ПРОБЛЕМА УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЗАКОНОПОСЛУШНЫХ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

<

090114 1345 1 ПРОБЛЕМА УГОЛОВНО ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЗАКОНОПОСЛУШНЫХ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИАктуальность темы исследования определяются следующими положениями. Конституция РФ гарантирует свободу экономической деятельности в том числе и предпринимательской. В этой связи граждане и юридические лица в соответствии с ГК РФ по своему усмотрению могут осуществлять принадлежащие им гражданские права. Однако наряду с провозглашенной и закрепленной в ГК РФ свободой экономической деятельности законодатель определяет состав участников экономических отношений. Все они должны уметь принимать самостоятельные решения и нести ответственность за наступившие в результате этого последствия. А потому гражданское законодательство подробно регламентирует требования к участникам экономических отношений, в частности устанавливает принцип, согласно которому юридическими лицами могут признаваться только такие образования, которые созданы в какой-либо из предусмотренных законодательством организационно-правовых форм. Действует своеобразный принцип замкнутого перечня юридических лиц, согласно которому гражданской правоспособностью могут обладать только коммерческие организации, названные в ГК РФ. Некоммерческие организации могут образовываться как в одной из указанных в гражданском законодательстве моделей, так и в формах, предусмотренных законом.

Как отмечается в цивилистической литературе, принцип замкнутого перечня организационно-правовых форм юридического лица позволяет исключить возникновение юридически ненадежных, не обладающих конструктивной устойчивостью образований, которые бы легализовали или облегчали отклонение их деятельности от допускаемых законодательством целей, нарушение учредителями или руководителями юридического лица интересов других его участников или членов, злоупотребление их доверием, а также введение в заблуждение внешних контрагентов. Этот принцип обеспечивает возможность контроля со стороны государства и служит одним из средств предотвращения дезорганизации экономического (хозяйственного) оборота.

В зависимости от видовой принадлежности юридические лица могут в настоящее время создаваться либо по воле собственников, либо по воле их будущих участников, либо по воле тех, кто вносит имущественные вклады, но не становится их участником. Все юридические лица возникают, по действующему законодательству, в нормативно-явочном порядке. Согласия третьих лиц, в том числе и государства, в отличие от существовавшего ранее порядка (распорядительного или разрешительного) сегодня не требуется. Государство путем процедуры регистрации юридических лиц лишь контролирует соответствие учредительных документов закону и установленный порядок образования.

В этой связи отказ в регистрации может последовать лишь в случаях несоответствия учредительных документов организации закону или несоблюдения установленного порядка образования юридического лица. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности не допускается. В случае отказа в государственной регистрации, а также уклонения от нее действия регистрирующего органа могут быть обжалованы в судебном порядке, а при наличии признаков, свидетельствующих о воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности со стороны соответствующих должностных лиц, их действия подлежат уголовной ответственности по ст. 169 УК РФ.

Цель работы – исследовать уголовно-правовую характеристику преступления в экономической сфере, направленные против законной предпринимательской деятельности в условиях формирования рыночной экономики в нашей стране.

Задачи исследования:

– анализ проблемы уголовно-правовой охраны прав и законных интересов законопослушных субъектов экономической деятельности;

– рассмотреть родовую характеристику преступлений, связанных с воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности.

Теоретической базой исследования являются работы таких авторов как Борзенков Г.Н., Бородин С.В., Волженкин Б.В., Гаухман Л.Д., Козаченко И.Я., Комисс аров В.С., Кузнецова Н.Ф., Незнамов З.А., Новоселов Г.П. и др.

Основные субъекты экономической деятельности – это, прежде всего, предприниматели: индивидуальные и представляющие в том или ином виде юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. От того, как защищаются права и законные интересы законопослушных предпринимателей, зависит состояние нашей экономики, а следовательно, и благополучие страны в целом – хотя бы потому, что в сложившейся ситуации рассчитывать на что-то другое просто не приходится. Предпринимательство – это, пожалуй, единственное, что может вывести страну из кризиса.

