ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

<

090114 0232 1 ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Государство является продуктом общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелости человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, государство становится его основной управляющей системой. Государственно-организованной общество приобрело новые, уникальные возможности для своего существования: развития производительных сил, социальных отношений, нравственных устоев, культуры, науки, международных связей.

Актуальность темы исследования определяется тем, что без глубокого и разностороннего понимания природы и сущности государства и государственной власти практически невозможно грамотное, квалифицированное управление государством.

Цель работы – раскрыть сущность государства и государственной власти.

Раскрыть сущность государства и государственной власти – значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развивать без государства, которое в свою очередь диалектически связано с государственной властью.

Для раскрытия темы исследования необходимо решить следующие задачи:

– раскрыть сущность понятия государства;

– рассмотреть основные признаки, характеризующие государство;

– сформировать понятие государственной власти и проанализировать основные признаки государственной власти;

– исследовать понятия легальность и легитимность государственной власти;

– анализ соотношения государственной и политической властей.

В ходе выполнения работы использована литература следующих авторов: Алекссев С.С., Болл Т., Дегтярев А.А., Демидов В.И., Дмитриев Ю.А., Ильин В.В., Комаров С.А., Краснов Б.И., Лазарев В.В., Силин А.А., Корельский В.М., Перевалов В.Д., Хайек Ф.А., Шабров О.В., Фаткуллин Ф.Н., Хропанюк В.Н.

 

1.1. Понятие государственной власти

 

Государственная власть есть система отношений господства и подчинения, концентрированное выражение воли и силы доминирующего социального, национального слоя (класса, нации) или народа, воплощенные в государственно-правовых институтах. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внешних и внутренних посягательств путем использования различных методов и средств, в том числе государственного принуждения и военной силы1.

При всем многообразии взглядов на власть многим из представителей различных течений общественной мысли присуща ее характеристика как авторитета; обладающего возможностью заставить повиноваться, подчинить своей воле других людей. В связи с этим значительный интерес представляет статья Ф. Энгельса «Об авторитете», которая и в современных условиях сохраняет свое научное значение. В этой статье, обращенной против анархистов, пользовавшихся для обозначения власти термином «авторитет», Ф. Энгельс писал: «Авторитет в том смысле, о котором здесь идет речь, означает навязывание нам чужой воли; с другой стороны, авторитет предполагает подчинение»1.

Ф. Энгельс рассматривал власть в качестве отношения, двуединое содержание которого, с одной стороны, означает навязывание воли властвующего подвластному, с другой — подчинение подвластного воле властвующего.

Важно иметь в виду, что, во-первых, неотъемлемым элементом содержания любой власти является принуждение. Общественная власть немыслима без принуждения, которое в соответствии с исторической обстановкой и характером власти приобретает различные содержание и форму. Во-вторых, отношения по поводу власти, или властеотношения, носят волевой характер и с точки зрения своей структуры складываются из «господства-подчинения» и «руководства-подчинения». В зависимости от конкретно-исторических условий власть может либо выступать как сочетание отношений «господства-подчинения» и «руководства-подчинения», либо проявляться только в отношениях «руководства-подчинения»1 .

Ф. Энгельс, показывая, что всякая организация общества, в котором происходит процесс производства и обращения продуктов, невозможна без авторитета, без власти, и отмечая, что с развитием крупной промышленности и крупного землевладения материальные условия производства и обращения неизбежжг усложняются и стремятся ко все большему расширению сферы этого авторитета, подчеркивал, что и в будущем власть не исчезнет, а только изменит содержание и форму.

Власть вообще, будучи непосредственным порождением разносторонних устойчивых связей между людьми, их устремлений к удовлетворению своих интересов и смягчению при этом противоречий, а стало быть, к возможному компромиссу и определенному порядку сосуществования, представляет собой объективно необходимое условие для участия членов общества в производстве и воспроизводстве жизни. Власть есть средство функционирования любой социальной общности, проявляющееся как отношение подчинения входящих в это сообщество лиц единой руководящей в нем воле.

Изложенное позволяет сформулировать краткое определение понятия власти как общесоциологической категории. Власть — это соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, заключающееся в отношении подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле.

Такое определение характеризует любую общественную власть — классовую и неклассовую, государственную и негосударственную.

Государственная власть – разновидность социальной власти, суть которой состоит в реальной возможности и способности властвующих подчинять своей воле подвластных в целях управления общественными процессами, обеспечения организованности и порядка в обществе.

Структурный анализ государственной власти открывает путь к углубленному ее познанию, раскрытию богатого содержания этого труднопостижимого общественно-политического явления. В структуре государственной власти взаимодействуют, переплетаясь, компоненты социально-психологического, нравственного, правового и предметно-материального порядка.

Структурные элементы государственной власти можно с определенной долей условности подразделить на два вида2:

элементы, характеризующие ее природу и сущность: социально-экономически обусловленная воля доминирующего социального слоя (класса) или народа, связывающая власть с ее субъектом (соответственно доминирующим слоем или народом); концентрированная сила, превращающая властную волю в реальный и действенный фактор общественного бытия, придающая власти свойство принудительности;

институциональные элементы, организационно оформляющие власть и придающие ей постоянно функционирующий и общеобязательный характер: государственные органы власти и управления, силовые учреждения с их материальными придатками и правовые нормы (право).

