Ответственность в таможенном праве

<

100514 1650 1 Ответственность в таможенном правеВ России продолжается формирование таможенного законодательства, отвечающего требованиям рыночной экономики. Для нашей страны это является приоритетной задачей, успешное решение которой позволит российской экономике в дальнейшем занять достойное место в мировом хозяйстве, а это в конечном итоге будет способствовать более эффективному ее развитию и укреплению международной экономической интеграции.

Тема курсовой работы – «Нарушение таможенных правил и ответственность за эти нарушения».

Актуальность темы определяется тем, что за последнее десятилетие резко активизировалась внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации, в связи с чем повысился интерес к таможенному делу, законодательству по таможенным вопросам, а также проблемам развития таможенного права, возросла роль таможенных органов как обеспечивающих экономические интересы государства.

Объект исследования – понятие «Ответственность в таможенном праве», его определение, структура, значение в системе таможенного права.

Задачи исследования:

1. Исследовать характеристику правонарушений таможенных правил по ТК 1993 г.

2. Рассмотреть основные виды наказаний за таможенные правонарушения. Обратить внимание на обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

3. Особенности ответственности за нарушении Таможенных правил по новому таможенному кодексу РФ 2003 года.

Теоретической базой выступила научно-учебная литература таких авторов как Давыдов Ю.Г., Козырин А.Н.

 

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ ПО ТАМОЖЕННОМУ КОДЕКСУ 1993 ГОДА

 

Нарушение таможенных правил является одним из видов административного правонарушения. В Кодексе РСФСР старого Административного кодекса об административных правонарушениях ему была посвящена статья 186, которая после принятия в 1993 году Таможенного кодекса Российской Федерации фактически не применялась, уступив последнему регулирование ответственности за нарушения таможенных правил.

Определение нарушения таможенных правил содержится в статье 230 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которой им признается противоправное действие или бездействие лица, посягающее на установленный Таможенным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе», другими актами законодательства по таможенному делу и международными договорами Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы, порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое Таможенным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность.

Необходимым признаком каждого правонарушения является противоправное деяние. Подобно другим правонарушениям нарушение таможенных правил может выражаться в действии — активном поведении нарушителя (например, приобретение товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию РФ запрещенными способами: помимо таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо недекларированных или недостоверно декларированных), или в бездействии — пассивном поведении, заключающемся в несовершении лицом таких действий, которые оно должно было и могло совершить (например, недекларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ).

Как и любое правонарушение, нарушение таможенных правил – это общественно вредное (антиобщественное) деяние. Общественная вредность правонарушения выражается в причинении либо создании угрозы причинения ущерба объектам, охраняемым законом.

Давая социальную характеристику нарушениям таможенных правил, законодатель определил их как деяния, которые посягают на установленный таможенным законодательством РФ порядок в сфере таможенного дела: порядок перемещения, таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими.    

Как уже указывалось, ответственность за нарушение таможенных правил наступает, если такое правонарушение по своему характеру не влечет за собой уголовной ответственности (ст. 231 ТК РФ). В диспозициях ряда статей главы 39 Таможенного кодекса Российской Федерации закреплено, что ответственность по ним наступает только в случае отсутствия в действиях лица признаков иных нарушений таможенных правил или признаков преступления (см ч. 1 ст. 271, ст. ст. 274, 276, 277, 278, ч. 1 ст. 279, ст. ст. 282, 284 ТК РФ).

Из общей теории права известно, что преступления – это правонарушения, представляющие наибольшую степень общественной опасности, под которой, в свою очередь, понимается способность деяния причинить вред общественным отношениям, объективное свойство, позволяющее оценить поведение человека с позиции определенной социальной группы.

Статья 14 Уголовного кодекса Российской Федерации содержит понятие преступления, в соответствии с которым преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания.

Под таможенным преступлением следует понимать общественно опасное виновное деяние, посягающее на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (включая применение таможенных режимов), порядок их таможенного контроля, а также порядок взимания и уплаты таможенных платежей.

Уголовным законодательством предусмотрено пять составов преступлений в сфере таможенного дела. К ним относятся контрабанда (ст. 188 УК РФ), незаконный экспорт технологий, научно — технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ), невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ), невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ) и уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).

Контрабанда, а также незаконный экспорт технологий, научно — технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, посягают на порядок таможенного контроля и перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с установленными правилами; невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, а также невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте нарушают порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации в части несоблюдения требований заявленных таможенных режимов; уклонение от уплаты таможенных платежей — порядок взимания таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей, а также их уплаты.

Криминализация перечисленных правонарушений в таможенной сфере объясняется не только степенью общественной опасности, но и высокой степенью распространенности посягательств на перечисленные объекты (можно говорить о тенденции к быстрому увеличению количества таких правонарушений), причинением указанными деяниями существенного вреда общественным отношениям, а также недостаточностью охраны названных направлений деятельности таможенных органов средствами других отраслей права.

Отметим, что в Таможенном кодексе Российской Федерации содержится специальный раздел, посвященный контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела. Однако пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18 июня 1993 года «О введении в действие Таможенного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что статья 219 (Контрабанда), статья 220 (Уклонение от уплаты таможенных платежей) и статья 221 Таможенного кодекса Российской Федерации (Незаконные валютные операции и иные деяния с валютными ценностями) будут введены в действие с момента внесения соответствующих изменений в уголовное и уголовно — процессуальное законодательство.

 

1.1. Объект правонарушений таможенных правил

 

Статья 230 ТК РФ 1993 года содержит закрытый перечень объектов нарушений таможенных правил, которыми являются: а) порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; б) порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации; в) порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации; г) порядок обложения товаров и транспортных средств таможенными платежами и их уплаты; д) порядок предоставления в отношении товаров и транспортных средств таможенных льгот и пользования ими.

Заметим, что отдельные деяния могут посягать одновременно на несколько из обозначенных объектов. Это объясняется тем, что такие понятия, как «таможенное оформление», «таможенный контроль» и «перемещение через таможенную границу Российской Федерации» тесно переплетены в таможенном законодательстве. Так, перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля (ст. 276 ТК РФ), посягает одновременно и на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств, и на порядок проведения таможенного контроля. Статья же 288 Таможенного кодекса Российской Федерации, в силу особенностей ее диспозиции, предусматривает ответственность за нарушения таможенных правил, которые могут посягать на любой из приведенных выше объектов.

