Проблемы права

<

091014 0037 1 Проблемы права Заведующий гаражом АОЗТ «Нива» допустил к эксплуатации авто с повышением нормативов загрязняющих веществ в выбросах.

Какие нарушения действующего закона были допущены? Кто будет выступать субъектом ответственности?

Определите объем санкции.

Какими специальными органами управления в сфере природопользования данные санкции налагаются?

 

ОТВЕТ

Согласно ч.1 ст. 17 ФЗ «ОБ охране атмосферного воздуха» от 04.05.99 № 96-ФЗ запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.

Согласно ч. 2 ст. 30 указанного закона юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.

Согласно ст. 31 указанного закона лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 32 вред, причиненный здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей природной среды за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха.

Руководствуясь ст. 30 следует признать субъектом ответственности АОЗТ «Нива», так как заведующий гаражом является работников и должностным лицом данного предприятия и само должностное лицо – заведующего гаража.

Возможна административная ответственность по ст. 8.21 КоАП РФ

1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Согласно статья 8.22 КоАП РФ Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума

Допуск к полету воздушного судна, выпуск в плавание морского судна, судна внутреннего водного плавания или маломерного судна либо выпуск в рейс автомобиля или другого механического транспортного средства, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 8.23 КоАП РФ устанавливает, что эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума.

Эксплуатация гражданами воздушных или морских судов, судов внутреннего водного плавания или маломерных судов либо автомобилей, мотоциклов или других механических транспортных средств, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда.

Возможна уголовная ответственность по ч. 1 ст. 251 УК РФ – нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха – наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА № 19

 

В ноябре 1996 года Виноградова при строительстве индивидуального дома спилила дерево породы ясень, объемом 300 куб. метров, выполняющее рекреационное и санитарно-гигиенические функции, причинив ущерб муниципальной собственности. Дело по данному нарушению было передано в суд. Суд, рассмотрев все материалы и обстоятельства, признал Виноградову виновной в совершении незаконной порубке леса и назначил наказание в виде штрафа в сумме 254 руб. с конфискацией незаконно срубленного дерева в доход государства.

Дайте правовой анализ вынесенному приговору суда.

 

ОТВЕТ

Статья 110 Лесного Кодекса РФ устанавливает, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства Российской Федерации, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Штрафы за административные правонарушения налагаются должностными лицами федерального органа управления лесным хозяйством и его территориальных органов в пределах установленных законодательством Российской Федерации полномочий указанных должностных лиц.

Лицо, привлеченное к уголовной или административной ответственности за самовольный захват (занятие) участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, обязано освободить указанные участки в установленные сроки.

Следующая статья 111 Лесного Кодекса устанавливает, что граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В ст 133 Лесного Кодекса РФ говорит, что леса, расположенные на землях городских поселений, предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки.

Ведение лесного хозяйства, а также использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенных на землях городских поселений, осуществляются в порядке, устанавливаемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.

В лесах, расположенных на землях городских поселений, запрещается осуществление лесопользования, несовместимого с назначением этих лесов. Допускается проведение в указанных лесах рубок ухода, санитарных рубок, рубок реконструкции и обновления, прочих рубок.

<

Таким образом, в данном случае возможно наступление ответственности на основании ст. 110,11 Лесного Кодекса РФ и статьи 8.28 КоАП РФ.

Статья 8.28 КоАП РФ устанавливает, что незаконная порубка, повреждение деревьев, кустарников или лиан, уничтожение либо повреждение лесных культур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесах либо сеянцев и саженцев в лесных питомниках, на плантациях либо самовольное выкапывание деревьев, кустарников или лиан, лесных культур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесах либо сеянцев и саженцев в лесных питомниках, на плантациях — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ № 28

 

По инициативе общественной экологической организации в администрацию города поступило заявление о проведении общественной экологической экспертизы, объектом которой являются:

  1. проекты землепользования, недро- и лесообласти;
  2. проекты строительства горно-обогатительного предприятия;
  3. сведения об объемах запасов, добычи природных алмазов.

    Администрацией города через 8 дней после поступления заявления было отказано в его регистрации. Отказ был мотивирован тем, что в уставе общественной организации не предусмотрена деятельность по организации и проведения экологической экспертизы.

    Дайте правовую оценку сложившейся ситуации.

