ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА РФ

<

090114 1400 1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА РФ

Государство — это сложно организованная целостная система, представленная всем государственным аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие. Под воздействием, управлением государства находится широкий спектр общеорганизационных, экономических, политических, социальных, психолого-педагогических, информационно-кибернетических и иных аспектов.

Государственные органы — особый вид организаций людей. Они обладают следующими общими признаками: 1) являются автономными частями государственного аппарата; 2) осуществляют государственные функции, реализуют публичный интерес; 3) действуют от имени государства и в то же время от своего имени; 4) обладают собственной компетенцией; 5) несут ответственность перед государством за свою деятельность; 6) учреждаются государством; 7) их положение, структура и деятельность регламентированы правом.

Каждый государственный орган имеет регламентированную правом структуру. Он может состоять из структурных подразделений, должностей, но в исключительных случаях может не иметь и ни того, и ни другого.

Многие ученые при характеристике органа делают упор на то, что он является частью государственного аппарата. А некоторые считают необходимым подчеркнуть, что это прежде всего группа людей, коллектив.

Конечно, орган представляет собой организованную группу лиц, но она является частью целого, которое определяет само существование, содержание и формы функционирования части, ее место в аппарате, ее структуру. Если в первом случае на орган смотрят «сверху», то во втором — «снизу», т. е. можно сказать, что оба подхода страдают односторонностью. Поэтому в определении лучше всего назвать оба признака: государственный орган — это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции, структура и деятельность которой регламентированы правом. Органы исполнительной власти: 1) осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность; 2) наделены оперативной самостоятельностью; 3) как правило имеют постоянные штаты; 4) образуются вышестоящими органами; 5) подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти; 6) их образование, структура, порядок деятельности в основном регламентируется нормами административного права.

Подчеркнем, что все эти признаки взаимосвязаны. Органам исполнительной власти свойственна именно совокупность всех перечисленных особенностей, их строгое сочетание.

Заметим при этом, что к исключению можно отнести президентов, губернаторов. Некоторые ученые полагают, что они представляют особый вид органов — должностных лиц. Представляется, что должностные лица возглавляют единоначальные органы (президентуры, например).

У органа может быть довольно большой по численности обслуживающий аппарат. Но он существует для того, чтобы орган мог своевременно и качественно выполнять свои функции, аппарат работает на орган, обслуживает его, создает ему условия для нормального функционирования. А, например, на предприятии мы видим иную картину: производственные подразделения производят необходимые для общества материальные блага, администрация создает условия для их нормального функционирования. Предприятие (учреждение) в целом не выполняет управленческих функций, ими занята специально организованная группа людей — администрация. Ее нужно рассматривать как субъект управления, как орган предприятия (учреждения), который изнутри руководит им, но не как орган государства. Кстати, всегда нужно различать два вида управления: управление вышестоящими органами и внутреннее управление, осуществляемое администрацией органа, предприятия, учреждения, т. е. его самоуправление.

 

 

2. Система государственных органов рф

 

В зависимости от правовой основы образования можно различать органы государственной власти, создаваемые на основе конституций, текущего законодательства, подзаконных актов. Основными критериями их образования выступают государственное устройство, отрасли деятельности и общие управленческие функции.

Органы общей компетенции: президентуры, правительства, администрации несут ответственность за положение дел в соответствующем государстве, области, крае, городе федерального значения, округе, административно-территориальной единице, они руководят многими видами отраслевой и функциональной компетенции, работу которых они объединяют.

Органы специальной компетенции осуществляют отраслевое либо межотраслевое (функциональное) управление, либо одновременно и то, и другое. Так, Министерство здравоохранения РФ руководит подведомственными учреждениями и органами здравоохранения и осуществляет межотраслевое управление медицинскими службами Министерства внутренних дел; Министерства обороны.

Таким образом, различаются органы общей и специальной (отраслевой, функциональной, смешанной) компетенции.

