Соответствует ли понимание местного самоуправления в национальном законодательстве России европейской хартии местного самоуправления

<

091914 2244 1 Соответствует ли понимание местного самоуправления в национальном законодательстве России европейской хартии местного самоуправления Соответствует ли понимание местного самоуправления в национальном законодательстве России европейской хартии местного самоуправления. Если различия имеются, то поясните на примере федерального законодательства и законодательства субъектов РФ в чем они состоят.

 

Ответ

 

В соответствии со статьей 3 Европейской хартии местного самоуправления под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения1. Из этого определения следует, что местное самоуправление рассматривается именно как право и реальная способность.

На федеральной уровне прежде всего следует отметить, что в ч. 1 ст. 130 Конституции РФ закреплено, что местно самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местно значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Таким образом, российской Конституцией местное самоуправление определено как право и реальная способность и в этом случае совпадает с определением Европейской хартии.

Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ ( в ред. ФЗ от 06. 10. 2004 № 53 -ФЗ)2 устанавливает, что местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (ч. 2 ст. указанного Закона). Таким образом, отметим, что в целом определение местного управления в указанном федеральном законе в целом совпадают с определением Европейской    хартии. В Федеральном законе 2003 г. местное самоуправление расценивается как форма осуществления народом своей власти. В российском федеральном законодательстве местное самоуправление – это деятельность населения непосредственно, а потом уже муниципальных органов. Европейская хартия делает акцент на органы местного самоуправления, хотя и не отрицает различных форм прямой демократии.

Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» воспроизводит определение, содержащееся в Хартии. Местное самоуправление – это право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Проанализируем понятие местного самоуправления в законодательстве субъектов РФ на примере Устава Краснодарского края1. Согласно ч. 1 ст. 76 Устава местное самоуправление в Краснодарском крае — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами края, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Таким образом, видно полное совпадение определения местного самоуправления с определением федерального законодательства, а отличия аналогичны. В Уставе краснодарского края местное самоуправление – это деятельность населения непосредственно, а потом уже муниципальных органов. Европейская хартия делает акцент на органы местного самоуправления, хотя и не отрицает различных форм прямой демократии.

<

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ 2

 

Гражданин обратился в приемную местной администрации с предложением о переносе трамвайно остановки в связи с тем, что это создает, по его мнению, лучшие условия для жителей данного района. Через 3 месяца ему пришел ответ из ТТУ, где разъяснялось, что решение данного вопроса вне компетенции ТТУ. Видите ли вы нарушения законности при рассмотрении обращения гражданина.

 

Ответ.

В соответствии со ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ ( в ред. ФЗ от 06. 10. 2004 № 53 -ФЗ) граждане вправе на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 32 Закона. В то же время ч. 2 ст. 32 Закона должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца. Таким образом, тут наблюдается первое нарушение законодательства РФ, так как ответ на обращение гражданина был дан в трехмесячный срок.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ ( в ред. ФЗ от 06. 10. 2004 № 53 -ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа. Следовательно, городская администрация необоснованно передала право на решение вопроса гражданина в ТТУ, так как согласно указанному Закону решение данного вопроса относиться к компетенции городской администрации.

 

 

 

ЗАДАНИЕ 3

 

Квартальный комитет обратился в районный суд с иском в защиту прав на осуществление местного самоуправления лиц, проживающих на данной территории.

Обладает ли этот орган таким правом?

 

ОТВЕТ

В соответствии со ст. 27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ квартальный комитет относиться к органу территориального общественного самоуправления.

Согласно ч. 8 ст. 27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ органы территориального общественного самоуправления:

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Таким образом, квартальный комитет не обладает правом обращения в суд с иском в защиту прав на осуществление местного самоуправления лиц, проживающих на данной территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Европейская хартия местного самоуправления. Ратифицирована ФЗ от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 39. Ст. 4466.
  2. Конституция Российской Федерации: Принята всеобщим народным голосованием 12 декабря 1993 г.
  3. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  4. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  5. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ ( в ред. ФЗ от 21. 07. 2005 № 97 -ФЗ) // СЗ РФ. 21003. № 40. Ст. 3822

    Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления»

    Устав Краснодарского края    (с изменениями от 5 сентября 1994 г., 5 июня и 19 сентября 1996 г.,  18 июля 1997 г., 4 января, 10 мая, 7 и 22 августа 2001 г., 1 марта    2002 г., 3 июня и 20 октября 2003 г., 7 июня 2004 г.)

  6. Коваленко А.И. Конституционное право РФ. М., 2004.
  7. Краснов М.А. Введение в муниципальное право. М., 1993.
  8. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: — М.: Изд-во «Юристъ», 2005.
  9. Муниципальное право / Под ред. Н. С. Бондаря. М., 2006.
  10. Славин М.М. Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования. / Под ред. Шеремета К.Ф., 2003.
  11. Шугрина Е. С. Муниципальное право. М., 2006.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.91MB/0.00028 sec

WordPress: 22.3MB | MySQL:120 | 1,618sec