     

    ОТВЕТ

    Согласно ч.1 ст. 19 Закона «Об экологической экспертизы» граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право:

  • выдвигать предложения о проведении в соответствии с настоящим Федеральным законом общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;
  • направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • получать от специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения;
  • осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

    Статья 20 указанного Закона устанавливает, что Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    В то же время ст. 21 устанавливаются объекты экологической общественной экспертизы: общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, указанных в статьях 11 и 12 Федерального закона, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну:

    – проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, нормативно — технических и инструктивно — методических документов, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды;

    – материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти Российской Федерации и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, в том числе:

  • проекты комплексных и целевых федеральных социально — экономических, научно — технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;
  • проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
  • проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в том числе промышленности;
  • проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации;
  • проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально — государственных образований;
  • проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ;
  • проекты комплексных схем охраны природы Российской Федерации;

    – технико — экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами Российской Федерации с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которые превышает пятьсот тысяч долларов;

    – технико — экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств, или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные «Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»;

    – материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации;

    – проекты международных договоров;

    – документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства, находящихся в ведении Российской Федерации;

    – материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, выдача которых относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции федеральных органов исполнительной власти;

    – проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, в том числе на закупаемые за рубежом товары;

    – материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий;

    – проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации;

    – документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные;

    – иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации;

    – объекты государственной экологической экспертизы, приведенные в статье 11 ФЗ и ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

    – проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, нормативно — технических и инструктивно — методических документов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и регламентирующих хозяйственную деятельность, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды, и иную деятельность;

    – материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории субъектов Российской Федерации, в том числе:

  • проекты комплексных и целевых социально — экономических, научно — технических и иных программ субъектов Российской Федерации, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;
  • проекты схем развития отраслей народного хозяйства субъектов Российской Федерации, в том числе промышленности;
  • проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил субъектов Российской Федерации;
  • проекты территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования;
  • проекты инвестиционных программ субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

    –материалы комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах территории субъекта Российской Федерации, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий субъектов Российской Федерации и местного значения;

    – документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

    – все виды градостроительной документации, в том числе:

  • схемы и проекты районной планировки административно — территориальных образований;
  • генеральные планы городов, других поселений и их систем;
  • проекты городской и поселковой административной черты, а также сельских поселений;
  • генеральные планы территорий, подведомственных органам местного самоуправления, а также селитебных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон;
  • проекты детальной планировки общественного центра, жилых районов, магистралей городов;
  • проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений;

    – проекты рекультивации земель, нарушенных в результате геолого — разведочных, добычных, взрывных и иных видов работ;

    – технико — экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной деятельности, находящихся в ведении Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами Российской Федерации с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которые не превышает пятисот тысяч долларов;

    – документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции с субъектами предпринимательской деятельности при пользовании участками недр регионального и местного значения;

    – проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, иная проектная документация в этой области, в том числе проекты лесоустройства, землепользования, охотоустройства;

    – материалы, обосновывающие получение лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, выдача которых не относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти;

    – иные виды документации, которая обосновывает хозяйственную и иную деятельность и реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории субъекта Российской Федерации;

    – объекты государственной экологической экспертизы, приведенные в статье 12 ФЗ и ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

  • доработки объектов государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
  • изменения условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей природной среды;
  • реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию.

    Руководствуясь ч. 1 ст. 19, ст. 20 ФЗ «Об экологической экспертизе» № 174-ФЗ 23 ноября 1995 года следует признать отказа администрации неправомерен.

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 1993.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  4. Кодекс об Административных Правонарушениях РФ: Принят 30 дек. 2001 г. Вступил в действие 01 июля 2002 г.// СЗ РФ. 2002. №. Ст. 1.
  5. Лесной Кодекс РФ от 29 января 1997
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 № 63-ФЗ (в ред. от 08.12.03) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25.
  7. ФЗ «Об охране общественного воздуха»№ 176-ФЗ от 4 мая 1999 года
  8. ФЗ «Об экологической экспертизе» № 174-ФЗ: Принят 23 ноября 1995 года
  9. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Учебное пособие. –М.: ДОНИТИ, 1999.
  10. Ерофеев Б.В. Экологическое право — М., 2002.

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.42MB | MySQL:116 | 1,968sec