ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА

<

091814 0146 1 ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВАТрудовое право России представлено совокупностью многочисленных исторических норм. Внешне эти нормы облекаются в определенную форму (закон, указ, постановления и т.д.). Такие формы (способы) государственного выражения и закрепления юридических норм обозначаются термином «источники права»1.

В трудовом праве, как и в других отраслях российского права, функции источников права выполняют нормативные акты, издаваемые компетентными государственными органами, иногда с учетом мнения профсоюзных органов.

Трудовое право России формируется из значительного количества правовых норм: законов, указов, постановлений правительства, всевозможных ведомственных актов и внутриорганизационных актов локального регулирования. Все они в различной степени определяют поведение людей в процессе труда и регулируют общественные отношения, составляющие предмет трудового права.

Изучение источников трудового права позволяет отметить некоторые особенности формирования трудового законодательства и иных нормативных актов, которые обусловлены спецификой предмета правового регулирования.

Во-первых, в их формировании находятся не только федеральные акты, но и акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления но вопросам трудового права.

Во-вторых, среди источников трудового законодательства большое место принадлежит актам, исходящим от функционального органа (Министерства труда и социального развития РФ).

В-третьих, в трудовом законодательстве придается важное значение нормам локального регулирования.

В-четвертых, в создании источников трудового законодательства активное участие принимают сами работники либо непосредственно, либо через профессиональные союзы и иных представителей при создании централизованного трудового законодательства, в том числе социально-партнерскими соглашениями на федеральном, региональном, отраслевом и других уровнях.

В-пятых, трудовое законодательство обладает большой диф-ференцированностью в подходе к правовому регулированию труда в отдельных отраслях народного хозяйства, а также в отношении отдельных регионов, некоторых категорий работников.

В свете изложенного под источниками трудового права следует понимать результаты правотворческой деятельности компетентных органов государственной власти, а также совместного нормотворчества работников и работодателей (их представителей) в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Источники трудового права составляют определенную систему, которая включает в себя разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия.

Согласно ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

– Трудовым кодексом;

– иными федеральными законами;

– Указом Президента Российской Федерации;

– Постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

– конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

– актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими норму трудового права.

Итак, система источников трудового права — это последовательное расположение во взаимосвязи всех актов трудового законодательства по их назначению, субординации, подчиненности.

Источники трудового права многочисленны и разнообразны, их можно по-разному классифицировать. По характеру принятия источники трудового права можно разделить на принимаемые государственными органами (законы, указы и др.), принимаемые по соглашению между государственными органами, работодателями и профсоюзами (соглашения, коллективные договоры и др.), а также принимаемые органами международно-правового регулирования труда (пакты о правах человека, конвенции и рекомендации Международной организации труда).

По сфере действия источники трудового права можно разделить на действующие в пределах всей Российской Федерации, отдельных субъектов Федерации, регионов, отдельных организаций.

Особое место среди источников российского права, в том числе и трудового права, занимает ныне действующая Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы как источники трудового права России по органам их принятия и юридической силе можно классифицировать на следующие три группы: 1) федеральные конституционные законы; 2) федеральные законы; 3) законы субъектов Российской Федерации (конституционные и текущие).

Среди федеральных законов о труде основополагающим является Трудовой кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 февраля 2002 г. Он закрепляет принципиальные положения правового регулирования труда и в то же время достаточно подробно решает вопросы, возникающие между работниками и работодателями. Трудовой кодекс РФ имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Все они должны соответствовать трудовому кодексу РФ, что обеспечивает единство законов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также играет важную роль в устранении законодательных противоречий. В случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс РФ. Кроме того, предусмотрены последствия принятия нового федерального закона, противоречащего ТК РФ. Такой закон применяется, если соответствующие изменения и дополнения внесены в Трудовой кодекс РФ (ст. 5 ТК РФ).

