ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА И ЕЕ МЕСТО В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

<

091914 0128 11 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА И ЕЕ МЕСТО В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮПроводимые в России демократические реформы коренным образом изменили не только политический и экономический режим государства, но и сложившиеся общественные отношения, психологию общества в целом. Параллельно с продвижением государства и общества по пути реформ развивается и новое Российское законодательство. Однако, порой, обстановка в стране меняется столь стремительно, что законодательство не успевает оформить юридически возникшие общественные отношения, разработать детально и внедрить в практику механизм их регулирования. Поэтому в нынешнем российском законодательстве можно найти довольно большое количество пробелов – общественных отношений, нуждающихся в правовой регламентации, вопросов, которые уже стоят на законодательной платформе, но требуют дополнительной разработки законодателем. В качестве примера можно привести российский уголовный закон, отдельные положения которого, например, противоречат Конституции России, недостаточная регламентация уголовно — процессуальным законом производства по уголовным делам в суде присяжных.

Такая обстановка неминуемо ведет к усилению криминогенной обстановки в стране, повышению уровня преступности, укоренению в сознании мысли о возможности избежать ответственности за совершенное правонарушение. И.Кант в своей работе «Учение о государстве и праве» писал, что в правовом государстве (к построению которого и стремится Россия) «верховенство закона обеспечивается изобилием мудрых законов»1.

Многообразие противоправных проявлений, сложность процесса их выявления и пресечения предполагает не только повсеместное и непрерывное совершенствование законодательной базы, но и использование в борьбе с ними возможностей различных государственных органов, специальным предназначением которых является осуществление правоохранительной деятельности. Совокупность таких органов образует правоохранительную систему, каждый из элементов которой, в пределах предоставленной ему законом полномочий, организует свою деятельность, направленную на укрепление законности и правопорядка, борьбу с преступностью, защиту прав и свобод личности, прав и законных интересов предприятий, организаций, учреждений и выполнение других задач, определяемых законодательством. Однако, в сравнении с огромным количеством форм и способов нарушения закона, формы и методы борьбы с его нарушениями не столь многочисленны и, как уже отмечалось выше, строго регламентированы законодательством. Поэтому функционирование одного органа правоохранительной системы в строго ограниченных для него законом пределах, порой не позволяет единолично выполнять возложенные на органы задачи, а требует на ряду с использованием их собственных резервов, выполнением каждым из них своих функций, также и осуществления ими совместной, согласованной деятельности для успешного решения единых для правоохранительных органов задач. В этой связи необходимо особо отметить роль прокуратуры Российской Федерации, которая, согласно ст. 1 Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» является единой централизованной системой органов России, осуществляющих надзор за исполнением законов на всей ее территории, уголовное преследование, в соответствии с предоставленными прокуратуре полномочиями, а также координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью1.

Защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Провозгласив это в Конституции Российской Федерации (ст. 2), государство взяло на себя обязательство обеспечить осуществление права на жизнь, неприкосновенность личности, свободу мысли, слова, на объединения и предпринимательскую деятельность, на частную собственность и ее охрану и других прав, гарантированных Конституцией (глава 2). Следовательно, государство обязано защищать граждан, их объединения, разрешенные законом и действующие на правах юридических лиц, от различных посягательств, в том числе и от
наиболее опасных из них – преступных деяний.

Борьба с преступностью, ее организация – одна из приоритетных задач государства, особенно в условиях, которые в настоящее время сложились в России. Это обязанность всех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Разумеется, исполняют они ее в тех формах и в пределах тех полномочий, которые установлены законом.

В компетенцию органов законодательной (представительной) власти входит разработка и принятие необходимых нормативных актов. Органы исполнительной власти: правительства Российской Федерации и ее субъектов, федеральные министерства и ведомства, соответствующие органы субъектов Федерации, администрации городов и районов, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обязаны осуществлять деятельность, которая гарантировала бы гражданам реализацию предоставленных прав и защиту от преступлений.

Общеизвестно, что уголовная преступность – это сложное социальное явление, определяемое многими факторами экономического, политического, культурного, нравственного и воспитательного характера. Одинаково важно: предупредить преступление, то есть предостеречь неустойчивых лиц от совершения уголовно-наказуемого деяния, устранить причины, порождающие преступления, и условия, способствующие их совершению, и своевременно раскрыть преступление, привлечь к ответственности и изолировать от общества опасного преступника.

Предупреждение преступлений, выявление и устранение причин и
условий, которые способствуют совершению преступлений,– это задача всех органов государственной власти и общественных организаций, поскольку решение ее возможно только комплексом социально-экономических, политических, культурно-воспитательных мер.

В проведении этой работы и заключается руководящая роль государства,
именно оно выступает организатором борьбы с преступностью.

