НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС)

<

093014 0901 1 НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС)В настоящее время наиболее широко используемым и эффективным инструментом косвенного налогообложения является налог на добавленную стоимость (НДС). НДС был изобретен в 1954 г. во Франции, экономистом М. Лоре, а с 70-х годов его ввели в действие и в других странах Европы НДС взимается в России и во всех странах Организации экономического сотрудничества и развит (ОЭСР), кроме Австралии, США, Швеции. НДС в России стал определяющим налоговым источником как бюджетной системы в целом, так и федеральной бюджета (в общем объеме доходов федерального бюджета в 1999 году на его доля приходилось около 32%).

Налог на добавленную стоимость (НДС) является основным и наиболее стабильным источником налоговых поступлений в федеральный бюджет. Его доля в доходной части бюджета в 1999– 2000 гг. составляла около 40%.

НДС – это косвенный налог на товары и услуги, представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, созданной на всех стадиях производства. Конечным плательщиком НДС являются покупатели товаров или потребители услуг при их оплате.

В России НДС взимается с 1992 года. За время своего существования законодательство по налогу претерпело огромное число изменений и дополнений, и в 2000 году принята вторая часть Налогового кодекса, в состав которой вошел и НДС (гл. 21 НК).

Добавленная стоимость — это стоимость, которую поставщик присоединяет) своему сырью или купленным изделиям перед тем, как продать новое улучшенное изделие или оказать услуги. Налог на добавленную стоимость представляя собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ и услуг, и вносится в бюджет по мере их реализации. Налог взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства на данной стадии движения товара, то есть на каждой технологической стадии. НДС взимается последовательно со всех предприятий, участвующих в технологическом цикле выпуска продукции, в соответствии с добавляемой каждым из этих предприятий стоимостью, то есть долей, вносимой им в цену товара. В итоге бюджет получает доход в виде полного налога на всю стоимость товара.

Согласно Налоговому кодексу в круг плательщиков НДС включены организации, независимо от организационно-правовых форм собственности и индивидуальные предприниматели. Все плательщики обязаны зарегистрироваться в налоговых органах.

Субъекты налогообложения: организации; индивидуальные предприниматели;

лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Не являются налогоплательщиками НДС организации и предприниматели (кроме налогоплательщиков акцизов), у которых налоговая база по НДС в течение трех предшествующих месяцев не превысила без НДС и налога с продаж 1 млн. руб. Данная норма не применяется в отношении лиц, осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Освобождение от уплаты НДС предоставляется налогоплательщику сроком на год и может быть продлено.

Объекты налогообложения: операции по реализации на территории РФ товаров, работ и услуг;
ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; передача на территории РФ товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления.

В целях налогообложения под реализацией понимается передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг как на возмездной, так и на безвозмездной основе, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Не признается объектом налогообложения:

передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

безвозмездная передача жилых домов, детских садов, клубов, санаториев, а также дорог, подстанций и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления или по их решению специализированным организациям, осуществляющим эксплуатацию этих объектов по назначению;

выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ установлена законодательством РФ.

Облагаемый оборот определяется исходя из продажной стоимости товаров, работ и услуг без включения в них налога на добавленную стоимость и налога с продаж. Для целей налогообложения под продажной ценой понимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Налоговые органы вправе проконтролировать правильность применения целей налогообложения: по сделкам между взаимозависимыми лицами; по бартерным операциям; по внешнеторговым сделкам;
при отклонении цены сделки более чем на 20% от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам в пределах непродолжительного периода. Если в результате такого контроля обнаружится отклонение цены товаров более чем на 20% от их рыночной цены, налоговые органы вправе доначислить налог и пени исходя из этой цены.

В облагаемый оборот также включаются:

– денежные средства, полученные предприятием, если их получение связано с расчетами по оплате товаров, в том числе суммы авансовых и иных платежей, поступивших в счет предстоящих поставок или частичной оплаты за реализованные товары. Исключение составляют авансовые платежи, поступившие в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0%, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше б месяцев;

– суммы, полученные в виде процента по векселям, процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

– суммы, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение хозяйственных договоров, в части превышения над суммами санкций, рассчитанных в соответствии со ставкой рефинансирования Центрального банка РФ.