По порядку решения вопросов органы государственной власти делятся на единоначальные и коллегиальные. Преобладает первый вид органов, а коллегиальных в настоящее время немного (правительства, например). В процессе административной реформы единоначалие в системе исполнительной власти расширялось. Необходимо отметить, что оно сочетается с совещательной коллегиальностью. Например, коллегии министерств, советы при Президенте и другие вырабатывают рекомендации, которые проводятся в жизнь единоличными актами их руководителей.

В зависимости от того, из какого бюджета финансируются органы государственной власти (а это совпадает с их подчиненностью), можно различать федеральные, субъектов Федерации и местные органы исполнительной власти.

Среди федеральных есть органы общей (правительство) и специальной компетенции. Последние делятся на две группы: центральные (министерства, государственные комитеты, агентства, службы, надзоры) и территориальные. Центральные органы обладают полномочиями на всей территории РФ, а территориальные федеральные органы — только на части ее территории (например, облвоенкомат).

У субъектов Федерации тоже есть органы общей компетенции (правительство, администрация, губернатор) и специальной (главные управления, управления, министерства и др.).

Органы специальной компетенции субъектов Федерации подчиняются только правительству (губернатору, главе администрации) или находятся в двойном подчинении, т. е. подчиняются еще и соответствующим центральным федеральным органам. Например, УВД (МВД) субъекта Федерации подчинено и органу общей компетенции субъекта Федерации, и центральному федеральному органу специальной компетенции — МВД РФ. В двойном подчинении находятся также министерства (управления, отделы) субъекта Федерации: финансов, здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения и др.

Субъекты Федерации вправе создавать местные (территориальные) органы исполнительной власти.

Названными выше критериями не исчерпываются возможности классификации органов государственной власти. Среди них можно различать низовые, непосредственно работающие с гражданами и другими невластными субъектами, и руководящие. Органы могут быть постоянными и временными, традиционными и нетрадиционными (оригинальными), сложными по структуре и простыми, возглавляемыми специалистами (молодыми, женщинами, лицами коренной национальности) и возглавляемыми не специалистами (лицами солидного возраста, не коренной национальности, мужчинами) и т. д.

 

 

2.1. Правительство Российской Федерации

 

Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации. Согласно ст. 11 федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Несмотря на то, что Конституция РФ не употребляет по отношению к Правительству термина «высший», оно тем не менее является высшим исполнительным органом государственной власти в масштабе всей страны. Правовое положение Правительства определяется гл. 6 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом 1997г. «О Правительстве Российской Федерации»

Правительство – это коллегиальный орган, который возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В его состав входят Председатель, заместители Председателя Правительства и федеральные министры. В период с января 1994г. по 1997г. была проведена реорганизация федеральных органов исполнительной власти, в частности сокращено количество министерств и ведомств с тем, чтобы они не дублировали друг друга и не вмешивались в управление сферами, не отнесенными Конституцией РФ к ведению Федерации. Была также проведена реорганизация структуры аппарата Правительства, направленная на сокращение действия отраслевого принципа и усиление функциональной направленности работы аппарата.

В результате преобразований федеральная исполнительная власть была разделена на две ступени: Правительство России и федеральные органы – министерства и иные органы.

Конституция РФ закрепляет определенный порядок формирования Правительства.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.1 Включение в Конституцию специальной статьи о порядке назначения и согласования с Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства связано с более сложной процедурой решения этих вопросов, а также с весьма серьезными последствиями для Государственной Думы неоднократного отклонения кандидатур на этот пост. Дело в том, что из содержания этой статьи не следует, что Президент в обязательном порядке представляет вновь избранной Государственной Думе кандидатуру главы Правительства, и полномочия Правительства автоматически прекращаются в связи с избранием нового состава парламента. В то же время обязательность досрочного роспуска Государственной Думы в случае трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства ставит депутатский корпус перед весьма ответственным выбором.

Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий или по заявлению Председателя Правительства об отставке. Освобождение Председателя Правительства от должности одновременно влечет за собой отставку Правительства.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются ни должности и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства.

Члены Правительства обязаны предоставлять в налоговые органы сведения о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности. На членов Правительства распространяются ограничения, связанные с пребыванием в составе Правительства, предусмотренные Федеральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» и Федеральным Конституционным законом от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации».

