РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

<

100314 1920 1 РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВАРоссийская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14 Конституции РФ).

Религиозным объединением в РФ признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками.

Признаки религиозного объединения:

вероисповедание;

совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные организации, являющиеся в качестве юридического лица субъектом права, обладают специальной (целевой) правоспособностью, предусматривающей осуществление только тех видов деятельности, которые необходимы для достижения цели организации. Религиозная деятельность направлена на непосредственное достижение цели религиозных организаций и подразделяется на собственно культовую и внекультовую. Последняя включает в себя деятельность по обеспечению культовых нужд (профессиональное религиозное образование, изготовление предметов культа и т.д.) и по реализации религиозных убеждений в социальной практике. Некоторые ее формы имеют общественное значение: благотворительность, социальное обслуживание, сохранение и реставрация памятников истории и культуры, культурно-просветительская работа и др.

Религиозным организациям предоставлено также право осуществлять иные, побочные виды деятельности, в том числе предпринимательскую, если результаты используются для обеспечения достижения основной цели. Государство и общество заинтересованы в том, чтобы деятельность религиозных организаций осуществлялась на основе самофинансирования; однако необходим и контроль за тем, чтобы религиозный статус организации не превращался в прикрытие для коммерческой деятельности.

Государство ставит религиозные организации в особое положение по сравнению с иными некоммерческими и общественными организациями. Для других некоммерческих организаций, например благотворительных, предоставление льгот прямо увязано с их социально значимой деятельностью, которая компенсирует бюджету убытки от налоговых льгот. В отношении религиозных организаций (как и учреждений культуры) льготы являются выделением доли общественного богатства на удовлетворение духовных потребностей как общества в целом, так и его различных конфессионально ориентированных частей.

Религиозные организации обладают определенной двойственностью природы. С одной стороны, субъектом права и государственно-конфессиональных отношений является организация как целое, со своей историей, репутацией, правопреемственностью. Но с другой стороны, это субъект, состоящий из индивидуальных членов — физических лиц. Последние не участвуют в распределении прибыли, но в опосредованном виде являются приобретателями части материальных и нематериальных благ и выгод, получаемых религиозной организацией. Этот дуализм должен учитываться при разрешении проблем, связанных с оказанием государством помощи и поддержки религиозным организациям.

Формы религиозных объединений:

1) религиозная группа;

2) религиозная организация.

Религиозная группа — добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Религиозная организация — добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Виды религиозных организаций в зависимости от территориальной сферы деятельности:

1) местные;

2) централизованные.

Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Взаимосвязь государства религиозных объединений:

1) государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

2) государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

3) государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству;

4) государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую и иную помощь;

6) деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями;

 

7) органы юстиции осуществляют регистрацию и контроль за деятельностью религиозных объединений.

Основания для отказа в государственной регистрации религиозной организации:

<

цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции РФ и законодательству РФ — со ссылкой на конкретные статьи законов;

создаваемая организация не признана в качестве религиозной;

устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РФ или содержащиеся в них сведения не достоверны;

в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;

учредитель (учредители) неправомочен.

Основания для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозного объединения в судебном порядке:

нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;

действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

создание вооруженных формирований;

пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;

принуждение к разрушению семьи;

посягательство на личность, права и свободы граждан;

нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

воспрепятствование получению обязательного образования;

принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ: СУЩНОСТЬ И СУБЪЕКТЫ

 

Контроль — это система наблюдения и проверки процесса функционирования субъектов с целью устранения отклонений от заданных параметров. Сущность контроля за деятельностью органов исполнительной власти заключается в том, что уполномоченные на то органы и общественные организации, используя организационно-правовые способы и средства выясняют — недопущены ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц какие-либо нарушения законности. И если таковые имеются, то своевременно их устраняют, привлекают виновных к ответственности и т.п. Таким образом, контроль в сфере исполнительной власти — это форма обеспечения законности, которые позволяют контролирующему органу (должностному лицу) активно вмешиваться в сферу управления путем дачи обязательных к исполнению указаний о способах и сроках устранения нарушения законности. Понятие контроля включает три взаимосвязанных элемента:

  • проверка фактического выполнения самим органом в пределах его компетенции и каждым из его сотрудников планов заданий и т.д.;
  • проверка путей и средств, именно эта сторона контроля позволяет оценить работу конкретного работника с деловой стороны;
  • принятие мер в процессе контроля для устранения недостатков, поощрения или наказания лица. Меры могут применяться самые разные материальные, организационные и т.п.