 

2. КОЛЛЕКТИВНЫЙ И ТРУДОВОЙ ДОГОВОР

    

Трудовой договор как юридическое понятие имеет несколько значений: 1) соглашение о труде (ст. 56 ТК РФ); 2) основание возникновения трудовых отношений (ст. 16 ТК РФ); 3) организационно-правовая форма занятости граждан (ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»); 4) центральный институт трудового права, регулирующий порядок его заключения, изменения и прекращения (разд. III ТК РФ).

Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка (ст. 56 ТК РФ).

Родовой признак трудового договора — соглашение — определяет договорный способ возникновения трудовых правоотношений, что свидетельствует о реализации конституционного принципа свободы труда и запрета принудительного труда (ст. 37 Конституции РФ). Статья 2 ТК РФ уточняет, что свобода труда включает право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Любой человек может реализовать свое право на труд, заключив соглашение с работодателем на добровольной основе, без принуждения со стороны государства или какого-либо другого субъекта.

С другой стороны, и работодатель по общим правилам свободен в своем выборе второй стороны трудового договора — работника. Для заключения трудового договора необходимо волеизъявление обеих сторон соглашения. Однако метод трудового права, характеризующийся сочетанием частноправовых и публично-правовых начал в регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, допускает вмешательство государства в отношения по поводу трудоустройства.

Видовыми отличиями трудового договора являются его специфический субъектный состав (работник и работодатель) и важнейшие обязанности сторон трудового договора, составляющие содержание трудового правоотношения (более подробно обязанности работника и работодателя перечислены в ст. 21 и 22 ТК РФ).

Работник и работодатель, являясь сторонами трудового договора, одновременно становятся и сторонами трудовых отношений (ст. 20 ТК РФ). Работник — это физическое лицо, достигшее определенного ст. 63 ТК РФ возраста, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодатель — это физическое или юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Федеральным законом может быть установлено, что в качестве работодателя вправе выступать и иной субъект (не являющийся ни физическим, ни юридическим лицом), если он наделен правом заключать трудовые договоры.

Анализ взаимных обязанностей сторон трудового договора позволяет выделить несколько характерных особенностей трудового договора.

1. Труд работника организационно оформляется указанием его конкретной трудовой функции, т. е. работы по определенной специальности, квалификации или должности (в отличие от гражданско-правовых договоров, в которых предметом выступает не сам труд, а его результат).

2. Работник, вступая в трудовые отношения, обязуется подчиняться хозяйской власти работодателя1, которая выражается в требованиях, установленных в правилах внутреннего трудового распорядка данной конкретной организации.

Элемент подчинения одной стороны договора другой отличает трудовой договор от любой гражданско-правовой сделки, в которой стороны признаются равными. В трудовых отношениях процесс труда организует работодатель, поэтому труд работника зависим от работодателя.

3. Трудовые отношения характеризуются личным характером, выполнения работы, что означает запрет работнику перепоручать свою работу какому-либо другому лицу.

4. Трудовой договор имеет возмездный характер, о чем свидетельствует обязанность работодателя своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату.

Важнейшее значение трудового договора состоит в том, что он устанавливает конкретные условия труда каждого работника, тем самым индивидуализируя трудовые отношения применительно к отдельным субъектам. Совокупность условий трудового договора составляет его содержание. Трудовой кодекс в отличие от КЗоТ РФ устанавливает определенные требования к содержанию трудового договора. Анализ ст. 57 ТК РФ и практика заключения трудовых договоров позволяют выделить три части трудового договора: 1) обязательные реквизиты; 2) существенные условия трудового договора и 3) дополнительные условия трудового договора.

Существенными условиями трудового договора, согласно ст. 57 ТК РФ, являются: 1) место работы (с указанием структурного подразделения); 2) дата начала работы; 3) трудовая функция; 4) права и обязанности работника; 5) права и обязанности работодателя; 6) характеристики условий труда, компенсации и льготы за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных; 7) режим труда и отдыха; 8) условия оплаты труда; 9) виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.