Социально-экономически обусловленная воля образует важнейший элемент любой социальной власти, без учета которого невозможно понять ее природу и явления властвования. Она нерасторжимо соединяет государственную власть с ее субъектом: власть принадлежит тому социальному слою (классу), народу, волю и интересы которых «на выражает. Бессубъектной, т. е. никому не принадлежащей власти, нет и быть не может. Вот почему в учении о государственной власти важную роль играет понятие «властвующий субъект».

Концентрированная воля — деятельная сторона общественного сознания, следовательно, по своей сути явление социально-психологическое. Она формируется через демократические институты в процессе сложного переплетения объективного и субъективного, диалектического взаимодействия индивидуального и общественного сознания.

Неотъемлемым элементом государственной власти является организованная сила. Речь идет не о физической силе, хотя государственная власть способна проявлять себя и таким образом, а о силе в социальном смысле (силе закона, силе привычки). Государственная власть может быть сильной или слабой, но, лишенная организованной силы, она теряет свое основное качество, так как становится неспособной проводить волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечивать законность и правопорядок в обществе1. Поэтому, пока существует государственная власть, у нее будут предметно-материальные источники организованной силы — вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности и др.), а также тюрьмы и другие принудительные материальные придатки. Но эта сила должна направляться разумной волей властвующего субъекта. Правда, любая государственная власть, тем более современная, нуждается в силе авторитета, традиций, идеологического воздействия, средств массовой информации. Если она для решения внутренних проблем опирается только на предметно-материальное насилие, то это верное доказательство ее неустойчивости, отсутствия у нее глубоких и прочных основ и корней в обществе.

Применение всей наличной силы и мощи государственной власти имеет безусловное оправдание при отражении агрессии извне, в борьбе с терроризмом или пресечении преступности.

Неотъемлемым структурным элементом государственной власти являются государственные органы, учреждения, должностные лица, образующие ее механизм (аппарат). Воплощенная в механизм государственная власть приобретает предметно-материальное внутреннее строение и оформление. Кроме того, механизм придает государственной власти качество постоянно и непрерывно функционирующего феномена.

Между властвующим субъектом и механизмом (аппаратом) государственной власти возникают сложные взаимоотношения и взаимосвязи, именуемые в научной литературе фактической конституцией. В этом взаимодействии определяющая роль принадлежит властвующему субъекту. Вместе с тем властвующий субъект (например, народ) не может сам постоянно осуществлять принадлежащую ему власть. Ведь невозможно непрерывно проводить всякого рода референдумы. Народ должен заниматься производительным трудом. Кроме того, деятельность по практической реализации государственной власти на различных уровнях требует глубоких знаний, высокого профессионализма, таланта и опыта. Для этого необходимо специально отбирать и готовить людей, способных на постоянной основе профессионально осуществлять властные полномочия. При этом властвующий субъект, да и все общество, заинтересованы иметь недорогой, но качественно работающий государственный аппарат.

Важно подчеркнуть, что властвующий субъект не передает свою власть государственным органам, а непосредственно или опосредованно наделяет их властными полномочиями. Непосредственно наделяются властными полномочиями выборные органы, а опосредованно — ими назначаемые по определенной процедуре другие органы государства. Властвующий субъект определяет также, в каком объеме и в какой форме тот или иной орган государства будет выражать и проводить в жизнь его властную волю. В идеале государственный аппарат должен неуклонно и последовательно проводить в жизнь волю и интересы властвующего субъекта.

Практика же показывает, что без надлежащего контроля со стороны властвующего субъекта в работе механизма государственной власти появляются тенденции к его разрастанию, к увеличению независимости, в том числе и от властвующего субъекта. Бесконтрольность и безответственность могут превратить выборных лиц из слуг народа в его повелителей, в государственном аппарате появляются бюрократизм и коррупция.

Следовательно, органы государства не только оформляют, проводят в жизнь государственную власть, но либо повышают, либо снижают ее эффективность, а иногда могут причинять социальный вред.

Государственная власть постоянно функционирует, непрерывно воздействует на различные сферы общества и сама проявляется в особом виде отношений — властеотношениях, образующих своеобразную политико-правовую ткань общества.

Как и любые отношения, властеотношения имеют свою структуру — стороны (субъект и объект власти), содержание властеотношений, методы, способы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта.

Субъектом государственной власти, как уже отмечалось, могут быть социальные слои или национальные общности, элитарные группы, классы, народ, от имени которых действуют органы государства.

Объектом власти являются индивиды, их различные объединения, слои и общности, классы, общество. Содержание властеотношений образует единство двух проявлений — навязывание воли властвующего субъекта подвластным и подчинение (добровольное или принудительное) подвластных этой воле. Суть властеотношений, следовательно, состоит в том, что одна сторона — властвующий — адресует (навязывает) свою волю, обычно возведенную в законы и юридически обязательную, другой стороне — подвластным, направляет их поведение в русло, определенное правовыми нормами1.

Властеотношения отличаются ярко выраженной целенаправленностью: верховенство государственной власти в обществе, доминирование воли властвующего субъекта — главная цель властеотношений. Основные методы достижения этой цели предопределяются политическим (государственным) режимом того или иного государства.