Органы Министерства внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговой полиции, таможенные органы, органы прокуратуры являются органами правоохранительной системы государства, на которые возложена непосредственная работа по борьбе с преступностью, в основном по раскрытию, расследованию преступлений и обеспечению неотвратимости наказания виновных.

В процессе осуществления этой деятельности органы правоохранительной системы (правоохранительные органы) выявляют и устраняют причины и условия, которые способствуют совершению преступлений, и принимают зависящие от них меры по предупреждению преступных деяний. Следует подчеркнуть, что правоохранительные органы могут осуществлять деятельность по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, как правило, только через органы государственной власти и управления, соответствующие общественные организации и предпринимательские структуры, привлекая к этим проблемам внимание общественности.

Таким образом, главная задача правоохранительной системы – выявление и пресечение преступной деятельности, привлечение виновных к ответственности и тем самым предупреждение преступных деяний. Организация же в широком плане борьбы с преступностью, в том числе, и в особенности, проведение мероприятий, ведущих к устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений,– это задача всех ветвей государственной власти и в большей степени – органов государственного управления – исполнительной ветви государственной власти.

Звенья правоохранительной системы – МВД, ФСБ, налоговая полиция, таможенные органы, как составная часть исполнительной власти, ведут борьбу с преступностью в пределах тех полномочий и задач, которые предоставлены и поставлены законом.

Органы прокуратуры не входят ни в одну из ветвей государственной власти, хотя и являются органами государства, главная задача которых – надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов. Однако органы прокуратуры, поскольку на них возложено осуществление уголовного преследования, входят в правоохранительную систему государства.

<

Занимая в системе правоохранительных органов особое место, прокуратура выполняет функцию координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

 

2. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ КООРДИНАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ. РОЛЬ ПРОКУРОРА

 

Этимологический смысл понятия «координация» (латинское) означает согласование – совместная, упорядоченная деятельность.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с
преступностью – это разработка, совместное обсуждение, а затем
реализация в пределах полномочий каждого органа совместных
мероприятий по наиболее актуальным проблемам борьбы с преступностью
и иными правонарушениями, по укреплению законности и
правопорядка1.

Координация деятельности правоохранительных органов помогает
устранять разнобой и параллелизм в работе, создавать в необходимых
случаях концентрацию сил, осуществлять борьбу единым фронтом, находя
правильное сочетание методов убеждения и принуждения, воспитания и
наказания.

Координация не означает подчинения одних органов другим, это
именно согласование действий с тем, чтобы каждый орган в пределах
своих полномочий и задач, присущими ему методами и средствами, решая
общую задачу, осуществлял эффективную борьбу с преступными
проявлениями.

Представляется необоснованным мнение, что координация как управленческая категория предполагает обязательное наличие властных полномочий координатора относительно взаимодействующих, не подчиненных друг другу структур2.

Главное здесь не в подчинении, а в том, что все органы
правоохранительной системы имеют общую задачу – борьбу с преступностью, предупреждение, раскрытие и расследование преступлений, выявление и устранение причин и условий, им способствующих.

Каждой структуре предоставлены достаточно широкие полномочия, позволяющие решать поставленные задачи. Координация при добросовестном и правильном выполнении согласованных решений только увеличивает возможности каждого органа.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с
преступностью базируется на достаточно серьезном и продуманном фундаменте, имеет правовую основу, и ее эффективность подтверждена
более чем тридцатилетней практикой. Ведь еще в двадцатых годах
началось взаимодействие различных правоохранительных органов государства по борьбе с преступностью1, а уже в начале шестидесятых координация широко использовалась в работе органов прокуратуры, Министерства внутренних дел и других правоохранительных органов2.

Необходимо и далее искать и находить оптимальные формы и виды
координации. Разумеется, осуществление координации не исключает
четкого разграничения компетенции отдельных органов, в том числе и
по направлениям работы, например, в сфере оперативно-розыскной
деятельности. Но никакой необходимости создавать для этого особый
орган, дополнительную надстройку нет. Это подтверждается имеющейся
правовой базой, об этом свидетельствует практика работы прокуратур
субъектов Федерации, городов и районов3.

Координирующая роль прокуратуры в деле борьбы с преступностью
не случайна и основывается на законах и иных правовых актах. Об этой роли говорилось в законодательных документах Союза ССР. В период проведения реформ, после принятия в 1992 г. Закона «О прокуратуре РФ», о координирующей роли прокуратуры было сказано в Указе Президента РФ № 1685 от 20.10.93 г. «О деятельности прокуратуры в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации1, где среди других задач на прокуратуру возлагалось осуществление «координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

При внесении изменений в Закон «О прокуратуре РФ» это мнение
было учтено, и в ст. 8 закреплена координирующая роль прокуратуры, и
более того, эта функция была определена как одно из приоритетных
направлений в деятельности прокуратуры (п. 2 ст. 1 Закона «О
прокуратуре РФ»).