    Проверка исполнения более узкое понятие, чем контроль. Проверка исполнения состоит в проверке выполнения органом или должностным лицом тех актов, которые ими самими изданы и адресованы подчиненным лицам и организациям. Контроль же включает проверку всей деятельности этих структурных подразделений. Эффективный контроль позволяет судить о деловом положении, эффективности закона и его исполнении. На основе полученной информации можно оперативно исправлять недостатки, вносить изменения и дополнения. Контрольная информация играет большую роль в осуществлении задач экономической реформы, совершенствования органов исполнительной власти, определение профессионализма кадров и борьбе с коррупцией. В период реформирования экономических отношений роль контроля была принижена.

    Общественный контроль за законностью в сфере государственного управления — одна из форм отправления демократии, состоящая в реализации прав граждан и общественных объединений участвовать в управлении делами государства, наблюдение за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц по соблюдению ими законности, прав и свобод граждан и их объединений.

    Особенности общественного контроля:

    1) осуществляется гражданами и их объединениями (общественными объединениями, политическими партиями и др.);

    2) объектом контроля является деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц;

    3) широко применяются меры общественного воздействия;

    4) имеет профилактическую и правовосстановительную направленность;

    5) осуществляется во взаимодействии с другими способами обеспечения законности.

    Субъекты общественного контроля:

    1) граждане (физические лица);

     

    2) общественные объединения;

    3) политические партии;

    4) профессиональные союзы;

    5) трудовые коллективы и др.

    Основное средство реагирования граждан на факты нарушения законности—жалоба. Виды жалоб:

    1) административная;

    2) судебная.

    Права граждан на обжалование:

    1) общее право на обжалование (подача административной или судебной жалобы);

    2) специальное право жалобы (внесудебное и судебное обжалование).

    При общем праве жалобы обжалованию подлежат коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действия (решения), в результате которых:

    нарушены права и свободы граждан;

    созданы препятствия осуществления гражданином его прав и свобод;

    незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

    Порядок подачи жалобы:

    1) последовательный порядок (в начале жалоба подается в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, а в случае ее неудовлетворения — в суд);

    2) альтернативный порядок (жалоба подается по выбору субъекта или в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в суд).

    При судебном обжаловании обращаются в суд с жалобой в срок:

    1) три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

    2) один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, общественного объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ (законом по отдельным категориям дел могут быть установлены другие сроки).

     

    Решение суда по жалобе – установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем его нарушенные права и свободы.

    Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

    Исполнение решения суда: решение суда, вступившее в законную силу, обязательную для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан, и подлежит исполнению на всей территории РФ.

    Суд информируется об исполнении решения не позднее чем в месячный срок со дня получения.

    Судебные издержки возлагаются на государственный орган, орган местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественное объединение, должностное лицо, государственного служащего в случае признания судом их действия (решения) незаконным, а также если поданная гражданином жалоба вышестоящему органу, должностному лицу была оставлена без ответа либо ответ был дан с нарушением срока.

    Общие признаки права на специальную жалобу:

    подается лицом, в отношении которого вынесено постановление о положении административного взыскания, от его имени адвокатом, потерпевшим, их законными представителями;

    подается в письменной форме;

    подается в орган (должностному лицу), вынесшему постановление по делу об административном правонарушении, которое направляется субъекту, полномочному рассматривать в трехдневный срок;

    направляется субъекту, полномочному рассматривать жалобу в десятидневный срок с момента вынесения постановления;

    рассматривается вышестоящими органами (должностными лицами) или судом в десятидневный срок;

    поданная в срок жалоба приостанавливает исполнение отдельных административных взысканий;

    рассматривается в установленном процедурном порядке.

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Агапов А.Б. Церковь и исполнительная власть// Государство и право. 1998. № 4. С. 19– 25
  2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации.– СПб.: Зерцало, 2003.
  3. Горницкий А.Л. Государственная дисциплина. Киев, 1989.
  4. Зайцева Е.А. Общественные объединения в системе российского общества: конституционно-правовые вопросы, Тверь, 1992
  5. Макарейко Н.В. Административное право.–М.: Юрайт, 2003.
  6. Старилов Ю.И. Административная юстиция: Проблемы теории. Воронеж: Изд-во ВГУ.
  7. Хаманева Н.Ю. Судебный контроль за реализацией прав граждан в сфере исполнительной власти. М.: ИГиП РАН, 1999.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.93MB/0.00032 sec

WordPress: 22.22MB | MySQL:123 | 1,547sec