Новый Уголовный кодекс содержит целый ряд норм, предусматривающих ответственность за посягательства на права и законные интересы законопослушных предпринимателей, и это есть не что иное, как красноречивое свидетельство заботы отцов-законодателей о лучшей участи нашей экономики.

Приоритетная охрана прав и законных интересов законопослушных субъектов экономической деятельности проявляется, в частности, уже в том, что глава 22-я нового Уголовного кодекса открывается статьей об ответственности за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169). Несколько настораживает, правда, то, что в названии статьи говорится о воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности. То есть если предпринимателю препятствуют, то получается, что это отнюдь еще не значит, что против него совершается преступление. Вначале он должен доказать, что занимается именно законной предпринимательской деятельностью, а уж потом требовать справедливости. То есть налицо как бы презумпция незаконности предпринимательской деятельности. Это – неправильно. Рассматриваемый состав должен называться: «Воспрепятствование предпринимательской деятельности» (без указания на ее законность).

Таким образом, есть предпринимательство и есть незаконное предпринимательство. Говорить о законном предпринимательстве – значит, ставить под подозрение просто предпринимательство.

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности определено в законе в нескольких видах, которые схематически могут быть представлены, например, так (табл. ).

Таблица

Виды воспрепятствования законной предпринимательской деятельности

Неправомерный отказ 

  • в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой регистрации 
  • выдаче им лицензии  

если эти действия 
совершены:
– должностным лицом;
– с использованием своего служебного положения…

Уклонение 

  • от регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой регистрации  выдачи им лицензии если эти действия

Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой регистрации  в зависимости от организационно-правовой 
формы или формы собственности

Ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя и коммерческой регистрации 

Иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой регистрации 

 

 

По существу, здесь в одной статье содержится пять различных составов преступлений, выражающихся в воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности.

Отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо в выдаче им обязательного в таких случаях специального разрешения (лицензии) признается неправомерным при отсутствии каких-либо законных к такому отказу оснований (непредставление предусмотренных законом документов, неправильное их оформление, невнесение обязательных в таких случаях платежей и т.д.). Упомянутое же в ст. 169 УК уклонение всегда считается неправомерным, поскольку означает нерегистрацию индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо невыдачу им лицензии при наличии у должностного лица прямой обязанности принять именно положительное решение по данному вопросу. Должностное лицо не говорит ни «да», ни «нет» делу, т.е. хотя напрямую и не отказывает индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации, но и не дает хода их документам, затягивает решение вопроса, в т.ч. под внешне благовидным предлогом – например, ссылаясь на занятость, болезнь сотрудника, временное отсутствие бланков и т.д.

Наряду с неправомерным отказом в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо в выдаче им лицензии и уклонением от регистрации или выдачи лицензии, ст. 169 УК предусматривает еще три формы воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, а именно:

1) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности;

2) ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации;

3) иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации.

Обращает на себя внимание, что если первая форма рассматриваемого преступления названа в законе с указанием «…в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности», то последующие две таким указанием не сопровождаются.

Думается, подобное указание едва ли здесь уместно, поскольку, во-первых, индивидуального предпринимателя или коммерческой организации абсолютно безразлично, какими мотивами руководствовалось должностное лицо, ограничивая их права и законные интересы (главное, что эти права и интересы все же ограничиваются), во-вторых, зависимость вредоносных действий должностного лица именно от организационно-правовой формы или формы собственности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации практически труднодоказуема, а в-третьих, недоказуемость (труднодоказуемость) данного мотива действий должностного лица не является препятствием для привлечения его к ответственности, так как ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации всегда означает одновременно и ограничение их самостоятельности и незаконное вмешательство в их деятельность (точно так же, как и ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо иное незаконное вмешательство в их деятельность всегда означает одновременно и ограничение их прав и законных интересов), а по отношению к этим двум последним формам воспрепятствования законной предпринимательской деятельности закон не предусматривает признака зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации.

Попытаемся раскрыть и, по возможности, разграничить указанные в ст. 169 УК различные формы воспрепятствования законной предпринимательской деятельности.

