ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ГРАНИ СООТНОШЕНИЯ

<

090314 0236 1 ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ГРАНИ СООТНОШЕНИЯСоздание российской суверенной государственности, глубокие политические, экономические, организационные реформы в стране повлекли коренные изменения всего массива административно-правовых норм. В 90-х годах ХХ века в российском административном праве произошли коренные изменения, в ходе которых пришлось полностью обновлять и быстро расширять систему административно-правового регулирования. Создание российской суверенной государственности, глубокие политические, экономические и социальные реформы повлекли большие перемены во всем массиве административно-правовых норм, который был обновлен, расширен, модернизирован, стал более демократичным. Были закреплены демократические начала организации и функционирования исполнительной власти, расширены права граждан, значительно повышена роль закона в регулировании властеотношений. Следует особенно подчеркнуть то, что, прежде всего, изменения были связаны с гуманизацией административного права, которое «повернулось лицом к человеку» и во многих источниках конкретизировало конституционную норму о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Этот процесс продолжился и с принятием нового Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года, ознаменовавший очередной этап в развитии российского законодательства об административных правонарушениях и административной ответственности.

Участниками административно-правовых отношений являются субъекты административного права, к которым относят: органы исполнительной власти; Президент РФ; Правительство РФ; исполнительные органы местного самоуправления; граждане (физические лица); общественные объединения; администрация предприятий и учреждений; органы государственной власти субъектов РФ. Данные субъектов административного права различаются по своей природе, характеру, правовому статусу, по иным основаниям и критериям органы государственной власти, другие организационно-правовые структуры и формы, физические лица (граждане), а также обладающие существенными особенностями органы государственной власти (органы законодательной, представительной власти; органы исполнительной власти) субъектов Российской Федерации.

Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский предлагают условно названные субъекты административного права объединить в следующие группы1:

органы государственной власти — органы исполнительной власти;

Президент РФ; Правительство РФ; органы государственной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления;

далее, общественные объединения — политические партии, профсоюзы, общественные ассоциации, союзы, гильдии и т.п.

Следующие разновидности субъектов административного права — это администрации предприятий и учреждений.

И, наконец, но далеко не в последнюю очередь, такой важнейший и, к сожалению, как правило, мало описываемый в литературе субъект административного права, как граждане (физические лица). Хотя вероятно некоторое исключение составляют работы Ю.М. Козловой, Л.Л. Попова2.

Таким образом, можно сказать, что актуальность тема исследования данной курсовой работы определяется тем, что анализ проблемы административно- право и дееспособности субъектов административного права относительно мало исследованы с учетом изменившихся условий российской современности с учетом произошедших юридическом праве изменений, связанных с переходом от действующих долгое время советских командно-административных правовых норм к более цивилизованным, демократическим, гуманистическим нормам. В данной работе будет также сосредоточено внимание на рассмотрении административно-правовой части статуса гражданина, в особенности с учетом того, что данный аспект недостаточно разработан в литературе, а в некоторых учебных изданиях по административному праву он только упоминается, но сколько-нибудь детально не анализируется.

Фактическое положение человека, масштаб его свободы выражаются, прежде всего, в материальных и духовных возможностях и обязанностях, количество, качество и пределы которых определяют содержательную характеристику состояния конкретной личности. Что и составляет правовой статус личности.

Правовой статус личности – это система прав, свобод и обязанностей, закрепленная в нормах права1. Считаем необходимым сразу сделать оговорку относительно понятия «личность». Понятие «личность» объединяет свойства индивидуума и как человека, и как гражданина. Поэтому правовой статус личности охватывает систему прав и обязанностей человека и гражданина.

Не все авторы научных работ по теории государства и права сходятся во мнении, что правовой статус личности — это только система прав и обязанностей.

Существует несколько подходов к определению правового статуса личности. Некоторые исследователи наряду с системой прав и обязанностей предлагают включать в правовой статус гражданство, общую правоспособность; гарантии прав2; законные интересы3; юридическую ответственность4 и др.

