ПРИНЦИП НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ. ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ

<

093014 0933 1 ПРИНЦИП НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ. ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИКонституционные принципы правосудия — это закрепленные Конституцией Российской Федерации или следующие из ее норм общие основополагающие начала, определяющие содержание организации и деятельности государственных органов, реализующих судебную власть.

При осуществлении правосудия, построении судов и др. пределы действия того или иного конституционного принципа правосудия определяются с учетом:

— ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, провозглашающей, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ;

— ч.4 ст. 15, в соответствии с которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора.

Принципы правосудия закреплены в отраслях права, регулирующих правосудие, т. е. в нормах судоустройства и судопроизводства. Они являются межотраслевыми принципами, свойственными и организации и деятельности суда.

В рамках конституционного, гражданского и административного судопроизводства принципы правосудия действуют в судебных заседаниях. При уголовном судопроизводстве действие признаков охватывает не только судебное разбирательство, но и распространяется на предшествующие ему этапы — на дознание и предварительное следствие. В уголовно-процессуальном кодексе конституционные принципы правосудия отражены не только в общих положениях, но и в правовых нормах, регулирующих отдельные стадии процесса.

В своей совокупности принципы правосудия образуют систему и в неразрывной связи друг с другом.

Правосудие является наиболее надежным и эффективным способом разрешения споров, защиты прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц, гражданского общества и государства. Право на справедливое, беспристрастное судебное разбирательство независимым судом признается за каждым человеком и гражданином, как на уровне международных стандартов, так и в конституциях (основных законах) соответствующих государств.

«Идея осуществления правосудия независимым и беспристрастным судом, зародившаяся в древности, является одним из краеугольных камней, составляющих фундамент демократического правового государства, в котором права человека составляют основу закона государства, в котором всегда можно найти защиту от произвола»1. Именно поэтому каждое государство, относящее себя к демократическим правовым государствам, должно обеспечивать гарантии независимости и беспристрастности суда. «В определенные сроки в правовом государстве сменяются президенты, парламенты, правительства, но остаются незыблемыми высшие суды, что обеспечивает их подлинную независимость. Даже президенты, парламенты и правительства, территориальные образования, составляющие государство, должны идти в суд для разрешения конфликтных ситуаций и споров о праве, устранения юридических неопределенностей. Разумеется, и каждый отдельный человек, любое юридическое лицо именно в суде могут защитить свои права и законные интересы»2.

При осуществлении правосудия судья должен быть независимым и подчиняться только закону. При этом нужно исходить из того, что независимость является не личной привилегией судьи как гражданина, а особенностью его должности, статуса. Такой статус предоставляется судье в интересах народа, общества, государства, от имени которого судья осуществляет правосудие. «Принцип независимости судей и подчинения их только закону имеет ключевое значение для обеспечения надлежащего функционирования демократического правового государства. Зависимость судьи от кого-либо и подчинение судьи только закону альтернативны. Если есть первое, нет второго и наоборот. Следовательно, там, где судьи зависимы, по существу нет судебной власти»3 .

Признавая непреходящую ценность независимости и беспристрастности правосудия, обобщив положения национальных конституций и практику их применения, различные международные организации приняли ряд актов по этим вопросам. В их числе можно назвать, в частности, Основные принципы независимости судебных органов, принятые седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности 26 августа — 6 сентября 1985 года в Милане и одобренные резолюциями Генеральной ассамблеи ООН 40/32 от 29 ноября 1985 года и 40/146 от 13 декабря 1985 года. «Судебные органы решают переданные им дела беспристрастно, на основе фактов и в соответствии с законом, без каких-либо ограничений, неправомерного влияния, побуждения, давления, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, с чьей бы то ни было стороны и по каким бы то ни было причинам» (пункт 2). Принцип независимости судебных органов дает судебным органам право и требует от них обеспечения справедливого ведения судебного разбирательства и соблюдения прав сторон (пункт 6)1 . В названных Основных принципах отмечено также, что судьи обязаны хранить профессиональную тайну в отношении своей работы и конфиденциальной информации, полученной в ходе выполнения ими своих обязанностей, за исключением случаев открытого судебного разбирательства, и не должны принуждаться к даче показаний по таким вопросам (пункт 15).