Методы, способы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта в конкретных жизненных ситуациях, зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если, к примеру, воля властвующего и подвластных совпадает, что возможно в демократических государствах, то властеотношения осуществляются без внешнего воздействия, тут достаточно соответствующего информационного обеспечения. Если же интересы и воля сторон в чем-то расходятся, то уместны и эффективны методы разъяснения, убеждения, стимулирования, согласования. В тех случаях, когда позиции властвующего и подвластных противоположны и непримиримы, используется метод государственного принуждения.

Дав определение понятию «государственная власть», следует перейти к исследованию основных его признаков.

 

1.2. Основные признаки государственной власти

 

Важнейший признак государственной власти заключается в ее политической природе. Она изначально возникла как публичная власть, несовпадающая с обществом, но выступающая от его имени. На протяжении многих веков и до сих пор политический характер государственной власти придает ей классовость. Государственная власть — это своеобразная ось, вокруг которой вращается политическая жизнь в любой стране2.

Важная черта государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что ее практически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь механизм государства, состоящий из различного уровня чиновников, должностных лиц, профессиональных управленцев, из которых и комплектуются органы управления и принуждения. Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой тень, пустую абстракцию.

Особенностью государственной власти является и то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены, особенно это имеет место в обществах с большой классовой напряженностью. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, влекущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин становится не только подвластным, как член демократического общества он вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет право, да и должен активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Право и долг гражданина — участвовать в принятии общегосударственных и других решений через все виды непосредственной демократии. Иначе говоря, при демократическом режиме нет и быть не должно тех, кто только властвует, и тех, кто только подвластен. Даже высшие органы государства и должностные лица имеют над собой верховную власть народа.

Вместе с тем и в демократическом государственно-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта власти нет. Если демократическое развитие приводит к такому (полному) совпадению, то власть приобретет новое качественное состояние.

Государственная власть реализуется через государственное управление — целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций. Под воздействием государственной власти и государственного управления система общественных отношений приобретает характер направляемых и контролируемых связей, в обществе утверждается организованность и порядок.

Государственная власть суверенна, она является верховной внутри страны и независимой в международных отношениях.

Глубокое единство и сложное взаимодействие существует между правом и государственной властью. Последняя, как правило, имеет нормативно-правовую форму выражения и реализации в жизнь. Право обеспечивает гуманный, наиболее стабильный и эффективный режим властвования, придает легитимность и легальность государственной власти. В то же время за правом стоит сила и мощь государства, государственной власти, придающие праву свойство государственной принудительности. Для регулирования общественных отношений, выполнения задач и функций государства властвующий субъект возводит свою волю в законы, обязательные как для государства, его органов, так и для всех субъектов права. Следовательно, государственная власть служит одним из источников позитивного права, а право — формой выражения ив данной плоскости функциональным элементом государственной власти.

Все это превращает государственную власть в мощный регулирующий, управляющий и дисциплинирующий фактор общественной жизни. Кроме того, сильная государственная власть — важнейшая политическая гарантия обеспечения прав и свобод человека и гражданина, законности и правопорядка. А пронизанная правовыми началами государственная власть становится и легитимной, и постепенно правовой.

Государственная власть детерминируется в конечном счете властью экономической, источниками которой служат богатство, деньги. В отличие от государственной экономическая власть как бы сторонится внешней атрибутики, не выставляет себя напоказ, однако в значительной мере предопределяет поведение людей на политической арене. Однако государственная власть не только предопределяется властью экономической и опирается на экономическую основу. Она способна активно воздействовать на всю экономическую систему, обеспечивать ей устойчивость, ограждать экономику от стихийности и кризисных ситуаций, охранять существующие формы собственности.

История и особенно современность свидетельствуют о фундаментальном значении власти, ее способности активно и действенно влиять на экономику. Всем мировым опытом доказано, что государственно-правовыми методами можно обеспечивать динамику экономического развития, избегать или минимизировать экономические кризисы, переориентировать экономику на решение социальных задач.

Устойчивость, активность и сила государственной власти во многом зависят от ее социальной основы, которую образуют заинтересованные в ней и поддерживающие ее слои, классы и группы общества. На них обычно и опирается государственная власть. Ей приходится функционировать в обществе, разделенном на классы, социальные слои и группы с противоречивыми, часто непримиримыми интересами. Без авторитетной, сильной государственной власти разнонаправленные социальные и национальные силы могут разорвать социум на части, ввергнуть его в пучину «выяснения» интересов при помощи разрушительной охлократической энергии. Для разрешения социальных противоречий и конфликтов, согласования различных интересов государственная власть ищет поддержку и доверие к себе у тех или иных слоев общества. Престиж и степень доверия к государственной власти зависят от широты ее социальной основы. Как раз в уважении, доверии к власти широких слоев населения и заключена ее социально-психологическая суть. Именно здесь скрыта та глубокая тайна властвования, о необъяснимости которой писали многие мыслители прошлого, в том числе и русские.