Трудовой договор независимо от его вида и продолжительности должен заключаться в письменной форме в двух экземплярах (ст. 67 ТК РФ). Законами и иными нормативными правовыми актами может предусматриваться большее количество экземпляров.

<

В действующем ТК РФ законодатель предусмотрел все возможные виды трудового договора. По своему сроку все трудовые договоры делятся на: заключаемые на неопределенный срок и трудовые договоры, заключаемы на определенный срок, но не более 5 лет (срочный трудовой договор). В ст. 58 ТК РФ нет такого вида трудового договора, как трудовой договор на время выполнения определенной работы, который существовал в КЗоТе, поскольку этот вид трудового договора также является срочным.

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Его роль и значение в регулировании трудовых отношений неоднократно менялись в зависимости от изменений экономических и социальных условий.

Коллективный договор является нормативным соглашением, т. е. актом, заключающимся в договорном порядке, но наряду с конкретными обязательствами содержащим нормы права. Следовательно, коллективный договор — это не только правовой акт, но и акт сознательного партнерства работников и работодателя конкретной организации, а в нормативной его части и источник локальных норм трудового права. Основная его задача — регулирование социально-трудовых отношений.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным проектам коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия после подписания коллективного договора могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами.

Сторонами коллективного договора выступают работники в лице их представителей и работодатель, представляемый руководителем организации или другим полномочным в соответствии с уставом организации (или правовым актом) лицом. Заключенный коллективный договор, являясь регулятором социально-партнерского регулирования трудовых отношений на уровне организации, выражает интересы работников и работодателей. Поэтому условия и нормы коллективного договора для них обязательны и не должны ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством. В противном случае они признаются недействительными.

Согласно действующему законодательству предусматривается обязательная процедура разработки заключения коллективных договоров, которая определяется сторонами. Начальной стадией такой процедуры являются коллективные переговоры. Их проведение предусмотрено ст. 37 ТК РФ. В этой статье предусматриваются общие правила проведения переговоров. Стороны могут установить и дополнительные процедуры согласования и утверждения коллективного договора. Этим занимается комиссия по ведению коллективных переговоров, которая определяет регламент работы, порядок обсуждения вопросов и принятия решений. Достигнутое комиссией по ведению коллективных переговоров решение о порядке разработки и заключения коллективного договора является обязательным для сторон.

Содержанием коллективного договора являются согласованные сторонами условия, которые призваны урегулировать социально-трудовые отношения в данной организации. Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя.

При осуществлении коллективно-договорного регулирования необходимо соблюдать общие требования к содержанию коллективного договора, определяющие его соотношение с иными нормативными актами.

В коллективный договор включаются нормативные положения, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об их обязательном закреплении в коллективном договоре.

Реализация коллективного договора — это осуществление на практике тех условий, которые составляют его содержание. Его реализация призвана соединить интересы работников и работодателей и создать правовой климат для существования их социально-партнерских отношений, сгладить угрозу социального конфликта.

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения. Коллективный договор распространяется также на лиц, поступивших на работу после его заключения.

Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ для его заключения, т. е. в процессе проведения коллективных переговоров. Дополнительные правила могут быть определены сторонами в коллективном договоре.

 

3. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ, ВРЕМЯ ОТДЫХА

 

Рабочее время и время отдыха — это два взаимосвязанных института трудового права. Продолжительность трудовой деятельности работников определяется рабочим временем.

Рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени (например, простой не по вине работника, оплачиваемые перерывы в течение рабочего дня (смены) и др.).

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, это означает максимальную продолжительность рабочей недели для всех работников Российской Федерации независимо от того, на предприятии (в организации) какой организационно-правовой формы они работают, на временной или сезонной работе, пятидневной или шестидневной рабочей неделе.

Кроме нормальной различают сокращенную и неполную продолжительность рабочего времени.