В тоже время и в актах ГТК России методического характера, и в научной литературе часто приходится сталкиваться с выделением иных объектов нарушений таможенных правил. Этому может служить следующий пример. В письме ГТК России от 24 ноября 1995 года № 01-13/16645 «О применении ст. 273 Таможенного кодекса Российской Федерации за нарушения валютного законодательства, являющиеся одновременно нарушениями таможенных правил» объект нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена указанной статьей, был определен как «экономические интересы Российской Федерации, выражающиеся в необходимости пополнения валютного резерва государства и предотвращения «бегства» капитала за рубеж».

Дадим краткую характеристику общественным отношениям, охраняемым Таможенным кодексом Российской Федерации, с посягательством на которые связан объект нарушения таможенных правил.

а) нарушение порядка перемещения товаров и транспортных средств
через таможенную границу Российской Федерации
.

Под перемещением через таможенную границу Российской Федерации таможенное законодательство понимает совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач (ст. 18 ТК РФ).

Отметим, что понятия «перемещение через таможенную границу» и «пересечение таможенной границы» не являются синонимами. Так, перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации может выражаться как в фактическом пересечении таможенной границы Российской Федерации (при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации), так и в подаче таможенной декларации или совершении иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения вывезти товары или транспортные средства (при вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации).

Таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними, а также иная территория, над которой Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела (ст. 3 ТК РФ, ст. 5 Закона РФ от 21 мая 1993 года «О таможенном тарифе»). Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, прямо указанных в законодательных актах Российской Федерации по таможенному делу. Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей Российской Федерации (ст. 3 ТК РФ).

В свете положений статьи 74 Конституции Российской Федерации, закрепляющей запрет на установление таможенных границ на территории Российской Федерации, включение периметров свободных таможенных зон и свободных складов в таможенную границу Российской Федерации неправомерно.

Говоря о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, следует назвать два основных принципа такого перемещения. Во-первых, все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному контролю (ст. 191 ТК РФ), а во-вторых, перемещение этих товаров и транспортных средств производится только в соответствии с их таможенными режимами (ст. 22 ТК РФ).

б) нарушения порядка применения таможенных режимов

Под таможенным режимом статья 18 Таможенного кодекса Российской Федерации понимает совокупность положений, определяющих для таможенных целей статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

В статье 23 Таможенного кодекса Российской Федерации содержится следующий перечень таможенных режимов: 1) выпуск для свободного обращения; 2) реимпорт; 3) транзит; 4) таможенный склад; 5) магазин беспошлинной торговли; 6) переработка на таможенной территории; 7) переработка под таможенным контролем; 8) временный ввоз

(вывоз); 9) свободная таможенная зона; 10) свободный склад; 11) переработка вне таможенной территории; 12) экспорт; 13) реэкспорт; 14) уничтожение; 15) отказ в пользу государства.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Статья 24 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает право Правительства Российской Федерации и ГТК России в пределах своей компетенции устанавливать иные таможенные режимы.

Таможенные режимы имеют свою внутреннюю структуру, которая представляет собой условия, требования и ограничения.

Они могут содержаться как в самом Таможенном кодексе Российской Федерации, так и в иных нормативных правовых актах. В рамках одного таможенного режима могут устанавливаться требования, условия и ограничения как общего характера, так и относящиеся к отдельным видам товаров.

Анализ норм, содержащихся в Таможенном кодексе Российской Федерации и иных нормативных правовых актах по таможенному делу, позволяет сделать вывод о том, что условиями таможенного режима являются обстоятельства, которые предопределяют возможность помещения под него товаров и транспортных средств, ограничениями — прямые либо косвенные запреты на осуществление с товарами и транспортными средствами, помещенными под таможенный режим, определенных действий, а требованиями – действия, с совершением которых связана возможность завершения таможенного режима в соответствии с требованиями таможенного законодательства.

Так, условием таможенного режима выпуска для свободного обращения является соблюдение порядка маркировки отдельных подакцизных товаров.

Вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации рассматривается как требование таможенного режима экспорта (ст. 97 ТК РФ).

В качестве примера ограничения можно привести косвенный запрет на распоряжение товарами, помещенными под таможенный режим временного ввоза (ст. 68 ТК РФ).

Статья 25 Таможенного кодекса Российской Федерации закрепляет положение, в соответствии с которым лицо вправе выбрать в любое время любой таможенный режим или изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства по таможенному делу.

 

С момента помещения товаров под таможенный режим пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, осуществляются в соответствии с их таможенным режимом (ст. 28 ТК РФ). Таким образом, любой таможенный режим предполагает осуществление в отношении товаров и транспортных средств определенного круга действий. Он может быть как достаточно широким (выпуск для свободного обращения), так и максимально ограниченным (таможенный склад). При этом наблюдается следующая зависимость: чем уже круг этих действий, тем больше льгот и преимуществ получает пользователь режима. Этим обусловлено применение к лицам, не соблюдающим положения режимов, ответственности по таможенному законодательству Российской Федерации. Субъектом этой ответственности будет являться пользователь таможенного режима, то есть лицо, обладающее в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, правомочиями владения, пользования или распоряжения, поместившее их в установленном порядке под таможенный режим и в силу этого имеющее право использовать в полном объеме все выгоды, льготы и преимущества, предоставляемые данным режимом.

Из изложенного можно сделать вывод о том, что в рамках таможенного режима возникает обязательство, по своей правовой природе схожее с обязательствами гражданско — правового характера, в силу которого лицо, поместившее товары под таможенный режим, обязано совершить определенные действия либо отказаться от их совершения, а таможенный орган имеет право требовать от него исполнения этой обязанности под угрозой применения мер юридической ответственности.

в) нарушения порядка таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации

Таможенному контролю подлежат товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также определенные виды деятельности. Товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала (при ввозе — с момента пересечения товаром и транспортным средством таможенной границы Российской Федерации, при вывозе — с момента принятия таможенной декларации) и до его завершения в соответствии с таможенным режимом (при ввозе, как правило, до выпуска товаров и транспортных средств, а при вывозе — до момента пересечения таможенной границы Российской Федерации) (ст. 192 ТК РФ).

В таможенном законодательстве действует принцип выборочности таможенного контроля, который заключается в том, что при его проведении таможенные органы используют те формы таможенного контроля, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы. Неприменение определенных форм таможенного контроля не означает, однако, что лица освобождаются от обязанности соблюдать предписания таможенного законодательства и не несут ответственность за совершенные правонарушения.