При оказании посреднических услуг облагаемым оборотом является сумма дохода, полученного в виде надбавок или вознаграждений.

У заготовительных, снабженческо-сбытовых, торговых и других предприятий, занимающихся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам поручения и комиссии, облагаемый оборот определяется исходя из стоимости реализуемых товаров без НДС, налога с продаж.

По товарам, ввозимым на территорию РФ, в налогооблагаемую базу входят: таможенная стоимость товара, таможенная пошлина, а по подакцизным товарам — сумма акциза.

Предприятие самостоятельно определяет момент реализации товаров для целей налогообложения. При этом если в учетной политике предприятия для целей налогообложения моментом реализации является отгрузка, то датой возникновения налогового обязательства при расчете НДС является день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг).

Предприятия, установившие в учетной политике момент реализации по оплате товаров, определяют возникновение налогового обязательства по мере поступления денежных средств за отгруженные товары.

В том случае, если учетной политикой не установлен способ определения даты реализации товаров (работ, услуг), применяется способ определения момента реализации по мере отгрузки и предъявлению покупателю расчетных документов.

Индивидуальные предприниматели выбирают способ определения момента определения налоговой базы и уведомляют об этом налоговые органы до 20-го числа месяца, следующего за соответствующим календарным годом.

 

От налога на добавленную стоимость освобождается реализация на территории Российской Федерации следующих товаров и услуг: а) предоставление арендодателем в аренду на территории России помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации; б) медицинских товаров и услуг по перечню, утверждаемому Правительством. Российской Федерации;
в) услуг по перевозкам пассажиров в пригородной зоне железнодорожным, автомобильным, морским, речным путем, а также услуг городского пассажирского транспорта (за исключением такси, в том числе маршрутного); г) услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с детьми в кружках, секциях и студиях; д) продукции собственного производства предприятий общественного питания при учебных заведениях, больницах, детских дошкольных учреждениях, финансируемых из бюджета или средств Фонда обязательного медицинского страхования; е) ритуальных услуг по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил; ж) почтовых марок (за исключением коллекционных), открыток и конвертов; з) услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений; и) услуг, оказываемых учреждениями культуры и искусства в сфере культуры и искусства; к) товаров, работ, услуг (за исключением брокерских и посреднических услуг), производимых и реализуемых организациями, в которых инвалиды составляют не менее 50% общей численности работников, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%; л) осуществление банком банковских операций (за исключением инкассации); м) услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями.

Ставки налога установлены в следующих размерах:

– 0% — по экспортируемым товарам, работам и услугам (в том числе в страны СНГ), непосредственно связанным с экспортируемыми товарами, товарам для официального пользования иностранными дипломатическими представительствами;

– 10% — по перечням товаров, утвержденным постановлениями Правительства РФ (продукты детского и диабетического питания, овощи, макаронные изделия, крупа, хлеб и хлебобулочные изделия, масло растительное, соль, молоко и молочные продукты (кроме мороженого) и др., товары для детей, средства и изделия медицинского назначения, книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, периодические печатные издания учебной и научной книжной продукции);

– 20% — по всем другим товарам (включая подакцизные продовольственные), работам, услугам.

 

Налогообложение производится по налоговым ставкам 9,09 и 16,67% при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров, включающих в свою стоимость НДС.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога. Сумма исчисленного налога уменьшается на следующие вычеты:

– суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления производственной деятельности или для перепродажи;

– суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные им в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров или отказа от них;

– суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, монтаже основных средств, предъявленные налогоплательщику при приобретении объектов незавершенного капитального строительства. Указанные суммы подлежат вычету только после принятия на учет соответствующих объектов завершенного или незавершенного капитального строительства или при реализации объектов незавершенного капитального строительства;

– суммы налога, уплаченные по расходам на командировки и представительским расходам, принимаемым к вычету при определении налога на доходы организаций. Сумма налога, подлежащая вычету, исчисляется по расчетной налоговой ставке 16,67% фактических сумм расхода при наличии подтверждающих документов и по ставке 16,67% установленных норм в случае отсутствия документов;

– суммы налога, исчисленные и уплаченный налогоплательщиком с суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товара.

