ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

<

091614 0153 1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА Среди всех законов есть основной источник земельного права – Конституция России, предусматривающая основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы государства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления. Конституционные положения являются отправными для других отраслей права, в том числе для земельного. При этом нормы Конституции можно условно разбить на две большие группы первая – непосредственно посвященная земельным отношениям, вторая – опосредованно участвующая в регулировании земельных отношений.

К первой группе относятся ст. 9 – о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности; ст. 36 – о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона, ст. 42 – о праве каждого на благоприятную окружающую среду; ст. 58 – об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам, ст. 72 – об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.

Вторую группу норм составляют более отдаленные от земельных отношений, но не менее значимые для них предписания Конституции: о человеке, его правах и свободах, как высшей ценности, защита которой является обязанностью государства и всех его органов (ст. 2, 17 и 18), о демократическом, правовом, социальном характере Российского государства (ст. 1 и 7), о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8), о равенстве всех перед законом и судом (ст. 19), о праве на жилище и его неприкосновенности (ст. 25 и 40), о гарантировании государственной защиты прав и свобод человека и гражданина и, в частности, гарантировании судебной защиты (ст. 45–48); об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) и многие другие (подробное содержание статей здесь не приводится, так как излагается и комментируется в других главах учебника; кроме того, граждане должны иметь Конституцию в качестве настольной книги и знать ее содержание по первоисточнику).

Главенствующее положение Конституции среди других законов обусловлено тем, что она имеет наивысшую юридическую силу среди других высших нормативных актов – законов и обладает прямым действием на всей территории Российской Федерации. Это означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Согласно ст. 15 Конституции законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются- Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Это конституционное положение важно для законов, но еще важнее – для подзаконных актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Федеральные законы как источники земельного права

 

Среди относящихся к земельному праву законов России, можно отметить такие, как Земельный (2001 г.), Водный (1995 г.), Лесной (1997 г.) кодексы. Законы об охране окружающей природной среды (2002 г.), О плате за землю (1991 г.), Об основах градостроительства в Российской. Федерации (1992 г.), о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах (1995 г.), Об особо охраняемых природных территориях (1995 г.), о мелиорации земель (1996 г.), О государственном регулировании агропромышленного комплекса (1997 г.), О безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами (1997 г.). Эти и другие непосредственно «земельные» законы составляют сердцевину земельного права, его основную часть на федеральном уровне, но не единственную.

Источниками земельного права являются федеральные законы, входящие в иные отрасли права, но предусматривающие земельные нормы. Законы других отраслей права можно условно разделить на две группы – законы природоресурсного блока, которые, как и земельные, регулируют отношения по поводу использования и охраны природных ресурсов (кроме земли), и законы иных, как бы далеких от земельного отраслей права (в дальнейшем можно будет убедиться, что они не настолько далеки от земельных интересов, как это кажется на первый взгляд).

В законодательстве о недрах, атмосферном воздухе, животном мире и другом природоресурсном законодательстве имеется немало норм, связанных с землепользованием. Например, ВК РФ предусматривает нормы о береговой линии и прибрежной полосе внутренних морских вод и территориального моря, водоохранных зонах водных объектов, порядке ведения работ в них, особенностях предоставления земельных участков в водоохранных зонах и контроле за их использованием, зонах и округах санитарной охраны вокруг водоемов (ст. 16, 108, 111, 112 и 115 ВК РФ).

Наряду с этим имеется специальная статья 5 ВК РФ об отношениях, регулируемых водным законодательством Российской Федерации, где делается попытка размежевать водные и земельные отношения. В частности, предусматривается, что отношения по поводу земель, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов.

Отношения по поводу обособленных водных объектов (замкнутых водоемов) регулируются водным законодательством в той мере, в какой данные отношения не урегулированы гражданским и земельным законодательством. В ст. 12 ВК РФ предусматривается, что собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать их только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц.