Термин «неправомерный», с которого начинается диспозиция ч. 1 ст. 169 УК, относится ко всем формам воспрепятствования деятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации и означает действия (бездействие), противоречащие закону или иным нормативным актам, регламентирующим эту деятельность.

Неправомерный отказ в регистрации или в выдаче лицензии – принятие отрицательного решения по вопросу о регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации или выдаче им лицензии при отсутствии к тому законных оснований. Отказ в регистрации может быть как активным (уничтожение представленных документов, введение лица в заблуждение относительно порядка регистрации и т.д.), так и пассивным (непринятие мер к регистрации). Отказ в государственной регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности его создания не допускается. Отказ в регистрации, как и уклонение от регистрации, может быть обжалован в суд. Не считается необоснованным отказ по мотивам нарушения установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствия его учредительных документов закону (ст. 51 ГК).

Уклонение от регистрации или выдачи лицензии – нерегистрация индивидуального предпринимателя или коммерческой организации или невыдача им лицензии без прямого отказа, т.е. волокита, затягивание решения вопроса под предлогом проверки представленных документов, затребование других (не предусмотренных законом или иными нормативными актами) документов и т.д.

Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности означает постановление предпринимателя или организации в такие условия, в которых их права и законные интересы не могут быть реализованы в полном объеме. Если ограничиваются права и законные интересы предприятия, то это ограничение образует состав преступления лишь в случае, если осуществляется по мотивам принадлежности его (предприятия) к той или иной организационно-правовой форме или форме собственности. Ограничение прав предпринимателей возможно только на основе федерального законодательства, учитывающего интересы граждан. Органы местного самоуправления не вправе своими актами создавать препятствия для деятельности индивидуального предпринимателя и коммерческой организации.

Ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации – лишение их всех или части законных полномочий.

Иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации обычно выражается в противоречащих закону действиях, мешающих им выполнять предусмотренные законодательством и иными нормативными актами функции.

Воспрепятствование предпринимательской деятельности должностным лицом с использованием служебного положения – совершение указанных в законе действий с использованием полномочий, предоставленных должностному лицу по службе. При наличии других необходимых признаков состава преступления содеянное квалифицируется по совокупности с этим должностным преступлением. Например, если указанные в диспозиции действия совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства, то содеянное квалифицируется по совокупности со ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями).

Часть 2 ст. 169 УК предусматривает ответственность за действия (бездействие), указанные в ч. 1, которые: а) совершены в нарушение вступившего в силу судебного акта или б) причинили крупный ущерб.

Нарушение вступившего в силу судебного акта – невыполнение требований такого акта. Речь в данном случае идет о продолжении воспрепятствования законной предпринимательской деятельности после того, как действия соответствующего должностного лица обжалованы в суд и последним принято решение о необходимости зарегистрировать индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, выдать им специальное разрешение (лицензию), снять незаконно наложенные на индивидуального предпринимателя или коммерческой организации ограничения (в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности) либо прекратить иное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации.

На защиту прав и законных интересов законопослушных субъектов экономической деятельности направлен и ряд других статей главы 22 Уголовного кодекса, в том числе предусматривающих ответственность, например, за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (ст. 183), неправомерные действия при банкротстве (ст. 195), фиктивное банкротство (ст. 197).

Защищают права и законные интересы законопослушных субъектов экономической деятельности и статьи УК, предусматривающие ответственность за различные способы получения преимуществ на рынке товаров и услуг, в том числе за такие, как, например: незаконное предпринимательство (ст. 171), незаконная банковская деятельность (ст. 172), лжепредпринимательство (ст. 173), легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (ст. 174), приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175), незаконное получение кредита (ст. 176), злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177), монополистические действия и ограничение конкуренции (ст. 178), незаконное использование товарного знака (ст. 180), заведомо ложная реклама (ст. 182), злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185), контрабанда (ст. 188), невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193), уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194), уклонение от уплаты налогов (ст.ст. 198, 199). Ясно, что подобные действия (бездействия) ставят законопослушных субъектов экономической деятельности в неравное положение с незаконопослушными субъектами.