Можно согласиться с мнением, высказанным в большинстве работ по теории государства и права (М. Н. Марченко, Г. Н. Манов, и другие) о том, что едва ли необходимо выделять в качестве самостоятельного элемента правового статуса законные интересы, т. е. интересы, которые прямо не зафиксированы в юридических правах и обязанностях. Интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того, находит он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит правовой защите со стороны государства. Интерес – категория внеправовая, или доправовая, и, разумеется, воплощается не только в конкретных правовых предписаниях, но и в общих принципах права. Правовое выражение и защита интересов личности — одна из важных функций правовой системы в целом. Понятие же правового статуса целесообразно ограничить категориями прав и обязанностей, которые позволяют четко выделить его структуру. Предстатусные и послестатусные элементы, вероятно, следует включить в «правовое положение личности», как это предлагают Н. В. Витрюк и В. А. Кучинский.

Основой правового статуса личности является ее конституционный статус, где права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, внутренне согласованный комплекс.

В правовой науке выделяют следующую классификацию правовых статусов, которая проводится по сфере их действия и структуре правовых систем:

• общий (международный) правовой статус. Включает в себя помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах;

• конституционный (базовый). Объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны;

• отраслевой статус. Состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы,

• родовой (специальный). Отражает специфику правового положения отдельных категорий людей;

• индивидуальный. Характеризует особенности положения конкретного человека.

Все виды статусов означают закрепление в праве меры возможного и должного поведения личности, пределы ее свободы.

В зависимости от характера государственного режима, существует два подхода к определению меры свободы личности в праве. В обществах, где господствуют тоталитарные принципы, где государство считает себя, а не человека, высшей ценностью, правовой статус личности, как правило, устанавливается по принципу «запрещено все, кроме того, что разрешено». Пределы свободы исчерпывающим образом определены государством.

В обществах, где государство признает человека в качестве высшей ценности (демократические государственные режимы), правовой статус формируется исходя из принципа «разрешено (дозволено) все, кроме того, что запрещено». Здесь государство устанавливает исчерпывающий перечень запрещенных действий, а пределы свободы человека неопределенны. Единственный ограничитель – граница запретов.

Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве Конституции, демократических законов и равенства всех перед законом.

В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Правовое государство — это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограничено правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает другим людям.

В числе важнейших элементов, отвечающих характеристике правового государства (его основных признаков), следует назвать1:

1) Осуществление подлинного народовластия, распространяемого во все стороны организации и сферы жизни гражданского общества и выступающего в качестве целостной системы развития демократии.

2) Конституционное обеспечение разделения властей, выражающее различные государственные формы осуществления единой власти народа.

3) Верховенство права и связанность государственной власти правовыми предписаниями.

4) Верховенство закона, согласно которому именно закон обладает высшей юридической силой в системе иных правовых актов и обеспечивает недопустимость произвольного вмешательства государства в жизнь гражданского общества, т.е. вмешательства, не основанного на положениях закона.

5) Взаимосвязь прав и обязанностей и взаимная ответственность государства и личности, а также гарантированность прав и свобод человека, обеспечивающая их реализацию в политической, социальной и культурной сферах жизни.

6) Повышение роли и авторитета судебной власти с необходимыми конституционными гарантиями независимости правосудия.

7) Формирование эффективных институтов конституционного контроля за законностью.

Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

Правовой статус личности следует рассматривать как родовое понятие, которое выступает как:

1) правовой статус гражданина:

2) правовой статус иностранца;

3) правовой статус лица без гражданства (апатрида).

Правовой статус гражданина является всеобъемлющим. Это означает, что гражданин обладает всей полнотой установленных в законодательстве прав и свобод, на него распространяются и все обязанности.

Правовой статус иных субъектов содержит ряд изъятий. Например, иностранцы не могут участвовать в выборах и референдумах, служить в армии, создавать политические партии и т.д.

В некоторых государствах иностранцам предоставляется правовой статус, максимально приближенный к правовому статусу гражданина. Это называется предоставлением «национального режима».

Правовой статус личности останется декларацией, если в государстве и в обществе не будет создан соответствующий механизм гарантий его реализации.

 

Выделяют общие и специальные (юридические) гарантии прав человека и гражданина.