Конституция РФ определяет круг полномочий Правительства Российской Федерации:

  • разработка и предоставление Государственной Думе федерального бюджета, обеспечение его исполнения и отчет об этом перед Государственной Думой;
    <
  • обеспечение проведения в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • обеспечение проведения единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • осуществление управления федеральной собственностью;
  • осуществление мер по обеспечению обороны, государственной безопасности и реализации внешней политики страны;
  • осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

    В соответствии с Федеральным конституционным законом Правительство в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. В ряде случаев, если это не противоречит Конституции РФ, Правительство по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий. Кроме того Правительство осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Федерации на основании соответствующих соглашений.

    Одной из основных функций Правительства является организация исполнения федеральных законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений. Данная задача предопределяет содержание и характер его полномочий, подзаконность его решений, т.е. принятие их на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов и указов Президента.

    Свои полномочия Правительство реализует посредством принятия постановлений и распоряжений по стратегическим и текущим вопросам управления, а также используя право законодательной инициативы путем разработки и внесения в Государственную Думу проектов законов, формирующих необходимую правовую базу. Активное участие Правительства в законотворческом процессе, обязательность его заключений по всем проектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, дают возможность Правительству осуществлять возложенные на него функции и намеченную экономическую программу.

    Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений образуется Аппарат Правительства. Он взаимодействует с Администрацией Президента и аппаратами палат Федерального Собрания.

    В соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Правительство руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

     

    2.2. Центральные федеральные органы государственной власти

     

    Современная система и структура федеральных органов исполнительной власти определена рядом указов Президента: от 14 августа 1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти»1, «О структуре федеральных органов исполнительной власти»2 от 6 сентября 1996 г. «Вопросы федеральных органов исполнительной власти»3, от 17 марта 1997 г. «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти»4, «О структуре федеральных органов исполнительной власти»5 от 22 сентября 1998 г. (на основе которого строится действующая сейчас система этих органов).

    В систему федеральных органов государственной власти входят кроме Правительства РФ отраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной власти. Их структурный состав достаточно разнообразен и в разное время включал министерства, государственные комитеты, комитеты, федеральные службы, агентства, надзоры, межведомственные комиссии и другие органы государственного управления, осуществляющие полномочия исполнительной власти. В настоящее время систему федеральных органов исполнительной власти составляют: министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии РФ, федеральные службы России, Российские агентства, федеральные надзоры России.

    Министерство Российской Федерации – как и другие федеральные органы исполнительной власти – это самостоятельный орган системы. Он имеет центральный аппарат, реализующий функции данного органа в пределах определенной компетенции по предметной области государственного управления, которая входит в его ведение.1

    Министерство Российской Федерации, по определению Указа от 6 сентября 1996 г., — это «федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти»2 Хотя традиционно министерство является органом отраслевого управления, по сути многие министерства являются межотраслевыми и распространяют свои полномочия на все другие орган, объекты управления по определенной сфере функционального характера.

    В период с 1994 по 1997 год система министерств претерпела ряд структурных преобразований. В настоящее время она насчитывает 22 министерства.

    Правительство назначает и освобождает от должности заместителей федеральных министров, кроме того оно вправе отменять и приостанавливать действие актов министерств.

    Государственные комитеты Российской Федерации теоретически предназначены для выполнения межведомственных или надведомственных полномочий. Их решения, принимаемые коллегиально, распространяются либо на всю систему исполнительной власти, либо на сферу, непосредственно связанную с профилем государственного комитета.

    Согласно определению к этому виду органов относятся федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Госкомитет возглавляет председатель государственного комитета Российской Федерации. Нынешняя система исполнительной власти насчитывает 16 государственных комитетов.

    Федеральные комиссии – это коллегиальные органы, учреждаемые Президентом РФ. Особенностью функциональной направленности этих органов является то, что не существует определенного критерия для их образования. Предусмотрены три комиссии: Федеральная энергетическая комиссия РФ; по рынку ценных бумаг; по недвижимому имуществу и оценке недвижимости.