Устанавливая продолжительность рабочего времени, законодатель принимает во внимание условия труда, характер работы, состояние здоровья, половозрастные особенности некоторых работников и ряд других обстоятельств. С учетом этого для отдельных категорий работников предусматривается сокращенная по сравнению с обычной продолжительность рабочего времени, т.е. норма рабочего времени менее 40 часов в неделю. Такая норма также имеет характер максимально допустимой продолжительности рабочего времени для данных работников и работодателей.

Нормальная продолжительность рабочего времени сокращается на: 16 часов в неделю — для работников в возрасте до шестнадцати лет; 5 часов в неделю — для работников, являющихся инвалидами I и II группы; 4 часа в неделю — для работников в возрасте от 16 до 18 лет; 4 часов в неделю и более — для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

Продолжительность рабочего времени учащихся образовательных учреждений в возрасте до 18 лет, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины той нормы рабочего времени, которая установлена для лиц соответствующего возраста, т.е. для учащихся до 16 лет — не более 12 часов в неделю, а от 16 до 18 лет — 18 часов в неделю.

Федеральным законом может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени для других категорий работников (педагогических, медицинских и др.).

Занятым на работах, отнесенных к первой группе, установлена 24-часовая, ко второй — 36-часовая рабочая неделя в соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2000 г. № 1 36-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».

По соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.

В трудовом законодательстве различают две разновидности неполного рабочего времени — неполный рабочий день и неполная рабочая неделя. Возможно сочетание неполной рабочей недели с неполным рабочим днем. В отличие от сокращенного рабочего времени, которое является полной мерой продолжительности труда, установленной законом для определенных условий труда или категорий работников и не влечет уменьшение оплаты труда, неполное рабочее время — лишь часть этой меры. Поэтому при неполном рабочем времени оплата труда производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

Неполное рабочее время устанавливается обычно по соглашению сторон. Условие о неполном рабочем времени должно быть отражено в трудовом договоре или оформляться в качестве дополнения к нему. Закон не ограничивает круг лиц, для которых допускается работа на условиях неполного рабочего времени. Оно может быть установлено любому работнику по его просьбе и при согласии на это работодателя. Вместе с тем в случаях, указанных в ст. 93 ТК РФ, работодатель обязан установить работнику по его просьбе неполный рабочий день или неполную рабочую неделю.

Однако неполное рабочее время может устанавливаться не только по просьбе работника и в его интересах, но и по инициативе работодателя.

Законодательством устанавливается не только недельная норма рабочего времени, но и максимально допустимая продолжительность ежедневной работы для ряда категорий работников.

Режим рабочего времени — это распределение времени работы в пределах суток, недели, месяца, другого календарного периода. Режим рабочего времени, установленный для работников, следует отличать от режима работы организации, так как они могут не совпадать. Режим рабочего времени работника — это вид рабочей недели (пятидневная или шестидневная), продолжительность ежедневной работы (смены), время ее начала и окончания, порядок перехода из одной смены в другую и т.д. Режим рабочего времени является составной частью внутреннего трудового распорядка и должен соблюдаться каждым работником. Режим рабочего времени может быть единым для всех работников организации либо различным для отдельных подразделений. Режим рабочего времени работников организации устанавливают сами.

Правовое регулирование режима рабочего времени в организации осуществляется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.

Режим рабочего времени должен предусматривать: продолжительность рабочей недели (ст. 91, 92, 111 ТК РФ); работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников (ст. 101); продолжительность ежедневной работы (смены) (ст. 94 ТК РФ); время перерывов в работе (перерывы для отдыха и питания — ст. 108 ТК РФ); специальные перерывы для обогревания и отдыха (ст. 109 ТК РФ); перерывы для кормления ребенка — (ст. 258 ТК РФ); число смен в сутки (ст. 103 ТК РФ); чередование рабочих и нерабочих дней (соблюдение продолжительности междусменного, еженедельного непрерывного отдыха — ст. 107, 110, 111 ТК РФ); работу в режиме гибкого рабочего времени (ст. 105 ТК РФ); ведение суммированного учета рабочего времени (ст. 104 ТК РФ).

