Понятие звена судебной системы и судебной инстанции. Значение этих понятий для разграничения компетенции судов

<

091014 0135 1 Понятие звена судебной системы и судебной инстанции. Значение этих понятий для разграничения компетенции судов Для достижения этой цели система судов общей юрисдикции возглавляется Верховным Судом РФ, а система арбитражных судов — Высшим Арбитражным Судом. Они осуществляют надзор за судебной деятельностью подведомственных им судов, обеспечивая единство судебной практики путем кассационного и надзорного производства, а также путем разъяснения вопросов применения действующего законодательства и принятия иных мер, направленных на установление единообразного и правильного применения судами федерального законодательства.

Отмеченные характерные признаки судебной системы получают свое отражение и организационно-процессуальное проявление в судоустройственных понятиях, именуемых «звено судебной системы» и «судебная инстанция».

В соответствии с государственным устройством и административно-территориальным делением общие суды подразделяются на звенья. Содержание понятия «звено судебной системы» определяется кругом полномочий и обязанностей, предоставленных тем или иным судебным органам и характером выполняемых ими функций. Суды, составляющие определенное звено судебной системы, имеют одинаковую предметную компетенцию, аналогичную структуру, одни и те же функции и в большинстве случаев действуют в пределах территориальных единиц, приравненных друг к другу по административному положению.

Так, в Российской Федерации система судов общей юрисдикции состоит из трех звеньев: 1) основное звено – районные суды; 2) среднее звено -верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды городов федерального подчинения в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов; 3) высшее звено — Верховный Суд РФ. Мировые судьи по мере образования их участков, вероятно, будут дополнять основное звено.

Характерным признаком системы судов общей юрисдикции и арбитражных судов предстает инстанционная (процессуальная) взаимосвязь между судами различных звеньев указанных подсистем или между структурными подразделениями одних и тех же судов.

Под судебной инстанцией понимается судебный орган в целом или его подразделение, выполняющее определенную функцию при отправлении правосудия, Судебные инстанции различаются кругом процессуальных полномочий на рассмотрение дела по существу и на пересмотр его в порядке осуществления контрольного судопроизводства.

По действующему законодательству о судоустройстве все суды по своей компетенции делятся на: 1) суды первой инстанции, имеющие право рассматривать дело по существу с вызовом обвиняемого, потерпевшего, истца, ответчика, свидетелей и выносить приговор или решение. Судами первой инстанции являются суды всех перечисленных ранее звеньев; 2) суды второй инстанции рассматривают кассационные жалобы и представления на приговоры и решения нижестоящих судов, не вступившие в законную силу. К таким судам как судам вышестоящим относятся суды республик, краевые, областные суды и равные им. Районный суд также является непосредственной вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района и является апелляционной инстанцией по отношению к мировым судьям.

В судах среднего звена, а также в Верховном Суде РФ действует несколько инстанций. Каждая инстанция в этих судах самостоятельна и действует независимо от других судебных инстанций. Суд второй инстанции является вышестоящим по отношению к суду первой инстанции. Судебная инстанция, рассматривающая дело в порядке надзора, является вышестоящим судом по отношению к судебным инстанциям, ранее принимавшим решение по данному делу. Надзорные инстанции в системе общих судов действуют в судах субъектов Российской Федерации и в Верховном Суде РФ.

Компетенция каждого суда определяется законом, судебная власть осуществляется им, как правило, на территории определенного государственно-административного или структурного образования (в отношении военных судов). Право граждан на судебную защиту, на обращение в суд не должно страдать от упразднения конкретного судебного органа. Поэтому Закон о судебной системе специально обязывает государственные органы позаботиться об одновременной передаче дел и материалов, относящихся к ведению упраздняемого суда, в юрисдикцию другого суда (ч. 3 ст. 17).

Суды различаются между собой не только видами осуществляемой ими деятельности (конституционные, общей юрисдикции, арбитражные), регулируемыми различными формами судопроизводства согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, но и пределами предоставленной им власти, их юрисдикцией. Различается юрисдикция общая и специальная. Общая территориальная юрисдикция конкретного суда может распространяться: на определенное административно-территориальное образование (район, область, республику); на структурное образование Вооруженных Сил РФ (гарнизон, военный округ (флот); на судебный округ (не совпадающий с отдельными административно-территориальными единицами в системе федеральных арбитражных судов); на судебный участок (для мировых судей).