Поддержка государственной власти народом может быть осознанной и неосознанной. Последняя обычно опирается на мифы, слухи, эмоции, вызванные политическим популизмом, громкими обещаниями и посулами государственных деятелей. Осознанная поддержка — следствие всесторонней оценки результатов функционирования государственной власти, деятельности ее органов.

<

Какой бы ни была государственная власть, она всегда стремится создать в обществе представления о себе как безупречно нравственной, доказывает тождественность ее целей народным интересам и целям, даже если это и не соответствует действительности. Еще в Древних Греции и Риме сложились нравственные идеалы, к которым должна стремиться власть: она функционирует только для добра, реализуется для общего блага, всегда следует за справедливостью и т. д. Вот почему- государственная власть, преследующая цели и использующая методы, противоречащие нравственным идеалам и духовным ценностям, признавалась и признается аморальной, лишенной нравственного авторитета.

Для государственной власти, ее полноценности большое значение имеют исторические, духовно-культурные, национальные традиции. Если власть опирается на традиции, то они укореняют ее в обществе, делают более стабильной и жизнеспособной. Не случайно как прошлые, так и современные государства бережно относились и относятся к своим историческим, национальным и духовно-культурным корням. Таким образом, государственная власть, экономически, социально и нравственно детерминированная, опирающаяся на традиции, духовные ценности, принятые в обществе, становится в глазах народа авторитетной и уважаемой. Она значительно реже использует метод принуждения для достижения своих целей.

Толкуемая в широком (общесоциальном) смысле легитимность государственной власти — это степень доверия и поддержки ее широкими массами населения данной страны за присущие ей качества и достоинства, признание способности управлять страной, готовность ей подчиняться. Действительно легитимная власть — это власть, отвечающая представлениям, ожиданиям и надеждам населения страны, достаточно полно выражающая его коренные интересы. Легитимность повышает авторитет и эффективность государственной власти, упрочивает ее социальную основу.

Легитимность власти наглядно проявляется в ее поддержке населением. Эта поддержка проявляется по-разному. Она находит свое выражение в результатах голосования на выборах парламента, президента, других органов государства, в итогах референдумов, в массовых выступлениях населения в защиту государственной власти при попытках совершения государственных переворотов. О поддержке государственной власти или ее отсутствии могут свидетельствовать опросы населения, анкетирование, проведение публичных мероприятий (скажем, организация общенародного обсуждения проекта конституции)1.

Существует несколько оснований и форм легитимации государственной власти. Крупный немецкий ученый М. Вебер называл три из них: традиционную, харизматическую и рациональную (легальную). Традиционная легитимация опирается на священность издревле сложившегося порядка, на силу вековых, нередко духовно-религиозных традиций и обычаев. Наиболее, отчетливо влияние религии, духовных традиций и обычаев на легитимацию государственной власти наблюдается во многих мусульманских странах.

Харизматическая легитимность (харизма — божественный дар) обеспечивается богато одаренными качествами выдающихся личностей — вождей, лидеров, стоящих во главе того или иного государства. Яркое эмоциональное массовое чувство, твердая вера в их непогрешимость и преданность народу, в их необычный дар мощно легитимируют государственную власть. Особая харизма может быть порождена культовой идеологией (например, культ личности Сталина в СССР, Мао Дзэдуна в Китае).

Рациональная (легальная) легитимация основана на подчинении общим разумным правилам, содержащимся в законах, перед которыми все без исключения равны. По мысли М. Вебера, рациональная легитимация не имеет такой ценностной и мощной опоры, как традиции или харизма. Однако она более надежна и менее подвержена субъективизму. При таком подходе население поддерживает или отвергает государственную власть, руководствуясь разумной оценкой результатов ее функционирования.

В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами. В данном смысле легитимность во многом совпадает с легальностью власти.

Легальная государственная власть — понятие юридическое: она официально провозглашается, правомерно устанавливается, функционирует в режиме законности. Правда, в условиях реакционных политических режимов легальная власть может действовать неправовыми методами насилия, террора, произвола (например, в гитлеровской Германии). Но это лишь видимость легальности такой власти.

 

1.3 Принципы организации и деятельности государственного аппарата

 

В государственно-организованном обществе для поддержания его нормальной жизнедеятельности, решения задач, стоящих перед государством, необходимо функционирование различных государственных организаций.

Задачи и функции государства реализуются посредством деятельности его механизма. В то же время любая государственная власть реализуется в тех или иных организационных формах, совокупность которых и составляет механизм государственной власти. Механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Все государственные организации тесно связаны между собой. Каждая из них выполняет определенные задачи, является «приводным ремнем» общего механизма, в котором все органы действуют согласованно, в единой системе.

Понятие «механизм государства» тесно связано с понятием «государственный аппарат». Последнее принято употреблять в двух смыслах — широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно- распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие «государственный аппарат» в науке административного права.

Вследствие изменений, происходящих в общественной жизни, возникают новые и отмирают устаревшие структуры государственного аппарата. Однако во все исторические эпохи государственный аппарат выступает основным организующим началом политической системы общества.

Механизм государства определяется его сущностью. Эта необходимая связь может быть охарактеризована как связь причины и следствия, которая опосредуется влиянием формы государства. В эксплуататорском государстве его механизм включает систему органов и учреждений, через которую политические силы реализуют государственную власть, обеспечивают свое экономическое, идеологическое и политическое превосходство и осуществляют государственное руководство обществом. В нем воплощается материальная сила власти, он всегда существует в определенной форме, которая обеспечивает реальность этой силы.