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Время отдыха производно от продолжительности рабочего времени. Чем меньше рабочее время, тем больше время отдыха, и, наоборот, чем больше рабочее время, тем меньше у работника время отдыха.

Время отдыха — время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Раздел V Трудового кодекса РФ призван обеспечить реализацию закрепленных в ст. 37 Конституции РФ прав, их конкретизацию и создание условий для надлежащего использования работниками полагающегося им времени отдыха.

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Время отдыха производно от продолжительности рабочего времени. Чем меньше рабочее время, тем больше время отдыха, и, наоборот, чем больше рабочее время, тем меньше у работника время отдыха.

Время отдыха — время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Раздел V Трудового кодекса РФ призван обеспечить реализацию закрепленных в ст. 37 Конституции РФ прав, их конкретизацию и создание условий для надлежащего использования работниками полагающегося им времени отдыха.

Видами времени отдыха являются: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска.

 

 

 

 

4. ОХРАНА ТРУДА

 

Конституция Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Труд и здоровье людей охраняются государством. Нормы, содержащиеся в ст. 7 и 37 Конституции РФ, составляют конституционные основы охраны труда. В них заложены и обеспечивающие права работников на охрану труда, государственные нормативные требования охраны труда и государственное управление охраной труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охране труда, расследование и учет несчастных случаев на производстве и др.

Правовая система обеспечения жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности в нашей стране получила закрепление в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст. 17, 20, 21, 23, 24,26, 27) от 22 июля 1993 г.’, ФЗ РФ от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»2, разделе Х (гл. 33—36) Трудового кодекса РФ, а также в подзаконных нормативных актах, принятых Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством труда и социального развития РФ, и в иных нормативно-правовых актах. В важнейшем комплексном нормативно-правовом акте, каким являются Основы, и Трудовом кодексе РФ определены основные направления государственной политики в области охраны труда, конкретизированы права работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, и закреплены гарантии этих прав, предусмотрены государственные нормативные требования охраны труда и т. д.

Законодательство об охране труда совершенствуется нормативной частью социально-партнерских соглашений и коллективных договоров, устанавливающих для работников дополнительные гарантии охраны труда.

В юридической литературе охрана труда рассматривается в широком и узком смысле слова.

В широком смысле охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Значительная роль в системе указанных мероприятий принадлежит правовым средствам обеспечения жизни и здоровья работников в процессе труда, их действия распространяются независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности этих организаций. В широком смысле охрана труда нужна везде (в том числе и при отбывании наказания по приговору суда) в период работы в организациях. Лишь охрана труда в широком ее понятии способна сохранить жизнь и здоровье работников в процессе трудовой деятельности. Если какой-то ее компонент (правовой, медицинский, технический или экономический) плохо обеспечивается, то и вся охрана труда не обеспечивается. Например, на грязных работах не созданы душевые, санитарно-гигиенические помещения или превышены в несколько раз допустимые нормы производственных вредностей и т. п.

Всесторонняя охрана труда будет обеспечена лишь при соблюдении одновременно всех ее аспектов.

В узком смысле понятие охраны труда в трудовом праве понимается как один из принципов трудового права; правовой институт; субъективное право работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены в конкретном трудовом правоотношении (ст. 2 ТК РФ).

Совокупность норм, регулирующих обособленные отношения в области охраны труда, образует самостоятельный институт охраны труда. Сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности обеспечивается и другими нормами трудового законодательства: о праве на труд и его гарантиях, рабочем времени и времени отдыха, нормировании труда и его оплате и т. д.