В установленных законом случаях судебная юрисдикция может распространяться на определенную социальную группу или определенных лиц (рассмотрение уголовных дел по обвинению судей в совершении преступлений в случаях, предусмотренных Законом о статусе судей; дача заключения при возбуждении вопроса об отрешении Президента РФ от должности в порядке, установленном ст. 93 Конституции РФ).

 

 

 

 

 

 

2. Верховный Суд РФ – высшее звено системы судов общей юрисдикции

 

В соответствии со ст. 126 Конституции Российской Федерации Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Согласно ст. 104 Конституции РФ Верховный Суд имеет право законодательной инициативы. Конституция, таким образом, определяет место Верховного Суда среди других государственных органов, устанавливает его место в системе судов общей юрисдикции, отграничивает его компетенцию от других высших органов судебной власти — Конституционного Суда и Высшего Арбитражного Суда и определяет его задачи и полномочия.

В соответствии со ст. 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» Верховный Суд Российской Федерации:

  • является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;
  • осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции,
    включая военные и специализированные федеральные суды;
  • в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда
    второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции;
  • является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по
    отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск;

    — дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ устанавливаются федеральным конституционным законом.

    Конституция РФ позволяет сделать ряд важных выводов относительно общей характеристики роли Верховного Суда РФ как высшей судебной инстанции в системе общих судов, в частности, о том, что: а) Верховный Суд обладает юрисдикцией на всей территории России; б) решения, приговоры, определения и постановления о назначении судебного заседания, вынесенные судебными коллегиями Верховного Суда, могут быть обжалованы в Кассационную коллегию Верховного Суда; в) Верховный Суд вправе пересмотреть в установленном порядке решение, приговор, определение и постановление любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу; г) Верховный Суд дает разъяснения по вопросам судебной практики; д) Верховный Суд обладает правом законодательной инициативы.

    Верховный Суд РФ является окончательной судебной инстанцией по всем делам, отнесенным законом к компетенции судов общей юрисдикции.

    Выполняя функцию судебного надзора за деятельностью судов общей юрисдикции, Верховный Суд РФ призван обеспечить отправление правосудия на всей территории Российской Федерации в точном соответствии с Конституцией РФ. Всей своей деятельностью он обязан способствовать защите прав и свобод граждан, усилению борьбы с преступностью и иными правонарушениями.

    В соответствии со ст. 128 Конституции РФ и ст. 6 (ч. 1) Закона о статусе судей судьи Верховного Суда назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и заключении квалификационной коллегии этого суда. Верховный Суд РФ состоит из Председателя, его заместителей, судей этого суда. Закон о статусе судей в Российской Федерации не ограничивает сроком полномочия судей Верховного Суда РФ; предельный возраст пребывания в этой должности — 70 лет (ст. 14 Закона о судебной системе в ред. Федерального конституционного закона от 15 декабря 2001 г. № 5-ФКЗ). По первой инстанции гражданские и уголовные дела по общему правилу рассматриваются судьей этого суда единолично, а уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, если заявлено ходатайство обвиняемым до начала судебного заседания, рассматриваются в составе Председателя Верховного Суда или его заместителя либо судьи Верховного Суда — председательствующего в судебном заседании — и двух профессиональных судей (ст. 30 УПК).

    Верховный Суд РФ действует в составе: Пленума Верховного Суда Рф; Президиума Верховного Суда РФ; Судебной коллегии по гражданским делам; Судебной коллегии по уголовным делам; Военной коллегии; Кассационной коллегии.

    Пленум Верховного Суда РФ включает в свой состав всех судей Верховного Суда. Пленум созывается не реже одного раза в четыре месяца, его заседание правомочно при наличии не менее двух третей полного состава. В заседаниях Пленума принимают участие Генеральный прокурор и министр юстиции РФ. На Пленум могут приглашаться и другие лица, например, судьи нижестоящих судов, члены научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, работники прокуратуры. Они вправе принимать участие в обсуждении вопросов, включенных в повестку заседания Пленума. Решения принимаются Пленумом открытым голосованием простым большинством голосов. Перед голосованием по всем вопросам, внесенным на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда РФ либо министром юстиции, Генеральный прокурор дает заключение. Постановления Пленума подписывает Председатель Верховного Суда РФ и секретарь Пленума – судья Верховного Суда РФ.