Допускается освобождение от отдельных форм таможенного контроля на основании Таможенного кодекса Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, а также в силу решения Председателя ГТК России либо лица, его замещающего (ст. 188 ТК РФ). Такое освобождение может распространяться на конкретных лиц и на определенные виды товаров. Так, в соответствии со статьей 188 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента Российской Федерации и следующих вместе с ним членов его семьи, от таможенного досмотра освобождаются военные корабли (суда), боевые и военно — транспортные воздушные суда, а также военная техника, следующая своим ходом.

На лицах, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации либо осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, лежит обязанность представлять этим органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля. Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать от банков и иных кредитных учреждений сведения и справки об операциях и состоянии счетов лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы (ст. 182 ТК РФ). В целях проведения контроля должностные лица таможенного органа также имеют право доступа на территорию и в помещения, принадлежащие любым лицам, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, документы, необходимые для таможенного контроля, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы (ст. 184 ТК РФ).

В тех случаях, когда имеются достаточные основания полагать о наличии нарушения законодательства Российской Федерации или международного договора Российской Федерации, таможенный контроль может проводиться также после выпуска товаров и транспортных средств, вне зависимости от времени, прошедшего с момента осуществле

ния такого выпуска (ст. 193 ТК РФ).

В указанной ситуации таможенные органы вправе проверять наличие товаров и транспортных средств, проводить их повторный таможенный досмотр, перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации, проверять документы и другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим и последующим операциям с данными товарами. Как правило, последующий таможенный контроль осуществляется в форме проверки финансово — хозяйственной деятельности организации. При обнаружении правонарушений лица, совершившие их, несут ответственность в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, независимо от того обстоятельства, что таможенный орган уже принял решение о выпуске товаров и транспортных средств, а также от привлечения должностных лиц таможенных органов к ответственности за принятие неправомерного решения о выпуске [16].

Порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств,
перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации

В соответствии с пунктом 15 статьи 18 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление представляет собой процедуру помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями Таможенного кодекса Российской Федерации.

В настоящее время большинство товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, оформляется в регионе деятельности таможенного органа, в котором находится отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделение (ст. 127 ТК РФ).

<

Для обеспечения соблюдения требования таможенного законодательства о надлежащем таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, приказом ГТК России от 20 мая 1996 года № 304 «О доставке товаров под таможенным контролем» введена процедура доставки товаров под таможенным контролем, под которой понимается перевозка товаров, транспортных средств и документов на них от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, иных налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, а также без применения мер экономической политики.

 

г) нарушение порядка обложения товаров и транспортных средств таможенными платежами и их уплаты, предоставления в отношении них таможенных льгот и пользования ими

Под таможенными платежами в действующем законодательстве понимаются таможенная пошлина, иные налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами (ст. 18 ТК РФ).

Статья 110 Таможенного кодекса Российской Федерации содержит следующий перечень таможенных платежей: 1) таможенная пошлина; 2) налог на добавленную стоимость; 3) акцизы; 4) сборы за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление действия лицензий; 5) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата; 6) таможенные сборы за таможенное оформление; 7) таможенные сборы за хранение товаров; 8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; 9) плата за информирование и консультирование; 10) плата за принятие предварительного решения; 11) плата за участие в таможенных аукционах.

Все таможенные платежи можно подразделить на две группы: взимаемые при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и взимаемые в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами по таможенному делу. При этом из платежей, взимаемых при перемещении через таможенную границу Российской Федерации, следует выделить отдельную группу — платежи, взимаемые при таможенном оформлении. К ним относятся таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы за таможенное оформление и таможенные платежи, взимаемые по единым ставкам. Несоблюдение порядка обложения и уплаты именно этих таможенных платежей преимущественно образует состав нарушений таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена Таможенным кодексом Российской Федерации.

Названные таможенные платежи уплачиваются таможенному органу до или одновременно с принятием таможенной декларации, а в случае перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации не для коммерческих целей – одновременно с ее принятием. Исключение составляют товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, таможенные платежи в отношении которых уплачиваются государственному предприятию связи, которое впоследствии перечисляет их на счета таможенных органов (ст. ст. 119, 120 ТК РФ).

В отличие от налогового законодательства, в котором действует принцип личной обязанности налогоплательщика по уплате налога, статья 118 Таможенного кодекса Российской Федерации содержит положение, согласно которому таможенные платежи вправе уплатить любое заинтересованное лицо. Вместе с тем Таможенный кодекс Российской Федерации закрепляет, что лицом, ответственным за уплату таможенных платежей, является непосредственно декларант или иное лицо в соответствии с таможенным законодательством. Так, до помещения товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, под определенный таможенный режим либо их помещения на склад временного хранения ответственность за уплату таможенных платежей несет перевозчик. Обязанность по уплате таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств, находящихся на складе временного хранения, за исключением случаев, определенных Таможенным кодексом Российской Федерации, лежит на владельце склада.

Таможенным законодательством предусмотрена также солидарная ответственность за уплату таможенных платежей. Так, если договором владельца склада временного хранения с лицом, поместившим товары и транспортные средства на склад, предусмотрено, что ответственность за уплату таможенных платежей несет последнее, то владелец склада несет с ним солидарную ответственность (ст. 154 ТК РФ). Также солидарную ответственность за уплату таможенных платежей несет лицо, перемещающее товары и транспортные средства, не являющееся декларантом.

В ряде случаев лицам, перемещающим товары и транспортные средства, предоставляются льготы по таможенным платежам, в частности в виде: освобождения от уплаты таможенных платежей; частичного освобождения от уплаты таможенных платежей; снижения ставки таможенных платежей; возврата уплаченных таможенных платежей; предоставления рассрочки и отсрочки уплаты таможенных платежей; установления необлагаемого минимума объекта налогообложения.

Большинство льгот по уплате таможенных платежей включаются в содержание таможенного режима, в соответствии с которым товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу Российской Федерации (например, таможенного склада, экспорта, временного ввоза / вывоза, реэкспорта).

 

1. 2. Объективная и субъективная сторона нарушений таможенных правил

 

Объективная сторона нарушения таможенных правил в каждом случае определяется диспозицией конкретной статьи. Она может выражаться как в действии, так и в бездействии. Так, нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 282 Таможенного кодекса Российской Федерации, может быть совершено только посредством действия — заявления в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения их размера. Напротив, нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 253 Таможенного кодекса Российской Федерации, выражающееся в непредставлении в месте доставки товаров и транспортных средств или невручении документов на них, совершается посредством бездействия.

