ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

<

100714 1755 1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВАПод источниками административного права обычно понимаются высшие формы выражения административно-правовых норм. Такого рода нормы (административно-правовые) содержатся не только в чисто административно-правовых актах — например, в Кодексе законов об административных правонарушениях, в положениях о министерствах и других органах исполнительной власти, в издаваемых ими нормативных актах, но и в более политически и юридически значимых нормативных актах — в Конституции РФ, конституциях республик в составе РФ, в федеральных конституционных законах, федеральных законах, нормативных указах Президента РФ.

Сложность и многообразие административно-правовых норм обусловливают значительное разнообразие источников административного права, о чем частично выше уже говорилось.

Рассмотрим последовательно основные источники административного права и их основные особенности.

1) Конституция Российской Федерации. Конституция в широком смысле — основной источник российского права в целом и во многом его отдельных отраслей. Значительная часть правовых норм, содержащихся в Конституции, имеет административно-правовую направленность, является по характеру источником административного права. Это, например, ст. 110-117, ч. 2 ст. 77; ч. 1,2, 3 ст. 78, определяющие основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти.

Нормы, содержащиеся в Конституции (например, те, которые указаны выше), являются прежде всего нормами конституционного и одновременно административного права. Надо подчеркнуть, что с принятием конституций республик в составе РФ конституционная база (форма) источников административного права существенно расширилась.

 

2) Федеральные конституционные законы, федеральные законы. К числу федеральных законов относятся: Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г.; Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г.; Федеральный закон «О внешней разведке» от 10 января 1996 г. и др.

Следует сказать об одной принципиальной новелле, связанной с законодательной формой источников административного права. Согласно Конституции РФ, законодательные акты принимаются не только на федеральном и республиканском уровнях (ст. 5, 76, 105, 108), но и представительными органами всех субъектов РФ (края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа). Данное положение серьезно расширяет законодательную форму источников административного права.

3) Нормативные указы Президента РФ. Правда ст. 90 Конституции РФ не использует формулировку «нормативные указы», а говорит об указах и распоряжениях Президента РФ. А вот в ч. 1 ст. 115 Конституции РФ применена формулировка «нормативные указы Президента Российской Федерации». В ст. 125 (п. «а» ч. 2) говорится о нормативных актах Президента РФ. В силу того, что законодательная деятельность Государственной Думы и Федерального Собрания в целом не всегда поспевает за потребностями и быстропроисходящими изменениями политического, социально-экономического и государственно-правового развития, Президент РФ достаточно активно использует в своей работе издание нормативных указов, относящихся к различным отраслям российского права, в том числе административного. Таковыми явились, например, нормативные указы Президента РФ от 30 сентября 1992 г., посвященные федеральным органам исполнительной власти, концептуальный по характеру Указ от 10 января 1994 г. о структуре федеральных органов исполнительной власти в четырех разновидностях.

4) Нормативные постановления Правительства Российской Федерации. Однако ст. 115 Конституции РФ не содержит формулировки «нормативные постановления Правительства». В ней сказано: «Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения…» Отсутствие термина «нормативные» дает, по-видимому, основание считать, что не все постановления Правительства – нормативные по своему характеру. Кроме того, возникает вопрос о природе распоряжений Правительства: имеются ли среди них такие, которые являются ненормативными, и в каких случаях они могут быть отнесены к источникам административного права.

Кроме того, Правительство РФ ведет активную деятельность в области административно-правового нормотворчества: утверждает акты об органах исполнительной власти издает правила, положения и иные акты, содержащие административно-правовые нормы либо целиком посвященные административно-правовым вопросам. В первую очередь, это положения о федеральных министерствах и других органах исполнительной власти, например. Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ 6 марта 1998 г.);

Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ 23 апреля 1997 г.); Положение о Государственном комитете по стандартизации и метрологии Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 7 мая 1999 г.).

Помимо перечисленных, источниками административного права являются общие правила, типовые положения и другие акты, издаваемые Правительством РФ, например, Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, Правила бытового обслуживания населения РФ, Правила оказания услуг общественного питания.