    Президиум Верховного Суда РФ является высшей судебной инстанцией в Российской Федерации по делам, отнесенным законом к ведению судов общей юрисдикции. Президиум в пределах своих полномочий: рассматривает судебные дела в порядке надзора, а также по новым и вновь открывшимся обстоятельствам; заслушивает доклады о результатах изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; обсуждает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда; оказывает помощь нижестоящим судам в целях правильного применения законодательства; осуществляет некоторые другие полномочия, предоставленные ему законом. Президиум Верховного Суда РФ состоит из судей этого суда и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на рекомендации Председателя Верховного Суда РФ. В состав Президиума Верховного Суда РФ входят Председатель Верховного Суда РФ, его заместители (по должности), а также несколько наиболее опытных судей Верховного Суда. Утверждение Президиума Верховного Суда РФ производится при наличии заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ.

    Заседания Президиума Верховного Суда РФ созываются не реже одного раза в месяц.

    Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам по выполняемым задачам и объему судебной работы являются основными подразделениями Верховного Суда РФ. На заседаниях судебных коллегий рассматриваются дела по первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора, а также по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в пределах их компетенции.

    Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам Верховного Суда РФ подразделяются на судебные составы по 6 – 8 судей Верховного

    Кассационная коллегия Верховного Суда РФ образована в 1998 г. для рассмотрения кассационных жалоб и кассационных представлений на решения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда, а также для рассмотрения жалоб и представлений прокурора на определения этих коллегий и на постановления судей этих же коллегий. Кассационная коллегия Верховного Суда состоит из ее председателя и двенадцати судей Верховного Суда и действует двумя судебными составами (по гражданским делам и по уголовным делам). Судьи, являющиеся членами Кассационной коллегии Верховного Суда, в период между ее заседаниями участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии либо Президиума Верховного Суда с соблюдением требования о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела.

    Компетенция Верховного Суда РФ (его полномочия) при обобщенной характеристике определяется прежде всего тем, что Верховный Суд, осуществляя судебный надзор в соответствии с нормами действующих УПК и ГПК, рассматривает надзорные жалобы и надзорные представления прокурора на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления нижестоящих судов, а также на решения, приговоры, определения и постановления судебных коллегий Верховного Суда РФ; рассматривает заключения Генерального прокурора РФ и его заместителей о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Он рассматривает в пределах своей компетенции как суд второй инстанции кассационные жалобы, кассационные представления прокурора на решения, приговоры, определения и постановления, которые не вступили в законную силу и вынесены верховными судами республик, краевыми, областными и равными им судами, а также судебными коллегиями Верховного Суда РФ. Верховный Суд РФ является судом первой инстанции по отнесенным к его подсудности гражданским и уголовным делам, а также иным делам. В число последних входят, например, дела по жалобам кандидатов в депутаты Государственной Думы на решения Центральной избирательной комиссии РФ об отказе в регистрации; по жалобам кандидатов в Президенты, которым отказано Центральной избирательной комиссией РФ в регистрации; по жалобам на действия должностных лиц и органов федеральной законодательной и исполнительной власти, нарушающие права и свободы граждан. Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам Верховного Суда РФ рассматривают в порядке надзора дела по надзорным жалобам и надзорным представлениям на вступившие в законную силу соответственно решения и приговоры нижестоящих судов при условии, что они не рассматривались в этих коллегиях в кассационном порядке.

    Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в порядке надзора дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные судебными коллегиями по гражданским и уголовным делам Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции; дела по жалобам и представлениям на определения судебных коллегий по гражданским и уголовным делам, вынесенные в кассационном порядке или в порядке надзора. По новым и вновь открывшимся обстоятельствам уголовные дела рассматриваются судебными и кассационной коллегиями, а также Президиумом Верховного Суда.

    Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ решает вопрос о возобновлении дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении приговоров, определений и постановлений, вынесенных областными и равными им по компетенции судами в качестве суда первой инстанции. Кассационная коллегия рассматривает заключение прокурора о возобновлении дел ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств в отношении решений судебных коллегий Верховного Суда РФ.