Диспозиции ряда статей Таможенного кодекса Российской Федерации определяют в качестве противоправных одновременно несколько деяний, при этом иногда исключающих друг друга. Например, часть 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, часть 1 статьи 254 Таможенного кодекса Российской Федерации — за выдачу без разрешения таможенного органа, утрату или недоставление в определенное таможенным органом место товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем. В таких случаях из протокола о нарушении таможенных правил, а также из постановления по делу должно усматриваться, за какое конкретно действие или бездействие лицо привлекается к ответственности. Вместе с тем практика показывает, что должностными лицами таможенных органов не уделяется достаточного внимания определению объективной стороны правонарушения, что влечет возвращение дела для дополнительного производства с целью проведения повторного опроса лица, привлекаемого к ответственности, а при необходимости — прекращения дела по одному факту и составления протокола о нарушении таможенных правил по другому.

При определении объективной стороны нарушения таможенных правил Таможенный кодекс Российской Федерации часто использует понятия гражданского права: пользование, распоряжение, хранение, транспортировка, приобретение и т.д. Такие нормы следует расценивать как бланкетные (отсылочные), а содержащиеся в них понятия толковать в соответствии с тем смыслом, с которым они используются в гражданском законодательстве. Вместе с тем в правоприменительной практике можно встретить ситуации, когда им придается иное значение. Так, передача автомобиля по доверенности нередко считается его отчуждением, а пользование — транспортировкой.

В таможенном законодательстве кроме понятия объекта существует также понятие непосредственного объекта нарушения таможенных правил, который характеризует объективную сторону правонарушения. Непосредственным объектом являются товары и транспортные средства, в отношении которых не были соблюдены правила, установленные нормативными правовыми актами по таможенному делу. Определение товаров и транспортных средств закреплено в статье 18 Таможенного кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанной статьей под товарами понимается любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства (п. 1), за исключением собственно транспортных средств, то есть любых средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование (п. 4). Таким образом, под товарами следует понимать имущество, перемещаемое (перемещенное) через таможенную границу Российской Федерации, а под транспортным средством — то имущество, посредством которого такие товары перемещаются (были перемещены). Правильное определение статуса непосредственного объекта зачастую является определяющим для верной квалификации правонарушения, а иногда и для привлечения лица к ответственности.

Особо следует обратить внимание на то, что непосредственным объектом правонарушения являются только те товары или транспортные средства (или только та их часть), в отношении которых не выполнены требования, действующие в таможенном деле. Так, непосредственным объектом нарушения таможенных правил, выражающегося в незачислении валютной выручки от экспорта товаров на транзитный валютный счет экспортера в уполномоченном банке (ст. 273 ТК РФ), являются не все экспортированные товары, а только те из них, выручка от экспорта которых не поступила в установленный срок. Транспортные средства, на которых перевозились товары, в отношении которых таможенному органу были представлены поддельные документы, необходимые для таможенных целей при перемещении (ст. 278 ТК РФ), являются непосредственным объектом правонарушения только в том случае, если указанные документы послужили основанием для перемещения не только товаров, но и самих транспортных средств.

Признание непосредственным объектом нарушения таможенных правил иных товаров или транспортных средств влечет за собой применение не предусмотренных статьей 242 Таможенного кодекса взыскания и является обстоятельством, предполагающим безусловную отмену постановления по делу о нарушении таможенных правил.

В редких случаях непосредственный объект правонарушения отсутствует. Так, при совершении нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 264 Таможенного кодекса Российской Федерации (Воспрепятствование доступу должностного лица таможенного органа на территорию и в помещения для проведения таможенного контроля), невозможно определить товары и транспортные средства, в отношении которых не были выполнены требования таможенного законодательства, ввиду отсутствия таковых.

Субъектами нарушений таможенных правил являются физические и юридические лица. При этом иностранные лица несут ответственность на общих основаниях с российскими лицами (ст. 234 ТК РФ).

К категории физических лиц относятся, в том числе, должностные лица и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. При этом последние обладают особым статусом: будучи физическими лицами, они несут ответственность на основе принципов, установленных для юридических лиц.

Должностные лица являются субъектами нарушений таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена специальной статьей Таможенного кодекса Российской Федерации, и несут ответственность только в случае, если обеспечение выполнения требований нормативных правовых актов по таможенному делу в момент совершения правонарушения входило в их служебные обязанности (ст. 231 ТК РФ). Под специальной имеется в виду статья 288 Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривающая ответственность за невыполнение должностными и иными лицами требований, действующих в таможенном деле, в случае, когда к ответственности за нарушение таможенных правил привлекаются юридические лица (в некоторых случаях должностные лица привлекаются к ответственности по статьям 286 и 287 Таможенного кодекса Российской Федерации как по более узким).

Физические лица несут ответственность в соответствии с таможенным законодательством, если к моменту совершения нарушения таможенных правил они достигли шестнадцатилетнего возраста и в момент его совершения находились во вменяемом состоянии, то есть могли осознавать значение своих действий и руководить ими (ст. ст. 231, 235 ТК РФ).

В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации под юридическим лицом понимается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц не обладают статусом юридического лица (ст. 55 ГК РФ), в силу чего не являются субъектами нарушений таможенных правил и не несут ответственность по таможенному законодательству.

Вместе с тем в практике встречаются случаи, когда вопреки положениям гражданского законодательства в уставе филиала закрепляется, что он является юридическим лицом, и такой филиал регистрируется в качестве юридического лица.

В силу статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации несоответствие учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации юридического лица. Однако, раз такая регистрация состоялась, она влечет за собой правовые последствия, в том числе и создание юридического лица. Регистрация как административный акт не может быть ничтожной в отличие, например, от гражданско — правовой сделки. Таким образом, с момента государственной регистрации филиала в качестве юридического лица он приобретает статус такового и несет в полном объеме ответственность, предусмотренную таможенным законодательством.

Подобной позиции придерживается и судебно — арбитражная практика.

В большинстве случаев лица, являющиеся субъектами нарушений таможенных правил, обладают особым статусом. Это лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, таможенные брокеры, специалисты по таможенному оформлению, перевозчики (в том числе таможенные перевозчики), владельцы складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, магазинов беспошлинной торговли.

Следует отметить, что субъектом нарушения таможенных правил может быть только то лицо, на которое возложена юридическая обязанность по выполнению требований, установленных нормативными правовыми актами по таможенному делу (оформить товары и транспортные средства, выполнить требования таможенного режима, уплатить таможенные платежи и т.д.). К сожалению, лицами, применяющими норму права, это не всегда учитывается при ведении производства и вынесении постановлений по делам о нарушениях таможенных правил, что влечет необоснованное привлечение лиц к ответственности.

