции Суда.

В Статуте даны развернутые составы преступлений. При этом подчеркивается, что относящиеся к преступлениям против человечности действия подпадают под юрисдикцию Суда лишь в том случае, если они .совершены «в рамках широкомасштабных или систематических нападений на любых гражданских лиц», а военные преступления — «если совершены в рамках плана или политики или при крупномасштабном совершении таких преступлений».

К юрисдикции Суда отнесены и военные преступления, совершаемые в ходе вооруженных конфликтов немеждународного характера. При этом подчеркивается, что это положение не затрагивает ответственность правительства за поддержание или восстановление права и порядка в государстве или за защиту единства и целостности государства всеми законными средствами (ч. 3 ст. 8).

Статут не содержит определения преступления агрессии. Государства оказались не в состоянии согласовать такое определение. Было решено, что Суд сможет осуществлять свою юрисдикцию в отношении такого преступления после того, как государства-участники договорятся о таком определении и внесут в установленном порядке соответствующие положения в Статут.

Становясь участником Статута, государство тем самым признает его юрисдикцию (ст. 12). Вместе с тем по настоянию некоторых западных государств, войска которых расположены на территории других государств, в Статут было включено «переходное положение» (ст. 124). Согласно этому положению государство, становясь участником Статута, может заявить, что в течение семилетнего периода после вступления Статута для него в силу оно не признает юрисдикцию Суда в отношении военных преступлений, совершенных его гражданами или на его территории.

Международный уголовный суд осуществляет свою юрисдикцию, если:

а) ситуация, при которой были совершены одно или несколько преступлений, передается Прокурору государством-участником;

б) Прокурор начал расследование по собственной инициативе.

Осуществление юрисдикции в таких случаях возможно при условии, что речь идет о государствах, которые являются участниками Статута или признали его юрисдикцию, и относятся к одной из следующих категорий:

а) государство, на территории которого соответствующие действия имели место;

б) государство, гражданином которого является обвиняемое лицо.

Эти требования не относятся к случаю представления ситуации Прокурору Советом Безопасности в соответствии с гл. VII Устава ООН «Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии».

Суд должен признать дело не подлежащим его юрисдикции в следующих случаях:

а) дело было расследовано или возбуждено уголовное преследование государством, которое обладает в отношении него юрисдикцией. Исключение составляют случаи, когда государство не желает или не способно осуществить расследование или уголовное преследование должным образом;

б) дело было расследовано государством и оно решило не преследовать соответствующее лицо. Исключение составляет случай, когда такое решение является результатом нежелания или неспособности государства возбудить уголовное преследование должным образом;

в) лицо было уже судимо за соответствующие действия и повторное рассмотрение его дела недопустимо в силу принципа «Нельзя судить дважды за одно и то же»;

г) преступление недостаточно тяжко, чтобы быть предметом рассмотрения в Суде (ст. 17).

Иммунитет должностных лиц, принадлежащий им в силу национального или международного права, не может быть препятствием для привлечения их к уголовной ответственности. Статут подлежит применению в равной мере ко всем лицам независимо от их официального статуса, включая статус главы государства или правительства, члена правительства или парламента и др. Официальный статус не может также служить основанием для смягчения приговора.

Статут устанавливает уголовную ответственность командиров и других начальников за преступные действия лиц, находящихся под их контролем.

Совершение преступления по приказу правительства или начальника не освобождает лицо от уголовной ответственности. Однако из этого общего правила сделаны исключения, которые существенно снижают его значение. Правило не относится к случаям:

 

  1. Всеобщая декларация прав человека, 1948. Ст. 21. Права человека. Сборник международных договоров. Т. I. Ч.1. ООН, Нью-Йорк и Женева, 1994
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966. Ст. 25. Права человека. Сборник международных договоров. Т. I. Ч.1. ООН, Нью-Йорк и Женева, 1994
  3. Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, 1952. Права человека. Сб. междунар.-правовых док. / Сост. Щербов В. В. – Мн.: Белфранс, 1999
  4. Блищенко И.П., Фисенко И.В. Международный уголовный суд. М., 2001
  5. Богуславский М. М. Международная охрана культурных ценностей. М., 1979.
  6. Егоров С. А. Международно-правовая защита гражданских объектов в период вооруженных конфликтов // Советский ежегодник международного права. 1986.
  7. Клеандров М.И. Международные суды. Тюмень, 2000.
  8. Котляров И. И. Выполнение Россией договорных обязательств по международному гуманитарному праву: история и современность // Московский журнал международного права. 2003. № 1.
  9. Котляров И. И. Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов. М., 1984.
  10. Международное право / Отв. Ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. М., 2003.
  11. Международное право / По ред. А.И. Микульшина. М., 2005.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.68MB | MySQL:118 | 1,788sec