    <

    Президиум Верховного Суда РФ решает вопрос о возобновлении уголовных дел по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, а также определения Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенных ими при производстве в качестве суда второй инстанции (п. 5 ч. 1 ст. 417 УПК РФ). Что касается возобновления по вновь открывшимся обстоятельствам гражданских дел, то они пересматриваются тем же судом, который вынес решение, определение, постановление по заявлению лиц, участвующих в деле, или прокурора (ст. 393 ГПК РФ).

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. Система арбитражных судов России

     

    В соответствии со ст. 127 Конституции Российской Федерации арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти. Их система определена Федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» (1996 г.) и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (1995 г.). В ст. 3 Закона об арбитражных судах указано, что систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
  • федеральные арбитражные суды округов;
  • арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального
    значения, автономной области, автономных округов. Эта группа арбитражных судов для краткости именуется арбитражными судами субъектов Федерации.

    Все без исключения арбитражные суды. являются, как уже отмечалось, судами федеральными и входят в судебную систему Российской Федерации.

    Из этого следует, что судьи арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации, включая председателей и заместителей председателей этих судов, назначаются на свои должности в порядке, установленном федеральными законами, а не законами субъектов Федерации.

    В связи с этим ст. 8 Закона об арбитражных судах и п. 2 ст. 61 Закона о статусе судей устанавливают, что Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначается на эту должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

    Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, и другие судьи Высшего Арбитражного Суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда (п. 3 ст. 6, п. 1 ст. 6 Закона о статусе судей).

    Председатели, заместители председателей, судьи федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность в порядке, установленном федеральным законом (пп. 2, 3 ст. 6, п. 7 ст. 61 Закона о статусе судей).

    Назначение на должность и прекращение полномочий судьи происходит с согласия соответствующей квалификационной коллегии.

    В систему арбитражных судов Российской Федерации в качестве основного и первого звена системы включены: арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ст. 25 Закона о судебной системе). В качестве второго звена системы в нее входят федеральные арбитражные суды округов (ст. 24). Последним (третьим) звеном является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ст. 23).

    В соответствии с действующим законодательством арбитражный суд субъекта Федерации имеет следующие полномочия:

  • рассматривает по первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных
    к компетенции Высшего Арбитражного Суда;
  • рассматривает в апелляционной инстанции повторно дела, прошедшие
    в этом суде рассмотрение по первой инстанции;
  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им
    и вступившие в законную силу судебные акты.

    В целях обеспечения действия ст. 258 АПК РФ об арбитражном суде апелляционной инстанции 11 июня 2003 г. (4 июля 2003 г.) были приняты законы № 3-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»1 и № 4-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации»1.

    В 2006 г. были четко определены и разграничены полномочия всех звеньев системы федеральных арбитражных судов, состоящей из арбитражных судов субъектов РФ, арбитражных судов апелляционной инстанции, федеральных арбитражных судов округов, Высшего Арбитражного Суда РФ.

    Судебные полномочия арбитражного суда субъекта Федерации реализуются непосредственно судебными коллегиями, если они созданы, или судебными составами (ст. 40,41 Закона об арбитражных судах).

    Коллегии могут создаваться в арбитражном суде субъекта Российской Федерации из числа судей этого суда. По представлению председателя этого суда они утверждаются его президиумом. Коллегию возглавляет заместитель председателя суда (ст. 40 Закона об арбитражных судах). Судебные составы образуются из числа судей, входящих в судебную коллегию, а если таковой нет — из числа судей этого суда. Судебные составы формирует председатель арбитражного суда субъекта Федерации. Возглавляет состав председатель, утвержденный президиумом этого арбитражного суда.

    Дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются судьей единолично, если рассмотрение дела в коллегиальном составе не предусмотрено АПК. Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей.

    В первой инстанции арбитражного суда коллегиальным составом судей рассматриваются:

  1. дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  2. дела об оспаривании нормативных правовых актов;
  3. дела о несостоятельности (банкротстве), если иное не установлено
    федеральным законом;
  4. дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое
    рассмотрение с указанием о коллегиальном рассмотрении (ст. 17 АПК 2002 г.).