Привлечение неустановленных лиц к ответственности за нарушение таможенных правил

В практике таможенных органов бывают ситуации, когда в ходе производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрении не представляется возможным установить лицо, совершившее правонарушение. Несмотря на то, что для законодательства Российской Федерации возможность привлечения к ответственности неустановленных лиц нехарактерна, таможенным законодательством она предусмотрена.

В соответствии со статьей 299 Таможенного кодекса Российской Федерации в протоколе о нарушении таможенных правил указываются необходимые для рассмотрения дела сведения о лице, привлекаемом к ответственности, если оно установлено.

Согласно общему правилу, закрепленному в статье 363 Таможенного кодекса Российской Федерации, дело о нарушении таможенных правил рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к ответственности. Однако законом предусмотрено, что в случаях, когда такое лицо не установлено, дело может быть рассмотрено в его отсутствие.

В статье 365 Таможенного кодекса Российской Федерации определено, что постановление по делу о нарушении таможенных правил должно содержать сведения о лице, в отношении которого рассматривалось дело, если это лицо установлено.

Анализ указанных статей позволяет сделать вывод о том, что таможенное законодательство предусматривает возможность не только заведения в отношении неустановленного лица дела о нарушении таможенных правил, ведения производства по нему и его рассмотрения, но также и вынесения в отношении него постановления по делу. При этом одним из таких постановлений может являться постановление о наложении взыскания, о чем свидетельствует статья 380 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которой конфискация товаров, как мера взыскания за нарушение таможенных правил, производится независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего правонарушение, а также независимо от того, установлено это лицо или нет.

В качестве обоснования противоположной позиции часто приводится аргумент, что статья 231 Таможенного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень лиц, подлежащих ответственности за нарушение таможенных правил — юридические и физические лица, в том числе должностные лица и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Однако неустановленные лица не являются еще одной категорией лиц. Это лишь качественная характеристика предусмотренных в статье 231 Таможенного кодекса Российской Федерации субъектов правонарушения. Закон подразделяет лиц, с одной стороны, на физических и юридических, а с другой стороны – на установленных и неустановленных.

Из общей теории права известно, что субъективная
сторона правонарушения характеризуется виной, которая представляет собой психическое отношение лица к своему противоправному поведению и его последствиям и выражается в форме умысла или неосторожности.

Вопросов о вине физических лиц при привлечении их к ответственности за нарушение таможенных правил, как правило, не возникает. Здесь лица, применяющие норму права, единодушны: вина физического лица является безусловным основанием для наступления ответственности за нарушение таможенных правил и подлежит доказыванию в ходе производства по делу и его рассмотрения. К тому же этот вопрос однозначно урегулирован в статьях 231 (Ответственность лиц, совершивших нарушение таможенных правил) и 320 (Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу о нарушении таможенных правил) Таможенного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 231 Таможенного кодекса Российской Федерации физические лица привлекаются к ответственности за нарушение таможенных правил только, если они совершили противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Таможенный кодекс Российской Федерации не определяет указанные понятия, однако закрепляет, что лица, совершившие нарушения таможенных правил, в части, не урегулированной Таможенным кодексом Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 231 ТК РФ).

Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях противоправное деяние признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало или сознательно допускало наступления этих последствий. Правонарушение считается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

С юридическими лицами и лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, дело обстоит иначе. Во-первых, статья 231 Таможенного кодекса Российской Федерации содержит положение, в соответствии с которым указанные лица не несут ответственности за нарушение таможенных правил только в случае, когда правонарушение произошло вследствие действия непреодолимой силы. Во-вторых, в статье 320 Таможенного кодекса Российской Федерации закреплено, что при производстве по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрении подлежат доказыванию вина физических лиц и факт совершения нарушения таможенных правил юридическими лицами и лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. И, наконец, сама статья 230 Таможенного кодекса Российской Федерации, в отличие от статьи 10 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, закрепляющей понятие административного правонарушения, не содержит упоминания о том, что нарушение таможенных правил является виновным деянием.

Из изложенного можно сделать вывод о том, что юридические лица, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, несут ответственность за сам факт совершения правонарушения независимо от наличия либо отсутствия в их действиях вины. Иными словами, таможенное законодательство не ставит ответственность указанных лиц в зависимость от вины.

Так, в соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее либо ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие действия непреодолимой силы (ст. 401 ГК РФ). Таким образом, гражданское законодательство исходит из принципа невиновной ответственности должника — предпринимателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды накАзаний за таможенные правонарушения

 

В соответствии со ст. 242 Таможенного Кодекса РФ за нарушения таможенных правил налагаются следующие виды взысканий: предупреждение; штраф; отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданного таможенным органом РФ для осуществления определенных видов деятельности, предусмотренных Таможенным кодексом; конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил; взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил; конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.

Из перечисленных видов взысканий наиболее мягким является предупреждение. Эта мера в большей степени носит воспитательный характер, применяется, как правило, к физическим лицам, виновным в совершении незначительных правонарушений либо совершившим нарушение впервые или по неосторожности. Взыскание в виде предупреждения выносится только в письменной форме. Предупреждение может применяться только в качестве основного взыскания, то есть самостоятельно, без сочетания с другим основным взысканием. Предупреждение и штраф единственные меры, которые применяются при упрощенном порядке применения взыскания за нарушения таможенных правил, т.е. без составления протокола . По акту об упрощенном наложении взыскания предупреждения и штраф налагаются на месте обнаружения правонарушения ( ст. 383 ТК РФ). Предупреждение, как вид взыскания, предусмотрен семи составами таможенных правонарушений.

Основным видом взыскания является штраф. это имущественная мера, денежное взыскание. Таможенное законодательство устанавливает 2 вида определения размера штрафа (ст. 243 ТК РФ):

а) штраф устанавливается применительно размеру минимальной месячной оплаты труда, под которым понимается установленная законом минимальная месячная оплата труда на день совершения таможенного правонарушения, а если такой день совершения правонарушения невозможно установить, — на день обнаружения правонарушения.

б). при наложении штрафа, исчисляемого исходя из стоимости товара и транспортных средств, под стоимостью понимается их свободная (розничная) цена на день обнаружения правонарушения. Размер штрафа установлен от 100 до 300 процентов свободной рыночной стоимости товара.