Если сумма вычетов в налоговом периоде превышает общую сумму налога, то сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет, принимается равной нулю. Превышение сумм налоговых вычетов над суммой исчисленного налога подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику, если налогоплательщик предоставил налоговую декларацию по прошествии не более трех лет с момента окончания соответствующего налогового периода.

<

Уплата НДС производится ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц в срок не позднее 20-го числа следующего месяца.

Предприятия с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров без учета НДС и налога с продаж, не превышающими 1 млн руб., вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации товаров за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

В срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, предприятия представляют в налоговые органы расчет (налоговую декларацию) по НДС.

Налоговый период— календарный месяц. Источник уплаты — выручка от реализации продукции. В заключение отметим, что правильное исчисление НДС — это очень сложный и трудоемкий процесс, поэтому исчисление и уплата этого налога требуют тщательного выполнения расчетов и строгого соблюдения нормативных актов. В первую очередь необходимо правильно документально оформлять все суммы НДС, уплаченные поставщикам, а также четко и в установленном порядке вести счета-фактуры по приобретенным ценностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АКЦИЗЫ

 

Акцизами облагаются следующие товары и минеральное сырье: спирт этиловый; спиртосодержащая продукция; алкогольная продукция; пиво; табачные изделия; ювелирные изделия (за исключением монет, имеющих статус законного монетного средства, наград, предметов культа и религиозного назначения для использования в храмах); бензин автомобильный; дизельное топливо; моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; автомобили легковые и мотоциклы; нефть и стабильный газовый конденсат; природный газ.

Субъекты налогообложения: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Объектом налогообложения является:

реализация на территории Российской Федерации подакцизных товаров, в том числе передача прав собственности на подакцизные товары на безвозмездной основе и использование их при натуральной оплате;

реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной от налогоплательщиков — производителей указанной продукции, либо с акцизных складов других организаций (кроме реализации алкогольной продукции с акцизного склада одной оптовой организации акцизному складу другой оптовой организации);

продажа лицами переданных им на основании решений судов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и подлежащих обращению в государственную (муниципальную) собственность;

передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;

ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

реализация или безвозмездная передача природного газа, добытого на территории Российской Федерации, в том числе в качестве вклада в уставный капитал и др.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизной продукции. При реализации налогоплательщиком подакцизных товаров налоговая база определяется в зависимости от ставок, установленных в отношении этих видов товаров, и представляет собой: объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении — если установлены твердые (специфические) ставки; стоимость реализованных (переданных безвозмездно, при совершении товарообменных операций) подакцизных товаров без учета акциза, налога на добавленную стоимость и налога с продаж — если установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки.

При ввозе подакцизных товаров на территорию РФ налоговая база определяется двояко:

1) по подакцизным товарам, на которые установлены твердые (специфические) налоговые ставки, — как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;

2) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, — как сумма их таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины.

Не подлежат налогообложению следующие операции: передача подакцизных товаров одним структурным подразделением предприятия другому; реализация денатурированного этилового спирта организациям в порядке, установленном федеральным законом; экспорт подакцизных товаров за пределы Российской Федерации; первичная реализация конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров и др.

 

Не облагаются акцизами следующие товары: спиртосодержащие лекарственные средства и препараты ветеринарного назначения; парфюмерно-косметическая продукция; товары бытовой химии в аэрозольной упаковке; ювелирные изделия, являющиеся предметами культа.

Налоговый период—календарный месяц.

Предприятия, производящие и реализующие подакцизную продукцию, определяют сумму акцизов, подлежащих уплате в бюджет, путем умножения стоимости реализованной продукции (без акциза) на установленную ставку акцизного сбора. Датой реализации масла моторного и природного газа считается день оплаты товаров; других подакцизных товаров — день их отгрузки (передачи).

Уплата акциза производится за вычетом сумм акцизного сбора, уплаченных поставщикам сырья. При этом сумма акциза должна быть выделена в документах поставщика.