Приказы, инструкции, распоряжения, указания, методические рекомендации, издаваемые федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами, российскими агентствами, федеральными надзорами и другими органами исполнительной власти. При том непременном условии, что в названных актах содержатся административно-правовые нормы, которые распространяют свое действие на соответствующие отрасли и сферы государственного управления либо имеют общеобязательный (надведомственый) характер, такие акты, содержащие административно-правовые нормы надведомственного характера издают, например, Министерство финансов РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство РФ по налогам и сборам и некоторые другие.

Среди источников административного права важную роль играют комплексные законы-кодексы, например, Кодекс РФ об административных правонарушениях. Таможенный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Водный кодекс РФ, которые содержат значительное количество норм административного права. В частности, глава 63 Таможенного кодекса РФ называется «Административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, ответственность за такие правонарушения, производство по делам о них и рассмотрение этих дел». В Трудовом кодексе РФ, являющемся фундаментом трудового законодательства и трудового права, содержатся административно-правовые нормы – главы «Коллективный договор», «Трудовой договор (контракт)» и ряд других. Являясь нормами трудового права, названные нормы теснейшим образом связаны с одним из основных институтов административного права — государственной службы, статусом служащих, отношениями, возникающими в процессе служебной деятельности.

 

Необходимо подчеркнуть роль источников административного права на уровне субъектов РФ, издаваемых органами государственной власти нормативных актов, содержащих административно-правовые нормы. К этим актам относятся конституции и иные нормативно-правовые акты республик в составе РФ; уставы и законы краев и областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, а также постановления и распоряжения глав администраций данных субъектов РФ.

В связи с многопрофильностью, динамизмом и недостаточной разработанностью многих вопросов административного права необходимы его систематизация и кодификация. Эта проблема требует самостоятельного исследования, что обусловлено в первую очередь коренной реформой многих административных институтов, которая последовательно проводится в России.

 

2. понятие и виды административно-правовых норм, их структура

 

Административно-правовая норма – это нормативно-правовые, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности.

Особенности административно-правовых норм:

1. Целью административно-правовых норм является обеспечение организации и функционирования всей системы исполнительной власти.

2. Административно-правовые нормы определяют должное поведение всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления.

3. Предназначение административно-правовых норм заключается прежде всего в обеспечении эффективной реализации конституционного назначения исполнительной власти.

4. Административно-правовые нормы устанавливают и обеспечивают режим законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности.

5. Административные отношения являются хорошим средством защиты от посягательств на административно-правовые нормы.

6. С помощью административно-правовых норм обеспечивается урегулированность финансовых, земельных и иных отношений.

8. Административно-правовая норма состоит из

1) гипотеза – условие действия административно-правовых норм.

2) диспозиция – правило поведения, предписываемое, дозволенное или рекомендуемое данной нормой права.

3) санкция – меры административного и дисциплинарного воздействия.

По предмету регулирования различают:

а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность участников управленческих отношений, регулируемых административным правом, т.е. их административно-правовой статус;

б) процессуальные – нормы, определяющие методы, способы, порядок деятельности по реализации государственного управления;

2. по форме выражения;

а) обязывающие – предписывающие совершать определенные действия;

б) запрещающие – предусматривающие запрет на совершение определенных действий в определенных условиях.

в) уполномочивающие – выражается возможностью адресата действовать в рамках, установленных требований по своему усмотрению.

г) стимулирующие – обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должного поведения участников регулируемых управленческих отношений. Например: установление налоговых льгот.

д) рекомендательные – носят рекомендательный характер. Например, регулирование взаимотребований субъектов исполнительной власти и негосударственных образований. Например: между органами милиции и добровольной дружины.

3. по содержанию

а) общие – регулирующие общие отношения общего характера для всех отраслей и сфер.

Общая часть.

