Правовое положение иностранных граждан

<

091214 0042 1 Правовое положение иностранных граждан Правовое положение иностранных граждан на территории РФ регулируется российским законодательством, а также международными договорами. Основными актами, определяющими правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, являются: Конституция РФ (ст. 27, 62, 63), Закон СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24 июня 1981 г. (гл. III этого Закона «Въезд в СССР и выезд из СССР иностранных граждан» не действует на территории РФ1, Федеральный закон
» «О порядке выезда из Российской Федераций и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г.2, правительственные акты — Правила пребывания иностранных граждан в СССР от 26 апреля 1991 г. и Правила транзитного проезда иностранных граждан через территорию СССР от 10 мая 1984 г. Названные акты СССР действуют на территории РФ в части, не противоречащей законодательству РФ и заключенным Российской Федерацией
международными соглашениями и договорами.

.Согласно действующему законодательству, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором РФ. При этом они обязаны соблюдать действующие законы независимо от того, проживают они в России постоянно или временно,

Все иностранные граждане во время их пребывания в РФ в той или иной степени вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти в различных сферах.

Регулируя отношения с иностранными гражданами у государство не только устанавливает правоспособность, определяет их права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту их правового статусам помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения лица.

Юридические гарантии закреплены в законах и подзаконных актах. Они включают меры по защите принадлежащих иностранному гражданину личных, имущественных, семейных и иных прав, право обратиться в суд и иные государственные органы и найти там необходимую защиту своих субъективных прав, а также восстановить их в случае нарушения.

Вместе с тем органы исполнительной власти осуществляют
меры надзора и контроля за правомерным поведением иностранных граждан с целью выявления правонарушений, предупреждения, пресечения противоправных действий, применения мер юридической ответственности, используют процессуальные формы охраны прав и обязанностей (включая применение правоохранительных мер) и др.

Административно-правовой статус гражданина России и иностранного гражданина имеет существенные различия. Основным отличием административной правоспособности иностранного гражданина от правоспособности наших граждан является момент ее возникновения. У российского гражданина она возникает в момент рождения и прекращается со смертью.

У иностранного гражданина, прибывшего в страну, наступает сначала ограниченная правоспособность (в момент получения разрешения на въезд и оформления документов в посольстве или консульстве), затем полная, с момента прибытия на территорию РФ. Прекращение правоспособности происходит при выезде иностранного гражданина за пределы России или изменении гражданства.

Административной дееспособностью иностранного гражданина
является способность нести и исполнять возложенные на него административно-правовые обязанности, реализовать своими действиями предоставленные ему права. Возникает она по-разному в зависимости от того, какие права способно осуществлять лицо или какие обязанности оно должно выполнять. Кроме общепринятых в законодательстве критериев, дееспособность иностранных граждан может определяться на основе соответствующих международных соглашений.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан включают в себя ряд ограничений их прав и обязанностей,
предусмотренных законодательством: они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и другие выборные органы, принимать участие во всенародных голосованиях (референдумах); иностранные граждане не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с действующим законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству РФ; они не несут
обязанностей по военной службе. .

Юридические гарантий включают и ответственность иностранных граждан за нарушения предоставленных им прав и обязанностей. Являясь субъектами права, иностранные граждане обычно подлежат ответственности (например, административной) на тех же основаниях, что и российские граждане, за исключением лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетом. В силу принципа государственного суверенитета каждое государство устанавливает пределы ответственности иностранных ^
дан самостоятельно. В законодательстве РФ об административных правонарушениях (ст. 17 КоАП) установлено, что находящиеся на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях на общих основаниях с гражданами Россия. Вопрос об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории РФ иностранными гражданами, которые, согласно действующему закону и международным договорам, пользуются иммунитетом от административной юрисдикции РФ, разрешается дипломатическим
путем. Однако иностранные граждане не привлекаются к юридической ответственности за действия, совершенные ими за пределами государства пребывания, если эти действия не затрагивают интересы данного государства или его граждан.