    В апелляционном порядке в кассации и надзоре все арбитражные дела рассматриваются коллегиально при нечетном числе судей, если иное не установлено АПК.

    Суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

    Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, предусмотренные ч. 2 ст. 17 АПК 2002 г., а также дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства.

    Помимо рассмотрения дела по существу или в апелляционном порядке арбитражные суды субъектов Федерации имеют и другие функции.

    Арбитражный суд субъекта Федерации может обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им по любой инстанции; изучает и обобщает судебную практику; подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализирует судебную статистику.

    На территории нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. В то же время судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов (ч. 2 ст. 34 Закона об арбитражных судах).

    Статья 26 того же Закона перечисляет полномочия федерального арбитражного суда округа. К ним относятся: проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Федерации в первой и апелляционной инстанциях; пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых и вступивших в законную силу судебных актов. В полномочия указанных арбитражных судов входят также: возможность обращения в Конституционный Суд; изучение и обобщение арбитражной судебной практики; подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных актов; анализ данных статистики.

    Непосредственно судебную деятельность и остальные функции в окружном арбитражном суде осуществляют коллегии, порядок образования которых такой же, как и в арбитражных судах субъектов Федерации.

    В судебных коллегиях арбитражного суда округа могут быть образованы судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию. Полномочия председателя и заместителей председателя федерального арбитражного суда округа регламентированы в ст. 32, 33 Закона об арбитражных судах.

    Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. К его компетенции как суда первой инстанции отнесены лишь три категории дел: 1) дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 2) дела об оспаривании (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в случаях несоответствия их закону и нарушения прав и законных интересов организаций и граждан; 3) экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, а также споры между субъектами Федерации (ст. 10 Закона об арбитражных судах).

    Кроме того, Высший Арбитражный Суд России рассматривает дела в порядке надзора по заявлениям участвующих (ст. 41 АПК) и иных заинтересованных лиц (ст. 42), а в указанных в законе случаях (ст. 52 АПК РФ) – по представлению прокурора на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов. Кроме того, Высший Арбитражный Суд пересматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении актов, принятых им и вступивших в законную силу (гл. 36, 37 АПК РФ).

    Высший Арбитражный Суд вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с просьбами о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, примененных или подлежащих применению в деле, рассматриваемом им по любой инстанции. Он изучает и обобщает судебную практику и разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, ведет статистику. Как центр системы, Высший Арбитражный Суд, кроме того: обращается в Конституционный Суд России с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции страны законов, иных нормативных актов и договоров; дает разъяснения по вопросам судебной практики; имеет право законодательной инициативы по вопросам его ведения; организует статистический учет в арбитражных судах; осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Законом об арбитражных судах и другими федеральными законами.

    Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ решает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью системы арбитражных судов; анализирует материалы изучения арбитражной судебной практики; дает при необходимости разъяснения по вопросам судебной практики; решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой; по представлению Председателя суда утверждает членов судебных коллегий и решает другие вопросы организационного характера.

    Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривает дела в порядке надзора на вступившие в законную силу судебные решения арбитражных судов, а также отдельные вопросы судебной практики, о чем информирует арбитражные суды.

    Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации собирается по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Президиум этого суда собирается по мере необходимости. Кворумом для Пленума является наличие не менее двух третей его состава; для Президиума- присутствие большинства его членов. Голосование и в Пленуме, и в Президиуме открытое, постановления принимаются простым большинством голосов от числа присутствовавших.

    Пленум Высшего Арбитражного Суда действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда, его заместителей и судей Высшего Арбитражного Суда. В его заседаниях могут принимать участие депутаты Совета Федерации и Государственной Думы, председатели Конституционного и Верховного Судов России, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции страны, председатели арбитражных судов. По приглашению председателя в заседаниях Пленума могут принимать участие и другие должностные лица и граждане.

     

    4. Органы предварительного следствия

     

    Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие, которое осуществляется по большинству уголовных дел. Предварительное следствие производят следователи прокуратуры, следователи органов федеральной службы безопасности, следователи следственных подразделений при органах внутренних дел и следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ .

    Согласно п. 16 Указа Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ переименован в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

    Компетенция следователей указанных ведомств (подследственность) определена уголовно-процессуальным законом (ст. 151 УПК РФ) по предметному принципу (т. е. с учетом квалификации совершаемых преступных деяний).

    Следователи — уполномоченные государством должностные лица, которые призваны в соответствии с законом устанавливать событие преступления, заниматься розыском и изобличением виновного (виновных) в совершении преступления, принимать меры по возмещению причиненного преступлением ущерба (вреда), устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления, предупреждению совершения новых преступных деяний. Для выполнения этого следователи наделены специальными полномочиями, перечень которых дан в УПК. И если следователем собраны доказательства виновности лица в совершенном преступлении, то он, изложив свои выводы в обвинительном заключении, направляет затем материалы уголовного дела через надзирающего прокурора в суд, который решает вопрос о виновности или невиновности лица в совершении преступления, а также о назначении виновному соответствующей меры наказания.

    С учетом указанных полномочий следователя можно сделать вывод о важности его деятельности не только по осуществлению предварительного следствия по уголовным делам, но и созданию предпосылок для реализации судом предоставленной ему Конституцией РФ судебной власти. Именно от своевременных, квалифицированных и в соответствии с законом проведенных следственных действий во многом зависят законность, обоснованность и справедливость судебного приговора.

    Согласно Закону о прокуратуре прокуратура осуществляет уголовное преследование и проводит расследование по делам о преступлениях, отнесенных законом к ее компетенции. В соответствии со ст. 37 УПК прокурор вправе принять к своему производству уголовное дело или передать его от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правила подследственности. Прокурору предоставлено право лично участвовать в производстве предварительного следствия и в необходимых случаях проводить отдельные следственные действия или же расследование, как отмечалось, в полном объеме по любому уголовному делу. В последних случаях, т. е. при производстве предварительного следствия, прокурор в полном объеме пользуется правами следователя, одновременно сохраняя при этом за собой полномочия, предоставленные исключительно прокурору. Все эти права, предоставленные прокурору, вытекают из полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания.

    К компетенции следователей прокуратуры относится расследование уголовных дел о наиболее опасных преступлениях против жизни (различные виды убийств), о половых преступлениях, о должностных преступлениях и о некоторых иных преступных деяниях, перечисленных в ч. 2 ст. 151 УПК, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, таможенных, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и некоторых других органов, военнослужащими, и по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

    Следует отметить одну из новелл нового уголовно-процессуального законодательства, заключающуюся в том, что в соответствии с одним из признаков подследственности — персональным — УПК РФ сейчас определяет подследственность следователей прокуратуры по уголовным делам о преступлениях, совершенных членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, депутатами законодательного органа субъекта Федерации, депутатами, членами выборного органа местного самоуправления, судьями, прокурорами, следователями, адвокатами.

    В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, следователи которой расследуют уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, а также призванными на сборы военнообязанными; военными строителями; другими лицами, приравненными по своему правовому положению к военнослужащим Вооруженных Сил, Федеральной службы безопасности и Службы внешней разведки Российской Федерации; лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с выполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинской части, учреждения, военного образовательного учреждения, предприятия или организации Вооруженных Сил, а также дела о преступлениях, совершенных в отношении этих лиц.

    Если расследуется уголовное дело в отношении группы лиц, в составе которой имеются военнослужащие и гражданские лица, или, например, если дело о совершенных преступлениях подследственно следователю военной прокуратуры в одной части, а в другой — следователю соответствующих подразделений при органах внутренних дел, то все дело расследуется следователем военной прокуратуры с соблюдением установленных уголовно-процессуальным законом правил относительно соединения и выделения уголовных дел.

    Следственный аппарат при органах внутренних дел был образован на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка». Следователям этого аппарата подследственны уголовные дела о преступлениях против личности, против собственности, против общественной безопасности и общественного порядка, большинство уголовных дел о преступлениях в сфере экономической деятельности, о налоговых преступлениях, в сфере компьютерной информации и о некоторых иных преступлениях, указанных в п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК.