б) особенные – регулирующие общие отношения в конкретной сфере управления. Например: в экономике, культуре, общественной безопасности

 

 

 

 

 

 

 

3. СИСТЕМА ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ И ВЫСШЕЙ ШКОЛОЙ

 

Образование — сложный и целенаправленный процесс, который включает различные виды обучения (образования) и образовательных учреждений. К ним относятся: общеобразовательные – начальные, основные, средние школы, лицеи, гимназии; начальное профессиональное образование – профессиональные училища и центры, профессиональные лицеи центры непрерывного профессионального образования, учебно-курсовые комбинаты, учебно-производственные центры, технические
школы и др.;

среднее специальное образование — техникумы, училища, колледжи, техникумы-предприятия (учреждения); высшее специальное образование — университеты, академии, институты, колледжи. Между этими образовательными учреждениями имеются существенные
различия, определяемые уровнем и характером получаемого образования и установленные в типовых положениях об образовательных учреждениях.

Правовые основы образования и его организации определены в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, иных нормативных правовых актах.

Статья 43. Конституции Российской Федерации устанавливает:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях
и на предприятиях.

<

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители
или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного
общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Специальным комплексным правовым актом, затрагивающим различные аспекты деятельности в области образования, является Закон Российской Федерации «Об образовании»
от 10 июля 1992 г. в редакции Федеральных законов от 12 июля 1995 г., от 16 ноября 1997 г., от 20 июля 2000 г., от 23 июня 2004 г. В данной области действуют и другие многочисленные правовые акты Правительства Российской Федерации, иных федеральных органов, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Среди них утвержденные Правительством Российской Федерации Положение о Министерстве образования Российской Федераций от 24 марта 2000 г.;

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, Типовые положения об учреждении начального профессионального образования, об общеобразовательном учреждении, об образовательном учреждении среднего профессионального
образования (среднем специальном учебном заведении), об образовательном
учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном
заведении) Российской Федерации и др.; утвержденное Госкомвузом России
Временное положение о лицензировании учреждений среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования в Российской Федерации и т. д.

Образовательная деятельность осуществляется образовательными учреждениями. В зависимости от организационно-правовых форм они подразделяются на государственные, муниципальные и частные, т.е. негосударственные, но не относящиеся к муниципальным.

Образовательный процесс осуществляется в учреждениях нескольких типов: дошкольных; общеобразовательных (начального общего, общего основного, среднего (полного) общего образования); начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования; дополнительного образования взрослых; дополнительного образования детей; специальных (коррекционных) учебных заведений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.

Процесс развития организационно-правовых форм образования прошел за последние годы определенную эволюцию. Длительное время федеральными органами управления в этой области являлись Министерство образования Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. № 1177 на их базе было образовано Министерство общего и профессионального образования России. В 1999 г. данное Министерство было переименовано в Министерство образования РФ (Указ Президента РФ от 25 мая 1999 г. № 651), в настоящее время – Министерство образования и науки.

В Российской Федерации функционируют разнообразные исполнительные органы, являющиеся ведомственными по своему характеру и осуществляющие в соответствии со своим профилем управление подведомственными образовательными учреждениями. Это Министерства обороны, внутренних дел, путей сообщения, здравоохранения, иностранных дел.

В их компетенции находятся:

разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования;

разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности (нострификация) документов об образовании;

государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации;

установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов;

формирование структуры системы образования;

разработка перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений;

разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической Обеспеченности и оснащенности образовательного процесса;

контроль исполнения законодательства в области образования, государственных обязательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.

Министерство образования РФ (Минобразование России), согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 258, является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области образования, научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций системы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также координирующим в установленном порядке деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.

В задачи Минобразования
входят:

осуществление государственной политики в сфере образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан России на получение образования и удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда;

разработка системы управления и координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в учреждениях и организациях системы образования;

реализация государственной кадровой политики в
области образования и научной деятельности в системе образования;

разработка и утверждение федеральных требований к содержанию образования;

создание системы оценки деятельности образовательных учреждений;

совершенствование организационно-экономического
механизма функционирования сферы образования и др.