<

Закон «О правовом положении иностранных граждан в СССР»
к нарушениям правил пребывания и транзитного проезда через нашу территорию относит:

а) проживание без документов на право жительства или проживание по недействительным документам;

б) уклонение от выезда по истечении определенного срока пребывания;

в) несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства;

г) нарушение правил транзитного проезда через территорию страны. К ним могут быть применены в качестве меры административного взыскания предупреждение или штраф. Взыскания налагаются органами внутренних дел.

.Статья 321 КоАП предусматривает такой вид административного взыскания, как административное выдворение за пределы РФ
иностранных граждан и лиц без гражданства. Это административное взыскание связано с обеспечением государственной безопасности и охраной общественного порядка. Его субъектами могут быть только иностранные граждане и лица без гражданства. Административное выдворение представляет собой принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из РФ. Уклоняющиеся от выезда иностранные
граждане и лица без гражданства подлежат с санкции прокурора
задержанию и выдворению в принудительном порядке. Задержание при этом допускается на срок не более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ).

Выдворение иностранного гражданина за пределы страны происходит в случаях:

а) если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;

б) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан и других лиц;

в) если он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан, таможенное, валютное или иное законодательство. Данный внутригосударственный акт не предполагает в дальнейшем судебного преследования выдворенного лица.

Статья 30 Закона «О правовом положении иностранных граждан в СССР» за нарушение данного закона предусматривает и такую меру административного воздействия, как сокращение срока пребывания. Решение о сокращении срока пребывания принимают органы внутренних дел.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ на основании Конституции РФ (ст. 63) предоставляется политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Специальным административно-правовым статусом обладают беженцы и вынужденные переселенцы. Проблема беженцев не нова, она обычно возникает после установления новых границ между государствами, в связи с отделением от государства суверенной территории (распадом союза государств), войнами, локальными вооруженными конфликтами, возникающими на той или иной
почве, стихийными бедствиями (например, многолетняя засуха,
эпидемии или чрезвычайные ситуации природного и техногенного
характера) и т.д.

Как правило, вопрос о статусе беженцев относится к сфере внутренней политики отдельного государства. В законодательстве различных государств предусмотрен упрощенный порядок приобретения гражданства беженцами с указанием «облегчающих обстоятельств или сокращенных вариантов сроков оседлости. Так, Законом РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. (с изменениями, внесенными законами РФ от 7 июня 1993 г. и 6 февраля 1995 г.)1 установлено, что обычным условием
приема в гражданство Рф является постоянное проживание на
территории РФ для иностранных граждан и лиц без гражданст-
ва — всего пять лет или ‘три года непрерывно непосредственно
перед обращением с ходатайством. Для беженцев, признаваемых
таковыми законом РФ, договором РФ указанные сроки сокраща-
ются вдвое.

В последние годы в результате ухудшения социально-экономического положения граждан в республиках бывшего Советского Союза, а также по причинам внутриполитического характера проблема беженцев для России приобрела особую остроту. Миллионы граждан ближнего зарубежья и прежде всего русскоязычные граждане оказываются на территории РФ на положении беженцев. Немало беженцев появилось в нашей стране из дальнего зарубежья.

На основе Конституции РФ и общепризнанных норм международного права административно-правовой статус беженцев определяется Законом РФ «О беженцах» от 19 февраля 1993 г.2 (в редакции Федерального закона от 28 июня 1997 г.), в котором впервые дано определение понятия беженца. Так, ст. 1 названного Закона устанавливает: беженец — это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания,
гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не
желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Данный закон устанавливает порядок признания лица беженцем, а также правовые, экономические и социальные гарантии защиты, их прав. В то же время беженцем не может быть лицо, совершившее преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества или другое тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории РФ и
при ряде других обстоятельств. Если лицо умышленно сообщило
заведомо ложные сведения либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для признания его беженцем, то оно
может лишиться статуса беженца.

Лицо для признания его беженцем в РФ обязано по прибытии
незамедлительно обратиться лично или через уполномоченного
на то представителя с ходатайством по месту своего пребывания
в соответствующий орган Федеральной миграционной службы
России, орган пограничного контроля, а при его отсутствии — в
соответствующий орган исполнительной власти. В течение пяти
дней со дня обращения с ходатайством эти органы принимают решение о регистрации ходатайства о признании конкретного лица беженцем.