    В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О федеральной службе безопасности», принятого Государственной Думой 22 февраля 1995 г.1, правом производства предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным уголовно-процессуальным законом к их компетенции, наделены следователи органов федеральной службы безопасности. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК следователи этих органов ведут предварительное следствие по делам о преступлениях, расследование которых отнесено к их ведению, а именно: уголовные дела о большинстве преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства (государственная измена, шпионаж, диверсия, вооруженный мятеж и др.), о незаконном пересечении границы Российской Федерации, о производстве или распространении оружия массового поражения. Кроме того, им подследственны уголовные дела о государственной измене, шпионаже, разглашении государственной тайны и утрате документов, содержащих государственную тайну, совершенных военнослужащими и иными лицами, перечисленными в подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК. Органы ФСБ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков, терроризма, бандитизма и других преступлений, предварительное следствие и дознание по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию групп и сообществ, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

    Следователи Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ с 1 июля 2003 г. в соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2003 г. (30 июня 2003 г.) № 86-ФЗ2 проводят предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях., связанных с контрабандой, незаконным изготовлением, приобретением, хранением, перевозкой либо сбытом, хищением либо вымогательством наркотических средств или психотропных веществ, организацией либо содержанием притонов для их потребления и некоторых других.

    Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всех этих ведомств. Следователи не вправе производить оперативно-розыскную деятельность. В случае необходимости производства оперативно-розыскных мероприятий по расследуемым ими уголовным делам они в соответствии с УПК и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» обязаны направить отдельное поручение об их проведении руководителям соответствующих органов.

    Следователи наделены законом полномочиями по рассмотрению поступающих заявлений и сообщений о преступлениях. Некоторые особенности в этой части касаются следователей прокуратуры, которые вправе рассматривать и разрешать заявления и сообщения о преступлениях, если они: приняты непосредственно ими в отсутствие прокурора; имеют непосредственное отношение к находящимся в их производстве уголовным делам; получены ими вне пределов прокуратуры. В остальных случаях данная деятельность осуществляется прокурорами.

    Правом осуществления предварительного следствия по уголовным делам наделены также руководители следственных подразделений (ч. 2 ст. 39 УПК). При производстве предварительного следствия указанные должностные лица обладают полномочиями следователя и (или) руководителя следственной группы, предусмотренными соответственно ст. 38 и 163 УПК РФ.

    Задачи органов предварительного следствия и дознания в УПК РФ в полной мере не сформулированы. Лишь на основе ст. 6 в общем виде можно сделать вывод о том, что это назначение состоит в том, чтобы обеспечить:

  • защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших
    от преступлений;
  • защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2007 г. №1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» был создан Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации.

    Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации (далее — Следственный комитет) является органом прокуратуры Российской Федерации, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

    Основными задачами Следственного комитета являются:

    1) разработка мер по формированию государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

    2) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

    3) обеспечение законности при производстве предварительного следствия и защиты прав и свобод человека и гражданина;

    4) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

    5) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению;

    6) обеспечение в пределах своих полномочий международно-правового сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

    Следственный комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

    Следственный комитет осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему Главное следственное управление Следственного комитета, следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные следственные управления Следственного комитета, в том числе военные следственные управления Следственного комитета по военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения и другие военные следственные управления Следственного комитета, приравненные к следственным управлениям Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, а также следственные отделы Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним специализированные следственные отделы Следственного комитета, в том числе военные следственные отделы Следственного комитета по объединениям, соединениям, гарнизонам и другие военные следственные отделы Следственного комитета, приравненные к следственным отделам Следственного комитета по районам, городам.

    В системе Следственного комитета в соответствии с законодательством Российской Федерации могут образовываться научные и образовательные учреждения, а также иные организации, создаваемые для обеспечения деятельности Следственного комитета.

     

     

     

     

    Задача 1

     

    Рядовой по призыву Петров, проходивший военную службу в Энском гарнизоне, находился в основном отпуске по месту жительства своих родителей в г. Барнауле. Совместно со своим школьным товарищем он совершил кражу личного имущества

    Какому суду подсудно данное уголовное дело?

     

    Решение

     

    Согласно ст. 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (с изменениями от 28.11.2009 № 7-ФКЗ) военным судам подсудны дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;

    В соответствии со ст. 22 гарнизонный военный суд в пределах, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривает в первой инстанции не отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда гражданские, административные и уголовные дела, а также материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

    Таким образом, руководствуясь ст. 7, 22 ФЗ № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» данное дело в отношении военнослужащего Петрова подсудно военному гарнизонному суду.