Подтверждая актуальность
анализируемых проблем в любом государстве, Консультативный Совет Европейских Судей (далее — КСЕС) в Страсбурге 23 ноября 2001 года принял заключение № 1 (2001) по вопросу стандартов, касающихся независимости судебной власти и несменяемости судей.

Обосновывая необходимость строгого соблюдения принципа независимости судебной власти, КСЕС указывает, что такая «независимость является необходимым требованием для обеспечения верховенства закона и гарантии справедливого судебного процесса. Судьи «несут ответственность за жизнь, свободы, права, обязанности и собственность граждан» (согласно основным принципам ООН, а также Статьям 5 и 6 Европейской Конвенции по Правам Человека). Их независимость не является прерогативой или привилегией в их интересах, но в интересах верховенства закона и тех, кто ожидает справедливого решения суда. Независимость должна существовать не только в отношении общества в целом, но также в отношении любой стороны в частности, при рассмотрении судом дела любого характера. Судебная власть является одной из трех равных основ современного демократического государства. Она играет важную роль и выполняет важные функции в отношении двух других ветвей власти. Она также способствует тому, чтобы правительства и администрация несли ответственность за свои действия, и, согласно законодательству, содействует реализации законов на практике, а также, в большей или меньшей степени, следит за тем, чтобы эти законы отвечали требованиям конституции или закона высшей инстанции (к примеру, законы Европейского Союза). Чтобы быть способной выполнять все вышеперечисленные задачи, судебная власть должна быть независимой от других ветвей власти, что обеспечивает свободу от нежелательных контактов и влияния со стороны этих ветвей власти. Независимость, таким образом, служит своего рода гарантом справедливости. Это касается практически всех стадий карьеры судьи: от стажировки до назначения и повышения».

Независимость суда должна сводиться к совокупности двух основных элементов: институциональной (организационной) и функциональной независимости судебной власти.

Основной идеей концепции институциональной (организационной) независимости судебной власти является идея о том, что суды не должны подчиняться как законодательной, так и исполнительной ветвям власти и должны обладать беспристрастием и независимостью.

В правовом государстве, где права человека составляют основу государства, существует взаимная ответственность как граждан перед государством, так и государства перед гражданами, правосудие осуществляется независимым и беспристрастным судом. Поэтому идея о независимости суда и судей по-прежнему актуальна.

Принцип судейской независимости и гарантии его обеспечения закрепляется в ч.1 ст. 120 Конституции Российской Федерации и практически во всех судоустройственных и процессуальных актах Российской Федерации: в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ст.16), ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» (ст.5, 13), ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (ст.6), ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (ст.5), Законе Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (ст.9).

В Советских Конституциях за провозглашением независимости неизменно следовало требование подчинения судей только закону. Это требование на практике приводило к тому, что даже закон, противоречащий Конституции, был для судей обязательным.

Ч.1 ст.120 Конституции Российской Федерации вносит существенные коррективы в этот принцип: судьи подчиняются только Конституции и Федеральному Закону.

Специальное указание на Конституцию Российской Федерации в объясняется стремлением, во-первых, подчеркнуть, что Конституция занимает главное место в ряду законов, что это особый, неординарный закон, руководствоваться которым необходимо в первую очередь. Во-вторых, обратить внимание судей на ту особенность Конституции, что она в отличие от прежних имеет прямое действие, и суды вправе и обязаны непосредственно применять ее нормы, ссылаться на них в своих решениях независимо от того, приняты или не приняты законы, развивающие или детализирующие конституционные предписания.

Упоминание в Конституции Российской Федерации о федеральном законе не исключает необходимости для судов подчиняться законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ, если эти акты приняты по предметам совместного ведения и в соответствии с федеральным законом.

Провозгласив принцип независимости судей, законодатель, к сожалению, не раскрыл содержание данного принципа.

Подавляющее число процессуалистов считают, что принцип независимости судей содержит в себе две взаимообусловленные составляющие: собственно независимость суда и требование о подчинении его закону. С данным положением нельзя согласиться1.

Выделим характерные черты принципа судейской независимости или критерии независимой деятельности.

а) Запрет вмешательства. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Это касается как законодательной власти, Президента, Правительства, так и должностных лиц наряду с гражданами. Для того чтобы суд в своей деятельности действительно мог руководствоваться Конституцией и законом, ему должна быть гарантированна защита от любого влияния или вмешательства. В ст.10 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» предусмотрено, что всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления.