Государственный механизм можно назвать «государственной властью» или «публичной властью». Он создается для осуществления функций государства, и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре государственного аппарата.

Государственный аппарат — это часть механизма государства, представляющая собой совокупность органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

В структуру механизма государства кроме аппарата входят государственные учреждения и предприятия. Государственные учреждения — это такие организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т. п. Очень часто считают, что государственные учреждения реализуют социально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения.

Государственные предприятия осуществляют хозяйственную деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.

Государственный аппарат специально предназначается для осуществления государственной власти, на его структуру и принципы формирования оказывали и оказывают влияние различные факторы экономического, политического, исторического, религиозного и иного характера, причем сущностные или функциональные изменения с неизбежностью требуют его совершенствования, появления новых органов.

В отношении современного государства можно назвать следующие принципы организации и деятельности механизма государства, которые относятся и к деятельности государственного аппарата:

– принцип разделения властей;

– принцип разграничения функций между органами государства;

– принцип верховенства права и Конституции. В соответствии с ним право выступает ограничителем для деятельности механизма государства. В праве определяется порядок деятельности органов государства, их полномочия, компетенция;

– принцип законности — означает обязанность для органов государства строгого соблюдения и исполнения законов, а также то, что органы создаются в строгом соответствии с требованиями закона;

– принцип демократизма (демократизм — участие народа в формировании и деятельности органов государства, возможность народа влиять на власть);

– принцип научности. В организации деятельности механизма государства должны использоваться достижения науки (управления, административное право, психология, экономика);

– принцип компетентности и профессионализма (лица, работающие в государственных структурах, должны быть профессионально подготовлены к выполняемой работе, иметь соответствующее образование, пройти инструктаж).

Данные принципы показывают, как должны строиться и как должны действовать органы государства. Именно поэтому трактовка каждого принципа может быть различной в зависимости от того, на что делается акцент — на организацию или на деятельность органа государства. Например, важнейшим принципом организации и деятельности механизма государства является законность. Законность как принцип организации государственного аппарата означает, что органы создаются только на основе законодательных (или иных нормативных) решений; органы создаются при строжайшем соблюдении процедуры, установленной законодательством для формирования данного органа. Например, при нарушении законодательства о выборах Президента или депутатов Государственной Думы эти органы будут нелегитимны, их деятельность, равно как и полномочия, будут юридически ничтожны, т. е. эти органы не вправе будут издавать общеобязательные веления (равно как и заниматься иной деятельностью, предписанной законом этим органам). Государственные органы, созданные с нарушением процедуры их создания, вообще таковыми не являются.

Как видим, при характеристике каждого принципа выделяются моменты, характеризующие его как принцип организации механизма государства и как принцип деятельности механизма государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МЕТОДОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

 

2.1. Понятие метода осуществления государственной власти

 

В общепринятом понимании метод означает способ, приём практического осуществления чего-либо. Применительно к государственно-управленческой деятельности под методом понимается способ, приём практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительными органами (должностными лицами) на основе закреплённой за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме. В подобном виде «метод» позволяет получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются управленческие функции, с помощью использования каких средств. Данная категория имеет в силу этого прямое отношение к характеристике сущности процесса реализации исполнительной власти, являясь одним из её непременных элементов. Она служит также целям придания управлению динамики.

 

2.2. Классификация методов осуществления государственной власти

 

Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального стимулирования, используя которые, государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле.

К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути1.

Убеждение — это метод активного воздействия на волю и сознание людей идейно-нравственными средствами для формирования у них взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее предназначения и целей. Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.

Превращение идей, взглядов в убеждения связано с деятельностью сознания и чувствами человека. Только пройдя через сложный механизм эмоций, через сознание, идеи, общественные интересы и требования власть приобретает личностное значение. Убеждения тем и отличаются от простого знания, что они неотделимы от личности, становятся ее узами, из которых она не может вырваться, не причинив вреда своему мировоззрению, духовно-нравственной ориентации. По мысли Д. И. Писарева, «готовых убеждений -нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непрерывно должно совершаться самостоятельно в нашей собственной голове…»1. Известный русский философ и публицист второй половины XIX в. вовсе не исключал воспитательного, убеждающего воздействия на человека со стороны других людей, он лишь делал акцент на самовоспитание, на собственные умственные усилия личности, на постоянный «труд души» по выработке прочных убеждений. Идеи быстрее превращаются в убеждения, когда они выстраданы, когда человек самостоятельно добыл и усвоил знания.

Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей за свои действия и поступки. Между убеждениями и поведением нет промежуточных звеньев. Знания, идеи, которые не воплощаются в поведении, нельзя считать подлинными убеждениями. От знания к убеждению, от убеждения к практическим действиям — так функционирует метод убеждения. С развитием цивилизации, ростом политической культуры роль и значение этого метода осуществления государственной власти закономерно возрастают.

Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения — государственного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается, в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.

Государственное принуждение — это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах общества и государства.

Само по себе государственное принуждение — острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, блокируются интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное правомерное поведение.

Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом — тираническим, деспотическим, тоталитарным.

Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно: а) подчинено общим принципам данной правовой системы; б) является правовым по своим основаниям и условиям применения; в) действует через механизм прав и обязанностей; г) оснащено развитыми процессуальными формами1.

Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей — выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.

Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия — проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение — административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты — восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Соединение и разделение властей

 

3.1. Органы государственной власти в системе разделения властей

 

«Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектами (первым, или активным), от которого исходит волевой импульс, побуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным), который воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем власти, её исполнителем. Эта простейшая структура разделения и передачи власти обычно усложняется, особенно в институциональном политическом (а также неполитическом — экономическом, правовом, идеологическом) процессе, когда второй субъект передаёт волевой импульс следующему субъекту и т.д. вплоть до конечного исполнителя (процесс, получивший наименование командования, или распоряжения и составляющий сущность власти)».

Таким образом, понятие «разделение власти» достаточно широкое и не отделимо от понятия «власти» и принимает при этом самые различные формы выражения. В связи с этим представляется целесообразным проследить исторический путь развития разделения власти к моменту его современного восприятия в правовом государстве в качестве одного из основополагающих принципов.

Теория разделения властей, под которой часто понимается принцип разделения властей, в том виде, как она воспринимается на современном этапе развития правовой науки применительно к государственному режиму, появилась более трехсот лет назад. По праву ее основателями ее считаются английский философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины материализма Джон Локк (1632 – 1704) и французский просветитель, философ и правовед Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755).

Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Д. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье. При этом теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории (о котором говорилось выше), а толчком к её оформлению послужили буржуазны революции в Англии (1640 – 1648 гг.) и в последствии во Франции (1789 –1794 гг.).

Идеи Локка относительно необходимости и важности разделения властей были изложены в главном его труде «Два трактата о государственном правлении» (1690), а идеи Монтескье о разделении властей и другие его общественно-политические воззрения – в романе «Персидские письма»; историческом очерке «Размышления о причинах величия и падения римлян» и основном его произведении – «О духе законов» (1748).

Любая власть, любая система законов должна обеспечивать гражданам максимум свободы и равноправия. «К свободе, – поскольку всякая зависимость от частного лица настолько же уменьшает силу Государства; к равенству, потому что свобода не может существовать без него».1

Теория разделения властей имела и имеет в настоящее время не только научное, академическое, но и практическое значение. Идеи разделения властей были широко представлены, например, в таких фундаментальных актах, имевших огромное для своего времени юридическое и политико-практическое значение, как Декларация прав человека и гражданина (1789), в которой акцентировалось особое внимание не только на индивидуальных правах и свободах, но и на важности для установления конституционного порядка разделения властей (ст. 16). Конституция Франции (1791), где закреплялось принципиально важное положение о том, что «во Франции нет власти, стоящей над законом» и что «король царствует лишь в силу закона, и лишь именем закона он может требовать повиновения» (гл. II, отдел 1, ст. 3) и др.Следует обратить особое внимание на то, что в Конституции 1791 г. наряду с сохранявшейся, хотя и ограниченной законом, монархией в разделе «О государственных властях» выделялось положение о том, что «суверенитет принадлежит всей нации», что он «един, неделим, неотчуждаем и неотъемлем».

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой «сдержек и противовесов» властей. Подобная система «сдержек и противовесов» устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти

Теперь, основываясь на Конституции Российской Федерации рассмотрим принцип разделения властей в России. Ст. 10 Конституции Российской Федерации гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»2.

Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, «рассредоточенность» государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть3. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут «сдерживать» одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной – во «всевластие», в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие. Но даже если соблюдено требование разделения властей, задействована система «сдержек и противовесов», то государство еще не обязательно является правовым.

В соответствии со статьей 10 Конституции РФ «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Органы законодательной власти принимают нормативные правовые акты, создавая национальную систему законодательства. Задача органов исполнительной власти — создание эффективного механизма реализации норм принятого законодательства. Судебные органы призваны разрешать различные споры по поводу правильности (или неправильности) применения норм законодательства в конкретных правоотношениях.

Благодаря принципу разделения властей в системе государственной власти устанавливается такой порядок взаимоотношений между органами государственной власти, который позволяет им сдерживать и контролировать друг друга, не допуская концентрации власти в руках одного лица или органа. Каждая из ветвей власти самостоятельна и независима в реализации своих полномочий; ни одна из ветвей власти не может принять на себя осуществление функций другой ветви власти. Вместе с тем все ветви власти взаимосвязаны, взаимодействуют и образуют единый государственный организм.

Законодательную власть на федеральном уровне осуществляет Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), а в субъектах Федерации — свои законодательные (представительные) органы государственной власти.

Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституция РФ). Поскольку эта статья помещена в главе «Основы конституционного строя», изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через сложный порядок изменения самой Конституции РФ. Прочное положение Федерального Собрания, таким образом, обеспечено наивысшей конституционно-правовой гарантией — настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (это вытекает из ч. 1 ст. 135 Конституции РФ).