Лицо, находящееся вне пределов РФ, для признания его беженцем вправе обратиться с соответствующим ходатайством в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ в стране своего пребывания. Указанное ходатайство направляется в Федеральную миграционную службу России для рассмотрения и принятия того или иного решения.

В случае регистрации ходатайства о признании беженцем и выдаче свидетельства лицо, подавшее ходатайство и находящееся на территории РФ, соответствующим органом Федеральной миграционной службы России по месту пребывания, а при его отсутствии — органом исполнительной власти, направляется на временное поселение.

Решение о признании лица беженцем принимается соответствующим органом Федеральной миграционной службы России (миграционными службами субъектов РФ) в течение трех месяцев (двух месяцев для лиц, находящихся вне пределов РФ) со дня регистрации ходатайства о признании лица беженцем и ему выдается удостоверение установленного образца.

При отказе в признании лица беженцем ему в пятидневный срок вручается (направляется) письменное уведомление с указанием
причин отказа. Решение об отказе, другие решения и действия
(бездействие) федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением данного закона, могут быть обжалованы в Федеральную миграционную службу России или суд. Решение об отказе в признании лица беженцем направляется также в орган внутренних дел для организации выезда с территории РФ лица, получившего отказ. При отказе от добровольного выезда лицо совместно с членами семьи выдворяется (депортируется) за пределы
территории РФ.

Лицо, признанное беженцем, пользуется всеми правами гражданина РФ, но с учетом некоторых особенностей. Он имеет право:

а) проживать в течение срока признания его беженцем в месте
временного поселения;

б) пользоваться в месте проживания коммунальными услугами, медицинской и лекарственной помощью, получать питание по установленным нормам, получать единовременное пособие;

в) избрать местом своего постоянного проживания либо населенный пункт из числа предлагаемых ему органами ФМС России, либо населенный пункт, в котором проживают его родственники, при условии их согласия на совместное проживание;

г) работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать в собственность недвижимое имущество на условиях, установленных для иностранных граждан законами РФ;

д) получать при содействии соответствующих органов государственного управления сведения о родственниках, проживающих в стране, территорию которой он покинул, а также об оставленном там имуществе;

е) обратиться в соответствии с Законом «О гражданстве» с ходатайством о предоставлении ему гражданства РФ;

ж) добровольно вернуться в страну своего прежнего постоянного проживания.

Лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем и находящееся на территории РФ, обязано по получении направления на временное поселение своевременно прибыть в центр временного размещения, соблюдать установленный порядок проживания в месте временного поселения, проходить медицинские осмотры по требованию органов здравоохранения.

Закон устанавливает конкретные гарантии прав беженцев: беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул; решения и действия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, ущемляющих права беженцев, могут быть обжалованы в вышестоящие органы или в суд.

В месте концентрации беженцев федеральная миграционная служба субъектов РФ разрабатывает региональные программы приема, размещения и обустройства беженцев. Например, миграционной службой Волгоградской области разработана областная программа «Миграция», существует зарегистрированный областной комитет русских беженцев, осуществляются конкретные мероприятия по оказанию помощи этой группе населения. Беженцам в приоритетном порядке выделяется земля под застройку, организацию сельскохозяйственного производства, предоставляются для
временного проживания общежития, базы отдыха, дома культуры, оказывается материальная помощь (предоставление беспроцентных ссуд на строительство и покупку жилья, на его ремонт и реконструкцию), содействие в трудоустройстве, оформлении пенсий и т.д. Тем не менее многие правовые организационные и материальные вопросы жизнеобеспечения беженцев еще ждут своего
решения.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства могут обладать статусом вынужденного переселенца. В соответствии с Законом РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. (в
редакции Федерального закона от 20 декабря 1995 г.) они могут получить этот статус при условии:

а) постоянного проживания на законных основаниях на территории РФ;

б) изменения места жительства в пределах территории РФ;

в) если они покинули место жительства вследствие совершенного в отношении их или членов их семей насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку
расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и т.д. При этом порядок регистрации ходатайств и принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем или беженцем, их административно-правовой статус применительно к иностранным гражданам и лицам без гражданства во многом совпадают.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.92MB/0.00048 sec

WordPress: 23.02MB | MySQL:122 | 1,516sec