б) Неподотчетность судебной деятельности.При повторном разрешении дела судьи также независимы, поскольку указания вышестоящего суда обязательны для них лишь с учетом данного принципа, при нарушении которого суды первой инстанции поступают так, как им предписывает закон, и диктуют обстоятельства дела, установленные при новом его рассмотрении. Никакой вышестоящий суд, отменяя решения суда первой инстанции и направляя дело на новое рассмотрение, не может принуждать суд к определенному решению спора.

в) Беспристрастность суда. Рассматривая дело, суд не связан позицией участников процесса.

г) Самостоятельность суждений. Судьи руководствуются исключительно своим внутренним убеждением, это является существенным условием процессуальной самостоятельности судей.

Независимость суда — межотраслевой принцип процессуального права, в соответствии которым, суд осуществляет правосудие беспристрастно и самостоятельно, без угрозы вмешательства, руководствуясь исключительно законом.Закон не подчиняет себе суд, а устанавливает рамки, в которых суд уполномочен осуществлять деятельность независимо.

В законодательной формулировке рассматриваемого принципа выражена нераздельность двух положений, составляющих содержание данного принципа: а) независимость судей; б) подчинение их только закону. Представляется, что нельзя отождествлять принципы независимости судей и законности, так как принцип законности пронизывает все отрасли права, всю правовую деятельность, а принцип независимости судей касается исключительно правосудия1. Выражается в требованиях верховенства закона; наличия социальных и юридических механизмов, обеспечивающих реализацию права; равенства всех пред законом и т.д.

Значение каждого принципа определяется его взаимодействием с остальными и влиянием всех вместе, в системе на все стадии судебной деятельности. Содержание каждого принципа раскрывается через содержание ряда иных принципов отрасли. Каждый принцип, входя в систему, занимает свое собственное, специальное и самостоятельное место. Именно это, обусловив его взаимосвязь с другими принципами, обеспечивает эффективность его воздействия на общественные отношения и результативность действия всех принципов в системе.

Следовательно, принципы независимости суда и законности находятся в тесной взаимосвязи, принцип законности устанавливает предел судебной власти.

Независимость суда является условием вынесения законного решения.

Гарантии независимости судей и подчинения их только закону получили закрепление в Законе РФ о статусе судей, в частности в ст. 9 и 10.

Так, независимость судей обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные законом о статусе судей, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов.

Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни, было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

 

 

2. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: СИСТЕМА, СТРУКТУРА, КОМПЕТЕНЦИЯ

 

Органы внутренних дел занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов Российской Федерации. В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 10392» МВД РФ представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности я непосредственно реализующий основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.

МВД РФ подчиняется Президенту РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией Российской Федерации и законодательными актами Российской Федерации, а также Правительству РФ.

Основными задачами ведомства являются:

– разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

– организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;

– руководство органами внутренних дел и внутренними войсками, принятие мер по совершенствованию их деятельности;

– совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности.

В соответствии с этими задачами Министерство внутренних дел реализует следующие основные функции:

<

–определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по защите прав и свобод человека и гражданина, защите собственности, обеспечению общественного порядка, общественной безопасности, участвует в разработке и выполнении федеральных целевых программ в сфере борьбы с преступностью;

– осуществляет анализ состояния правопорядка и преступности, разрабатывает долгосрочные и оперативные прогнозы развития криминогенной ситуации и на этой основе вносит в установленном порядке в органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения об укреплении законности, обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, усилении борьбы с преступностью;

– организует и непосредственно осуществляет оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел;

– обеспечивает реализацию мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений;

– обеспечивает охрану важных государственных объектов, особо важных и режимных объектов, имущества юридических и физических лиц по договорам;

– организует деятельность органов внутренних дел по выдаче (аннулированию) специальных разрешений (лицензий) на занятие видами деятельности, производствами, работами (оказание услуг), подлежащими лицензированию в системе Министерства, а также по контролю за осуществлением этих видов деятельности, производств, работ (услуг);

– руководит Государственной инспекцией безопасности дорожного движения; организует учет дорожно-транспортных происшествий и в пределах своей компетенции принимает меры по их предупреждению; организует работу по регистрации и учету автомототранспортных средств, выдаче удостоверений на право управления автотранспортом;

– руководит Государственной противопожарной службой, организует работу по предупреждению пожаров и их тушению, а также координирует деятельность других видов пожарной охраны;