Другая важная гарантия, закрепленная в «Основах конституционного строя», состоит в том, что орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к другим. Положение Федерального Собрания, таким образом, определяется принципом разделения властей, который в равной мере противостоит непомерному возвышению любой из трех властей и возможности контроля одной власти другой.

Исполнительная власть — ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, наделяемых исполнительно-распорядительными полномочиями, подконтрольных органам законодательной и судебной власти.

Цели исполнительной власти: 1) обеспечение безопасности личности, общества, государства; 2) создание условий, способствующих благополучию личности, общества, государства; 3) создание условий для реализации субъектами социальных отношений их прав, свобод, законных интересов; 4) защита человека от противоправных посягательств.

Функции исполнительной власти: 1) исполнительная (правоприменительная) — исполнение Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ; 2) правозащитная — функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина; 3) социально-экономическая (обеспечительная) — создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления; 4) обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране; 5) регулирующая — осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т.д.; 6) нормотворческая — осуществление в установленном порядке по принятию нормативно-правовых актов; 7) охранительная (юрисдикционная) — применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.

Признаки исполнительной власти: является самостоятельной ветвью единой государственной власти; выступает подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти; осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления; обладает предметно-функциональной самостоятельностью; обладает единством, т.е. осуществляется на всей территории Российской Федерации; организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер; носит универсальный характер, т.е. осуществляется постоянно и непрерывно; имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы), принудительность.

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности — исполнительно-распорядительную. Как правило, они формируются представительными учреждениями, т.е. являются производными от последних. В этом состоит одна из особенностей юридической природы органов исполнительной власти.

Другой особенностью юридической природы органов исполнительной власти является то, что в их деятельности преобладает принцип единоначалия в сочетании с коллегиальностью.

Органы исполнительной власти выполняют задачи и функции по организации исполнения Конституции РФ, актов органов законодательной власти нормативных актов Президента РФ. Органы исполнительной власти издают собственные акты, которые относятся к числу подзаконных. Основным видом деятельности этих органов является организация государственного управления сферами и отраслями общества: социально-экономической и административно-политической, культурно-духовной и др.

Конституция РФ подразделяет органы исполнительной власти на федеральные и субъектов Федерации.

Положение и место Правительства РФ в системе органов государственной власти вытекают из принципа разделения властей, сформулированного в ст. 10 и 11 Конституции РФ. Правительство осуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ, Федеральным Собранием и судами. В ст. 110 Конституции РФ прямо устанавливается, что исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Согласно Конституции РФ органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, что предполагает невмешательство в деятельность каждой власти со стороны двух других. Поскольку в Российской Федерации принята президентская форма правления и Правительство РФ несет ответственность в основном перед Президентом РФ, члены Правительства РФ, его Председатель и заместители не могут быть депутатами Государственной Думы (естественно, и членами Совета Федерации). Назначение депутата министром или другим членом Правительства влечет немедленное сложение им своих депутатских полномочий. В то же время Правительство РФ взаимодействует с палатами Федерального Собрания, и особенно с постоянными комитетами и комиссиями, рассматривая их рекомендации и принимая соответствующие меры.

В отличие от законодательной власти исполнительная власть в Российской Федерации в значительной мере носит единый характер, что, естественно, предопределяет объем полномочий Правительства РФ.

Конституция РФ не закрепляет каких-либо специальных принципов деятельности Правительства РФ. Как орган государственной власти, оно руководствуется Конституцией РФ, законами, нормативными указами Президента РФ, такими основополагающими принципами конституционного строя, как обеспечение прав и свобод человека и гражданина, федерализм, разделение властей, единство экономического пространства, народовластие и др. Правительство РФ в пределах своей компетенции организует исполнение принимаемых Федеральным Собранием законов, указов и распоряжений Президента РФ и международных договоров, осуществляет регулярный контроль за исполнением всех этих актов органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов, принимает необходимые меры по устранению нарушений действующего законодательства. Оно также обеспечивает исполнение судебных решений. 1

Все конституции мира содержат разделы (главы) о судебной власти. Признание этой ветви власти самостоятельным предметом конституционного регулирования объясняется тем, что судебная власть является составной частью государственной власти. К тому же эта власть — власть, а не ординарная деятельность судебных органов — непосредственно воздействует на права и свободы человека, что требует конституционного установления ее пределов и принципов. Конституции обычно закрепляют гарантии прав граждан в их отношениях с судебной властью, организацию судебной системы и статус судей. Смысл возведения этих вопросов на уровень конституционного регулирования состоит в необходимости исключить возможность судебного произвола по отношению к гражданам, закрепить гарантии правосудия, создать иерархическую структуру, способную обеспечить возможность обжалования судебных решений и приговоров, а также гарантировать независимость и высокий статус деятелей юстиции.

Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции РФ. Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации, Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).

Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешиваемость. В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными. Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.

 

3.2 Единство государственной власти и разделение властей

 

Термины «соединение» и «разделение» властей обозначают принципы организации и механизм реализации государственной власти. Последняя по.своей сути едина и дробиться на части не может. У нее единый первоисточник — общность, класс, народ. А вот организуется и осуществляется государственная власть по-разному. Исторически первой была такая организация государственной власти, при которой вся ее полнота сосредоточивалась в руках одного органа, обычно монарха. Правда, полновластными могут быть и выборные органы (таковыми, например, считались Советы народных депутатов СССР).