К общим гарантиям, как правило, относят: экономические – материальные условия жизни общества, которые позволяют фактически воспользоваться правами и свободами (отдыхать, учиться, получать доступ к здравоохранению и т.д.); политические – установление системы демократии, обеспечивающей доступ каждого к управлению обществом и государством; идеологические – поддержание в обществе атмосферы свободы, уважения достоинства личности и т.д.

<

К юридическим гарантиям относят совокупность правовых норм, позволяющим человеку с помощью юридических средств эффективно пресекать нарушения своих прав и свобод, восстанавливать свое нарушенное право (это, например, нормы, гарантирующие право каждого гражданина в судебном порядке отстаивать свои честь и достоинство, жизнь и здоровье, имущество от различного рода посягательств и обязывающие все государственные органы, должностные лица уважать личность, охранять ее права и свободы).

В целом проблема полноты прав и свобод человека, их гарантированности приобрела сегодня общемировое значение, критерием реальности национального и международного права как основы внутренней международной политики.

 

 

 

 

 

2. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАН РФ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ

 

Правовой статус физического лица — гражданина РФ складывается из ряда взаимосвязанных специфических составных частей: конституционно-правовой части; административно-правовой части; гражданско-правовой части, и др.

Проблеме административно-правового статуса граждан посвящена значительная научная литература таких авторов как Петров Г.Е., Новоселов В.И., Ямпольская Ц.А. 1. В. И. Новоселов полагает что гражданином следует считать «лицо (человека), не состоящего с данным органом управления в трудовых или государственно-служебных отношениях»2. Очень ценно, что автор отметил условность данного понятия: лицо считается гражданином применительно к определенным отношениям, а не вообще. Дело в том, что один и тот же человек (например, госсанинспектор) в одних отношениях выступает как частное лицо (гражданин), в других — как служащий, в-третьих — как представитель власти.

Однако рассматриваемое определение нужно уточнить. Во-первых, речь можно вести об отношениях не только с органом управления, а вообще с любым коллективным субъектом административного права. Во-вторых, точнее говорить не о трудовых, государственно-служебных отношениях, а о том, что лицо не является участником устойчивых организационных связей, членом определенного коллектива. Таким образом, под гражданином понимается отдельное лицо, которое не находится в устойчивых правовых отношениях с данной организацией.

Административно-правовой статус индивидуального субъекта — это правовое положение личности в ее отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государственного и административного права. Он является составной частью общего правового статуса гражданина. Права и обязанности личности, о которых говорится в административно-правовых нормах, производны от конституционных и часто конкретизируют последние.

«Административно-правовой статус граждан Российской Федерации устанавливается прежде всего Конституцией Российской Федерации, актами органов представительной власти. В формировании и особенно в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти»1. Правительство, министерства, губернаторы издают немало нормативных актов, которые предоставляют определенным категориям лиц льготы, закрепляют процедуры деятельности различных инспекций, устанавливают правила (охоты, дорожного движения и т. д.).

Составными частями административно-правового статуса индивидуального субъекта являются административная правосубъектность и его реальные права и обязанности, приобретенные в соответствии с нормами административного права. «Правосубъектность включает два основных структурных элемента: во-первых, способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность); во-вторых, способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность). Поэтому иногда правосубъектность называют праводееспособностью»2.

Административно-правовое положение личности характеризуется прежде всего объемом и характером административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность. В административно-правовом статусе в обобщенном виде конкретизируются разнообразные права, обязанности, гарантии с учетом отраслевой праводееспособности. Административно-правовой статус гражданина устанавливается прежде всего Конституцией РФ, актами органов представительной власти, указами Президента РФ, актами органов исполнительной власти3.

Основные права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти являются частью комплекса прав, свобод и обязанностей, закрепленных в гл. 2 Конституции РФ и конкретизированных в законах и других нормативно-правовых актах. Из конституционных прав и обязанностей важное значение для административно-правового статуса имеют положения ст. 25, 27, 31, 32, 33,42, 45, 46, 57, 58, 59 Конституции РФ и ряд других.