– организует деятельность органов внутренних дел, связанную с вопросами гражданства Российской Федерации, свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, выезда за пределы Российской Федерации и въезда на ее территорию, правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;

– осуществляет непосредственное руководство внутренними войсками; органами внутренних дел на особо важных и режимных объектах, комитетами Федеральной криминальной милиции, окружными управлениями материально-технического и военного снабжения, предприятиями, учреждениями и организациями, подчиненными Министерству; руководит отрядами милиции особого назначения (ОМОН);

– участвует в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, в осуществлении мероприятий единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии;

– формирует, ведет и использует федеральные учеты, банки данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации, осуществляет справочно-информационное обслуживание органов внутренних дел и внутренних войск, заинтересованных государственных органов;

– обеспечивает государственную защиту судей, народных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, судебных исполнителей и должностных лиц контролирующих органов, сотрудников МВД при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью, а также их близких и др.

Деятельность органов внутренних дел РФ строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности, гласности, взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, органами правопорядка иностранных государств, взаимоотношения с которыми определены соответствующими договорами.

Министерство внутренних дел РФ в своей деятельности руководствуется Конституцией России, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ.

Систему органов внутренних дел Российской Федерации составляют территориальные органы внутренних дел и внутренние войска, учебные заведения, научно-исследовательские институты, учреждения, предприятия МВД РФ.

Во главе системы органов внутренних дел стоит Министерство внутренних дел Российской Федерации. Структурными звеньями этой системы являются министерства внутренних дел (МВД) республик, главные управления внутренних дел (ГУВД) и управления внутренних дел (УВД) краев, областей — субъектов Российской Федерации; управления (отделы) внутренних дел на транспорте (УВДТ, ОВДТ); городские, районные отделы внутренних дел (ГОВД, РОВД); управления и отделы 8 Главного управления внутренних дел (на режимных объектах); комитеты федеральной криминальной милиции (КФМК). Важным компонентом структуры МВД РФ являются следственный комитет при МВД РФ, главные следственные управления (управления, отделы, отделения) при органах внутренних дел субъектов Федерации, городов, районов, подразделений на транспорте.

В структуру МВД также входят Главное управление государственной противопожарной службы (ГУГПС); окружные управления материально-технического и военного снабжения (ОУМТиВС); учебные заведения (Академия, институты, высшие школы, средние специальные учебные заведения), научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для решения задач, возложенных на органы внутренних дел. В систему МВД РФ, как отмечено выше, входят внутренние войска, состоящие из округов внутренних войск, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений, подразделений обеспечения деятельности внутренних войск, органов управления внутренними войсками.

Численность МВД РФ утверждается Президентом РФ по предложению Правительства РФ. МВД РФ возглавляет министр внутренних дел Российской Федерации, который, как и его заместители, назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по предложению председателя Правительства РФ.

В министерстве образуется коллегия, в состав которой входят министр (председатель коллегии), первые заместители министра и заместители министра по должности, а также руководящие сотрудники и военнослужащие системы министерства. Общая численность коллегии устанавливается Президентом РФ.

Члены коллегии министерства, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ. Коллегия министерства на своих заседаниях рассматривает наиболее важные вопросы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.

Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов, оформляются протоколами и проводятся в жизнь приказами министра.

В случае разногласий между министром и коллегией министр проводит в жизнь свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту РФ и Правительству РФ. Члены коллегии также могут сообщить о своем мнении Президенту РФ и Правительству РФ.

Решения, принятые на совместных заседаниях коллегии министерства и органов государственной власти Российской Федерации, оформляются протоколами и проводятся в жизнь совместными приказами министра и руководителей соответствующих органов государственной власти Российской Федерации.

Милиция в Российской Федерации представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения. Является одним из основных структурных подразделений органов внутренних дел.

Правовой статус милиции, ее организационная структура, а также место и роль милиции в обществе и государстве определены принятым 18 апреля 1991 г. Законом РСФСР «О милиции», а также Федеральным законом от 31 марта 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О милиции»29. Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», другими законами и правовыми актами РФ.

На милицию возложено решение следующих задач:

– обеспечение безопасности личности;

– предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

– выявление и раскрытие преступлений;

– охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

– защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

– оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных законодательством РФ.