Сумма налога уменьшается:

на сумму акциза, уплаченную налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченную налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на территорию РФ;

на сумму акциза, уплаченную налогоплательщиком в случае возврата покупателем подакцизных товаров или отказа от них;

на сумму авансового платежа, уплаченную при приобретении акцизных марок, по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке.

Сроки уплаты акцизов и представления расчетов зависят от вида подакцизного товара. Так, по бензину и дизельному топливу, реализованным с 1-го по 15-е число отчетного месяца, уплата акциза производится не позднее 15-го числа третьего месяца, следующего за отчетным. По бензину и дизельному топливу, реализованным с 16-го числа до конца месяца, — не позднее 25-го числа третьего месяца, следующим за отчетным.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, а при реализации алкогольной продукции с акцизных складов оптовой торговли — не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации налоговую декларацию в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным.

Источник уплаты — выручка от реализации.

Распределение по бюджетам следующее: природный газ, легковые автомобили, бензин автомобильный, промышленный спирт этиловый — 100% в федеральный бюджет; на товары, ввозимые на территорию РФ, — 100% в федеральный бюджет; на спирт этиловый пищевой, водку, ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы 50% ~ в федеральный бюджет, 50% — в региональный бюджет;
на пиво, табачные и ювелирные изделия и иные товары — 100% в региональный бюджет.

 

3. НАЛОГИ, ПОСТУПАЮЩИЕ В ДОРОЖНЫЕ ФОНДЫ

 

Субъекты налогообложения: юридические лица по законодательству РФ; иностранные юридические лица; международные объединения и филиалы названных предприятий; профессиональные участники рынка ценных бумаг.

К объекту налогообложения относится: выручка от реализации продукции, работ и услуг (без НДС и акцизов); по заготовительным и снабженческо-сбытовым предприятиям — разница между продажной и покупной стоимостью товаров (без НДС).

Не уплачивают налог: колхозы, совхозы, фермерские хозяйства, в которых удельный вес доходов от сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70%; предприятия, осуществляющие содержание автодорог общего пользования; предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и т.д.

Расчет налога производится по окончании каждого квартала нарастающим итогом с начала года. В течение квартала, не позднее 15-го числа каждого месяца, плательщики производят авансовые платежи налога, рассчитанные на основании данных бухгалтерского учета о реализации продукции (работ, услуг) или валовом доходе за предыдущий месяц. Предприятия со среднемесячными платежами до 2 тыс. руб. уплату налога производят один раз по квартальным расчетам. Перечисление налога производится в сроки, установленные для представления квартальной и годовой отчетности. Ставка налога определяется следующим образом: 1% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг); 1% от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Распределение по бюджетам – 100% — в территориальные дорожные фонды.

Источник начисления налога — себестоимость продукции.

Налог на приобретение транспортных средств – субъекты налогообложения: юридические лица и граждане, осуществляющие деятельность без образования юридического лица.

Объект налогообложения — стоимость приобретенного автотранспортного средства (без НДС и акциза).

От налога освобождаются: граждане, приобретающие легковые автомобили в личное пользование; Герои СССР, РФ, кавалеры ордена Славы, общественные объединения инвалидов; организации автотранспорта, метро, наземного электротранспорта общего пользования, а также осуществляющие содержание дорог общего пользования; сельскохозяйственные организации, фермерские хозяйства, у которых доход от сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70%; бюджетные организации; организации, работающие в отраслях: здравоохранение, народное образование, социальное обеспечение, физкультура и спорт, культура и искусство и др.

Начисление налога производится плательщиком самостоятельно. Уплата налога должна быть произведена в течение 5 дней с момента приобретения автотранспорта. Расчет налога представляется в налоговый орган в составе квартальной и годовой отчетности.

Ставки налога по Федеральному закону: 20% — на грузовые автомобили, пикапы, легковые фургоны, автобусы, легковые автомобили и др., 10% — на прицепы и полуприцепы; по Закону Санкт-Петербурга — соответственно 20 и 2%.

Распределение по бюджетам — 100% в территориальный дорожный фонд.

Источник начисления налога — увеличение стоимости автомобиля.