    В систему федеральных органов исполнительной власти входят и такие органы, как федеральные службы, надзоры и агентства. Это органы исполнительной власти, которые осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) Федеральной службы России; российское агентство – генеральный директор; федеральный надзор России – начальник федерального надзора России.

    В настоящее время действуют 21 федеральная служба, 2 российских агентства, 2 федеральных надзора России.

    К федеральным органам исполнительной власти относятся также межведомственные, правительственные комиссии и советы.

    Это наиболее подвижная и изменяемая часть структуры исполнительной власти. Комиссии создаются и ликвидируются, их статус часто меняется или обновляется. Тем не менее в настоящее время число действующих комиссий достаточно велико. Эти органы призваны восполнять недостаток координационных функций основных структур исполнительной власти. В основном они имеют координационное назначение, некоторые выполняют аналитические и консультативные функции. Существуют и комиссии Правительства РФ наделенные полномочиями госоргана и принимающие обязательные для других органов решения. Примером таких комиссий являются Комиссия Правительства РФ по оперативным вопросам и Межведомственная комиссия по переподготовке и повышению квалификации госслужащих федеральных органов исполнительной власти (решения обязательны только для органов, представленных в составе данной комиссии).

    Действуют также межведомственные комиссии, решения которых обязательны для органов, делегирующих в ее состав своих представителей. Такова, например, комиссия по предотвращению поступлений на внутренний рынок недоброкачественных, опасных для здоровья населения потребительских товаров.

    Здесь важно отметить, что такое множество комиссий свидетельствует о том, что происходит девальвация полномочий министерств и государственных комитетов. По сути образование комиссии говорит об изъятии функций от ведомства и переложении их на временно действующий орган. Кроме того, сколь бы представительной ни была комиссия, ее решения не могут быть приравнены к акту органа исполнительной власти Российской Федерации, хотя есть случаи, когда комиссия квалифицируется именно как «орган правительства».

     

    2.3.Органы государственной власти субъектов
    Российской Федерации

     

    Органы исполнительной власти субъектов Федерации в соответствии со ст. 11 Конституции, образуются самими субъектами Федерации, имеющими свои уставы и законодательство.

    Правовое положение этих органов исполнительной власти определяется самими субъектами Федерации. До принятия соответствующих актов органы исполнительной власти субъектов Федерации руководствуются соответствующими федеральными актами, в частности. Законом от 5 марта 1992 г. «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации». Постановлением Правительства от 27 мая 1993 г. рекомендована примерная структура органов краевой, областной администрации.

    В системе органов исполнительной власти субъектов Федерации нет единообразия: имеются президенты, главы субъектов Федерации или главы их администраций.1

    В соответствии с указом Президента от 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» главы исполнительной власти субъектов Федерации, независимо от того, назначены они или избраны, обладают полномочиями, утвержденными Конституцией и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, уставами и законами субъектов Федерации, и в равной степени несут ответственность за реализацию этих полномочий. Широкий объем полномочий главы администрации включает в себя многие вопросы формирования состава администрации, бюджета субъекта Федерации, представительства в федеральных органах и др.

    В целях создания условий для реализации принципа народовластия, а также обеспечения формирования Совета Федерации в 1996 г. были проведены выборы ранее назначенных Президентом глав администраций субъектов Федерации, как это предусмотрено Указом Президента от 17 сентября 1995 г.

    В основе практической деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации лежит Положение об основных началах организации и деятельности органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденное Указом Президента от 22 октября 1993 г.

    Наряду с системой органов исполнительной власти в Российской Федерации существуют различные представительства, дополняющие эту систему. В 1991 г. были учреждены представительства республик при Президенте и его представительства в республиках.