Нормы Конституции РФ являются нормами прямого действия, но для того, чтобы реализовать принадлежащие гражданину права и выполнить возложенные на него обязанности, необходимо дальнейшее развитие конституционных норм в текущем законодательстве, регламентирующем возможность и режим осуществления прав, свобод и обязанностей гражданина. Так, положения ст. 27 Конституции РФ конкретизированы в Законе РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»; в Федеральном законе от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», а также в ряде подзаконных актов, например, в постановлении Правительства РФ от 17 июля 1995 г. «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», и т.д.

Следует отметить, что не все права и свободы человека и гражданина производны от его конституционного статуса. В этой связи перечисленные в Конституции РФ права и свободы не должны толковаться как отрицание или умаление других прав и свобод, в том числе тех, которые входят в содержание административно-правового статуса. К ним можно отнести право на управление транспортным средством, право на перемену фамилии, имени и отчества и т.д.

Нормы административного права о статусе человека и гражданина содержатся в комплексных нормативных правовых актах, которые включают лишь часть норм, имеющих отношение к данному статусу, а также в специальных нормативных правовых актах, регламентирующих вопросы статуса. К ним относятся: «Основы законодательства об охране здоровья граждан»; Закон РФ «Об образовании»; Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»; Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»; Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»; Федеральный закон «Об общественных объединениях»; Федеральный закон «О свободе совести и религиозных организациях»; Закон РФ «О вынужденных переселенцах»; Закон РФ «О беженцах»; Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»; Закон РФ «О защите прав потребителей»; Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»; Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»; Указ Президента РФ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации», а также ряд других указов Президента страны и постановлений Правительства РФ1.

Тут следует проанализировать некоторые из наиболее важных, существенных нормативных актов, образующих административно-правовой статус индивида, физического лица, в первую очередь гражданина РФ.

В связи с рассмотрением данного аспекта правового статуса гражданина заметим, что речь идет о характеристике одного из ведущих субъектов административного права РФ, углублении и расширении знаний и представлений именно административного правового характера, касающихся правового положения гражданина.

Далее, существенным компонентом в рассмотрении избранного аспекта является норма п. «к» ст. 72, относящая административное и административно-процессуальное законодательство к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

Сосредоточим внимание на некоторых наиболее заметных нормативных актах, характеризующих административно-правовой статус гражданина.

Прежде всего, это Закон «О гражданстве Российской Федерации» с изменениями и дополнениями (ВВС РФ. 1992. № 6. Ст. 243; СЗ РФ. 1995. №7.Ст.496)1.

В названном Федеральном законе, имеющем фундаментальное значение, обращают на себя внимание следующие существенные моменты.

Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

В Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство. В Российской Федерации никто не может быть лишен своего гражданства иди права изменить свое гражданство.

Гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора Российской Федерации.

Таким образом, административная правоспособность — это способность иметь права и обязанности, закрепленные нормами административного права1. Частично она возникает с момента рождения: право на имя2, на медицинскую помощь, на бесплатное обеспечение лекарствами. Будучи в принципе равной, административная правоспособность граждан не одинакова. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, образования, места жительства, национальности и других демографических факторов. В качестве примера можно назвать воинскую обязанность, способность стать носителем которой зависит от пола, возраста, состояния здоровья, гражданства и ряда иных факторов. В настоящее время, когда субъекты Федерации в соответствии со ст. 72 Конституции РФ активно осуществляют административное правотворчество, административная правоспособность жителей разных регионов имеет определенные различия.

Таким образом, главные особенности административной правоспособности заключаются в следующем: 1) она регулируется нормами административного права; 2) ее содержание состоит в регулировании отношений индивидуальных субъектов с субъектами исполнительной власти; 3) у конкретных лиц она возникает с момента рождения; 4) для разных лиц она не одинакова по объему.

Административная правосубъектность индивидуальных субъектов непрерывно расширяется. В ее регулировании повышается роль законов. За последние годы федеральными законами гражданам предоставлено право на оружие, на свободный выбор места жительства, учреждение средств массовой информации и др. Значительно расширены права на судебную защиту, на объединение, на свободу совести.