Налог с владельцев автотранспортных средств – Субъекты налогообложения: юридические и физические лица, владеющие автотранспортными средствами.

Объект обложения — автотранспортные средства

Налогом не облагаются автотранспортные средства, владельцами которых являются: предприятия автотранспортаобщего пользования (кроме такси); Герои СССР, РФ, кавалеры ордена Славы и их общественные объединения; граждане, подвергшиеся воздействию радиации; инвалиды всех категорий; подразделения органов внутренних дел; владельцы транспортных средств, использующие их исключительно для непосредственного осуществления безвозмездной помощи; организации и предприниматели по приобретенным автобусам, грузовым автомобилям, прицепам и полуприцепам на период 2000-2003 гг.

Ставки налога зависят от вида и мощности двигателя автотранспортных средств.

Источник уплаты — издержки производства и обращения. Сроки уплаты — ежегодно.

Распределение по бюджетам — 100% в территориальные дорожные фонды.

Налог на реализацию ГСМ – субъекты налогообложения: юридические лица независимо от форм собственности, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, реализующие ввозимые на территорию России ГСМ.

Объект налогообложения:

1. Выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг) без НДС.

2. Сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности, без НДС.

3. Сумма разницы между всей фактической суммой реализации ГСМ (без НДС) и стоимостью их приобретения (без НДС) при перепродаже ГСМ по договорам комиссии и поручения.

4. При реализации ГСМ, ввозимых на территорию РФ, — весь оборот по реализации (включая акциз) без НДС. Ставка налога — 25%.

Не являются плательщиками налога субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. Не облагается налогом продукция, экспортируемая за пределы государств — участников СНГ.

Источник уплаты — выручка от реализации ГСМ без НДС.

Сроки уплаты зависит от суммы платежей:

ежемесячно с платежами от 3 тыс. руб. — 20-го числа следующего месяца;

ежеквартально до 3 тыс. руб. — 20-го числа.

 

 

 

 

 

 

 

4. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

Данный специальный налоговый режим вводится в действие с 1 января 2003 года.

Применение этой системы налогообложения хозяйствующими субъектами предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций (для индивидуальных предпринимателей — налог на доходы физических лиц), НДС, налога с продаж и налога на имущество организаций (для индивидуальных предпринимателей — налог на имущество физических лиц) уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Налогоплательщики также освобождаются и от уплаты единого социального налога (с 1 января 2002 года), но производят уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Действие упрощенной системы распространяется на субъекты малого бизнеса — индивидуальных предпринимателей и организации, годовой оборот которых не превышает 15 млн руб., а число работающих на предприятии составляет от 30 до 100 человек. Дополнительным ограничением на применение упрощенной системы является стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности организации, — не более 100 млн руб.

Данную систему налогообложения не вправе применять: организации, имеющие филиалы и представительства; банки; страховые компании; негосударственные пенсионные фонды; инвестиционные фонды; ломбарды; организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом; частные нотариусы и др.

В рамках упрощенной системы объект налогообложения может выступать в одной из двух предложенных законодателем форм:

доходы;

доходы, уменьшенные на величину расходов (прибыль).

 

При этом выбор объекта обложения осуществляется самим налогоплательщиком и он не может меняться им в течение всего срока применения специального налогового режима.

Ставки налога определяются выбором объекта обложения и составляют:

с дохода—6%;

с прибыли — 15%.

В случае отсутствия прибыли предприниматель будет обязан выплатить налог в размере 1% от выручки.

Законодательством обозначены и подробно раскрыты все виды расходов и доходов налогоплательщика при определении, объекта налогообложения, в нем приведен порядок признания доходов и расходов (ст. 346.15—346.17 Кодекса). Малые предприятия при покупке основных средств могут сразу же списывать их стоимость, они могут вычитать из налогооблагаемой базы проценты по кредитам, арендные платежи, командировочные расходы, расходы на рекламу и др.

Налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налогоплательщики по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу. Они исходят их ставки налога и фактически полученных доходов (или доходов, уменьшенных на величину расходов), рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных авансов. Уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. Уплата налога и квартальных авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организаций (месту жительства индивидуального предпринимателя).