    Специальными указами Президента был создан институт полномочных представителей Президента России в субъектах федерации. Представитель главы государства является должностным лицом, представляющим интересы Президента РФ и осуществляющим свою деятельность в регионе по его поручению. Полпред главы государства является государственным служащим и входит в состав Администрации Президента. Перечень его основных задач включает в себя содействие Президенту страны в реализации его конституционных полномочий в регионе, информирование его о политическом, социальном, экономическом положении, взаимодействие с федеральными и местными органами власти, политическими партиями и общественными организациями. Кроме того эти должностные лица призваны активно защищать общегосударственные интересы на всей территории страны, обеспечивать единое правовое пространство, проведение единой политики в сферах, отнесенных к ведению Российской Федерации.

     

     

     

    2.4. Территориальные органы государственной власти

     

    Для осуществления своих полномочий Правительство может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Оно устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.1

    В соответствии с постановлением Правительства от 27 мая 1993 г. «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации» территориальные органы являются составной частью системы исполнительной власти и действуют под руководством соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, — во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации.

    Создаются, реорганизуются и ликвидируются территориальные органы соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию с администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт–Петербурга.

    Законодательные основы существования подобных исполнительных органов вытекают прежде всего из конституционного определения предметов совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). В соответствии с этим ст. 78 Конституции РФ закрепляет право федеральных органов исполнительной власти для осуществления своих полномочий на создание своих территориальных органов и назначение соответствующих должностных лиц.

    В мае 1998 г. Правительство РФ утвердило основные положения, касающиеся порядка создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств РФ1.

    Было подчеркнуто, что названные территориальные органы
    входят в систему органов исполнительной власти РФ и осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих органов федеральной исполнительной власти. По вопросам, входящим в компетенцию субъектов РФ, они должны взаимодействовать с соответствующими органами исполнительной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Территориальные органы в своей деятельности руководствуются прежде всего актами федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию исполнительных органов субъектов РФ, также, и их правовыми актами.

    Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов производится федеральными органами исполнительной власти
    по согласованию с администрацией субъектов РФ.

    Территориальные органы участвуют в соответствии с профилем своей деятельности в выработке мер и способствуют государственному регулированию социально-экономического развития субъектов РФ, в анализе межрегиональных программ; участвуют в совместной работе с органами исполнительной власти субъектов РФ по разработке и реализации программ углубления экономических реформ по вопросам, касающимся сфер их деятельности; информируют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ о своей работе.

    В настоящее время в целях повышения эффективности деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов РФ Президентом РФ принято решение об образовании Региональных коллегий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

    Сейчас свои территориальные органы, действующие в пределах
    соответствующих субъектов РФ, имеет ряд федеральных органов
    исполнительной власти. Например, Министерство внутренних дел
    РФ имеет территориальные управления (отделы), антимонопольный орган РФ (территориальные управления); Федеральная служба лесного хозяйства России; Министерство юстиции РФ; Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности; Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ и т.д.

    Самым существенным в административно-правовой характеристике территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти является то, что они, действуя на территории субъектов РФ, не входят в систему органов исполнительной власти этих субъектов. В этом смысле они являются организационным звеном системы соответствующих федеральных органов исполнительной власти, вертикально подчиненным последним. Поэтому их невозможно квалифицировать в качестве местных органов исполнительной власти.

    Что же касается местных органов исполнительной, власти, то
    они могут быть обнаружены только в системе государственного
    управления, организуемого и осуществляемого в границах субъектов РФ и с помощью создаваемых ими исполнительных органов. Иначе говоря, местные исполнительные органы функционируют в рамках механизма регионального управления.

    Исполнительные органы создаются также в системе местного самоуправления. Но, как уже отмечалось, они не являются государственными формированиями, а потому и не рассматриваются в качестве звена системы органов исполнительной власти.

     

    2.5. Президент Российской Федерации

     

    Правовое положение Президента Российской Федерации закреплено в ст. 4 Конституции РФ.

    Согласно Конституции Президент является главой государства и в этом качестве обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов всех ветвей государственной власти, принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности, выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина.

    Формально Президент не является главой исполнительной власти, однако он обладает определенной степенью влияния на деятельность исполнительно-распорядительных органов, выражающееся как в прямой (непосредственное подчинение некоторых федеральных органов), так и в косвенной (через Правительство, путем назначения на должности или освобождение от должностей, через издание нормативных или распорядительных актов) форме.