Принцип соединения законодательной, исполнительной и отчасти судебной власти оказался весьма живучим, поскольку подобное соединение обладает рядом достоинств: а) обеспечивает оперативное решение любых вопросов; б) исключает возможность перелагать ответственность и вину за ошибки на другие органы; в) «освобождает» от борьбы с другими органами за объем властных полномочий и т. д. Этот принцип находил поддержку у видных мыслителей. Гегель, например, писал: «Государственная власть должна быть сосредоточена в одном центре, который принимает необходимые решения и в качестве правительства следит за проведением их в жизнь»1.

И все же сосредоточение всей полноты власти в одном органе чревато неустранимыми недостатками и пороками. Всевластные органы становятся совершенно бесконтрольными, они могут выйти и из-под контроля властвующего субъекта (первоисточника власти). При такой организации государственной власти открывается простор для установления и функционирования диктаторских и тиранических режимов.

Принцип разделения властей — это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Власть портит людей, бесконтрольная же власть портит вдвойне. Пожалуй, самый трудный вопрос заключается в том, как обеспечить контроль за деятельностью высших органов государства, ибо над ними невозможно учредить какую-то контролирующую инстанцию, не ущемив их статуса и престижа. В противном случае они автоматически утратят качество высших, превратятся в подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал принцип разделения властей, над разработкой которого трудились многие ученые, но особая заслуга здесь принадлежит Ш. Монтескье.

Суть данного принципа состоит в том, что единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви —-законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Как писал Ш. Монтескье, «чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»1.

Высшие органы государства, действующие на основе указанного принципа, обладают самостоятельностью. Но среди них все же должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Создатели учения о разделении властей полагали, что лидирующая роль должна принадлежать законодательным (представительным) органам.2

Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение — исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила — чиновничий аппарат, «силовые» министерства и ведомства. Все это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти.

Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть (органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он — арбитр в спорах о праве.

Принцип разделения властей в той или иной мере проводится в жизнь во всех демократических странах. Его плодотворность определяется многими факторами. Во-первых, реализация этого принципа неизбежно приводит к разделению труда между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности (поскольку каждый орган специализируется на «своей» работе), создаются условия для роста профессионализма их работников. Во-вторых, данный принцип позволяет решить сложнейшую проблему — создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры. Наконец, в-третьих, умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе.

Вместе с тем рассматриваемый принцип открывает немалые возможности для негативных последствий. Нередко законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

С понятием государством, с механизмом его действия и существования тесно связана самым глубоким образом государственная власть. Государство и государственная власть находятся в сложном диалектическом единстве. Властвующий субъект определяет, в каком объеме и в какой форме тот или иной орган государства будет выражать и проводить в жизнь его властную волю, устанавливает для государственных органов юридические пределы, в границах которых их деятельность признается правомерно. Вместе с тем государство, его органы в значительной мере определяют эффективность этой власти.

Государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в Ом числе государственного принуждения и военной силы.

Основными методами осуществления государственной власти являются принуждение и убеждение. Убеждение – есть метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственного средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущность государственной власти, ее целей и функций. Государственное принуждение – психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

Важнейшими характеристикам государственной власти являются ее легитимность и легальность.

В широком смысле легитимность – это принятие власти населением страны, принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренными правовыми нормами.

Легальность – юридическое выражение легитимности власти, ее нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности.

Государственная власть, решая стоящие перед ней задачи, непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается в особом виде отношений – властеотношениях, образующих своеобразную политико-правовую ткань общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеев С.С. Государство и право. М., 2003.
  2. Алексеев С. С. Общая теория права. М., 2000. Т. 1.
  3. Байтин М. И. Государство и политическая власть. Саратов, 1972.
  4. Байтин М. И. О понятии государства // Правоведение. 2002. № 3.
  5. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2000.
  6. Болл Т. Власть // Полис. 1993. №5.
  7. Демидов В. И. Ценностные измерения власти // Полис. 1996. №3.
  8. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. 1994. № 7.
  9. Дегтярев А. А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения // Полис. 1996. №3.
  10. Иванников И. А. Государственная власть, политика и право // Правовая политика и правовая жизнь. 2002. № 1.
  11. Комаров С. А. Общая теория государства и права. М., 1999.
  12. Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений // Социально-политический журнал. 1994. № 6.
  13. Ленин В.И. Полн. собр. соч. М., 1977. Т. 33.
  14. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1978. Т. 4.
  15. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1982. Т. 18.
  16. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1983. Т. 21.
  17. Общая теория государства и права / Под ред. В. В. Лазарева. М., 2003.
  18. Писарев Д. И. Соч. М., 1956. Т. 4.
  19. Силин А. А. Философия и психология власти // Свободная мысль, 1995. № 12.
  20. Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 2001.
  21. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. М., 2003.
  22. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 2000.
  23. Чиркин В.Е. Политическая и государственная власть // Советское государство и право. 1989. № 1.
  24. Чиркин В. Е. Государствоведение. М., 2000.


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.02MB/0.00043 sec

WordPress: 24.4MB | MySQL:119 | 2,081sec