<

Правам и законным интересам законопослушных субъектов экономической деятельности в полной мере отвечают и статьи нового Уголовного кодекса, направленные на борьбу с так называемым «черным бизнесом», то есть с занятием как предпринимательством запрещенными видами деятельности. В группу такого рода преступлений, в частности, входят: убийство по найму (киллерство) (п. «з» ст. 105), торговля несовершеннолетними (ст. 152), изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186), изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187), контрабанда (ст. 187), бандитизм (ст. 209), организация преступного сообщества (преступной организации)(ст. 210 УК), пиратство (ст. 227), организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 232), незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст. 235), организация или содержание притонов для занятия проституцией (ст. 241), незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст. 242), незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256), незаконная охота (ст. 258), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289). Здесь можно упомянуть также незаконную торговлю оружием, наркобизнес, порнобизнес.

Важное значение, с точки зрения задач защиты интересов законопослушных субъектов экономической деятельности, имеет глава 23 я Уголовного кодекса, именуемая «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях», в особенности ст.ст. 201 и 204 УК – злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп. Одна из существенных особенностей данных преступлений заключается в том, что в случае, если ими причиняется вред исключительно интересам коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, и виновное лицо выполняет управленческие функции именно в данной организации, то уголовное преследование по ним (преступлениям) осуществляется только по заявлению этой организации или с ее согласия (примечание 2 к ст. 201 УК). В иных случаях, а именно в случаях, когда вред злоупотреблением полномочиями или коммерческим подкупом причинен и (или) другим организациям либо интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях (примечание 3 к ст. 201).

Проблему уголовно-правовой охраны прав и законных интересов законопослушных субъектов экономической деятельности необходимо рассматривать и под углом зрения совершенства (несовершенства) тех статей Уголовного кодекса, по которым эти субъекты (вернее, лица, их представляющие) могут быть привлечены к ответственности за различные преступления.

 

 

 

 

 

 

2. РОДОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЯ «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности»

 

2.1. Общая характеристика

 

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности посягает на важную сферу общественных отношений, связанных со свободным осуществлением этой деятельности, право на которое предоставлено гражданам Конституцией РФ: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности»1.

Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что в результате незаконного вмешательства государственных должностных лиц в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации нарушаются их права при осуществлении законной экономической деятельности2.

Объектом преступления является гарантированное Конституцией РФ право каждого гражданина или юридического лица на занятие законной предпринимательской деятельностью.

С объективной стороны это преступление выражается в воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности. Диспозиция ст. 169 УК бланкетная, поэтому для ее уяснения необходимо обращение к различным нормативным актам.

Содержание терминов «индивидуальный предприниматель», «коммерческая организация» раскрывается в Гражданском кодексе РФ. Так, в ст. 23 ГК говорится, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а ст. 50 ГК, в частности, устанавливает, что юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

 

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве, в установленном законом порядке1.

В ст. 169 УК названы разновидности преступных деяний должностных лиц, объединяемых одним понятием — воспрепятствование законной предпринимательской деятельности:

а) неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации;

б) уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации;

в) неправомерный отказ индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи;

г) ограничение «прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности;

д) ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации;

е) иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации.

Для определения того, что следует считать воспрепятствованием в осуществлении законной предпринимательской деятельности в форме:

1) неправомерного отказа в ее регистрации;

2) уклонения от регистрации либо

3) неправомерного отказа в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности или

4) уклонения от его выдачи, необходимо прежде всего установить порядок регистрации и выдачи специальных разрешений, а также основания и порядок правомерного отказа в регистрации либо выдаче специального разрешения.

Положения, определяющие процедуру регистрации, выдачи разрешений, включая и отказ в удовлетворении соответствующих просьб, содержатся в Гражданском кодексе РФ, Указе Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации»1, Федеральном законе от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»2, Федеральном законе от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц»3, а также в нормативных актах Правительства РФ и ведомств.

Порядок регистрации субъектов предпринимательской деятельности регламентируется Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 14824.

Согласно упомянутому Федеральному закону от 8 августа 2001 г. государственная регистрация юридического лица осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

 

Документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.