Во исполнение Закона «О прокуратуре РФ» Президент Российской
Федерации своим Указом от 18.04.96 г. № 567 утвердил «Положение о
координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с
преступностью».

Таким образом, необходимость координации и координирующая роль
прокуратуры имеют достаточно прочную правовую базу.
Названные правовые документы определяют содержание, принципы,
виды и формы координации, роль и положение прокурора и каждого
правоохранительного органа. Целями и содержанием координации
являются: повышение эффективности борьбы с преступностью; разработка и осуществление согласованных действий по своевременному выявлению, пресечению и раскрытию преступлений; установление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Координация осуществляется на основе четко разработанных принципов, которые должны способствовать ее действенности, а именно: строгое и неуклонное соблюдение законности; равенство всех участников деятельности по борьбе с преступностью; самостоятельность каждого правоохранительного органа при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведение
мероприятий в пределах полномочий каждого органа; гласность в той мере, в какой она не противоречит законодательству; ответственность руководителя каждого органа за выполнение согласованных решений.

Практикой выработаны и законодательно закреплены основные формы
координации деятельности правоохранительных органов: проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов; обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью; проведение совместных проверок и оказание помощи местным органам, изучение и распространение положительного опыта работы; создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений; проведение совместных целевых мероприятий по выявлению и пресечению преступлений, устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений; издание совместных приказов, инструкций, рекомендаций по вопросам борьбы с преступностью; бюллетеней и иных информационных изданий; разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности.

Разумеется, практика вырабатывает и использует и иные формы
координации, исходя из конкретной ситуации и обстановки. В Положении о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью определены основные направления координационной деятельности, в частности совместный анализ информации, разработка и внесение предложений в федеральные и региональные планы и программы борьбы с преступностью, предложений о предупреждении преступности, обобщение практики применения законов и предложений по их совершенствованию и иные направления.

Выбор форм координации определяют руководители правоохранительных органов. Председателем координационного совещания и руководителем координационной деятельности является соответствующий прокурор. Однако, и это очень важно, все участники равноправны и исходят из своих полномочий, но, когда решение принято, каждый орган в соответствии с присущими ему полномочиями и методами обязан принимать все необходимые меры для выполнения принятых согласованных решений.

Положение определяет механизм координационной деятельности,
подготовки мероприятий и контроля за их выполнением, порядок
представления необходимых материалов.

Однако, как показывает практика работы, в деле борьбы с преступностью необходима координация не только между правоохранительными органами, непосредственно ведущими борьбу с преступностью. Взаимодействие должно быть и с органами юстиции и с судами, осуществляющими правосудие, ибо как те, так и другие являются представителями единой государственной власти:
исполнительной ее ветви и судебной.

В Положении о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью специально рассматриваются вопросы о таком взаимодействии, его видах и формах. Это может быть взаимное информирование о состоянии преступности; совместный анализ и использование судебной статистики и судебной практики для разработки мер по усилению борьбы с преступностью; совместная подготовка законопроектов; проведение совместных семинаров, конференций и участие соответствующих специалистов в повышении квалификации кадров; подготовка совместных информационных писем, справок, обзоров и т. п.

Представители судебной системы и органов юстиции могут участвовать в работе координационных совещаний правоохранительных органов.

Однако следует иметь в виду, что организация борьбы с преступностью –это задача всех государственных органов. Поэтому наряду с координацией деятельности правоохранительных органов исключительно важно взаимодействие с другими органами государства, отдельными ведомствами и организациями.

О том, что необходима координация не только внутри правоохранительной системы, сказано в ст. 7 Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

На координационные совещания могут быть приглашены и затем
участвовать как в разработке, так и в реализации принятых решений
руководители органов государственной власти и управления и их подразделений, местного самоуправления, общественных объединений, научные и педагогические работники, представители средств массовой информации, органов контроля. Практика пошла также по пути приглашения на рассмотрение некоторых вопросов представителей предпринимательских структур и их объединений. Все это помогает успешно решать организационные и финансовые вопросы.

Несомненно, решающее значение принадлежит реализации принятых
решений, что зависит от компетентности, ответственности участников
координационной деятельности, уровня организации работы по выполнению решений.

Здесь, несомненно, большая роль отводится прокурору, который по положению является председателем соответствующего координационного совещания.

Именно на органы прокуратуры возложена функция координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и эту
работу осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему
прокуроры потому что.

В первую очередь это объясняется тем, что именно на органы
прокуратуры возложен надзор за единством и укреплением законности.
Преступления – это грубейшие нарушения законов, а причины и условия,
способствующие совершению преступлений – это, как правило, нарушения
законности, даже если они и не криминального плана.