Итак, охрана труда как институт труда трудового права — это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников, обязательных для исполнения работодателями и их должностными лицами. Институт охраны труда включает следующие группы норм трудового права:

1) правила и инструкции по охране труда;

2) специальные правила охраны работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;

3) специальные нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;

4) нормы об организации системы управления охраной труда, о планировании и финансировании мероприятий по охране труда;

5) нормы, регулирующие деятельность органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, хотя и имеющих относительную самостоятельность, а также ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

 

 

Определение понятия индивидуального трудового спора содержится в ст. 381 ТК РФ, в соответствии с которой индивидуальный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Кроме того, индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Исходя из приведенного определения, можно провести классификацию видов индивидуальных трудовых споров по различным основаниям.

В зависимости от особенностей субъектного состава различаются следующие виды индивидуальных трудовых споров:

а) по специфике работодателя — 1) с работодателем — юридическим лицом; 2) с работодателем — физическим лицом (особенность в том, что все эти споры разрешаются в судебном порядке);

б) по специфике работника — 1) с лицом, которое изъявило желание заключить трудовой договор с работодателем, но ему было отказано; 2) с работником данного работодателя; 3) с лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем.

По способу разрешения индивидуальные трудовые споры делятся на:

1) споры, разрешаемые в общем порядке, когда спор разрешается в комиссии по трудовым спорам, а затем в суде;

2) споры, разрешаемые в судебном порядке, когда в комиссию по трудовым спорам обращаться не нужно;

3) споры, разрешаемые в особом порядке, когда спор разрешается в вышестоящем в порядке подчиненности органе либо в суде;

Органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров в соответствии со ст. 382 ТК РФ являются комиссии по трудовым спорам и суды. Определить, какой именно орган должен разрешать спор по существу, значит определить его подведомственность.

Порядок рассмотрения трудового спора — это установленная для данного юрисдикционного органа определенная форма процесса разбирательства, начиная с принятия заявления и заканчивая вынесением решения по данному делу». Он включает объективное исследование всех обстоятельств дела и применение к ним соответствующих норм права.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется Трудовым кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Большое значение для разрешения индивидуальных трудовых споров имеет судебная практика и, в частности, постановления Пленума Верховного Суда РФ’.

Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются федеральными законами. Такой особый порядок предусмотрен, например, для прокуроров, их помощников и судей

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам или иным нормативным правовым актам.

Непосредственно в судах в соответствии со ст. 391 ТК РФ рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

• работника — о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;

• работодателя — о возмещении работником вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами;

• об отказе в приеме на работу;

• лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц;

• лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Действующее трудовое законодательство предусматривает определенный порядок разрешения коллективных трудовых споров, который включает в себя несколько этапов разбирательства: 1) урегулирование разногласий самими сторонами спора; 2) примирительные процедуры; 3) забастовка в качестве крайнего средства для разрешения коллективного трудового спора. Первые два этапа разбирательства принято рассматривать как мирные процедуры разрешения коллективных трудовых споров.

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. Согласно ст. 398 ТК РФ забастовка — это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

В ходе разрешения коллективного трудового спора стороны должны выполнять обязанности, предусмотренные законодательством, коллективным договором, соглашением либо соглашением, достигнутым при разрешении спора. При нарушении законодательства о порядке разрешения коллективных трудовых споров стороны несут ответственность.

 

 

 

 

 

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 1993.
  2. ТК РФ от 30 декабря 2001г. М., 2002.
  3. Сулейманова Г.В. Трудовое право.–Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  4. Бочарникова М.А. Законодательство о труде субъектов Российской Федерации // Право и экономика. 1995. № 3—4; 2002. № 21/22.
  5. Лившиц В. А. Трудовое право России. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2003.
  6. Орловский Ю.П. О сфере действия трудового права в современных условиях // Право и экономика. 1995. № 7.
  7. Смолярчук В.И. Источники советского трудового права. –М.: Юрид. лит. 1978
  8. Толкунова В.Н. Трудовое право; Конспект лекций. М., 2002.

    .

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00137 sec

WordPress: 26.34MB | MySQL:120 | 1,685sec