Закон предоставляет возможность варьировать принцип определения размера штрафа. Так , размер штрафа может быть установлен от 1 размера минимальной оплаты труда до двадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда.

Таможенный кодекс предусматривает смягчающие и отягчающие обстоятельства, которые необходимо доказывать по делу в процессе производства и учитывать при принятии решений.

Перечень смягчающих обстоятельств дается в ст. 236 ТК РФ, отягчающих обстоятельств — в ст.237 ТК РФ.

Так, согласно ст. 236 ТК РФ к смягчающим обстоятельствам относятся следующие: 1) активное способствование разрешению дела; 2) добровольное устранение вредных последствий правонарушения; 3) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 4) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 5) совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка до одного года.

Необходимо отметить, что перечень смягчающих обстоятельств (ст.236 ТК РФ) является неограниченным (должностное лицо, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, может признать в качестве смягчающего обстоятельство, не указанное в данной статье).

Статья 237 ТК РФ содержит перечень обстоятельств, отягчающих ответственность за нарушение таможенных правил, к ним относятся: 1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требования должностного лица таможенного органа Российской Федерации; 2) повторное в течение года совершение нарушения таможенных правил; 3) совершение нарушения таможенных правил лицом, ранее совершившим контрабанду или иное преступление, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов РФ; 4) вовлечение несовершеннолетнего в совершение нарушения таможенных правил; 5) совершение нарушения таможенных правил группой лиц; 6) совершение нарушения таможенных правил в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; 7) совершение нарушения таможенных правил в состоянии опьянения.

Должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, в зависимости от характера правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим ответственность.

Перечень отягчающих ответственность обстоятельств (ст.237 ТК РФ) является исчерпывающим.

Статья 291 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года предусматривает перечень обстоятельств, исключающих привлечение лиц к ответственности за нарушение таможенных правил и влекущих прекращение производства по делу о нарушении таможенных правил. Ими являются:

1) отсутствие события нарушения таможенных правил;

Отсутствие события нарушения таможенных правил предполагает отсутствие самого факта правонарушения. Этот пункт служит основанием для прекращения дела, например, когда деяние лица на момент его совершения не носило противоправный характер, то есть за его совершение не было предусмотрено ответственности по таможенному законодательству. В соответствии с положением, сформулированным в статье 54 Конституции Российской Федерации, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

2) отсутствие состава нарушения таможенных правил;

Под составом правонарушения в теории права понимается совокупность установленных законом признаков, характеризующих совершенное деяние в качестве конкретного вида правонарушения. Состав нарушения таможенных правил отсутствует, когда отсутствует хотя бы один из его элементов — объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона (конечно, с той оговоркой, что субъективная сторона является необходимым элементом состава нарушения таможенных правил только в случае его совершения физическим или должностным лицом). На основании этого пункта прекращается, например, дело о нарушении таможенных правил в отношении лица, на котором не лежала обязанность соблюдения требований таможенного законодательства, либо в отношении юридического лица, ликвидированного в установленном законом порядке.

В практике таможенных органов участились случаи привлечения лиц к ответственности за нарушения таможенных правил в случае освобождения их от уголовного наказания в связи с изданием акта амнистии, что противоречит Таможенному кодексу Российской Федерации.

В соответствии со статьей 231 Таможенного кодекса Российской Федерации за нарушение таможенных правил наступает ответственность, если такое правонарушение по своему характеру не влечет за собой уголовной ответственности. Характер правонарушения как уголовно наказуемого деяния определяется двумя составляющими — виной в форме умысла (статья 24 Уголовного кодекса Российской Федерации закрепляет, что деяние, совершенное по неосторожности, признается преступлением только в том случае, когда это специально предусмотрено диспозицией соответствующей статьи), а также стоимостью непосредственного объекта правонарушения. Освобождение лица от уголовного наказания не меняет характера совершенного им правонарушения, в связи с чем применение административной ответственности представляется неправомерным. Кроме того, объективная сторона нарушений таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 271, статьями 274, 276, 277, 278, а также частью 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации предполагает отсутствие в действиях лица признаков преступлений. Заведенные дела о нарушениях таможенных правил в подобных случаях подлежат прекращению за отсутствием состава таможенного правонарушения.

3) недостижение физическим лицом на момент совершения нарушения таможенных правил шестнадцатилетнего возраста;

4) невменяемость физического лица, совершившего нарушение таможенных правил;

Вменяемость лица, привлекаемого к ответственности, равно как и его возраст, являются характеристикой субъекта нарушения таможенных правил, который в совокупности с другими элементами образует состав нарушения таможенных правил. Поэтому обоснованность выделения их в качестве самостоятельных оснований прекращения производства по делу вызывает сомнение.

5) совершение противоправного действия физическим лицом в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;

Действие в состоянии крайней необходимости предполагает устранение опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред оказался менее значительным, чем предотвращенный. Необходимая оборона означает защиту вышеназванных интересов от противоправного посягательства путем причинения вреда посягающему, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

В качестве оснований, исключающих ответственность, крайняя необходимость и необходимая оборона были заимствованы из уголовного и административного законодательства. Однако, при этом не было учтено то обстоятельство, что субъектами уголовного и административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, являются только физические лица, в то время как совершение нарушения таможенных правил возможно также и юридическим лицом. Естественно, говорить о необходимой обороне применительно к юридическим лицам не приходится. Однако пример совершения нарушения таможенных правил юридическим лицом в состоянии крайней необходимости привести можно. В частности, можно предположить ситуацию, когда перевозчик, осуществляющий доставку товаров под таможенным контролем, для спасения жизни пострадавших в результате автомобильной катастрофы выгружает товары, находящиеся в транспортном средстве, и размещает в нем людей с целью транспортировки их до места оказания медицинской помощи. По действующему таможенному законодательству перевозчик в зависимости от обстоятельств будет привлечен к ответственности за недоставление товаров, находящихся под таможенным контролем, в таможенный орган назначения, их утрату (ч. 1 ст. 254 ТК РФ) или за выгрузку таких товаров без разрешения таможенного органа (ст. 260 ТК РФ). Представляется, что для подобных ситуаций должно быть предусмотрено обстоятельство, исключающее ответственность юридического лица.

6) совершение нарушения таможенных правил юридическим лицом, а также лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, вследствие действия непреодолимой силы;

Закрепление этого основания обеспечивает реализацию положения статьи 231 Таможенного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым юридические лица и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, не несут ответственность в случае, если правонарушение произошло вследствие действия непреодолимой силы.