Основными задачами криминальной милиции являются:

– выявление, предупреждение, пресечение в раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно;

– организация и осуществление розыска лиц, скрывшихся от ор^ ганов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

В составе криминальной милиции созданы и функционируют оперативно-розыскные и научно-технические подразделения, необходимые для решения задач криминальной милиции и помощи милиции общественной безопасности:

– подразделения уголовного розыска;

– подразделения по борьбе с экономическими преступлениями;

– специализированные подразделения по борьбе с организованной преступностью: Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУОП) — в составе МВД РФ и Региональные управления по борьбе с организованной преступностью (РУОП), включенные в состав комитетов Федеральной криминальной милиции МВД РФ. Компетенция ГУОП-РУОП смешанная, они осуществляют борьбу с преступлениями как по линии уголовного розыска, так и по линии БЭП;

– подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (УНОН), (ОНОН);

– научно-технические и другие подразделения..

К числу основных задач, решаемых милицией общественной безопасности, относятся:

– обеспечение личной безопасности граждан;

– охрана общественного порядка и общественной безопасности;

– предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

– раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, и расследование преступлений в форме дознания;

– оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям. Иные задачи на милицию общественной безопасности могут быть возложены только законом.

Исходя из указанных задач деятельность милиции общественной безопасности в большей степени призвана решать вопросы местного уровня, в связи с чем она подконтрольна не только вышестоящему органу внутренних дел, но и органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления.

Территориальные органы внутренних дел субъекта Российской Федерации вправе, по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Федерации и Министерством внутренних дел РФ, создавать, реорганизовывать и ликвидировать подразделения милиции, содержащиеся за счет областного бюджета. Деятельность подразделений милиции, содержащихся за счет областного бюджета, должна строго соответствовать действующему законодательству РФ и не противоречить нормативной базе МВД РФ.

В структуру милиции общественной безопасности входят: дежурные части; участковые инспектора милиции; государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых; специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке; приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество; медицинские вытрезвители при органах внутренних дел; центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей; отряды милиции особого назначения; подразделения: а) милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел; б) дознания; в) патрульно-постовой службы; г) лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью; д) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых; е) по делам несовершеннолетних; ж) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства; з) по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств.

Следственный Комитет при Министерстве внутренних дел РФ входит в структуру Центрального аппарата Министерства в качестве органа, обеспечивающего в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве и возглавляющего Органы предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Правовую основу деятельности Следственного комитета составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы и указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам предварительного следствия, межгосударственные договоры, заключенные Российской Федерацией с иными государствами, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерация.

Следственный комитет возглавляет заместитель Министра внутренних дел РФ — начальник Следственного комитета при МВД России, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ во предложению Председателя Правительства РФ.

Начальник Следственного комитета имеет первого заместителя в заместителей, которые назначаются на должность в освобождаются от должности Министром по представлению начальника Следственного Комитета-

В структуре Следственного комитета функционируют: организационное управление; контрольно-методическое управление; информационно-аналитическое управление; следственная часть по расследованию организованной преступной деятельности; отдел кадров; секретариат.

В установленном порядке в составе Следственного комитета или в непосредственном ему подчинения могут создаваться специализированные и другие подразделения.

Основные задачи: организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного следствия в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, отнесенных к подследственности органов внутренних дел; осуществление в пределах своих полномочий контроля за соблюдением законности в деятельности органов предварительного следствия; – организация расследования преступлений непосредственно следователями Следственного комитета; проведение эффективной кадровой политики и повышение профессионального мастерства следственных работников.

В целях решения возложенных на него задач Следственный комитет осуществляет следующие возложенные на него функции:

– анализирует следственную практику, организацию и результаты деятельности органов предварительного следствия; разрабатывает и реализует меры по повышению качества и сокращению сроков предварительного следствия, обеспечению законности при его производстве, совершенствованию организации следственной работы;

– изучает, обобщает и рекомендует к внедрению положительный, в том числе зарубежный опыт предварительного следствия, разрабатывает для использования на практике современные методики расследования отдельных видов преступлений; организует и проводит совещания, научно-практические конференции и семинары во проблемам предварительного следствия; издает Информационный бюллетень;

– организует рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций и предприятий, поступающих в связи с производством по уголовным делам;