В соответствии с возложенными на него задачами Минобразование России:

реализует федеральные целевые программы в области образования;

разрабатывает с участием других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, образовательных учреждений и организаций системы образования, общественных объединений федеральные целевые, межгосударственные и межведомственные программы и проекты в области образования и научной деятельности в системе образования;

организует работу по формированию целевых программ разработки и производства учебной техники, пособий и оборудования для образовательных учреждений, формирует программы научно-исследовательских работ в этой области и обеспечивает их реализацию;

разрабатывает типовые положения об образовательных учреждениях, разрабатывает и утверждает типовые положения о филиалах государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования и порядок их организации;

обеспечивает контроль за реализацией законодательства в области образования, научной деятельности в системе образования и аттестации научных и научно-педагогических работников;

определяет с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;

координирует деятельность государственных образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности по вопросам определения объемов и структуры подготовки специалистов, а также определяет порядок организации их подготовки по профессиональным образовательным программам (направлениям, специальностям);

устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования и перевода обучающихся из одного учебного заведения в другое;

определяет в пределах своей компетенции перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений, обеспечивающий реализацию федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, разрабатывает и утверждает долгосрочные и краткосрочные программы выпуска учебной и учебно-методической литературы, технических и Других средств обучения;

участвует совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в формировании и реализации государственной научной и научно-технической политики, способствующей сохранению и развитию научного потенциала системы образования, взаимодействию высшей школы, фундаментальной и прикладной науки, повышению качества образовательного процесса;

организует разработку государственных образовательных стандартов и утверждает их федеральные компоненты, устанавливает федеральные требования к содержанию образования и разработке общеобразовательных программ и профессиональных образовательных программ;

осуществляет совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации государственный контроль за качеством образования;

осуществляет лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Высшее и послевузовское профессиональное образование составная и в то же время организационно обособленная часть системы образования в ее широком и развернутом понимании.

Высшее и послевузовское профессиональное образование является наиболее высокой формой, ступенью системы государственного образования в целом.

Правовой статус и организация высшего и послевузовского профессионального образования регламентируется Федеральным законом от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Закон определяет принципы, систему, основы организации высшего и послевузовского профессионального образования в
Российской Федерации. Рассмотрим его основные положения.

Прежде всего отметим значение и характер ст. 2 Закона. Она устанавливает, что государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на принципах, определенных Законом РФ «Об образовании», а также на следующих принципах:

суверенность прав субъектов Российской Федерации в определении собственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования в части национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

непрерывность и преемственность процесса образования;

интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования;

конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;

государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального
образования.

Организационной основой государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования является Федеральная программа развития образования в части, соответствующей высшему и послевузовскому профессиональному образованию.

Педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава, научным работникам и студентам высшего учебного

заведения предоставляются академические свободы, в том числе свобода Педагогического работника высшего учебного заведения излагать учебный Предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свобода студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям. Предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного войска истины, ее свободного изложения и распространения.

Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность:

государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;

имеющих лицензии высших учебных заведений и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм;

научных, проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских предприятий, учреждений и организаций, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования и др.

К компетенции федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием относятся:

разработка и реализация совместно с другими федеральными органами управления образованием соответствующих разделов Федеральной программы развития образования и международных программ в области высшего, послевузовского профессионального образования и соответствующего дополнительного образования;

утверждение федеральных компонентов соответствующих государственных образовательных стандартов, утверждение положений об итоговой Государственной аттестации студентов и об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях;

разработка и утверждение примерных учебных планов и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, организация издания учебной литературы и производства учебно-наглядных пособий;

осуществление полномочий учредителя (учредителей) подведомственных государственных высших учебных заведений;

содействие развитию и реализации новых эффективных технологий обучения в области высшего и послевузовского профессионального образования;

лицензирование деятельности высших учебных заведений независимо от их организационно-правовых форм и государственных образовательных учреждений соответствующего дополнительного образования, а также их государственная аккредитация.

В соответствии с компетенцией субъектов РФ по общим вопросам высшего и послевузовского профессионального образования субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне установленной рассматриваемым Федеральным законом от 22 августа 1996 г. компетенции Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования.

Управление высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и уставом высшего учебного заведения на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности.