Налог, подлежащий взносу в бюджет по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций. Согласно законодательству (ст. 346.23 Кодекса) налогоплательщики-организации должны представлять эти декларации по итогам года не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а по итогам отчетного периода — не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Квартальные авансовые платежи уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

 

Индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются ими не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Организациям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, не надо вести полномасштабный бухгалтерский учет. В рамках налогового учета им разрешено ограничиться ведением одной лишь книги доходов и расходов. Предприниматели используют кассовый метод начисления выручки, то есть налог уплачивается ими только после получения реальных денег, а не после формального прохождения сделки по документам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД

 

Данный специальный налоговый режим вводится в действие с 1 января 2003 года.

Законом предусматривается, что организации, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход, освобождаются от уплаты налога на прибыль, НДС, налога с продаж, налога на имущество, единого социального налога (ЕСН). Налог на вмененный доход будут выплачивать предприниматели, чья деятельность, как правило, относится к сфере услуг. Индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты НДС, подоходного налога, налога с продаж и налога на имущество физических лиц.

Налогоплательщики также освобождаются и от уплаты единого социального налога (с 1 января 2002 года), но производят уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — единый налог) — это налог на хозяйственную деятельность в виде промысла, приносящего доход. Он устанавливается Налоговым кодексом и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации. Этими законами определяются:

порядок введения единого налога на территории субъекта Федерации;

виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог;

значения корректирующего коэффициента базовой доходности (К2). .

Переход на уплату единого налога могут осуществить организации и индивидуальные предприниматели, предоставляющие следующие виды услуг (ст. 346.26 Кодекса):

оказание бытовых услуг (ремонт обуви, металлоизделий, одежды, часов и ювелирных изделий; обслуживание бытовой техники и оргтехники; услуги прачечных, химчисток и фотоателье;

парикмахерские услуги и др.);

оказание ветеринарных услуг;

оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

розничная торговля через магазины (с площадью торгового зала не более 70 кв. м), палатки, лотки и другие объекты торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 70 кв. м; автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемые организациями и индивидуальными предпринимателями, использующими не более 20 автомобилей.

В законодательстве (ст. 346.27 Кодекса) определены понятия, используемые в данной системе налогообложения. К основным из них относятся:

вмененный доход — потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке;

базовая доходность — условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода;

корректирующие коэффициенты базовой доходности — коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога, а именно:

К1 — коэффициент, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в различных условиях, например в зависимости от места расположения внутри населенного пункта;

К2 — коэффициент, учитывающий совокупность прочих особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов и др.;

КЗ — коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ.

Налогоплательщиками по видам деятельности являются организации и индивидуальные предприниматели. Причем они обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности в срок не позднее пяти дней с ее начала и производить уплату единого налога, установленного в соответствующем субъекте Федерации.

Объект налогообложения — вмененный доход налогоплательщика. На основе базовой доходности с помощью системы повышающих или понижающих коэффициентов формируется размер вмененного дохода. Налоговой базой являются величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Для этого в ст. 346.29 Кодекса приведены физические показатели, характеризующие определенный вид деятельности, и базовая доходность в месяц. Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1, К2, КЗ.

Налоговый период по единому налогу — квартал.

Ставка единого налога составляет 15% вмененного дохода. Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Как и в настоящее время, регионы будут самостоятельно решать вопрос о введении на своей территории этого специального налогового режима. Однако, если региональными властями будет принято соответствующее решение, предприниматели, входящие в список плательщиков единого налога на вмененный доход, будут обязаны перейти на эту систему.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (в ред. 07.07.2003 г.)// СЗ РФ. № 31. Ст. 3824
  2. Налоговый кодекс (часть вторая) от 05.07.200 г. № 117-ФЗ (в ред. 11.11.2003 г) СЗ. 2000. № 32. Ст. 3340.
  3. Гуреев В.И. Налоговое право. М., 2004.
  4. Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 2003.
  5. Налоговое право / Под ред. С.Г. Пепеляева М., 2003.
  6. Юткина Т.Ф. налоги и налогообложение. М., 2004.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00057 sec

WordPress: 23.71MB | MySQL:124 | 2,248sec