– осуществляет ведомственный процессуальный контроль за расследованием наиболее сложных уголовных дел, оказывает помощь в их расследовании; ведет контрольные производства по этим дедам;

– оказывает практическую и методическую помощь органам предварительного следствия, проверяет их работу, осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков;

– координирует расследование преступлений, носящих межрегиональный и международный характер, производимое следователями органов внутренних дел, создает в необходимых случаях межрегиональные следственные группы;

– организует взаимодействие следователей органов внутренних дел Российской федерации с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор в судебный контроль по уголовным делам, и в пределах связей компетенции — с другими правоохранительными органами, министерствами, учреждениями и организациями;

– изучает правоприменительную практику и осуществляет разработку предложений в проекты законодательных, подзаконных, ведомственных и межведомственных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к деятельности органов предварительного следствия; участвует в проведении экспертиз правовых актов; в установленном порядке и в части, касающейся деятельности органов предварительного следствия, ведет систематизированный учет действующего законодательства, информирует подчиненные органы о его изменениях и дополнениях;

– организует производство непосредственного расследования наиболее сложных, носящих межрегиональный и международный характер организованных преступлений;

– обращается в установленном порядке в компетентные органы зарубежных государств с запросами об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с международными договорами Российской Федерации и организует исполнение аналогичных запросов;

— разрабатывает нормативы нагрузки, штатной численности и материально-технического обеспечения следователей органов внутренних дел, типовые положения и типовые структуры органов предварительного следствия;

— осуществляет подбор руководящих кадров, организацию профессиональной подготовки и повышение квалификации следственных работников, участвует в обеспечении органов предварительного следствия современной организационной и криминалистической техникой.

Подобным образом организована работа и реализовано структурное построение следственных управлений (отделов) в МВД республик в составе РФ, ГУВД-УВД краев, областей, УВДТ.

Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел РФ создана с целью защиты жизни и здоровья людей, имущества от пожаров, для организации и осуществления государственного пожарного надзора в Российской Федерации за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции Федеральных законов от 22.08.95 № 151-ФЗ, от 18.04.96 № 32-ФЗ, от 24.01.98 № 13-ФЗ, от 07.11.2000 № 135-ФЗ), принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Государственное учреждение «Главное управление Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее – ГУГПС МВД России) возглавляет систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ. ГУГПС МВД России — самостоятельное оперативное структурное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ.

На ГУГПС МВД России в пределах компетенции, установленной законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, возложены следующие основные задачи: организация разработки и осуществления государственных мер, нормативного регулирования в области пожарной безопасности; руководство системой Государственной противопожарной службы; организация и осуществление государственного пожарного надзора в Российской Федерации; организация разработки и осуществления единой научно-технической политики в области пожарной безопасности; организация и осуществление лицензирования и сертификации в области пожарной безопасности; организация тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ; профессиональная подготовка кадров и ресурсное обеспечение системы Государственной противопожарной службы.

ГУГПС МВД России имеет в своей структуре: управление государственного пожарного надзора; специальное (Первое) управление; отделы: координации и правового обеспечения; организационно-аналитический; организационно-строевой; пожаротушения; пожарной техники в вооружений; финансово-экономический; секретариат.

Должностные лица органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора имеют право:

– организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы но пожарной безопасности, а также нормативные документы, регламентирующие порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции;

– осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, а также должностными лицами и гражданами;

– вносить в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности;

– проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений предприятий и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

– входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;

– участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;

— рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение предприятий, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности иди при отсутствии указанных требований;

– проводить на предприятиях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки в части соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности;

– давать руководителям предприятий, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;

– приостанавливать полностью или частично работу предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требований при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом переоснащении предприятий, зданий, сооружений и других объектов;

– производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушении требований пожарной безопасности, а также осуществлять в протокольной форме досудебную подготовки материалов о преступлениях, связанных с пожарами;

– вызывать в органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;

– налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписания и постановлений должностных лиц Государственной противопожарной службы.

Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.

Правовой основой построения и деятельности внутренних войск являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О внутренних войсках МВД РФ» от 6 февраля 1997 г. №27-ФЗ, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. №76 -ФЗ, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ, общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ, временный устав внутренних войск МВД РФ, ведомственные нормативные акты.