Законодательство закрепляет обстоятельства, при наличии которых общий, и прежде всего административно-правовой, статус индивидуального субъекта может быть ограничен:

1) чрезвычайные обстоятельства (массовые беспорядки, стихийные бедствия и др.);

2) если это несовместимо с их общественно полезной деятельностью (запрещение совместной службы родственников, совмещения государственной службы с предпринимательской деятельностью и т. п.);

3) если без этого невозможно обеспечить государственную безопасность (режим секретности, пограничный режим и др.);

4) совершение неправомерных действий (лишение правонарушителей водительских прав, ограничения на приобретение ими оружия и т. п.).

В первых трех случаях ограничения непосредственно устанавливаются нормативными актами, касаются неопределенного числа граждан и поэтому являются групповыми. А ограничения административно-правового статуса в связи с совершением неправомерных действий носят индивидуальный характер, персонифицированы, являются мерами принуждения.

В течение последнего десятилетия административная правосубъектность индивидуальных субъектов непрерывно расширяется. В ее регулировании повышается роль законов. За последние годы федеральными законами гражданам предоставлено право на оружие, на свободный выбор места жительства выезда из России, учреждение средств массовой информации и др. Значительно расширены права на судебную защиту, на объединение, на свободу совести.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства».

Федеральными законами предусмотрены четыре группы обстоятельств, при наличии которых правовой статус, прежде всего административно-правовой статус индивидуального субъекта, может быть ограничен:

  1. Конституция РФ. М., 1993.
  2. Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 1993.
  3. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  4. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  5. Кодекс об Административных Правонарушениях РФ: Принят 30 дек. 2001 г. Вступил в действие 01 июля 2002 г.// СЗ РФ. 2002. №. Ст. 1.
  6. Комментарий к конституции Российской Федерации. М.; БЕК, 2000.
  7. Конвенции о правах ребенка: Принята в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН.
  8. Административное законодательство Российской Федерации / Под ред. Н.Ю. Хаманевой. М. 2000.
  9. Административное право /Под ред. Козлова Ю.М., Попова Л.П. М.; Юристъ, 1999.
  10. Административное законодательство Российской Федерации. М., 2003.
  11. Александров Н. Г. Законность и правоотношения в советском обществе. М., 1955.
  12. Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982.
  13. Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М.. 1989.
  14. Алексеев С.С. Государство и право. -М., 2003.
  15. Алексеева. Л. Б. Международные нормы о правах человека и применение их судами РФ. Практическое пособие. М.; Права человека, 1996.
  16. Алехин А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Ч. 1. М., 1994.
  17. Ануфриева Л. П. Иностранные физические лица: правовое положение в России // Российская юстиция, 1997 № 6. С. 45-47.
  18. Бахрах Д.Н. Административное право России.–М.: НОРМА, 2001.
  19. Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.
  20. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. -М.: ООО «ТК Велби», 2002.
  21. Герасименко Ю. В. Иностранцы: понятие и содержание их конституционно-правового статуса. Омск, 1996.
  22. Гражданин и аппарат управления. Т. 1. М., 1982. .
  23. Гражданин и аппарат управления. Т. 2. М., 1984.
  24. Новоселов В. И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов, 1976
  25. Новые федеральные законы и правовой статус иностранных граждан // Юрист, 1997 № 2. С. 42-46.
  26. Конституционный статус личности. М., 1980.
  27. Кучинский В. А. Личность, свобода, право. М., 1978.
  28. Пиголкин А. С. Общая теория права. М., 1996. Гл.8, С. 132-150, такое же определение у Манова Г. Н., Марченко.
  29. Правовой статус иностранных граждан и юридических лиц в РФ. М.; Российский юридический издательский дом, 1995.
  30. Романов С. В. О теоретических основах правового регулирования статуса иностранцев в РФ // Московский журнал международного права, 1996 № 2.
  31. Смирнов А. В. Административная ответственность за нарушения налогового законодательства. М., 1995.
  32. Теория государства и права. Учебник для вузов. М., 1983.
  33. Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М., 1974.
  34. Ямпольская. Ц. А. Субъекты советского административного права (Авто-реф. дисс. д-ра юрид. наук. М., 1958


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00153 sec

WordPress: 22.32MB | MySQL:117 | 1,571sec