Осуществляя надзор за соблюдением законности, прокуроры получают разностороннюю информацию, в том числе и о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений.

В силу своего положения именно прокурор накапливает опыт выявления и пресечения нарушений законности, располагает полномочиями и средствами реагирования на них, которые позволяют ему согласовывать деятельность всех органов правоохранительной системы, объединять их усилия по борьбе с преступностью. Осуществлять должным образом координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью прокурор может только взаимодействуя с органами государственной власти и управления, органами контроля, с общественными организациями и объединениями, обеспечивая четкую координацию всех отраслей прокурорского надзора, что дает возможность получать необходимую информацию, определять приоритетные задачи, направлять скоординированные усилия на решение наиболее актуальных проблем, возникающих в данном регионе в определенное время.

Такова сущность координирующей роли прокурора в деятельности
правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Таким образом, к организационным направлениям деятельности относятся координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, международное сотрудничество и участие в правотворческой деятельности.

Анализируя роль прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, можно сказать следующее.

Применительно к совместной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью координация – это взаимосвязь, взаимная поддержка, согласованность действий, осуществляемых в пределах специальной компетенции способами и методами, свойственными каждому из участников координации.

Цель координации – повышение эффективности борьбы с преступностью за счет комплексного использования потенциальных возможностей всех правоохранительных органов. Это достигается путем разработки и реализации согласованных мероприятий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом о прокуратуре и другими Федеральными законами, а также «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 года № 567.

Этими нормативными актами определены цели и задачи координации, ее основные направления, полномочия ее участников и т. д.

Организационное руководство координацией деятельности правоохранительных органов осуществляют Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры. При этом действует принцип правового соответствия уровня системы прокурорских органов уровню определенных звеньев правоохранительных органов.

Основные полномочия прокурора в этой сфере деятельности закреплены в п. 2 ст. 8 Закона о прокуратуре. Кроме того непосредственно прокуроры обеспечивают конструктивность проведения координационных совещаний, соблюдение при этом необходимых процедур, регламент, протокол, председательствуют на этих совещаниях, контролируют исполнение принятых на них решений, анализируют эффективность реализуемых мер, вносят предложения о дополнении и изменении решений и т. д.

Организационное руководство деятельностью правоохранительных органов по борьбе с преступностью прокуроры осуществляют на основе равенства и самостоятельности всех участников координации и в тоже время персональной ответственности руководителей правоохранительных органов за выполнение согласованных решений.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всеобщим голосованием 12 декабря 1993 г. М., 2000.
  2. Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Утв. Указом Президента РФ от 18.04.96 г. № 567 // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1958.
  3. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон в редакции от 17.11.95 г. // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999, № 7. Ст. 878.
  4. О милиции: Закон РСФСР от 18.04.91 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.
  5. Об органах федеральной службы безопасности: Федеральный закон от 3.04.95 г. // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.
  6. О федеральных органах налоговой полиции: Закон РФ от 24.06.93 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ Верховного Совета РФ. 1993. № 29. Ст. 1114.
  7. О службе в таможенных органах: Федеральный закон от 21.07.97 г. // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586.
  8. О деятельности прокуратуры в период поэтапной реформы в российской Федерации: Указ Президента № 1685 от 20.10.93 г. // Собрание актов президента и Правительства РФ. 1993. № 43. Ст. 4084.
  9. Басков В. И. Прокурорский надзор: Учебник. М., 2004.
  10. Водько Н. Разграничить компетенцию правоохранительных органов // Российская юстиция. 2001. № 7. С. 21 – 22.
  11. Главное – борьба с преступностью и защита прав граждан // Законность. 2001. № 5. С. 3,4.
  12. Даев В. Г., Маршунов М. Н. Основы теории прокурорского надзора.
    Л., 1990.
  13. Кант И. Учение о государстве и праве. Собр. Сочинений в 6-ти томах. –М.: Наука, 1979.
  14. Советская прокуратора: Сборник документов. М., 1981.
  15. Советская прокуратура. М., 1982.
  16. Рекунков А. М. Координация: как она была организована // Законность. 2000. № 2. С. 35 – 38.
  17. Рохлин В. И. Координирующая роль прокурора в борьбе с преступностью // Законность. 2001. № 10. С. 9 – 11.
  18. Рохлин В. И. Координирующая роль прокурора: понятие, проблемы,
    решения // Вопросы совершенствования прокурорско-следственной деятельности: Сб. статей. СПб., 2001.
  19. Шимановский В. В. Разграничение подследственности уголовных дел // Российская юстиция. 1997. № 7. С.

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.59MB | MySQL:122 | 1,578sec