При этом в качестве уполномоченного лица (заявителя) могут выступать следующие физические лица:

руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Заявитель удостоверяет своей подписью заявление, представляемое в регистрирующий орган, и указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Подпись заявителя на указанном заявлении должна быть нотариально удостоверена.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

При поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручений.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган, различается в зависимости от того, идет ли речь о регистрации создаваемого юридического лица или создаваемого путем реорганизации юридического лица.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное, по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

 

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

в) решение о реорганизации юридического лица;

г) договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами;

д) передаточный акт или разделительный баланс;

е) документ об уплате государственной пошлины. Для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя должны быть представлены:

1) заявление, составленное по установленной форме;

2) документ об уплате регистрационного сбора.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Особый порядок установлен для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. В этом случае государственная регистрация юридических лиц осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. В случае, если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством Российской Федерации.

 

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется соответствующей администрацией районного, городского (кроме городов районного подчинения), районного в городе, сельского, поселкового органа местного самоуправления по месту постоянного жительства этого лица в день представления документов либо в трехдневный срок с момента получения документов по почте. В тот же срок заявителю выдается (высылается по почте) бессрочное свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя. Требование иных документов или совершение иных действий при регистрации не допускаются.

Отказ в регистрации предпринимателя допускается только в случаях несоответствия состава представленных документов и состава содержащихся в них сведений требованиям Положения от 8 июля 1994 г. № 1482. Поэтому, например, отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания такой организации неправомерен1.

Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации представляет собой невыполнение должностным лицом регистрирующего органа обязанности зарегистрировать в установленный законом срок гражданина или юридическое лицо соответственно в качестве предпринимателя или коммерческой организации.

Уклонение от регистрации в отличие от отказа в таковой может выражаться в любых действиях (бездействии), направленных на несоблюдение требований нормативных актов о выдаче регистрационного свидетельства.

Фактически здесь речь, как правило, идет об умышленном затягивании сроков регистрации.

Неправомерный отказ в выдаче разрешения (лицензиата) на осуществление определенной деятельности — это нежелание (отказ) должностного лица органа, производящего лицензирование, выдать такое разрешение (лицензию), если лицом, претендующим на его получение, соблюдены соответствующие требования нормативно-правовых актов, регламентирующих предпринимательскую деятельность.

В соответствии с Федеральным законом от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Одним из обязательных требований и условий при осуществлении лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливает, что лицензионную деятельность осуществляют лицензирующие органы — федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона лицензированию подлежат: телевизионное вещание; радиовещание; аудиторская деятельность; деятельность по техническому обслуживанию шифровальных средств; предоставление услуг в области шифрования информации; деятельность по производству специальных защитных знаков, предназначенных для маркировки товаров; проектирование горных производств и объектов; проектирование подъемных сооружений; производство химического оборудования; монтаж бурового оборудования; ремонт аппаратуры и систем контроля противоаварийной защиты и сигнализации и ряд других видов деятельности.

Для получения лицензии соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии; копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица; копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя; справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе; документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии. Требование представления иных документов, не предусмотренных Федеральным законом, иными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, не допускается.

Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

Основанием для отказа в выдаче лицензии являются:

1) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

2) несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Отказ в выдаче лицензии по другим основаниям не допускается. Уклонение от выдачи такой лицензии по характеру деяния не отличается от уклонения от регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации.

Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности — это совершение должностным лицом государственного или муниципального органа разнообразных, не основанных на законе, действий, которые создают дискриминирующие условия деятельности для того или иного предпринимателя или организации. Оно может выражаться, например, в необоснованном предоставлении коммерческим организациям льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим предпринимателям, в запрещении на заключение с определенными предпринимателями или организациями договоров на реализацию товаров, в незаконном возложении обязанности сбывать продукцию определенным организациям и т. п.

Ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность предпринимателя или коммерческой организации может проявляться, например, в требовании совершить невыгодную сделку или принять на работу какое-либо лицо, в запрещении торговать в определенных местах или в определенное время, в незаконном приостановлении предпринимательской деятельности вследствие расторжения договора об аренде помещения и т. п.1

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности признается оконченным преступлением с момента совершения хотя бы одного из указанных в ч. 1 ст. 169 УК действий (бездействия), независимо от того, повлекли ли они последствия, на достижение которых были направлены.

 

2.2. Квалифицирующие признаки

 

С субъективной стороны преступление может быть совершено, только с прямым умыслом. Виновный сознает, что препятствует законной предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, и желает этого.

Мотивы преступления могут быть различными; (корысть, месть, зависть и др.) и на квалификацию не влияют. Нередко отказ или уклонение от регистрации или от выдачи лицензии, иные действия по ограничению прав и законных интересов предпринимателей являются способом вымогательства у них взяток, В этом случае должностное лицо виновно не только в воспрёпятствовании законной предпринимательской деятельности, но и в получении (покушении) взятки, сопряженном с ее вымогательством (п. «в» ч. 4 ст. 290 УК)2.

Субъектом преступления выступает только должностное лицо, использующее свое служебное положение для воспрепятствования законной предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации.

Содержание понятия должностного лица раскрывается в п. 1 примечания к ст. 285 УК: должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Субъектами воспрепятствования законной предпринимательской деятельности в указанных в диспозиции ч. 1 ст. 169 УК формах выступают разные должностные лица. Так, субъектом воспрепятствования законной предпринимательской деятельности путем неправомерного отказа в регистрации или уклонения от регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, отказа в выдаче или уклонения от выдачи специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности могут быть лишь те должностные лица, чьи особые полномочия связаны с принятием решения о регистрации или выдаче лицензий.

Что же касается иных, предусмотренных в диспозиции ч. 1 ст. 169 УК, форм воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, то здесь круг субъектов несравненно шире: в их число входят практически все должностные лица, определенные в примечании к ст. 285 УК, однако лишь с тем условием, что их служебное положение позволяет им реально вмешиваться в законную предпринимательскую деятельность граждан и организаций. Если же должностное лицо такими полномочиями не обладает, то его действия данного состава преступления не образуют.

Статья 169 УК предусматривает два вида данного преступления: основной (ч. 1), характеризуемый рассмотренными выше признаками, и квалифицированный (ч. 2).

Квалифицированным видом преступления считается воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, совершенное в нарушение вступившего в законную силу судебного акта или причинившее крупный ущерб.

 

Вступившим в законную силу судебным актом является решение народного или арбитражного суда, которым признаются неправомерными действия (бездействие) должностного лица органов государственной власти или органов местного самоуправления, выразившиеся в отказе от регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо совершении им иных деяний из перечисленных в диспозиции ч. 1 ст. 169 УК.

При воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности в нарушение вступившего в законную силу судебного акта имеет место повторное совершение этого преступления, субъектом которого может быть и другое должностное лицо. Однако необходимо, чтобы должностное лицо, повторно воспрепятствовавшее индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации занятию законной предпринимательской деятельностью, знало о наличии соответствующего судебного акта, вступившего в законную силу.

Понятие «крупный ущерб» применительно к ч. 2 ст. 169 УК в законе не раскрыто. Поэтому при решении вопроса о том, является ли причиненный ущерб крупным при совершении данного преступления, необходимо исходить из конкретных обстоятельств дела, размера как реального (прямого) материального ущерба, так и упущенной выгоды. Реальный (прямой) ущерб включает в себя, например, затраты на приобретение оборудования, покупку или аренду производственного помещения, порчу или утрату планировавшегося к отправке товара. Упущенная выгода подсчитывается в сумме дохода, исчисленного с учетом реальной конъюнктуры, но не полученного в результате воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, например, срыва планировавшейся сделки. При определении размера ущерба могут учитываться также потери, понесенные потребителями товаров или услуг, контрагентами предпринимателя (юридическими или физическими лицами), удовлетворение потребностей которых стало невозможным из-за воспрепятствования законной предпринимательской деятельности1.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, можно обобщить проведенное исследование такого преступления как воспрепятствование предпринимательской деятельности. Объектом данного преступления является гарантированное Конституцией РФ право каждого гражданина или юридического лица на занятие законной предпринимательской деятельностью.