Понятие непреодолимой силы закреплено в статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации и определяется как чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство. Таким образом, для того, чтобы конкретное обстоятельство могло быть признано действием непреодолимой силы оно должно отвечать критериям чрезвычайности и непредотвратимости. Представляется, что документы компетентных органов могут лишь подтверждать факты, что определенные обстоятельства имели место в определенный период времени на определенной территории. Однако оценка таких обстоятельств, а также установление причинно — следственной связи между действием непреодолимой силы и совершением правонарушения должны осуществляться непосредственно в ходе производства по делу о нарушении таможенных правил или его рассмотрения соответствующими должностными лицами таможенных органов по их внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности.

7) издание акта амнистии, если он устраняет применение взыскания за нарушение таможенных правил;

Объявление амнистии в соответствии со статьей 103 Конституции Российской Федерации относится к ведению Государственной Думы. Об объявлении амнистии выносится постановление.

8) отмена акта, устанавливающего ответственность за нарушение таможенных правил;

Данное основание корреспондирует со статьей 234 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которой акты, смягчающие или отменяющие ответственность, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до их принятия. В частности, не может быть заведено дело о нарушении таможенных правил в случае обнаружения должностным лицом таможенного органа признаков деяния, ответственность за которое была предусмотрена Таможенным кодексом СССР, но не являющееся противоправным согласно Таможенному кодексу Российской Федерации.

9) истечение к моменту рассмотрения дела о нарушении таможенных правил сроков наложения взыскания на нарушение таможенных правил, установленных статьей 247 Таможенного кодекса Российской Федерации;

Стоит отметить, что производство по делу о нарушении таможенных правил может быть прекращено на этом основании только в том случае, если статья не предусматривает возможность применения взыскания, носящего бессрочный характер, независимо от того, является ли оно основным или дополнительным.

Вместе с тем отдельные таможенные органы приведенную позицию не поддерживают, мотивируя это тем, что дополнительное взыскание может носить необязательный характер и должностное лицо таможенного органа вправе его не применять, даже если срок наложения основного взыскания истек. Такая точка зрения представляется ошибочной, поскольку реализация этого права не должна повлечь безосновательное освобождение лица от ответственности.

10) наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к ответственности, постановления о наложении взыскания либо не отмененного в установленном порядке постановления о прекращении дела о нарушении таможенных правил;

11) наличие по тому же факту уголовного дела в отношении физического лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил;

Основания, изложенные в пункте 10 и пункте 11 отвечают общеправовому принципу однократности привлечения лица к ответственности, который заключается в том, что никто не может быть повторно привлечен к ответственности за одно и то же правонарушение.

12) смерть физического лица, в отношении которого было начато производство по делу о нарушении таможенных правил.

Таможенный кодекс Российской Федерации не установил в качестве основания, исключающего ответственность, прекращение юридического лица. Вместе с тем и одно, и другое позволяет говорить об отсутствии состава правонарушения.

Приведенный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

На практике иногда возникают ситуации, когда привлечение лица к ответственности за нарушение таможенных правил не представляется возможным, а юридические основания для прекращения дела о нарушении таможенных правил отсутствуют. Так, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 1998 года No. 8-П «По делу о проверке конституционности статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 85 и статьи 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан М.М. Гаглоевой и А.Б. Пестрякова» статья 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривавшая ответственность за нарушение режима склада временного хранения, была признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, в связи с чем ее применение стало невозможным. В результате у таможенных органов возникла необходимость решить судьбу дел о нарушениях таможенных правил, заведенных по этой статье и не оконченных производством на момент вынесения названного постановления. Прекращение указанных дел по пункту 8 статьи 291 Таможенного кодекса Российской Федерации оказалось затруднительным, поскольку отмена статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации не была сопряжена с отменой самого акта, устанавливавшего ответственность, – Таможенного кодекса Российской Федерации.

 

 

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ ПО НОВОМУ ТАМОЖЕННОМУ КОДЕКСУ РФ

 

Законодательством РФ установлена ответственность за посягательства различной степени тяжести в области таможенного дела — преступления и проступки. Те и другие являются нарушениями таможенных правил. Критерием их разграничения служит вред, причиненный конкретным правонарушением.

Правонарушениями в таможенной сфере являются: 1) преступления; 2) нарушения таможенных правил; 3) административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов.

В соответствии с тем или иным правонарушением в сфере таможенного дела и его последствиями неизбежно должна наступать ответственность конкретного субъекта таможенного права. Если совершено преступление в сфере таможенного дела, наступает уголовная ответственность по Уголовному кодексу РФ, например за контрабанду.

Если же субъект таможенного права нарушил таможенные правила, не влекущее уголовной ответственности, наступает административная ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ. Это второй вид ответственности за таможенные правонарушения.

Третий вид ответственности за правонарушения в таможенной сфере — дисциплинарная. Этот вид ответственности может наступить в отношении специального субъекта таможенного права — сотрудника таможенных органов.

Преступления в таможенной сфере часто называют таможенными преступлениями. Ответственность за их совершение предусмотрена уголовным законодательством. Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за пять видов таможенных преступлений: 1) контрабанда (ст. 188 УК РФ); 2) незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК); 3) невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК); 4) невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст,193УК); 5) уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК).

Контрабанда. В соответствии с уголовным законодательством контрабандой признается перемещение через таможенную границу РФ помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием товаров и иных предметов, за исключением указанных в ч. 2 данной статьи (ч. 1 ст. 188 УК).

Согласно ч. 2 ст. 188 УК наказываются те же действия, совершенные в отношении: 1) наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ; 2) вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов; 3) ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при его создании и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ; 4) стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ.

Часть 3 ст. 188 УК предусматривает, что наказываются перечисленные выше деяния, совершенные неоднократно; должностным лицом с использованием своего служебного использования; с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

В ч. 4 ст. 188 УК указано, что наказываются перечисленные в трех предыдущих частях данной статьи деяния, совершенные организованной группой.

Санкции ст. 188 УК предусматривают различные виды наказания: лишение свободы на срок до 5 лет (ч. 1); лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без таковой (ч. 2); лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой (ч. 3); лишение свободы на срок от 7 до 12 лет с конфискацией имущества (ч. 4).

Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК).

Обязательным признаком данного преступления является нарушение требований специального экспортного контроля. Преступление носит умышленный характер. Его субъектом является любое лицо, в т. ч. должностное.

Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК).

Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» 1993 г. и Федеральный закон «О музейном фонде РФ и музеях РФ» 1996 г. определяют порядок вывоза и ввоза исторических ценностей, музейных предметов и коллекций, в т. ч. в случаях их временного вывоза.