Устав высшего учебного заведения принимается общим собранием (конференцией) педагогических работников, научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся высшего учебного заведения.

Военно-учебные заведения осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общее руководство государственным или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган -ученый совет.

Непосредственное управление высшим учебным заведением осуществляет ректор. Ректор государственного или муниципального высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения, избирается тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до 5 лет и утверждается в должности органом управления образованием, в ведении которого находится высшее учебное заведение.

В случае мотивированного отказа органа управления образованием утвердить кандидатуру, избранную на должность ректора государственного или муниципального высшего учебного заведения, проводятся новые выборы. При этом, если кандидат на должность ректора набирает не менее чем две трети голосов от общего числа участников общего собрания (конференции), он утверждается органом управления
образованием в обязательном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

 

Прокурор Оренбургской области обратился в суд с иском о ликвидации общественного объединения – Оренбургского войскового казачьего общества, поскольку согласно его уставу предусмотрено создание вооруженного формирования.

В суде представитель казачьего общества пояснил, что, во-первых, решении о ликвидации данного общественного объединения может быть принято только Президентов РФ, а во-вторых, предусмотренные уставом вооруженные формирования предназначены для несения государственной службы.

Суд вынес решение о ликвидации общественного объединения, поскольку согласно ст. 2 ФЗ «ОБ основах государственной службы», государственной службы является деятельность в государственных органах.

 

Разрешите дело по существу.

 

Порядок ликвидации общественных объединений регулируется ст. 26 ФЗ «Об общественных объединений». соответствии со ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица, в том числе юридического лица — общественного объединения, влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация общественного объединения может быть осуществлена двумя способами:

а) добровольно;

б) в судебном порядке.

Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет его деятельности независимо от факта государственной регистрации данного общественного объединения. Ст. 44 настоящего закона указывает, в каких случаях общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда, а также устанавливает правила подачи заявления о ликвидации общественных объединений, к которым данной статьей отнесено:

Основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются:

нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;

неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

(часть первая в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ)

Ликвидация общественного объединения осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ (см. ст. 61-64 ГК РФ). Согласно ст. 116 ГПК гражданские дела по первой инстанции о прекращении деятельности (ликвидации) общероссийских и международных общественных объединений рассматривает Верховный Суд РФ. Дела о ликвидации других общественных объединений рассматривают соответствующие суды субъектов РФ.

Статья 16 вносит ограничения на создание и деятельность общественных объединений:

Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ)

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:

1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ;

подрыв безопасности РФ;

захват или присвоение властных полномочий;

создание незаконных вооруженных формирований;

осуществление террористической деятельности;

возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

унижение национального достоинства;

осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

4) финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.

Согласно ст. 2 ФЗ «Об основах государственной службы» Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

государственная гражданская служба;

военная служба;

правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Таким образом, следует признать включение Оренбургский войсковым казачьем обществом в Устав общества пункта о создании вооруженного формирования незаконным и руководствуясь ст. 26 « Об общественных объединениях» суд должен принять решении о ликвидации данного общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМой ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 1993.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  4. Кодекс об Административных Правонарушениях РФ: Принят 30 дек. 2001 г. Вступил в действие 01 июля 2002 г.// СЗ РФ. 2002. №. Ст. 1.
  5. системе государственной службы Российской Федерации: ФЗ от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ (с изменениями от 11 ноября 2003 г.)
  6. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник. — М.: ЗЕРЦАЛО, 2003.
  7. Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
  8. Гришковец А.А. Право государственного служащего на продвижение по службе //Государство и право. №108, 1998
  9. Комментарии к ФЗ «Об основах государственной службы РФ» и законодательству о государственной службе зарубежных государств. М., Инфра. 1998.
  10. Ноздрачев А.Н. Новое в правовом статусе государственных служащих // Учебное пособие. М. 1995
  11. Овсянко Д.М. Государственная служба в РФ. –М.: Юрист. 2002.
  12. Старилов Ю.Н. Служебное право. Учебник. – М.: БЕК, 2003.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00042 sec

WordPress: 22.53MB | MySQL:114 | 2,852sec