     

     

    Задача 2

     

    Гражданин Сидоров, встретив своего приятия Иванова, похвастался тем, что является сотрудником одного из правоохранительных органов, так как устроился на работу в частное детективное агентство. На что Иванов ему заметил, что правоохранительными являются только государственные органы, а частная детективная служба к таковым не относится, поэтому к правоохранительным органам никого отношения не имеет.

    Рассудите спор двух приятелей. Дайте определение правоохранительным органам.

     

    Решение

     

    В законодательстве и указах Президента РФ нет исчерпывающей формулировки понятия «правоохранительные органы». В п. 1 Положения о координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г., речь идет о координации деятельности органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, других федеральных органов в целях повышения эффективности борьбы с преступностью. Формулировку «правоохранительные органы» можно также встретить в различных документах ненормативного характера. Эта понятие применяется и в других документах как обобщающее для обозначения государственных органов, на которые возложена обязанность осуществления правоохранительной деятельности.

    Правоохранительные органы — государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К правоохранительным органам относятся; суд, арбитражный суд, конституционный суд, прокуратура, органы внутренних дел, контрразведки, таможенного контроля, налоговой полиции, юстиции.

    В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I
    «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»
    (от 25.11.2009 № 267-ФЗ). Частная детективная и охранная деятельность определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания.

    Таким образом, в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» работа в частном детективном агентстве не может быть отнесена к работе в правоохранительных органах.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список используемой литературы

     

  1. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
  2. УК РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954
  3. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96 № 1-ФКЗ (в ред. Федеральных конституционных законов от 15.12.2001 № 5-ФКЗ, от 04.07.2003 № 3-ФКЗ, от 05.04.2005 № 3-ФКЗ) // СЗ РФ РФ, 1997, № 1, ст.1.
  4. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.94 № 1-ФКЗ (в ред. Федеральных конституционных законов от 08.02.2001 № 1-ФКЗ, от 15.12.2001 № 4-ФКЗ, от 07.06.2004 № 3-ФКЗ, от 05.04.2005 № 2-ФКЗ, от 05.02.2007 № 2-ФКЗ, от 02.06.2009 № 2-ФКЗ) // СЗ РФ, 1994, № 13, ст. 1447.
  5. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ» от 28.04.95 № 1-ФКЗ (в ред. ФЗ от 25.03.2004 № 2-ФКЗ) // СЗ РФ, 1995, № 18, ст. 1589.
  6. Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ (в ред.ФЗ от 04.12.2006 № 5-ФКЗ, от 29.06.2009 3-ФКЗ, от 28.11.2009 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ, 1999, №26, ст. 3170.
  7. Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I«О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 06.06.2005 № 59-ФЗ, от 18.07.2006 « 118-ФЗ, от 24.07.2007 № 214-ФЗ, от 22.12.2008 № 272-ФЗ, от 25.11.2009 N 267-ФЗ)// Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 888.
  8. Закон РСФСР «О милиции» от 18.04.91 № 1026-1 (в ред. ФЗ от 25.11.2009 № 267-ФЗ) // ВВС РСФСР, 1991, №16, ст. 503.
  9. Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 03.04.95 № 40-ФЗ (в ред. ФЗ от 10.01.2003 № 4-ФЗ) // СЗ РФ, 1995, № 15, ст. 1269.
  10. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.95 № 144-ФЗ (в ред. ФЗ от 23.07.2008 № 160-ФЗ)// СЗ РФ, 1995, №33, ст.3349.
  11. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. –М.: Норма-Инфра-М, 2006.
  12. Вандышев В.В., Лиманский В.А. Основы судоустройства и правоохранительной деятельности. СПб., 2008.
  13. Еникеев З.Д. Конституционные основы правоохранительной деятельности в России // Российский юридический журнал. 2006. № 3.
  14. Правоохранительные органы Российской Федерации / Под ред. В.П. Божьева. М., 2009.
  15. Савицкий В.М. Организация судебной власти в Российской Федерации. М., 2007.

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.99MB/0.00188 sec

WordPress: 27.84MB | MySQL:118 | 1,763sec