То же – в лесном и иных отраслях права (см. главы о водном и лесном фондах).

Таким образом, нормы земельного права содержатся в законах, составляющих природоресурсное законодательство.

Третью группу федеральных законов, содержащих нормы земельного права, представляют Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс: в них содержится немало предписаний, относящихся к земельным отношениям, которые будут рассмотрены в других главах учебника. В частности, в КоАП РФ и УК РФ содержатся составы земельных правонарушений (преступлений), за которые устанавливается и применяется соответственно административная или уголовная ответственность – в зависимости от степени общественного вреда или общественной опасности.

К законам, регулирующим земельные отношения, относятся и законы субъектов Федерации, но поскольку их становится все больше и они приобретают немаловажное значение, им посвящается отдельная глава.

 

 

<

 

3. Нормативные указы главы государства
и иные подзаконные акты

 

В условиях России основным источником земельного права, как и остальных отраслей права, являются подзаконные нормативные акты. В них входят указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные акты, нормативные акты организаций и иные акты (к иным актам – источникам земельного права относятся акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления – им будут, ввиду новой, повышенной роли посвящены отдельные главы).

Главным подзаконным актом являются указы Президента России подзаконными они считаются потому, что согласно ст. 90 Конституции РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, кроме того, согласно ст. 80 Конституции РФ Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Основным видом подзаконных актов указы являются потому, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории России.

В земельном праве Указы Президента и актуальны и разнообразны, что объясняется значимостью и запутанностью земельных отношений, устарелостью некоторых частей ЗК РСФСР 1991 г, необходимостью оперативного восполнения пробелов в земельном регулировании .

Неполный перечень указов Президента в области регулирования земельных отношений дает представление о месте этого вида источника права в формировании земельного права в последние годы.

Следующими в иерархии подзаконных актов следуют постановления Правительства Российской Федерации, которое осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации. Акты Правительства принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации и являются обязательными к исполнению в Российской Федерации (ст. 110 и 115 Конституции РФ).

Среди предусмотренных в ст. 114 Конституции РФ полномочий Правительства имеются и такие, которые относятся к регулированию и реализации земельных отношений, а именно разработка и представление федерального бюджета и обеспечение его исполнения, осуществление управления федеральной собственностью, осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка.

Во исполнение своих полномочий Правительство, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании земельного права.

Правительство России активно принимает оперативные меры по налаживанию и обеспечению земельного правопорядка.

К подзаконным актам относятся приказы, инструкции, правила, наставления, принимаемые центральными органами исполнительной власти, к которым относятся министерства, государственные комитеты и ведомства (Центральный банк, Федеральная служба лесного хозяйства и др.). Их акты регулируют отношения внутри системы своего ведомства, однако почти каждое из них обладает некими надведомственными, порой координационными функциями, которые и обусловливают значение ведомственных актов не только для его сотрудников, но и для остальных граждан.

Нормативные акты, т.е. акты, устанавливающие для неперсонифицированных граждан обязанности или предоставляющие им права, принимаются в организациях, учреждениях и на предприятиях. Они могут быть двоякого вида рассчитанные на работающих на данном предприятии, т.е. обращенные внутрь предприятия, либо направленные субъектам права, находящимся вне предприятия, – и те и другие носят общий характер, сориентированы на неоднократное число применения.

Примером первого вида нормативного акта можно считать план внутреннего землеустройства, утвержденный полномочным органом сельскохозяйственной организации (предприятия). Общий характер они носят потому, что распространяются на всех работников данного хозяйства, кто бы ни осуществлял предусмотренные этими правилами работы. В случае выбытия (увольнения) одних работников эти нормы действенны и для других работников, заступивших на их место.

Ко второму виду нормативных актов организаций можно отнести правила и порядок землеустроительных работ, утвержденный негосударственной хозрасчетной организацией они принимаются на основании и во исполнение вышестоящих нормативных актов – законов, указов постановлений, приказов и т.д., обязательны для исполнения обращающимися в организацию гражданами.