С объективной стороны это преступление выражается в воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации.

В ст. 169 УК названы разновидности преступных деяний, объединяемых одним понятием — воспрепятствование законной предпринимательской деятельности: а) неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации; б) уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации; в) неправомерный отказ индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи; г) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности; д) ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации; е) иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации.

Содержание нарушений должностным лицом правомерной деятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации раскрывается в Гражданском кодексе РФ и иных нормативных актах. Так, например, отказ от регистрации коммерческой организации признается неправомерным, если он осуществлен по мотивам нецелесообразности создания такой организации.

Преступление является оконченным с момента совершения хотя бы одного из указанных в ч. 1 ст. 169 УК действий (бездействия), независимо от того, повлекли ли они последствия, на, достижение которых были направлены.

С субъективной стороны преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Виновный сознает, что он препятствует законной предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, и желает этого. Мотивы преступления могут быть различными и на квалификацию влияния не оказывают.

Субъектом преступления может быть только должностное лицо, использующее свое служебное положение для воспрепятствования законной предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации.

Содержание понятия должностного лица раскрывается в п. 1 примечания к ст. 285 УК.

Статья 169 УК предусматривает два вида данного преступления: основной, характеризуемый рассмотренными выше признаками, и квалифицированный.

Квалифицированным видом преступления считается воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, совершенное в нарушение вступившего в законную силу судебного акта или причинившее крупный ущерб.

Вступившим в законную силу судебным актом является решение суда, которым признаются неправомерными действия (бездействие) должностного лица, выразившееся в отказе от регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо совершении им иных деяний из перечисленных в диспозиции ч. 1 ст. 169 УК.

При воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности в нарушение вступившего в законную силу судебного акта имеет место повторное совершение этого преступления. При этом необходимо, чтобы должностное лицо, повторно воспрепятствовавшее индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации заниматься законной предпринимательской деятельностью, знало о наличии соответствующего судебного акта, вступившего в законную силу.

При решении вопроса о том, является ли причиненный ущерб крупным при совершении этого преступления, необходимо исходить из конкретных обстоятельств дела, учитывая размер как реального материального ущерба, так и упущенную выгоду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 1993.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  4. УК РФ. М., 1996.
  5. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральном законе от 25 сентября 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 39. Ст. 4857.
  6. Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации: Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 11. Ст. 1194.
  7. О государственной регистрации юридических лиц: Федеральном законе от 8 августа 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 11. Ст. 1194.
  8. Бородин С.В. Ответственность за убийство: квалификация и наказание по российскому праву. — М., 1999.
  9. Волженкин Б. В. Экономические преступления. М., 2002.
  10. Гаухман Л. Д., Максимов С. В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 2002.
  11. К истории проектов уголовных кодексов Российской Федерации // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1995. № 2.
  12. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации /Отв. ред. А.И.Бойко. – Ростов н/д: Феникс, 2000.
  13. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В. И. Радченко. М., 2004.
  14. Криминология /Под. ред. проф. Н.Ф.Кузнецова, проф. Г.М. Миньковский. – М.: ЮНИТИ, 2000.
  15. Кузнецова Н. Ф. Кодификация норм о хозяйственных преступлениях // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1993. № 4.
  16. Новое уголовное право России. Особенная часть: Учеб. пособие / Под ред..Н.Ф.Кузнецовой. – М., 1996.
  17. Преступления и наказания в Российской Федерации: Популярный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации /Отв.ред. проф.А.Л.Цветинович, проф. А.С.Горелик. – М., 2000.
  18. Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. В. Н. Кудрявцева и А. В. Наумова. М., 2004.
  19. Уголовное право. Особенная часть/ Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселова.–М.: НОРМА, 2001
  20. Уголовное право Российской Федерации: Особенная часть /Под общ. ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова. – М.: Олимп, 1997.
  21. Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А. И. Рарога. М., 2003.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.77MB | MySQL:121 | 1,432sec