Основные задачи внутренних войск определены Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних Министерства внутренних дел Российской Федерации»: участие совместно с органами внутренних дел в охране объектов и специальных грузов; конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу; участие в территориальной обороне Российской Федерации; оказание содействия пограничным войскам Федеральной пограничной службы РФ в охране Государственной границы. Оперативно-территориальными объединениями внутренних войск являются округа, включающие в себя соединения и воинские части.

В состав внутренних войск МВД РФ входят: органы управления внутренними войсками; соединения ц войсковые части оперативного назначения; специальные моторизованные воинские части; соединения и воинские части по охране важных государственных объектов и специальных грузов; воинские части по конвоированию; авиационные воинские части; морские воинские части; военные образовательные учреждения; разведывательные воинские части; воинские части специального назначения; медицинские учреждения и подразделения обеспечения деятельности внутренних войск.

Деятельность внутренних войск строится на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, при обеспечении единоначалия и централизации управления.

Руководство внутренними войсками, утверждение состава, численности и структуры внутренних войск, решение вопросов о дислокации, использование в обеспечении режима чрезвычайного положения, назначение по представлению министра МВД РФ главнокомандующего внутренними войсками осуществляет Президент РФ.

Непосредственно внутренними войсками руководит Министр внутренних дел РФ. Управление внутренними войсками осуществляет главнокомандующий внутренними войсками, одновременно являющийся заместителем министра внутренних дел.

Контроль за деятельностью внутренних войск осуществляет Президент РФ. Надзор за исполнением внутренними войсками законов Российской Федерация ведет Генеральный прокурор РФ в подчиненные ему прокуроры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ

 

Выбрать правильный ответ и отметить в карточке.

Вопрос 1. В систему арбитражных судов входят:

  1. Высший арбитражный суд РФ – да
  2. Международный коммерческий арбитражный суд – нет
  3. Федеральные арбитражные суды округов – да
  4. Арбитражные суды республик в составе РФ – да
  5. Арбитражные суды городов Москвы и Санкт-Петербурга – да

     

    Вопрос 2. Какие споры не подведомственные арбитражным судам?

  6. Споры, возникающие в связи с изменением условий договоров; – да
  7. Споры, связанные с применением права собственности; – да
  8. Дела о банкротстве предприятий; – да
  9. Споры о защите чести, достоинства, деловой репутации – нет
  10. Дела о соответствии Конституции РФ нормативных правовых актов –нет.

     

    Вопрос 3. Какими полномочиями наделены федеральные арбитражные суды округов?

  11. Рассматривать дела в 1-й инстанции – нет
  12. Реализовывать права законодательной инициативы – нет
  13. Проверять в кассационной инстанции законность решения арбитражных судов РФ – да
  14. Решать экономические споры между субъектами РФ – нет
  15. Решать споры уголовно-правового характера – нет

     

    Вопрос 4. В структуру высшего арбитражного суда РФ не входят:

  16. Пленум – да
  17. Кассационная палата – нет
  18. Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений – да
  19. Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений – да
  20. Президиум – да

     

    Вопрос 5. В полномочия высшего арбитражного суда не входят

  21. Рассматривать дела в порядке надзора– да
  22. Давать толкование Конституции РФ – нет
  23. Рассматривать дела о признании недействительными нормативных актов Президента РФ и правительства РФ – да
  24. Рассматривать экономические споры между РФ и субъектом РФ – да
  25. Реализовывать право законодательной инициативы – да

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  26. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.
  27. Федеральный конституционный закон о Конституционном суде РФ // СЗ РФ, 1994, № 13, ст. 1447.
  28. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета, 1997, 6 января.
  29. Баглай М.В Конституционное право Российской Федерации. –М.: Юрист, 2003.
  30. Вицин С. От формирования судебной системы к ее реформированию // Российская юстиция, 2001, № 4.
  31. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы РФ. Учебник. М., 2000.
  32. Козак Д. Суд в современном мире: проблемы и перспективы // Российская юстиция, 2001, № 9.
  33. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. Юрист, М., 2000.
  34. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 2003.
  35. Пошивайлова А.В. Принцип независимости судей // Российская юстиция. 2003. № 4.
  36. Права человека и судопроизводство: Собрание международных документов. Вена, издание ОБСЕ, 1995.
  37. Юркевич Н.Г. Сущность гражданского процесса//Промышленно-торговое право, 1999, № 8 .

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.99MB/0.00041 sec

WordPress: 22.68MB | MySQL:122 | 2,310sec