Нельзя не отметить, что четкой границы между этими видами нормативных актов организаций порой нет правила внутреннего распорядка, например, лесничества обращены внутрь организации однако не могут не учитываться обращающимися в лесничество гражданами, в то же время обращенные к гражданам правила оформления земельных документов, конкретизированные в организации, являются обязательными для работников этой организации. Нормативные акты организации, хотя и находятся в иерархии нормативных актов на самой низшей ступени, т.е. обязаны соответствовать всем вышестоящим нормативным актам, тем не менее являются самыми массовыми, приносящими наибольшее количество нарушений законности и посягательств на права граждан, в том числе земельные, источниками земельного права. Поэтому внимание им надо уделять соответствующее.

К источникам земельного права начинают относиться общие принципы, права, нормативные договора и некоторые обладающие юридической силой обычаи.

Отправные, исходные начала правовой системы становятся источником права, если такая их роль закрепляется в законодательном порядке. Например, ст. 38 Статута Международного суда предусматривается: суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет общие принципы права признанные цивилизованными нациями.

В ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Следует заметить, что общие принципы права постепенно завоевывают свою нишу в российском праве. Согласно ст. 6 ГК РФ при невозможности использования аналогии закона, т.е. применения законодательства, регулирующего сходные отношения, можно определять права и обязанности сторон исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости. Правда, судебная практика постоянно сталкивается с трудностями различного понимания и толкования этих понятий различными лицами и инстанциями, что обусловливается недостаточными правовыми и моральными традициями.

Соглашения между различными субъектами права могут содержать правовые нормы не только устанавливать права и обязанности сторон, но и устанавливать общие правила поведения, которым должны в будущем подчиняться все участники. Примерами таких нормативных договоров в земельном праве являются договоры об общих и специальных земельных сервитутах (о чем будет подробно сказано в отдельной главе).

В условиях федеративного устройства государства приобретают значение соглашения между государственными органами Федерации и ее субъектов. К настоящему времени такие соглашения заключены между центром и частью субъектов Федерации и во всех присутствуют нормы по вопросам земельных отношений, и это не удивительно, так как Конституцией РФ эти вопросы отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Однако такие соглашения носят порой довольно общий характер, так как и наукой, и практикой до конца не определены принципы и границы «!совместной компетенции», здесь предстоит накопление опыта и выработка цивилизованных отношений. По соглашениям Правительство Российской Федерации вправе передавать исполнительным органам субъектов Российской Федерации осуществление части своих полномочий, а также на основании соглашений возможно и обратное перераспределение функций исполнительных органов.

Согласно ст. 5 Конституции РФ ее федеративное устройство основано на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами определяется Конституцией РФ, предусматривающей компетенцию Российской Федерации, совместную компетенцию Федерации и ее субъектов и компетенцию субъектов Российской Федерации.

К ведению Российской Федерации согласно ст. 71 Конституции относятся: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе земельных); федеральная государственная собственность (прежде всего на землю, на другие природные ресурсы) и управление ею; установление основ федеральной поли тики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования, определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, гражданское, гражданско-процессуальное законодательство (как методы охраны имущественных отношении возникающих при использовании и охране земельных интересов рычаги защиты земельных и других природных ресурсов и их владельцев), метеорологическая служба, стандарты (в том числе в области земельных отношений, охраны окружающей среды).

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов согласно ст. 72 Конституции находятся защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка общественной безопасности (в том числе в области земельных отношений); вопросы владения, пользования и распоряжения землей недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничение государственной собственности (прежде всего на земли, на другие природные ресурсы), природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории (они касаются, прежде всего, земле пользования, о чем речь пойдет в специальной главе учебника).

Вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов субъекты Российской Федерации согласно ст. 73 Конституции обладают всей полнотой государственной власти Это размежевание земельной компетенции «по вертикали» представляется весьма важным и осуществляется на всех уровнях- федеральном – Государственной Думой и Советом Федерации, Президентом и Правительством Российской Федерации, на уровне субъектов Российской Федерации – правотворческими органами субъектов. «По горизонтали» совершенствование экологического и земельного законодательства и реализация полномочий в области использования и охраны земель осуществляется в трех направлениях – соответственно составу земельных и экологических норм, которые группируются следующим образом: а) собственно экологическое законодательство, б) природоресурсное законодательство, в том числе и прежде всего земельное законодательство, в) другие отрасли законодательства, регулирующие отношения, возникающие при использовании и охране земель, – гражданское, административное (санитарное), финансовое и иные отрасли законодательства (усложнение и актуальность отношений Федерации и ее субъектов обусловливают, помимо изложенного, вынесение проблем правотворчества субъектов Федерации в области земельных отношений в отдельную главу).

К группе иных договоров источников земельного права относятся примерные или типовые договоры, разрабатываемые и утверждаемые уполномоченными на то органами. В настоящее время их правовая сила подвергается обсуждению, а поле действия – сокращению, поскольку ГК РФ провозглашена свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав.

Видом нормативного договора является международный договор, предусмотренный упомянутой ст. 15 Конституции РФ. В ней также говорится, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Однако такому конституционному положению еще предстоит долгая дорога, так как до сих пор административная и судебная практика предполагает имплементацию, т.е. включение норм международного договора Российской Федерации в российское законодательства. По этому пути идет и правотворчество Российской Федерации после подписания и ратификации международных договоров Российской Федерации составляется и реализуется план принятия российских правовых актов для обеспечения действия договоров, включения их требований в российское законодательство.

Правило поведения, сложившееся в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного, считается правовым обычаем. В земельном праве правовой обычай занимает наибольшее место по сравнению с другими отраслями права, что можно объяснить наибольшей длительностью, актуальностью и во многом неурегулированностью земельных общественных отношений.

Обычай был основным источником права на ранних ступенях развития общества. Многие последующие источники права представляли собой систематизированные записи наиболее важных и оправдавших себя обычаев такова, например, Русская Правда.

Обычай делового оборота предусматривается в ст. 5 ГК РФ: им признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведении, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычай, противоречащий положениям законодательства или договора, не применяется.

Примером включенного в земельное право обычая можно считать правило раздела земельного участка между собственниками расположенного на нем строения не только пропорционально долям права собственности на строение, но и согласно сложившемуся порядку пользования участком, оправдавшему себя обычаю. Нередко включаются сформировавшиеся и устоявшиеся правила пользования землей в договоры сервитутов, в распределение конкретных земельных долей при акционировании крестьянских коллективных хозяйств, при выделении из них отдельных членов.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  • Конституция Российской Федерации: Принята на всенародным референдуме 12 декабря 1993 г.
  • Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  • Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  • Земельный кодекс РФ: Принят 28 сентября 2001г //Российская газета. 30 окт. 2001г.
  • Дзюба Н.В.; Карпенко Ю.В. Земельный фонд Российской Федерации: Учеб. пособие — СПб.: ИПК «Комбат», 2003.
  • Ерофеев А.В. Земельное право России. Общая часть М., 2004.
  • Земельное право России. Учебник для юридических вузов / Под ред. В. В. Петрова. М., 2003.
  • Земельное право/Отв. ред. Улюкаев В.Х. — М.: Былина, 2004.
  • Земельное право/Отв. ред. Боголюбов С.А. — М.: Норма, 2002.
  • Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: Учебник. — М.: Юристь, 2003.
  • Крассов О.И. Земельное право: Учеб. для студентов вузов. — М.: Юристъ, 2004.

     

  1. .
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.93MB/0.00035 sec

WordPress: 22.57MB | MySQL:118 | 2,557sec