    Основная задача, возложенная Конституцией РФ на Президента заключается в обеспечении взаимодействия властей. В связи с этим правовое положение Президента охватывает несколько сфер. Прежде всего, он является главой государства, т.е. первым среди государственных должностных лиц, и обладает рядом особых полномочий: представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, обладает правом обращаться с посланиями к федеральному законодательному органу, назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах, обладает правом помилования и т.д. В качестве Верховного Главнокомандующего обладает правом ввода военного положения, утверждает военную доктрину Российской Федерации, назначает высшее командование Вооруженных Сил. Президент обладает также рядом законодательных полномочий. В частности он обладает правом законодательной инициативы и отлагательного вето.

    В сфере исполнительной власти роль Президента определяется не только его активным влиянием на деятельность Правительства, поскольку Президенту принадлежит право определять основные направления внутренней и внешней политики государства, но и тем, что он с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства, а по предложению последнего – и персональный состав Правительства. Кроме того, Президент имеет возможность ограждать Правительство от необоснованного, по его мнению, вмешательства в полномочия Правительства законодательной власти. Он имеет право не согласиться с выражением Государственной Думой недоверия Правительству, а если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

    Президент устанавливает систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, в которую входят министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты Российской Федерации, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России.

    Председатель Правительства систематически информирует Президента о работе Правительства. Законопроекты, вносимые Президентом в Государственную Думу и затрагивающие вопросы, отнесенные к компетенции Правительства, а также требующие в соответствии с ч. 3 ст. 104 Конституции РФ заключения Правительства, направляются на согласование (на заключение) Правительства не позднее чем за две недели до внесения их в Государственную Думу. Законопроекты, вносимые в Государственную Думу Правительством и затрагивающие вопросы, отнесенные к полномочиям Президента, направляются в Администрацию Президента на согласование также не позднее чем за две недели до внесения их в Государственную Думу. Соответствующее согласование и подготовка заключений производится в двухнедельный срок.

    Проекты решений Правительства по кадровым вопросам федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту, подлежат согласованию с Советом по кадровой политике при Президенте.

    Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту, утверждаются Президентом. Вопросы штатной численности этих органов согласовываются с Правительством.

    В экстренных случаях Президент вправе создавать дополнительные структуры исполнительной власти. В качестве примера такого органа можно назвать Временную чрезвычайную комиссию при Президенте по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины.

    Для разрешения разногласий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, а также между субъектами Федерации Президент РФ может использовать согласительные процедуры. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

    Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

    Президент становится субъектом административного права на четыре года в результате всенародных выборов. Он приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Конституция РФ предусматривает также основания и порядок досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий.

    Для обеспечения своей деятельности Президент РФ формирует Администрацию Президента, формирует и возглавляет Совет Безопасности.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

     

     

  1. Конституция РФ. М., 1993.
  2. Водный кодекс Российской Федерации //СЗ РФ. 1995. № 47
  3. «О прокураторе Российской Федерации»; ФЗ от СЗ РФ 14 мая 1995 г. // СЗ РФ. № 47.
  4. «О системе федеральных органов исполнительной власти»; Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 34.
  5. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»; Указ Президент РФ от 14 августа 1996 г. // СЗ РФ. 1996. №34.
  6. Вопросы федеральных органов исполнительной власти»; Указ Президента РФ от 6 сентября 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 37.
  7. «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти»; Указ Президента РФ от 17 марта 1997 г. // СЗ РФ .№ 12. Ст. 1419.
  8. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»; Указ Президента РФ от 22 сентября 1998г. // СЗ РФ. 1998. № 39.
  9. Комментарий к Конституции Российской Федерации. –М.: Изд-во БЕК, 1994.
  10. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Под ред. д-ра юрид. наук. Бачило И.Л.-М.: Юристъ, 1998.
  11. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие /Под ред. Проф. Г.А. Туманова. –М.: Юрситъ, 1997.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.96MB/0.00052 sec

WordPress: 23.65MB | MySQL:121 | 1,806sec