Временный вывоз культурных ценностей характеризуется обязательством их обратного ввоза в установленные сроки. Законом РФ 1993 г. установлены требования, соблюдение которых обязательно для получения разрешения на временный вывоз ценностей. Основанием для пропуска их через таможенную границу является свидетельство на право вывоза, выданное Министерством культуры РФ.

Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст.193УК).

Уголовная ответственность наступает за невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ. Л

Уголовная ответственность руководителя организации, независимо от формы собственности, наступает в случае, если иностранная валюта в крупном размере: 1) находится за границей; 2) не была по вине руководителя перечислена на счет уполномоченного банка РФ.

Обязательным условием для привлечения к уголовной ответственности является крупный размер невозвращенной из-за границы валюты. Примечание к ст. 193 УК устанавливает, какую сумму следует считать крупной, — если сумма превышает 10 000 МРОТ.

Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК).

УК РФ определил 2 критерия уклонения от уплаты таможенных платежей: крупный размер и неоднократность уклонения.

Уклонение может выражаться в: заявлении таможенным органам ложных сведений, повлекших за собой неуплату таможенных платежей; предоставлении таможенным органам подложных финансовых документов, подтверждающих факт уплаты либо являющихся обеспечением уплаты таможенных платежей; отзыве плательщиком платежных документов по перечислению банком денежных средств на счета таможенных органов; нарушении сроков уплаты таможенных платежей при реальной возможности их уплаты.

Неоднократность уклонения от уплаты таможенных платежей означает, что виновный несколько раз уклонялся от уплаты платежей в крупном размере. При этом каждое уклонение представляло самостоятельное преступление, и они не охватывались единым умыслом.

Действующий с 1 июля 2002 г. Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит гл. 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)», в которой 22 статьи. К ним, в частности, относятся: незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ; недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств; неуведомление при ввозе товаров и (или) транспортных средств о пересечении таможенной границы РФ; нарушение зоны режима таможенного контроля; непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы; несоблюдение правил перемещения транспортных средств через таможенную границу РФ. Указанные статьи гл. 16 КоАП предусматривают различные виды административных взысканий, налагаемых за нарушения таможенных правил, в т. ч.: предупреждение; наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц размере от трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами 1/3 до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой; конфискация товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудием совершения административного правонарушения, либо конфискация предметов административного правонарушения; наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 20 МРОТ с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой, на должностных лиц — от 3 до 40 МРОТ с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой, на юридических лиц — от 30 до 400 МРОТ с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от 1/10 до двукратного размера неуплаченных налогов и сборов, на юридических лиц — от1/2, до двукратной суммы неуплаченных налогов и сборов.

Статья 23.8 КоАП предусматривает, что дела об административных правонарушениях в области таможенного дела вправе от имени таможенных органов рассматривать: 1) председатель ГТК, его заместители; 2) начальники региональных таможенных управлений, их заместители; 3) начальники таможен, их заместители; 4) начальники таможенных постов — об административных | правонарушениях, совершенных физическими лицами.

Ответственность за правонарушения – самая острая тема правовой науки и занимает одно из центральных мест в общей теории права. Без налаженной системы ответственности право становиться бессильным и ненадежным, не оправдывающим возлагаемых на него социальных ожиданий. Правовые нормы, а равно проистекающие из них права и обязанности членов общества превращаются в благие пожелания, если власть не способна организовать восстановление нарушенных прав, принуждение к исполнению обязанностей, наказание нарушителей правовых запретов. С другой стороны, государственное принуждение, с помощью которого охраняются право и правопорядок, более всего затрагивает личность, ее интересы, права и свободы.

Любая отрасль права, в том числе и таможенного не может реально существовать и быть реализовано без применения ответственности. Согласно таможенному законодательству на территории Российской Федерации, в данной сфере могут применяться следующие виды ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, материальная, дисциплинарная.

Институт таможенно-правовой ответственности имеет комплексный характер, поскольку включает в себя разные виды ответственности, предусмотренные нормами различных отраслей права (административного, трудового, уголовного,финансового, налогового). Эти нормы, относятся к различным отраслям, но регламентирующие отношения в связи с совершением правонарушений в сфере таможенного дела и ответственность за них, одновременно входят в качестве составных частей в соответствующие блоки таможенного права.

Таким образом, таможенно-правовая ответственность –это сложный комплексный институт, в структуре которого четко выделяются различные, относительно самостоятельные и в то же время взаимосвязные институты. Важнейшими из них являются институты уголовной и административной ответственности, которые в различной степени регламентируются нормами таможенного законодательства.

Самой суровой является уголовная ответственность, она применяется в случаях, когда правонарушения наиболее опасны для общества и предусматривает наивысшую степень ответственности. Что касается административной ответственности, то в отличии от уголовной, она применяется в отношении менее тяжких правонарушений, и основной санкцией является штраф.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Конституция РФ. М., 2003.
  2. Таможенный кодекс Российской Федерации. М., 1993.
  3. Таможенный кодекс Российской Федерации. М., 2003.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 1995.
  5. Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации: приказом ГТК России от 24 ноября 1999 г. №815//Российская газета. 2000. № 27.
  6. «Об отмене таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу Российской Федерации с Республикой Беларусь: Приказ ГТК России от 7 июля 1995 г. № 443// Экономика и жизнь. 1995. № 37.
  7. Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: Учебное пособие.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
  8. Борисов К.Г. Международное таможенное право. М., 1997.
  9. Давыдов Ю.Г. Таможенное право в вопросах и ответах.–М.: Велби, Изд-во Проспект, 2003.
  10. Егиазарова В., Сошников А., Турчина С. Ответственность за нарушения таможенных правил //Хозяйство и право. 1998. N 4.
  11. Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М., 2003.
  12. Козярин А.Н. Таможенные режимы. М., 1999.
  13. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (новая редакция).–М.: ТК Велби, 2003.
  14. Основы таможенного дела/ Под ред. Общ. Ред. Драгонова. В.Г. М., 2003.
  15. Сандровский К.К. Международное таможенное право. Киев, 2001.
  16. Сборник нормативных актов, регулирующих деятельность таможенных и иных правоохранительных органов. М., 1997.
  17. Таможня. Вопросы-ответы: справочно-методическое пособие. М., 1999.
  18. Таможенное право /Под ред. Габричидзе Б.Н. М., 2003.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.04MB/0.00048 sec

WordPress: 23.87MB | MySQL:120 | 1,761sec